ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
|
Введение 3
Глава 1.Общие положения о естественных монополиях 6
§ 1. Понятие и значение естественной монополии 6
§ 2. Источники правового регулирования естественных монополий 20
Глава 2. Особенности публично-правового воздействия на субъекты естественных монополий 31
§ 1. Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий 31
§ 2. Обязанности субъектов естественных монополий 40
Глава 3. Особенности правового положения субъектов естественных монополий различных сфер деятельности 52
§ 1. Особенности правового положения субъектов естественных монополий
топливно-энергетического комплекса 52
§ 2. Особенности правового положения субъектов естественных монополий в
сфере транспорта 65
Заключение 74
Список использованных нормативно - правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы
Глава 1.Общие положения о естественных монополиях 6
§ 1. Понятие и значение естественной монополии 6
§ 2. Источники правового регулирования естественных монополий 20
Глава 2. Особенности публично-правового воздействия на субъекты естественных монополий 31
§ 1. Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий 31
§ 2. Обязанности субъектов естественных монополий 40
Глава 3. Особенности правового положения субъектов естественных монополий различных сфер деятельности 52
§ 1. Особенности правового положения субъектов естественных монополий
топливно-энергетического комплекса 52
§ 2. Особенности правового положения субъектов естественных монополий в
сфере транспорта 65
Заключение 74
Список использованных нормативно - правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы
В условиях глобализации поддержка и развитие конкуренции стали одними из ключевых направлений экономической политики России. Между тем функционирование ряда рынков на конкурентной основе неэффективно либо невозможно, и для них становится естественной высокая степень монополизации. Монопольная организация таких рынков вызвана технологическими и экономическими особенностями — наличием сетевых структур (трубопроводного транспорта, линий электропередачи, систем водоснабжения, железнодорожных путей), в которых эффект масштаба настолько велик, что одна фирма может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем имел бы ряд конкурирующих фирм.
Однако отсутствие действенных конкурентных механизмов и
неограниченная экономическая власть, которой обладают субъекты таких монополий, создают угрозу злоупотребления ими своим исключительным положением. Это порождает проблему регулирования и контроля их деятельности со стороны государства. Отношения между государством и субъектами естественных монополий имеют огромное значение. Они решающим образом влияют на бюджет страны и сохранение социальной стабильности в силу того, что естественно-монопольные сферы являются, по сути, фундаментом жизнеобеспечения. Изменения в их функционировании прямо или косвенно отражаются на всех экономических и социальных показателях РФ, на благосостоянии граждан и безопасности страны.
Сказанное предопределяет высокую значимость сбора, обобщения и анализа отношений, складывающихся на товарных рынках, функционирующих в условиях естественной монополии, имеющегося теоретического материала и нормативной базы, являющихся основой правового обеспечения деятельности естественных монополий в РФ, чему и посвящена настоящая работа.
Основная цель работы - формирование целостного представления о современном состоянии правового регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- выяснение экономико-правовой сущности понятия монополия, ее разновидностей, в частности, естественной монополии как особого состояния рынка;
- анализ и обобщение нормативно-правовых правовых актов, регулирующих общественные отношения с участием субъектов естественных монополий, оценка действующего законодательства о естественных монополиях;
- изучение форм и методов государственного воздействия на субъектов естественных монополий;
- анализ основных обязанностей субъектов естественных монополий;
- выявление специфики правового регулирования деятельности субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере функционирования субъектов естественных монополий, их взаимодействия с органами государственной власти, иными хозяйствующими субъектами.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регулирующие деятельность субъектов естественных монополий в Российской Федерации.
В исследовании применялись как общенаучный метод комплексного подхода, так и частнонаучные методы познания, в том числе диалектический, формально-логический, исторический, систематический, сравнительно-правовой, технико-юридический, метод анализа и обобщения законодательства и практики его применения.
