ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 8
1.1 Обращение к образу Ильи Муромца в литературе
и в изобразительном искусстве 8
Е2 Анализ художественно-творческого наследия мастеров изобразительного искусства по теме исследования 15
1.3 Офорт. Техника и технология печатной графики 24
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 45
2.1 Разработка серии графических листов 45
2.2 Выполнение серии графических листов в материале 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ
Образ Ильи Муромца вошёл в историю отечественного изобразительного
искусства во второй половине XIX века. В культурном наследии русского народного творчества сохранились изображения былинного героя в особом виде печатной графики – лубке. Наиболее древние среди данных гравюр относятся к 1860-
м годам. Российский археолог, преподаватель Санкт-Петербургской Академии
Художеств Прохоров Василий Александрович (1818—1882) стал одним из первых художников, обратившихся к образу богатыря в графике, создав серию иллюстраций для «Книги о киевских богатырях» 1875-1876 гг. К образу Ильи Муромца обращались художники-графики в дореволюционной России, СССР, в период Великой Отечественной Войны и после. В настоящее время, сложившаяся
иконография героя многочисленных былин, песен и сказок продолжает пополняться новыми художественными интерпретациями его эпической фигуры, охватывая все больше видов изобразительного искусства. Большую часть этого обширного собрания закономерно составляют произведения художников-иллюстраторов. Чаще всего, образ богатыря воплощается в таких печатных техниках
как ксилография и литография.
Основанием для выполнения работы явилась обращенность современного
российского общества к национальной культуре. Национальная доктрина образования в Российской Федерации основными целями образования определяет
обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение и поддержку
этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур.
Образ Ильи Муромца является выдающимся созданием отечественного
фольклора. Цитируя великого русского писателя, прозаика и драматурга Алексея
Максимовича Горького (1868-1936), Илья Муромец – это одно из «гигантских5
обобщений жизненного опыта народа». Обращение к столь значимой фигуре героического эпоса важно для поддержания интереса к народной культуре России.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью обращения современного общества к национальной культуре.
Проблемой выпускной квалификационной работы является необходимость раскрытие образа культурного героя Ильи Муромца средствами печатной
графики.
В процессе работы была выдвинута гипотеза о том, что, используя широкий спектр выразительных средств офорта, опираясь на творческое наследие выдающихся художников-графиков, а также учитывая современные представления
о фольклоре, представляется возможным создать оригинальную интерпретацию
образа Ильи Муромца.
Объектом исследования явился образ Ильи Муромца.
Предметом исследования явилось создание серии графических работ в
технике офорт на материале былин об Илье Муромце
Целью исследования является создание серии графических листов в технике офорт, по-новому раскрывающей образ Ильи Муромца с помощью выразительных средств печатной графики.
Цель определила задачи исследования:
- изучить художественную литературу по теме исследования;
- изучить и проанализировать специальную литературу по техникам и технологиям печатной графики, с целью поиска наиболее оптимального выразительного языка графической серии;
- изучить иконографический материал по теме исследования;
– осуществить сравнительный анализ аналоговых работ, созданных выдающими художниками прошлого и современности;
– собрать подготовительный материал (наброски, зарисовки, эскизы), необходимый для разработки образов персонажей былины;6
– разработать оригинальные образы персонажей былины;
- создать серию графических листов в технике офорт
В процессе работы были использованы следующие методы исследования:
теоретический, эмпирический и сравнительный. Данные методы позволили собрать и проанализировать необходимые материалы, систематизировать полученные в процессе обучения знания, выявить пути решения проблемы, сформировать оптимальное художественно-образное решение серии работ.
Теоретическая значимость заключается анализе и обобщении материалов, посвященных проблеме исследования, включающих:
- изучение документальных источников и художественной литературы об
Илье Муромце (пересказы былин, фольклор и т.п.);
- изучение творческого наследия художников-графиков на тему исследования;
- глубокое изучение технологии выполнения серии работ в технике офорт.
