Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Свободное использование произведений в средствах массовой информации США и России

Работа №77297

Тип работы

Диссертация

Предмет

журналистика

Объем работы236
Год сдачи2015
Стоимость5790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
160
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Этапы становления и современное состояние доктрины добросовестного использования произведений в СМИ США 17
1.1 Этапы развития доктрины в СМИ США 18
1.2 Современное состояние доктрины в СМИ США 29
1.3 Лицензии Creative Commons как новое направление развития доктрины
добросовестного использования произведений 58
Глава II. Правовое регулирование свободного использования произведений
в СМИ в России 69
2.1 Этапы развития норм, регулирующих свободное использование
произведений в России 69
2.2 Современные правовые нормы, регулирующие свободное использование
произведений в России 90
Глава III. Судебная практика и ее влияние на свободное (добросовестное)
использование произведений в СМИ США и России 118
3.1 Анализ судебной практики по свободному (добросовестному)
использованию произведений в СМИ США и России 118
3.2 Влияние судебной практики на свободное использование произведений в
СМИ России и США 151
Глава IV. Кодексы лучших практик по свободному (добросовестному) использованию произведений в СМИ США и России 168
4.1 Кодекс лучших практик добросовестного использования произведений в
СМИ США 169
4.2 Кодекс лучших практик свободного использования произведений в СМИ
России (проект) 175
Заключение 189
Библиографический список 196
Приложение


Актуальность. В век бурного развития информационных технологий вслед за эволюцией технических средств получения и передачи данных трансформируется и журналистика. Как справедливо отмечала Е. Л. Вартанова, конвергенция в ближайшие десятилетия может полностью изменить не только системы СМИ и коммуникации, но и связанные с ними индустрии . Действительно, мировые СМИ все более активно действуют на интернет-платформе , используя ее универсальные возможности и разнообразный контент, создаваемый как профессиональными участниками медиаиндустрии, так и пользователями (т.н. user-generated content, пользовательский контент - англ ). При этом зачастую материалы, которые СМИ используют для создания и распространения собственного продукта, являются объектами авторского права. Острую проблему их использования в целях информирования и сообщения новостей, комментирования и критики, создания пародий и т.д. во многом снимает свободное использование произведений.
Под свободным использованием произведений понимается ряд исключений из авторского права, которые позволяют использовать творческие произведения, на которые еще не вышел срок охраны исключительных прав, без получения разрешения правообладателя и без выплаты ему
вознаграждения, но, как правило, с указанием имени автора и источника заимствования. Свободное использование произведений всегда подчинено определенным условиям, устанавливаемым законом, особенно в отношении методов и сферы использования, а также охраны личных неимущественных прав автора .
Положения о свободном использовании произведений содержатся в Бернской конвенции (ст.10 и ст. 10 bis.), а также закреплены всеми странами, ратифицировавшими конвенцию: в России соответствующие нормы отражены в Гражданском кодексе РФ (ст. 1273-2180), а в США - в Кодексе США (раздел 17, §107). Без доктрины добросовестного использования произведений вся система авторского права в США становится неконституционной, что не раз подтверждал Верховный суд США , обращаясь к свободе слова и выражения, которая гарантируется Первой поправкой к Конституции США. По духу это утверждение верно и для России, так как свободу мысли и слова гарантирует и Конституция РФ в ст. 29, также оговаривая свободу искать, получать, передавать и распространять информацию любым законным способом, свободу массовой информации и запрет цензуры. Таким образом, существование комплекса исключений из авторского права обеспечивает свободу информации, в том числе массовой .
Особое значение свободное использование произведений имеет для СМИ. Без цитирования произведений, съемок в открытых для посещения местах, прямых включений с публичных мероприятий, во время которых в эфир могут передаваться охраняемые произведения, - без этого и много другого невозможно представить работу современных редакций СМИ. Однако развитие новых технологий создания и распространения контента, в том числе охраняемых авторских правом произведений, приводит и к новым правовым коллизиям. Среди самых острых вопросов - использование в СМИ т.н. сиротских произведений (orphan works - англ.), авторы которых неизвестны, а также проблема усиления контроля правообладателей за использованием произведений с помощью средств технической защиты, которые зачастую не оставляют возможностей для свободного использования произведений в целях комментария, критики и т.д.
