Введение 3
Глава I. Общие положения о государственной регистрации юридических лиц. §1. Понятие и значение государственной регистрации юридических лиц 6
§2. Единый государственный реестр юридических лиц 10
Глава II. Государственная регистрация юридического лица при создании.
§ 1. Порядок подготовки и подачи документов на государственную регистрацию 23
§2. Регистрирующий орган и его полномочия в сфере государственной регистрации юридических лиц 30
§3. Основания для отказа в государственной регистрации юридического лица 36
Глава III. Государственная регистрация юридических лиц, в связи с изменением их статуса, учредительных документов
§1. Государственная регистрация реорганизуемых юридических лиц 45
§2. Государственная регистрация изменений учредительных документов 49
§3. Государственная регистрация юридического лица в связи с прекращением его деятельности 53
Заключение 59
Список использованных нормативных правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы
Со становлением в нашей стране рыночной экономики остро встал вопрос о регламентировании предпринимательской деятельности. В то время одним из нововведенных регуляторов стало положение о государственной регистрации субъектов такой деятельности, которое законодатель закрепил в части первой Гражданского кодекса Российской Федерации . В последующем данная процедура окончательно обрела форму благодаря принятому 8 августа 2001 года Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». (далее - ФЗ № 129)
Цель квалификационной работы - это формирование комплексного представления об институте государственной регистрации юридических Актуальность квалификационной работы заключается в трех аспектах:
1. Социально - экономический. Экономика в нашей стране продолжает свое развитие, а юридические лица играют в ней важную роль.
2. Правотворческий. Законодательство, регулирующее
государственную регистрацию, очень часто подвергается серьезным изменениям, что не может говорить о его качестве. В последнее серьезные изменения были внесены в ФЗ № 129, вектор которых
направлен на увеличение полномочий регистрирующих органов.
3. Правоприменительный. В судебной практике по делам в сфере государственной регистрации юридических лиц часто возникают различные вопросы правоприменения норм ФЗ № 129, в частности вопросы законности отказов в государственной регистрации. Судебная проверить действия правовых норм этой сферы на практике.
лиц.
Задачи работы:
1. Дать понятие и объяснить значение государственной
регистрации юридических лиц
2. Изучить принципы ведения Единого государственного
реестра юридических лиц
3. Описать порядок подготовки и подачи документов на
государственную регистрацию
4. Проанализировать работу регистрирующего органа и
определить сферу его полномочий
5. Изучить и описать основания для отказа в государственной регистрации юридического лица
6. Описать и проанализировать государственную регистрацию реорганизуемых юридических лиц
7. Описать и проанализировать государственную регистрацию изменений учредительных документов юридических лиц
8. Описать и проанализировать государственную регистрацию юридического лица, в связи с прекращением его деятельности Предметом исследования квалификационной работы являются нормы
права и юридическая практика в сфере государственной регистрации юридического лица. Объектом исследования квалификационной работы являются общественные отношения в данной сфере.
Проблемы государственной регистрации затронуты в работах Е.П. Губина, Д.И. Дедова, А.В. Габова, П. Г. Лахно, Е.Д. Филипенко, А.И. Каминки, В.В. Гущина, Ю.А. Дмитриева, В.С. Белых, А.П. Сергеева, А.В. Баркова, О.А. Поротиковой, И.В. Ершовой, А.С. Лазариди, И.В. Зыковой. Работы указанных ученых подготовили теоретическую основу для комплексного исследования института регистрации юридических лиц, а также определили направление изучения существовавших и существующих проблем в этой сфере.
Квалификационная работа состоит из трех глав, в которых описываются общие положения о государственной регистрации юридических лиц и её виды. Главы работы поделены на параграфы: первая глава содержит два параграфа, остальные по три. В них идет описание тем, поставленных в название глав, а именно раскрываются полномочия регистрирующих органов, принципы ведения единого государственного реестра юридических лиц, процедуры регистраций создаваемых, реорганизуемых, прекращающих свою деятельность юридических лиц, а также регистраций изменений учредительных документов, основания для отказа в регистрации.
