Из-за постоянно возрастающей конкуренцией между гостиницами и гостиничными сетями, неизбежным является необходимость повышения результативности работы гостиничных комплексов, внедрение инновационных методов и технологий в деятельность гостиниц и управление ими, повышение качества обслуживания клиентов, повышение профессионализма сотрудников и т.п. Все это позволит гостиничным комплексам достичь конкурентных преимуществ.
Актуальность темы дипломной работы связана с тем, что хостелы пользуются все большей популярностью как средство экономичного размещения. За счет этого хостелы конкурируют не только между собой, но и с гостиницами, гостиничными сетями и т.д.
Научная новизна исследования заключается в дальнейшем развитии теоретических и методических положений управления развитием конкуренции в индустрии гостеприимства, применении новых подходов к решению проблемы повышения конкурентоспособности предприятий индустрии гостеприимства.
При написании выпускной квалификационной работы были рассмотрены законодательные документы, на основании которых возможна и допустима деятельность хостела «Happy House». А также труды ученых: Артюхова И.В., Джанджугазова Е.А., Зозулев А., Апатовская Т., Блинов А.О., Захаров В.Я., Гришкова Т., Кузьминич Т.Т.
Привлекательность исследования состоит в том, что мы пытаемся дать анализ конкурентоспособности хостелов города Казани, а также их эффективной деятельности.
Методология исследования в данной работе представляет собой:
- Опрос (персонал, посетители);
- Анализ документов (структура, информационные потоки, отчеты,
планы);
- Наблюдение (персонал, посетители).
Объектом исследования является хостел г. Казани «Happy House» как отдельный гостиничный тип коллективного размещения.
Предметом исследования являются способы повышения конкурентоспособности хостела «Happy House» и оценка потенциальной эффективности мероприятий в г. Казань.
Цель проведенного исследования состоит в изучении
конкурентоспособности хостелов и разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности деятельности хостела «Happy House».
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1. определить понятие и сущность конкуренции;
2. выявить факторы способствующие повышению
конкурентоспособности предприятий индустрии гостеприимства;
3. проанализировать конкурентоспособность хостела и способы ее формирования;
4. дать общую характеристику хостела «Happy House»
5. провести анализ эффективности деятельности хостела «Happy House»;
6. провести анализ конкурентоспособности хостела «Happy House»
7. провести сравнительный анализ хостелов г. Казань;
8. предложить способы повышения конкурентоспособности хостела «Happy House»;
9. выявить пути повышения конкурентоспособности хостела «Happy House».
Проведенная исследовательская работа имеет практическое значение, так как предмет исследования имеет перспективу развития, из чего следует его экономическая привлекательность. При написании работы было проведено анкетирование гостей хостела «Happy House», а также анализ хостелов города.
Структура работы работа состоит из введения, трёх глав, заключения и
списка используемых источников.
Анализируя тему конкурентоспособности можно сделать следующие выводы, что конкурентоспособность хостела и любого гостиничного предприятия возможна путем постоянного улучшения уже существующих услуг и оказания новых дополнительных услуг, внедрение новых технологий и т.д. Самым лучшим вариантом роста уровня конкурентоспособности в гостиничной отрасли можно назвать создание нового направления деятельности предлагаемых услуг-организация, первой вышедшая на рынок с новым продуктом, которая не имеет соперников, создает спрос, формирует ассортимент и цены.
Услуги по размещению не вызывают у гостей повышенного интереса в отличие от дополнительных услуг, так как воспринимаются как должными. К дополнительным и прочим услугам можно отнести такие как наличие спортивных залов, конференц-залов, прокат велосипедов, услуг прачечной и химчистки и многие другие.
Сервисное обслуживание включает разные услуги, список которых непрерывно изменяется в результате перемен, связанных с размером хостела, местоположением, уровнем комфорта и других. Реализация услуг нуждается в постоянных материальных затратах, изучении и анализе рынка гостиничной индустрии.
Особенности конкурентоспособности предприятий малого бизнеса заключаются в: способности быстро адаптироваться под внешние воздействия, наличие индивидуального подхода к каждому клиенту и высокая квалификация сотрудников, следовательно, высокое качество услуг.
