ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОСМЕРТНОГО ДОНОРСТВА В РФ
|
Введение 3
1. Источники правового регулирования посмертного донорства: история и
современность 7
1.1 Исторический аспект правового регулирования посмертного донорства
1.2 Международно-правовое регулирование посмертного донорства 13
1.3. Национально-правовое регулирование посмертного донорства
правовое регулирование посмертного донорства в РФ 18
2. Правоотношения в сфере посмертного донорства 37
2.1. Органы и ткани как объект правоотношения донорства, их правовой
режим 37
2.2 Субъекты правоотношений в сфере посмертного донорства 41
2.3. Ответственность за нарушение норм законодательства в области
посмертного донорства 46
Заключение 53
Список использованных источников и литературы
1. Источники правового регулирования посмертного донорства: история и
современность 7
1.1 Исторический аспект правового регулирования посмертного донорства
1.2 Международно-правовое регулирование посмертного донорства 13
1.3. Национально-правовое регулирование посмертного донорства
правовое регулирование посмертного донорства в РФ 18
2. Правоотношения в сфере посмертного донорства 37
2.1. Органы и ткани как объект правоотношения донорства, их правовой
режим 37
2.2 Субъекты правоотношений в сфере посмертного донорства 41
2.3. Ответственность за нарушение норм законодательства в области
посмертного донорства 46
Заключение 53
Список использованных источников и литературы
В соответствии со статьей 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Это положение более детально развивается в Федеральном законе от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», где отмечается, что государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.
В последние годы медицинская наука достигла больших успехов в профилактике и лечении многих заболеваний, считавшихся ранее либо вовсе неизлечимыми, либо трудно поддающимися лечению. Она стала способной проникать в глубинные процессы, происходящие в организме человека, влиять на репродуктивное здоровье человека, процессы умирания, генетический статус.
Одной из наиболее быстроразвивающихся сфер медицины на сегодняшний день является посмертное донорство органов. Уже полвека прошло с того времени, когда еще мало кому известный врач Кристиан Барнард провел первую в мире пересадку сердца. Но, несмотря на то, что трансплантология с тех пор стала признанным направлением в медицине, споры о том, что можно и что нельзя при изъятии органов, не утихают, а разгораются с новой силой. Являясь крайним методом лечения, когда другие не могут обеспечить сохранность жизни пациента либо восстановление его здоровья, вопросы правового регулирования этого института выходят на первый план.
С точки зрения медицины, как только пересадка органов начала делать первые шаги, встали совсем не медицинские проблемы - о согласии на изъятие органа у человека или его близких, о праве получить орган для умирающего и мнение семьи донора. Окончательного ответа и неоспоримого решения на все эти новые вопросы и десятки похожих нет и сейчас.
В России выполняется около полутора тысяч трансплантологических операций в год, в то время как реальная потребность составляет 8 - 10 тысяч. Треть россиян, ежегодно нуждающихся в операциях по пересадке органов, - дети. Для сравнения: в США ежегодно проводится 25 тысяч операций по пересадке органов.
Необходимо отметить, что в России проводится около 1300 трансплантаций органов ежегодно. В Европе, в том числе в таких странах, как Италия, Франция, Испания, проводится от 40 до 65 операций на миллион населения, а у нас пока этот показатель составляет 3,5 операции на миллион населения.
Сегодня наблюдается превышение по листам ожидания на трансплантацию органов в России около 3-4 раз по сравнению с возможностями их выполнения. Наиболее распространенной и востребованной операцией является трансплантация почек и печени. В числе препятствий к развитию трансплантологии следует назвать негативное отношение со стороны российского общества, острый дефицит донорских органов, запрет детского донорства, несовершенный характер организации медицинской помощи, низкий уровень правовой грамотности населения в этой области.
Таким образом, актуальность выбранной темы дипломной работы объясняется острой необходимостью выработки современной правовой базы регулирования как донорства в общем, так и донорства посмертного в частности. Вопросы, возникающие в процессе правоприменительной практики, зачастую не могут быть решены только на основе существующей нормативно правовой базы. Актуальность проблемы объясняется также тем, что спорной является и сама концепция, избранная законодателем в области регулирования посмертного донорства.
