Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СЕРИИ РИСУНКОВ ПИТЕРА БРЕЙГЕЛЯ СТАРШЕГО «ГРЕХИ» И «ДОБРОДЕТЕЛИ». ПРОБЛЕМА ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Работа №77291

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы147
Год сдачи2017
Стоимость5740 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
287
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Историография 6
Глава 1. «Грех» и «Добродетель» в религиозной литературе и изобразительном искусстве XII-XV вв 21
1.1. «Грех» и «Добродетель» в религиозной литературе XII-XV вв 22
1.2. «Грех» и «Добродетель» в изобразительном искусстве XII-XV вв.. .36
Глава 2. Серии и рисунков Питера Брейгеля Старшего «Грехи» и «Добродетели» 58
2.1. Серия рисунков Питера Брейгеля Старшего «Грехи» 58
2.2. Серия рисунков Питера Брейгеля Старшего
«Добродетели» (1559-1561)
80
2.3. Сопроводительные надписи к рисункам серии «Добродетели» и
«Грехи» 114
Заключение 120
Список литературы

Большинство ученых сходятся во мнении, что понятие парадокса - одно из ключевых в художественном языке Питера Брейгеля Старшего. Сама история интерпретаций работ художника историками искусства отражает парадоксальную картину восприятия его наследия зрителем XX - нач. XXI вв. В первой части работы мы продемонстрируем эту неоднозначную картину на примере анализа интерпретаций серий рисунков «Грехи» и «Добродетели».
Доподлинно известно, что искусство Питера Брейгеля Старшего было востребовано у образованных знатоков. Художник никогда не писал картин для церквей или общественных зданий, а его произведения висели в домах знатных коллекционеров. Среди них был сам кардинал Гранвелла. Питер Брейгель Старший был не просто художником, но и философом-гуманистом, в круг общения которого входили такие выдающиеся умы современности, как религиозный мыслитель Дирк Коорнхерт и картограф А. Ортелиус.
Масштаб личности художника, сложность образного строя его работ стали причиной большого количества спорных интерпретаций. Исследователей, как правило, привлекают живописные работы мастера и рисунки конца 60-х годов XVI столетия. Деятельность мастера в издательстве Иеронима Кока чаще всего ассоциируется у историков искусства с ориентацией на «манеру Босха» и рассматривается, как результат компромисса межу художником и Иеронимом Коком, нацеленным на отклик у покупателей. В нашем исследовании, посвященном сериям «Грехи» и «Добродетели» мы постараемся продемонстрировать, что Питер Брейгель Старший проявил себя как самостоятельный, независимый художник- интеллектуал.
Особое внимание в нашем исследовании мы уделим историческому и культурному контексту времени. Что такое город Антверпен середины XVI-го столетия? Красноречивым ответом будут слова венецианского посла Марко Кавалли, прибывшего в город в 1551-м году. Он воскликнул: «Венеция превзойдена!». Антверпен славился, как крупнейший в Нидерландах порт и важнейший гуманистический центр Европы. В это время большие торговые города стали не только местом сосредоточения всевозможных материальных товаров, но и рынком идей и мыслей, свежих, «питательных» и разнообразных, как угощения щедрого Гаргантюа. Интеллектуальная элита Антверпена, во спитанная на работах гуманистов начала столетия и воспринявшая опыт и последствия Реформации (еще все впереди), участвовала в формировании вкусов среднего класса бюргеров. Середина XVI-го века в Антверпене - расцвета обществ ридерейкеров (палат риторов), активного издания переведенной античной и религиозной литературы и широкого распространение гравюры, которая не только услаждала или развлекала покупателя, но несла познавательную и назидательную функцию. Продолжали издавать труды гуманистов начала XVI - века (Себастьян Брандт, Эразм Роттердамский и т.д.). Особой популярностью пользовались сочинения римских сатириков (Ювенал, Марциала и. т. д.), активно переводились сочинения стоиков (например, Сенека и Цицерон). Особого внимания требует и религиозно-политическая обстановка в стране и городе: 1558 год - яркая страница в истории Антверпена, события которой прольют свет на ряд вопросов, связанных с интерпретацией серий.