Практическая значимость исследования состоит в создании серии оригинальных графических листов по мотивам былин об Илье Муромце.
Выпускная квалификационная работа включает в себя: пять графических
оригинальных листов, выполненных в технике офорт; подготовительный материал к серии (наброски, зарисовки, эскизы, пробы исполнения листов в материале); пояснительную записку. Пояснительная записка к выпускной квалификационной работе включает введение, две главы, содержащие по три параграфа, заключение, список библиографических источников и иллюстрированные приложения.
Первая глава посвящена теоретическим положениям исследования. Проведен анализ освещения образа Ильи Муромца в художественной литературе и в
изобразительном искусстве. Рассмотрено художественно-творческое наследие
мастеров изобразительного искусства по теме исследования, проанализированы
аналоговые работы. Изучены манеры офорта (травленый штрих, акватинта, резерваж, сухая игла, мягкий лак, меццо-тинто, лавис, резцовая гравюра). Теоретически изложены основные положения выполнения графических листов в технике
офорт и этапы технологического процесса: подготовка доски, гравирование,
травление, печать.
Вторая глава посвящена этапам разработки серии графических листов. В
ней описан весь ход работы, начиная от композиционных поисков и схем до исполнения итоговых листов в материале. Особое внимание уделено технологии
печатной графики.
Кроме репродукций аналогов произведений, послуживших базой для выполнения выпускной квалификационной работы, пояснительная записка содержит иллюстративный материал, отражающий ход работы над серией.
В ходе выполнения выпускной квалифицированной работы на тему «Былины об Илье Муромце (серия графических работ в технике офорт)» были решены следующие задачи:
- изучена художественная литература по теме исследования;
- изучена и проанализирована специальная литература по техникам и технологиям печатной графики, с целью поиска наиболее оптимального выразительного языка графической серии;
- изучен иконографический материал по теме исследования;
– осуществлен сравнительный анализ аналоговых работ, созданных выдающими художниками прошлого и современности;
– собран подготовительный материал (наброски, зарисовки, эскизы), необходимый для разработки образов персонажей былины;
– разработаны оригинальные образы персонажей былины;
- создана серия графических листов в технике офорт (пять листов)
В теоретической части был разобран литературный и художественный образ Ильи Муромца. С помощью специальной литературы и записей текстов былин, была изучена биография и характеристика героя. Произведен общий анализ
иконографии богатыря и выборочный анализ наиболее характерных образцов.
Выявлены общие черты и тенденции в традиции изображения Ильи Муромца.
Проведены параллели между представлениями о богатыре и его образе в искусстве. Данные произведенных исследований легли в основу методики выполнения
серии, разработанной в практической части. Результатом композиционных поисков явились итоговые эскизы, переведенные в материал. Для создания серии
были использованы следующие манеры офорта: резерваж, травленый штрих, акватинту. Найденная комбинация техник и выразительных средств позволила воплотить замысел графической серии.67
Данная выпускная квалификационная работа может быть интересна специалистам и любителям изобразительного искусства. Анализ литературного и художественно-творческого наследия, посвященного образу национального героя
Ильи Муромца, может использоваться на занятиях по литературе, истории искусств и изобразительному искусству, как в общеобразовательных школах, так и
специализированных школах искусств, а также учреждениях дополнительного
образования. Разработки ВКР могут использоваться в качестве методического
пособия для проведений занятий по композиции и при изучении манер офорта в
специализированных учебных заведениях. Также, работа может использоваться
в качестве материала для культурно-просветительских мероприятий.
1. Авенариус, В.П. Книга о киевских богатырях: свод 24 избранных былин древне-киевского эпоса / сост. В. П. Авенариус. - Санкт-Петербург: Тип. М. Стасюлевича, 1876. - XXI, 280, XXXIV с., [13] л. ил.-357 с.
2. Азбелев, С. Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л.: Наука, 1982. — С. 278—285.
3. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие. Перевод с англ. Самохина В. Л. Общая редакция Шестакова В. П. М., Прогресс, 1974.- 392 с.
