ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Общие положения о договоре коммерческой концессии 10
§1.1. Понятие и признаки договора коммерческой
концессии 10
§1.2. Место договора коммерческой концессии в системе гражданско-правовых договоров 18
ГЛАВА 2 Форма и содержание договора коммерческой
концессии 28
§2.1. Форма договора коммерческой концессии 28
§2.2. Предмет и иные существенные условия договора
коммерческой концессии 33
§2.3 Стороны договора коммерческой концессии, их права и обязанности 43
ГЛАВА 3 Заключение, изменение и расторжение договора
коммерческой концессии 57
§3.1. Заключение договора коммерческой концессии 57
§3.2. Изменение и расторжение договора коммерческой
концессии 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО¬
ПРАВОВЫХ, МАТЕРИАЛОВ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ И
СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
Такой способ организации предпринимательской деятельности, как коммерческая концессия (франчайзинг), появился впервые в США в XX веке, а позже получил широкое распространение в экономически развитых странах и принял на себя ключевую роль в международной торговле. Терминология института коммерческой концессии, используемая в действующем законодательстве Российской Федерации, довольно дискуссионна, так как в зарубежных странах для подобных отношений применяется термин «франчайзинг», а для наименования субъектов отношений - термины «франчайзер» (правообладатель) и «франчайзи» (пользователь). По сложившейся в России практике, термин «франчайзинг» используется преимущественно для обозначения определенной системы организации рыночных отношений в целом, а термин «франшиза» - для определения договора между конкретными партнерами при реализации этой системы отношений на практике. По мнению ряда авторов , по своему содержанию термины «франчайзинг» и «франшиза» в целом соответствуют содержанию определенных в гражданском законодательстве терминов «коммерческая концессия» и «договор коммерческой концессии» .
В советском гражданском законодательстве отсутствовала такая категория как «коммерческая концессия», поэтому возможность передачи комплекса исключительных прав для использования их в предпринимательской деятельности не допускалась. Советская цивилистика в условиях планово¬распорядительной экономики не нуждалась в институте франчайзинга, однако к моменту принятия второй части Гражданского кодекса Российской Федерации (Далее - ГК РФ), в условиях стремительного развития рыночного оборота появились все предпосылки для формирования отдельного института в гражданском праве, который позволил бы оформлять предпринимательские отношения по поводу передачи во временное пользование комплекса исключительных прав. Таким институтом стал договор коммерческой концессии, регулирующий отношения по содействию в продвижении на рынке отдельных товаров, работ и услуг организаций с широко известной репутацией. Тем самым произошла унификация предпринимательской деятельности всех пользователей, состоящих в деловых отношениях с одним правообладателем, что и является целью данной договорной конструкции.
Смысл договора коммерческой концессии (франчайзинга) состоит в том, что один предприниматель (пользователь) получает от другого предпринимателя (правообладателя) право на использование определённых секретов и методов производства, товарного знака, накопленного опыта и т.п. Соответственно ведение предпринимательской деятельности по договору франчайзинга позволяет предпринимателям использовать в своих целях деловую репутацию правообладателей, известную торговую марку, торговый знак, применять уже разработанные технологии производства продукции. В отношении пользователя применение указанной договорной конструкции позволяет ему снизить предпринимательские риски при организации производства или оказании услуг и нести минимальные расходы, связанные с рекламой товаров, работ и услуг. Правообладатели также приобретают ряд преимуществ, связанных с эффективным развитием бизнеса, расширением границ товарного рынка без образования филиалов или дочерних организаций.
Научный и практический интерес к договору франчайзинга обусловлен тем, что он обеспечивает поддержание высоких стандартов результатов предпринимательской деятельности и является наилучшим средством расширения сети бизнеса коммерческих организаций - правообладателей в короткие сроки. Использование указанной схемы взаимоотношений позволяет предпринимателям-пользователям влиться в единую интегрированную систему правообладателя и обрести стабильное положение на рынке определённых товаров, работ и услуг. Пользователи франшиз «покупают» имя и репутацию правообладателей, используют их опыт и знания, товарные знаки, которые уже широко известны и востребованы, экономя при этом на первоначальных затратах, необходимых для старта полностью нового бизнеса - такой подход значительно повышает выживаемость предпринимателей на рынке в конкурентной борьбе.
