Введение 3
1. Источники правового регулирования посмертного донорства: история и
современность 7
1.1 Исторический аспект правового регулирования посмертного донорства
1.2 Международно-правовое регулирование посмертного донорства 13
1.3. Национально-правовое регулирование посмертного донорства
правовое регулирование посмертного донорства в РФ 18
2. Правоотношения в сфере посмертного донорства 37
2.1. Органы и ткани как объект правоотношения донорства, их правовой
режим 37
2.2 Субъекты правоотношений в сфере посмертного донорства 41
2.3. Ответственность за нарушение норм законодательства в области
посмертного донорства 46
Заключение 53
Список использованных источников и литературы
В соответствии со статьей 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Это положение более детально развивается в Федеральном законе от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», где отмечается, что государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.
В последние годы медицинская наука достигла больших успехов в профилактике и лечении многих заболеваний, считавшихся ранее либо вовсе неизлечимыми, либо трудно поддающимися лечению. Она стала способной проникать в глубинные процессы, происходящие в организме человека, влиять на репродуктивное здоровье человека, процессы умирания, генетический статус.
Одной из наиболее быстроразвивающихся сфер медицины на сегодняшний день является посмертное донорство органов. Уже полвека прошло с того времени, когда еще мало кому известный врач Кристиан Барнард провел первую в мире пересадку сердца. Но, несмотря на то, что трансплантология с тех пор стала признанным направлением в медицине, споры о том, что можно и что нельзя при изъятии органов, не утихают, а разгораются с новой силой. Являясь крайним методом лечения, когда другие не могут обеспечить сохранность жизни пациента либо восстановление его здоровья, вопросы правового регулирования этого института выходят на первый план.
С точки зрения медицины, как только пересадка органов начала делать первые шаги, встали совсем не медицинские проблемы - о согласии на изъятие органа у человека или его близких, о праве получить орган для умирающего и мнение семьи донора. Окончательного ответа и неоспоримого решения на все эти новые вопросы и десятки похожих нет и сейчас.
В России выполняется около полутора тысяч трансплантологических операций в год, в то время как реальная потребность составляет 8 - 10 тысяч. Треть россиян, ежегодно нуждающихся в операциях по пересадке органов, - дети. Для сравнения: в США ежегодно проводится 25 тысяч операций по пересадке органов.
Необходимо отметить, что в России проводится около 1300 трансплантаций органов ежегодно. В Европе, в том числе в таких странах, как Италия, Франция, Испания, проводится от 40 до 65 операций на миллион населения, а у нас пока этот показатель составляет 3,5 операции на миллион населения.
Сегодня наблюдается превышение по листам ожидания на трансплантацию органов в России около 3-4 раз по сравнению с возможностями их выполнения. Наиболее распространенной и востребованной операцией является трансплантация почек и печени. В числе препятствий к развитию трансплантологии следует назвать негативное отношение со стороны российского общества, острый дефицит донорских органов, запрет детского донорства, несовершенный характер организации медицинской помощи, низкий уровень правовой грамотности населения в этой области.
Таким образом, актуальность выбранной темы дипломной работы объясняется острой необходимостью выработки современной правовой базы регулирования как донорства в общем, так и донорства посмертного в частности. Вопросы, возникающие в процессе правоприменительной практики, зачастую не могут быть решены только на основе существующей нормативно правовой базы. Актуальность проблемы объясняется также тем, что спорной является и сама концепция, избранная законодателем в области регулирования посмертного донорства.
Наконец, природа медицинской деятельности такова, что ее исход объективно бывает самым неблагоприятным. Поэтому особую актуальность приобретает юридическая оценка обстоятельств, предшествовавших, сопутствующих донорству, а также возникших после медицинского вмешательства.
Целью дипломной работы является формирование комплексного представления о правовом регулировании посмертного донорства в РФ.
На пути к достижению поставленной цели представляется необходимым решение следующих задач:
• Рассмотреть исторический аспект возникновения и развития института посмертного донорства.
• Проанализировать международное и национальное правовое регулирование посмертного донорства.
• Исследовать вопрос о возможности рассмотрения органов и тканей человека в качестве объектов регулирования гражданского права.
• Выделить субъектов правоотношений, возникающих в сфере регулирования посмертного донорства, и рассмотреть их права и обязанности.
• Оценить эффективность правовых норм, регламентирующих юридическую ответственность, возникающую в случае нарушения правил забора, заготовки и трансплантации органов и тканей.
