Введение 3
Глава I. Общая характеристика деловой репутации юридического лица
1. 1. Деловая репутация в системе нематериальных благ 6
1. 2. Понятие и сущность деловой репутации юридического лица 14
1.3. Российское и зарубежное законодательство о защите деловой репутации юридического лица: сравнительно-правовой анализ 23
Глава II. Гражданско-правовая организация защиты деловой репутации юридического лица
2. 1. Общая характеристика способов защиты деловой репутации юридического
лица 30
2.2. Особенности оценки деловой репутации юридического лица 37
2. 3. Применение гражданско-правовых способов защиты деловой репутации юридического лица 43
Заключение 58
Список использованной литературы
С развитием рынка и рыночной экономики многие не только экономические, но юридические понятия приобретают все большее значение. Одной из таких категорией является деловая репутация юридического лица. В связи с растущей конкуренцией в различных сферах, для каждой компании мнение общества о компании , деловая репутация компании имеют огромное значение. Деловая репутация на сегодняшний день активно участвует в гражданском обороте и для организации в связи с этим важно создание положительной деловой репутации, ее правильная оценка и самое главное возможность ее защиты.
Деловая репутация является сложным понятием, поскольку с одной стороны имеет экономическое содержание, с другой- юридическое. Являясь одним из нематериальных благ, деловая репутация имеет ряд своих особенностей, что доказывает необходимость тщательного изучения данного понятия. Со времени принятия сегодняшнего законодательства уже предпринимались попытки усовершенствовать главу, посвященную нематериальным благам, где в том числе имеются положения о деловой репутации. Тем не менее, как считают, многие современные исследователи и юристы, такая категория требует более детального закрепления в законодательстве, поскольку недостаточное изучение вопроса и отсутствие детализирующих положений порождают большое количество споров не только научных, но и судебных.
Тема защиты деловой репутации юридического лица несомненно актуальна и интересна для исследования на сегодняшний день, так как, во-первых, она недостаточно исследована и существует множество споров относительно многих положений, касаемых деловой репутации, во-вторых, нет четкого законодательного закрепления особенностей защиты деловой репутации и ее понятия. При этом понятия честь , достоинство, деловая репутация
и в целом нематериальные блага приобретают все большее значение в современной жизни и являются важным объектом гражданского права. Появляется все больше судебных споров относительно защиты деловой репутации юридических лиц, так как организации понимают значимость положительной деловой репутации для успешной и эффективной деятельности компании.
Предметом работы является деловая репутация юридического лица. Объект работы- правовое регулирование защиты деловой репутации юридического лица.
Целью работы является формирование комплексного представления о деловой репутации юридического лица. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- определить место деловой репутации в системе нематериальных благ;
- выявить сущность деловой репутации юридического лица;
- сравнить российское и зарубежное законодательство о защите деловой репутации юридического лица;
- дать общую характеристику способов защиты деловой репутации юридического лица;
- изучить особенности оценки деловой репутации юридического лица;
- рассмотреть применение гражданско-правовых способов защиты деловой репутации юридического лица.
Сформулированные цели и задачи позволили сформировать структуру настоящей работы:
- введение определяет актуальность, цели и задачи работы;
- глава первая посвящена изучению общей характеристики деловой репутации юридического лица;
- вторая глава раскрывает гражданско-правовую организацию защиты деловой репутации юридического лица;
- заключение содержит краткие выводы по работе.
В работе было использовано российское и зарубежное законодательство, учебная литература, научные статьи, судебная практика.
Деловая репутация приобретает все большее значение для юридических лиц, поскольку оказывает большое влияние на эффективную работу деятельности организации и ее положения на рынке в целом. О развитии института деловой репутации юридических лиц говорит и большое количество судебных дел о защите деловой репутации.
При выявлении места деловой репутации в системе нематериальных благ было определено. что целесообразно рассматривать деловую репутацию как особое нематериальное благо, которое связано с удовлетворением как имущественных, так и неимущественных интересов. Деловая репутация , обладая признаками нематериальных благ имеет свои особенности. В работе были определены следующие признаки деловой репутации:
- индивидуализация, которая относится к организации, а не конкретной личности;
- специфика возникновения;
- имущественный характер;
- динамическое развитие;
- положительный или отрицательный характер деловой репутации;
- временный характер;
- не только юридическая , но и экономическая сущность понятия.
На основании сравнения понятий личных неимущественных прав и нематериального блага, было
Таким образом, понятие деловой репутации было выявлено, что нематериальные блага- это один из видов объектов гражданских прав, а личные неимущественные права- это субъективные личные права лица, объектом которых выступают нематериальные блага.
