Введение 7
Глава 1 12
Миссия организации как феномен социально-психологической установки. ..12
1.1. Основные подходы к определению понятия «миссия» в организации.
12
1.2. Миссия, как социально-психологическая установка сотрудника 19
1.3. Об организациях «Студенческое научное общество» и «Зимняя
Психологическая Школа» 38
Глава 2. Программа и методы исследования 43
2.1 Цели и задачи исследования 43
2.2. Общая Характеристика выборки 44
2.3 Методы исследования 45
2.4. Методы математико-статистической обработки 47
Глава 3. Результаты исследования 49
3.1 Проверка гипотезы о различии эксплицитной и имплицитной установки
к миссии компании 49
3.2 Проверка гипотезы о связи эксплицитной и имплицитной установок к
миссии с соответствием личностных смыслов смыслам компании 53
3.3 Проверка гипотезы о связи эксплицитной и имплицитной установок к
миссии и возможностью реализации мотивов в компании 55
3.4 Проверка гипотезы о связи эксплицитной и имплицитной установок к
миссии с эксплицитными и имплицитными установками к самой организации 58
3.5. Выводы 58
Список литературы 64
Приложение
Для изучения соотношения личных и организационных смыслов сотрудника было обследовано 50 сотрудников волонтерских организаций «Студенческое Научное Общество» и «Зимняя Психологическая Школа». г. Санкт-Петербурга. Были измерены такие переменные, как имплицитное отношение к организации и к миссии (модифицированный тест имплицитный ассоциаций ST-IAT), эксплицитное отношение к организации и к миссии (разработанная анкета). А так же были измерены показатели организационной лояльности (методика «Возможность реализации мотивов» В.И. Доминяка), как составляющая организационных смыслов сотрудника; и показатели личных смыслов в отношении организации (методика предельных смыслов Д.А. Леонтьева), как составляющая личных смыслов, которые сотрудник вкладывает в организацию.
С помощью корреляционного анализа (критерий R-Спирмена) и множественного регрессионного анализа было обнаружено, что эксплицитная и имплицитная установки сотрудника связаны между собой только по поведенческому и когнитивному компоненту, а по аффективному они различаются. То есть, эксплицитные и имплицитные установки сотрудника различны.
Так же, было выявлено, что эксплицитный компонент предсказывает примерно 50% имплицитного компонента. Когнитивная и поведенческая составляющие эксплицитной установки могут предсказать имплицитную установку, а аффективная составляющая не может. Это означает, что по внешней готовности действовать в соответствии с миссией и по тому, что сотрудник декларирует в ее отношении, можно предсказать его внутреннюю готовность действовать и то, что он внутренне будет думать в отношении миссии. Но невозможно предсказать, что он будет чувствовать по отношению к ней.
Кроме того, был обнаружен хало-эффект - если сотруднику внутренне нравится организация, то ему нравятся многие объекты, которые ей принадлежат, в данном случае, миссия. Хотя, как отдельно существующая формулировка, она может не восприниматься сотрудниками положительно.
С помощью контент-анализа методики предельных смыслов было обнаружено, что чем больше смыслы организации совпадают с личными смыслами сотрудника, тем меньше сотруднику нравится то, как она реализуется в компании. Это еще раз подтверждает тот факт, что миссия не отражает реальную работу организации. Для сотрудника более значимой будет миссия, которая действительно отражает работу организации, и он больше будет заинтересован в работе в организации, она ему будет нравиться, и он будет готов действовать в соответствии с ее принципами.
Данная работа была посвящена изучению эксплицитных и имплицитных установок сотрудника к миссии организации. В наши дни тема является актуальной, так как многие компании сейчас стремятся улучшить свои позиции на рынке не только благодаря новым технологиям и разработкам, но и правильному стратегическому планированию, чтобы сотрудники понимали суть организации. Так это является важным для того, чтобы смыслы, которые несет в себе организация, совпадали с тем, что транслируют сотрудники, чтобы они действительно верили в то, что они делают.