Необходимо отметить, что степень проработанности проблем, возникающих в сфере правового регулирования посмертного донорства, на сегодняшний день остается довольно низкой. Имеются отдельные научные труды, касающиеся исторического аспекта развития института, опыта иностранных государств в области его правовой регламентации, однако такие актуальные вопросы как особенности имплементации норм иностранного права в Российское законодательство, их эффективность в условиях низкого уровня информированности населения в области их субъективных прав и правовых обязанностей, касающиеся посмертного донорства, не получили должного научного анализа.
В дипломной работе широко используются такие методы исследования, как: специально-юридический, сравнительно-правовой, метод структурного анализа, метод сравнительного правоведения, метод логических обобщений.
В работе особое внимание уделяется историческим аспектам развития посмертного донорства. В частности, на примере опыта Соединенных Штатов Америки, анализируется процесс одновременной гармонизации норм национального права с международными нормами и нахождения компромиссов в области правовой регламентации в связи с разделением общественного мнения относительно выбора соответствующей модели регулирования. При рассмотрении элементов правоотношений в сфере посмертного донорства, приводятся различные точки зрения на проблематику выделения тканей и органов в качестве объектов правоотношений. Правое положение субъектов правоотношений исследуется путем противопоставления прав и обязанностей одной группы субъектов правам и обязанностям других.
В современном обществе постоянно увеличивается потребность в проведении трансплантации. Пересадка органов или тканей человека действительно является одним из наиболее эффективных методов лечения, который может сохранить жизнь или здоровье пациента. В связи с этим нужна правовая база, которая станет мощным регулятором таких правоотношений и будет способствовать развитию трансплантологии.
Так, в процессе написания дипломной работы был изучен вопрос о возможности рассмотрения посмертного донорства как одного из институтов медицинского права.
Само медицинское право еще не полностью утвердилось в юридической науке, однако наиболее верным является его определение в качестве комплексной подотрасли гражданского права, предметом регулирования которой является выполнение медицинских услуг и работ по оказанию доврачебной, скорой, неотложной, амбулаторно-поликлинической, санаторно-курортной, стационарной (в том числе дорогостоящей специализированной) медицинской помощи по соответствующим медицинским специальностям, включая проведение профилактических, медицинских, диагностических и лечебных мероприятий и медицинских экспертиз, применение методов традиционной медицины, а также заготовку органов и тканей в медицинских целях. В данном контексте посмертное донорство вполне уместно назвать институтом медицинского права, поскольку его правовое регулирование достаточно специфично и представляет собой обширный пласт правовых норм. Более того, на сегодняшний день органы и ткани человека, являясь в определенной степени предметом регулирования института посмертного донорства, многими учеными рассматриваются в качестве потенциального объекта гражданско- правового регулирования. Предложения ввести их в гражданский оборот в статусе ограниченного в обороте объекта получают обоснование и находят все больше поддержки в научном сообществе.
Рассмотрение исторического аспекта становления самого института посмертного донорства дало возможность прийти к следующим выводам. Более раннее зарубежное развитие трансплантологии предопределило и создание правовой основы для регулирования общественных отношений в данной области в значительно более ранние сроки. Этот же фактор повлек за собой постепенное формирование доверия к новому критерию смерти гражданского общества, чего нельзя сказать про российское общество, в котором и сегодня наблюдается четкое и категоричное разделение мнений относительно избранной законодателем концепции «презумпции согласия» и нежелание найти компромисс. Сложившаяся ситуация стала причиной разработки нового законопроекта, полностью меняющего признанную на законодательном уровне презумпцию согласия и его последующего бурного общественного обсуждения. Необходимо признать, что его основные положения действительно отражают те компромиссные решения в области актуальных проблем посмертного донорства, к которым сегодня готово российское общество. Высокий уровень юридической техники составления документа также свидетельствует о достаточном внимании к правовым проблемам в данной сфере. Однако факт того, что законопроект по сей день не прошел все процедуры придания ему силы закона, является главным препятствием для утверждения современного и адекватного сегодняшний реалиям правового регулирования.
Показателен и тот факт, что вопросам посмертного донорства уделяется большое внимание и на уровне международного сообщества. Такие международные акты как Пояснительный доклад к конвенции о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением достижений биологии и медицины 1997 года, Стамбульская декларация о трансплантационном туризме 2008 года представляют практический интерес с точки зрения возможности выбора наиболее оптимальных способов решения проблем, встающих перед законодателем в связи необходимостью правовой регламентации трансплантации органов и тканей. Закрепление большого круга принципов правового регулирования также свидетельствует о высокой степени проработанности данной сферы.
