Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КРЕДИТНО-ФИНАНСОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В ИСЛАМСКОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ

Работа №77985

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы65
Год сдачи2017
Стоимость4245 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
237
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
МОДЕЛИ И ОСОБЕННОСТИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАН 6
1.1. Сущность исламской экономической модели и зарождение ее
финансовых институтов 6
1.2. Особенности формирования и принципы функционирования исламской
банковской системы 16
2. АНАЛИЗ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ИСЛАМСКОЙ
МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 26
2.1. Современные тенденции исламского банковского сектора 26
2.2. Анализ показателей развития исламской банковской системы в мире 33
3. ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ В ИСЛАМСКОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ 40
3.1. Перспективы развития исламского банкинга 40
3.2. Возможность использования исламской модели кредитно-финансовых
организаций в России 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Отрасль исламских финансов — одна из самых быстрорастущих в мире: за последние десять лет с годовым темпом роста активов 15—20% [28, С.208]. В силу своей молодости этот сектор остается относительно небольшим.
Значительная доля мусульманского населения в мире позволяет говорить о большом потенциале роста исламских финансовых активов в будущем. Исламский финансовый сектор показал более быстрый рост после мирового кризиса 2008 года по сравнению с традиционным, получив развитие во многих странах за пределами исламского мира. В настоящее время либерализация рынка исламских финансов в различной степени произошла в США, Великобритании, Франции, Германии, Японии, Австралии, странах СНГ и других странах [43, С.31].
В России исламские финансы развиты значительно меньше, чем в упомянутых выше странах. В то же время, регулирование и развитие отрасли исламских финансов в Российской Федерации очень важно. С одной стороны, наличие в стране значительной доли мусульман, которые отказываются от традиционных финансовых услуг из-за своих религиозных принципов, создает необходимость предоставить этой части населения страны альтернативные финансовые услуги. В свою очередь, многочисленное мусульманское население способно обеспечить необходимый спрос для развития отрасли. С другой стороны, сложившееся текущее состояние экономики страны с минимальными темпами роста ВВП, а также внешнеэкономическая ситуация, связанная с оттоком капитала с российских рынков8, диктует необходимость поиска новых источников развития экономики.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется тем, что привлечение иностранных инвестиций из стран Ближнего Востока и других мусульманских стран путем создания условий для функционирования бизнеса в соответствии с религиозными принципами потенциальных
инвесторов могло бы стать одним из способов улучшения существующей экономической ситуации. В связи с последними событиями введения антироссийских санкций, которые напрямую отразились на экономических отношениях между Россией и странами Запада, данный вопрос особенно актуален. Поэтому все чаще появляются инициативы по развитию исламских финансов как способа привлечения иностранного капитала на российские рынки. И все-таки инвесторы с Ближнего Востока не придут. В первую очередь, необходимо работать с внутренним рынком.
Сегодня исламские банки находятся в центре внимания, как ученых- экономистов, так и потенциальной потребительской аудитории. Они предлагают новые продукты и увеличивают свое присутствие на новых рынках - от США до Китая. Мусульманское население, в свою очередь, открывает для себя рынок банковских услуг, ориентированных на соблюдение законов шариата. Неисламские банки, работающие на динамичных рынках Европы и США, в условиях жесткой конкуренции и борьбы за каждого клиента, в свою очередь, начали осознавать, что на этих рынках появился новый сегмент активных потребителей.
Цель выпускной квалификационной работы - проанализировать кредитно-финансовые организации в исламской модели развития.
Поставленная в работе цель определила следующие задачи исследования:
- рассмотреть сущность исламской экономической модели и зарождение ее финансовых институтов;
- выявить особенности формирования и принципы функционирования исламской банковской системы;
- обозначить современные тенденции развития исламского банковского сектора;
- провести анализ развития исламской банковской системы в мире;
- рассмотреть перспективы развития исламских банков;
- определить возможность использования исламской модели развития кредитно-финансовых организаций в России.
Предметом исследования выступают исламские кредитно-финансовые организации. Объект исследования - исламская модель развития.
Теоретической основой исследования послужили работы таких авторов как Н.Б. Глушкова, Ю.В. Головин, Е.А. Звонова, Н.К. Кравцова, А.А. Максютов, А.В. Печникова, Г. Сунаева, В.А. Челноков, Х. Назари, Х. Мирджалили, А. Ниязи и других, а также материалы периодической печати.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три главы, заключение и список литературы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы исламской экономической модели и выявляются особенности функционирования кредитно-финансовых организаций.
Во второй главе выпускной квалификационной работы проводится анализ деятельности кредитно-финансовых организаций в исламской модели развития на современном этапе.
