Введение
1. Теоретический обзор
1.1 Эффективное использование информационных технологий в современной
школе 5
1.2 Основные направления в Программе информатизации Муниципального общеобразовательного учреждения «Николаевской СОШ» на 2016-2020 гг. .. 6
1.3 Описание процесса составления и контроля расписания в
общеобразовательном учреждении 8
1.4 Анализ и выбор оптимальной информационной системы для составления
и контроля школьного расписания 12
Глава 2 Анализ деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения «Николаевской СОШ» 23
2.1 Структура образовательного учреждения и система его управления 23
2.2 Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного
процесса 25
2.3 Организационно-педагогические условия и педагогические технологии . 26
2.4 Обоснование необходимости и цели внедрения информационной системы
для решения задач составления и контроля школьного расписания 27
Глава 3 Совершенствование информационного обеспечения для процесса формирования расписания 31
3.1 Обоснование проектных решений 31
3.2 Создание руководства пользователя по информационной системе
«Ректор-3» 34
3.3 Процесс формирования расписания на новый учебный год 39
3.4 Оценка экономической эффективности внедрения информационной
системы «Ректор-3» 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
Приложение
Актуальность: Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования предъявляет высокие требования к современной школе. За короткие сроки обучения учащимся необходимо получить большой объем информации, в котором предъявляются жесткие требования к знаниям, умениям и навыкам. В связи с этими требованиями немаловажную роль в образовательном процессе играет оптимальное составление расписания с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности учащихся и шкалой трудности учебных предметов.
Выпускная квалификационная работа направлена на совершенствование процесса формирования школьного расписания в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Николаевская средняя
общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области» . Выполнение данной задачи позволит перевести образовательный процесс на качественно новый уровень.
Целью данной работы является совершенствование процесса формирования школьного расписания в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Николаевская СОШ», который определяет образовательный процесс в целом.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать и собрать документы, регламентирующие составление расписания;
- проанализировать материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса в школе;
- сделать обзор рынка программных приложений, предназначенных для формирования расписания в школе;
- выбрать оптимальную информационную систему для формирования и контроля расписания;
- разработать руководство пользователя для информационной системы;
- рассмотреть процесс формирования расписания на новый учебный год;
- рассчитать экономическую эффективность.
Объект исследования выпускной квалификационной работы - Муниципальное общеобразовательное учреждение Николаевская основная общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области.
Предмет исследования - процесс составления школьного расписания.
Методы исследования, используемые в работе, это - методы системного анализа, изучение документации и информационных материалов, методы моделирования, анализа и синтеза.
Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, три основные главы, заключение, библиографический список и приложения.
В первой главе будет проведен теоретический обзор по теме исследования. Во второй главе - анализ деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения «Николаевская СОШ». Третья глава посвящена вопросам разработки руководства пользователя с последующим его применением для формирования расписания, а также дана оценка экономической эффективности использования информационной системы в МОУ «Николаевская СОШ».
В результате проделанной работы проанализированы существующие информационные системы для составления и контроля школьного расписания - «НИКА-Люкс», «Ректор-Школа», «ХроноГраф 3.0 Мастер» и «AVTOR School», «1С: Автоматизированное составление расписания. Школа». С использованием СПИР «Решение» и метода анализа иерархий было принято решение отдать предпочтение программному приложению «Ректор-3», реализующее все необходимые требования, рекомендации и условия к формированию корректного расписания.
Выбранное приложение значительно упростило работу завуча Николаевской средней общеобразовательной школы Вейделевского района Белгородской области, сокращая время его работы, тем самым, повышая производительность труда. ИС «Ректор-3» отвечает всем поставленным требованиям и имеет понятный пользовательский интерфейс. Дополнительно было разработано руководство пользователя для специалистов, ответственных за составление расписания с помощью этого инструмента.
В работе подробно рассмотрен автоматизированный процесс формирования расписания на новый учебный год. Оценка экономической эффективности внедрения современной информационной системы в работу МОУ «Николаевская СОШ», показала, что все затраты окупятся менее чем за три месяца.
Таким образом, в ходе выпускной квалификационной работы цель достигнута в полном объеме. Был усовершенствован процесс составления расписания в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Николаевская СОШ»
1. Андреев, А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования [Текст] / А.А. Андреев - Школьные технологии, 2001. №3.
2. Асмаков, С.В.: Железо 2014. [Текст] / С.В. Асмаков. -
КомпьютерПресс рекомендует - СПб: Питер, 2014 - 416 с.
3. Беркун, С.С. Искусство управления IT - проектами [Текст] / С.С. Беркун - СПб: Питер, 2010 - 432 с.
4. Болтенков, В.И. Конфигурирование и настройка
автоматизированных информационных систем [Текст] / А.Л.Литвинов, Н.В. Лычёва. Учеб. пособие. - Белгород: Издательство БелГУ, 2015.-25с.
5. Бородинова, М.А., Абросимов А.Г. Информационные системы в экономике [Текст] / М.А. Бородинова. - Учебное пособие. - М.: СГЭА, 2014. - 125 с.
6. Васильева, Е. В. Оценка эффективности информационных технологий информационных систем: Учебное пособие ГОУ ВПО [Текст] / Е.В. Васильева. - М., 2016. - 284 с.
