ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретические основы социологического исследования проблемы влияния новых медиа на ценностные установки молодежи
1.1 Влияние новых медиа на социализацию молодёжи как предмет
10 социологического исследования
1.2 Проблема трансформации ценностей пользователей социальных сетей в российских социологических исследованиях
2 Влияние социальных сетей на трансформацию ценностных ориентаций студенческой молодёжи (по результатам эмпирического 37 исследования)
2.1 Социальный портрет пользователя социальных сетей в
37 студенческой среде
2.2 Факторы трансформации ценностных ориентаций студентов- пользователей социальных сетей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 Теоретические основы социологического исследования проблемы влияния новых медиа на ценностные установки молодежи
1.1 Влияние новых медиа на социализацию молодёжи как предмет
10 социологического исследования
1.2 Проблема трансформации ценностей пользователей социальных сетей в российских социологических исследованиях
2 Влияние социальных сетей на трансформацию ценностных ориентаций студенческой молодёжи (по результатам эмпирического 37 исследования)
2.1 Социальный портрет пользователя социальных сетей в
37 студенческой среде
2.2 Факторы трансформации ценностных ориентаций студентов- пользователей социальных сетей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена возрастающей ролью новых информационных и коммуникационных технологий, которые трансформируют структуры социального взаимодействия на макро-, мезо- и микроуровнях. Новые медиа представляют собой принципиально новую область конструирования, воспроизводства и организации социальных отношений, что является основным полем для изучения в рамках данного исследования [62].
Возникновение и развитие информационной среды существенно повлияло на трансформацию системы ценностей общества в целом и приоритетов современного человека в частности. Внедрение новых технологий затронуло, в первую очередь, социальные, экономические и культурные подсистемы общества, удовлетворяющие основные потребности человека. Практически все жизненные процессы сегодня имеют онлайн форму: люди знакомятся, общаются в чатах и мессенджерах, играют в игры, продают и покупают, заключают сделки, ведут научную деятельность, смотрят кино и так далее. Необъятное виртуальное пространство с каждым днем привлекает все больше и больше людей.
На сегодняшний день существует немало точек зрения на перспективы развития социальных сетей, и эти перспективы зависят от целевой аудитории, на которую они ориентированы. Без сомнения, наиболее активной частью в плане использования социальных сетей является молодежь [5].
Несмотря на преимущества, которые появляются в нашей жизни в связи с развитием технологий, большую опасность несет собой влияние новых медиа на подрастающее поколение: развитие информационного общества
трансформирует один из главных процессов жизнедеятельности индивида - социализацию. Под влиянием развития информационного общества процесс социализации трансформируется в киберсоциализацию и приобретает как положительные, так и отрицательные стороны. Главной опасностью на сегодняшний день является формирование ценностных ориентаций молодежи.
В сознании подрастающего поколения происходит вытеснение устоявшихся общественно значимых ценностей ориентирами
индивидуалистического порядка. Все чаще наблюдаются противоречивые установки и ценностные ориентации, отсутствует целостная картина мира. Можно сказать, что социальные сети отодвигают на второй план классические институты социализации - семью, школу, а порой реальных друзей и сверстников. Неудовлетворенные окружающей действительностью молодые люди начинают предпочитать виртуальный мир, что ведет к подмене реальности [46].
По мнению социологов, системы ценностей являются основными образованиями в структуре сознания и самореализации человека, так как именно они отражают его характеристики как личности. Так, Т. Парсонс считал, что «... дифференциация ценностей связывается с классами объектов, от которых человеческие действия неотделимы. Эта дифференциация относится, с одной стороны, к оценке самих культурных образцов и их "неэмпирических" систем отнесения, а с другой, - к четырем крупным категориям эмпирических объектов, с которыми человек всегда имеет дело, а именно к социальной системе, системам личности, организмов и физического мира» [48].
