Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


БЫЛИНЫ ОБ ИЛЬЕ МУРОМЦЕ (СЕРИЯ ГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ В ТЕХНИКЕ ОФОРТ)

Работа №77268

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы79
Год сдачи2020
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
293
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 8
1.1 Обращение к образу Ильи Муромца в литературе
и в изобразительном искусстве 8
Е2 Анализ художественно-творческого наследия мастеров изобразительного искусства по теме исследования 15
1.3 Офорт. Техника и технология печатной графики 24
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 45
2.1 Разработка серии графических листов 45
2.2 Выполнение серии графических листов в материале 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ

Образ Ильи Муромца вошёл в историю отечественного изобразительного
искусства во второй половине XIX века. В культурном наследии русского народного творчества сохранились изображения былинного героя в особом виде печатной графики – лубке. Наиболее древние среди данных гравюр относятся к 1860-
м годам. Российский археолог, преподаватель Санкт-Петербургской Академии
Художеств Прохоров Василий Александрович (1818—1882) стал одним из первых художников, обратившихся к образу богатыря в графике, создав серию иллюстраций для «Книги о киевских богатырях» 1875-1876 гг. К образу Ильи Муромца обращались художники-графики в дореволюционной России, СССР, в период Великой Отечественной Войны и после. В настоящее время, сложившаяся
иконография героя многочисленных былин, песен и сказок продолжает пополняться новыми художественными интерпретациями его эпической фигуры, охватывая все больше видов изобразительного искусства. Большую часть этого обширного собрания закономерно составляют произведения художников-иллюстраторов. Чаще всего, образ богатыря воплощается в таких печатных техниках
как ксилография и литография.
Основанием для выполнения работы явилась обращенность современного
российского общества к национальной культуре. Национальная доктрина образования в Российской Федерации основными целями образования определяет
обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение и поддержку
этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур.
Образ Ильи Муромца является выдающимся созданием отечественного
фольклора. Цитируя великого русского писателя, прозаика и драматурга Алексея
Максимовича Горького (1868-1936), Илья Муромец – это одно из «гигантских5
обобщений жизненного опыта народа». Обращение к столь значимой фигуре героического эпоса важно для поддержания интереса к народной культуре России.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью обращения современного общества к национальной культуре.
Проблемой выпускной квалификационной работы является необходимость раскрытие образа культурного героя Ильи Муромца средствами печатной
графики.
В процессе работы была выдвинута гипотеза о том, что, используя широкий спектр выразительных средств офорта, опираясь на творческое наследие выдающихся художников-графиков, а также учитывая современные представления
о фольклоре, представляется возможным создать оригинальную интерпретацию
образа Ильи Муромца.
Объектом исследования явился образ Ильи Муромца.
Предметом исследования явилось создание серии графических работ в
технике офорт на материале былин об Илье Муромце
Целью исследования является создание серии графических листов в технике офорт, по-новому раскрывающей образ Ильи Муромца с помощью выразительных средств печатной графики.
Цель определила задачи исследования:
- изучить художественную литературу по теме исследования;
- изучить и проанализировать специальную литературу по техникам и технологиям печатной графики, с целью поиска наиболее оптимального выразительного языка графической серии;
- изучить иконографический материал по теме исследования;
– осуществить сравнительный анализ аналоговых работ, созданных выдающими художниками прошлого и современности;
– собрать подготовительный материал (наброски, зарисовки, эскизы), необходимый для разработки образов персонажей былины;6
– разработать оригинальные образы персонажей былины;
- создать серию графических листов в технике офорт
В процессе работы были использованы следующие методы исследования:
теоретический, эмпирический и сравнительный. Данные методы позволили собрать и проанализировать необходимые материалы, систематизировать полученные в процессе обучения знания, выявить пути решения проблемы, сформировать оптимальное художественно-образное решение серии работ.
Теоретическая значимость заключается анализе и обобщении материалов, посвященных проблеме исследования, включающих:
- изучение документальных источников и художественной литературы об
Илье Муромце (пересказы былин, фольклор и т.п.);
- изучение творческого наследия художников-графиков на тему исследования;
- глубокое изучение технологии выполнения серии работ в технике офорт.
Практическая значимость исследования состоит в создании серии оригинальных графических листов по мотивам былин об Илье Муромце.
Выпускная квалификационная работа включает в себя: пять графических
оригинальных листов, выполненных в технике офорт; подготовительный материал к серии (наброски, зарисовки, эскизы, пробы исполнения листов в материале); пояснительную записку. Пояснительная записка к выпускной квалификационной работе включает введение, две главы, содержащие по три параграфа, заключение, список библиографических источников и иллюстрированные приложения.
Первая глава посвящена теоретическим положениям исследования. Проведен анализ освещения образа Ильи Муромца в художественной литературе и в
изобразительном искусстве. Рассмотрено художественно-творческое наследие
мастеров изобразительного искусства по теме исследования, проанализированы
аналоговые работы. Изучены манеры офорта (травленый штрих, акватинта, резерваж, сухая игла, мягкий лак, меццо-тинто, лавис, резцовая гравюра). Теоретически изложены основные положения выполнения графических листов в технике
офорт и этапы технологического процесса: подготовка доски, гравирование,
травление, печать.
Вторая глава посвящена этапам разработки серии графических листов. В
ней описан весь ход работы, начиная от композиционных поисков и схем до исполнения итоговых листов в материале. Особое внимание уделено технологии
печатной графики.
Кроме репродукций аналогов произведений, послуживших базой для выполнения выпускной квалификационной работы, пояснительная записка содержит иллюстративный материал, отражающий ход работы над серией.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе выполнения выпускной квалифицированной работы на тему «Былины об Илье Муромце (серия графических работ в технике офорт)» были решены следующие задачи:
- изучена художественная литература по теме исследования;
- изучена и проанализирована специальная литература по техникам и технологиям печатной графики, с целью поиска наиболее оптимального выразительного языка графической серии;
- изучен иконографический материал по теме исследования;
– осуществлен сравнительный анализ аналоговых работ, созданных выдающими художниками прошлого и современности;
– собран подготовительный материал (наброски, зарисовки, эскизы), необходимый для разработки образов персонажей былины;
– разработаны оригинальные образы персонажей былины;
- создана серия графических листов в технике офорт (пять листов)
В теоретической части был разобран литературный и художественный образ Ильи Муромца. С помощью специальной литературы и записей текстов былин, была изучена биография и характеристика героя. Произведен общий анализ
иконографии богатыря и выборочный анализ наиболее характерных образцов.
Выявлены общие черты и тенденции в традиции изображения Ильи Муромца.
Проведены параллели между представлениями о богатыре и его образе в искусстве. Данные произведенных исследований легли в основу методики выполнения
серии, разработанной в практической части. Результатом композиционных поисков явились итоговые эскизы, переведенные в материал. Для создания серии
были использованы следующие манеры офорта: резерваж, травленый штрих, акватинту. Найденная комбинация техник и выразительных средств позволила воплотить замысел графической серии.67
Данная выпускная квалификационная работа может быть интересна специалистам и любителям изобразительного искусства. Анализ литературного и художественно-творческого наследия, посвященного образу национального героя
Ильи Муромца, может использоваться на занятиях по литературе, истории искусств и изобразительному искусству, как в общеобразовательных школах, так и
специализированных школах искусств, а также учреждениях дополнительного
образования. Разработки ВКР могут использоваться в качестве методического
пособия для проведений занятий по композиции и при изучении манер офорта в
специализированных учебных заведениях. Также, работа может использоваться
в качестве материала для культурно-просветительских мероприятий.