Ряд современных исследователей видит в рисунках «Страшный суд» и «Сошествие во Ад» композиции, связующие две серии. Исследователи аргументирует гипотезу «традиционностью» решения объединения темы «Грехов и Добродетелей» с апокалиптическими сюжетами. Однако суще ствуют сведения о продаже гравированных серий «Грехи» и «Добродетели» отдельно друг от друга.
Вопрос о сопроводительных надписях к рисункам и гравюрам также требует пристального внимания, ведь анализ характера надписей стал для ряда исследователей важным аргументом в защиту противоположных по духу интерпретаций (например, гипотез Нины Серебренников и Карла Г.
Стридбека). Одна из главных проблем нашего исследования связана с характером отношения серий рисунков «Грехи» и «Добродетели» к мировоззрению самого Питера Брейгеля Старшего, а также степенью зависимости образного мира рисунков от желаний издателя Иеронима Кока и потребностей рынка - потенциальных покупателей гравюр.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В первой главе мы постарались наметить основные проблемы восприятия темы «Грехов» и «Добродетелей» в литературе и искусстве XII-XV веков, которые позволили нам рассмотреть рисунки Питер Брейгеля Старшего в более широком историческом контексте христианской цивилизации. Благодаря этому краткому обзору были сделаны выводы, связанные с традиционными идеями в рисунках Питера Брейгеля Старшего, которые на первый взгляд могут показаться неожиданными. В отношении серии «Добродетели» следует упомянуть о давней традиции связей сцен «Деятельной жизни» (рисунок «Умеренность») и «Свободных искусств» с темой Добродетельной жизни (медальоны в готических церквях, миниатюры на страницах иллюминированных рукописей). При этом идеи о человеческой глупости, как самом страшном Пороке и «замещение» идеи Господа представлениями о Фортуне, как безжалостном механизме судьбы (к которым отсылают о бразы Брейгеля) продолжают традицию «маргинальной» интеллектуальной культуры (ваганты, Франсуа Вийон и. д.). «Грехов» отличают эффект «коллажа» узнаваемых иконографических образов: отсылки к сценам Страшного Суда (обнаженные души в адских пыток), бытовым сценкам, фантастическим образам из бестиариев, народный анекдотов и пословиц. Образы связывает только сила фантазии художника. Питер Брейгеля Старшего условно назвать последователем художников маргиналий на полях теологических трактатов. Интерес интеллектуалов к сфере «неофициального» был необходим для обновления сухого догматизма официальной культуры.
Перейдем к конкретным выводам относительно темы. В серии «Грехи» Питер Брейгель заимствует образы Иеронима Босха, монтируя знакомые элементы в оригинальный образный строй рисунков, «склеивая» их со сценками повседневной жизни с ее религиозными и социальными проблемами, с фантастическими образами и персонажами из пословиц и анекдотов, элементами театральных декораций и костюмов. Высокий горизонт композиции позволяет художнику использовать рисунок как
119
трибуну остроумного оратора и сцену для театрального представления - где главная героиня - Фантазия, вооруженная широким кругозором, находчивостью и осведомленностью в потребностях рынка.
Здесь стоит остановиться на такой отличительной особенности образов, как сочетание простонародного юмора со сложными иносказаниями и двусмысленными намеками. И здесь мы можем провести параллель с римской литературой, о всплеске популярности которой в Антверпене середины XVI века свидетельствует большое количество переведенных и изданных в это время работ. В отличие от Аристотеля, Платона и древнеримских стоиков, от которых христианская цивилизация «переняла» отрицательное отношение к смеху и юмору (расслабляющим душу, а поэтому греховным), римляне стали использовать юмор и сатиру, как один из инструментов познания мира. Набор традиционных образов-символов и узнаваемых элементов образного мира Босха и его последователей отсылает к классификации остроумных высказываний с примерами из истории римского ораторского искусства Цицерона. При этом Питер Брейгель продолжает гуманистическую традицию Эразма Роттердамского и старшего современника Франсуа Рабле, трактуя традиционные и узнаваемые образы в парадоксальном ключе, подменяя контекст и идею высказывания (яркий пример - рисунок «Лень»).
