Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Общие характеристика правового регулирования внешнеэкономической
деятельности 6
1.1. Понятие и общая характеристика внешнеэкономической деятельности 6
1.2. Правовая система регулирования внешнеэкономической деятельности
России 11
2. Субъекты внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономические
сделки 33
2.1. Правовое положение субъектов внешнеэкономической деятельности 33
2.2. Правовое обеспечение внешнеэкономических сделок 49
3. Правовое регулирование экспорта в РФ 61
3.1. Практические проблемы правового обеспечения экспорта из РФ 61
3.2. Правовой статус Российского экспортного центра 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Общие характеристика правового регулирования внешнеэкономической
деятельности 6
1.1. Понятие и общая характеристика внешнеэкономической деятельности 6
1.2. Правовая система регулирования внешнеэкономической деятельности
России 11
2. Субъекты внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономические
сделки 33
2.1. Правовое положение субъектов внешнеэкономической деятельности 33
2.2. Правовое обеспечение внешнеэкономических сделок 49
3. Правовое регулирование экспорта в РФ 61
3.1. Практические проблемы правового обеспечения экспорта из РФ 61
3.2. Правовой статус Российского экспортного центра 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Современные условия диктуют свои
условия реализации внешнеэкономической деятельности, которую можно
назвать действительно важной составляющей, которая формирует структуру,
развитие и устойчивость отечественной экономики. Важное значение отведено правовому регулированию внешнеэкономической деятельности, в частности комплексу мер, которые способствуют проведению мер внешнеэкономической политики в жизнь страны.
Вопросы нормативного закрепления внешнеторговой деятельности отражены в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах
государственного регулирования внешнеторговой деятельности"1 (далее - Закон N 164-ФЗ).
В иерархии законов правовое регулирование начинается без сомнения с
положений Конституции Российской Федерации2, и дальнейшее регулирование осуществляется в соответствии с предусмотренным Законом, а также
другими законодательными актами и подзаконными актами Российской Федерации. Стоит отметить роль общепризнанных принципов и норм в рамках
международного права и предусмотренных международными договорами
Российской Федерации (ст. 3 Закона N 164-ФЗ).
Правовое регулирование внешнеторговой деятельности в Российской
Федерации проводится с применением методов таможенно-тарифного (экономического) и нетарифного (административного) регулирования рассматриваемой деятельности. При всем этом закрепляется приоритет экономических
мер, таких как импортный и экспортный таможенные тарифы. Следовательно, государственные органы стараются регулировать торговлю в рамках
внешних отношений, путем проведения политики и создания хороших экономических условий с целью проведения внешнеторговых операций, тем самым которые бы могли способствовать повышению эффективности отечественной экономики, и попутнореализуя конкретные задачи социальноэкономического развития Российской Федерации. Соответственно, для тех
операций, которые по тем или иным критериям считаются неблагоприятными по воздействию на российскую экономику, создаются условия менее выгодные в плане экономики. Административные меры, среди них можно выделить квотирование, лицензирование, могут использоваться только в том
случае, когда экономические меры не дают предполагаемых желаемых результатов.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе является система общественных отношений, связанных с деятельностью во
внешнеэкономических отношениях.
Предметом исследования в выпускной квалификационной работе являются нормы права, регулирующие в комплексе вопрос внешнеэкономической деятельности.
Целью исследования в работе являются особенности правового регулирования внешнеэкономической деятельности, с учетом сложившейся правоприменительной практики в этой области.
С учетом поставленной цели следует заострить внимание на следующих задачах:
- рассмотреть понятие и общая характеристика внешнеэкономической
деятельности;
- исследовать правовую систему регулирования внешнеэкономической
деятельности России;
- провести анализ правового положения субъектов внешнеэкономической деятельности;
- проанализировать правовое обеспечение внешнеэкономических сделок;5
- описать практические проблемы правового обеспечения экспорта из
РФ;
- исследовать правовой статус Российского экспортного центра.
Степень разработанности темы исследования определяется трудами таких ученых, как Авдеев В.В. , Алимова Я.О., Асалханова С.А., Асосков А.В.,
Белых В.С., Бублик В.А., Вельяминов Г.М., Лисовский В.И., Вершинин А.П,
Веселкова Е.Е., Вилкова Н.Г., Галенская Л.Н., Горковенко М.Л. и др.
Методология исследования включает в себя общенаучные и частные
методы познания, такие как анализ, синтез, исторический, сравнительноправовой, обобщения и многие другие.
Эмпирическая база исследования основана на материалах опубликованной судебной практики, материалах исследований ученых и практиков,
опубликованных в монографиях и учебных пособиях.
Структура работы определена целью и задачами исследования и включает в себя введение, с определением объекта, предмета исследования, три
главы, заключения и списка использованной литературы.