Вопрос о системах ценностей подрастающего поколения становится все более актуальным, поскольку именно молодежь является наиболее чувствительной частью общества по отношению к происходящим социально-экономическим и технологическим инновациям. С бурным развитием информационного общества растет исследовательский интерес к специфике ценностных ориентаций «цифрового поколения» [65].
Степень научной разработанности темы исследования. В связи с бурным развитием информационных технологий появляется необходимость для описания нового информационного общества. Изучением данной темы занимались такие европейские социологи, как З. Бауман [6], Д. Белл [10], М. Кастельс [28], М. Маклюэн [38], Т. Парсонс [48] и др.
Среди ученых, разрабатывающих теорию ценностей, исследующих структуру и динамику ценностей, следует выделить труды С. С. Бубновой [14], Д. А. Леонтьев [36], М. Рокича [55], Ш. Шварца [27] и др.
Изучением проблем виртуальной социализации личности занимались такие ученые, как: А. В. Асеева [1], Е. П. Баткеева [5], С. В. Бонадренко [11], А. В. Вараксин [15], О. А. Зорина [25], А. В. Козыревская [31],
Т. Д. Марцинковская [40], В. А. Плешаков [50], М. С. Чванова [66],
Л. В. Янковская [71] и другие.
Объект исследования - молодежь в возрасте от 18 до 24 лет.
Предмет исследования - ценностные ориентации современной студенческой молодежи.
Целью данного исследования является комплексное изучение влияния социальных сетей на формирование ценностных ориентации современной студенческой молодежи.
Задачи:
- систематизировать основные методологические и методические подходы к исследованию влияния новых медиа, включая социальные сети, на социализацию молодёжи в социальных науках;
- на основе анализа данных отечественных социологических исследований выявить основные тенденции в трансформации социальных ценностей и установок пользователей социальных сетей в современном российском обществе;
- на основе данных авторского социологического исследования составить социальный портрет пользователя социальных сетей в студенческой среде;
- охарактеризовать особенности ценностных ориентаций студентов - пользователей социальных сетей;
- выявить основные социальные факторы и направления трансформации ценностных ориентаций студентов-пользователей социальных сетей.
Основная гипотеза: структура ценностных ориентаций современной студенческой молодежи трансформируется под влиянием новых медиа.
Дополнительные гипотезы:
— сетевая активность влияет на формирование ценностей современной студенческой молодежи через коммуникацию с референтными группами и демонстративное поведение референтных групп и медийных личностей;
— активность в социальных сетях способствует трансформации ценностных ориентаций современной студенческой молодежи в направлении увеличения значимости индивидуалистических ценностей и открытости к изменениям в зависимости от затрат времени и периода пользования социальными сетями.
Теоретико-методологическая база исследования - структурный функционализм Т. Парсонса, теория информационного общества М. Кастельса, теория референтных групп Г. Хаймона, методология исследования ценностей М. Рокича и Ш. Шварца, исследования в области киберсоцизации В. А. Плешакова и Т. Д. Марцинковской. Также в работе были использованы статистические данные, данные специальных социологических исследований, а также результаты собственного социологического исследования, проведенного автором по разработанной программе и инструментарию.
Эмпирическая база исследования включает в себя данные массового онлайн-опроса, проведенного среди студенческой молодежи в возрасте от 18 до 24 лет в апреле 2018 года посредством онлайн-сервера GoogleDocuments на базе Google.com. Для сбора информации использовалась выборка по методу «снежного кома», объём выборки составил 466 человек. Полученные данные соответствуют данным всероссийских опросов среди молодежи, что косвенно подтверждает репрезентативность исследования.
Обработка полученной информации производилась с помощью приложений Microsoft Office Excel и SPSS Statistics 21.