В рисунках прослеживается критическое отношение Питера Брейгеля Старшего к католической Церкви, как института подавления (рисунки «Зависть», «Сладострастие», «Гнев», «Гордыня», вероятно, «Обжорство»). Высказывания художника варьируются от иронии до сатирического тона (бичуемый персонаж в головном уборе епископа в «Сладо страстии»). При этом, конечно, нельзя сказать, что критика Церкви - главная тема серии. Обнаженные персонажи, очевидно, символизируют души людей (иконография адских муд), в которых мы не увидим никаких признаков принадлежности к той или иной религии или конфессии: это простые прохожие с городской площади. В Гордыне и Лени (ирония по поводу «гениальных меланхоликов» и увлеченных астрологией интеллектуалов и 120
горожан) Пороки дворянства обличены художником с той же беспощадностью и остроумием. Простых горожан мы найдем среди главных персонажей в рисунках «Гнев», «Зависть» и «Алчность» (наряду с Церковью). Это Грехи «Каждого» из одноименного моралите, связанные с темой потери своего «я» в вещественном мире. Эти Пороки современников, вероятно, особенно занимали интеллектуалов-мистиков и гуманистов круга Брейгеля (Коорнхерт, Ортелиус), которые противопоставляли самоутверждение за счёт внешнего мира, растворению в Любви Христа. Здесь особенно интересен рисунок «Зависть». В иконографии Порока Питер Брейгель следует традиции противопоставления Зависти и Милосердной Любви: Аллегория Зависти - Антимария с бутафорным нимбом, пожирающая сердце (символ Милосердия). На переднем плане мы видим сценки с примеркой обуви: толпа обнаженных душ ждет своей очереди: они не замечают инфернальных декораций, их грех - повседневное явление. Предметом насмешек Брейгеля становится жесткая политика, ритуалы и догматы и символика Церкви, суетность порочность горожан и дворян, невежество и пьянство жителей города, но главной темой рисунков становится Глупость Мира вообще. Это остроумное высказывание о каждом без исключения. Нельзя при этом не заметить, что в «Гневе», самом устрашающем из всех рисунков, проблема религиозных розней - одна из главных тем, скрытых за причудливым образным строем.
Для Питера Брейгеля роль средневековых Exempla (которыми пользовались мастера средневековых рукописей) играет сам художественного рынок и мир вокруг. Задачей мастера становится не простое копирование, но «эксперемент» над узнаваемым мотивом, вскрытие его новых смыслов в коллаже фантазийных образов, анекдотов, отсылок к политиче ским и религиозным проблемам времени. Противоречивые образы уже не теснятся на полях религиозных трактатов: их парадоксальное звучание заглушает мерный гул сопроводительных текстов.
Для понимания образного мира серий «Грехи» и «Добродетели» мы обратились к конкретным фактам исторического контекста времени, что
пролило свет на многие проблемы в интерпретации образов рисунков. Исследователи отмечают, что, несмотря на «Кровавый указ» Карла V (1550), местные власти Антверпена старались «закрывать глаза» на деятельность кальвинистов и анабаптистов, проживающих в городе. Ситуация начала выходить из-под контроля магистратов в 1558 году (серия Грехи издана Иеронимом Коком в том же году). Несмотря на указ (1 марта 1558 году), запрещавший «тайные собрания и секретные встречи», а также аресты кальвинистов, 12 декабря 1558-го года протестантскую проповедь посетят больше двух тысяч антверпенцев. На следующий день городские власти были вынуждены вмешаться: были запрещены проповеди (как чтение, так и присутствие), усилена охрана городских ворот (для пресечения собраний за городской стеной). За поимку Хаймштеде (самого авторитетного проповедника близкого кругу гуманистов, официально причислявших себя католикам, в который вероятнее всего входил сам Питер Брейгель Старший), правительство назначило вознаграждение в триста гульденов. В период с 1558-59-е года было казнено семь антверпенских кальвинистов, что можно назвать «минимумов», который был необходим властям Антверпена для сохранения доверия Брюсселя и правительства Филиппа II. Среди анабаптистов жертв было больше: двадцать два были казнены в 1558-м году, а семнадцать умерло в тюрьме на следующий год.
