1. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ БПЛА В ЕДИНОМ ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ 3
1.1. Области использования и задачи, выполняемые БПЛА в интересах рыночной экономики 3
1.2. Требования к обеспечению безопасности полетов БПЛА в едином воздушном пространстве 5
1.3. Классификация беспилотных летательных аппаратов 12
1.4. Методы управления БПЛА 15
Выводы по первому разделу 23
2. МЕТОДОЛОГИЯ НАБЛЮДЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ БПЛА В ЕДИНОМ ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ 25
2.1 Техническая реализация принципов автоматического зависимого наблюдения в вещательном режиме 25
2.2 Обеспечение целостности при использовании АЗН 28
2.3. Проблемы безопасности полетов 38
2.4. Теоретическое обоснование использования АЗН 42
2.5. Методы и алгоритмы предотвращения конфликтных ситуаций с участием БПЛА 45
2.5.1. Разрешение конфликтных ситуаций маневром в горизонтальной плоскости 46
2.5.2. Разрешение конфликтных ситуаций маневром в вертикальной плоскости 52
Выводы по второму разделу 56
3. ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И НАВИГАЦИИ ДЛЯ БПЛА 58
3.1. Разработка состава оборудования системы управления и навигации для БПЛА 58
3.2. Основные принципы функционирования системы управления БПЛА 68
3.3. Применение линии передачи данных АЗН-В режима 4 для управления БПЛА в едином воздушном пространстве 73
3.4. Требования по назначению к модулю автопилота при управлении БПЛА 96
Выводы по третьему разделу 98
4. КОМПЛЕКС КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ БПЛА 100
4.1. Назначение, функции и состав комплекса 100
4.2. Организация контроля и управления БПЛА 105
4.3. Назначение, состав и работа бортовой аппаратуры контроля и управления БПЛА 113
4.4. Структура интерфейса оператора комплекса контроля и управления БПЛА 118
Выводы по четвертому разделу 141
Приложение 1 142
Приложение 2 144
Приложение 3 144
Основными областями использования БПЛА в гражданском секторе экономики являются [ ]:
• производственный, геофизический и экологический мониторинг,
• дистанционное зондирование,
• наблюдение и охрана.
Простая экономическая выгода подталкивает предприятия к принятию решений по использованию БПЛА. Так, например, в настоящее время для облетов ЛЭП и трубопроводов используются вертолеты Ми-8 и Ми-2, эксплуатационные расходы у которых составляют 800-640 долларов/час. Использование легких вертолетов типа Р-22 и Р-44 позволяет уменьшить эксплуатационные расходы до 70-120 долларов/час [ ]. Считается [ ], что в таких сферах, как дистанционное зондирование земли, контроль коммуникаций и границ использование БПЛА позволит снизить себестоимость услуг на порядок и даже больше по сравнению с традиционными космическими или авиационными системами.
С помощью БПЛА можно контролировать как техническое состояние объектов, так и их безопасность и функционирование. При этом контролируемые объекты могут быть протяженными объектами – ЛЭП, трубопроводы [ ].
Кроме того, применение БПЛА представляется более эффективным средством при выполнении следующих задач:
• обнаружение малоразмерных воздушных и наземных объектов;
• поиск и обнаружение морских судов, обнаружение аварийных ситуаций в портах;
• контроль морских границ и правил рыболовства;
• развитие региональных и межрегиональных мобильных телекоммуникационных сетей;
• аэрофотосъемка, картография;
• инспекция соблюдения договорных обязательств, например, режима «открытого неба»;
• контроль гидро − метеообстановки и активно излучающих объектов;
• обеспечение сельскохозяйственных работ и геологоразведки;
• разведка ледовой обстановки, слежение за волнением моря, поиск косяков рыбы;
• охрана важных объектов;
• обнаружение очагов пожаров.
Предложенный комплекс (модель) контроля и управления БПЛА обеспечивает решение совокупности задач, связанных с управлением БПЛА, обработкой координатной информации, отображением принятой информации, отображением маршрутов планируемого и реального полёта БПЛА на фоне карты местности выполнения полёта, формированием команд управления в ручном режимe полёта, оперативной регистрацией всего объёма принимаемых от каждого БПЛА данных и переданных команд управления.
2. Данный комплекс управления поддерживает работу всех штатных режимов контроля и управления БПЛА. В нем реализованы новейшие разработки аппаратуры управления, применены новейшие информационные технологии.
3. Результаты испытаний данного комплекса управления показали, что его использование с применением линии передачи данных режима 4 возможно для управления полетами БПЛА в едином воздушном пространстве.
4. Разработанный комплекс контроля и управления БПЛА способен выполнять свои задачи в группе (строю) с другими летальными аппаратами в едином воздушном пространстве.