Введение 2
Актуальность 2
Объект и предмет исследования 3
Цель и задачи 3
Практическая значимость 4
Глава 1. Аналитический обзор 4
Генерация заданий 4
Обзор существующих решений 7
Основные правила и определения 9
Глава 2. Описание инструментов и концепций 11
Основные сведения о разработке web-приложений 11
HTML 13
CSS 13
Javascript 14
AJAX 15
jQuery 15
PHP 16
PHP morpher 16
Сервер Apache 17
MySQL 18
PhpMyAdmin 19
JSON 19
Bootstrap 20
MVC 22
Глава 3. Разработка модуля для генерации тестовых заданий по русскому языку 22
Архитектура 22
Алгоритм работы 25
Примеры 27
Заключение 30
Список используемых источников 31
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Компьютерное тестирование - это технология контроля знаний учащихся, в основе которой лежит применение педагогических тестов с использованием вычислительной техники. Компьютерное тестирование, как направление, появилось в педагогических инновациях в начале XXI века и широко распространилось благодаря множеству преимуществ перед традиционными способами измерения знаний учащихся. Однако отсутствие технологий генерации заданий существенно тормозит развитие этого направления. Именно поэтому я решила внести свой вклад в решение данной проблемы и, исследуя данную тему, разработать модули для генерации контрольных измерительных материалов по русскому языку, а также создать web-приложение, которым смогут пользоваться учителя и учащиеся.
Актуальность.
Компьютерное тестирование на сегодняшний день является самой распространённой формой проверки знаний учащихся. По мере того, как повышается степень информатизации образования, проблема эффективности контроля знаний приобретает высокий приоритет.
Актуальность разработки модулей для генерации контрольных измерительных материалов по русскому языку связана со значительным распространением исследований в области компьютерного тестирования. Эта проблема последнее время широко освещается в научных и научно-методических работах многих учёных (О.Ю. Ефремов, В.А. Пятин, О.А. Фадеева и др.).
Вопросы, касающиеся генерации заданий, являются очень актуальными. Хорошо известно, что обеспечение тестирования многовариантными заданиями позволяет избавиться от эффекта списывания среди учеников. Также на задания, составленные автоматически, сложнее найти готовые ответы и решения в интернете. Компьютерное тестирование даёт объективные и точные результаты, повышает интерес школьников к учёбе и избавляет преподавателей от проверки.
Компьютерное тестирование имеет значительные преимущества по сравнению с традиционными методами контроля знаний:
1) быстрота проведения процедуры тестирования и получения результатов с оценкой успеваемости, которая визуализирует распределение студентов на группы по уровню способностей;
2) сравнение эффективности технологий обучения в разных странах;
3) объективное сравнение работы учебных заведений;
4) возможность выявлять слабые места и своевременно вносить корректировки в учебные программы;
5) быстрая проверка знаний целого раздела и курса и возможность для тренировок и повторной отработки пробелов в знаниях;
6) наличие заданий различного уровня сложности.
Многие выпускники используют различные сайты с тестами для подготовки к экзаменам, но задания на них очень часто устаревшие и каждый тип имеет только одну формулировку. В связи с тем, что в задания Единого государственного экзамена каждый год вносятся изменения, возникает необходимость в создании ресурса, на котором будут различаться формулировки заданий, а также количество вариантов ответа.
Объект и предмет исследования.
Объект исследования - компьютерное тестирование.
Предмет исследования - генерация тестовых заданий.
Цель и задачи.
Цель:
Разработать модули для генерации контрольных измерительных материалов по русскому языку.
Задачи:
1. Изучить литературу по способам генерации тестовых заданий.
2. Проанализировать минусы компьютерного тестирования и постараться их устранить.
3. Исследовать современные системы электронного образования и выделить в них проблемы.
4. Проанализировать наиболее востребованные сайты для подготовки к ЕГЭ, выделить плюсы их использования.
5. Предложить варианты генерации контрольных
измерительных материалов по русскому языку.
6. Написать web-приложение для прохождения тестов.
Практическая значимость.
Разработанное мной web-приложение с модулями для генерации контрольных измерительных материалов по русскому языку станет незаменимым при подготовке к ЕГЭ, а в будущем, возможно, с его помощью будут проводить промежуточные аттестации учащихся. Многообразие генерируемых заданий избавит преподавателей и родителей учеников от необходимости покупать дорогостоящие учебные пособия с тестами. В web- приложении можно выбирать разные формулировки заданий, а вариантов ответа может быть несколько. Это заставит учеников обращать внимание на детали и внимательно читать условия задачи.
