ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ) С ИНОСТРАННЫМ ЭЛЕМЕНТОМ
|
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика усыновления (удочерения) с иностранным элементом 6
1.1 Понятие, нормативно-правовое регулирование усыновления
(удочерения) с иностранным элементом 6
1.2 Субъекты отношений по усыновлению (удочерению) с иностранным элементом 15
Глава 2. Процедура усыновления (удочерения) с иностранным элементом 24
2.1 Условия усыновления (удочерения) с иностранным элементом 24
2.2 Порядок усыновления (удочерения) с иностранным элементом 28
Глава 3. Правовые последствия усыновления (удочерения) с иностранным элементом. Отмена усыновления (удочерения) с иностранным элементом .. 41
3.1 Правовые последствия усыновления (удочерения) с иностранным элементом 41
3.2 Основания, порядок, правовые последствия отмены усыновления
(удочерения) с иностранным элементом 46
Заключение 51
Список использованной литературы
Глава 1. Общая характеристика усыновления (удочерения) с иностранным элементом 6
1.1 Понятие, нормативно-правовое регулирование усыновления
(удочерения) с иностранным элементом 6
1.2 Субъекты отношений по усыновлению (удочерению) с иностранным элементом 15
Глава 2. Процедура усыновления (удочерения) с иностранным элементом 24
2.1 Условия усыновления (удочерения) с иностранным элементом 24
2.2 Порядок усыновления (удочерения) с иностранным элементом 28
Глава 3. Правовые последствия усыновления (удочерения) с иностранным элементом. Отмена усыновления (удочерения) с иностранным элементом .. 41
3.1 Правовые последствия усыновления (удочерения) с иностранным элементом 41
3.2 Основания, порядок, правовые последствия отмены усыновления
(удочерения) с иностранным элементом 46
Заключение 51
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования. Сегодня вопросы усыновления (удочерения) (далее - усыновление) с иностранным элементом, а в особенности усыновления российских детей иностранными гражданами, имеют важное практическое значение. При усыновлении с участием иностранного элемента важно правильно применять нормы российского и международного права. Суды в связи с надобностью установления содержания иностранного закона и оценкой документов, которые составлены за границей, испытывают затруднения. Довольно часто судами допускаются погрешности в установлении юридически значимых обстоятельств, наблюдается формальное отношение к исследованию доказательств.
В различных странах законодательное регулирование семейных отношений, в том числе усыновления, имеет свои характерные особенности, которые обусловлены принадлежностью к той или иной правовой семье, а также и национальными и религиозными особенностями. Поэтому в каждом случае вопрос о применении права зависит от конкретных обстоятельств. Совершенствование правового регулирования усыновления с иностранным элементом должно стремиться в направлении как лучшей защиты прав детей, так и осуществлении контроля за судьбой тех детей, которые усыновлены иностранными гражданами.
В работе исследуется процедура усыновления в Российской Федерации, Итальянской Республике (Италии) и Латвийской Республике (далее - Латвия). Эти иностранные правопорядки выбраны не случайно. Италия занимает лидирующее место по усыновлению российских детей. Итальянскими семьями в 2015 году было усыновлено 446 детей. В связи с этим считаю необходимым изучить уже сложившийся порядок усыновления между государствами. Выбор изучения процедуры усыновления в Латвии обоснован тем, что ранее Россия и Латвия имели общую правовую систему как республики СССР. Необходимо выяснить, имеются ли в данных правопорядках какие-либо особенности, обусловленные индивидуальным развитием семейных правоотношений уже в настоящее время.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает совокупность отношений, порождаемых процедурой усыновления, а также их правовое регулирование. В данной работе сравнению подвергается законодательство о международном усыновлении Российской Федерации, Итальянской Республики и Латвийской Республики. Предмет - нормы российского, итальянского и латвийского законодательства в сфере усыновления в сравнении.
Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы является формирование представления об усыновлении с иностранным элементом в Российской Федерации, Итальянской Республике и Латвийской Республике путём проведения сравнительно-правового анализа законодательства данных стран.
Для достижения названной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить нормативно правовые акты, касающиеся усыновления в России, Италии и Латвии;
- раскрыть понятие, субъектов усыновления в России, Италии и Латвии, их права и обязанности;
- обозначить условия усыновления в России Италии и Латвии;
- исследовать порядок усыновления в России, Италии и Латвии;
- проанализировать правовые последствия усыновления в России, Италии и Латвии;
- рассмотреть основания и порядок отмены усыновления в России, Италии и Латвии.