С этими и другими проблемами сталкиваются редакции как российских, так и американских СМИ. Соединенные Штаты Америки являются одним из основных нетто-экспортеров интеллектуальной собственности и в силу этого влиятельным лоббистом в области международного правового регулирования в этой сфере. В США применяется свой аналог свободного использования произведений - т. н. доктрина добросовестного использования (fair use doctrine - англ.). Однако практическое применение в СМИ свободного использования произведений в России и доктрины добросовестного использования в США связано с рядом сложностей, что демонстрирует судебная практика обеих стран.
Доктрина добросовестного использования более специфична по сравнению с российским аналогом в силу двух важных факторов: во-первых, в основе американской доктрины лежит общий принцип определения добросовестности пользователя, благодаря чему она представляет собой достаточно стройный комплекс исключений; во-вторых, доктрина сформировалась и продолжает развиваться в общем праве. В связи с тем, что американская правовая система права высокоразвита, в США часто происходят коллизии между авторским правом и иными правами, в т.ч. основными правами человека, например, правом на свободу слова и выражения мнения, свободу искать, получать, распространять информацию и т.д. Поэтому, с нашей точки зрения, обращение к богатому опыту применения доктрины добросовестного использования в США крайне актуально для современной российской науки, особенно в свете того, что некоторые американские законы (например, Digital Millennium Copyright Act) стали образцами для ряда новейших российских законодательных инициатив (в частности, поправок в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Гражданский процессуальный кодекс РФ). Исследуя опыт США, мы можем прогнозировать потенциальные конфликтные ситуации в российской практике, и искать пути их разрешения.
В параграфах диссертации, касающихся правоприменительной практики в России, используется категория «свободное использование» , так как это устоявшийся юридический термин. В параграфах, касающихся США, применяется термин «добросовестное использование» (fair use - англ.), так как термин «свободное использование» принять в этом случае нельзя: свободным (free use - англ.), в США называется бесплатное и бездоговорное использование произведений, перешедших в общественное достояние или объектов, изначально не охранявшихся авторским правом .
В англосаксонской системе права под термином «доктрина» понимается источник права, чей правовой авторитет сравним с авторитетом закона в континентальном праве. В российском праве доктрина как некое учение или же сложившийся комплекс прецедентов официально не имеет силы источника права, однако фактически им является1. Ранее этот термин не применялся по отношению к комплексу исключений из российского авторского права, однако процесс создания доктринальной базы в России запущен . В данном исследовании предпринимается попытка внести вклад в ее создание.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования истории формирования ограничений исключительных прав авторов, а также современных нормативных документов, судебных решений и практики применения свободного использования произведений в журналистике США и России были сделаны следующие выводы.
Рабочая гипотеза исследования о том, что в законодательной и судебной практике США и России исторически наблюдается тенденция к сужению правовых возможностей для свободного (добросовестного) использования произведений, в том числе в СМИ, как ответная реакция на развитие и упрощение технологий распространения знаний и авторских произведений, и эта тенденция негативно влияет на практику работы редакций СМИ и ведёт к ограничению свободы массовой информации, — подтвердилась.
Одной из общих тенденций в развитии таких ограничений исключительных прав автора как свободное (добросовестное) использование, в России и США можно считать то, что с течением времени и с появлением новых форм произведений и технических возможностей их использования расширялись авторские права, которые стали считаться имущественными и «естественными», — и умалялись права общества, ограничивался доступ к культурно значимому контенту на чрезвычайно длительные сроки (на данный момент в большинстве развитых стран мира исключительные права защищаются в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти).
