Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Работа №77420

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

физическая культура

Объем работы93
Год сдачи2020
Стоимость5710 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
307
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВА
СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С
НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА 7
1.1 Влияние анатомо-физиологических особенностей нарушения
(понижения) слуха на развитие и социализацию
личности 7
1.2. Принципы организации и методические основы социальной
адаптации и реабилитации лиц с нарушениями
слуха 12
1.3. Коммуникация через жестовый язык как средство социальной
адаптации 19
1.4. Особенности применения адаптивной физической культуры для
социальной адаптации и реабилитации лиц с нарушениями слуха 24
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 26
2.1. Методы исследования 26
2.2. Организация исследования 28
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА И ЕЕ
ОБОСНОВАНИЕ 31
3.1. Анкетирование родителей детей с нарушениями слуха, глухих и
слабослышащих школьников 31
3.2. Экспериментальная методика, основанная на применении русского
жестового языка на уроках физической культуры для детей с нарушениями слуха 35
3.3. Разработка спортивного русского жестового словаря для
самостоятельного изучения педагогами школ 37
3.4. Методические основы проведения занятий по прыжкам на батуте 39
ГЛАВА IV. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 52
4.1. Социальный проект «Почувствуй мир тишины» 52
4.2. Динамика показателей физической подготовленности 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
ВЫВОДЫ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ

На данный момент в России и во всем мире активно идет развитие спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья, принимается ряд мер для их реабилитации и социальной адаптации. В нашей работе представлено практическое исследование, которое затрагивает такие стороны, как занятия физической культурой и коммуникация между занимающимися с нарушениями слуха и тренером с помощью русского жестового языка.
Важно отметить, что адаптация и социализация ведется благодаря коммуникации между занимающимися и тренером, если тот работает с глухими, то он должен четко и ясно понимать их особенности и потребности. Поэтому возникает необходимость владения базовыми навыками общения на русском жестовом языке.
Актуальность. Физическая культура и спорт с давних времен привлекали человечество, поскольку благотворно влияли на физическое развитие, здоровье, повышали выносливость и двигательную активность.
Главная цель адаптивной физической культуры - реабилитация, социализация, способные улучшить уровень жизни людей с ограниченными возможностями здоровья.
Адаптивный - значит помогающий приспособиться, поэтому так называется физическая культура для людей с ограниченными
возможностями здоровья.
Один из видов досуга, спорт превратился в средство адаптации и социализации для людей с нарушениями слуха.
Занимаясь физической культурой глухие могут проявить свои способности, не чувствуя ограничений в сравнении со слышащими людьми, что помогает неслышащим полностью раскрыться и самореализоваться.
Жестовый язык играет главную роль в жизни глухого человека, так как при отсутствии слуха вся информация окружающего мира поступает через зрительное восприятие.
Жестовый язык - это не общепринятые произвольные жесты, а система жестов обозначающих слова и целые предложения, с помощью которой глухие общаются так же, как слышащие речью и получают информацию окружающего мира.
Многие сурдопедагоги утверждают, что главной задачей при обучении глухого ребенка является работа над устной речью[4], но это спорное мнение. Упор в первую очередь нужно направить на развитие интереса к учебе, а для этого нужно, чтобы ребенок понимал, о чем идет речь в изучаемом материале, а не воспринимал его как набор непонятных слов. С пониманием вырастет интерес к учебе, ускорится развитие произношения и появится уверенность в своих возможностях. Большое влияние на развитие глухого ребенка оказывает коммуникационная составляющая, которая должна возникать между педагогом и учеником при непосредственном взаимодействии и в этом им как раз поможет жестовый язык.
На данный момент актуальна проблема социализации в общество среди глухих молодых людей. Так как жестовый язык не являлся государственным признанным языком, развитие и образование глухих имели отставание. Изменения произошли после 30 декабря 2012 года, В.В. Путин подписал федеральный закон, в котором сказано, что жестовый язык признается языком общения при наличии нарушений слуха. И сейчас по всей России постепенно улучшается образование и адаптация в общественную жизнь лиц с нарушениями слуха. Помощь в решении этой проблемы оказывает физическая культура. Знание преподавателями физической культуры и тренерами русского жестового языка поможет наладить контакт с занимающимися с нарушениями слуха, улучшить их занятия физической культурой и расширить их кругозор.