Государственная регистрация юридического лица - это статусоустанавливающая процедура, с помощью которой хозяйственная деятельность юридического лица обретает форму законности. Государственная регистрация юридических лиц порождает обязанность организации соблюдать законодательство о налогах и сборах, сдавать своевременно отчетность, соблюдать антимонопольное и гражданское законодательство.
Контролирующие органы со своей стороны получают право контроля и надзора за вновь зарегистрированным юридическим лицом, могут привлекать к различным видам ответственности. Государственная регистрация имеет три основополагающие функции: организационная, правоустанавлиающая,
контрольная.
Государственная регистрация осуществляется путем подачи заявителем документов, определенных ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и внесение соответствующей записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц. Реестр является федеральным информационным ресурсом сведений о юридических лицах, действительность данных из которого презюмируется.
Решение о создании юридического лица принимается на собрании его участников (учредителей). Документы, необходимые для осуществления регистрации, могут подаваться непосредственно в регистрирующий орган, либо дистанционно. Не для всех юридических лиц процедура регистрации одинакова, различия зависят от организационно-правовой формы и вида юридического лица.
Органом, проводящим государственную регистрацию, является Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свою работу с помощью своих территориальных отделений. Регистрирующие органы имеют несколько полномочий: принятие документов, проверка достоверности сведений в них, запись последних в Реестр.
Существует 21 основание для отказа в государственной регистрации, которые можно разделить по различным основаниям: процессуальные ошибки, ошибки оформления, недопущение законом.
Регистрации подлежат не только юридические лица при создании, а и при реорганизации, ликвидации, прекращения деятельности, в том числе из-за отчуждения всего имущества, а также государственной регистрации подлежат изменения учредительных документов. Различия между данными видами государственной регистрации заключаются в процедуре проведения необходимых для того или иного вида регистрации мероприятий, а также в необходимых документах для подачи в регистрирующий орган.
В ходе исследования поставленной темы я пришел к выводу, что в данный момент законодательство о государственной регистрации юридических лиц в нашей стране качественно изменилось с момента введения правил об обязательной государственной регистрации. Нормы в этой сфере обрели стройность и системность. К примеру, изучая положения Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации о регистрации юридических лиц, можно увидеть, что много запланированных в то время изменений в законодательстве осуществлены на данный момент, что не может не радовать. Также программа создания в России международного финансового центра предполагает упрощение процедур регистрации юридического лица. Дополнительное влияние на нормы о регистрации юридических лиц оказала проблема с фирмами-однодневками, которая на данный момент разрешена с помощью увеличения оснований для отказа в регистрации. Ранее фирмы-однодневки регистрировались на массовые адреса, с массовым директором и необходимы были лишь для совершения налоговых и иных правонарушений. Но даже не смотря на это законодатель всё ещё находится в поиске нужных решений по оптимизации правовых норм, регулирующих эту сферу.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках в Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ»,
04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // «Собрание законодательства РФ», 30.03.2017, № 32, ст. 3301.
3. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 03.04.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.05.2017) // «Собрание законодательства РФ», 05.05.2017, № 35, ст. 5012.
4. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 07.06.2017) // «Собрание законодательства РФ», 10.06.2017, №37, ст. 1739.
5. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 07.06.2017) // «Российская газета», 07.06.2017, № 256, ст. 35.
6. «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 28.05.2017) // «Собрание законодательства РФ», 30.07.2002, № 49, ст. 3841.
7. Федеральный закон 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // «Собрание законодательства РФ», 10.01.2017, № 1, ст. 290.
8. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 28.12.2016.) «О
государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // «Собрание законодательства РФ», 10.01.2017, № 1, ст. 842.
9. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от. 03.07.2016) «Об акционерных обществах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // «Собрание законодательства РФ», 10.01.2017, № 1, ст. 1078.
10. Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О
политических партиях» // «Собрание законодательства РФ», 21.12.2016, № 67, ст. 2951.
11. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «Об общественных объединениях» // «Собрание законодательства РФ», 07.06.2016, № 40, ст.1496.
12. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О свободе совести и о религиозных объединениях» // «Собрание законодательства РФ», 07.06.2016, № 40, ст.1915.
13. Закон РФ от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // «Собрание законодательства РФ», 05.09.2016, № 44, ст. 3258.
14. Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // «Собрание законодательства РФ», 30.12.2016, № 69, ст. 2490.
15. Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О
дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // «Собрание законодательства РФ», 05.11.2014, № 70, ст. 3012.
16. Федеральный закон от 29.06.2015 № 209-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов» // «Собрание законодательства РФ», 01.07.2015, № 34, ст. 1194.
17. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // «Собрание законодательства РФ», 01.08.2007, № 53, ст. 4311.
18. Постановление Правительства РФ от 19.05.2014 № 462 «О размере платы за предоставление содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведений и документов и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», 21.05.2014, № 29, ст. 963.
19. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», 01.10.2004, № 38, ст. 1931.
20. Приказ Министерства финансов России от 18.02.2015г. № 25н «Об
утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, исправления технической ошибки в записях указанных государственных реестров, предоставления содержащихся в них сведений и документов органам государственной власти, иным государственным органам, органам государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления и судам» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», 20.02.2015, № 9, ст. 927.
21. Приказ Министерства финансов России от 31.01.2013 № 15н «Об утверждении Порядка учета и хранения регистрирующим органом всех представленных в регистрирующий орган документов, а также порядка и сроков хранения регистрирующим органом содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей документов и порядка их передачи на постоянное хранение в государственные архивы» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», 01.02.2013, № 7, ст. 613.
22. Приказ Министерства финансов России от 15.01.2015 № 5н «Об
утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», 20.02.2015, № 9, ст. 1099.
23. Приказ Федеральной Налоговой Службы России от 11.02.2016 № ММВ-7- 14/72 «Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», 15.02.2016, № 10, ст. 942.
24. Приказ Федеральной Налоговой Службы России от 16.06.2006 № САЭ-3- 09/355 «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», 17.06.2006, № 27, ст. 2430.
25. Приказ Федеральной налоговой службы России от 28.01.2013 № ММВ-7- 6/43 «Об утверждении Порядка взаимодействия регистрирующих органов по месту нахождения реорганизуемых и создаваемых в результате реорганизации юридических лиц» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», 30.01.2013, № 6, ст. 719.
26. Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам России от 09.07.2013
№ 13-56/пз-н «Об утверждении Требований к форме документа,
подтверждающего внесение изменений в решение о выпуске облигаций в части замены эмитента в случае, если реорганизуемым юридическим лицом является эмитент облигаций и в результате реорганизации его деятельность прекращается или в результате его реорганизации в форме выделения обязательства по облигациям передаются юридическому лицу, создаваемому путем такого выделения» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», 12.07.2013, № 31, ст. 2154.
27. Проект Приказа Министерства экономического развития России «Об утверждении типовых уставов, на основании которых может действовать общество с ограниченной ответственностью» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», 21.07.2016, № 34, ст. 2911.
28. Указание Банка России от 19.10.2015 N 3824-У «О требованиях к форме и содержанию документа, подтверждающего принятие Банком России решения о регистрации проспекта акций при приобретении акционерным обществом публичного статуса, и документа, подтверждающего принятие Банком России решения об освобождении публичного акционерного общества от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.12.2015 N 40115) // «Вестник Банка России», 15.01.2016, № 1, ст.73.
29. Информация Федеральной налоговой службы России «О предоставлении
документов при ликвидации юридического лица» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», 30.09.2016, № 42, ст.
2248.
30. Информация Федеральной налоговой службы России «О порядке представления документов при реорганизации юридического лица в форме присоединения» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», 30.09.2016, № 42, ст. 2254.
31. Постановление СНК СССР от 31.08.1927 «Положение о торговой регистрации» // СЗ СССР. - 1927, № 57, ст. 579.
Судебная практика:
1. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.02.2011 № 12101/10 // «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», 01.03.2011, № 3, ст. 1739.
2. Решение Арбитражного суда Волгоградской области по делу от 10.12.2013
№ А12-24206/2013 // «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации», 01.01.2014, № 1, ст. 2241.
3. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.04.2013 по делу № А25-1785/2012 // «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», 01.05.2011, № 5, ст. 2517.
4. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.08.2014 г. по делу № А12-1140/2014 // «Бюллетень ВС РФ», 01.09.2014, № 9, ст. 3941.