При этом необходимо отметить важность последних поправок в 4 часть ГК РФ, которые действуют с 2014 года: благодаря им были расширены возможности свободного использования в интернете. Законодательство нуждалось в этих изменениях как минимум с начала 2000х годов, а отсутствие законодательной базы для свободного использования произведений, например, в онлайн-СМИ, приводило к искажению судебной практики, когда суды трактовали интернет как место, открытое для свободного посещения и т.д. Так как внесенные в 4 часть ГК РФ поправки, с нашей точки зрения, легко проходят так называемый «трехступенчатый тест», закрепленный в Бернской конвенции и в ГК РФ, и по сути лишь закрывают один из давних пробелов в законодательстве, мы не будем считать их достаточно существенным расширением ограничений исключительных прав авторов (которые, отметим, были распространены на интернет раньше, чем свободное использование), чтобы можно было говорить об изменении общей тенденции развития норм об авторских правах и ограничениях авторских прав.
Тезис о продолжающемся сужении возможностей для свободного использования в России подкрепляется изменениями в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и в Гражданском процессуальном кодексе РФ (составивших т.н. «Антипиратский закон»).
Эти меры, призванные упростить досудебный механизм урегулирования споров между правообладателями и пользователями, на практике предоставляют правообладателям широкий спектр инструментов, которые могу быть использованы для давления на интернет-площадки и пользователей, разместивших практически любые произведения или ссылки на них, например, на странице онлайн-СМИ. При этом закон не требует от правообладателя доказывать наличие прав на спорные произведения при рассылке требований о его удалении; этим могут злоупотребить недобросовестные лица, действующие якобы от имени правообладателя. Введенная система досудебного урегулирования содержит крайне жесткие требования к провайдерам и владельцам сайтов. Последние определенно предпочтут выполнить требования правообладателей, а не отстаивать вместе с пользователями их права на свободу слова и право искать, получать и распространять информацию, так как правообладатель может потребовать блокировки всего ресурса в качестве обеспечительной меры. Например, может быть заблокировано онлайн-СМИ в связи с комментариями пользователей, содержащими ссылки на «пиратские ресурсы» и т.д., что в случае долгого разбирательства может привести к уходу ресурса с рынка.
Кроме того, т.н. «Антипиратский закон» в последней редакции, возможно, противоречит другим законам (включая Конституцию РФ) и не содержит ни упоминания о том, что спорные произведения могут использоваться свободно, ни обязательств для правообладателя учитывать такую возможность, ни механизмов, с помощью которых выложивший спорное произведение пользователь мог бы доказать правомерность своих действий (например, сослаться на свободное использование произведения). Также наряду с удалением спорных произведений правообладатель или лицо, действующее от его имени, может потребовать удаления гиперссылок на третьи ресурсы под угрозой блокировки сайта или страницы сайта, что противоречит сложившейся международной и российской судебной практике в том, что касается распространения ссылок на контент. Все это, несомненно, является негативной тенденцией в законодательной практике о свободном использовании произведений и может негативно сказаться на деятельности онлайн-СМИ и других представителей медиаиндустрии.
Важно отметить, что новеллы в российском законодательстве были, очевидно, внесены под влиянием Закона об авторском праве в США. Этим актом в 1998 году был введен инструментарий для досудебного урегулирования споров правообладателей и пользователей, который создал возможности для злоупотребления авторским правом, в том числе с целью ограничения распространения информации и воспрепятствования критике и свободе выражения мнения в СМИ. Рассылка требований об удалении контента стала способом борьбы с критикой в интернете и онлайн-СМИ. Как показывает практика США, правообладатели нередко злоупотребляют своими полномочиями, например, не учитывая или не желая учитывать возможности добросовестного использования, или пытаясь ограничить распространение той или иной (чаще всего критической) информации и свободу слова. СМИ в США не раз становились ответчиками в подобных исках, и успешно прибегали к защите доктрины добросовестного использования произведений.