Методология исследования. Одним из основных методов, применяемых при исследовании, является сравнительно-правовой метод. Кроме того, были использованы методы историко-правовой, статистический, формально-логический, структурно-системный.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых подразделяется на отдельные параграфы, заключения и списка использованной литературы.
В различных странах законодательное регулирование семейных отношений, в том числе усыновления, имеет свои характерные особенности, которые обусловлены принадлежностью к той или иной правовой семье, а также и национальными и религиозными особенностями. Поэтому в каждом случае вопрос о применении права зависит от конкретных обстоятельств. Совершенствование правового регулирования усыновления с иностранным элементом должно стремиться в направлении как лучшей защиты прав детей, так и осуществлении контроля за судьбой тех детей, которые усыновлены иностранными гражданами.
В работе исследуется процедура усыновления в Российской Федерации, Итальянской Республике (Италии) и Латвийской Республике (далее - Латвия). Эти иностранные правопорядки выбраны не случайно. Италия занимает лидирующее место по усыновлению российских детей. Итальянскими семьями в 2015 году было усыновлено 446 детей. В связи с этим считаю необходимым изучить уже сложившийся порядок усыновления между государствами. Выбор изучения процедуры усыновления в Латвии обоснован тем, что ранее Россия и Латвия имели общую правовую систему как республики СССР. Необходимо выяснить, имеются ли в данных правопорядках какие-либо особенности, обусловленные индивидуальным развитием семейных правоотношений уже в настоящее время.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает совокупность отношений, порождаемых процедурой усыновления, а также их правовое регулирование. В данной работе сравнению подвергается законодательство о международном усыновлении Российской Федерации, Итальянской Республики и Латвийской Республики. Предмет - нормы российского, итальянского и латвийского законодательства в сфере усыновления в сравнении.
Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы является формирование представления об усыновлении с иностранным элементом в Российской Федерации, Итальянской Республике и Латвийской Республике путём проведения сравнительно-правового анализа законодательства данных стран.
Для достижения названной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить нормативно правовые акты, касающиеся усыновления в России, Италии и Латвии;
- раскрыть понятие, субъектов усыновления в России, Италии и Латвии, их права и обязанности;
- обозначить условия усыновления в России Италии и Латвии;
- исследовать порядок усыновления в России, Италии и Латвии;
- проанализировать правовые последствия усыновления в России, Италии и Латвии;
- рассмотреть основания и порядок отмены усыновления в России, Италии и Латвии.
Методология исследования. Одним из основных методов, применяемых при исследовании, является сравнительно-правовой метод. Кроме того, были использованы методы историко-правовой, статистический, формально-логический, структурно-системный.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых подразделяется на отдельные параграфы, заключения и списка использованной литературы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что институт усыновления с участием иностранного элемента - явление довольно сложное. Процедура усыновления детей иностранными гражданами непростая. Проблемы возникают как с предоставлением необходимой документации и применением коллизионных норм права, так и с личностью усыновителей.
Нормативно-правовое регулирование международного усыновления осуществляется как на международном, так и на национальном уровне. При этом правосубъектность усыновителя и правовой статус ребёнка, который может быть усыновлён, определяются по личному закону усыновителя и усыновляемого. А форма и процедура усыновления подчиняются праву государства, на территории которого совершается усыновление.
Субъектный состав правоотношений по усыновлению одинаков. Как в России, так и в Италии, Латвии, он включает в себя усыновляемых, усыновителей, биологических родителей и иных лиц, чье согласие необходимо на усыновление. Обязательным субъектом в России являются также органы опеки и попечительства. В Италии аналогичным органом является Суд по делам несовершеннолетних, а в Латвии - Сиротский суд.
Дела об усыновлении в трёх странах рассматриваются только в судебном порядке. Для того чтобы международное усыновление состоялось, необходимо соблюдение условий, которые идентичны в России, Италии и Латвии. Это, во-первых, отсутствие сограждан ребёнка, желающих его усыновить, во-вторых, согласие определённых законом лиц, в-третьих, наличие установленной законом разницы в возрасте, а также наличие специального разрешения на усыновление. Законодательство стран предусматривает, что последствием усыновления является возникновение между усыновителем и усыновлённым отношений родителя и ребёнка.