Теоретическую основу работы составили труды ведущих специалистов в области конкурентного, предпринимательского, энергетического, гражданского и административного права: К.Ю. Тотьева, С.А. Паращука, А.Н. Варламовой, И.Ю. Артемьева, П.Г. Лахно, Г.И. Колесника, B.C. Белых, С.Э. Жилинского, В.Ф. Попондопуло, М.Ю. Козловой, А.Г. Цыганова, А.Н. Кайль, Н.А. Петрусевой, Н.Н. Марасанова, И.Е. Нельговского, О.А. Григорьевой, К.А. Писенко, Р.Н. Салиевой и др.
Наряду с научными исследованиями правового характера использовались работы российских и зарубежных экономистов: Дж. С. Милля, А. Курно, К. Маркса, Дж. Робинсон, Э. Долан, Д. Линдсей, И.В. Князевой, В.И. Таланцева и др.
Нормативно-правовую основой исследования послужили:
международно-правовые акты, Конституция РФ, Федеральные законы «О естественных монополиях», «О защите конкуренции», «О газоснабжении», «Об электроэнергетике», «О железнодорожном транспорте РФ», ГК РФ, ВК РФ, КВВТ РФ, КТМ РФ, АПК РФ, законы субъектов РФ, многочисленные подзаконные акты, в том числе постановления Правительства, приказы ФАС России и ФСТ, иные акты министерств и ведомств.
Эмпирическую базу исследования составляют материалы опубликованной и неопубликованной судебной практики, прежде всего, акты арбитражных судов РФ, также официальные отчеты ФАС России, материалы периодической печати, доклады конференций, информация, содержащаяся в справочно-правовых системах.
Квалификационная работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы.
Однако отсутствие действенных конкурентных механизмов и
неограниченная экономическая власть, которой обладают субъекты таких монополий, создают угрозу злоупотребления ими своим исключительным положением. Это порождает проблему регулирования и контроля их деятельности со стороны государства. Отношения между государством и субъектами естественных монополий имеют огромное значение. Они решающим образом влияют на бюджет страны и сохранение социальной стабильности в силу того, что естественно-монопольные сферы являются, по сути, фундаментом жизнеобеспечения. Изменения в их функционировании прямо или косвенно отражаются на всех экономических и социальных показателях РФ, на благосостоянии граждан и безопасности страны.
Сказанное предопределяет высокую значимость сбора, обобщения и анализа отношений, складывающихся на товарных рынках, функционирующих в условиях естественной монополии, имеющегося теоретического материала и нормативной базы, являющихся основой правового обеспечения деятельности естественных монополий в РФ, чему и посвящена настоящая работа.
Основная цель работы - формирование целостного представления о современном состоянии правового регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- выяснение экономико-правовой сущности понятия монополия, ее разновидностей, в частности, естественной монополии как особого состояния рынка;
- анализ и обобщение нормативно-правовых правовых актов, регулирующих общественные отношения с участием субъектов естественных монополий, оценка действующего законодательства о естественных монополиях;
- изучение форм и методов государственного воздействия на субъектов естественных монополий;
- анализ основных обязанностей субъектов естественных монополий;
- выявление специфики правового регулирования деятельности субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере функционирования субъектов естественных монополий, их взаимодействия с органами государственной власти, иными хозяйствующими субъектами.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регулирующие деятельность субъектов естественных монополий в Российской Федерации.
В исследовании применялись как общенаучный метод комплексного подхода, так и частнонаучные методы познания, в том числе диалектический, формально-логический, исторический, систематический, сравнительно-правовой, технико-юридический, метод анализа и обобщения законодательства и практики его применения.
Теоретическую основу работы составили труды ведущих специалистов в области конкурентного, предпринимательского, энергетического, гражданского и административного права: К.Ю. Тотьева, С.А. Паращука, А.Н. Варламовой, И.Ю. Артемьева, П.Г. Лахно, Г.И. Колесника, B.C. Белых, С.Э. Жилинского, В.Ф. Попондопуло, М.Ю. Козловой, А.Г. Цыганова, А.Н. Кайль, Н.А. Петрусевой, Н.Н. Марасанова, И.Е. Нельговского, О.А. Григорьевой, К.А. Писенко, Р.Н. Салиевой и др.