В то же время механизмы защиты в случае, которые может задействовать пользователь, если дело не дошло до суда, имеют достаточно низкую эффективность: в течение минимум 10 дней спорные произведения остаются заблокированными, что критично для быстро устаревающих материалов СМИ; положения о наказании недобросовестных правообладателей (в соответствии с секцией 512f Закона об авторском праве в цифровую эпоху) показали свою неэффективность в судебной практике США.
Кроме того, Закон об авторском праве в цифровую эпоху радикально сузил доктрину добросовестного использования, запретив обход технических средств электронной защиты на копиях произведений - даже в целях разрешенного тем же документом добросовестного использования. Журналисты регулярно сталкиваются с тем, что не могут свободно копировать текст из защищенных техническими средствами статей и книг, аудио и видео¬отрывки из фильмов для обзоров и критики, не могут создавать пародии или иными способами использовать контент в соответствии с доктриной добросовестного использования, без которой, как не раз заявляли суды, невозможно полноценное осуществление права на свободу слова.
Таким образом, в свете таких проблем, как техническая защита и требования об удалении контента, свободное (добросовестное) использование произведений становится менее эффективным инструментом защиты свободы слова и массовой информации в США и России. В то время как высокие судебные издержки, сложность и длительные сроки разбирательств предоставляют возможность для манипулирования СМИ и нарушения свободы слова и массовой информации со стороны недобросовестных правообладателей или «копирайтных троллей».
Думается, что многие из указанных проблем можно было бы преодолеть, если бы свободное использование произведений было признано правом, а не только «позитивной защитой» в законодательной и судебной практике США и России. Это обеспечит возможность пользователям подавать иски в связи с нарушением их прав на свободное (добросовестное) использование; вынудит правообладателей перед отправкой требования об удалении или блокировке контента учитывать возможность того, что спорное использование может быть свободным (добросовестным); откроет путь для таких изменений в законодательстве, которые позволят восстановить нарушенный баланс между частными и общественными интересами в вопросе доступа к объектам культурного наследия, к знаниям и творческим произведениям в различных сферах.
Одним из важных позитивных шагов считаем признание в законодательстве России лицензий Creative Commons как открытых лицензионных договоров. Открытые лицензионные договоры позволяют правообладателям передавать пользователям дополнительные возможности для свободного использования или досрочно переводить произведения в общественное достояние. Однако ряд условий открытых лицензий (например, CC BY-NC-SA, или некоммерческое использование с указанием автора и сохранением условий, которое блокирует возможность использования произведений коммерческими СМИ, или же CC BY-ND - использование с указанием автора и без права переработки, которое делает невозможным создание пародии) могут ограничивать возможности для свободного использования произведений, в том числе в российских СМИ. В связи с этим считаем, что запрет на прямую или косвенную отмену ограничений исключительных прав лицензионными договорами необходимо закрепить в законодательстве РФ.
Стоит также отметить, что актуальной проблемой остается невозможность легального использования большинства так называемых сиротских работ в СМИ, то есть произведений, чьих правообладателей сложно или невозможно установить. Одним из инструментов возвращения в легальное поле и культурный оборот сиротских произведений может стать введение режима платного общественного достояния или свободного использования (с условием тщательного поиска правообладателя) в отношении таких произведений (под контролем государственных или некоммерческих организаций и с ведением общедоступного реестра сиротских произведений).
Также проведенное исследование современных норм и судебной
практики по свободному (добросовестному) использованию произведений в СМИ США и России помогло выявить ряд важных тенденций. Так, если использование заимствованного материала в новом произведении в СМИ трансформативно (т.е. заимствованный материал используется в иных целях и иными способами, нежели оригинальное произведение, или существенно преобразует содержание и/или форму), то выше вероятность, что оно будет признано свободным (добросовестным) как в США, так и в России.
