Введение 4
1. Понятие и предмет правоотношений по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств 8
1.1. Понятие обязательного страхования гражданской ответственности
владельцев транспортных средств 10
1.2. Предмет обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств 18
2. Стороны отношений обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств 22
2.1. Страхователь: права, обязанности, ответственность 25
2.2. Страховщик: права, обязанности, ответственность 29
2.3. Выгодоприобретатель: права, обязанности, ответственность 39
3. Порядок заключения и расторжения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств 43
3.1. Цена и срок договора обязательного страхования гражданской
ответственности владельцев транспортных средств 55
3.2. Форма и порядок заключения договора обязательного страхования
гражданской ответственности владельцев транспортных средств 59
3.3. Особенности изменения и расторжения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных
средств 63
Заключение 68
Список использованных нормативно - правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы
Тема данной выпускной квалификационной работы посвящена принятию Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002г. №40-ФЗ (Далее - договор обязательного страхования, Закон об ОСАГО) , это стало значимым событием не только для национального рынка, но и для страны в целом. Введение ОСАГО в России является логичным следствием и необходимым инструментом проводимых в нашей стране рыночных реформ, конечная цель которых в построении приближенных к общемировым стандартам цивилизованных отношений между обществом, государством и его гражданами. Договор обязательного страхования - это цивилизованный способов защиты интересов участников дорожного движения во всем мире и одна из важнейших составляющих вступления России в Европейское сообщество.
Так как договор обязательного страхования является публичным (согласно ст.1 договора ОСАГО, то у страховщика возникает обязанность заключить договор страхования с каждым обратившимся лицом, а у страхователя корреспондируется право требовать заключения такового договора. В случаях уклонения страховых организаций от заключения публичного договора обязательного страхования является не обоснованным и неправомерным в соответствии со ст.426 Гражданскому Кодексу Российской Федерации (часть 1) от 30.11.1994г. №51-ФЗ (Далее - ГК)34
Договор обязательного страхования необходим для того, чтобы гарантировать потерпевшим возмещение хотя бы минимального вреда, причиняемого им в результате ДТП. Даже самый опытный водитель, не будучи виновником аварии, может стать потерпевшим. Теперь потерпевший не будет оставлен один на один со своей бедой. По закону, он будет получать компенсацию. Если из-за аварии пострадает его автомобиль - будет произведен или оплачен ремонт. Если пострадает водитель, пешеход, пассажир - им будет выплачена сумма средств на лечение, реабилитацию, компенсирована потеря заработка. Родственникам, находившихся на иждивении погибших, также будет выплачена компенсация. Размер выплаты, как правило, превышает размер страховой премии в несколько раз.
На данный момент тема обязательного страхования очень актуальна для законодателя, мы это можем видеть в качестве сильных реформ закона за последние пять лет.
В качестве норм, которые регулируют отношения в сфере ОСАГО можно подразделить на пять видов:
- закон;
- постановления и распоряжения правительства Российской Федерации;
- ведомственные и иные нормативные акты;
- акты центрального Банка Российской Федерации (далее - Банк России);
На данный момент из-за того, что этот сегмент страхования считается убыточным, по причине невозможности договорится о страховой выплате сторонам по поврежденному имуществу, многие страховщики начали отказываться от лицензии на данный вид деятельности. Именно это и послужило изменению закона об ОСАГО, о том, что натуральное страховое возмещение в большем приоритете, чем страховая выплата, именно поэтому, на наш взгляд, тема является актуальной и востребованной в наше время.
Страхование ответственности владельцев автотранспортных средств является наиболее известным видом страхования гражданской ответственности, начавшим бурно развиваться в 20-е годы, когда стала возрастать интенсивность автомобильного движения и увеличился риск дорожно-транспортных происшествий. Владельцы транспортных средств обязаны за свой счет страховать в качестве страхователей риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
Целью нашей работы будут являться рассмотрение понятия и предмета договора обязательного страхования. Исходя из этого, выдвигаются следующие задачи:
1) Разобрать стороны правоотношений, их права обязанности и ответственности как в момент заключения договора обязательного страхования, наступления страхового случая и после такового.
2) Изучить условия договора обязательного страхования: цена и срок договора, хотя по последней информации Минфин планирует изменения в сроках, и расширение возможности обязательного страхования, а именно одновременно путем заключения одного договора заключать страхования обязательное (ОСАГО) и добровольное (КАСКО) .
3) Рассмотреть такие аспекты как: форма и порядок заключения договора ОСАГО его особенности изменения и расторжения договора обязательного страхования. Тем не менее, будет приведена судебная практика по важным аспектам договора обязательного страхования.