В третьей главе представлены перспективы деятельности кредитно-финансовых организаций в исламской модели развития и их применение в России.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Финансовой системой, устойчиво развивающейся в условиях глобального экономического кризиса, является модель исламского банкинга, основанная на этических принципах ведения бизнеса. Данные принципы защищают частную собственность, гарантируют свободу, справедливость и транспарентность действия рыночных сил. Обеспечение соответствия финансовых услуг этим руководящим принципам позволяет предоставлять соответствующие услуги не только мусульманам, но и всем другим заинтересованным согражданам, как это происходит, например, в Малайзии или Великобритании.
Несмотря на успехи арабов в развитии денежных отношений в средние века, первые банки в исламских государствах начали появляться лишь во второй половине ХХ века. По законам шариата, заработок на выдаче денег под процент считается тяжким грехом. Между тем быстрый рост цен на нефть и увеличение денежных потоков заставили теологов-мусульман по-новому взглянуть на деятельность учреждений финансов. В результате делового подхода возник первый исламский банк, деятельность которого соответствовала законам Шариата. Исламские банки быстро обрели популярность в мусульманских странах и начали завоевывать мировой рынок.
В экономике исламские банки выполняют те же функции, что и обычные, но имеют существенные отличия, поскольку их деятельность регулируется религиозными запретами (харам). Кредитные учреждения мусульман участвуют как в прибылях, так и в убытках своих вкладчиков. К тому же они:
- не получают процентов (по-арабски - риба);
- не ведут дел в условиях неопределенности майсира (азартная игра);
- не получают доходов от случайных стечений обстоятельств;
- не финансируют производство и торговлю «нечистыми» товарами (свинина, табак, алкоголь, наркотики и т.п.).
Деятельность исламского банка в финансовом посредничестве резко отличается от обычного. Европейские кредитные учреждения при передаче денег вкладчиков другим клиентам взимают ссудный процент, а мусульманские финансисты вместо получения процента делят с кредитором полученную прибыль, после чего ее доли получают и вкладчики. Если же деятельность кредитора оказалась неуспешной - убытки также распределяются на кредитора, банк и вкладчиков.
Таким образом, выгода банка и вкладчика зависят от результата предпринимательской прибыли. Изначально доход не гарантирован определенным фиксированным процентом, который, по законам шариата, не допустим в экономической деятельности. При этом банковская деятельность мусульман - полностью инвестиционная.
Ключевое отличие исламского от традиционного банкинга - запрет на выплату гарантированных процентов. Ни кредиты, ни депозиты не могут предоставляться с условием выплаты процентов лишь в зависимости от срока погашения или суммы. Получение дохода от финансовой деятельности в исламе всегда должно быть связано с принятием на себя инвестиционного риска. Таким образом, проценты по вкладу зависят от результатов работы банка, а выплаты по кредиту - от успешности реализации инвестиционного проекта, который финансируется за счет кредитования.
Вместе с тем, существуют и другие отличия: запрет на высокорисковые виды операций, отказ от финансирования проектов связанных с производством алкоголя, свинины и некоторых других продуктов. Однако они меньше влияют на сам механизм функционирования исламской финансовой системы.
Весь инструментарий исламских банков направлен на то, чтобы обойти ссудный процент и обеспечить истинное партнерство между банком и клиентом. Деятельность финансистов должна соответствовать мусульманским канонам, гласящим, что брать или давать проценты - неправильно. По законам шариата, деньги следует зарабатывать, а не взимать проценты, как наценку на товар.
Итак, центральным понятием в исламских финансовых операциях является справедливость, которая достигается, главным образом, за счет распределения риска. Предполагается, что участвующие стороны должны делить прибыль и убытки. Соответственно, запрещено начисление процентов. В то время как традиционное посредничество обычно основано на долге и позволяет для кредитора минимизировать риски, то этическое посредничество основано на реальных активах и на разделении рисков. Это означает, что инвестирование построено на долевом участии или фактической купле-продаже того или иного актива, отсюда исламские банки являются неотъемлемой частью реальной экономики по сравнению с традиционными банками, которые в принципе уже оторваны от нее, получая доходы из чисто финансовых трансакций.
Исламская финансовая система, предлагающая совместимые с нормами шариата продукты и распространенная на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии, переживает сейчас период серьезного роста. Исламские банки предлагают услуги и продукты, соответствующие ряду правил, согласно которым взимать проценты недопустимо, а все сделки должны отвечать законам шариата.
С учетом необходимости соблюдения религиозно-культовых предписаний существуют несколько основных и наиболее распространенных операций исламских банков, приносящих прибыль: «мудараба», «мурабаха», «мушарака», «кард аль хасан», «салям», «иджара» и некоторые другие. За этими арабскими названиями скрываются, в частности, финансовые инструменты, аналогичные существующим и традиционно применяемым в банковских системах западных (неисламских) государств: депозиты, проектное финансирование, лизинг, доверительное управление.
