Введение 8
1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 10
1.1. Анализ МБДОУ №55 «Шалунишка», основные характеристики и
комплекс решаемых задач 11
1.2. Аналитический обзор существующих программных решений для
МБДОУ 18
1.3. Окружение и функциональное требования, предъявляемые к
информационной системе 21
1.4. Обоснование необходимости разработки и внедрения
информационной системы 22
1.5. Выводы по разделу 23
2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ
СИСТЕМЫ 24
2.1. Концептуальная модель и структура информационной системы 25
2.2. Функциональное моделирование информационной системы с
использованием методологии IDEF1X 31
2.3. Создание логической модели данных для задачи «Анализ
посещаемости детей» 40
2.4. Выбор системы управления базой данных 66
2.5. Выводы по разделу 69
3. РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧИ «АНАЛИЗ ПОСЕЩАЕМОСТИ ДЕТЕЙ» 70
3.1. Реализация задачи 71
3.2. Выводы по разделу 90
4. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 92
4.1. Виды информационных рисков и методы защиты от них 93
4.2. Расчет уровня уязвимости системы и вероятности возникновения
информационных угроз 94
4.3. Перечень контрмер и расчет их эффективности 97
4.4. Выводы по разделу 99
5. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ 100
5.1. Расчёт расходов на разработку, внедрение и сопровождение
информационной системы 101
5.2. Расчёт прибыли в результате использования системы 103
5.3. Оценка эффективности капиталовложений 103
5.4. Выводы по разделу 108
Заключение 109
Список использованной литературы 109
С развитием информационных технологий, компьютеры, с их расширенными функциональными возможностями, активно применяются в различных сферах человеческой деятельности, связанных с обработкой и представлением данных.
В современном обществе, которое функционирует в жестких рыночных условиях, своевременная обработка информации способствует совершенствованию организации производства, оперативному и долгосрочному планированию, прогнозированию и анализу деятельности, что позволяет успешно конкурировать на рынке. Каждая организация стремится минимизировать затраты времени, материальных и трудовых ресурсов, в ходе своей деятельности, и упростить процесс обработки информации. Эти задачи можно решить с использованием информационных систем (ИС)[1].
Использование ИС и баз данных (БД) становится неотъемлемой составляющей деловой деятельности современного человека и функционирования преуспевающих организаций. В связи с этим большую актуальность приобретает освоение принципов построения и эффективного применения соответствующих технологий и программных продуктов: систем управления БД, ИС, проектирования и других систем [2].
Современной организации для успешного функционирования необходимо создать ИС обеспечивающую:
• Оперативный сбор, качественную и надежную обработку информации, начиная с организационных подразделений и заканчивая администрацией организации;
• Обеспечение целостности и сохранности информации;
• Интеграцию информации, в зависимости от уровня функций и принимаемых решений, тем или иным должностным лицом или службой;
• Обработку информации в реальном масштабе времени;
ВКР 09.03.02.17.1125.09.00.00.00 ПЗ 8
• Обеспечение защиты информации от несанкционированного доступа;
• Возможность доступа к информации [3].
Рассматриваемая организация - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (МБДОУ) №55 «Шалунишка» города Набережные Челны. Как и у каждого, успешно развивающейся организации, здесь используются ИС, позволяющие решать те или иные задачи. Однако существует достаточное количество процессов, выполняемых вручную или устаревшими подходами и технологиями.
Рассматриваемая тема является актуальной, так как эффективность работы детского сада №55 «Шалунишка» значительно ниже его возможных потенциалов. Это снижение эффективности вызвано большим количеством ручного труда, а также отсутствием аналитической обработки имеющихся данных.
Цель данной дипломной работы - совершенствование управления МБДОУ №55 «Шалунишка» средствами информационных технологий. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Описать объект и предмет исследования;
• Обосновать необходимость разработки и внедрения ИС;
• Спроектировать модель ИС, сформировать требования,
определить основной функционал разрабатываемого продукта;
• Разработать моделирование предметной области с использованием методологии IDEF1X;
• Составить логическую и физическую модели БД;
• Разработать и описать информационную безопасность и экономическое обоснование для ИС.
Новизна заключается в том, что разрабатываемая ИС еще не использовалась в рамках рассматриваемой организации, в частности у МБДОУ №55 «Шалунишка».
Целью данного дипломного проекта является совершенствование управления МБДОУ №55 «Шалунишка» средствами информационных технологий. В результате выполненных исследований получены следующие научные и практические итоги:
1. В аналитической части проведено исследование детского сада №55 «Шалунишка», проведен аналитический обзор существующих программных решений для МБДОУ.
2. Модель ИС описана с помощью методологии IDEF0 и IDEF3.
3. Спроектирована БД для ИС при помощи Microsoft Access.
4. Создан программный модуль для расчета и вывода отчетов исследуемой задачи «Анализ посещаемости детей» с помощью Microsoft Access.
5. Выявлены информационные риски ИС, определены методы защиты от них.