Первая глава посвящена общему вопросу правового регулирования
внешнеэкономической деятельности. Здесь раскрывается понятие, дается
общая характеристика и описывается правовая система регулирования внешнеэкономической деятельности
Вторая глава описывает правовое регулирование импорта в РФ, правовое положение субъектов при данном факте, правовое обеспечение импорта.
Третья глава анализирует правовое регулирование экспорта, в частности затрагиваются вопросы практического характера обеспечения, а также
правовой статус экспортного центра.
В заключении подводятся итоги исследования и формулируются выводы по исследованию.
условия реализации внешнеэкономической деятельности, которую можно
назвать действительно важной составляющей, которая формирует структуру,
развитие и устойчивость отечественной экономики. Важное значение отведено правовому регулированию внешнеэкономической деятельности, в частности комплексу мер, которые способствуют проведению мер внешнеэкономической политики в жизнь страны.
Вопросы нормативного закрепления внешнеторговой деятельности отражены в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах
государственного регулирования внешнеторговой деятельности"1 (далее - Закон N 164-ФЗ).
В иерархии законов правовое регулирование начинается без сомнения с
положений Конституции Российской Федерации2, и дальнейшее регулирование осуществляется в соответствии с предусмотренным Законом, а также
другими законодательными актами и подзаконными актами Российской Федерации. Стоит отметить роль общепризнанных принципов и норм в рамках
международного права и предусмотренных международными договорами
Российской Федерации (ст. 3 Закона N 164-ФЗ).
Правовое регулирование внешнеторговой деятельности в Российской
Федерации проводится с применением методов таможенно-тарифного (экономического) и нетарифного (административного) регулирования рассматриваемой деятельности. При всем этом закрепляется приоритет экономических
мер, таких как импортный и экспортный таможенные тарифы. Следовательно, государственные органы стараются регулировать торговлю в рамках
внешних отношений, путем проведения политики и создания хороших экономических условий с целью проведения внешнеторговых операций, тем самым которые бы могли способствовать повышению эффективности отечественной экономики, и попутнореализуя конкретные задачи социальноэкономического развития Российской Федерации. Соответственно, для тех
операций, которые по тем или иным критериям считаются неблагоприятными по воздействию на российскую экономику, создаются условия менее выгодные в плане экономики. Административные меры, среди них можно выделить квотирование, лицензирование, могут использоваться только в том
случае, когда экономические меры не дают предполагаемых желаемых результатов.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе является система общественных отношений, связанных с деятельностью во
внешнеэкономических отношениях.
Предметом исследования в выпускной квалификационной работе являются нормы права, регулирующие в комплексе вопрос внешнеэкономической деятельности.
Целью исследования в работе являются особенности правового регулирования внешнеэкономической деятельности, с учетом сложившейся правоприменительной практики в этой области.
С учетом поставленной цели следует заострить внимание на следующих задачах:
- рассмотреть понятие и общая характеристика внешнеэкономической
деятельности;
- исследовать правовую систему регулирования внешнеэкономической
деятельности России;
- провести анализ правового положения субъектов внешнеэкономической деятельности;
- проанализировать правовое обеспечение внешнеэкономических сделок;5
- описать практические проблемы правового обеспечения экспорта из
РФ;
- исследовать правовой статус Российского экспортного центра.
Степень разработанности темы исследования определяется трудами таких ученых, как Авдеев В.В. , Алимова Я.О., Асалханова С.А., Асосков А.В.,
Белых В.С., Бублик В.А., Вельяминов Г.М., Лисовский В.И., Вершинин А.П,
Веселкова Е.Е., Вилкова Н.Г., Галенская Л.Н., Горковенко М.Л. и др.
Методология исследования включает в себя общенаучные и частные
методы познания, такие как анализ, синтез, исторический, сравнительноправовой, обобщения и многие другие.
Эмпирическая база исследования основана на материалах опубликованной судебной практики, материалах исследований ученых и практиков,
опубликованных в монографиях и учебных пособиях.
Структура работы определена целью и задачами исследования и включает в себя введение, с определением объекта, предмета исследования, три
главы, заключения и списка использованной литературы.
Первая глава посвящена общему вопросу правового регулирования
внешнеэкономической деятельности. Здесь раскрывается понятие, дается
общая характеристика и описывается правовая система регулирования внешнеэкономической деятельности
Вторая глава описывает правовое регулирование импорта в РФ, правовое положение субъектов при данном факте, правовое обеспечение импорта.
Третья глава анализирует правовое регулирование экспорта, в частности затрагиваются вопросы практического характера обеспечения, а также
правовой статус экспортного центра.
В заключении подводятся итоги исследования и формулируются выводы по исследованию.