Наконец, природа медицинской деятельности такова, что ее исход объективно бывает самым неблагоприятным. Поэтому особую актуальность приобретает юридическая оценка обстоятельств, предшествовавших, сопутствующих донорству, а также возникших после медицинского вмешательства.
Целью дипломной работы является формирование комплексного представления о правовом регулировании посмертного донорства в РФ.
На пути к достижению поставленной цели представляется необходимым решение следующих задач:
• Рассмотреть исторический аспект возникновения и развития института посмертного донорства.
• Проанализировать международное и национальное правовое регулирование посмертного донорства.
• Исследовать вопрос о возможности рассмотрения органов и тканей человека в качестве объектов регулирования гражданского права.
• Выделить субъектов правоотношений, возникающих в сфере регулирования посмертного донорства, и рассмотреть их права и обязанности.
• Оценить эффективность правовых норм, регламентирующих юридическую ответственность, возникающую в случае нарушения правил забора, заготовки и трансплантации органов и тканей.
Необходимо отметить, что степень проработанности проблем, возникающих в сфере правового регулирования посмертного донорства, на сегодняшний день остается довольно низкой. Имеются отдельные научные труды, касающиеся исторического аспекта развития института, опыта иностранных государств в области его правовой регламентации, однако такие актуальные вопросы как особенности имплементации норм иностранного права в Российское законодательство, их эффективность в условиях низкого уровня информированности населения в области их субъективных прав и правовых обязанностей, касающиеся посмертного донорства, не получили должного научного анализа.
В дипломной работе широко используются такие методы исследования, как: специально-юридический, сравнительно-правовой, метод структурного анализа, метод сравнительного правоведения, метод логических обобщений.
В работе особое внимание уделяется историческим аспектам развития посмертного донорства. В частности, на примере опыта Соединенных Штатов Америки, анализируется процесс одновременной гармонизации норм национального права с международными нормами и нахождения компромиссов в области правовой регламентации в связи с разделением общественного мнения относительно выбора соответствующей модели регулирования. При рассмотрении элементов правоотношений в сфере посмертного донорства, приводятся различные точки зрения на проблематику выделения тканей и органов в качестве объектов правоотношений. Правое положение субъектов правоотношений исследуется путем противопоставления прав и обязанностей одной группы субъектов правам и обязанностям других.
В последние годы медицинская наука достигла больших успехов в профилактике и лечении многих заболеваний, считавшихся ранее либо вовсе неизлечимыми, либо трудно поддающимися лечению. Она стала способной проникать в глубинные процессы, происходящие в организме человека, влиять на репродуктивное здоровье человека, процессы умирания, генетический статус.
Одной из наиболее быстроразвивающихся сфер медицины на сегодняшний день является посмертное донорство органов. Уже полвека прошло с того времени, когда еще мало кому известный врач Кристиан Барнард провел первую в мире пересадку сердца. Но, несмотря на то, что трансплантология с тех пор стала признанным направлением в медицине, споры о том, что можно и что нельзя при изъятии органов, не утихают, а разгораются с новой силой. Являясь крайним методом лечения, когда другие не могут обеспечить сохранность жизни пациента либо восстановление его здоровья, вопросы правового регулирования этого института выходят на первый план.
С точки зрения медицины, как только пересадка органов начала делать первые шаги, встали совсем не медицинские проблемы - о согласии на изъятие органа у человека или его близких, о праве получить орган для умирающего и мнение семьи донора. Окончательного ответа и неоспоримого решения на все эти новые вопросы и десятки похожих нет и сейчас.
В России выполняется около полутора тысяч трансплантологических операций в год, в то время как реальная потребность составляет 8 - 10 тысяч. Треть россиян, ежегодно нуждающихся в операциях по пересадке органов, - дети. Для сравнения: в США ежегодно проводится 25 тысяч операций по пересадке органов.
Необходимо отметить, что в России проводится около 1300 трансплантаций органов ежегодно. В Европе, в том числе в таких странах, как Италия, Франция, Испания, проводится от 40 до 65 операций на миллион населения, а у нас пока этот показатель составляет 3,5 операции на миллион населения.
Сегодня наблюдается превышение по листам ожидания на трансплантацию органов в России около 3-4 раз по сравнению с возможностями их выполнения. Наиболее распространенной и востребованной операцией является трансплантация почек и печени. В числе препятствий к развитию трансплантологии следует назвать негативное отношение со стороны российского общества, острый дефицит донорских органов, запрет детского донорства, несовершенный характер организации медицинской помощи, низкий уровень правовой грамотности населения в этой области.