Была изучена деятельность хостела «Happy House», перечислены основные характеристики хостела, а именно: схематично изображена организационная структура хостела; проведен подробный анализ основных финансово-экономических показателей хостела, на основании документов предприятия за период 2015 - 2016 годов; а также отдельно были рассмотрены и рассчитаны показатели себестоимости.
Сравнивая хостел «Happy House» с его конкурентами, было выявлено, что стоимость проживания в многоместных номерах в сутки значительно ниже конкурентов. Необходимо подчеркнуть, что у всех хостелов отсутствует автостоянка, наличие которой может стать конкурентным преимуществом, отличающим от других подобных хостелу средств размещения.
Анализ коэффициента загруженности хостела «Happy House» показал, что в 2016 году загрузка хостела снизилась на 9% по сравнению с 2015 годом.
Анализ основных финансово-экономических показателей выявил, что деятельность хостела «Happy House» не достаточно эффективна. Чтобы повысить эффективность деятельности хостела и конкурентоспособность был проведен анализ деятельности конкурентов и SWOT-анализ. В результате которого были выявлены сильные и слабые стороны хостела, возможности и угрозы.
Данные результаты позволяют сделать вывод о том, что услуги, реализуемые в хостеле «Happy House», имеют малую рентабельность, а коммерческая деятельность предприятия недостаточно эффективна.
Для повышения конкурентоспособности хостела были разработаны рекомендации. В результате проведенного анализа были предложены следующие мероприятия:
• Введение системы мер для привлечения потенциальных потребителей;
• Использование информационных технологий;
• Использование контекстной рекламы;
• Разработка более персонального подхода к каждому клиенту.
Было проведено анкетирование гостей хостела «Happy House». Результаты анкетного опроса представлены в Таблице 15 (см.таблицу 15.). Также была проведена оценка стоимости реализации предложенных мероприятий, для более подробной информации (см.таблицу 14).
Также были посчитаны затраты на их реализацию и произведена оценка эффективности. Расчет эффективности показал, что все предложенные рекомендации являются экономически эффективными. Их внедрение увеличит:
• выручку хостела на 12,7%, что в стоимостном выражении составит увеличение на 403,6 тыс. руб.;
• себестоимость предоставляемых услуг увеличится на 7%, в стоимостном выражении составляет 158,11 тыс. руб.
Эти изменения повлияют на увеличение прибыли на 26,7%, что в стоимостном выражении составит увеличение на 195 тыс. руб. Увеличение прибыли приведет к росту рентабельности производства на 8,6% и рентабельности продаж на 4,5%. Увеличение выручки от реализации повлияет также на рост производительности труда, которая возрастет на 50,45 тыс. руб.
После внедрения рекомендаций по повышению конкурентоспособности хостела на том же уровне останутся показатели: численность работников - 8 человек; фонд оплаты труда - 768 тыс. руб.; средняя заработная плата - 96 тыс. руб.
Проанализировав конкурентоспособность хостела «Happy House», можно сказать, что, как и любой другой бизнес в сфере услуг, хостел «Happy House» подвержен изменениям извне. Величина реализации гостиничных услуг зависит от таких факторов как: политические и социально-экономическая ситуация в стране, взаимоотношения гостиниц с туроператорами, агентами, объемы туристических потоков в стране, уровень транспортного обслуживания и инфраструктура в целом.
На данный момент туристический рынок города Казань, который тесно связан с гостиничным рынком, так как размещение гостей входит в основу любого тура, растет. И более привлекательным для размещения становятся хостелы за счет своей относительно невысокой цена и довольно высокого, ориентированного на каждого клиента качества обслуживания. Данные средства размещения предоставляют большое количество дополнительных услуг, за счет чего гость чувствует себя как дома, не ограничивая себя в любом желании.
Таким образом, цель данной работы выполнена: были составлены рекомендации, которые должны привести к улучшению уровня конкурентоспособности предприятия малого бизнеса хостела «Happy House».