Научно-исследовательская работа.
Работа сделана на примере Омской области.
Введение 6
1 Общая характеристика научно-исследовательской работы 7
1.1 Цели и задачи работы 7
1.2 Анализ теоретических основ развития государственно-частного партнерства в сфере сельского туризма 8
2 Особенности развития государственно-частного партнерства в сфере сельского туризма Омской области 13
2.1 Зарубежный и российский опыт реализации государственно-частного партнерства в сфере сельского туризма 13
2.2 Проблемы развития государственно-частного партнерства в сфере сельского туризма на территории региона и пути их преодоления 15
3 Индивидуальное задание 19
Заключение 23
Список использованных источников 24
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена необходимостью учета стратегических возможностей государственно-частного партнерства (далее также - ГЧП) при формировании и реализации региональной политики в сфере сельского туризма Омской области.
Целью прохождения практики и написания НИР-3 является закрепление навыков научно-исследовательской работы, обработки полученных в ходе исследования результатов и формулировки практических рекомендаций, подготовки к публичной презентации научно-исследовательской работы, посвященной особенностям развития ГЧП в сфере сельского туризма Омской области.
Задачи прохождения практики и написания НИР-3:
постановка цели и задач научного исследования;
анализ теоретических основ по развитию ГЧП в сфере сельского туризма;
освещение особенностей развития ГЧП в сфере сельского туризма Омской области, выявление основных проблем и поиск путей для их эффективного решения.
Научная новизна исследования состоит в разработке рекомендаций по внедрению принципов государственно-частного партнерства в сферу сельского туризма на региональном уровне.
Структурно НИР-3 состоит из плана-графика прохождения практики, реферата, введения, основной части, индивидуального задания, заключения и списка использованных источников.
Индивидуальное задание предполагает решение четырех вопросов:
изучение требований, предъявляемых к содержанию и оформлению научных работ;
обозначение основных проблем, подлежащих теоретическому осмыслению;
определение основных результатов научного исследования;
оценка практической реализуемости предлагаемых мер по решению проблем.
В качестве методов исследования применялись описание, сравнение, анализ и синтез.
В настоящем отчете был представлен обзор ситуации с реализацией проектов ГЧП/МЧП в сфере сельского туризма на примере Омской области.
Установлено, что в настоящее время на территории региона подобные проекты отсутствуют, несмотря на высокую популярность различных форм сельского туризма даже в условиях пандемии COVID-19. Особенно активно в последнее время развивается экотуризм в форме организованных поездок на природу. Ключевыми и самыми перспективными в плане развития для Омской области считают край «Пяти озер» в Муромцевском районе, Большереченский район с музеем-заповедником «Старина Сибирская», а также озеро Эбейты, именуемое «Мертвым морем Омской области». Данные локации целенаправленно обустраивают для привлечения туристов. Наряду с этим, омичи стали заметно активнее интересоваться палаточным отдыхом, кемпингами и сплавами по рекам. В 2020 г. удалось запустить и новые туры, например, к горько-соленому озеру Ульжай в Черлакском районе. Кроме того, уже оборудована и вскоре откроется еще одна экотропа - в урочище Екатерининском.
Однако в настоящее время на территории региона отсутствуют проекты, реализуемые на основе ГЧП в сфере туризма в целом и сельского туризма в частности. Пока омский туристский сектор может надеяться только на получение субсидий на возмещение части расходов за приобретенное оборудование и транспорт; гранты на открытие собственного дела для начинающих предпринимателей.
Торможению ГЧП и МЧП в туризме способствуют также: 1) недостаток бюджетных средств у органов власти региона для реализации важных ГЧП-проектов; 2) довольно низкий уровень развития инфраструктуры как одного из факторов повышения конкурентоспособности региона вообще и туриндустрии в частности, что служит препятствием для роста инвестиционной привлекательности объектов софинансирования в рамках ГЧП и МЧП.
Перспективы практического внедрения ГЧП/МЧП в систему управления туристским сектором очевидны и способны обеспечить поступательный рост предложений на рынке со стороны туристических компаний, прежде всего, за счет упрощения механизмов правового регулирования и государственной поддержки в финансировании дорогостоящих проектов при объединении общих усилий государства и бизнеса для создания в регионе необходимой инфраструктуры. В конечном счете, развитие такого подхода будет способствовать максимально эффективной реализации на территории Омской области целей государственной политики в сфере туризма и отдыха
1. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. от 09.03.2021) [Электронный ресурс]. - URL:: http://consultant.ru (дата обращения 14.09.2021).
2. Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 № 224-ФЗ (ред. от 29.12.2020) [Электронный ресурс]. - URL: http://consultant.ru (дата обращения 14.09.2021).
3. Указ Губернатора Омской области от 24.06.2013 № 93 «О Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года» [Электронный ресурс]. - URL: http://consultant.ru (дата обращения 14.09.2021).
4. Закон Омской области «О туристской деятельности в Омской области» от 21.06.2019 № 2173-ОЗ [Электронный ресурс]. - URL: http://consultant.ru (дата обращения 14.09.2021).
5. Александров Е.В. Современное состояние государственно-частного партнерства в Российской Федерации // Молодой ученый. - 2020. - № 23 (313). - С. 352-355.
6. Государственно-частное партнерство в Омской области // Инвестиционный интернет-портал Омской области. - [Электронный ресурс]. - URL: http://investomsk.ru (дата обращения 14.09.2021).
7. Государcтвенно-частное партнерство в сфере туризма. Лучшие практики субъектов Российской Федерации // Под ред. д.э.н. Максановой Л.Б.-Ж. - М: Изд-во Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, 2018. - 104 с.
8. Ежегодный отчет: основные показатели деятельности вуза // Омский университет. - 2020. - №2 (98). - С. 3-4.
9. Иванов О.В. Механизмы государственно-частного партнерства в экономической политике России/ - М.: МГИМО-Университет, 2018. - 408 с.
10. Киселева А.М., Бреусова А.Г., Самодинский К.А. Государственно-частное партнерство как инструмент развития региональ-ной кластерной политики: монография. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2020. - 324 с.
11. Киселева Е. Возможности для частно-государственного партнерства в туризме. - М., 2020. - 16 с.
12. Костарев А.Д. Территориальная структура организации экологического туризма // Материалы конференций ГНИИ «НАЦРАЗВИТИЕ». Июнь 2018. Сборник избранных статей. - 2018. - С. 50-53.
13. Куда омичей заводят туристические тропы? [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «Вектор экономики». - 2021. - №4. - URL: https://www.omskinform.ru (дата обращения 14.09.2021).
14. Кушбоков А.А., Кушбокова Р.Х Государственно-частное партнерство как инструмент поддержки инноваций [Электронный ресурс] // РИА «Омск-Информ». - 2021. - URL: http://www.vectoreconomy.ru (дата обращения 14.09.2021).
15. Кущев Н.П. Туризм как объект социологического анализа в современной России // Вестник Нижегородского университета. - Серия: Социальные науки. - 2019. - №1. - С. 63-68.
16. Мамонова А.В. К вопросу об особенностях развития сельского туризма // Актуальные аспекты развития сельского (аграрного) туризма в России: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар, 2020. - С. 95-100.
17. Методы инициирования и модель развития агро-туристско-рекреационного комплекса региона (на примере Омской области): монография / Е. В. Кулагина и др. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - 124 с.
18. Основы государственно-частного партнерства (теория, методология, практика) / под ред. В. Г. Варнавского и др. - М.: АНКИЛ, 2017. - 245 с.
19. Платформы поддержки инфраструктурных проектов «РОСИНФРА» [Электронный ресурс]. - URL: https://rosinfra.ru/project (дата обращения 14.09.2021).
20. Сергеев А.О. Анализ опыта реализации проектов государственно-частного партнерства в Омской области // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - №2-3 (53). - С. 28-31.
21. Сычева Н.В. Туристский ресурс как фактор экономического развития региона // Вестник ОГУ. - 2018. - № 8. - С. 136-143.
22. Чудновский А.Д., Жукова М.А., Сенин В.С. Управление индустрией туризма: учебное пособие. - М.: Кнорус, 2018. - 448 с.
23. Юрьева Т.В. Проекты государственно-частного партнерства как фактор устойчивого развития туристской индустрии [Электронный ресурс] // Современные технологии управления. - 2020. - №2 (92). - URL: https://sovman.ru/article/9215/ (дата обращения 14.09.2021).
24. Яковлев Г.А. Экономика и статистика туризма. - М: РДЛ, 2017. - 195 с.
25. Nicholas A. Phelps, Miguel Atienza and Martin Arias. An invitation to the dark side of economic geography // Environment and Planning. 2018. - Vol. 50 (1). P. 236-244.