Учитель участвует в составлении теста. Ему предоставлена возможность контролировать результаты ученика. Посредством такого взаимодействия, можно своевременно выявлять недочёты и недоработки, помогать обучающемуся обратить внимание на ошибки. Учитель сможет в будущем составлять тесты, где преобладают задания, вызвавшие затруднения во время прошлого тестирования.
Проанализировав точки зрения различных экспертов и учёных, были сделаны выводы о том, что проблема генерации заданий для компьютерного тестирования в наше время очень актуальна. Это направление должно развиваться, совершенствоваться и исследоваться, так как оно имеет определённые преимущества по сравнению с традиционным контролем знаний.
В результате анализа статей и литературы по генерации тестовых заданий, были изучены различные методы и модели создания генерации контрольных измерительных материалов, области их применения.
Было реализовано два модуля для генерации контрольных измерительных материалов по русскому языку:
• генерация заданий на употребление паронимов;
• генерация заданий на слитное, раздельное и дефисное написание слов.
Устранены такие проблемы компьютерного тестирования:
• эффект списывания (задания и варианты ответов каждый раз абсолютно разные);
• угадывание правильного ответа (вариантов ответа может быть несколько);
• возможность несовпадения мнений ученика и составителя теста (учитель сам участвует в составлении заданий и контролирует их выполнение, после чего есть возможность рассмотреть с учеником его вариант).
Для реализации web-приложения были изучены языки программирования и технологии: PHP, Ajax, Javascript. Были расширены знания по HTML и CSS.
Разработано web-приложение с пользовательским интерфейсом, в котором присутствует учётная запись ученика и учителя. Учитель может войти на сайт, создать тест, отправить его ученику. Ученик открывает тест, проходит его и получает баллы.
В будущем планируется реализовать остальные задания части А из ЕГЭ по русскому языку и сделать ресурс доступным для всех, чтобы он широко применялся для разного рода проверок уровня знаний. Это могут быть как пробные тестирования перед сдачей Единого государственного экзамена, так и различные контрольные работы и промежуточные аттестации учеников по русскому языку, а также тестирования, направленные на определение уровня усвоения материала с целью корректировки процесса обучения.
1. Кручинин В.В. Использование деревьев И/ИЛИ для генерации вопросов и задач // Вестник Томского государственного университета.
2004. №284. С. 183 - 186.
2. Зорин Ю.А. Интерпретатор языка построения генераторов тестовых заданий на основе деревьев И/ИЛИ // Доклады Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. 2013. №1. С. 75 - 79.
3. Зорин Ю.А. Использование алгоритмов комбинаторной генерации при построении генераторов тестовых заданий // Дистанционное и виртуальное обучение. 2013. №6. С. 54 - 59.
4. Аванесов В. С. Основные элементы заданий в тестовой форме с двумя
ответами. "Управление школой" №10, март, 2000г.
http://testolog.narod.ru/Theory15.html
5. Паронимы [Электронный ресурс]: Материал из Википедии — свободной энциклопедии : Версия 83756688, сохранённая в 08:46 UTC 19 февраля 2017 / Авторы Википедии // Википедия, свободная энциклопедия. — Электрон. дан. — Сан-Франциско: Фонд Викимедиа, 2017. — Режим доступа:http://ru.wikipedia.org/?oldid=83756688
6. Большакова Е.И., Большаков И.А. Алгоритмы построениякомпьютерного словаря русских буквенных паронимов и егоприменение // Журнал Эвристические алгоритмы и распределенныевычисления, том 2015, № 3, с. 8-22.
7. Большакова Е.И., Большаков И.А. Аффиксальный критерийпаронимии для построения компьютерного словаря паронимоврусского языка // Научно-техническая информация. Серия 2:Информационные процессы и системы, издательство ВИНИТИ (М.), № 11, с. 28-35
8. Michael Lvov, Hanna Shmarova. Generation of Test Tasks in Systems of Computer Mathematics for Educational Purposes // Kherson State University, Universitets'ka, 27 73000, Kherson, Ukraine
9. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. - М.: Информационно¬издательский дом «Филинъ», 2003. - 616 с.
10. Аксенов М.В., Братчиков И.Л. Экспертно-обучающая система «Formula Tutor»// Процессы управления и устойчивость. - СПбГУ, 2004. - С. 111-115.
11. Единый государственный экзамен [Электронный ресурс]: Материал из Википедии — свободной энциклопедии : Версия 85766286, сохранённая в 12:38 UTC 3 июня 2017 / Авторы Википедии // Википедия, свободная энциклопедия. — Электрон. дан. — Сан- Франциско: Фонд Викимедиа, 2017. — Режим
доступа:http://ru.wikipedia.org/?oldid=85766286
12. Чигрин С.В. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 4-1. - С. 274-277;