С помощью обзора литературы были сделаны общие теоретические обоснования того, что миссия компании задает направление всей дальнейшей работе. Так же она является установкой, и, что наиболее значимо в данном исследовании, ее формирует сам сотрудник, поэтому каждым она понимается по-разному. Более того, внешнее отношение сотрудника к миссии может отличаться от его внутреннего отношения к ней. И именно внутреннее отношение к миссии будет играть наибольшую роль в том, как сотрудник будет себя вести на рабочем месте, что он будет думать относительно организации и как к ней относиться. Лояльный сотрудник - это тот, для которого организация является частью его самого. Он разделяет философию организации, понимает направление, и двигает компанию в этом направлении.
Для исследуемых волонтерских организаций «Зимняя Психологическая Школа» и «Студенческое Научное Общество» особенно важны такие сотрудники, которые искренне будут относиться к своему делу, потому что один из основных мотивирующих факторов для работы в этих организациях - интерес и удовольствие. А если личные смыслы Можно сказать, что данное исследование является инструментом оценки не только текущего состояния в организации со стороны сотрудников, но и инструментом отбора будущих сотрудников в эти организации.
На подготовительном этапе работы было выдвинуто несколько гипотез и некоторые из них подтвердились с помощью статистических методов. В ходе исследования было установлено, что внутренние и внешние установки сотрудника отличаются друг от друга по аффективному компоненту. Так же оказалось, что внешние намерения в поведении и то, что сотрудник декларирует, предсказывают примерно 50% того, как внутренне сотрудник относится к миссии.
Более того, если сотруднику внутренне нравится организация, то ему будет нравиться и ее миссия, даже если сама по себе миссия ему не нравится.
Так же было обнаружено, что чем больше смыслы организации совпадают с личными смыслами сотрудника, тем меньше сотруднику нравится то, как она реализуется в компании. Получается, что миссия не отражает реальную работу организации, а является отдельным конструктом. Для сотрудника более значимой будет миссия, которая действительно отражает работу организации, и он больше будет заинтересован в работе в организации, она ему будет нравиться, и он будет готов действовать в соответствии с ее принципами.
Подводя итоги можно сказать, что миссия организации - это действительно значимая часть на этапе стратегического планирования, которую необходимо выстраивать правильно и, что самое главное, так,
1. Аверин В.А. Психологическая структура личности // Психология личности: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.
2. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. — 5-е изд., испр. и доп.. — М.: Аспект Пресс, 2008, 363 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. [электронный
ресурс] 211 с. URL:
http://www.socd.univ.kiev.Ua/LIB/PUB/A/ANDREEVA/sp.pdf (дата обращения 15.03.2016)
4. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. — изд. 7. — М., 1998, 517 с.
5. Асмолов А.Г., Ковальчук М.А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии/Теоретические и методологические проблемы социальной психологии/Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой. М.: Изд-во Моск. унта, 1977. С. 143-163.
6. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие [электронный ресурс] 357 с. URL: http: / / qame.ru/book/ social_psychology/soc_psy_personality/_ %d0%91%d0%b5%d0%bb%d0%b8%d0%bd%d1%81%d0%ba %d0%b0%d1%8f%20%d0%95.%d0%9f.,%20%d0%a1%d0%be %d1%86%d0%b8%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%b0%d1%8f %20%d0%bf%d1%81%d0%b8%d1%85%d0%be%d0%bb%d0%be %d0%b3%d0%b8%d1%8f%20%d0%bb%d0%b8%d1%87%d0%bd %d0%be%d1%81%d1%82%d0%b8.pdf (дата обращения: 20.03.2016)
7. Большой энциклопедический словарь [электронный ресурс] URL: http://www.vedu.ru/bigencdic/ (дата обращения 2.03.2016)
8. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарика, 1998. — 296 с.
9. Дорошев В.И. Введение в теорию маркетинга [электронный ресурс] 285 с. URL: http://www.ekon.oglib.ru/bgl/8871.html (дата обращения 20.03.2016)
10. Иосебадзе Т.Т., Иосебадзе Т.Ш., Собрание сочинений. Тбилиси: Издательство «Мецниереба», 1988 год
11. Коллинз Дж. От хорошего к великому, [электронный ресурс] 208 с. URL: http://vk.com/doc-74660653_317176495 (дата обращения 4.03.2016)
12. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент: уч. Пособие, 2014 г. - 174 с.