Научная новизна работы состоит в комплексном изучении влияния социальных сетей на трансформацию ценностных ориентаций современной студенческой молодежи:
1) систематизированы основные методологические и методические подходы к исследованию влияния новых медиа, включая социальные сети, на социализацию молодёжи в социальных науках;
2) на основе анализа данных отечественных социологических исследований выявлены основные тенденции в трансформации социальных ценностей и установок пользователей социальных сетей в современном российском обществе;
3) на основе данных авторского социологического исследования составлен социальный портрет пользователя социальных сетей в студенческой среде;
4) выявлены характерные особенности ценностных ориентаций студентов-пользователей социальных сетей;
5) выявлены основные социальные факторы и направления трансформации ценностных ориентаций студентов-пользователей социальных сетей.
Научно-практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов в деятельности социологов-практиков при изучении влияния новых медиа на процесс социализации молодежи; так например, составленный нами социальный портрет пользователя социальных сетей может быть включен в качестве вербальной иллюстрации, что послужит отправной точкой для проведения дальнейших исследований в этой области.
Возникновение и развитие информационной среды существенно повлияло на трансформацию системы ценностей общества в целом и приоритетов современного человека в частности. Внедрение новых технологий затронуло, в первую очередь, социальные, экономические и культурные подсистемы общества, удовлетворяющие основные потребности человека. Практически все жизненные процессы сегодня имеют онлайн форму: люди знакомятся, общаются в чатах и мессенджерах, играют в игры, продают и покупают, заключают сделки, ведут научную деятельность, смотрят кино и так далее. Необъятное виртуальное пространство с каждым днем привлекает все больше и больше людей.
На сегодняшний день существует немало точек зрения на перспективы развития социальных сетей, и эти перспективы зависят от целевой аудитории, на которую они ориентированы. Без сомнения, наиболее активной частью в плане использования социальных сетей является молодежь [5].
Несмотря на преимущества, которые появляются в нашей жизни в связи с развитием технологий, большую опасность несет собой влияние новых медиа на подрастающее поколение: развитие информационного общества
трансформирует один из главных процессов жизнедеятельности индивида - социализацию. Под влиянием развития информационного общества процесс социализации трансформируется в киберсоциализацию и приобретает как положительные, так и отрицательные стороны. Главной опасностью на сегодняшний день является формирование ценностных ориентаций молодежи.
В сознании подрастающего поколения происходит вытеснение устоявшихся общественно значимых ценностей ориентирами
индивидуалистического порядка. Все чаще наблюдаются противоречивые установки и ценностные ориентации, отсутствует целостная картина мира. Можно сказать, что социальные сети отодвигают на второй план классические институты социализации - семью, школу, а порой реальных друзей и сверстников. Неудовлетворенные окружающей действительностью молодые люди начинают предпочитать виртуальный мир, что ведет к подмене реальности [46].
По мнению социологов, системы ценностей являются основными образованиями в структуре сознания и самореализации человека, так как именно они отражают его характеристики как личности. Так, Т. Парсонс считал, что «... дифференциация ценностей связывается с классами объектов, от которых человеческие действия неотделимы. Эта дифференциация относится, с одной стороны, к оценке самих культурных образцов и их "неэмпирических" систем отнесения, а с другой, - к четырем крупным категориям эмпирических объектов, с которыми человек всегда имеет дело, а именно к социальной системе, системам личности, организмов и физического мира» [48].
Вопрос о системах ценностей подрастающего поколения становится все более актуальным, поскольку именно молодежь является наиболее чувствительной частью общества по отношению к происходящим социально-экономическим и технологическим инновациям. С бурным развитием информационного общества растет исследовательский интерес к специфике ценностных ориентаций «цифрового поколения» [65].
Степень научной разработанности темы исследования. В связи с бурным развитием информационных технологий появляется необходимость для описания нового информационного общества. Изучением данной темы занимались такие европейские социологи, как З. Бауман [6], Д. Белл [10], М. Кастельс [28], М. Маклюэн [38], Т. Парсонс [48] и др.