Таким образом, актуальность выбранной темы дипломной работы объясняется острой необходимостью выработки современной правовой базы регулирования как донорства в общем, так и донорства посмертного в частности. Вопросы, возникающие в процессе правоприменительной практики, зачастую не могут быть решены только на основе существующей нормативно правовой базы. Актуальность проблемы объясняется также тем, что спорной является и сама концепция, избранная законодателем в области регулирования посмертного донорства.
Наконец, природа медицинской деятельности такова, что ее исход объективно бывает самым неблагоприятным. Поэтому особую актуальность приобретает юридическая оценка обстоятельств, предшествовавших, сопутствующих донорству, а также возникших после медицинского вмешательства.
Целью дипломной работы является формирование комплексного представления о правовом регулировании посмертного донорства в РФ.
На пути к достижению поставленной цели представляется необходимым решение следующих задач:
• Рассмотреть исторический аспект возникновения и развития института посмертного донорства.
• Проанализировать международное и национальное правовое регулирование посмертного донорства.
• Исследовать вопрос о возможности рассмотрения органов и тканей человека в качестве объектов регулирования гражданского права.
• Выделить субъектов правоотношений, возникающих в сфере регулирования посмертного донорства, и рассмотреть их права и обязанности.
• Оценить эффективность правовых норм, регламентирующих юридическую ответственность, возникающую в случае нарушения правил забора, заготовки и трансплантации органов и тканей.
Необходимо отметить, что степень проработанности проблем, возникающих в сфере правового регулирования посмертного донорства, на сегодняшний день остается довольно низкой. Имеются отдельные научные труды, касающиеся исторического аспекта развития института, опыта иностранных государств в области его правовой регламентации, однако такие актуальные вопросы как особенности имплементации норм иностранного права в Российское законодательство, их эффективность в условиях низкого уровня информированности населения в области их субъективных прав и правовых обязанностей, касающиеся посмертного донорства, не получили должного научного анализа.
В дипломной работе широко используются такие методы исследования, как: специально-юридический, сравнительно-правовой, метод структурного анализа, метод сравнительного правоведения, метод логических обобщений.
В работе особое внимание уделяется историческим аспектам развития посмертного донорства. В частности, на примере опыта Соединенных Штатов Америки, анализируется процесс одновременной гармонизации норм национального права с международными нормами и нахождения компромиссов в области правовой регламентации в связи с разделением общественного мнения относительно выбора соответствующей модели регулирования. При рассмотрении элементов правоотношений в сфере посмертного донорства, приводятся различные точки зрения на проблематику выделения тканей и органов в качестве объектов правоотношений. Правое положение субъектов правоотношений исследуется путем противопоставления прав и обязанностей одной группы субъектов правам и обязанностям других.
В современном обществе постоянно увеличивается потребность в проведении трансплантации. Пересадка органов или тканей человека действительно является одним из наиболее эффективных методов лечения, который может сохранить жизнь или здоровье пациента. В связи с этим нужна правовая база, которая станет мощным регулятором таких правоотношений и будет способствовать развитию трансплантологии.
Так, в процессе написания дипломной работы был изучен вопрос о возможности рассмотрения посмертного донорства как одного из институтов медицинского права.
Само медицинское право еще не полностью утвердилось в юридической науке, однако наиболее верным является его определение в качестве комплексной подотрасли гражданского права, предметом регулирования которой является выполнение медицинских услуг и работ по оказанию доврачебной, скорой, неотложной, амбулаторно-поликлинической, санаторно-курортной, стационарной (в том числе дорогостоящей специализированной) медицинской помощи по соответствующим медицинским специальностям, включая проведение профилактических, медицинских, диагностических и лечебных мероприятий и медицинских экспертиз, применение методов традиционной медицины, а также заготовку органов и тканей в медицинских целях. В данном контексте посмертное донорство вполне уместно назвать институтом медицинского права, поскольку его правовое регулирование достаточно специфично и представляет собой обширный пласт правовых норм. Более того, на сегодняшний день органы и ткани человека, являясь в определенной степени предметом регулирования института посмертного донорства, многими учеными рассматриваются в качестве потенциального объекта гражданско- правового регулирования. Предложения ввести их в гражданский оборот в статусе ограниченного в обороте объекта получают обоснование и находят все больше поддержки в научном сообществе.