5. Постановление Арбитражного суда Московского от 15.12.2008 г. по делу № А40-16816/08-12-248 // «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», 01.01.2009, № 1, ст. 1797
6. Постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 03.08.2011 по делу № А40-23580/11-72-133 // «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», 01.09.2011, № 9, ст.3276
7. Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.04.16 по делу № А56-14479/2016 // «Бюллетень ВС РФ», 01.05.16, № 5, ст. 1812.
8. Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.06.2017 по делу № А32-11959/2017 // URL: http://sudact.ru/arbitral/doc/55zm1Dk11 QbT/
Специальная литература:
1. Гражданское право: Учеб. / Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. - Москва: Проспект, 2004. Т. 1. - 254 с.
2. Предпринимательское право РФ / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. - Москва: Юристъ, 2003. - 386 с.
3. Ершова И. В. Предпринимательское право. Учебник. / И.В. Ершова - Москва: Проспект, 2009. - 122 с.
4. Основы предпринимательского права / А.И. Каминка - Москва: Зерцало-М, 2015. - 136 с.
5. Предпринимательское право России / Г.Ф. Ручкина, В.С. Белых - Москва: Проспект, 2015. - 227 с.
6. Российское предпринимательское право / В.В. Гущин, Ю.А. Дмитриев - Москва: Проспект, 2006. - 190 с.
7. Предпринимательское право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Барков А.В. - Москва: Просвещение. - 2014. - 152 с.
8. Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности: цели, задачи и правовые проблемы. Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом / Е. В. Трофимова. - 2012. - № 2
9. Регистрация субъектов предпринимательской деятельности: Россия и СНГ / Р.А. Адельханян. - Москва: Статут, 2012. - 59 с.
10. Ликвидация юридических лиц. История развития института в российском праве, современные проблемы и перспективы / А.В. Габов. - Москва: Статут, 2011. - 40 с.
11. Гражданское право. Общая часть / Е.М. Михайленко - Москва: Юрайт - 2011. - 184 с
12. Гражданское право / В.П. Камышанский, Н.М. Коршунов, В.И. Иванов - Москва: Проспект, 2012. - 85 с.
13. Сравнительное корпоративное право / Е.А. Суханов. - Москва: Статут, 2014. - 316 с.
14. Словарь иностранных слов и выражений / Е.С. Зенович. - Москва: АСТ, 2000. С. 268
15. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка / А.Н, Чудино. - Санкт-Петербург: Издание книгопродавца В.И. Губинского, Типография С.Н. Худекова, 1894. С. 547.
16. Толковый словарь русского языка / Ожегов С. И. - Москва: Азбуковник, 1999. С. 672
17. Спектор Е.И. Развитие административного законодательства о государственной регистрации // Журнал российского права. - 2002. - № 7. - С. 39
18. Поротикова О.А. Процесс создания юридического лица: в теории и на практике // Гражданское право. - 2013. - № 4. - С. 27 - 30
19. Гамов Д.С. Некоторые аспекты судебной практики по делам, возникающим в связи с государственной регистрацией прекращения деятельности юридических лиц // Научный Вестник ВФ РАНХиГС. Серия: Юриспруденция.
2016. № 1. С. 99-102.
20. Нарежный В. Принудительная ликвидация юридических лиц в связи с нарушением закона // Москва: Корпоративный юрист. - 2009. С.61-65.
21. Хабибуллина А.И. Документирование процесса государственной регистрации юридического лица // Восемнадцатая всероссийская научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. Статьи докладов. 2016. С.418-422.
22. Юдин С. А. Государственная регистрация нормативно-правовых актов в Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. - Москва. 2013. С. 34.
23. Лазариди А. С. Государственная регистрация юридических лиц: административно-правовые вопросы: Дис. канд. юрид. наук. - Саратов. 2004. С.54
24. Филипенко Е. Д. Административная реформа и государственная регистрация юридических ли // Современное право. - 2008. - № 4.
25. Бессо Л. Торговый реестр: организация и функционирование // Нотариальный вестник. - 2001. - №3. - С. 32-33
26. Зыкова И. В. Юридические лица: Создание, реорганизация, ликвидация // Современное право. 2007. - № 6, С. 37.