Среди ученых, разрабатывающих теорию ценностей, исследующих структуру и динамику ценностей, следует выделить труды С. С. Бубновой [14], Д. А. Леонтьев [36], М. Рокича [55], Ш. Шварца [27] и др.
Изучением проблем виртуальной социализации личности занимались такие ученые, как: А. В. Асеева [1], Е. П. Баткеева [5], С. В. Бонадренко [11], А. В. Вараксин [15], О. А. Зорина [25], А. В. Козыревская [31],
Т. Д. Марцинковская [40], В. А. Плешаков [50], М. С. Чванова [66],
Л. В. Янковская [71] и другие.
Объект исследования - молодежь в возрасте от 18 до 24 лет.
Предмет исследования - ценностные ориентации современной студенческой молодежи.
Целью данного исследования является комплексное изучение влияния социальных сетей на формирование ценностных ориентации современной студенческой молодежи.
Задачи:
- систематизировать основные методологические и методические подходы к исследованию влияния новых медиа, включая социальные сети, на социализацию молодёжи в социальных науках;
- на основе анализа данных отечественных социологических исследований выявить основные тенденции в трансформации социальных ценностей и установок пользователей социальных сетей в современном российском обществе;
- на основе данных авторского социологического исследования составить социальный портрет пользователя социальных сетей в студенческой среде;
- охарактеризовать особенности ценностных ориентаций студентов - пользователей социальных сетей;
- выявить основные социальные факторы и направления трансформации ценностных ориентаций студентов-пользователей социальных сетей.
Основная гипотеза: структура ценностных ориентаций современной студенческой молодежи трансформируется под влиянием новых медиа.
Дополнительные гипотезы:
— сетевая активность влияет на формирование ценностей современной студенческой молодежи через коммуникацию с референтными группами и демонстративное поведение референтных групп и медийных личностей;
— активность в социальных сетях способствует трансформации ценностных ориентаций современной студенческой молодежи в направлении увеличения значимости индивидуалистических ценностей и открытости к изменениям в зависимости от затрат времени и периода пользования социальными сетями.
Теоретико-методологическая база исследования - структурный функционализм Т. Парсонса, теория информационного общества М. Кастельса, теория референтных групп Г. Хаймона, методология исследования ценностей М. Рокича и Ш. Шварца, исследования в области киберсоцизации В. А. Плешакова и Т. Д. Марцинковской. Также в работе были использованы статистические данные, данные специальных социологических исследований, а также результаты собственного социологического исследования, проведенного автором по разработанной программе и инструментарию.
Эмпирическая база исследования включает в себя данные массового онлайн-опроса, проведенного среди студенческой молодежи в возрасте от 18 до 24 лет в апреле 2018 года посредством онлайн-сервера GoogleDocuments на базе Google.com. Для сбора информации использовалась выборка по методу «снежного кома», объём выборки составил 466 человек. Полученные данные соответствуют данным всероссийских опросов среди молодежи, что косвенно подтверждает репрезентативность исследования.
Обработка полученной информации производилась с помощью приложений Microsoft Office Excel и SPSS Statistics 21.
Научная новизна работы состоит в комплексном изучении влияния социальных сетей на трансформацию ценностных ориентаций современной студенческой молодежи:
1) систематизированы основные методологические и методические подходы к исследованию влияния новых медиа, включая социальные сети, на социализацию молодёжи в социальных науках;
2) на основе анализа данных отечественных социологических исследований выявлены основные тенденции в трансформации социальных ценностей и установок пользователей социальных сетей в современном российском обществе;
3) на основе данных авторского социологического исследования составлен социальный портрет пользователя социальных сетей в студенческой среде;
4) выявлены характерные особенности ценностных ориентаций студентов-пользователей социальных сетей;
5) выявлены основные социальные факторы и направления трансформации ценностных ориентаций студентов-пользователей социальных сетей.