Изучение же российского становления института посмертного донорства позволяет заключить, что, несмотря на многие достижение отечественной медицины и науки, правовому оформлению результатов было дано второстепенное значение. В результате, говорить о полноценном развитии института посмертного донорства возможно лишь в период постсоветской России. Это развитие вылилось в принятие основного источника правового регулирования посмертного донорства в РФ - Федерального закона от 22.12.1992 г. "Закон о трансплантации органов и (или) тканей человека".
На современном этапе развития правовую основу регулирования составляет также Федеральный закон от 21.11.2011 ."Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". И именно в нем содержится положение, вызывающее неоднозначную оценку научного сообщества и определяющее в качестве законодательно закрепленной презумпцию согласия на посмертное изъятие тканей и органов для их дальнейшей трансплантации. Рассмотрев правоприменительную практику Конституционного Суда РФ необходимо отметить, что высшая судебная инстанция однозначно выразила свое мнение, указав, что прерогатива выбора модели дачи согласия принадлежит только законодателю.
Таким образом, действующее законодательство в области правового регулирования посмертного донорства, встав на путь реформирования, вплоть до сегодняшнего дня так и не восприняло те изменения, которые объективно диктуются обществом. Разрешение сложившейся ситуации видится в окончательной доработке законопроекта, который бы заменил ныне действующие нормативные акты в данной сфере и придании ему силы закона.
1. Сиднейская декларация относительно констатации смерти [Текст] // Врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские проблемы: Сб. офиц. док. / Под ред. В.Н.Уранова. М.: ПАИМС, 1995.
2. Стамбульская Декларация о трансплантационном туризме и
торговле органами принята участниками Стамбульского Саммита, проведенного в Стамбуле с 30 апреля по 2 мая 2008 года
Трансплантационном Обществом (TTS) и Международным обществом нефрологии (ISN) [Электронный ресурс] //URL: СПС «Гарант», 2017г.
3. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция РФ [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 26.01.2009. - № 4. - Ст. 445.
4. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: [федер. закон: от 30 ноября 1994г. №51- ФЗ с изм. и доп.] // Собрание законодательства РФ. - 5.12.1994. - № 32. - Ст. 3301.
5. Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: [федер. закон: от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ с изм. и доп.] // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - № 25. - Ст. 2954.
6. Российская федерация. Законы. О трансплантации органов и (или) тканей человека [Текст]: [федер. закон: от 22 декабря 1992 г. № 4180-1-ФЗ с изм. и доп.] // Российская газета. - 9.01.1993. - №4. - Ст.956.
7. Российская федерация. Законы. О погребении и похоронном деле [Текст]: [федер. закон: от 12 января 1996 г. №8-ФЗ с изм. и доп.] // Собрание законодательства РФ. - 15.01.1996. - N 3. - Ст. 146.
8. Российская Федерация. Законы. О временном запрете на клонирование человека [Текст]: [федер. закон: от 20 мая 2002 г. №54-ФЗ с изм. и доп.] // Собрание законодательства РФ. - 27.05.2002. - N 21. - Ст. 1917.
9. Российская Федерация. Законы. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности [Текст]: [федер. закон: от 8 декабря 2003 г. №164-ФЗ с изм. и доп.] // Российская газета. - N 254. - 18.12.2003. - Ст.1321.
10. Российская федерация. Законы. О рекламе [Текст]: [федер. закон: от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ с изм. и доп.] // Собрание законодательства РФ. - 20.03.2006. - N 12. - Ст.1232.
11. Российская Федерация. Законы. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ с изм. и доп.] // Собрание законодательства РФ. - 28.11.2011. - N 48. - Ст. 6724.
12. Российская Федерация. Законы. О биомедицинских клеточных продуктах [Текст]: [федер. закон: от 23 июня 2016 г. №180-ФЗ с изм. и доп.] // Собрание законодательства РФ. - 27.06.2016. - N 26 (Часть I). - Ст. 3849.
13. Российская Федерация. Приказы. О дальнейшем развитии клинической трансплантологии в стране" (вместе с "Инструкцией по констатации смерти в результате полного необратимого прекращения функций головного мозга", "Временной инструкцией о порядке изъятия органов и тканей у доноров-трупов" [Электронный ресурс]: [приказ Мин. Здравоох. От 17 февраля 1987г. №236] Документ опубликован не был. // СПС «Гарант», 2017г.