6. Рассчитаны общие затраты на разработку внедрение и сопровождение ИС, а так же проведена оценка эффективности капиталовложений с учетом дисконтирования денежных потоков.
1. «Влияние информационных технологий на деятельность
современного общества» [Электронный ресурс]:- URL:
http://bibliofond.ru/view.aspx?id=606974(Дата обращения 10.05.2017).
2. «Использование баз данных и информационных систем» [Электронный ресурс]:- URL:http://bibliofond.ru/view.aspx?id=606974(Дата обращения 10.05.2017).
3. «Создание информационной системы» [Электронный ресурс]: - URL:http://mirznanii.com/a/119597/sozdanie-informatsionnoy-sistemy(Дата обращения 10.05.2017).
4. «Требования, предъявляемые к информационным системам» [Электронный ресурс]:- URL:http: //www.studfiles .ru/preview/2657120/page:7/(Дата обращения 10.05.2017).
5. «Разработка информационной системы» [Электронный ресурс]:-
URL: http://economy-ru.com/upravlenie-investitsiyami-knigi/2072-razrabotki-
informatsionnoy-16004.html(Дата обращения 10.05.2017).
6. «Постановка проектного управления» [Электронный ресурс]:-
URL: https://iteam.ru/publications/project/section 41/article 443 (Дата
обращения 10.05.2017).
7. «Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)» [Электронный ресурс]:- URL:http://www.uchmag.ru/estore/e295403/(Дата обращения 10.05.2017).
8. «Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Младшая группа (от 3 до 4 лет)» [Электронный ресурс]:- URL:http://www.uchmag.ru/estore/e 141783/(Дата обращения 10.05.2017).
9. «Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования» [Электронный ресурс]:- URL: http://www.uchmag.ru/estore/e 141783/(Дата обращения 10.05.2017).
10. «Пример концептуальной модели» [Электронный ресурс]: - URL: http://www.studfiles.ru/preview/5218241/page:2/(Дата обращения 10.05.2017).
11. «Документы, документация, носители информации»
[Электронный ресурс]:- URL:http://www.gpntb.ru/win/book/1/doc6.html(Дата обращения 10.05.2017).
12. «Методология IDEF0, DFD, IDEF3» [Электронный ресурс]:- URL: http://www.studfiles.ru/preview/5082619/page: 13/(Дата обращения 10.05.2017).
13. «Создание логической модели данных» [Электронный ресурс]:-
URL: http://www.studfiles.ru/preview/4545728/page:9/ (Дата обращения
10.05.2017).
14. «Определение и понятие информационно-логической модели» [Электронный ресурс]:- URL:http://www.studfiles.ru/preview/515460/(Дата обращения 10.05.2017).
15. Ахмадеев И.А., Хайруллин А.Х., Юрасов С.Ю. Базы данных: Учебное пособие. Под общей редакцией профессора Ахмадеева И.А. по дисциплине «Базы данных». Набережные Челны: Камский государственный политехнический институт, 2004, - 115 с.
16. Ахмадеев И.А., Хайруллин А.Х., Юрасов С.Ю. Базы данных: Учебное пособие. Под общей редакцией профессора Ахмадеева И.А. по дисциплине «Базы данных». Набережные Челны: Камский государственный политехнический институт, 2004, - 122 с.
17. Ахмадеев И.А., Хайруллин А.Х., Юрасов С.Ю. Базы данных: Учебное пособие. Под общей редакцией профессора Ахмадеева И.А. по дисциплине «Базы данных». Набережные Челны: Камский государственный политехнический институт, 2004, - 148 с.
18. Ахмадеев И.А., Хайруллин А.Х., Юрасов С.Ю. Базы данных: Учебное пособие. Под общей редакцией профессора Ахмадеева И.А. по дисциплине «Базы данных». Набережные Челны: Камский государственный политехнический институт, 2004, - 142 с.
19. Ахмадеев И.А., Хайруллин А.Х., Юрасов С.Ю. Базы данных: Учебное пособие. Под общей редакцией профессора Ахмадеева И.А. по дисциплине «Базы данных». Набережные Челны: Камский государственный политехнический институт, 2004, - 156 с.
20. Ахмадеев И.А., Хайруллин А.Х., Юрасов С.Ю. Базы данных: Учебное пособие. Под общей редакцией профессора Ахмадеева И.А. по дисциплине «Базы данных». Набережные Челны: Камский государственный политехнический институт, 2004, - 160 с.
21. В.Л. Тарасов. Работа с базами данных в Access. Учебное пособие. - Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет, 2014, - 6 с.
22. Информационные риски: [Электронный ресурс] :-URL:
http://www.studfiles.ru/preview/4599718/(Дата обращения 10.05.17).
23. «Затраты на разработку и внедрение» [Электронный ресурс]:-
URL: http: //studopedia.ru/10 176042 zatrati-na-razrabotku-i-vnedrenie. html
(Дата обращения 10.05.2017).
24. «Расчет экономической эффективности» [Электронный ресурс]:- URL:http://www.finagood.ru/fgos-166-4.html(Дата обращения 10.05.2017).