Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ И ЗНАКОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ

Работа №77950

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

юриспруденция

Объем работы80
Год сдачи2017
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
277
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Общая характеристика гражданско-правового регулирования отношений по созданию и использованию товарных знаков и знаков обслуживания
1.1 Становление и развитие законодательства о товарных знаках и знаках обслуживания 5
1.2 Понятие и виды товарного знака и знака обслуживания 13
1.3 Субъекты прав на товарный знак и знак обслуживания 23
1.4 Исключительные права на товарный знак и знак обслуживания 29
Глава 2 Особенности гражданско-правовой охраны товарных знаков и знаков обслуживания
2.1 Понятие охраны и защиты товарного знака и знака
обслуживания 37
2.2 Формы защиты прав на товарный знак и знак обслуживания 42
2.3 Способы защиты прав на товарный знак и знак обслуживания 50
Заключение 69
Список использованных нормативных правовых актов, судебной практики и специальной литературы


Возникновение интереса к товарным знакам в начале 90-х годов было обусловлено появлением частной собственности, открытием свободного рынка и, как следствие, регистрации большого количества частных предприятий. Возникла необходимость в защите производителей и потребителей от подделок. Именно с переходом к рыночным отношениям, роль объектов интеллектуальной собственности повысилась, укрепили свои позиции и средства индивидуализации, в частности товарные знаки и знаки обслуживания (далее - товарный знак).
На сегодняшний же день в условиях уже устоявшейся рыночной экономики, товарные знаки рассматриваются мировым сообществом как значимые корпоративные активы и важный элемент рыночных отношений в целом. Товарный знак выступает важным фактором конкурентоспособности и защиты от недобросовестной конкуренции. Увеличивается количество компаний, которые инвестируют в брендинг огромные деньги, потому как именно товарный знак зарекомендовал себя как средство для получения наибольшего экономического эффекта.
Обладая такими важными свойствами, товарный знак, соответственно, нуждается в должной правовой регламентации и защите со стороны государства. А многочисленное количество судебных тяжб, отказов в регистрации говорит о том, что современный субъект предпринимательской деятельности, не всегда представляет себе весь «набор» правового регулирования товарных знаков. В связи с этим тема данной работы видится актуальной, ведь правильное понимание и использование товарного знака с точки зрения его правового толкования, является условием благополучного ведения предпринимательства.
Степень научной разработанности проблемы. Отдельным аспектам правовой охраны товарных знаков уделялось внимание в трудах ученых таких, как Шершеневич Г.Ф., Закурдаева О.Ю.; Рабец А.П., Быструшкина И.В., Гаврилов Э.П. и других.
В настоящее время проблемам правового регулирования товарных знаков посвящены и диссертационные исследования, авторами которых являются, в частности Гульбин.Ю.Т., Новоселова.Л.А и другие.
Цели и задачи исследования. Цель данной работы - формирование комплексного научного представления о гражданско-правовой охране товарных знаков и знаков обслуживания.
Для достижения названных целей необходимо решить следующие задачи: Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать историю становления товарного знака и знака обслуживания;
- раскрыть понятие и виды товарного знака;
- выявить субъектов прав на товарный знак и знак обслуживания;
- рассмотреть содержание исключительного права на товарный знак и знак обслуживания;
- провести соотношение категорий «охрана» и «защита» товарного знака и знака обслуживания;
- проанализировать формы защиты прав на товарный знак и знак обслуживания;
- изучить способы защиты прав на товарный знак и знак обслуживания.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Процесс формирования правовой базы регламентирующей применение товарных знаков привел к принятию части 4 ГК РФ, целиком посвященной отношениям, складывающимся в связи с созданием и использованием многообразных результатов интеллектуальной деятельности, в том числе и средств индивидуализации (товарных знаков и знаков обслуживания). Причин способствовавших к принятию данного решения на пути становления было не мало, но именно необходимость в индивидуализации товаров, и дальнейшее развитие производства и обострение конкуренции между производителями способствовало резкому увеличению количества товарных знаков и масштабов их использования. Как следствие была вызвана необходимость в должной правовой охране средств индивидуализации.
На сегодняшний же день в России и в мире существует достаточно жесткая конкуренция в сфере товаров и услуг. Значимым инструментом в этой деятельности является именно товарный знак выполняющий основную функцию проводника продукции от производителя к потребителю с целью индивидуализации.. За последние 20 лет легальное определение товарного знака неоднократно подвергалось изменению. В настоящее время в соответствии с действующим законодательством России товарным знаком признается обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (п. 1 ст. 1477 ГК РФ).
ГК РФ закрепляет разграничение знаков на две группы знаки обслуживания и товарных знаки, но как указывалось выше в работе оно не существенно для их правовой охраны. К тому же следуя букве закона, и отечественная правоприменительная практика так же не пытается разграничивать товарные знаки и знаки обслуживания.