Объект исследования: учебный процесс физического воспитания глухих школьников, спортсменов и особенности общения с ними.
Предмет исследования: роль русского жестового языка в процессе занятий физической культурой и его влияние на качество преподавания
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить методику проведения занятий двигательной деятельностью с использованием русского жестового языка и ее влияние на физическую подготовленность и социальную адаптацию глухих и слабослышащих занимающихся.
Задачи исследования:
1. Провести анализ теоретико-методических основ организации и проведения занятий, связанных с двигательной активностью глухих и слабослышащих занимающихся.
2. Обосновать целесообразность применения жестового спортивного словаря специалистами по физической культуре и спорту.
3. Разработать методику проведения занятий по физической культуре с учащимися, имеющими нарушение слуха, основанную на применении жестового спортивного словаря в коммуникативной деятельности.
4. Определить влияние разработанной методики на физическую подготовленность и социальную адаптацию учащихся с нарушением слуха.
Научная новизна:
разработана в теоретико-методологическом и методическом аспектах идея организации адаптивной физической культуры, обогащающая концепцию приоритетной роли коммуникативной деятельности на основе применения спортивного жестового словаря.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Методические подходы к организации адаптивной физической культуры глухих школьников, разработанные на основе применения спортивного жестового словаря позволяют внести своевременные изменения в содержание педагогического процесса и улучшают коммуникативную среду между учащимся и педагогом.
2. Методика проведения занятий по адаптивной физической культуре с учащимися, имеющими нарушение слуха, основанная на оптимизации используемых на них различных физкультурно-оздоровительных и коррекционно-развивающих средств адаптивного физического воспитания способствует улучшению физического развития и повышению физической подготовленности глухих школьников.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
дополнена теория и методика адаптивной физической культуры, в частности в научном обосновании методики подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по адаптивной физической культуре с глухими школьниками.
Практическая значимость: предложен новый эффективный
инструмент профессионально-педагогической подготовки студентов факультета физической культуры в преподавании учебной дисциплины «Частные методики адаптивной физической культуры» основанный на изучении жестового спортивного словаря; разработан специальный раздел «Практические основы русского жестового языка», что позволило обеспечить достаточный уровень готовности студентов к работе с детьми, имеющими нарушения слуха;


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Проведение занятий в коллективе под руководством тренера со знанием русского жестового языка позволяет выполнять упражнения правильно, эффективно расходовать силы, работать в команде и адаптироваться в обществе.
2. Глухие люди получают полноценную информацию через визуальный контакт, не все умеют читать по губам, поэтому на помощь приходит жестовый язык.
3. Если ясно и четко объяснить глухому правила выполнения упражнений на жестовом языке, то можно будет избежать вреда здоровью от непомерной нагрузки и некорректного выполнения упражнений. Спортивные мероприятия по предложенной программе не только положительно влияют на физическую активность лиц с нарушением слуха, но и улучшают эмоциональное состояние соревнующихся.
4. Физическая культура и спорт - основные средства для восстановления и поддержания здоровья. Адаптивный спорт - возможность для людей с нарушениями слуха проявить себя и достичь высоких целей. Специалистам работающим с глухими людьми рекомендуется проходить повышение квалификации чтобы понимать особенности глухих и правила общения с ними;



1. Алешин Д. А. Медико-социальные аспекты инвалидности и социальная реабилитация инвалидов в Москве: автореф. дис. .канд. мед. наук / Д.А. Алешин. М., 2005. - 28 с.
2. Богданова Т.Г. Сурдопсихология, Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т.Г. Богданова. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002 - 203 с.
3. Башкирова М. М. Физическая активность и спорт среди инвалидов: реальность и перспективы. Спорт для всех / М. М. Башкирова 1999. № 1-2.
4. Бирюков А.А. Средства восстановления
работоспособности спортсмена / А.А. Бирюков, К.А. Кафаров. М.: ФиС, 1979. - 152 с.
5. Булкин В.А. Основные понятия и термины физической
культуры и спорта: Учебное пособие. - СПб.:СПбГАФК, 2014.