Таким образом, было определено, что деловая репутация- это нематериальное благо, а , защита деловой репутации- это личное неимущественное право, которое возникает относительно данного объекта.
Путем сравнения понятий чести, достоинства и деловой репутации, было выявлено, что понятия чести и достоинства соотносятся как оценка и самооценка качеств личности , а деловая репутация - оценка деловых качеств. При этом для юридического лица считается применимой только категория деловой репутации, что подтверждается п. 11 ст. 152 ГК РФ.
Таким образом, на основании изучения деловой репутации в системе нематериальных благ и изучения характеристики деловой репутации, деловая репутация была определена как особое нематериальное благо , которое связано с удовлетворением как имущественных, так и неимущественных интересов. обладающее правовой и экономической природой, под которым следует понимать общественную оценку совокупности деловых качеств, степени эффективности ведения деятельности юридического лица, которая способна оказывать влияние на статус юридического лица и результаты осуществляемой данным лицом деятельности.
При изучении способов зашиты нематериальных благ было выявлено, что при этом используются способы защиты гражданских прав, которые определены ст. 12 ГК РФ. Также способы защиты деловой репутации в составе нематериальных благ предусмотрены ст. 152 ГК РФ, в котором п. 11 говорит о возможности применения всех указанных способов защиты за исключением компенсации морального вреда. Среди них , таким образом, для юридического лица выделяются:
- опровержение сведений, порочащих деловую репутацию юридического
лица;
- удаление сведений, порочащих деловую репутацию юридического лица;
- пресечение и запрещение дальнейшего распространения указанных сведений;
- обращение в суд с заявлением о признании распространенных сведений не соответствующими действительности;
- возмещение убытков.
При сравнении российского и зарубежного понимания деловой репутации, было выявлено, что и за рубежом вопрос о нематериальном вреде юридических лиц является спорным вопросом. В РФ считается возможным компенсировать отсутствие понятия морального вреда для юридического лица понятием возмещения репутационного вреда. Репутационный вред- это неблагоприятные изменения в деловой репутации юридического лица в отличие от нравственных и физических страданий, которые подразумеваются под моральным вредом. Данный способ, в нашем понимании, становится своеобразной заменой для юридических лиц такого способа защиты как возмещение морального вреда физическим лицам.
Защита деловой репутации юридического лица осуществляется, как правило, в юрисдикционной форме при помощи двух юридических процедур- в судебном порядке при помощи подачи искового заявления в арбитражный суд и в административном порядке при помощи обращения в антимонопольный орган.
Изучение оценки деловой репутации приводит к выводу о том, что значение деловой репутации зависит от выбранного метода оценки и факторов, которые оказывают влияние на эту оценку. На сегодняшний день, как было выявлено существует несколько методов оценки деловой репутации, наиболее часто используемыми из которых являются методы оценки избыточной прибыли и балансовый метод. Оценка деловой репутации юридических лиц
На основании изучения судебной практики подтверждается актуальность данного исследования, поскольку согласно Обзору практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации от 16 марта 2016 года данные судебной статистики свидетельствуют о том, что количество дел, рассматриваемых ежегодно как в судах общей юрисдикции, так и в арбитражных судах, разрешающих споры о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, является стабильным. И в среднем в год рассматривается 5000 дел в судах общей юрисдикции и 800 дел в арбитражных судах.
Таким образом, отметим, что деловая репутация юридического лица меняется на протяжении осуществления деятельности организации . Именно положительная деловая репутация является одной из составляющих эффективной работы юридического лица, а право на защиту деловой репутации позволяет не потерять сложившееся за время деятельности мнение об организации и поддерживать репутацию на должном уровне, а также снизить уровень недобросовестной конкуренции.
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]// Российская газета. - 1993.
2. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации[Текст]: [федер. закон РФ: часть первая от 30 ноября 1994 №51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 года №14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 года №146-ФЗ, часть четвертая от 18 декабря 2006 года №230-ФЗ с изм. и доп.] // СЗ РФ. - 1994
3. Российская Федерация. Законы. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации[Текст]: [федер.закон РФ: от 14.11.2002 № 138-ФЗ с изм. и дополнениями] // СЗ РФ. - 2002.
4. Российская Федерация. Законы. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. №95-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002.
5. Российская Федерация. Законы. «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (в ред. ФЗ от 25.12.2008 № 281-ФЗ). // Консультант Плюс.