Наряду с научными исследованиями правового характера использовались работы российских и зарубежных экономистов: Дж. С. Милля, А. Курно, К. Маркса, Дж. Робинсон, Э. Долан, Д. Линдсей, И.В. Князевой, В.И. Таланцева и др.
Нормативно-правовую основой исследования послужили:
международно-правовые акты, Конституция РФ, Федеральные законы «О естественных монополиях», «О защите конкуренции», «О газоснабжении», «Об электроэнергетике», «О железнодорожном транспорте РФ», ГК РФ, ВК РФ, КВВТ РФ, КТМ РФ, АПК РФ, законы субъектов РФ, многочисленные подзаконные акты, в том числе постановления Правительства, приказы ФАС России и ФСТ, иные акты министерств и ведомств.
Эмпирическую базу исследования составляют материалы опубликованной и неопубликованной судебной практики, прежде всего, акты арбитражных судов РФ, также официальные отчеты ФАС России, материалы периодической печати, доклады конференций, информация, содержащаяся в справочно-правовых системах.
Квалификационная работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы.
Исследования, проведенные в рамках настоящей работы позволяют сформулировать ряд выводов, иллюстрирующих объем и содержание проделанной работы.
Естественная монополия как правовое явление имеет своей объективной основой определенный экономический феномен - особое состояние товарного рынка, при котором рыночный механизм конкуренции приносит социально отрицательные результаты, где единственный
хозяйствующий субъект является исключительным продавцом определённого товара, не имеющего близких заменителей.
Исходя из законодательного определения данного термина, можно выделить признаки естественных монополий:
- естественная монополия - это состояние товарного рынка, т.е. объективно сложившаяся ситуация, специфическое состояние среды функционирования хозяйствующих субъектов;
- отсутствие конкуренции;
- отсутствие замены (аналога) товара естественного монополиста;
- спрос на товар лишь в малой степени зависит от цены на товар;
- причина возникновения такого рода ситуации на рынке - технологические особенности производства (понижение издержек по мере увеличения объема производства).
Понятие «естественная монополия», сформулированное на
законодательном уровне, является в большей части экономическим и не дает совокупности понятных юридических критериев (признаков), необходимых и достаточных для отнесения того или иного вида деятельности к естественно-монопольному.
Проблема распространения сферы действия Закона о естественных монополиях на строго определенный, но далеко не самый совершенный перечень видов деятельности. В ряде случаев под естественно-монопольными видами деятельности понимают все направления деятельности, которые всего лишь тесно связаны с естественно-монопольными.
В силу комплексности института естественной монополии целесообразно говорить о системе законодательства о естественных монополиях, где разнообразные многочисленные источники классифицируется по иерархии (законы подзаконные акты), уровню (федеральный, региональный, местный) и сфере регулирования (общие и специальные акты).
Правовое регулирование общественных отношений в сфере естественных монополий направлено, как указано в статье первой ФЗ «О естественных монополиях», на достижение баланса и интересов потребителей и субъектов естественных монополий. Между тем многочисленные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сферах естественных монополий, не систематизированы. Не разграничены и предметы регулирования ФЗ «О естественных монополиях» и ФЗ «О защите конкуренции», вследствие чего имеется конкуренция ряда норм этих двух законов. Решением данной проблемы могло бы стать отмена закона о естественных монополиях и включение его положений в качестве отдельной главы в закон о защите конкуренции.
Правовой режим естественной монополии является исключительным, а его установление представляет собой разновидность государственного регулирования, которое осуществляется посредством применения методов уполномоченными на то государственными органами, в первую очередь, в лице Федеральной Антимонопольной службы России. Методы регулирования естественных монополий - это предусмотренный законом способ установления и применения обязательных требований к хозяйственной деятельности и продукции субъектов естественных монополий, использование которых ограничено во времени. Применяются методы ценового (тарифного) регулирования и определения круга потребителей, подлежащих обязательному обеспечению (либо установления минимального их уровня обеспечения).