Рассмотрение исторического аспекта становления самого института посмертного донорства дало возможность прийти к следующим выводам. Более раннее зарубежное развитие трансплантологии предопределило и создание правовой основы для регулирования общественных отношений в данной области в значительно более ранние сроки. Этот же фактор повлек за собой постепенное формирование доверия к новому критерию смерти гражданского общества, чего нельзя сказать про российское общество, в котором и сегодня наблюдается четкое и категоричное разделение мнений относительно избранной законодателем концепции «презумпции согласия» и нежелание найти компромисс. Сложившаяся ситуация стала причиной разработки нового законопроекта, полностью меняющего признанную на законодательном уровне презумпцию согласия и его последующего бурного общественного обсуждения. Необходимо признать, что его основные положения действительно отражают те компромиссные решения в области актуальных проблем посмертного донорства, к которым сегодня готово российское общество. Высокий уровень юридической техники составления документа также свидетельствует о достаточном внимании к правовым проблемам в данной сфере. Однако факт того, что законопроект по сей день не прошел все процедуры придания ему силы закона, является главным препятствием для утверждения современного и адекватного сегодняшний реалиям правового регулирования.
Показателен и тот факт, что вопросам посмертного донорства уделяется большое внимание и на уровне международного сообщества. Такие международные акты как Пояснительный доклад к конвенции о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением достижений биологии и медицины 1997 года, Стамбульская декларация о трансплантационном туризме 2008 года представляют практический интерес с точки зрения возможности выбора наиболее оптимальных способов решения проблем, встающих перед законодателем в связи необходимостью правовой регламентации трансплантации органов и тканей. Закрепление большого круга принципов правового регулирования также свидетельствует о высокой степени проработанности данной сферы.
Изучение же российского становления института посмертного донорства позволяет заключить, что, несмотря на многие достижение отечественной медицины и науки, правовому оформлению результатов было дано второстепенное значение. В результате, говорить о полноценном развитии института посмертного донорства возможно лишь в период постсоветской России. Это развитие вылилось в принятие основного источника правового регулирования посмертного донорства в РФ - Федерального закона от 22.12.1992 г. "Закон о трансплантации органов и (или) тканей человека".
На современном этапе развития правовую основу регулирования составляет также Федеральный закон от 21.11.2011 ."Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". И именно в нем содержится положение, вызывающее неоднозначную оценку научного сообщества и определяющее в качестве законодательно закрепленной презумпцию согласия на посмертное изъятие тканей и органов для их дальнейшей трансплантации. Рассмотрев правоприменительную практику Конституционного Суда РФ необходимо отметить, что высшая судебная инстанция однозначно выразила свое мнение, указав, что прерогатива выбора модели дачи согласия принадлежит только законодателю.
Таким образом, действующее законодательство в области правового регулирования посмертного донорства, встав на путь реформирования, вплоть до сегодняшнего дня так и не восприняло те изменения, которые объективно диктуются обществом. Разрешение сложившейся ситуации видится в окончательной доработке законопроекта, который бы заменил ныне действующие нормативные акты в данной сфере и придании ему силы закона.
Так, в процессе написания дипломной работы был изучен вопрос о возможности рассмотрения посмертного донорства как одного из институтов медицинского права.
Само медицинское право еще не полностью утвердилось в юридической науке, однако наиболее верным является его определение в качестве комплексной подотрасли гражданского права, предметом регулирования которой является выполнение медицинских услуг и работ по оказанию доврачебной, скорой, неотложной, амбулаторно-поликлинической, санаторно-курортной, стационарной (в том числе дорогостоящей специализированной) медицинской помощи по соответствующим медицинским специальностям, включая проведение профилактических, медицинских, диагностических и лечебных мероприятий и медицинских экспертиз, применение методов традиционной медицины, а также заготовку органов и тканей в медицинских целях. В данном контексте посмертное донорство вполне уместно назвать институтом медицинского права, поскольку его правовое регулирование достаточно специфично и представляет собой обширный пласт правовых норм. Более того, на сегодняшний день органы и ткани человека, являясь в определенной степени предметом регулирования института посмертного донорства, многими учеными рассматриваются в качестве потенциального объекта гражданско- правового регулирования. Предложения ввести их в гражданский оборот в статусе ограниченного в обороте объекта получают обоснование и находят все больше поддержки в научном сообществе.