Научно-практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов в деятельности социологов-практиков при изучении влияния новых медиа на процесс социализации молодежи; так например, составленный нами социальный портрет пользователя социальных сетей может быть включен в качестве вербальной иллюстрации, что послужит отправной точкой для проведения дальнейших исследований в этой области.
Молодёжь XXI в. существенно отличается от своих ровесников XX в., поскольку развивается в новом мире, который изменил свои приоритеты и взгляды. Отличительной чертой современного общества является распространение информационной среды на все сферы жизнедеятельности человека. Так основным транслятором ценностей и мировоззренческих идеалов становятся новые медиа и социальные сети, предлагающие пользователям определенные паттерны мышления. В связи с этим происходит исчезновение привычных посредников между институтами и социальными группами, сегодня пользователь сам создает свой круг интересов, кумиров и ценностей. На смену классическим институтам и агентам социализации молодежи в цифровую эпоху приходят виртуальные референтные группы в виде интернет-сообществ и референтные личности в роли лидеров мнений.
На сегодняшний день существует немало точек зрения на перспективы развития социальных сетей, и эти перспективы зависят от целевой аудитории, на которую они ориентированы. По данным всероссийских исследований, наиболее активной частью в плане использования социальных сетей является студенческая молодежь, поскольку именно эта группа пользователей наиболее открыта к новым культурным и технологическим инновациям.
В результате проведенного исследования было выявлено: типичный пользователь новых медиа - молодой человек в возрасте 21 года, постоянно обновляющий социальные сети и стажем пребывания в Интернете от 8 до 10 лет; основными используемыми платформами являются YouTube, Instagram, «ВКонтакте», последняя из которых лидирует по длительности и частоте посещений; наиболее востребованный контент «ВКонтакте» - группы развлекательного характера «Пикабу», «Подслушано», «Палата № 6»; на
площадке YouTube - сфера юмора и досуга, представленная видеоблогами
(«Данила Поперечный», «Клик-Клак», «Николай Соболев»), обзорами фильмов
(BadComedian) и интервью («вДудь»); в Instagram - аккаунты друзей и
родственников, а также на знаменитостей: видеоблогеров (Эльдара Джарахова,
63
Данилу Поперечного, Настю Ивлееву), музыкантов, (Елену Темникову, группу Serebro, исполнителей лейбла BlackStar), актеров и звезд телеканала ТНТ (Ольгу Бузову, Ксению Бородину).
В процессе исследования были определены средние показатели ценностей современных студентов, преобладающими из которых являются «гедонизм» - 4,15, «универсализм» - 4,05, «конформность» - 4,02 и
«достижение» - 3,97 (по методике Ш. Шварца). Такие ценности как «власть» - 3,15, «стимуляция» - 3,1 и «традиции» - 2,79, были отнесены к числу наименее значимых. На основе методики М. Рокича выявлено, что для пользователя новых медиа в приоритете находятся ценности «взаимопонимания, хороших отношений в семье» - 78 %, «материального благополучия» - 60 %, «общения с друзьями, знакомыми» - 56 %, что позволяет сделать вывод: процесс
коммуникации является наиболее значимыми для молодых людей и одной из основных ценностей современного пользователя.
Для того чтобы проверить, насколько совпадают заявленные ценности молодых людей с их реальными жизненными стратегиями, мы узнали, их ближайшие планы на три года. Треть опрошеных планирует продолжить свою академическую жизнь, поступив в магистратуру. Большая часть - закончить обучение и заняться поиском работы. Меньшая - заинтересована в создании семьи и покупке собственного жилья. Таким образом, жизненные планы респондентов соответствуют их достижительским ценностным ориентациям.
Основной гипотезой данного исследования являлось предположение о том, что структура ценностных ориентаций современной студенческой молодежи трансформируется под влиянием новых медиа. Нами определено два основных фактора, влияющих на трансформацию ценностных ориентаций студентов-пользователей новых медиа и социальных сетей: стаж использования социальных сетей и возраст респондентов. Так анализ результатов по методике М. Рокича выявил зависимость между ценностью любви и стажем использования Интернета - чем дольше молодые люди пребывают в сети, тем чаще выбирают любовь как наиболее значимую ценность.