Кроме того, суды в США в последние годы стали придавать меньшее значение факту коммерческого использования, если заимствованный материал был творчески переработан и использовался в иных целях. Это благоприятная тенденция для СМИ, так как большинство современных медиа - коммерческие, и их деятельность так или иначе направлена на извлечение выгоды или на увеличение аудитории. Указанная тенденция также характерна и для практики применения свободного использования произведений в СМИ в России. Наибольшая степень защиты предоставляется таким содержащим заимствования произведениям, которые используют минимально возможное количество материала иными способами и в отличных от оригинала целях , комментируют и критикуют исходное произведение и способствуют удовлетворению потребностей общества в информации, переосмыслении культурного наследия и т.д. Особенно это касается новостных, публицистических, документальных материалов, и минимально - материалов развлекательного характера, направленных на извлечение выгоды. В последние годы все большую защиту приобретают также пародийные произведения: суды признают роль пародии в комментировании и критике произведений в СМИ и необходимость заимствовать для ее создания значимые части оригинальных работ.
В то же время и американские, и российские суды отказывают в защите тем пользователям из числа СМИ, которые не создают «добавленную стоимость» в случае каждого заимствования, превращая использование произведений других СМИ в нечестный метод конкурентной борьбы.
Как показывает американская практика применения доктрины добросовестного использования, большую роль в повышении ее эффективности и восстановлении авторитета играет просвещение. Проведенное в России исследование указывает на низкую степень информированности журналистов о возможностях свободного использования произведений в СМИ, что может приводить к самоцензуре и (или) увеличению числа правовых споров. Мы предложили свой проект Кодекса лучших практик по свободному использованию произведений в российских СМИ, разработанный на базе редакции телеканала РБК. Считаем, что создание подобного документа при участии широких кругов профессионального сообщества российских журналистов окажет существенное позитивное влияние на практику применения свободного использования в СМИ, способствовало снижению числа судебных споров в данной сфере и стимулировало дискуссию о модернизации системы авторского права в России.



КЙ1игиубооюоиракфОи|рбощник1ош1уш1Бгхущвд(ж шррусСКОМя зьиМ:: Волтерс Клувер, 2010.
2. Бакунцев А.В. Авторское право на произведения литературы в Российской империи. Законы, постановления, международные договоры
3. Батурин Ю: М., Федотов М. А., Энтин В. Л. Закон о СМИ: на перекрестке веков и мнений. - М.: Издание Союза журналистов России, 2004.
— с. 532.
4. Белая книга: история и проблемы кодификации законодательства об интеллектуальной собственности: Сборник документов, материалов и научных статей / Под ред. В.Н. Лопатина. — М.: Издание Совета Федерации,
5. Беляцкин С.А. Новое авторское право в его основных принципах. — СПб.: изд. юрид. кн. скл. «Право», 1912. // allpravo.ru: сайт. URL: http://www.allpravo.ru/library/doc1972p0/instrum1973/item1977.html (Дата обращения: 5.03.2015).
6. Близнец И.А., Леонтьев К Б. Авторское право и смежные права. — М.:
7. Братановский С. Н. Правовое регулирование информационной сферы в России. — Саратов: Научная книга, 2003.
8. Гаврилов Э.П. Комментарий к главам 69, 70, 71, 76 части четвертой Гражданского кодекса РФ. — М.: Экзамен, 2008.
9. Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах (постатейный). — М.: Экзамен, 2005.
10. Гаврилов Э.П., Городов О.А., Гришаев С.П. Комментарий к ГК РФ (постатейный). Часть четвертая. — М.: Проспект, 2007.
11. Долгин А. Б. Манифест новой экономики. Вторая невидимая рука рынка. — M.: «АСТ», 2010.
12. Долгин А. Б. Экономика символического обмена. — М.: Инфра—М,
13. Закон «Об авторском праве». С изложением рассуждений и материалов, на коих он основан / Сост.: Коптев Д.А. — СПб.: Изд. юрид. кн. магазина Н.К. Мартынова, 1911.
14. Жидков, О.А. Верховный суд США: право и политика. — М.: Наука,
15. Зенин И.А. Право интеллектуальной собственности. — М.: Юрайт,
16. Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права): Учеб. для вузов. — М.: Норма, 2000.