14. Российская Федерация. Приказы. О дальнейшем развитии и совершенствовании трансплантологической помощи населению Российской Федерации (вместе с "Инструкцией по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга", "Инструкцией о порядке изъятия органов человека у доноров-трупов", "Положением о межтерриториальном центре трансплантации органов", "Положением об экспертном совете по трансплантации органов человека при Минздраве Российской Федерации). [Электронный ресурс]: [приказ Мин. Здравоох. от 10 сентября 1993г. №189 с изм. и доп.]. Текст приказа официально опубликован не был // СПС «Гарант», 2017г.
15. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "хирургия (трансплантация органов и (или) тканей человека) [Текст]: [приказ Мин. Здравоох. от 31 октября 2012г. №567н] // Российская газета. - 11.04.2013. - спецвыпуск, N 78/1. - Ст.234.
16. Российская Федерация. Приказы. О Порядке установления диагноза смерти мозга человека [Электронный ресурс]: [приказ Мин. Здравоох. от 25 декабря 2014г. №908н] // Официальный портал интернет- портал правовой информации URL: www.pravo.gov.
17. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении перечня объектов трансплантации [Текст]: [приказ Мин. Здравоох. от 4 июня 2015г. №306н] // Российская газета. - 26.06.2015. - N 138. - Ст.1009.
18. Российская Федерация. Приказы. Приложение к приказу Министерства здравоохранения России «Об утверждении перечня учреждений здравоохранения, осуществляющих забор, заготовку и трансплантацию органов и (или) тканей человека» [Текст]: [приказ Мин. Здравоох. от 4 июня 2015г. №307н] // Российская газета. - 30.06.2015. - N 140. - Ст.1302.
19. Российская Федерация. Приказы. О признании утратившим силу приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Российской академии медицинских наук от 25 мая 2007 г. N 357/40 "Об утверждении Перечня органов и (или) тканей человека - объектов трансплантации, Перечня учреждений здравоохранения, осуществляющих трансплантацию органов и (или) тканей человека, и Перечня учреждений здравоохранения, осуществляющих забор и заготовку органов и (или) тканей человека [Текст]: [приказ Мин. Здравоох. от 4 июня 2015г. №305н] // Российская газета. - 26.06.2015. - N 138. - Ст.1023.
20. Российская Федерация. Приказы. О внесении изменений в перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих забор, заготовку и трансплантацию органов и (или) тканей человека [Текст]: [приказ Мин. Здравоох. от 10 сентября 2015г. №635н] // Российская газета. - 12.10.2015. - N 229. - Ст.864.
21. Российская Федерация. Распоряжения. Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи населению на основе государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" [Текст]: [распор. Правительства от 28 февраля 2013г. №267-р] // Собрание законодательства РФ. - 04.03.2013. - N 9. - Ст.1014.
22. Российская Федерация. Распоряжения. Об утверждении плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2015 год [Текст]: [распор. Правительства от 27 февраля 2014г. №2736-р] // Собрание законодательства РФ. - 12.01.2015. - N 2. - Ст.532.
Нормативно-правовые акты, утратившие силу:
1. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении Инструкции по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга [Текст]: [приказ Мин. Здравоох. от 20 декабря 2001г. №460н] // Российская газета. - N 18. - 30.01.2002. Ст.543.
2. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении Перечня органов и (или) тканей человека - объектов трансплантации, Перечня учреждений здравоохранения, осуществляющих трансплантацию органов и (или) тканей человека, и Перечня учреждений здравоохранения, осуществляющих забор и заготовку органов и (или) тканей человека [Текст]: [приказ Мин. Здравоох. И соц. разв. от 25 мая 2007г. №357] // Российская газета. - 26.06.2007. - N 134,. - Ст.1023.
II. Специальная литература
1. Волож З.Л. Право на кровь [Текст] // З.Л. Волож/ Вестник советской юстиции. 1928. №7. - 12 с.
2. Горбунова Н.А. Влияние трансплантологии на развитие уголовного законодательства Российской Федерации [Текст] // Н.А. Горбунова/ Медицинское право. 2008. - N 3. - 12с.
3. Гурвич А.М. Стойкие вегетативные состояния и смерть мозга [Текст] // Биомедицинская этика / Под ред. В.И.Покровского. М. :Медицина, - 1997. - 19с.