В ходе исследования были изучены и виды товарных знаков, и мы пришли к выводу о том, что в качестве товарного знака могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения, которые могут быть выражены графически, а также их различного рода комбинации. По степени известности и характеру различают: обычный и общеизвестный товарные знаки, а в зависимости от количества владельцев: обычный, коллективный.
В работе рассмотрен субъектный состав прав средства индивидуализации. Так, правообладателями на товарные знаки могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в качестве таковых в законном порядке.
Относительно содержания исключительного права, мы считаем, что оно включает в себя правомочие использования результата и распоряжения правом.
В результате проведенного исследовании по вопросу соотношения правовых категорий «правовая охрана» и «правовая защита» необходимо сделать следующий вывод. Правовая охрана представляет собой комплекс взаимосвязанных и последовательных мер по обеспечению беспрепятственного доступа субъектов к своим правам и свободам, а правовая защита субъективных прав и свобод является составной частью правовой охраны и представляет собой систему мер, которые
предпринимаются, когда гражданские права либо интересы нарушены или оспорены.
В настоящее время правообладатели располагают широким диапазоном инструментов защиты своих исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. В частности, можно выделить судебную, гражданскую, административную и уголовно правовые формы защиты, каждая из которых обладает определенными преимуществами и недостатками. Как отдельную форму нельзя не выделить и самозащиту.
При этом возможно их одновременное применение путем сочетания мер гражданско-правовой ответственности с мерами административного или уголовного наказания.
Срок защиты прав правообладателя на товарные обозначения не может превышать срок действия прав на соответствующий объект. В нашем случае, как товарный знак, так и знак обслуживания имеет равный срок действия права который составляет 10 лет со дня подачи на государственную регистрацию заявки.
Рассматривая же непосредственно меры защиты и меры ответственности, надлежит отметить, что анализ правоприменительной практики показал нам: что все больше предпринимателей сталкиваются с целым рядом проблем в области его использования, поскольку на практике товарный знак не так просто создать, зарегистрировать и обеспечить ему надлежащую охрану и защиту правовыми способами. Это обусловлено в частности, проблемами правопонимания предусмотренных законом мер и способов, а так же правовой природы товарного знака в целом.
Судебные споры имеющие наиболее сложный характер ,как правило в большинстве своем порождает недобросовестность одной из сторон ,как самого правообладателя или лица претендующего на доступ к использованию чужого товарного обозначения. В таких ситуациях судам приходится учитывать различные факторы от функционального назначения товарного знака до общественных интересов. С намерением обеспечить справедливое решение суды активно ссылаются на статью 10 ГК РФ и пользуются правом на снижение взыскиваемой компенсации



1. Конвенция, учреждающая Всемирную Организацию
Интеллектуальной Собственности (Подписана в Стокгольме 14.07.1967, изменена 02.10.1979).
[Электронный ресурс] - URL
http: //www.wipo .int/wipolex/ru/treaties/text.j sp?file_id=2838 07 (Дата обращения 20.03.2017)
2. Парижская Конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. (вступила в силу 07 июля 1884 г.). Публикация ВОИС. № 201(R). 1990.
3. Протокол к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков. Подписан в Мадриде 28 июня 1989 г. (вступил в силу для России 10 июня 1997 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
4. Соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (заключено в Ницце 15 июня 1957 г., в ред. от 28 сентября 1979 г.). Публикация ВОИС. № 292(R), 1992.
5. Соглашение о международной регистрации знаков (заключено в Мадриде 14 апреля 1891 г., в ред. от 2 октября 1979 г.). Публикация ВОИС. № 260(R). 1992.
6. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
7. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ // СЗ РФ. 2002 г. N 30 ст. 3012
8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Российская газета. 08.12.1994. № 238-239.
9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Российская газета. 10.02.1996. № 27.
10. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая): Федеральный закон от 18.12.2006 № 230-ФЗ // Российская газета. 22.12.2006. № 289.
11. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ // СЗ РФ. 2002 г. N 46 ст. 4532
12. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Российская газета. 31.12.2001. № 256.
13. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31 ст. 3824
14. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996 . N 25 ст. 2954
15. О защите прав потребителей: Закон Российской
Федерации от 07.02.1992 г. №2300-1// СЗ РФ. 1996. №3. Ст. 140.
16. Об оценочной деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ // Российская газета.06.08. 1998. N 148-149
17. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ // СЗ РФ. 1997. Ст. 3594. № 30.
18. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ // Российская газета. 10.08.2001. № 153-154.
19. О рекламе: Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38- ФЗ // СЗ РФ. 2006 . N 12 ст. 1232
20. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ // Российская газета. 27.07.2006. № 162.
21. Об авторском праве и смежных правах: Закон Российской
Федерации от 09.07.1993 № 5351-1 // Российская газета.
03.08.1993. № 147. - (Утратил силу)
22. О товарных знаках и знаках обслуживания: Закон СССР от 03.07.1991 № 2293-1 // Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. № 30. Ст. 864. - (Утратил силу)
23. О товарных знаках, знаках обслуживания и
наименованиях мест происхождения товаров: Закон Российской Федерации от 23.09.1992 № 3520-1 //
Ведомости Съезда народных депутатов РФ. 1992. № 42. Ст. 2322. - (Утратил силу)
24. О товарных знаках (фабричных и торговых марках и клеймах): Закон Российской Империи от 26 февраля 1896 г. (Высочайше утвержденное 26 февраля 1896 года мнение Государственнаго Совета объ ограждении товарныхъ знаковъ)// Полное собрание законов Российской Империи. Собрание третье. Т.16, отд.1. 12553. СПб., 1899- (Утратил силу)
25. Постановление СНК РСФСР от 10.11.1922 "О товарных знаках" // СУ РСФСР, 1922, N 75, ст. 939 - (Утратило силу)
26. Постановление СНК СССР от 18 июля 1923 г. «О товарных знаках» // «Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР», 1923, N 3, ст. 67- (Утратило силу)
27. Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 12.02.1926 "О введении в действие Постановления о товарных знаках" // СЗ СССР, 1926, N 11, ст. 79 - (Утратило силу)
28. Постановление ЦИК СССР N 47, СНК СССР N 455 от 07.03.1936 "О производственных марках и товарных знаках"// СЗ СССР, 1936, N 13, ст. 113- (Утратило силу)
29. Постановление Совмина СССР от 15.05.1962 N 442 (ред. от 07.01.1985) "О товарных знаках" // Свод законов СССР, т. 2, с. 134, 1990 г. - (Утратило силу)
30. "Положение о товарных знаках" (утв. Госкомизобретений
СССР 08.01.1974)// Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, N 1, 1988- (Утратило
силу)
31. Постановление Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 494 "О товарных знаках на алкогольную и спиртосодержащую продукцию"// Российская газета 10.07.2002 г. N 124- (Утратило силу)
32. Постановление Правительства РФ от 21 марта 2012 г. N 218 "О Федеральной службе по интеллектуальной собственности" (с изменениями и дополнениями) // Российская газета. 30 .03. 2012 г. N 70
33. Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков (утв.приказомМинистерства экономического развития РФ от 20 июля 2015 г. N 482) // СПС «КонсультантПлюс».
2) Судебная практика.
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 13.12.2016 N 28- П "По делу о проверке конституционности подпункта 1 статьи 1301, подпункта 1 статьи 1311 и подпункта 1 пункта 4 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросами Арбитражного суда Алтайского края" // СЗ РФ. 26.12.2016, N 52 (Часть V), ст. 7729
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 марта 2009 г. N 5/29 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" // Вестник ВАС РФ. № 6.2009.
3. Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума
Высшего Арбитражного Суда РФ № 8 от 01.07.1996 "О
некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" // Вестник ВАС РФ. № 9. 1996.
4. Постановление Президиума ВАС РФ от 02.04.2013 № 16449/12 по делу N А40-8033/12-5-74 // СПС "КонсультантПлюс".
5. Постановления Президиума ВАС РФ по актуальным вопросам частного права (на основе публикаций на сайте ВАС РФ в июле 2013 г.)" // СПС "КонсультантПлюс".
6. Постановление девятого Арбитражного Апелляционного Суда
от 04.03.2009 № 09АП-1132/2009-АК.// СПС
«КонсультантПлюс».
7. Постановление второго Арбитражного Апелляционного Суда
от от 31 марта 2017 г. по делу № А82-17796/2015
[Электронный ресурс] - URL http://2aas.arbitr.ru (Дата
обращения 15.04.2017)
8. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 14.08.2015 № С01-614/2015 по делу № А40-15059/2014 // СПС «КонсультантПлюс».
9. Определение Арбитражного Суда Приморского края от 20
января 2016 г. по делу № А51-22654/2015 [Электронный
ресурс] -URL http://sudact.ru/arbitral/doc/cwqdZqvp98JR/(Дата обращения 14.04.2017)
3) Специальная литература.
1. Арсланов К.М, Муртазин А.А Современные тенденции в развитии механизма гражданско-правовой защиты прав предпринимателей // ВЭПС. 2015. №2 С.131-133.
2. Базилевич А.И. Формы защиты субъективных гражданских прав: дис. ... канд. юрид. наук. Ульяновск, 2001.- 205 с.
3. Белов В. В., Виталиев Г. В., Денисов Г. М. Интеллектуальная собственность: Законодательство и практика его применения: учебное пособие. М., 1997. С. 79 - 80.
4. Белов В.В., Виталиев Г.В., Денисов Г.М. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения. — М., 2002.- 351 с.
5. Бирюлин В.И. Товарные знаки в Российской Федерации: сборник. М.: Арбат-Информ, 2004. - 398 с.
6. Богданова Е. Е. Формы и способы защиты гражданских прав и интересов // Журнал российского права. № 6. 2003. Публикация в СПС «КонсультантПлюс».
7. Быструшкина И. В. Гражданско-правовая охрана товарного знака и фирменного наименования: Дис...канд. юр. наук / Московский университет МВД РФ. М., 2007. - С. 41.
8. Вершинин А.П. Способы защиты гражданских прав в суде. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1997.- 256 с.
9. Ворожевич.А.С. Пять сценариев борьбы за товарный знак. На чьей стороне будет суд // Юрист компании 2016.№3.С 48
10. Гаврилов Э.П., Городов О.А., Гришаев С.П. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный). Часть четвертая. М., 2009.- 490 с.
11. Галева Р.Ф. Исключительное право: правовая природа и роль в гражданском обороте: Дис.канд. юр. наук. Москва, 2011.- 182 с.
12. Гражданское право: В 2 т.: Учеб. / Отв. ред. Е.А. Суханов. — М., 1998. Т. 1. -820 с.
13. Грибанов В. П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав. М.: Статут, 2000.- 411 с.
14. Гришаев С.П. Интеллектуальная собственность: учебное пособие. - М., «Юристъ», 2003.-384 с.
15. Гульбин Ю.Т. Исключительные права на средства индивидуализации товаров - товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров: гражданско-правовой аспект. М.: Статут, 2007. С. 156
16. Дайксель А., Брандмейер К., Глинтерник Э.М. Товарный знак в Европе и в России. Вопросы теории и истории /под ред. М.С. Каган. СПб.: Славия, 2002.- 127 с.
17. Закурдаева О.Ю. Формирование понятия «товарный знак» в российском законодательстве // Законодательство и экономика. 2006. № 11. С. 61.
18. Изменения в интеллектуальном праве России после присоединения к ВТО [Электронный ресурс] - URL http://lexdigital.ru/2012/061/( Дата обращения 21.04.2017)
19. Интеллектуальная собственность: краткий учебный курс. / Отв. ред. Н.М. Коршунов. — М.: Норма, 2005.-304 с.
20. Иоффе О.С. Гражданско-правовая охрана интересов личности / под ред. Б.Б. Черепахина. М.: Юрид. лит. 1969. С. 3-4.
21. Кастальский В. Н. Авторское вознаграждение за использование служебных изобретений // Патенты и лицензии, 2008. № 3. С.44-52
22. Макаров Т.Г. Обеспечение прав авторов литературных
произведений: монография. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 84 с.
23. Мамиофа И.Э. Понятие и определение товарного знака // Практика изобретательской и патентно-лицензионной работы. Л., 1981.- 216 с.
24. Мейер Д. И. Русское гражданское право (в 2 -х ч. Часть 1). По исправленному и дополненному 8-му изд., 1902. М.: Статут, 1997.- 831 с.
25. Новоторговый устав 1667 год // Свод законов Российской империи. М., 1914. Т. 1.
26. Павлинская А.Л Товарный знак. Л: Художник РСФСР. 1974.¬307с.
27. Право интеллектуальной собственности: учебник для
академического бакалавриата под ред. Л. А. Новоселовой. — М. : Издательство Юрайт, 2016.-302 с.
28. Раевич С.И. Исключительные права. Право на товарные знаки, промышленные образцы, изобретения, авторское право. Л., 1926.- 312 с.
29. Сергеев А.П. Гражданское право / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Т. 1. М.: Проспект, 2002.-448 с.
30. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, 2003.- 752 с.
31. Сергеев В.М. Экспертиза товарных знаков. Л., 1984.-86 с.
32. Синайский В. И. Русское гражданское право. М.: Статут, 2002.-638 с.
33. Сокольников Ю. Товарный знак и логотипы. М., 2009. - 276 с.
34. Суперанская А.В., Соболева Т.А. Товарные знаки. 2-е изд., испр. и доп. М.: Либроком, 2009.- 192 с.
35. Тархов В.А. Охрана имущественных прав трудящихся по советскому гражданскому законодательству: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1966.- 162 с.
36. Хасанов.Р.А. Гражданско-правовой статус обладателя исключительного права на товарный знак : Дис... канд. юр. наук / С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов.- Казань, 2010.- 199 с.
37. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. Т. 2. М., 2005.- 461 с.
38. Экспансия статьи 10 ГК РФ в интеллектуальных спорах // Юрист компании.2016.№2.С 7.
39. Явич Л.С. Общая теория права. Л.: Изд-тво Ленинградского университета, 1976.- 298 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