17. Канторович, Я.А. Авторские права на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения. - Петроград: Брокрауз- Ефрон, 1916. - 803 с.
18. Клейменова, Р.Н. Книжная Москва первой половины XIX века. — М.: Наука, 1991.
19. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ ч. 4 (постатейный) / Р.А. Гурский, Р.Ю.Закиров, Е.А. Родомакина, В.А. Хохлов; под ред. В.А. Хохлова. — М.: РИОР: ИНФА-М, 2010.
20. Крылов И.А. Полное собрание сочинений под ред. В.В.Каллаша. — СПб.: Просвещение, 1905. — т.1.
21. Липцик Д. Авторское право и смежные права. — М.: Научно-издательский центр «Ладомир», ЮНЕСКО, 2002.
22. Лукашук И.И. Современное право международных договоров // Изд. в 2 т. — М.: Волтерс Клувер, 2004. — Т.1.
23. Марченко М.Н. Источники права: учеб. пособие. — М.: ТК Велби; Изд- во Проспект, 2006.
24. Моргунова А.Е. Авторское право. — М.: Норма, 2008. — 287 с.
25. Невская, М.А. Авторское право в издательском бизнесе и СМИ / М.А. Невская, Е.Е. Сухарев, Е.Н. Тарасова. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 300 с.
26. Оксман Ю. Нарушение авторских прав ссыльного Пушкина в 1824г. // Пушкин. Статьи и материалы. Под ред М.П.Алексеева. — Одесса: Одесполиграф, 1925—1926. — Вып. 1.
27. Осташевский А. В., Осташевский М. А. Закон и журналистика: территория конфликта. — Краснодар: Традиция, 2011. — 320 с.
28. Осташевский А.В. «Стоглав» как первый цензурный документ». — Научные труды факультета журналистики Кубанского государственного университета. — Краснодар: Кубанский гос.ун-т, 2008. — 248с.
29. Осташевский А.В., Осташевский А.А. Правовые основы деятельности СМИ. — Краснодар: Печатный двор Кубани, 2008. — 164 с.
30. Панкеев И.А. Авторское право для журналистов. — М.: ВК, 2014. — 320 с.
31. Панкеев И.А., Тимофеев А. А., Интеллектуальная собственность журналиста печатного СМИ. - М.: Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2011.
32. Победоносцев К.П. Курс гражданского права, 3 тома - СПб.: Синодальная типография, 1896 г. — 1727с.
33. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 16 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937—1959. — Т 13. Переписка, 1815—1827.
34. Рихтер А. Г. Правовые основы журналистики. — М.: ВК, 2009.
35. Рихтер А. Г. Правовые основы интернет-журналистики. — М.: Издательство ИКАР, 2014. — с. 488.
36. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. — М.: Теис, 2007.
37. Силенок М. А. Авторское право. — М.: Юридический Дом "Юстицинформ", 2006.
38. Ситдикова Р.И. Обеспечение частных, общественных и публичных интересов авторским правом. - М.: Статут, 2013.
39. СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования / Автор- составитель — проф. В.Н. Монахов. — М.: ЭКОПРИНТ, 2003.
40. Современное право средств массовой информации в США / Под ред. А. Г. Рихтера. — М.: Центр «Право и СМИ», 1997.
41. Споры об интеллектуальной собственности. Все позиции высшего арбитражного суда РФ. — М.: Timothy’s, 2010.
42. Средства массовой информации России / М. Алексеева, Л. Болотова, Е. Вартанова и др. — Аспект Пресс Москва, 2005, С. 382.
43. Табашников И.Г. Литературная и художественная собственность с точки зрения науки гражданского права — Спб.: Тип. И.М.Попова, 1878. — Т.1.
44. Трансформация авторского права в интернете: зарубежные тенденции, бизнес-модели, рекомендации для России / Под ред. И. Засурского и В. Харитонова. — М.: НП «Ассоциация интернет-издателей». Кабинетный ученый, 2013. — 384 с.