В свою очередь, правообладатели расширяют сети своих организаций, увеличивают рынок сбыта и, при низком уровне своих вложений, добиваются распространения и признания товаров, работ и услуг, которые выпускаются, с помощью договора франчайзинга, под товарным знаком или знаком обслуживания правообладателя. Эксперты отмечают, что франчайзинг - это одна из самых прогрессивных форм расширения бизнеса, а её развитие - признак перехода предпринимательских отношений на более высокий уровень. Следствием развития коммерческой концессии является усиление конкуренции на рынке и насыщение его высококачественными товарами, работами и услугами в самые короткие сроки. При реализации франчайзинговых соглашений важно также развитие антимонопольного законодательства и совершенствование применения его на практике, поскольку использование договора коммерческой концессии вместе со злоупотреблением ограничительными условиями представляет угрозу развитию свободной конкуренции.
Анализ развития отношений по договору коммерческой концессии в российском и зарубежном праве выявляет достаточно сложную природу договора и отсутствие единого теоретического фундамента, что порождает довольно противоречивую правоприменительную практику. В юридической науке отсутствует единый подход к терминологии, используемой во франчайзинговых отношениях и к восприятию юридической природы рассматриваемого договора. Существуют разные точки зрения не только относительно понятия договора коммерческой концессии, но и относительно его сущности, элементов и признаков.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в формировании комплексного представления о правовой природе и гражданско-правовом регулировании договорной конструкции коммерческой концессии в Российской Федерации, а также в выявлении специфических признаков, позволяющих отличить договор коммерческой концессии от смежных договоров и установлении его места в системе гражданско-правовых договоров, анализе правовых особенностей в сфере заключения и исполнения договора.
Достижение поставленной цели реализуется путём решения следующих задач:
- исследование историко-правового развития законодательства в сфере правового регулирования концессионных соглашений и коммерческой концессии, в частности;
- анализ правовой природы договора коммерческой концессии, его места в системе гражданско-правовых договоров по российскому законодательству, а также выделение его существенных признаков;
- определение понятия и существенных признаков договора коммерческой концессии, а также квалификация его предмета;
- исследование правового статуса субъектного состава договора коммерческой концессии и субконцессии;
- выявление специфики формы и регистрации договора коммерческой концессии по российскому законодательству;
- определение существенных условий договора франчайзинга;
- исследование оснований, правовых последствий и особенностей при заключении, изменении и прекращении договора коммерческой концессии;
- анализ зарубежных моделей регулирования преддоговорного этапа отношений франчайзинга и государственной регистрации.
Объектом исследования являются гражданско-правовые отношения, возникающие в процессе заключения, изменения и расторжения договора коммерческой концессии. Предметом исследования являются российские и зарубежные источники доктрины, нормы гражданского законодательства Российской Федерации, а также результаты правоприменительной практики правового регулирования указанных отношений.
Методологической основой исследования является совокупность различных методов и приёмов, в частности, общенаучные и философские методы познания в их разнообразном сочетании с рядом частно-научных методов. Так, диалектико-материалистический метод познания обусловил рассмотрение всех процессов и явлений отношений по договору коммерческой концессии во взаимосвязи и взаимообусловленности; а формально-логический метод позволил провести анализ правовых норм, соотношений понятий «коммерческая концессия» и «франчайзинг» и сделать определённые выводы при помощи метода дедуктивного вывода. Историко-правовой метод помог в исследовании развития законодательства Российской Федерации в сфере регулирования коммерческой концессии, а также институтов франчайзинга и лицензионного договора в генезисе. Сравнительно-правовой метод использовался в работе для сопоставления и анализа правовых норм, регулирующих правоотношения, возникающие при заключении, исполнении и расторжении договора коммерческой концессии, для сопоставления различных точек зрения, высказанных в науке по поводу правовой природы договора франчайзинга и для анализа практических ситуаций, связанных с формой и государственной регистрацией договора.
В результате проведенного сравнительно-правового анализа сущности и содержания договора коммерческой концессии, мы полагаем, что многие вопросы рассматриваемого института нуждаются в дальнейшей разработке для устранения возникающих противоречий как в науке, так и в правоприменительной практике. Очевидно, что договор франчайзинга представляет из себя эффективную форму организации предпринимательской деятельности, которая даёт преимущества как правообладателю, так и пользователю, а также стимулирует развитие предпринимательской деятельности (в частности, малого и среднего бизнеса), поддерживает отечественного производителя и повышает конкурентоспособность и качество товаров (работ, услуг) на рынке.
Правообладатель расширяет сферу своего бизнеса с помощью договора франчайзинга, который избавляет его от необходимых инвестиций (приобретение недвижимости, наем работников) и регистраций филиалов на удалённых территориях, в том числе в международном масштабе. Комплекс исключительных прав, который пользователь получает за вознаграждение помогает ему без особых трудностей вступить на рынок под определённой известной маркой и с качественным преимуществом перед конкурентами. Пользователь обеспечен контролем и содействием со стороны правообладателя для поддержания высоких стандартов качества предпринимательской деятельности, поэтому все его предпринимательские риски снижаются при заключении договора коммерческой концессии.