Принятие закона об ОСАГО является социально значимым событием в государстве. Нами были изучены ряд законов, постановлений и распоряжений правительства РФ, ведомственные и иные нормативные акты. В ходе нашей работы можно увидеть, что до недавнего времени страховщик был слабой стороной, хоть и законодательством данный вид договора подразумевал защиту страхователя. Однако, в ходе зашиты своих прав, данная страхователь злоупотреблял своим правом, тем самым сама концепция договора обязательного страхования начала терять свою сущность.
Было так же исследовано, что договор ОСАГО является:
- возмездным;
- двухсторонне обязывающим;
- консенсуальным.
Указанные характеристики являются типичными характеристиками договора страхования в целом. Причем если первая и вторая характеристики обычно не вызывают у авторов возражений, то последняя - до момента заключения договора - вызывает большие теоретические споры.
В данной работе главной задачей стояло рассмотрение понятия и предмета обязательного страхования.
Так же были разобраны стороны правоотношений, их права, обязанности и ответственность как в момент заключения договора обязательного страхования, так и при наступлении страхового случая.
В ходе разбора выгодоприобретателя как одной из сторон в законе об ОСАГО можно выделить основную концепцию что, договор обязательного страхования заключается в пользу неограниченного круга потерпевших, которым может быть причинен вред действиями застрахованных лиц и наступлением в этой связи их гражданской ответственности. Потерпевшие являются выгодоприобретателями в рассматриваемых отношениях.
Были изучены условия договора обязательного страхования: цена и срок договора, и разобрано, что договор находится под сильным контролем законодателя, поэтому стороны не могут сильно видоизменять договор.
В конце работы были рассмотрены такие аспекты как: форма и порядок заключения обязательного страхования и особенности изменений и расторжения договора обязательного страхования. Тем не менее, была приведена судебная практика по важным аспектам договора обязательного страхования.
Так как договор обязательного страхования стал экономически не выгоден, многие страховщики начинали отказываться от лицензии для ведения данной деятельности, именно это и послужило причиной того, что законодатель начал прислушиваться к страховщикам. Поэтому в ближайшем будущем, стоит ожидать сильных изменений в законодательстве в законе об ОСАГО.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51 - ФЗ (ред. от 31.01.2016) // Собрание законодательства РФ. - 1994. №32. - ст.3301.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14 -ФЗ (ред. от. 29.06.2015) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №5. - ст. 140.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от «31» июля 1998г. №145- ФЗ. // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823,Российская газета, N 153-154, 12.08.1998.
4. Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.02.2016).// Российская газета, N 6, 12.01.1993,
5. Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».// Собрание законодательства РФ, 06.05.2002, N 18, ст. 1720,Российская газета, N 80, 07.05.2002.
6. Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 года №7-ФЗ.// Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 145,Российская газета, N 14, 24.01.1996.
7. Федеральный закон от 28.03.2017 г. N 39-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Парламентская газета, N 12, 31.03 - 06.04.2017.
8. Федеральным законом N 63-ФЗ «Об электронной подписи» // первоначально опубликован опубликовано в издании Российская газета, N 218, 30.09.2013.
9. Положение Банка России от 19 сентября 2014 года № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств». // Вестник Банка России, N 93, 08.10.2014..
10. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1981г. № 5764-Х «О государственном обязательном страховании имущества, принадлежащего гражданам»// Свод законов СССР. Т. 5. С. 645. (Хотя официально данный Указ не отменен он не подлежит применению как противоречащий гл.48 ГК).
11. Постановлению Правительства РФ от «28» ноября 2011 года №977 «О федеральной государственной информационной системе.» Собрание законодательства РФ, 05.12.2011, N 49 (ч. 5), ст. 7284.
12. Указание Банка России от 19 сентября 2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Вестник Банка России, N 88, 02.10.2014.
2. Материалы судебной практики:
1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 января 2015 г. N 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».// "Российская газета", N 21, 04.02.2015,"Бюллетень Верховного Суда РФ", N 3, март, 2015.
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г. N 20«О применении судами законодательства о добровольном страхованииимущества граждан».// "Российская газета", N 145, 05.07.2013,"Бюллетень Верховного Суда РФ", N 8, август, 2013.
3. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 апреля 2001 г. N 10426/00
4. Определение СК Верховного Суда РФ от 13 мая 1995 г
5. Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 06.02.2014 N 33-1643/2014. // Документ опубликован не был.
6. Решение по делу 2-688/2015 ~ М-547/2015 (24.08.2015, Нурлатский районный суд (Республика Татарстан).// Документ опубликован не был.