После событий 1558-го года значительно усилилась цензура. От осмотрительности и благоразумия издателя Иеронима Кока завесила теперь судьба издательства «На четырех ветрах». Это понимали и художники, и авторы сопроводительных текстов и граверы. Это понимал и сам Питер Брейгель Старший. Смелый в образах серии «Грехи» художник, сознательно надевает маску отстраненного наблюдателя и «традиционалиста». Через шум наблюдений окружающей действительности внимательный зритель замечает, что идея добродетельной жизни в серии «Добродетели» идет рука об руку с иронией, критикой «внешнего» благочестия и политики Церкви, рождая неоднозначные идеи и парадоксальные смыслы.
Остановимся на теологических Добродетелях. В рисунке «Вера» нет возвышенного благоговения перед таинствами католиков, это данность, которой нужно смиренно следовать. Обращаясь к традиционной теме «Семи таинств» Питер Брейгель «забывает» (явно намеренно) о Конфирмации, Соборовании и Рукоположении. Это заметно, только при внимательном взгляде. Акцент на орудиях пыток Иисуса и, особенно, на сюжетах «взятия Христа под стражу» и предательства Петра, делает очевидным намек: мучения за веру, клевета, предательства и взяточничество - реальность сегодняшнего дня. Мы считаем, очевидным, что тема предательства Петра (петух на переднем плане) могла ассоциироваться у современников Брейгеля с идеей оторванности Церкви от истинного учения Христа (ключи Петра - символ Ватикана). Аллегория в «Милосердной Любови» - самый поэтичный образ художника что, вероятно связано с особым отношением Брейгеля к идеям мистического общества гуманистов «Братство Любви». Двусмысленность в образный строй композиции на традиционный сюжет («Семь дел Милосердия») вносит сценка похорон на заднем плане. Мы не видим здесь традиционной для иконографии сцены ритуала отпевания, а ведь в это время похороны без этого ритуала могли стать причиной для подозрений в предумышленном убийстве или в еретических взглядах. В рисунке «Надежда» отразилось явное влияние немецкой графики (например, гравюра «Надежда», исполненная в 1545 году Хенрикм Вогтхерром Старшим). В центре композиции со сценками тяжелой и непредсказуемой человеческой жизни мастер изобразил Надежду, сам образ и символика атрибутов которой отличается намеренной неоднозначностью. Одно из символических значений улья (венчает голову фигуры) связано с идеей католической Церкви. Брейгель усиливает эту ассоциацию, помещая сценку с рыбаком за фигурой Надежды так, что три удочки композиционно разделяют улей на три части (три яруса папской тиары). Одновременно мотив корабля в открытом море и серп в руках Аллегории отсылает к идее, связанной с 123
представлениями об изменчивой, как морской ветер, Фортуне. Символическая отсылка к Церкви-Фортуне, отсылает к непредсказуемой и опасной политике Ватикана.
Среди теологических Добродетелей только «Милосердная Любовь» отмечена оптимистическим чувством. В рисунках «Вера» и «Надежа» через «маску» смонтированных сцен повседневности, узнаваемых мотивов из графики предшественников (в первую очередь немцев), символов и атрибутов мы слышим немые вопросы: «Нужна ли Церковь для Веры?» и «Почему Церковь внушает не Надежду, а благоговейный ужас, будто своевольная Фортуна?».