4. Арсеев Г., Бровко П. Реки прыгают в океан // Океан и человек: Научно-попу¬лярный сборник / Ред.-сост. А. А. Ильин; Науч. ред.: д.г.-м.н. Е. В. Краснов, д.б.н. В. П. Шунтов. — Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1984. — 240 с.
5. Астахова А.М. Илья Муромец в русском эпосе. В Астахова А.М., Илья Муро¬мец М.; Л.:: Издательство АН СССР, 1958. - 393-419 с.
6. Астахова А.М. Коментарий // Илья Муромец. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958. — С. 447—518.
7. Баркова А. Л. Отличительные черты архаических героев в эпических тради¬циях различных народов // Актуальные проблемы языкознания и литературо¬ведения. — М., 1994. — С. 60—65
8. Баркова А. Л. Четыре поколения эпических героев // Человек, 1996. №6. — С. 41—51, 1997, №1, С. 57—69.
9. Баркова, А.Л. Греческая и римская мифология / Авторская программа [Элек¬тронный ресурс] - Режим доступа: http://chronarda.ru/phoebus/sub/s-8.php
10. Баркова, Александра Леонидовна. Функции "младших героев" в эпическом сюжете : дисс.... канд. филол. наук : 10.01.09. — Москва, 2003. — 131 с. А.(Г.1.С.3).
11. Былины / Обществ. редколлегия: Леонов Л. М. (председатель), Аникин В. П., Белов В. И., Бондарев Ю. В., Журавлев С. И., Круглов Ю. Г., Рыбаков Б. А.; Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф. М. Селиванова; Сост. иллю¬стративной части и пояснения к иллюстрациям М. А. Мухлынина. — М.: Сов. Россия, 1988. — 576 с.: ил. — (Б-ка русского фольклора; Т. 1).
12. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства / Б.Р. Виппер — М. : Издательство В. Шевчук, 2010. - 368 с.
13. Власова Р. И. Андрей Петрович Рябушкин. Жизнь и творчество / Б. А. Соло¬вьёва. — М.: Аватар, 2014. — 224 с.
14. Галлербах Э. История гравюры и литографии в России /М. - Пг.: Гос-ударственное издательство, 1923. - 228с.
15. Гильфердинг А. Ф. Онежские былины, записанные летом 1871 года. Изд. 4-е, т. I—III. Изд. АН СССР, М. — Л., 1949.- 732 с.
16. Глазова, М.В. Изобразительное искусство. Алгоритм композиции [Электрон¬ный ресурс]/ М.В. Глазова, В.С. Денисов. - Электрон. текстовые данные. -М.: Когито-Центр, 2012.- 220 с. - 9778-5-89353-362-0.- Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/15255.html
17. Голынец, Г. В. Билибин. И. Я. М., Изобразительное искусство. 1972.- С. 233.
18. Дурылин, С.Н. Нестеров. — М.: Молодая гвардия, (Жизнь замечательных лю¬дей) 1965, — 528 с.
19. Живописное обозрение. - СПб.: ред. П.Н. Полевой.1883. - Т. 1. № 1-26. - 439 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: (https://viewer.rusneb.ru/ru/000200_000018_pb00000129?page=1&rotate=0&the me=white)
20.Звонцов В., Шистко В. Офорт. Техника. История. СПб.: Аврора, 2004. - 268 с.
21. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. 3-е изд., перераб. и доп. - М: Высшая школа, 2000. - 407 с.
22. Илья Муромец. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958. — (Лит. памятники). — С. 7—288.
23. Исторические корни волшебной сказки. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. — 364 с.
24. История и техника гравюры на металле : учеб. пособие / О.П. Аванесьян, Ф.В. Бабкин ;Моск. гос. ун-т печати имени Ивана Федорова. — М. : МГУП имени Ивана Федорова,2015. —96 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //storage. elib. mgup. ru/9/B abkin. pdf
25. Календарь знаменательных и памятных дат на 2019 год / ГОБУК МОДЮБ, Отдел информационной и справочно-библиографической работы; сост. Г. В. Рабович, О. В. Цвирко. - Мурманск, 2018. - 68 с.