Данной выпускной квалификационной работой проведено исследование, в результате которого были сделаны определённые выводы:
1. Договор коммерческой концессии является одной из самых сложных и юридически не определенных договорных конструкций. Легальное определение даётся только самому договору коммерческой концессии, что и является одной из проблем российского законодательства - унификация терминологии в сфере коммерческой концессии. Причем проблема состоит не только в выборе используемого понятия, но и в содержании, которое в него вкладывается.
2. В формулировке понятия договора коммерческой концессии неспроста делается акцент на коммерческий характер, поскольку концессионные отношения находят применения и в сфере публичного права. В отечественном законодательстве существует понятие концессионного соглашения, которое подразумевает санкционированную государством уступку прав и выражается в одностороннем властном акте государства по передаче концессионеру определённых функций. Концессионные договоры по своей природе не являются частноправовыми, а носят государственно-частный (публичный) характер, поэтому отношения, возникающие в предпринимательской сфере по поводу предоставления комплекса исключительных прав, не соответствуют терминологически понятию концессии. Несомненно, между указанными договорными конструкциями есть точки соприкосновения, но в юридической доктрине устоялась позиция, что они явно различны по своей природе и их отождествление следует отнести к разряду юридико-технических ошибок.
3. Договор коммерческой концессии представляет собой письменный, консенсуальный, возмездный, двусторонне обязывающий договор, входящий в группу предпринимательских договоров. Несмотря на присущую ему многокомпонентность, он не является смешанным и представляет самостоятельный договор в системе гражданско-правовых договоров, так как содержит в совокупности элементы, не присущие ни одному из схожих договоров. К тому же, выделение в ГК РФ отдельной главы - это акцент законодателя на самостоятельности договора.
4. Франчайзинговые отношения предполагают взаимоотношения в предпринимательской деятельности, так как сторонами в нём могут быть только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, то есть специальные субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность (п. 3 ст. 1027 ГК РФ). Договор коммерческой концессии один из немногих исключительно предпринимательских договоров.
5. Говоря о легальных требованиях к форме договора коммерческой концессии, напоминаем, что договор может считаться заключённым только если сторонами достигнуто письменное соглашение по всем существенным условиям. Если письменная форма не соблюдается, то договор признаётся ничтожной сделкой. Согласно действующему гражданскому законодательству в Роспатенте должно быть зарегистрировано предоставление права использовать объекты интеллектуальной собственности правообладателя по договору коммерческой концессии, в противном случае предоставление прав будет считаться несостоявшимся.
6. К существенным условиям договора коммерческой концессии относятся:
- условие о предмете (ст. 432 ГК РФ), который представляет собой комплекс исключительных прав правообладателя, в частности, право на товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение, а также на иные результаты интеллектуальной деятельности: исключительные права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, произведения литературы и искусства, топологии интегральных микросхем, селекционные достижения и т.д. Легальное определение договора коммерческой концессии не содержит исчерпывающего перечня исключительных прав, предоставляемых пользователю;
- условие о вознаграждении, которое пользователь выплачивает правообладателю (ст. 1027 ГК РФ).
7. При исследовании существенных условий договора, мы пришли к выводу, что договор коммерческой концессии может быть заключён как с указанием, так и без указания срока его действия. Следовательно, условие о сроке не является существенным условием рассматриваемого договора. Однако в научно-правовой литературе высказывается мнение (подробнее Гл. 1 §2.2.), что условие о сроке является существенным условием. Данная точка зрения представляется вполне оправданной и заслуживает поддержки. С одной стороны, договор франчайзинга нецелесообразно заключать без указания срока в силу его специфики, необходимо дать пользователю возможность окупить первоначальные издержки, связанные с заключением и исполнением договора. С другой стороны, законодатель показывает в действии принцип свободы договора, рекомендуя установить срок действия договора на своё усмотрение по соглашению сторон.
8. Возвращаясь к регистрационной процедуре, было предложено (на примере специфики регистрационных процедур франчайзинговых отношений в США и Испании) создать единый государственный реестр правообладателей, наряду с ЕГРЮЛ и ЕГРИП для более эффективного обеспечения интересов как пользователей франшиз, так и правообладателей. Как нам кажется, подобный подход к регистрационной процедуре является довольно эффективным по нескольким причинам: во-первых, такой реестр франчайзеров является гарантией для потенциальных пользователей, ведь они могут получить с помощью него всю необходимую информацию о контрагенте; во-вторых, реестр служит как комплексный банк данных всей франчайзинговой деятельности на территории страны, что позволяет реализовывать полный контроль указанных отношений.