7. Апелляционное определение Московского городского суда от 20 сентября 2013 N 11-28397/13 .// Документ опубликован не был.
8. Апелляционное определение СК по гражданским делам Тамбовского областного суда от 20 июля 2015 г. по делу N 33-2065/2015.// Документ опубликован не был.
9. Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 13 марта 2014 г. по делу N 33-3652/2014// Документ опубликован не был.
10. Апелляционное определение Московского городского суда от 28 мая 2015 г. N 33-17993/15// Документ опубликован не был.
11. Апелляционное определение Московского городского суда от 08 июля 2015 г. N 33-23195/15// Документ опубликован не был.
12. Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19 января
2015 г. по делу N А43-29846/2014// Документ опубликован не был.
13. Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20 апреля
2015 г. по делу N А43-33083/2014// Документ опубликован не был.
14. Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 5 мая 2015 г. по делу N А43-5355/2015// Документ опубликован не был.
15. Решение Арбитражного суда Кировской области от 22 октября 2015 г. по делу N А28-10587/2015// Документ опубликован не был.
16. Судебная практика Постановление Федерального арбитражного суда
Уральского округа от 27 июля 2009 г. N Ф09-5325/09-С3 // Документ
опубликован не был.
3. Специальная литература:
1. Брагинский М.И. Витрянский В.В. Договорное право. Часть 3. М., 2002. 1055.
2. В каких случаях страховая компания имеет право регрессного требования к виновнику ДТП по договору ОСАГО? // Азбука права: электрон. журн. 2017.
3. Строганова И.В., Строганов М.И. Правовая природа штрафа, предусмотренного пунктом 3 статьи 16.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Вестник Челябинского Г осударственного Университета.
4. Глинка В.И., Ручкин О.Ю., Трунцевский Ю.В. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств: теоретические и практические аспекты: научно-практическое пособие. М.: Юрист, 2013. 144 с.
5. Гражданское право. Т.П.Полутом 2.: Учебник/ Отв. ред. проф. Е.А. Суханов - М. 2000. С544
6. Дзкуя Ш.В. Определение предмета исполнения в альтернативных и
факультативных обязательствах: проблемы теории и практики // Право и
экономика. 2017. N 2. С. 29 - 33.
7. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ"// СПС КонсультантПлюс. 2014.
8. Комментарий к Федеральному закону от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" Авторы: Батрова Т.А., Корнеева О.В., Богатырева Н.В.
9. Информация Банка России от 06.05.2014 «Об отказах страховщиков в заключении договоров ОСАГО» // Вестник Банка России, N 44, 16.05.2014
10. Молодежь и XXI век - 2016 Материалы VI Международной молодежной научной конференции: в 4-х томах. 2016 Издательство: Закрытое акционерное общество "Университетская книга" 180 с.
11. Овчинникова Ю.С. Страховая выплата: гражданско-правовые аспекты // Вестник арбитражной практики. 2016. N 4. С. 33 - 40.
12. Рожкова М.А. Защита гражданских прав: избранные аспекты: Сборник статей "Статут", 2017) 432 с.
13. Серебровский В.И. Избранные труды по наследству и страховому праву. М. Статут. 1997 г. С. 473-484.
14. Овчинникова Ю.С. на тему: Досрочное прекращение договора ОСАГО: проблемы возврата страховой премии// документ опубликован «Право и экономика», 2007, N 1
15. Тишин А.П. Тайна страхования // Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. N 2. С. 69 - 77.
16. Учебное издание: Безбах В.В., Белова Д.А., Богачева Т.В. под редакции Мозолин В.П. гражданское право том 2. 968 с.
17. Шихов А.К. Страховое право. Учеб. Пособие. М., 2003.С. 296 с.
18. Шретер В.Н. Советское хозяйственное право (право торгово-промышленное). М.: ИНФРА-М, 1996. С. 92.
Интернет ресурсы:
1. Интервью замглавы Минфина Алексея Моисеева данное РИА Новости в сети интернет по адресу:https://ria.ru/society/20170414/1492265231.html от 16.04.2017г.
2. Коммерсантъ в сети интернет по адресу: https://www.kommersant.ru/doc/3263457 от 16.04.2017г.
3. Официальный ответ РСА зачем нужно обязательное страхование . в сети интернет по адресу: http://www.autoins.ru/ru/tech_inspection/FAQ.wbpот 16.04.2017г.
4. ФИНМАРКЕТ в сети интернет по адресу: http://www.finmarket.ru/insurance/?nt=2&id=4511093от 17.04.2017г.
5. Электронный конспект лекций по адресу:http://kpfu.ru/Kamil.Arslanovот 07.06.2017г.