В рисунке «Благоразумие» Питер Брейгель использовал узнаваемые мотивы из повседневной жизни и популярной среди образованного населения литературы (римская сатира). Здесь мы встречаемся с той же проблемой столкновения реального и идеального. Мастер совмещает тему «Деятельной жизни» (продолжает традицию Средних веков, где медальоны со сценами на эту тему соседствовали с изображениями Добродетелей в готических церквях) и идею «античного» Благоразумия, отсылающего скорее к делам гражданского и социально-экономического характера. Художник ставит перед нами вопрос: «Возможно ли «познать себя», как христианина, если следовать идеалу «римского» Благоразумия?» Достижим ли идеал Марфы? В композиции «Умеренность» Питер Брейгель проявил находчивость и кругозор, разрывая с традицией изображения Добродетели, разбавляющей вино водой. Мастер взял за основу тему «Семи свободных искусств» и композиционную схему, отсылающую к сценкам с «детьми Меркурия» из «Пастушеских календарей» и Часословов. Традиция тесной связи темы «Свободных искусств» с добродетельной жизнью не прерывалась со времен античности, а в XVI-м веке стала особенно популярна (о чем свидетельствуют серии на эту тему, например, по рисункам Франса Флориса, изданные Иеронимом Коком). С одной стороны, узда, которой Добродетель «смиряет» саму себя может быть связана с предостережением от «страстей» интеллектуальных вне их связи с внутренней работой и воспитанием души.
С другой стороны, Питер Брейгель следует общей тенденции времени: среди «Добродетелей», изданных в мастерской Иеронима Кока мы встретим Аллегории Интеллекта. Рисунок «Сила» мастер исполняет в духе интеллектуальной «моды» времени: перед нами парадоксальное сочетания возвышенного мотива битвы с остроумными сценками борьбы с демонами при помощи метел на переднем плане. При этом Сила духа и воли становится для художника главной Добродетелью сохранившей свое значение в безумном мире, наряду с «Милосердной Любовью». Продолжая традицию Эразма Роттердамского («Жалоба Мира») Брейгель противопоставляет внешнее насилие и военные действие внутренней борьбе с Пороками.



Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья / Под ред. С. Неретиной. СПб., 2008.
Аристотель. Сочинения в 4 т./Аристотель. М. 1983.
Бенуа. А. История живописи всех времен и народов. М 2002.
Брагина Л. М. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV
в.)/ под ред. Л.М. Брагиной. М. 1985.
126
Варбург А. Великое переселение образов. СПб. 2008.
Гершензон-Чегодаева Н. М. Брейгель. М. 1983.
Гинзбург К. Сыр и черви. Картина мира одного мельника, жившего в XVI в. М., 2000.
Гофф Ж. Л. Интеллектуалы в Средние века. - 2003.. Долгопрудный. 1997.
«Грехи» и «Добродетели» из собрания Государственной публичной библиотеки имени М.Е. Салтыкова-Щедрина/ Вступ. ст. И. Ландер. Л., 1991.
Гуревич А. Я. Популярное богословие и народная религиозность средних веков //Из истории культуры средних веков и Возрождения. 1976. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.philology.ru/ literature3/gurevich-76.htm (дата обращения: 08. 12. 2016).
Гуревич А. Я. Словарь средневековой культуры.
Делюмо Ж. Грех и страх: формирование чувства вины в цивилизации Запада (XIII-XVIII века).
Жан Д. Грех и страх: Формирование чувства вины в цивилизации Запада (XIII-XVIII вв.). М., 2003.
История нидерландской литературы. От Лиса Рейнарда до Сна Богов. XII-XX век/ Под ред. К. Верхейла, П. Куттенира, И. Михайловой. СПб., 2013.
История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение / Под ред. В. С. Нерсесянц. М., 1986.
Климова И. В. Театральный язык мистерии позднего Средневековья... [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cheloveknauka.com/ teatralnyy-yazyk-misterii-pozdnego-srednevekovya-germaniya-xv-v (дата обращения: 28. 03. 2014).
Кузанский Н. Об ученом незнании. Кузанский Н. Соч. в 2-х т. М., 1979.
Кузнецова Т. И., СтрельниковаИ.П. Ораторское искусство в древнем Риме.
М, 1976.
Ле Гоф Жак. Рождение чистилища. М., 2009.
Маль Э. Религиозное искусство XIII века во Франции. М., 2008.
Марейниссен Р. Х. Брейгель. М., 1998.
Марк Туллий Цицерон. О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков. М., 2000. [Электронный ресурс]. - http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1422278248 Режим доступа: (дата обращения: 04. 08. 2016).
Мейстер Экхарт. Духовные проповеди и рассуждения. СПб, 2013.
Михайлов А. Д. Кастильоне. Мемуарная и биографическая проза //История всемирной литературы. Т.3. М., Наука, 1985.
Михайлова И. М. Дирк Корнхерт (1522-1590)-гуманист, писатель, патриот. Dirk Coornhert (1522-1590): humanist, writer, patriot. [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://ipi1.ru/images/PDF/2015/41/dirk- kornkhert-1522-1590-gumanist-pisatel-patriot.pdf (дата обращения: 11. 03. 2017).
Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. М., 2006.
Публий Овидий Назон. Собрание сочинений. Под ред. М. Л. Гаспарова.// Том
1. Наука Любви. Книга 3. СПб., 1994.
Роттердамский Э. Жалобы мира / Трактаты о вечном мире. М. 1963.
Роттердамский Э. Философские произведения. М. 1986.
Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть II-II. Вопросы 123-189. [Электронный ресурс]. - https://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summa-teologii- tom-9/26 - Режим доступа: (дата обращения: 01. 04. 2016).
Фома Аквинский. Учение о душе. СПб., 2004.
Фома Кемпийский. О подражании Христу. М., 1999.
Франсуа Р. Гаргантюа и пантагрюэль. М, 2016.
Эразм Роттердамский. Диатриба, или рассуждение о свободе воли.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://renaissance.rchgi.spb.ru/ Erasmus/opus1.htm (дата обращения: 26. 04. 2014)
Эразм Роттердамский. Похвала Глупости. М., 2016.
Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986. [Электронный ресурс ] . - http://korolev.msk.ru/books/TOR/doc/ Vozrozhdenie Erazm Rotterdamskii Sochineniya.html - Режим доступа: (дата обращения: 01. 11. 2016).
Bokody. B. Justice, Love and Rape: Giotto’s Allegories of Justice and Injustice in the Arena Chapel, Padua. // The Iconology of Law and Order: (legal and Cosmic). 2012.
Butts B.Koerner J.L. The printed World of Pieter Bruegel the Elder. Saint Louis. 1995.
Cuttler C. D. Northern Painting from Pucelle to Bruegel: Fourteenth, Fifteenth and Sixteenth Centuries. N. Y. 1973.
E. Bailey. Judith, Jael, and Humilitas in the Speculum Virginum. Cambridge. 2010.
Gelfand L. D. Social Status And Sin: Reading Bosch's Prado Seven Deadly Sins And Four Last Things Painting // The Seven Deadly Sins. Brill, 2007.
Gerta Calmann. The Picture of Nobody: An Iconographical Study. //Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. Vol. 23, No. 1/2 (Jan. - Jun., 1960).
Gibson W. S. Bruegel. N. Y. 1977.
Gibson W.S. Artists and Rederijkers in the Age of Bruegel. // The Art Bulletin. Vol. 63, No.3 (Sep., 1981), P.426-446. [Электронный ресурс]. - Режим jocTyna:http://www.j stor.org/ stable/3050144?seq=1#page scan tab contents (дата обращения: 29. 03. 2016).
Graziani R. Pieter Bruegel's Dulle Griet and Dante. // The Burlington Magazine. Vol. 115, No. 841 (Apr., 1973). [Электронный ресурс]. - https:// www.jstor.org/stable/877331. Режим доступа: (дата обращения: 01. 04. 2016).