При помощи факторного анализа ценности студентов, в соответствии с методикой Ш. Шварца, были сгруппированны и проранжированы в порядке убывания их значимости.
Фактор I - групповые ценности (безопасность, конформность, традиции, доброта, универсализм); факторы II и III - индивидуальные ценности: фактор II - открытость к изменениям: стимуляция, самостоятельность, достижение; фактор III - самовозвышения: гедонизм, власть, безопасность.
В результате исследования была выявлена связь между значимостью ценностей определенных групп и стажем использования Интернета и не выявлена с возрастными характеристиками респондентов. Так можно утверждать, что с увеличением стажа использования Интернета среди студентов-пользователей увеличивается значимость групповых, и в большей степени, индивидуалистических ценностей, направленных на открытость изменениям. Это подтверждает дополнительную гипотезу о том, что активность в социальных сетях способствует трансформации ценностных ориентаций современной студенческой молодежи в направлении увеличения значимости индивидуалистических ценностей, связанных с открытостью к изменениям, в зависимости от затрат времени и периода пользования социальными сетями.
Нами была выдвинута дополнительная гипотеза о том, что сетевая активность влияет на формирование ценностей современной студенческой молодежи через коммуникацию с референтными группами и демонстративное поведение референтных групп и медийных личностей. В ходе исследования данное предположение также нашло своё подтверждение. При изучении факторов, влияющих на формирование ценностных ориентаций молодежи, нам удалось выявить лидеров мнений, имеющих на данный момент наибольшую популярность в сети: видеоблогер Николай Соболев, видеоблогер-журналист Юрий Дудь и оппозиционный лидер Алексей Навальный. Анализируя медийные образы и производимый ими контент, можно сделать вывод, что на сегодняшний день сформирован социальный запрос на традиционные семейные ценности и ценности здорового образа жизни.
На сегодняшний день существует немало точек зрения на перспективы развития социальных сетей, и эти перспективы зависят от целевой аудитории, на которую они ориентированы. По данным всероссийских исследований, наиболее активной частью в плане использования социальных сетей является студенческая молодежь, поскольку именно эта группа пользователей наиболее открыта к новым культурным и технологическим инновациям.
В результате проведенного исследования было выявлено: типичный пользователь новых медиа - молодой человек в возрасте 21 года, постоянно обновляющий социальные сети и стажем пребывания в Интернете от 8 до 10 лет; основными используемыми платформами являются YouTube, Instagram, «ВКонтакте», последняя из которых лидирует по длительности и частоте посещений; наиболее востребованный контент «ВКонтакте» - группы развлекательного характера «Пикабу», «Подслушано», «Палата № 6»; на
площадке YouTube - сфера юмора и досуга, представленная видеоблогами
(«Данила Поперечный», «Клик-Клак», «Николай Соболев»), обзорами фильмов
(BadComedian) и интервью («вДудь»); в Instagram - аккаунты друзей и
родственников, а также на знаменитостей: видеоблогеров (Эльдара Джарахова,
63
Данилу Поперечного, Настю Ивлееву), музыкантов, (Елену Темникову, группу Serebro, исполнителей лейбла BlackStar), актеров и звезд телеканала ТНТ (Ольгу Бузову, Ксению Бородину).
В процессе исследования были определены средние показатели ценностей современных студентов, преобладающими из которых являются «гедонизм» - 4,15, «универсализм» - 4,05, «конформность» - 4,02 и
«достижение» - 3,97 (по методике Ш. Шварца). Такие ценности как «власть» - 3,15, «стимуляция» - 3,1 и «традиции» - 2,79, были отнесены к числу наименее значимых. На основе методики М. Рокича выявлено, что для пользователя новых медиа в приоритете находятся ценности «взаимопонимания, хороших отношений в семье» - 78 %, «материального благополучия» - 60 %, «общения с друзьями, знакомыми» - 56 %, что позволяет сделать вывод: процесс
коммуникации является наиболее значимыми для молодых людей и одной из основных ценностей современного пользователя.