6. Российская федерация. Приказ Минфина России от 27.12.2007 N 153н (ред. от 16.05.2016) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007)"
Материалы судебной практики:
1. Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 N 508-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шлафмана Владимира Аркадьевича на нарушение его конституционных прав пунктом 7 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации"
2. Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 марта 2016 г.)
3. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24 декабря 1998 г. по делу N А29-1414/98
4. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23 марта 2015 г. по делу N А40-54340/14.
5. Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2016 N 16АП-2382/2016 по делу N А22-4486/2015
Специальная литература:
1. Анисимов А.Л. Честь, достоинство, деловая репутация под защитой закона / А. Л. Анисимов. - М.: НОРМА, 2004. - 214 с.
2. Анисимов А.Л. Честь, достоинство, деловая репутация: гражданско-правовая защита. - М., 1994. С. 18.
3. Астахов П. О защите чести и деловой репутации юридических лиц // Современное право, 2005, №12.
4. Беспалов А.В. Честь, достоинство и деловая репутация как объекты гражданских прав: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.ю.н. : Спец. 12.00.03 / Беспалов А.В. - Краснодар, 2004. - 23 с.
5. Беспалов Ю.Ф. Гражданское право Российской Федерации в схемах: учебное пособие / Ю.Ф. Беспалов, П.А. Якушев. - М.: Ось-89, 2005. - 301 с.
6. Великомыслов Ю.Я., Равлик А.В. Пособие по защите Ваших прав в сети Интернет. // Allpravo.Ru. - 2005.
8. Гражданское право: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция». / Безбах В.В., Богачева Т.В. Ч. 1. - М.: Юристъ, 2007. - 719 с.
9. Гражданское право: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция». / Ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. - 6-е изд., перераб. и доп. Т. 1. - М.: Проспект, 2005. - 773 с.
10. Гражданское право: Учебник. Ч. 1. / Под ред. А. П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М., 1998. С. 312.
11. «Споры о деловой репутации юридических и физических лиц» Грасмик Л. // "Административное право", 2015, N 1
12 . Добриева М.Д. Честь, достоинство и деловая репутация как объект защиты в гражданском праве и процессе: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.ю.н.: спец. 12.00.03: спец. 12.00.15 / Д.М. Джамалдиновна. - М., 2004. - 29 с.
13. Дьяченко Е.М. Деловая репутация юридических лиц: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук: специальность 12.00.03 «Гражд. право; предпринимат. право; семейн. право; междунар. част. Право». - Краснодар, 2005. - 26 с.
14. Иванов А.П. Деловая репутация и устойчивость предприятий: монография. - М.: РГОТУПС, 2007. - 274 с.
15. Исковые заявления с комментариями (арбитражный суд, общая юрисдикция, защита деловой репутации, международный арбитраж) / под ред. А.В. Сутягина. - М.: ГроссМедиа, 2009. - 199 с.
16. Исламгалиева Е.Р. Защита деловой репутации работника: учебное пособие. - М.: Центрлитнефтегаз, 2008. - 155 с.
17. Комментарий к Гражданскому кодексу (часть вторая). / Под ред. О.М. Козырь, А.Л. Маковского, С.А. Хохлова. М.: Инфра-М, 2004. -528 с.
18. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части четвертой (постатейный) / Калятин В.О., Козырь О.М., Корчагин А.Д. и др.; отв. ред. Л.А. Трахтенгерц. - М.: ИНФРА-М: Контракт, 2009. - 811 с.
19. Кулиуш О.А. Честь, достоинство и деловая репутация - фундамент правового государства. - М: Компания «Спутник+», 2008. - 244 с.
20. Резник Г.М. Честь. Достоинство. Деловая репутация: споры с участием СМИ / Г.М. Резник, К.И. Скловский. - М.: Статут, 2006. - 268 с.
21. Сахапов Ю.З. Деловая репутация субъектов предпринимательской деятельности в системе объектов гражданских прав и особенности ее гражданско- правовой защиты: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук: специальность 12.00.03 «Гражд. право; предпринимат. право; семейн. право; междунар. част. Право». - Казань, 2007. - 27 с.
22. Смолина Л.В. Защита деловой репутации организации. / Л.В. Смолина. - М.: Дашков и Кш, 2008. - 158 с.
23. «Споры о деловой репутации юридических и физических лиц» Грасмик Л. // "Административное право", 2015, N 1
24. Тренклер А.И. Защита деловой репутации юридических лиц в арбитражном суде. /А. И. Тренклер. // Правоведение. - 2001. - № 2, с. 190.
25. Эрделевский А. О компенсации морального вреда юридическим лицам. // Хозяйство и право. 1996. № 11, с. 104.