Несмотря на тенденции к международной унификации норм семейного права, коллизионный метод актуален, как и прежде. Унифицировать коллизионные нормы по многим вопросам, возникающим при процедуре 51
трансграничного усыновления, возможно с помощью заключения
двусторонних договоров о сотрудничестве в области усыновления детей. Заключение двусторонних договоров является положительной тенденцией в области регулирования трансграничного усыновления. С помощью таких договоров система контроля и мониторинга жизни ребёнка в принимающем государстве становится прозрачнее, упрощается деятельность судов по установлению содержания иностранного права. Двусторонний договор также позволяет регулировать и вопросы предоставления гражданства ребёнку и впоследствии контролировать эту ситуацию, чтобы не допустить случаев, когда ребёнок может остаться апатридом.
Так как Российская Федерация допускает международное усыновление, считаем, что приоритет нужно отдавать тем государствам, с которыми заключены двусторонние соглашения. Необходимо заключать договоры и с другими странами, особенно являющихся лидерами по усыновлению детей- иностранцев.
Для разрешения проблем иностранного усыновления представляется необходимым принятие внутри государств мер по улучшению работы судов, специализированных органов, а также мер по ужесточению порядка отбора кандидатов в усыновители, повышению требований к лицам и организациям, участвующим в процедуре усыновления.
Нормативно-правовое регулирование международного усыновления осуществляется как на международном, так и на национальном уровне. При этом правосубъектность усыновителя и правовой статус ребёнка, который может быть усыновлён, определяются по личному закону усыновителя и усыновляемого. А форма и процедура усыновления подчиняются праву государства, на территории которого совершается усыновление.
Субъектный состав правоотношений по усыновлению одинаков. Как в России, так и в Италии, Латвии, он включает в себя усыновляемых, усыновителей, биологических родителей и иных лиц, чье согласие необходимо на усыновление. Обязательным субъектом в России являются также органы опеки и попечительства. В Италии аналогичным органом является Суд по делам несовершеннолетних, а в Латвии - Сиротский суд.
Дела об усыновлении в трёх странах рассматриваются только в судебном порядке. Для того чтобы международное усыновление состоялось, необходимо соблюдение условий, которые идентичны в России, Италии и Латвии. Это, во-первых, отсутствие сограждан ребёнка, желающих его усыновить, во-вторых, согласие определённых законом лиц, в-третьих, наличие установленной законом разницы в возрасте, а также наличие специального разрешения на усыновление. Законодательство стран предусматривает, что последствием усыновления является возникновение между усыновителем и усыновлённым отношений родителя и ребёнка.
Несмотря на тенденции к международной унификации норм семейного права, коллизионный метод актуален, как и прежде. Унифицировать коллизионные нормы по многим вопросам, возникающим при процедуре 51
трансграничного усыновления, возможно с помощью заключения
двусторонних договоров о сотрудничестве в области усыновления детей. Заключение двусторонних договоров является положительной тенденцией в области регулирования трансграничного усыновления. С помощью таких договоров система контроля и мониторинга жизни ребёнка в принимающем государстве становится прозрачнее, упрощается деятельность судов по установлению содержания иностранного права. Двусторонний договор также позволяет регулировать и вопросы предоставления гражданства ребёнку и впоследствии контролировать эту ситуацию, чтобы не допустить случаев, когда ребёнок может остаться апатридом.
Так как Российская Федерация допускает международное усыновление, считаем, что приоритет нужно отдавать тем государствам, с которыми заключены двусторонние соглашения. Необходимо заключать договоры и с другими странами, особенно являющихся лидерами по усыновлению детей- иностранцев.
Для разрешения проблем иностранного усыновления представляется необходимым принятие внутри государств мер по улучшению работы судов, специализированных органов, а также мер по ужесточению порядка отбора кандидатов в усыновители, повышению требований к лицам и организациям, участвующим в процедуре усыновления.
Подобные работы
- Правовое регулирование семейных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства
Дипломные работы, ВКР, гражданско-процессуальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ)
ДЕТЕЙ С ИНОСТРАННЫМ ЭЛЕМЕНТОМ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ) ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РФ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ)
ДЕТЕЙ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2016 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ) ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Международно-правовое регулирование усыновления иностранными гражданами детей, имеющих российское гражданство
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2016 - Международное усыновление
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2016 - Процедура усыновления в гражданском процессе: национальное и международное правовое регулирование (сравнительный анализ)
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2021 - НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО
УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Немецкий. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016