13. Мескон М. Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело. 1999. 800 с.
14. Ожегов И.С., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. [электронный ресурс] URL: http://www.ozhegov.org/ (дата обращения 2.03.2016)
15. Оксфордский толковый словарь/ под ред. Р Ребера, 2002 г. [электронный ресурс] URL: http://vocabulary.ru/dictionary/487 (дата обращения: 2.03.2016)
16. Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь - м.: «Советская энциклопедия», 1981, 1632 с.
17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Серия: Мастера психологии Издательство: Питер, 2002, 720 с.
18. Салиенко Н.В. Виноградова Е.Л.//Сборник научных статей Московской международной высшей школы бизнеса «Мирбис», 2010 г.
19. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. М.: Изд. дом «Вильямс», 2008. 928 с.
20. Узнадзе Д. Н. Психология установки. — СПб.: Питер «Психология- классика», 2001, 414 с.
Цильмак А.Н. Типология жизнедеятельностных установок личности/ [электронный ресурс] Электронный журнал «Психологическая наука и образование» 2012 г. № 1 URL: https://www.google.ru/url?
sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=2&ved=0ahUKEwimuNSV7qfM AhUEQJoKHSbDCFgQFggdMAE&url=http%3A%2F%2Fpsyjournals.ru %2Ffiles %2F50199%2Fpsyedu_ru_2012_1_Tsilmak.pdf&usg=AFQjCNEue- 2IMA9Kj4DQfFxYWc7_f_M1Hw&sig2=V9xdCFuaS41IN-hM2S- aSQ&bvm=bv.119745492,d.bGs (дата обращения 15.04.2016)
21. Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология: пойми себя, чтобы понять других/3-е международное издание/ «Прайм Еврознак», «Издательский дом Нева». Санкт-Петербург. «Олма-пресс», Москва 2002, 336 с.
22. Шерозия А. Е. Психика, сознание, бессознательное. — Тбилиси, 1979, 172 с.
23. Ядов В.А. Личность как субъект социальной активности // Активность личности в социалистическом обществе. М. ; Варшава. 1974, 386 с.
Англоязычные источники
24. Bem D. J. Self-perception theory. / Ed. L. Berkowitz , Advances in experimental social psychology, Vol. 6. New York: Academic Press, 1972
25. Greenwald, A.G. & Banaji, M.R. (1995). Implicit social cognition: Attitudes, self-esteem, and stereotypes. Psychological Review, 102, 4-27
26. Greenwald, A.G., Banaji, M.R., Rudman, L.A., Farnham, S.D., Nosek, B.A. & Mellott, D.S. (2002). A unified theory of implicit attitudes, stereotypes, self-esteem, and self-concept. Psychological Review, 109, 3-25.
27. Karpinski, A. & Hilton, J.L. (2001). Attitudes and the implicit association test. Journal of Personality and Social Psychology, 81, 774-788.
28. Katz D., Stotland E. A preliminary statement to a theory of attitude structure and change. / Ed. S. Koch, Psychology: A study of a science (Vol.
3, pp. 423—475). New York: McGraw Hill. 1970
29. La Piere R. Attitude versus action / (Eds.) Fishbein M., John N. Attitude Theory and Measurement. N.Y., 1967
30. Rokeach M. Belief, Attitudes, and Values: A Theory of Organization and Change. San Francisco: Jossey-Bass, Inc. 1968
31. Wilson, T.D., Lindsey, S. & Schooler, T.Y. (2000). A model of dual attitudes.Psychological Review, 107, 101-126.
Электронные ссылки
32. Адаптированный онлайн-тест имплицитных ассоциаций [электронный ресурс] URL: http://sovla.ru/iatmain.php (дата обращения 24.04.2016)
33. Большая энциклопедия кулинарного искусства / [электронный ресурс] URL: