РАЗРАБОТКА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ С ВНЕДРЕНИЕМ АДАПТИВНОЙ СТРУКТУРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ
ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 6
1.1. Цель создания информационной системы 6
1.2. Обзор существующих систем 8
1.3. Анализ предметной области и бизнес процессов 9
2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ 11
2.1. Создание структуры адаптивной системы обучения 10
2.2. Разработка моделей и методов адаптации на уровне 11
планирования учебного процесса
2.3. Определение структуры базы данных 17
2.4. Физическое проектирование базы данных 19
3. РАЗРАБОТКА СТРУКТУРЫ ПРОГРАММНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ 298
3.1. Средства реализации 28
3.2. Описание архитектуры системы 29
3.3. Юзабилити тестирование системы 31
3.4. Описание основных форм и общей структуры реализации 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ
Об актуальности вопроса разработки и создания информационной системы дистанционного обучения в сфере охраны труда как метода профилактики производственного травматизма свидетельствуют происходящие в последнее время изменения в нормативных документах, связанных с охраной труда. Эти изменения - результат реализации «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.
В рамках стратегии обозначены основные направления - повышение качества жизни российских граждан, способствующие обеспечению социальной стабильности, реализации права на жизнь, безопасность, труд, здоровье и здоровый образ жизни. Документ определил необходимость развития системы профессиональной подготовки кадров в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности; укрепляется режим безопасного функционирования предприятий.
Одним из инструментов развития образовательной подготовки является введение новых форм обучения, таких как система дистанционного обучения (система ДО). На сегодняшний день в образовательной сфере на подобные системы сделана огромная ставка. Более того, системы ДО открывают ряд преимуществ для предприятий (учебных центров), а также для учащихся. А основными достоинствами системы являются - технологичность предоставления информация, доступность с любых точек и простота использования, возможность эффективного разделения учебного материала, возможность четко определять к критерии оценки знаний пользователей системы, кроме того, обучать большое количество людей одновременно, внедрять смешанное обучение и тестировать как сотрудников, так и студентов.
Реализация подходов в разработке подобных систем производится на базе функционирования информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих усваивание учащимися образовательных программ в полном объеме независимо от места их нахождения» (Закон «Об образовании» от 29.12.12). Дистанционные образовательные технологии могут быть реализованы не только на основе учреждений высшего профессионального образования, но и для получения дополнительного образования или повышения квалификации на предприятиях самых разных отраслей.
Безусловно, сегодня WEB-технологии являются одним из самых распространенных способов реализации подобных ИС, поскольку доступ к ним и их использование является весьма простым, достаточно иметь минимум программно-аппаратных средств. Создание информационной системы на просторах Интернета с применением облачных технологий обеспечивает новые возможности по расширению, информационной поддержке. Основными параметрами информационной системы являются надежность, масштабируемость, безопасность, поэтому при создании таких систем используется архитектура клиент-сервер. Эта архитектура позволяет распределить работу между клиентской и серверной частями системы, предусматривает развитие и совершенствование в соответствии с особенностями решаемых задач.
Процесс разработки информационной системы делится на несколько этапов. На первом этапе проводится анализ предметной области, с целью выявления информационных потребностей, которым должна удовлетворять система. Уточняется назначение и область применения. Для формирования правильного представления проводится обсуждение с будущими пользователями и заказчиком. Осуществляется выявление очевидных и потенциальных проблем в деятельности предприятия. Далее производится анализ требований к ИС. Решается вопрос какие функции будут автоматизироваться или выполняться, а какие нет, какие применяться, а какие нет.
Во второй главе после анализа потребностей предприятия производится определение структуры и проектирование системы. А именно разрабатывается схема базы данных на основе ER-модели, разработанной на этапе анализа и параллельно ведется проектирование процессов, чтобы получить спецификации (описания) всех модулей информационной системы. Оба этих процесса связаны, поскольку часть бизнес-логики реализуется в базе данных.