26. Ковалев Ф. В. Золотое сечение в живописи: Учеб. пособие.— К.: Вы- ща шк. Головное изд-во, 1989.— 143 с, 90 ил., табл.— Библиогр.: 77 назв.
27. Любимые герои русского народа: Ч. 1—4. — СПб., 1901. — 263 с.
28. Миронов А.С. Влияние стилизаций В. П. Авенариуса на рецепцию героиче¬ского эпоса в русском образованном обществе рубежа XIX-XX веков. Статья первая. «Книга о киевских богатырях» // Вестник Московского государствен¬ного университета культуры и искусств. 2017. № 4 (78). С. 78-87.
29. Надеждин, Н. А. Богатыри и витязи русской земли : по былинам, сказаниям и песням составил Н. А. Надеждин : с акварелями, отдельными картин. и рисунк. в тексте худ. Э. К. Соколовского. - Изд. 2-е. - С.-Петербург ; Москва : издание Т-ва М. О. Вольф, 1911. - [4], IV, 196, II с., [1] л. фронт. (ил.), [16] л. ил. : ил. ; 24, 1904. — 200 с.
30.Очерки по истории и технике гравюры. — М. : Изобразительное искусство, 1987. — 688 с.
31. Песни, собранные П.В. Киреевским: В 10 вып. М., 1860. Вып. 1. С. 77; Гиль- фердинг А.Ф. Онежские былины, записанные летом 1871 г.: В 3 т. М.; Л., Т. 1. №75. 1949.— 492 с.
32. Полевой, П.Н. Сказка об Илье Муромце. - М: Издание А. Д. Ступина, 1887. - 32 с.
33. Пропп, В. Я. Русский героический эпос. — 2-е изд., испр. — М.: Гос. изд-во худож. лит., 1958. — 603 с.
34. С.Ю. Неклюдов. Образы потустороннего мира в народных верованиях и тра¬диционной словесности // Восточная демонология. От народных верований к литературе. М., 1998, с. 6—43;
35. Уваров, Н. Славное имя - высокая честь: энциклопедия имен. Книга для се¬мейного чтения — М., 2012 — С. 207
36. Флекель, М.И. От Маркантонио Раймонди до Остроумовой-Лебедевой. Очерки по истории и технике репродукционной гравюры XVI-XX веков / М.И. Флекель. — М. : Искусство, 1987.— 368 с.
37. Халаминский, Ю. Я. Евгений Кибрик. — М.: Изобразительное искусство. — 1970.
38.Чумаков В. Ю. Сытин. Издательская империя. — М.: Бизнесом, 2011. — Т. 4.
— 320 с. — (Великие российские предприниматели).
39.Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. .— 519 с.
40. Георгий Николаевич Юдин [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://belgdb.ru/fond-redkoj-knigi/knigi-iz-spiska-ibby-luchshie-detskie-knigi- mira-vyibor-profi/xudozhniki-illvustratoryi-laureatvi-pochetnogo-diploma- ibby/yudin
41. The Sword and the Dragon: The Dell Comic Book [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.midnightonly.com/2017/01/28/the-sword-and-the-dragon- the-dell-comic-book/
42. В. Конашевич. "Былины". [Электронный ресурс] - Режим доступа: https: //bab s71. livej ournal. com/543472. html
43. Былины в пересказе А.Нечаева с рисунками В.Перцова [Электронный ресурс]
- Режим доступа: https://red-balls.livejournal.com/231354.html
https: //www. kino-teatr. ru/kino/movie/sov/2696/poster/
44. URL: http://geo.ladimir.kiev.ua/pq/dic/g-K/a-MUROMEC (дата обращения 03.09.2019).
45 URL: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/2696/poster/ (дата обращения 03.04.2020).