6. Выдрин В. М. Теория физической культуры/В. М. Выдрин. - Ленинград: институт имени Лесгафта, 1988-43с.
7. Дмитриев В.С. Адаптивно-физкультурная реабилитация: структура и содержание: автореферат, уч. Степ. доктор педагогических наук (13.00.04) /Владимир Сергеевич Дмитриев -Москва 2003 - 494с.
8. Добровольская Т.А., Инвалид и общество: социально¬
психологическая интеграция / Т.А. Добровольская, Н.Б. Шабалина, - Учебная программа 1991 - №1, 3-8 с.
9. Добрынина Л. А. Адаптивное физическое воспитание глухих дошкольников на основе развития координационных способностей : дис. ... канд. пед. наук / Л. А. Добрынина. - Хабаровск, 2002. - 180 с.
10. Душанин С. А. Тренировочные программы для здоровья / С. А. Душанин, Л. Я. Иващенко, Е. А. Пирогова. - Киев : Здоровье, 1985. - 25 с.
11. Евсеев Ю. И., Физическая культура / 8-еизд. испр. - Ю. И. Евсеев. - Ростов на Дону: «Феникс», 2012. -444с.
12. Евсеев С. П., Теория и организация адаптивной физической
культуры: учебник. В 2 т. Т. 1: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры. — 2-е изд., испр. и доп. / С. П. Евсеев -
Москва: «Советский спорт» - 2005. — 296 с.
13. Евсеев С. П., Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. Т. 2: Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов / С. П. Евсеев, Москва - «Советский спорт» - 2005. — 448 с.
14. Евсеев С. П., Справочник по материально-техническому обеспечению адаптивной физической культуры / С. П. Евсеев, С. Ф. Курдыбайло - Москва - «Советский спорт», - 2008. - 256 с.
15. Жуков М.Н. Подвижные игры, Учебник для студентов педагогических вузов / М.Н. Жуков. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002 - 160 с.
16. Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 192 с. 5
17. Ильин Е. П. Психофизиология физического воспитания : факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности : учеб. пособие для пед. ин-тов / Е. П. Ильин. - М. : Просвещение, 1983. - 223 с.
18. Ильин Е. П. Психомоторная организация человека : учеб. для вузов / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2003. - 110 с.
19. Исенина Е. И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни / Е. И. Исенина. - М., 1999. - 312 с.
20. Каданцева Г. А. Методика активации познавательной деятельности дошкольников средствами физического воспитания : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г. А. Каданцева. - М., 1994. - 27 с.
21. Какузин В. А. Статическое равновесие у глухих учащихся и его изменения в процессе физического воспитания : дис. ... канд. пед. наук / В. А. Какузин - М., 1973. - 122 с.
22. Калинчева Я. В. Влияние занятий оздоровительной аэробикой на показатели статического равновесия и быстроты реакции слабослышащих школьников 12-15 лет / Я. В. Калинчева // Вестник Тамбовского университета. -2011. - № 9. - С. 63-66.
23. Калинчева Я. В. Коррекция двигательных и функциональных нарушений слабослышащих детей 12-15 лет в процессе занятий оздоровительной аэробикой : дис. ... канд. пед. наук / Я. В. Калинчева. - Тамбов, 2012. - 214 с.
24. Калмыков С. А. Методика коррекции и развития силы и гибкости детей среднего школьного возраста в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях : автореф. дис. ... канд. пед. наук / С. А. Калмыков.Тамбов, 2007. - 26 с.
25. Калмыков С. А. Приемы и методы, используемые при обучении глухих детей на уроках физической культуры / С. А. Калмыков // Вестник ТГУ. -2007. - Вып. 7(51). - С. 219-222.
26. Комарова А.А. - Сборник статьей «Современные аспекты жестового языка» / А.А. Комарова — Москва - 2006 - 277 с.
27. Кудрявцев В. Г., Спорт: события и судьбы. М. «Просвещение», / В. Г. Кудрявцев, Ж. В. Кудрявцева, - 1986. - 367с.
28. Курдыбайло С. Ф., Врачебный контроль в адаптивной
физической культуре: Учебное пособие
/ С. Ф. Курдыбайло, С. П. Евсеев, Г. В. Герасимова - Москва- «Советский спорт» - 2004. - 184 с.
29. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников / В. И Лях. -М., 1998. - 272 с.
30. Ляхова И. Н. Элементы ритмической гимнастики в подготовительной части урока в школе глухих детей / И. Н. Ляхова // Дефектология. - 1990. - № 6. -С. 44- 45.
31. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии : науч.-практ. пособие / И. И. Мамайчук. - СПб. : Речь, 2010. - 400 с.
32. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии :ранняя диагностика и коррекция / Е. М. Мастюкова. - М. : Просвещение, 1992. - 95 с.
33. Матвеева Г. А. Аэробика в условиях коррекционной школы II вида (для слабослышащих) / Г. А. Матвеева // Спорт в школе. Приложение к газете «Первое сентября». - 2006. - № 1. - С. 8-12.
34. Матвеева Е. А. Физическое воспитание учащихся специальных коррекционных школ : дис. ... канд. пед. наук / Е. А. Матвеева. - Набережные Челны, 2002. - 181 с.
35. Медведева О. А. Физиологические особенности сенсорных систем детей периода второго детства с различной степенью нарушения слуха : дис. ... канд. пед. наук / О. А. Медведева. - Краснодар, 2011. - 147 с.
36. Менхин Ю. В. Оздоровительная гимнастика : теория и методика / Ю. В. Менхин, А. В. Менхин. - Ростов н / Д. : Феникс, 2002. - 384 с.
37. Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха : учеб. пособие для студентов пед. вузов по спец. «Сурдопедагогика» / Л. П. Назарова. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 287 с.
38. Нейман Л. В. Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей / Л. В. Нейман. - М. : Просвещение, 1995. - 147 с.
39. Нейман Л. В. Анатомия, физиология, патология органов слуха и речи : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. В. Нейман ; под ред. В. И. Селиверстова. - М. : Просвещение, 2001. - 224 с.
40. Никитин С. Н. Управление двигательными действиями в спорте с учетом функционирования анализаторных систем (на примере спортивной борьбы) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / С. Н. Никитин. - СПб., 2006. - 25 с.
41. Новикова Л. А. Нейросенсорные нарушения слуха у детей (электрофизиологическое исследование) / Л. А. Новикова, Н. В. Рыбалко. - М. : Педагогика, 1987. - 127 с.
42. Новичихина Е. В. Методика игровой деятельности в адаптивной двигательной рекреации не слышащих детей 8-11 лет : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Новичихина. - Хабаровск, 2005. - 24 с.
43. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком : руководство для родителей / С. Ньюмен. - М. : Теревинф, 2012. - 240 с.
44. Оливер Сакс. - Зримые голоса / Оливер Сакс; пер. с англ. А.Н. Анваера. - Москва: АСТ, 2014 - 286 с.
45. Островский Э.В., Чернышова Л. И. Психология и педагогика. Учебное пособие. М.: Вузовский учебник. 2009. - 384 с.
46. Организация внеклассной работы в школе слабослышащих. Развивать и воспитывать творчеством : книга для педагога / под ред. О. А. Красильниковой. - М. : КАРО, 2004. - 176 с.
47. Осколкова Е. А. Социально-педагогические аспекты профессиональной адаптации глухих учащихся специальных (коррекционных) школ средствами адаптивного физического воспитания / Е. Л. Осколкова, И. О. Рубцова // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2007. -№ 5. - С. 50.
48. Осколкова Е. А. Адаптивное физическое воспитание в системе профессиональной адаптации глухих учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений : дис. ... канд. пед. наук / Е. А. Осколкова. - М., 2008. - 127 с.
49. Основы социальной работы : учеб. / отв. ред. П. Д. Павленок. - 3Л изд., испр. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2006. - 560 с.
50. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / под ред. Л. П. Носковой. - М. : Педагогика, 1984. - 144 с.
51. Пеганов, Ю. В. Способы повышения уровня физической подготовленности глухих и слабослышащих школьников / Ю. В. Пеганов, А. Г. Спицын // Дефектология. - 1998. - № 2. - С. 37-41.
52. Пенин, Г. Н. Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных образовательных учреждениях / Г. Н. Пенин. - М. : КАРО, 2006. -496 с.