Банковский бизнес на основах ислама присутствует в 60 странах мира, общий объем его активов по состоянию на 2016 год оценивается в $1,5 трлн. против примерно $100 млрд. в конце 1990-х годов. В 14 государствах Ближнего Востока и Азии, включая Малайзию, Кувейт и Саудовскую Аравию, он системно важен, поскольку его доля в активах банковского сектора в целом превышает 15% [53].
Исламский банкинг сегодня является наиболее динамичным сегментов рынка глобальных финансов. Исламские кредиты принципиально отличаются от тех кредитов, которые предоставляются в традиционных банках. Исламские банки, инвестируя в какое-либо предприятие или проект, требуют максимальной прозрачности сделки и равноправного участия как в прибылях, так и в убытках общего дела. Тем самым, шариат уравнивает роль и шансы финансируемой стороны и владельца бизнеса.
Таким образом, исламские финансовые институты, развиваясь, в будущем смогут создать здоровую конкуренцию традиционным финансовым компаниям и банкам, способствуя и дальнейшему комплексному развитию отечественной банковской системы и всего финансового сектора в целом. В целом, исламские кредитно-финансовые организации - это перспективная возможность для развития экономики. Он даст возможность развиваться альтернативным видам бизнеса, но это и вопрос развития обычного бизнеса.



1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Информ.-правов. система «Г арант». - Дата обращения: 11.12.2016г.
2. О банках и банковской деятельности: Федеральный Закон от 02.12.1990 №395-1 (с изменениями и дополнениями) // Информ.-правов. система «Гарант».
- Дата обращения: 11.12.2016г.
3. О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Информ.-правов. система «Гарант». - Дата обращения: 11.12.2016г.
4. Белоглазова Г.Н. Деньги, кредит, банки / Г.Н. Белоглазова. - М.: Высшее образование, 2012. - 392 с.
5. Габбасов Р.Р., Вахитов Г.З. Модели исламского банкинга и их использование в России // Банковское дело. 2014. № 8. С. 32-36.
6. Глушкова Н.Б. Банковское дело / Н.Б. Глушкова. - М.: Академ. Проект,
2012. - 324с.
7. Головин Ю.В. Банки и банковские услуги в России: вопросы теории и практики. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 440 с.
8. Деятельность коммерческих банков: учебное пособие / Под ред. А.В. Калтырина. - Ростов н/Д.: Феникс, 2015. - 412 с.
9. Ермаков С.Л., Юденков Ю.Н. Организация деятельности коммерческого банка: учебник / С.Л. Ермаков, Ю.Н. Юденков. - М.: КноРус, 2012. - 656 с.
10. Журавлева Н.В. Кредитование и расчетные операции в России. - М.: Экзамен, 2012. - 284 с.
11. Звонова Е.А., Деньги, кредит, банки: Учебник / под ред. Е.А. Звоновой. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 592 с.
12. Кравцова Н.К. Организация деятельности коммерческих банков: Учебник / Н.К. Кравцова. - Мн.: БГЭУ, 2014. - 512 с.
13. Кузнецова В.В., Ларина О.И. Банковское дело: Учебное пособие. - М.: КноРус, 2012. - 264 с.
14. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки: Учебник. - М.: КноРус, 2012. - 560 с.
15. Максютов А.А. Банковский менеджмент: учебно-практическое пособие /
A. А. Максютов. - М.: Альфа-Пресс, 2015. - 512 с.
16. Марамыгин М.С. Деньги. Кредит. Банки: Учебник / М.С. Марамыгин. - М.: Экономистъ, 2014. - 656 с.
17. Мурадова С.Ш., Алексеева Е.В. Банковское дело: Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2013. - 248 с.
18. Назари Х., Мирджалили Х., Давуди П. Деньги в исламской экономике. - М.: Садра, 2014. - 144 с.
19. Ольхова Р.Г. Банковское дело: управление в современном банке: Учебное пособие / Р.Г. Ольхова. - М.: КноРус, 2014. - 288 с.
20. Печникова А.В. Банковские операции. - М.: Форум, 2012. - 364с.
21. Романовский М.Ф., Белоглазова Г.Н. Финансы и кредит. Учебник / М.Ф. Романовский, Г.Н. Белоглазова. - М.: Академия, 2013. - 524 с.
22. Сунаева Г., Гиниятуллина Г. Исламская экономическая модель в сотрудничестве России и арабских стран. - М.: LAP, 2014. - 88 с.