В заключающем этапе работы рассматриваются преимущества современных инструментальных средств разработки программного обеспечения и осуществляется проектирование пользовательского интерфейса и дизайна системы, а также разработка архитектуры системы, включающая себя выбор платформ, языка программирования, СУБД, технологий.
Создана автоматизированная информационная система, позволяющая осуществлять дистанционного обучение клиентов учебного центра, либо проводить внутрипроизводственное тестирование и проверку знаний по охране труда, промышленной безопасности или другим программам. Данная информационная система дистанционного обучения откроет ряд преимуществ для предприятий (учебных центров), а также для учащихся, за счет в первую очередь - технологичности предоставления информация, доступности информации с любых точек мира и простоты использования. И безусловно, WEB-технологии, которые использовались для реализации проекта - являются одним из самых распространенных способов реализации подобных ИС. Поскольку создание информационной системы в Интернете с применением облачных технологий обеспечивает новые возможности по расширению и информационной поддержке. Стоит также отметить возможность построения индивидуальной траектории для каждого обучающегося, система позволяет автоматизированно выбирать дисциплины, включаемые в оптимальный учебный план с учетом индивидуальных предпочтений обучающегося и требований экспертов системы. В связи с этим, разработанная система является полностью автономной и логический завершенной, в ней присутствуют все, необходимые для работы инструменты. Так как система разработана в виде веб-приложения, то упрощается процесс согласования требований к программным и аппаратным ресурсам. Независимо от клиентской операционной системы, содержимое учебный элементов будет отображаться корректно.
1. Флэнаган Д., Мацумото Ю., «Язык программирования Ruby»,
Издательство: «Питер» 2011 - 424 с.
2. Анфилатов, B.C. Системный анализ в управлении: Учеб. пособие / B.C.
Анфилатов, A.A. Емельянов, A.A. Кукушкин; под ред. A.A. Емельянова. М.: Финансы и статистика, 2002. - 368 с.
3. Фултон Х. «Программирование на языке Ruby» — М.: ДМК издательство,
2001. — 688 с.
4. Робин Никсон Learning PHP, MySQL, JavaScript, CSS & HTML5: A Step-
by-Step Guide to Creating Dynamic Websites, Издательство: «Питер» 2015 - 688с.
5. Астанин, C.B. Сопровождение учебного процесса на основе нечеткого
моделирования / C.B. Астанин // Дистанционное образование, 2000. -No
5. С. 27-32.
6. Вaсильев А.Ю. «Работа с PostgreSQL», Creative Commons Attribution-
Noncommercial 2.5 2011 - 130c.
7. Джилл Ф. Дoнелло, Теория и практика онлайнового обучения: Learning
Content Management Systems e-
сommerce.ru/digests/foreign/issue91/press2093.html
8. Бoгдaнов И. В., Кpутий И. А., Чмыхова Е. В. Проектирование учебного
процесса на базе современных информационных технологий // Телекоммуникации и информатизация образования. 2001, № 1
9. Касьянов В.Н., Касьянова Е.В. Дистанционное обучение: методы и
средства адаптивной гипермедиа // Программные средства и математические основы информатики. — Новосибирск, ИСИ СО РАН, 2004. — С. 80-141.
10. Peter Brusilovsky. Adaptive Systems // User Modeling and User- Adapted Functions 11: 87 - 110, 2001.
11. Андреев А.А. Средства современных информационных технологий в системе образования: систематизация и тенденции развития. В сб. Основы применения информационных технологий в учебном процессе Вузов. -М.: ВУ, 1995 г. с. 48-43.
12. Брусиловский, П.Л. Адаптивные и интеллектуальные технологии в сетевом обучении / П.Л. Брусиловский // Новости искусственного интеллекта. 2002. - No5. - С.25-31.
13. Брусиловский, П.Л. Интеллектуальные обучающие системы / П.Л. Брусиловский // Информатика. Информационные технологии. Средства и системы. 1990. - No2. - С.3-22.