Для того чтобы проверить, насколько совпадают заявленные ценности молодых людей с их реальными жизненными стратегиями, мы узнали, их ближайшие планы на три года. Треть опрошеных планирует продолжить свою академическую жизнь, поступив в магистратуру. Большая часть - закончить обучение и заняться поиском работы. Меньшая - заинтересована в создании семьи и покупке собственного жилья. Таким образом, жизненные планы респондентов соответствуют их достижительским ценностным ориентациям.
Основной гипотезой данного исследования являлось предположение о том, что структура ценностных ориентаций современной студенческой молодежи трансформируется под влиянием новых медиа. Нами определено два основных фактора, влияющих на трансформацию ценностных ориентаций студентов-пользователей новых медиа и социальных сетей: стаж использования социальных сетей и возраст респондентов. Так анализ результатов по методике М. Рокича выявил зависимость между ценностью любви и стажем использования Интернета - чем дольше молодые люди пребывают в сети, тем чаще выбирают любовь как наиболее значимую ценность.
При помощи факторного анализа ценности студентов, в соответствии с методикой Ш. Шварца, были сгруппированны и проранжированы в порядке убывания их значимости.
Фактор I - групповые ценности (безопасность, конформность, традиции, доброта, универсализм); факторы II и III - индивидуальные ценности: фактор II - открытость к изменениям: стимуляция, самостоятельность, достижение; фактор III - самовозвышения: гедонизм, власть, безопасность.
В результате исследования была выявлена связь между значимостью ценностей определенных групп и стажем использования Интернета и не выявлена с возрастными характеристиками респондентов. Так можно утверждать, что с увеличением стажа использования Интернета среди студентов-пользователей увеличивается значимость групповых, и в большей степени, индивидуалистических ценностей, направленных на открытость изменениям. Это подтверждает дополнительную гипотезу о том, что активность в социальных сетях способствует трансформации ценностных ориентаций современной студенческой молодежи в направлении увеличения значимости индивидуалистических ценностей, связанных с открытостью к изменениям, в зависимости от затрат времени и периода пользования социальными сетями.
Нами была выдвинута дополнительная гипотеза о том, что сетевая активность влияет на формирование ценностей современной студенческой молодежи через коммуникацию с референтными группами и демонстративное поведение референтных групп и медийных личностей. В ходе исследования данное предположение также нашло своё подтверждение. При изучении факторов, влияющих на формирование ценностных ориентаций молодежи, нам удалось выявить лидеров мнений, имеющих на данный момент наибольшую популярность в сети: видеоблогер Николай Соболев, видеоблогер-журналист Юрий Дудь и оппозиционный лидер Алексей Навальный. Анализируя медийные образы и производимый ими контент, можно сделать вывод, что на сегодняшний день сформирован социальный запрос на традиционные семейные ценности и ценности здорового образа жизни.
Подобные работы
- ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЮНОШЕЙ С РАЗНЫМ ТИПОМ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА КАК ИНСТРУМЕНТФОРМИРОВАНИЯ
СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЁЖИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Повышение эффективности управления деятельностью молодежных центров (на примере Молодежного клуба «ОЛИМП»)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Социальные сети как инструмент формирования патриотического сознания молодежи
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ВЫУЧЕННОЙ
БЕСПОМОЩНОСТИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2025 - Школьные референтные группы как фактор конструирования социальных ориентаций
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2016 - Социальный профиль студента факультета журналистики НИУ «БелГУ» (на примере социальных сетей Рунета)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ В СООТНОШЕНИИ С ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2021