45. Федотов М. А. Право массовой информации в Российской Федерации.
— М.: Международные отношения, 2002.
46. Федотов М. А. Российское законодательство о СМИ: формирование, развитие, деградация. — СПб.: СпбГУП, 2010.
47. Федотов М. А. Саморегулирование в сфере СМИ: альтернатива суду и цензуре. — М: ГУ-ВШЭ, 2007.
48. Федотов М. А., Энтин В. Л., Батурин Ю., Шарф А., Рихтер А., Монахов В. Право СМИ в Германии и России. — Спб.: Петербургский диалог, 2004.
49. Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературные произведения. — Казань: Тип. Имп. Ун-та, 1891.
Книги, монографии, сборники научных трудов на английском языке:
50. Aufderheide P., Jaszi P Reclaiming Fair Use. — University of Chicago, 2011.
51. Bowker R.R. Copyright: Its History and Its Law. — NY: Book, 2014.
52. Dale J. Digital rights management: Unabridged Guide. — Emereo Publish¬ing, 2012.
53. Deazley R. On the origin of the right to copy: charting the movement of cop¬yright law in eighteenth-century Britain (1695—1775). — London: Hart Publish¬ing, 2004.
54. Fishman S. The public Domain: How to find and use copyright-free writ-ings, music, art and more. — California: Nolo, 2014.
55. Goldstein P Copyright’s Highway: From Gutenberg to the Celestial Juke-box. — Stanford: Stanford University Press, 2003.
56. Goldstein, P International Copyright: Principles, Law, and Practice. - Ox-ford: Oxford University Press, 2001. - 618 p.
57. Holsinger, R. L. Media Law. 2d ed. — New York: Random House, 1997.
58. Feather J. A History Of British Publishing. — London: Croom Helm, 1991.
59. Katz L. S. Publishing and the Law: Current Legal Issues. — NY: Routledge, 2001.
60. Knights, R. Limitations and exceptions under the “Three-step test” and in national legislation - differences between the analog and digital environments. - WIPO/CR/MOW/01/2, April 23. 2001.
61. Lessig L. Free Culture: How Big Media Used Technology and the Law to Lock Down Culture and Control Creativity. — NY: The Penguin Press, 2005.
62. Patry W F. Patry on fair use. — UK: WEST, Thompson Reuters, 2012.
63. Patry W. F. The Fair Use Privilege in Copyright Law. — Washington: Bloomberg's BNA Books, 1985.
64. Patterson L. R., Lindberg S. W The Nature Of Copyright: A Law Of Users' rights. — University of Georgia Press, Athens, 1991.
65. Patry W F. Copyright Law and Practice. // URL:http://digital-law- online.info/patry/patry6.html (дата обращения: 23.11.2014).
66. Pember D. R. Mass Media Law. — USA: McGraw-Hill, Inc., 2003/2004.
67. Reese R. A. The Story of Folsom v. Marsh: Distinguishing Between Infring¬ing and Legitimate Uses. Intellectual property stories // Jane C. Ginsburg & Ro¬chelle Cooper Dreyfuss eds. — New York: Foundation Press, 2006.
68. Rose M. Authors And Owners: The Invention Of Copyright. — USA: Har¬vard College, 1993.
II. Статьи на русском языке:
69. Бакунцев А.В. Возникновение авторских правоотношений в книгоиздании и периодической печати России XVIII в. // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. — 1999. — № 2. — С. 16-28.
70. Бакунцев А.В. Недостатки терминологии Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» // Журналистика и культура русской речи. — 1999. — № 9. — С. 55-58.
71. Батурин Ю., Федотов М., Энтин В. Пора ли «Священной корове» на бойню, или что таит модернизация закона о СМИ // Законодательство и практика средств массовой информации. — 1998. — № 12.
72. Близнец И. А. Доклад «О роли авторского права в экономике России» // URL: http://www.tpprf.ru/common/upload/o_roli_avt_prarva.pdf (дата обращения: 12.03.2015).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