23. Челноков В.А. Банки и банковские операции: Букварь кредитования /
B. А. Челноков. - М.: Высш. шк., 2015. - 202 с.
24. Ахвердиев Э.А., Казаченок О.П. Некоторые особенности работы исламской банковской системы в современных условиях // Новая наука: От идеи к результату. 2016. № 11-3. С. 153-154.
25. Ахкильгов И.Л.А. Исламская экономическая модель как альтернатива мировой финансовой системе // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. № 21. С. 108-110.
26. Ахмед М.А. Организационно-правовые особенности исламского банкинга. сравнение исламских и традиционных коммерческих банков // Дискуссия. 2016. № 6 (69). С. 15-21.
27. Ахтямов Н.С. Исламская экономическая модель: концептуальные и теоретические основы // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право.
2013. № 15 (116). С. 252-261.
28. Данилов Ю.А., Яндиев М.И. Развитие исламских финансов в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Российское предпринимательство. 2016. Т. 17. № 2. С. 207-214.
29. Данченко Е.А., Семенюта О.Г. Трансформация современного банковского дела на основе исламского банкинга // Theoretical &Applied Science.
2015. № 6 (26). С. 76-84.
30. Зарипов И.А. Исламские финансы в России: проблемы становления и пути их решения // Мир новой экономики. 2016. № 2. С. 64-74.
31. Зиниша О.С., Сурнина Ю.В. Исламский банкинг и перспективы его функционирования на российском рынке // Экономика и социум. 2015. № 6¬2 (19). С. 1008-1012.
32. Ишемгулов М.Н., Ишемгулов И.Н. Особенности исламской экономики и банковской системы // Молодой ученый. 2016. № 17 (121). С. 403-406.
33. Кох Л.В., Гасымов Ф.Г. Исламские финансы и традиционная банковская система // Вестник Забайкальского государственного университета. 2013. № 11.
С. 133-138.
34. Луговая Б.В., Фризюк О.А. Особенности развития исламского банкинга в мире // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития.
2014. № 13. С. 226-230.
35. Львова Н.А. Исламские банки: особенности, проблемы, перспективы развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5. Экономика. 2013. № 1. С. 100-107.
36. Любаненко А.В. Исламская банковская система как источник инвестиций в российскую экономику // Таврический научный обозреватель. 2016. № 4 (9). С. 43-45.
37. Мавляутдинов И.С. Этика экономических отношений в исламе: опыт Татарстана // Система ценностей современного общества. 2012. № 26. С. 101¬104.
38. Магомадова М.М. Особенности исламских банковских продуктов // International Scientific Review. 2016. № 5 (15). С. 49-50.
39. Муртазалиев Ш.М. Краткая история развития исламских банков в мире // Вестник Науки и Творчества. 2016. № 9 (9). С. 39-41.
40. Мусаев Р.А., Магомедова Ю.Д. Исламские финансовые институты в мировой экономике // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2013. № 2. С. 18-28.
41. Ниязи А. В России возможна работа исламских банков // Россия и мусульманский мир. 2015. № 12. С. 47-52.
42. Пантелеева Н.Н. Исламское банковское дело: сущность, инновации и
регулирование // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции.
2012. № 3 (16). С. 58-63.
43. Подвойский Г.Л. Роль исламского банкинга в инвестиционном процессе // Мир новой экономики. 2015. № 3. С. 28-33.
44. Солдатова А.О. Современная исламская экономика как альтернатива традиционной рыночной модели // Актуальные вопросы экономических наук.
2013. № 29-2. С. 161-165.
45. Солтаханов А.У., Османова А.Э. Перспективы развития исламской банковской системы в России // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2015. № 44. С. 267-275.
46. Умаров Х.С. Перспективы развития исламского финансирования в российских условиях // Проблемы востоковедения. 2014. № 2 (64). С. 76-83.
47. Хохлов А.А. Исламские финансы в России: подспорье для экономики или угроза национальной безопасности? // Проблемы национальной стратегии.
2016. № 4 (37). С. 238-248.
48. Информационное агентство «Росбизнесконсалтинг» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rt.rbc.ru/.
49. Информационный портал мировой экономики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ereport.ru/.
50. Исламские финансы и бизнес [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://islamic-finance.ru/.
51. Отчет о конкурентоспособности российских исламских банков 2014-2015
гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/Islamic-Banking-Competitiveness- Report-2015-rus//Islamic-Banking-Competitiveness-Report-2015-rus.pdf
52. Официальный сайт Всемирного банка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.vsemirnyjbank.org.
53. Официальный сайт компании Ernst &Young [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ey.com/ru/ru/home.
54. Рейтинговое агентство «Standard&Poor's» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.standardandpoors .com/.
55. Центр развития исламской экономики и финансов [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://islameconomy.ru/.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