Рассмотрение исторического аспекта становления самого института посмертного донорства дало возможность прийти к следующим выводам. Более раннее зарубежное развитие трансплантологии предопределило и создание правовой основы для регулирования общественных отношений в данной области в значительно более ранние сроки. Этот же фактор повлек за собой постепенное формирование доверия к новому критерию смерти гражданского общества, чего нельзя сказать про российское общество, в котором и сегодня наблюдается четкое и категоричное разделение мнений относительно избранной законодателем концепции «презумпции согласия» и нежелание найти компромисс. Сложившаяся ситуация стала причиной разработки нового законопроекта, полностью меняющего признанную на законодательном уровне презумпцию согласия и его последующего бурного общественного обсуждения. Необходимо признать, что его основные положения действительно отражают те компромиссные решения в области актуальных проблем посмертного донорства, к которым сегодня готово российское общество. Высокий уровень юридической техники составления документа также свидетельствует о достаточном внимании к правовым проблемам в данной сфере. Однако факт того, что законопроект по сей день не прошел все процедуры придания ему силы закона, является главным препятствием для утверждения современного и адекватного сегодняшний реалиям правового регулирования.
Показателен и тот факт, что вопросам посмертного донорства уделяется большое внимание и на уровне международного сообщества. Такие международные акты как Пояснительный доклад к конвенции о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением достижений биологии и медицины 1997 года, Стамбульская декларация о трансплантационном туризме 2008 года представляют практический интерес с точки зрения возможности выбора наиболее оптимальных способов решения проблем, встающих перед законодателем в связи необходимостью правовой регламентации трансплантации органов и тканей. Закрепление большого круга принципов правового регулирования также свидетельствует о высокой степени проработанности данной сферы.
Изучение же российского становления института посмертного донорства позволяет заключить, что, несмотря на многие достижение отечественной медицины и науки, правовому оформлению результатов было дано второстепенное значение. В результате, говорить о полноценном развитии института посмертного донорства возможно лишь в период постсоветской России. Это развитие вылилось в принятие основного источника правового регулирования посмертного донорства в РФ - Федерального закона от 22.12.1992 г. "Закон о трансплантации органов и (или) тканей человека".
На современном этапе развития правовую основу регулирования составляет также Федеральный закон от 21.11.2011 ."Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". И именно в нем содержится положение, вызывающее неоднозначную оценку научного сообщества и определяющее в качестве законодательно закрепленной презумпцию согласия на посмертное изъятие тканей и органов для их дальнейшей трансплантации. Рассмотрев правоприменительную практику Конституционного Суда РФ необходимо отметить, что высшая судебная инстанция однозначно выразила свое мнение, указав, что прерогатива выбора модели дачи согласия принадлежит только законодателю.
Таким образом, действующее законодательство в области правового регулирования посмертного донорства, встав на путь реформирования, вплоть до сегодняшнего дня так и не восприняло те изменения, которые объективно диктуются обществом. Разрешение сложившейся ситуации видится в окончательной доработке законопроекта, который бы заменил ныне действующие нормативные акты в данной сфере и придании ему силы закона.
Подобные работы
- Правовое регулирование правоотношений в сфере посмертного донорства
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОРГАНОВ И ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА КАК ОСОБЫХ ОБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА В ЦЕЛЯХ ТРАНСПЛАНТАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Правовые аспекты трансплантологии в РФ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - Правовые проблемы суррогатного материнства
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Принуждение к изъятию органов и тканей человека для трансплантации и изъятие или использование органов и тканей, как квалифицирующее обстоятельство в УК РФ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Конституционно-правовые проблемы обеспечения в Российской Федерации права на жизнь в свете правовых стандартов Совета Европы
Диссертация , муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УБИЙСТВА, СОВЕРШЕННОГО С ЦЕЛЬЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОРГАНОВ И ТКАНЕЙ ПОТЕРПЕВШЕГО
Магистерская диссертация, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2021 - Уголовная ответственность за незаконную трансплантацию органов
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025 - ЯТРОГЕННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ
Бакалаврская работа, криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018