Цены на продукцию естественных монополий, отражающие их реальные и необходимые издержки, в силу не зависящих от компаний обстоятельств могут быть непомерно высоки для экономики (что и наблюдается сегодня в России). В этих условиях возникает необходимость жесткого контроля за тарифной политикой, для того чтобы поддержать тарифы на уровне, приемлемом для потребителей, и одновременно создать условия для эффективного функционирования самих организаций естественных монополий.
В сферах естественных монополий топливно-энергетического комплекса, транспорта целесообразно осуществить ряд следующих преобразований:
- часть видов хозяйственной деятельности, осуществляемой в таких отраслях, как газовая промышленность, электроэнергетика, железнодорожный транспорт, относится к естественным монополиям и подвергается государственному регулированию. Другие виды хозяйственной деятельности потенциально могут эффективно функционировать в условиях конкуренции, но создание конкурентной среды предполагает необходимость проведения адекватных структурных изменений. Производство как в электроэнергетике, так и в газовой промышленности, в отличие от транспортировки и распределения ресурсов, объективно не является естественной монополией;
- регулируемые виды деятельности должны характеризоваться открытостью информации для органов регулирования, что позволит устанавливать цены (тарифы) на достаточно высоком для обеспечения нормальной рентабельности уровне и соответственно привлекать новые инвестиции;
- конкуренция может развиваться в указанных выше сферах только в том случае, если регулирующими органами создаются соответствующие условия. Так, производителям электроэнергии и природного газа необходим открытый, носящий недискриминационный характер доступ к транспортным системам. Задачей органов регулирования является обеспечение такого свободного доступа для всех потенциальных участников рынка. Процедуры лицензирования, определяющие барьеры для входа на соответствующие рынки, также должны быть открытыми и недискриминационными;
- следует сократить издержки и повысить эффективность хозяйствования, для чего сформировать стимулы к сокращению излишней занятости, а также к ликвидации малоэффективных производств;
- необходимо и дальнейшее совершенствование механизма ценообразования. В газовой промышленности цены должны быть дифференцированы с учетом стоимости доставки природного газа в различные регионы. Следует также дифференцировать по регионам железнодорожные тарифы, прекратив централизованное перераспределение доходов между железными дорогами. Перекрестное субсидирование льготных пользователей за счет предприятий, применяемое во всех отраслях естественных монополий, должно быть прекращено.
Естественная монополия как правовое явление имеет своей объективной основой определенный экономический феномен - особое состояние товарного рынка, при котором рыночный механизм конкуренции приносит социально отрицательные результаты, где единственный
хозяйствующий субъект является исключительным продавцом определённого товара, не имеющего близких заменителей.
Исходя из законодательного определения данного термина, можно выделить признаки естественных монополий:
- естественная монополия - это состояние товарного рынка, т.е. объективно сложившаяся ситуация, специфическое состояние среды функционирования хозяйствующих субъектов;
- отсутствие конкуренции;
- отсутствие замены (аналога) товара естественного монополиста;
- спрос на товар лишь в малой степени зависит от цены на товар;
- причина возникновения такого рода ситуации на рынке - технологические особенности производства (понижение издержек по мере увеличения объема производства).
Понятие «естественная монополия», сформулированное на
законодательном уровне, является в большей части экономическим и не дает совокупности понятных юридических критериев (признаков), необходимых и достаточных для отнесения того или иного вида деятельности к естественно-монопольному.
Проблема распространения сферы действия Закона о естественных монополиях на строго определенный, но далеко не самый совершенный перечень видов деятельности. В ряде случаев под естественно-монопольными видами деятельности понимают все направления деятельности, которые всего лишь тесно связаны с естественно-монопольными.
В силу комплексности института естественной монополии целесообразно говорить о системе законодательства о естественных монополиях, где разнообразные многочисленные источники классифицируется по иерархии (законы подзаконные акты), уровню (федеральный, региональный, местный) и сфере регулирования (общие и специальные акты).
Правовое регулирование общественных отношений в сфере естественных монополий направлено, как указано в статье первой ФЗ «О естественных монополиях», на достижение баланса и интересов потребителей и субъектов естественных монополий. Между тем многочисленные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сферах естественных монополий, не систематизированы. Не разграничены и предметы регулирования ФЗ «О естественных монополиях» и ФЗ «О защите конкуренции», вследствие чего имеется конкуренция ряда норм этих двух законов. Решением данной проблемы могло бы стать отмена закона о естественных монополиях и включение его положений в качестве отдельной главы в закон о защите конкуренции.
Правовой режим естественной монополии является исключительным, а его установление представляет собой разновидность государственного регулирования, которое осуществляется посредством применения методов уполномоченными на то государственными органами, в первую очередь, в лице Федеральной Антимонопольной службы России. Методы регулирования естественных монополий - это предусмотренный законом способ установления и применения обязательных требований к хозяйственной деятельности и продукции субъектов естественных монополий, использование которых ограничено во времени. Применяются методы ценового (тарифного) регулирования и определения круга потребителей, подлежащих обязательному обеспечению (либо установления минимального их уровня обеспечения).
Цены на продукцию естественных монополий, отражающие их реальные и необходимые издержки, в силу не зависящих от компаний обстоятельств могут быть непомерно высоки для экономики (что и наблюдается сегодня в России). В этих условиях возникает необходимость жесткого контроля за тарифной политикой, для того чтобы поддержать тарифы на уровне, приемлемом для потребителей, и одновременно создать условия для эффективного функционирования самих организаций естественных монополий.
В сферах естественных монополий топливно-энергетического комплекса, транспорта целесообразно осуществить ряд следующих преобразований:
- часть видов хозяйственной деятельности, осуществляемой в таких отраслях, как газовая промышленность, электроэнергетика, железнодорожный транспорт, относится к естественным монополиям и подвергается государственному регулированию. Другие виды хозяйственной деятельности потенциально могут эффективно функционировать в условиях конкуренции, но создание конкурентной среды предполагает необходимость проведения адекватных структурных изменений. Производство как в электроэнергетике, так и в газовой промышленности, в отличие от транспортировки и распределения ресурсов, объективно не является естественной монополией;
- регулируемые виды деятельности должны характеризоваться открытостью информации для органов регулирования, что позволит устанавливать цены (тарифы) на достаточно высоком для обеспечения нормальной рентабельности уровне и соответственно привлекать новые инвестиции;
- конкуренция может развиваться в указанных выше сферах только в том случае, если регулирующими органами создаются соответствующие условия. Так, производителям электроэнергии и природного газа необходим открытый, носящий недискриминационный характер доступ к транспортным системам. Задачей органов регулирования является обеспечение такого свободного доступа для всех потенциальных участников рынка. Процедуры лицензирования, определяющие барьеры для входа на соответствующие рынки, также должны быть открытыми и недискриминационными;
- следует сократить издержки и повысить эффективность хозяйствования, для чего сформировать стимулы к сокращению излишней занятости, а также к ликвидации малоэффективных производств;
- необходимо и дальнейшее совершенствование механизма ценообразования. В газовой промышленности цены должны быть дифференцированы с учетом стоимости доставки природного газа в различные регионы. Следует также дифференцировать по регионам железнодорожные тарифы, прекратив централизованное перераспределение доходов между железными дорогами. Перекрестное субсидирование льготных пользователей за счет предприятий, применяемое во всех отраслях естественных монополий, должно быть прекращено.
Подобные работы
- Правовой статус субъектов естественных монополий
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016 - Правовое положение субъектов естественных монополий
Бакалаврская работа, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - Правовой статус субъектов естественных монополий
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2016 - Государственное регулирование естественных монополий
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2020 - АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - Правовое регулирование деятельности холдинговых компаний в России
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2016 - Правовое регулирование деятельности холдинговых компаний в России
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016 - Особенности раскрытия информации субъектами рынков электрической энергии на примере ПАО «Томскэнергосбыт»
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4680 р. Год сдачи: 2019 - Государственное регулирование электроэнергетики
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016