9. Процедура изменения и прекращения договора коммерческой концессии подчиняются общим нормам о договорных обязательствах, перечисленных в гражданском законодательстве, но с учетом сущности и особенностей договора коммерческой концессии. Например, в соответствии с п. 2 ст. 1036 ГК РФ, в случае внесения изменений в договор или в случае его прекращения, стороны должны составить соглашение в письменной форме и зарегистрировать его как основной договор в порядке, установленном п. 2 ст. 1028 ГК РФ. Стороны участников правоотношений могут менять в порядке правопреемства или в случаях перехода какого-либо исключительного права другому лицу, что не будет считаться основанием для изменения или расторжения договора коммерческой концессии.
В заключение необходимо отметить, что коммерческая концессия занимает важное место в мировой экономике, а указанные выше обстоятельства свидетельствуют о несомненной значимости и актуальности исследования и развития такой договорной конструкции как коммерческая концессия.
1) Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: [федер. закон РФ от 30.11.1994 г. № 51 -ФЗ с изм. и доп.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 120.
2) Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст]: [федер. закон РФ от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ с изм. и доп.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - №
5. - Ст. 410.
3) Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) [Текст]: [федер. закон РФ от 18.12.2006 г. № 51- ФЗ с изм. и доп.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 52. - Ст. 5496.
4) Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 32. - Ст. 3283.
5) Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 21.07.2005 г.
№ 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» [Текст] // Собрание
законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 30 (ч. II). - Ст. 3126.
6) Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 31. - Ст. 3434.
7) Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 23.09.1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» [Текст] // Российская газета, 17.10.1992, №228.
8) Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации» [Текст] // Российская газета, 2011, № 5535.
9) Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 12.03.2014 г. № 35-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Текст] // Российская газета, 2014, № 6331 (59).
II. Нормативно-правовые акты, утратившие силу:
1) Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 22. - ст. 2463.
III. Специальная литература:
1) Авилов Г.Е. Коммерческая концессия (гл. 54) // Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: текст, комментарий, алфавитно-предметный указатель / под ред. О.М. Козырь, А.Л. Маковского, С.А. Хохлова. - М.: Статут, 1996.
2) Бобков С.А. Правовое регулирование коммерческой концессии в Российской Федерации: автореферат дис. к.ю.н. - М., 2004.
3) Бондаренко Д.П. Правовое регулирование договора коммерческой концессии в российском праве: автореферат дис. к.ю.н. - М., 2013.
4) Бородина Ж.Н. Правовое регулирование коммерческой концессии (франчайзинга): автореферат дис. к.ю.н. - Казань, 2005.
5) Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. - М.: Статут, 2005. - 780 с.
6) Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. - М.: Статут, 2011. - 1055 с.
7) Даль В. Толковый словарь русского языка. - М.: Эксмо, 2010.
8) Ерёмин А.А. Франчайзинг и договор коммерческой концессии: теория и практика применения: монография. - М.: Юстицинформ, 2017. - 250 с.
9) Гражданское право. Обязательственное право. Учебник, часть 2. / Под ред. Залесского В.В. - М.: Восточный экспресс, 1997. - 312 с.
10) Зенина Л.В. Анализ экономических выгод от использования франшизы // Вестник Академии. - № 3. - 2013.
11) Гражданское право: Учебник. Часть вторая / Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002. - 536 с.
12) Касымов Р.Ш. Вопросы договорной координации экономической деятельности третьим лицом в договоре коммерческой концессии // Конкурентное право. - № 3. - 2014.
13) Керимов В.В. Сравнительный анализ основных договоров о передаче прав на нематериальные активы // Вектор науки Тольятинского государственного университета. - № 3(17). - 2011.
14) Климова С.В. Правовой режим франчайзинга в национальном и международном обороте: автореферат дис. к.ю.н. - М., 2011. - 31 с.
15) Козина Е.А. Гражданско-правовое регулирование предоставления комплекса исключительных прав по договору франчайзинга: автореферат дис. к.ю.н. - М., 2005.
16) Кондратьева Е.А. Коммерческая концессия как правовая форма координации экономической деятельности: ключевые аспекты // Право и экономика. - № 3. - 2015.
17) Лаптев Г.А. Практика применения договора коммерческой концессии в современной российской правовой действительности // Юрист. - № 11. - 2014.
18) Месяшная Н.В. Правовые вопросы становления франчайзинга в России: автореферат дис. к.ю.н. - М., 2000.