53. Паленный В. А., История Всероссийского общества глухих, Том 3 - М / В. А. Паленный - Москва, 2001. - 754с.
54. Паленный В.А. - Что вы хотели знать о глухих / В.А. Паленный, А.А Комарова. - Москва - 2013 - 31 с.
55. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей / под ред. С. Б. Забрамной. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 163 с.
56. Проблемы психофизиологии развития познавательных процессов у детей со сложными нарушениями / Л.П. Григорьева и др. // Дефектология. - 2002.
57. - № 4. - С. 3-14.
58. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I, II вида : подготовительный, 1-4 классы / под ред. В. В. Воронковой.- 4-е изд. - М. : Просвещение, 2006. - 192 с.
59. Профессиональная ориентация лиц с учетом ограниченных возможностей здоровья : моногр. / Е. М. Старобина, Е. О. Гордиевская, И. Е. Кузьмина. - М. : Форум : НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 352 с.
60. Рождественская В. И. Индивидуальные различия работоспособности / В. И. Рождественская. - М. : Педагогика, 1980. - 152 с.
61. 1Рождественская М. В. Изучение сомато-неврологических особенностей учащихся с нарушением слуха : метод. рекомендации / М. В. Рождественская. - Киев, 1980. - 56 с.
62. Розин М. И. Условный рефлекс на время (и чувство времени) как показатель соотношения сил возбуждения и торможения / М. И. Розин // Проблемы восприятия времени и пространства. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1961. - С. 154156.
63. Рябичев В. А. Компенсация нарушений лабиринтной функции у глухонемых школьников различного возраста под влиянием физической культуры и спорта : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. А. Рябичев. - М., 1966. - 20 с.
64. Сапожников Ю. Р. Проблемы физического воспитания глухих школьников / Ю. Р. Сапожников // Проблемы физического воспитания аномальных детей : материалы конф. - М., 1987. - С. 34-40.
65. Селитреникова Т. А. Комплексная оценка адаптивного физического воспитания в школах-интернатах ЬУ вида / Т. А. Селитерникова // Культура физическая и здоровье. - 2012. - № 3 (39). - С. 101-104.
66. Сермеев Б. В. Теоретические основы физического воспитания аномальных детей : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Б. В. Сермеев. - М., 1992. -45 с.
67. Смирнов В. М. Физиология человека : учеб. / В. М. Смирнов. - М., 2002. - 608 с.
68. A test of static and dynamic balance function in children with cochlear implants : the vestibular Olympics / S. L. Cushing, R. Chia, A. L. James, B. C. Papsin, K. A. Gordon // Archives of Otolaryngology-Head and Neck Surgery. - 2008. - Vol. 134. - No. 1. - P. 34-38.
69. Arntzen E. Reducing aberrant verbal behavior by building a repertoire of rational verbal behavior / E. Arnzten, I. R. Tonnessen, G. Brouwer // Behavioral Interventions. - 2006. - No. 21. - P. 177-193.
70. Balance sensory organization in children with profound hearing loss and cochlear implants / H. Suarez, S. Angeli, A. Suarez, B. Rosales, X. Carrera, R. Alonso // International Journal of Pediatric Otorhinolaryngology. - 2007. - No. 4. - P. 629-637.
71. Barrett M. D. Reducing anxiety through a structured writing intervention / M. D. Barrett, T. A. Wolfer // A single-system evaluation. Families in Society. - 2001. - No. 82. - P. 355-362.
72. Bowman-Perrott L. J. The efficacy of CWPT used in secondary alternative school classrooms with small teacher pupil ratios and students with emotional and behavioral disorders / L. J. Bowman-Perrott, C. R. Greenwood, Y. Tapia // Education and Treatment of Children. - 2007. - No. 30. - P. 65-87.
73. Brigle S. Language and literacy development in children who are deaf or hearing impaired / S. Brigle // Kappa delta pi record. - 2005. - No. 41. - P. 68-72.
74. Cognitive therapy for bulimia Nervosa : An A-B replication series /M. Cooper, G. Todd, H. Turner, A. Wells // Clinical Psychology and Psychotherapy. -2007. - No. 14. - P. 402-411.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