7. Водопьян, Г.М., Моделирование процесса информатизации школы
// Г.М. Водопьян, А.Ю.Уваров. - Альманах Вопросы информатизации
образования. Вып. 2. - 2006г.
8. ГОСТ 34.601-90. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы стадии создания (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 29.12.1990 N 3469)
9. Гуда, А.Н. Информатика и программирование [Текст] / А.Н. Гуда - М.: Дашков и К, 2010 - 240 с.
10. Душин, В.К. Теоретические основы информационных процессов и систем [Текст] / В.К. Душин - М.: Дашков и К, 2010 - 348 с.
11. Жиляков Е.Г. Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы [Текст] / Е.Г. Жиляков. - Белгород: Издательство БУПК, 2012. - 60 с.
12. Зайцева, О. А., Радугин А. А., Радугин К. А., Рогачева Н. И.. Основы менеджмента: Учеб. Пособ [Текст] / О. А. Зайцева, А. А. Радугин, К. А. Радугин. - М.: Центр, 2013. - 432с.
13. Игнатьев, А.В. Максимцев М.М. Исследование систем управления [Текст] / А.В. Игнатьев, М.М. Максимцев. -М., 2016. -154c (Гриф МО).
14. Корнеева И.Г. Рекомендации по составлению расписания [Текст] // И.Г. Корнеева. - “Справочник заместителя директора школы”, № 3, 2008 г.
15. Отраслевые и специализированные решения. 1С: Предприятие. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://solutions.1c.ru/timetable/features, свободный.
16. Официальный сайт МОУ «Николаевская СОШ» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nicolaevca.ucoz.ru/, свободный.
17. Официальный сайт разработчика программного приложения
«Ректор-3» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://rector.spb.ru/programma-raspisanie-4s.php, свободный.
18. Пакеты прикладных программ: Учеб. пособие для сред, проф. образования [Текст] / Э. В. Фуфаев, Л. И. Фуфаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 260 с.
19. Паклин Н.Б.: Бизнес-аналитика: от данных к знаниям [Текст] /¬СПб: Питер, 2013 - 704 с.
20. Макарова, Н.В. Информатика и ИКТ [Текст] / Под ред. проф. Н.В. Макаровой - СПб: Питер, 2015 - 464 с.
21. Положение о структуре управления в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Николаевской СОШ» - 2016 г., с.32.
22. Положение о расписании учебных занятий в БПОУ «Чебоксарский медицинский колледж» Министерства здравоохранения Чувашской Республики
23. Программа информатизации Муниципального образовательного учреждения «Николаевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области» на 2016-2020 гг.
24. Расписание уроков: Ректор - описание программы, тезисы доклада
на Международной конференции по информатике и информационным технологиям в образовании, ИИТО 2002, 5-7 февраля 2002 года, Санкт-
Петербург - [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://rector.spb.ru/description.php, свободный.
25. РД 50-34.698-90. Методические указания. Информационная технология. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов" (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1990 N 3380)
26. Санитарные правила и нормы по работе с персональным компьютером. Алматы, 2013.
27. СанПиН 2.4.2.2821-10.
28. Сердюковская, Г.Н. Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе [Текст] / Г.Н. Сердюковская, С.М. Громбах - 2013 г.
29. Смыкалов, П.Ю. Автоматизированное составление расписания в
школах с профильным обучением, программа «Ректор-Школа»» [Текст] / П.Ю. Смыкалов. - журнал «Школьное планирование2», № 4, 2009 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //rector. spb. ru/pro gramma-raspisanie-4s. php,
свободный.
30. Составление расписания уроков при переходе на новые требования СанПиН [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rector.spb.ru/sanpin.php, свободный.
31. Степанова, М.И. Инструктивно-методические рекомендации администрации школы [Текст] / М.И. Степанова, И.Э. Александрова, А.С. Седова.- 2006 г. - стр 76-77.
32. Ташков, П.А. Восстанавливаем данные на 100% [Текст] / П.А. Ташков. - СПб: Питер, 2015 - 208 с.
33. Ташков, П.А. Защита компьютера на 100%. [Текст] / П.А. Ташков. - СПб: Питер, 2016- 288 с.
34. Угринович, Н.Д. Информатика и ИКТ [Текст] / Н.Д. Угринович М.: Бином. Лаборатория знаний, 2016 - 187 с.
35. Устав Муниципального общеобразовательного учреждения «Николаевской СОШ», 2016
36. Уткин, В.Б. Информационные системы в экономике [Текст] / В.Б. Уткин - М.: Академия, 2016 - 288с.
37. Учебный план Муниципального общеобразовательного учреждения «Николаевской СОШ», 2016
38. ФЗ об образовании в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. Собрание законодательства. - 2012. - № 5, (4 февр.). - С. 1485 - 1498 (ст. 575).
39. Шалин, М. И. Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности личности старшеклассника [Текст] // М. И. Шалин Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 47¬49.
40. Хомоненко, А. Д. Базы данных: Учебник для высших учебных заведений [Текст] / Под ред. проф. А. Д. Хомоненко. - 5-е изд., доп. - М.: Бином-Пресс4 СПб.: КОРОНА принт, 2012.
41. Яловицын Г.В. Сравнение подходов к построению информационного пространства школы: Netschool и другие продукты сопровождения образовательного процесса. ИТО-2008 - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ito.edu.ru/2008/Moscow/II/II-0-7939.html, свободный.