19) Николюкин С.В. Посреднические договоры. - М.: Юстицинформ, 2010. - 270 с.
20) Новосельцев О.В. Франчайзинг: история развития, правовое регулирование, оценка // Финансовая газета. - № 18. - 2006.
21) Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М., 1997. — 944 с.
22) Орлова О.А. Договор коммерческой концессии по российскому и зарубежному законодательству: автореферат дис. к.ю.н. - Саратов, 2003.
23) Орлова О.А. Место и роль договора коммерческой концессии в системе гражданско-правовых договоров // Законодательство и экономика. - №
6. - 2003.
24) Пугинский Б.И. Коммерческое право России. - М.: Зерцало-М, 2000. - 376 с.
25) Райников А.С. Договор коммерческой концессии. - М.: Статут, 2009. - 199 с.
26) Рыкова И.В. Особенности национального франчайзинга // Бизнес- адвокат. - № 11. - 2002.
27) Рыкова И.В. Дистрибьюция, лицензирование, франчайзинг: некоторые вопросы современной практики // Торговое право. - № 11. - 2012.
28) Садиков О.Н. Гражданское право России: обязательственное право. Курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. - М.: БЕК, 1997. - 704 с.
29) Гражданское право. Учебник в 3-х томах. Т. 2 / Под. ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М.: Юристъ, 2005. - 848 с.
30) Ситдикова Р.И. Гражданско-правовой механизм как средство и метод цивилистических исследований // Методологические проблемы цивилистических исследований: Сборник научн. статей выпуск 2. - М.: Статут,
2017.
31) Скворцова Т. А., Смоленский, М. Б. Предпринимательское право: учебное пособие / Под ред. Т. А. Скворцовой. - М.: Юстицинформ, 2014. - 500 с.
32) Соколов Г.А. Договор коммерческой концессии по гражданскому законодательству Российской Федерации: автореферат дисс. к.ю.н. - М., 2007.
33) Сосна С. А., Васильева Е.Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. - 375 с.
34) Суханов Е.А. Гражданское право: учебник в 2-х томах. Том II / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. - М.: Волтерс Клувер, 2005. - 704 с.
35) Титова М.Н. Правовой статус субъектов франчайзинга бизнес- формата // Предпринимательское право. - № 3. - 2014.
36) Толкачев А.Н. Коммерческое право: Учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: Перспектива, 2005. - 491 с.
37) Черепанова Е.А. Франчайзинг в России: правовой аспект. - Екатеринбург: УралЮрИздат, 2005. - 176 с.
38) Шахова М.С. Развитие системы франчайзинг в малом бизнесе: автореферат дис. к.э.н. - М., 1994.
39) Ющенко Н.А. Об унификации понятия коммерческой концессии и его законодательном закреплении в России и за рубежом // Внешнеторговое право. - № 1. - 2007.
IV. Материалы судебной практики:
1) Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 05.10.1999 г. по делу № КГ- А40/3152-99 // СПС «Консультант Плюс».
2) Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.04.2002 г. по делу № А56-16500/01 // СПС «Консультант Плюс».
3) Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29.08.2006 г. по делу № Ф09-7525/06-С2 // СПС «Консультант Плюс».
4) Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского Округа от 16.12.2010 г. по делу № А65-4166/2010 // СПС «Консультант Плюс».
5) Постановление Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 20.09.2011 г. № 2549/11 по делу № А65-4166/2010- САЗ-36 // СПС «Консультант Плюс».
6) Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2013 г. по делу № А44-2671/2012 // СПС «Консультант Плюс».
7) Постановление Федерального арбитражного суда Западно-сибирского округа от 19.03.2014 г. по делу № А45-4580/2013 // СПС
«Консультант Плюс».
8) Определение ВС РФ от 26.08.2015 - (дата обращения 01.06.2017) [Электронный ресурс] URL: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/70b3064b-f548- 4577-acbd-6dfb07b93905/A45-13334-2014_20150826_Opredelenie.pdf
9) Постановление Суда по интеллектуальным правам от 22 ноября 2016 г. № С01-973/2016 по делу № А68-11597/2015 // СПС «Консультант Плюс».
V. Электронные ресурсы:
1) Model Franchise Disclosure Law. [Электронный ресурс] URL:
http://www.unidroit.org/official-model-law-2/eng-model-law-franchising-fr -
официальный сайт УНИДРУА (дата обращения: 01.06.2017).
2) Российская ассоциация франчайзинга / Кодекс этики. [Электронный ресурс] URL: http://rusfranch.ru/chlenstvo/kodeks_etiki/ загл. с экрана (дата обращения: 01.06.2017).