Сегодня в рамках глобализационных процессов на внешнеторговую деятельность Российской Федерации важное влияние оказывают операции, которые осуществляются в рамках Евразийского союза.
Порядок осуществления в внешнеторговой деятельности, то Российской Федерации регламентирован Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".
Внешнеторговая деятельность может ограничиваться путем предоставления исключительного права (п. 26 разд. IV Протокола о мерах не тарифного регулирования).
Единообразные подходы к определению понятия внешнеэкономической деятельности отсутствуют, а применение законодательного определения оправданно в той мере, в которой оно отражает специфику данного явления, что говорит о неопределенности понятийного аппарата в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности.
Следует, по нашему мнению, привести законодательство в соответствие, оставив одно определение, которое наиболее полно бы отражало чуть понятия внешнеэкономических связей.
Общий объект регулирования в рассматриваемой сфере - международные торговые отношения, а также единые цели и принципы всех сегментов права, регулирующего международную торговлю. Международные организации и международные договоры в сфере международной торговли являются связками, которые объединяют нормы права - международного и национального множества государств, публичного и частного, а также нормы негосударственного регулирования в сложно-структурный комплекс под названием "международное торговое право". Причем все составляющие международного торгового права не только сосуществуют, но и взаимодействуют друг с другом.
В настоящее время требуется унификация норм действующего законодательства Российской Федерации в сфере внешней торговли и валютного регулирования и валютного контроля и введение новых понятий, используемых в Законе о внешнеторговой деятельности, исходя из критериев, которым соответствуют резиденты и не резиденты Российской Федерации согласно валютному законодательству.
На российском рынке действуют многие российские и международные страховые компании, которые предоставляют страховое покрытие в отношении экспортных поставок. Однако подписанный договор страхования с ними не позволят освободить контрагента от обязанности по выплате значительной суммы в виде штрафа в случае невыполнения обязательств по оплате дебиторской задолженности экспортеру его контрагентом в рамках действующего законодательства РФ. Принимая во внимание ограниченность государственной поддержки, предлагается внести изменения в федеральное законодательство, которые позволят:
- экспортеру обратиться в страховые компании, действующие на территории РФ, за дополнительным страховым покрытием;
- наличие договора страхования со страховыми компаниями (не только с ЭКСАР) позволит признавать экспортера выполнившим обязательства по возврату валютной выручки, тем самым освободить экспортера от риска административной ответственности по оплате штрафа;
- усилить не только государственную поддержку, но и экономически стимулировать экспорт без дополнительных рисков.
Таким образом, возникает необходимость во внесении следующих изменений и дополнений в ряд нормативно-правовых актов РФ:
1) распространить действие п. 4 ст. 19 Закона о валютном регулировании на всех застрахованных экспортеров и изложить его в следующей редакции:
"4. Резидент признается исполнившим обязанность, предусмотренную пунктом 1 части 1 настоящей статьи, в случае если он обеспечил получение на свои банковские счета страховой выплаты:
- по договору страхования рисков неисполнения не резидентом обязательств по внешнеторговому договору (контракту) в порядке и сроки, которые предусмотрены договором страхования, при наступлении страхового случая, предусмотренного установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ "О банке развития" порядком осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков; или
- по договору страхования коммерческих кредитов (предпринимательских рисков) или рисков неисполнения не резидентом обязательств по оплате дебиторской задолженности резиденту по договору (контракту) вследствие наступления страхового случая;
- при условии, что определенное договором страхования значение со-отношения страховой суммы и страховой стоимости (уровень страхового возмещения) равно установленному названным порядком значению или превышает его".
2) распространить действие примечания 4 к ст. 15.25 КоАП РФ на всех застрахованных экспортеров и изложить его в следующей редакции:
"4. Административная ответственность, установленная частью 4 настоящей статьи, не применяется к лицам, обеспечившим получение на свои банковские счета страховой выплаты:
- по договору страхования рисков неисполнения не резидентом обязательств по внешнеторговому договору (контракту) в порядке и сроки, которые предусмотрены договором страхования, при наступлении страхового случая, предусмотренного установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ "О банке развития"98 порядком осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков; или
- по договору страхования коммерческих кредитов (предпринимательских рисков) или рисков неисполнения не резидентом обязательств по оплате дебиторской задолженности резиденту по договору (контракту) вследствие наступления страхового случая;
- при условии, что определенное договором страхования значение со-отношения страховой суммы и страховой стоимости (уровень страхового возмещения) равно установленному названным порядком значению или превышает его".
Порядок осуществления в внешнеторговой деятельности, то Российской Федерации регламентирован Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".
Внешнеторговая деятельность может ограничиваться путем предоставления исключительного права (п. 26 разд. IV Протокола о мерах не тарифного регулирования).