4. Комашко М.Н. Проблема презумпции согласия на изъятие органов и (или) тканей для трансплантации / М.Н. Комашко [Текст] // М.Н. Комашко/ Мед. право. - 2006. - № 3. - 16с.
5. Кузив Т. Искусственное сердце - уже реальность. Но проблема трансплантации органов по-прежнему остается [Текст]: интервью с акад. РАМН С.В. Готье / Т. Кузив // Мед. газ. - 2012. - № 28. - 11с.
6. Кэмпбелл А. Медицинская этика [Текст] : пер. с англ., 2-е изд., испр. / А. Кэмпбелл, Г. Джиллетт, Г. Джонс; под. ред. Ю.М. Лопухина и Б.Г. Юдина. - М.: Гэотар-Медиа, 2007. - 37с.
7. Малеина М.Н. Статус органов, тканей, тела человека как объект права собственности и права на физическую неприкосновенность [Текст] . //М.Н.Малеина/ Законодательство. - 2003. - №11. - 36с.
8. Переплётчиков Л. Детская трансплантология: сомнения,
сомнения [Текст]: интервью с проф. М.М. Кабаком / Л. Переплётчиков // Мед. газ. - 2012. - № 38. - 12с.
9. Попова Л.М. Смерть мозга [Текст] // Л.М.Попова/ БМЭ. Т. 23. М. :Советская энциклопедия. - 1985. - 35с.
10. Рашидханова Д.К. Репродуктивные права личности: сущность и правовая природа [Текст] // Д.К. Рашидханова / Социальное и пенсионное право. 2007. N 4. - 43с.
11. Сергеев Ю.Д. Милушин М.И. О теоретических основах и концепции национального медицинского права [Текст] // Ю.Д.Сергеев/ Медицинское право, 3003. - № 3. - 43с.
12. Спиридонова М.А. Комментарий к Федеральному закону от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (постатейный) [Электронный ресурс]. 2007 // М.А.Спиридонова/ URL: СПС «Гарант», 2017г.
13. Уиклер Д. Определение смерти: задача для философов? [Текст] / Пер. с англ. Л.В. Коноваловой // Прикладная этика (по материалам западной литературы). Вып. 1: Биоэтика и экология. Приложение 2. - М.: ИФ РАН, 1998. - 187с.
14. Уолкер А.Э. Смерть мозга [Текст]: пер. с англ.
В.В. Борисенко / Под ред. А.М. Гурвича. - М.: Медицина, 1988. (Walker A.E. Cerebral Death. 3rd ed. Baltimore; Munich : Urban and Schwarzenberg, 1985.). - 235с.
15. Шевчук С.С. О некоторых проблемах совершенствования законодательства в сфере здравоохранения [Текст] //С.С.Шевчук/ Современное право. 2002. N 1.- 24с.
III. Материалы судебной практики
1. Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 N 459-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Саратовского областного суда о проверке конституционности статьи 8 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека" [Текст] // Вестник Конституционного Суда РФ. - N 3. - 2004г.
2. Апелляционное определение Московского городского суда от 16.08. 2013г. по делу №11-27391 // [Электронный ресурс] // СПС «Гарант».
3. Определение Конституционного Суда РФ от 10.02.2016 N 224-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Бирюковой Татьяны Михайловны, Саблиной Елены Владимировны и Саблиной Нэлли Степановны на нарушение их конституционных прав статьей 8 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека" [Электронный ресурс] // СПС «Гарант», 2017г.
IV. Интернет-ресурсы
1. Конвенция о правах человека и биомедицине. (ETS N 164). 24.01.2002г; Российской Федерацией данная Конвенция и Дополнительный протокол к ней не подписаны и не ратифицированы [Электронный ресурс] // URL: http:ZZbioethics.imbp.ru/.
2. Добрюха А.А. В России введут детское донорство и расширят посмертное изъятие органов у взрослых [Электронный ресурс] // URL: http/Z www.kpZruZ26070.5Z2976981Z.
3. Тихонова С. С. Прижизненное и посмертное донорство в Российской Федерации: вопросы уголовно-правового регулирования
[Электронный ресурс] //С.С.Тихонова/ URL: http:ZZwww.law.edu.ruZ.
V. Иные материалы
1. Проект Федерального закона "О донорстве органов, частей органов человека и их трансплантации" (подготовлен Минздравом России) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 06.03.2014); [Электронный ресурс] // URL: http:ZZregulation.gov.ru.