Hatt M., Klonk C. Art History: A Critical Introduction to Its Methods Manchester. 2006.
Inglis J. Aquinas's Replication of the Acquired Moral Virtues //Journal of Religious Ethics. 1999. V. 27. No. 1. P 3-27.
Jacobus de Voragine. The Golden Legend. Oxford, 2012.
K. G. Boon. Patientia dans le gravure de la Reforme aus Pays-Bas. // Revue de le art. Vol. 56. 1982.
Klibanski R., Panofski E., Saxl F. Saturn and Melancholy: Studies in the History of Natural Philosophy, Religion and Art. 2016.
Kosmer E. Gardens of Virtue in the Middle Ages. //Journal of Warburg and Courtauld Institutes. Vol. 41. 1978.
Lebeer L. Bruegel. Le Stampe. Firenze. 1967.
Mankind. Ed. Kathleen A. 2010. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// d.lib.rochester.edu/teams/text/ashley-and-necastro-mankind. (дата обращения:
12. 09. 2016).
Mann M. P. Erasmus and the Northern Renaissance. N. Y., 1950.
Marrow J. H. Passion iconography in northern European art of the late middle ages and early renaissance. Ghemmert, 1979.
McParlin Davis H. Fantasy and Irony in Peter Bruegel's Prints. // The Metropolitan Museum of Art Bulletin, New Series. Vol. 1, No. 10. N.Y, 1943.
[Электронный ресурс]. - http://www.j stor.org/stable/3259411 Режим доступа: (дата обращения: 01. 04. 2016).
Newhauser R. Review. Two Middle English Translations of Friar Laurent’s Somme le roi: Critical Edition ed. by Roux E. // Journal of English and Germanic Philology. Vol. 112, No. 2. 2013. [Электронный ресурс]. - https:// muse.jhu.edu/article/506008/summary Режим доступа: (дата обращения: 01.
11. 2016).
Nina Eugenia Serebrennikov. Pieter Bruegel the Elder's Series of «Virtues» and «Vices». North Carolina.1986.
Pinson Y. Folly and Vanityin Bruegel’s «Dulle Griet»: Proverbial metaphors and their relationship to Bosch’s Imagery. // Studies in Iconography. Vol. 20. 1999, P. 185-213 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.jstor.org/ stable/23923560?seq=1#page scan tab contents (дата обращения: 08. 03. 2016).
Roberts-Jones P. and F. Bruegel. Paris. 2012.
Sellink M. Bruegel. The Complete Paintings, Drawings and Prints. Ghent. 2007.
Silver L. and Luttikhuizen H. The quality of Mercy: representations of charity in Early Netherlandish art. // Studies in Iconography. Vol. 29. 2008.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.jstor.org/ stable/
23924150?seq=1#page scan tab contents (дата обращения: 08. 03. 2016).
130
Stridbeck C. G. Bruegelstudien.Untersuchungen zu den ikonologischen Problemen bei Pieter Bruegel, sowie dessen Beziehungen zum niederlandischen Romanismus. Stoccolma. 1956.
Studies in medieval and Reformation traditions: history, culture, religion, ideas. Vol. 121 : Public opinion and changing identities in the early modern Netherlands. 2007.
Sullivan M. A. Bruegel the Elder, Pieter Aertsen, and the Beginnings of Genre. // The Art Bulletin Vol. 93, No. 2. N. Y. 2011. P 127-149. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: http://www.jstor.org/stable/23046590 (дата обращения: 12. 03. 2016).
Sybesma J. The Reception of Bruegel's Beekeepers: A Matter of Choice. // The Art Bulletin. Vol. 73, No. 3 (Sep., 1991), P 469-470. [Электронный ресурс]. - http://foodinart.weebly.com/uploads/1/2/2/6/12260816/
bruegels beekeepers.pdf. Режим доступа: (дата обращения: 02. 01. 2016).
Tolnay C. de. Die Zeichnungen Pieter Bruegel.Munchen. 1925.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