Единообразные подходы к определению понятия внешнеэкономической деятельности отсутствуют, а применение законодательного определения оправданно в той мере, в которой оно отражает специфику данного явления, что говорит о неопределенности понятийного аппарата в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности.
Следует, по нашему мнению, привести законодательство в соответствие, оставив одно определение, которое наиболее полно бы отражало чуть понятия внешнеэкономических связей.
Общий объект регулирования в рассматриваемой сфере - международные торговые отношения, а также единые цели и принципы всех сегментов права, регулирующего международную торговлю. Международные организации и международные договоры в сфере международной торговли являются связками, которые объединяют нормы права - международного и национального множества государств, публичного и частного, а также нормы негосударственного регулирования в сложно-структурный комплекс под названием "международное торговое право". Причем все составляющие международного торгового права не только сосуществуют, но и взаимодействуют друг с другом.
В настоящее время требуется унификация норм действующего законодательства Российской Федерации в сфере внешней торговли и валютного регулирования и валютного контроля и введение новых понятий, используемых в Законе о внешнеторговой деятельности, исходя из критериев, которым соответствуют резиденты и не резиденты Российской Федерации согласно валютному законодательству.
На российском рынке действуют многие российские и международные страховые компании, которые предоставляют страховое покрытие в отношении экспортных поставок. Однако подписанный договор страхования с ними не позволят освободить контрагента от обязанности по выплате значительной суммы в виде штрафа в случае невыполнения обязательств по оплате дебиторской задолженности экспортеру его контрагентом в рамках действующего законодательства РФ. Принимая во внимание ограниченность государственной поддержки, предлагается внести изменения в федеральное законодательство, которые позволят:
- экспортеру обратиться в страховые компании, действующие на территории РФ, за дополнительным страховым покрытием;
- наличие договора страхования со страховыми компаниями (не только с ЭКСАР) позволит признавать экспортера выполнившим обязательства по возврату валютной выручки, тем самым освободить экспортера от риска административной ответственности по оплате штрафа;
- усилить не только государственную поддержку, но и экономически стимулировать экспорт без дополнительных рисков.
Таким образом, возникает необходимость во внесении следующих изменений и дополнений в ряд нормативно-правовых актов РФ:
1) распространить действие п. 4 ст. 19 Закона о валютном регулировании на всех застрахованных экспортеров и изложить его в следующей редакции:
"4. Резидент признается исполнившим обязанность, предусмотренную пунктом 1 части 1 настоящей статьи, в случае если он обеспечил получение на свои банковские счета страховой выплаты:
- по договору страхования рисков неисполнения не резидентом обязательств по внешнеторговому договору (контракту) в порядке и сроки, которые предусмотрены договором страхования, при наступлении страхового случая, предусмотренного установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ "О банке развития" порядком осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков; или
- по договору страхования коммерческих кредитов (предпринимательских рисков) или рисков неисполнения не резидентом обязательств по оплате дебиторской задолженности резиденту по договору (контракту) вследствие наступления страхового случая;
- при условии, что определенное договором страхования значение со-отношения страховой суммы и страховой стоимости (уровень страхового возмещения) равно установленному названным порядком значению или превышает его".
2) распространить действие примечания 4 к ст. 15.25 КоАП РФ на всех застрахованных экспортеров и изложить его в следующей редакции:
"4. Административная ответственность, установленная частью 4 настоящей статьи, не применяется к лицам, обеспечившим получение на свои банковские счета страховой выплаты:
- по договору страхования рисков неисполнения не резидентом обязательств по внешнеторговому договору (контракту) в порядке и сроки, которые предусмотрены договором страхования, при наступлении страхового случая, предусмотренного установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ "О банке развития"98 порядком осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков; или
- по договору страхования коммерческих кредитов (предпринимательских рисков) или рисков неисполнения не резидентом обязательств по оплате дебиторской задолженности резиденту по договору (контракту) вследствие наступления страхового случая;
- при условии, что определенное договором страхования значение со-отношения страховой суммы и страховой стоимости (уровень страхового возмещения) равно установленному названным порядком значению или превышает его".
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ТАМОЖЕННО- ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Роль Федеральной таможенной службы Российской Федерации в регулировании
внешнеэкономической деятельности
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2016 - ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ЕАЭС (НА ПРИМЕРЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО
ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2017 - Методы государственного регулирования внешнеэкономической
деятельности предприятий: мировой опыт и практика в России
Дипломные работы, ВКР, внешнеэкономическая деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2016 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2018 - ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ КОНТРАКТ И СОВЕРШЕНИСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ВОСТОК-ВЭД»)
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2018 - ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ (ТАМОЖЕННЫЙ АСПЕКТ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016