1. Авенариус, В.П. Книга о киевских богатырях: свод 24 избранных былин древне-киевского эпоса / сост. В. П. Авенариус. - Санкт-Петербург: Тип. М. Стасюлевича, 1876. - XXI, 280, XXXIV с., [13] л. ил.-357 с.
2. Азбелев, С. Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л.: Наука, 1982. — С. 278—285.
3. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие. Перевод с англ. Самохина В. Л. Общая редакция Шестакова В. П. М., Прогресс, 1974.- 392 с.
4. Арсеев Г., Бровко П. Реки прыгают в океан // Океан и человек: Научно-попу¬лярный сборник / Ред.-сост. А. А. Ильин; Науч. ред.: д.г.-м.н. Е. В. Краснов, д.б.н. В. П. Шунтов. — Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1984. — 240 с.
5. Астахова А.М. Илья Муромец в русском эпосе. В Астахова А.М., Илья Муро¬мец М.; Л.:: Издательство АН СССР, 1958. - 393-419 с.
6. Астахова А.М. Коментарий // Илья Муромец. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958. — С. 447—518.
7. Баркова А. Л. Отличительные черты архаических героев в эпических тради¬циях различных народов // Актуальные проблемы языкознания и литературо¬ведения. — М., 1994. — С. 60—65
8. Баркова А. Л. Четыре поколения эпических героев // Человек, 1996. №6. — С. 41—51, 1997, №1, С. 57—69.
9. Баркова, А.Л. Греческая и римская мифология / Авторская программа [Элек¬тронный ресурс] - Режим доступа: http://chronarda.ru/phoebus/sub/s-8.php
10. Баркова, Александра Леонидовна. Функции "младших героев" в эпическом сюжете : дисс.... канд. филол. наук : 10.01.09. — Москва, 2003. — 131 с. А.(Г.1.С.3).
11. Былины / Обществ. редколлегия: Леонов Л. М. (председатель), Аникин В. П., Белов В. И., Бондарев Ю. В., Журавлев С. И., Круглов Ю. Г., Рыбаков Б. А.; Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф. М. Селиванова; Сост. иллю¬стративной части и пояснения к иллюстрациям М. А. Мухлынина. — М.: Сов. Россия, 1988. — 576 с.: ил. — (Б-ка русского фольклора; Т. 1).
12. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства / Б.Р. Виппер — М. : Издательство В. Шевчук, 2010. - 368 с.
13. Власова Р. И. Андрей Петрович Рябушкин. Жизнь и творчество / Б. А. Соло¬вьёва. — М.: Аватар, 2014. — 224 с.
14. Галлербах Э. История гравюры и литографии в России /М. - Пг.: Гос-ударственное издательство, 1923. - 228с.
15. Гильфердинг А. Ф. Онежские былины, записанные летом 1871 года. Изд. 4-е, т. I—III. Изд. АН СССР, М. — Л., 1949.- 732 с.
16. Глазова, М.В. Изобразительное искусство. Алгоритм композиции [Электрон¬ный ресурс]/ М.В. Глазова, В.С. Денисов. - Электрон. текстовые данные. -М.: Когито-Центр, 2012.- 220 с. - 9778-5-89353-362-0.- Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/15255.html
17. Голынец, Г. В. Билибин. И. Я. М., Изобразительное искусство. 1972.- С. 233.
18. Дурылин, С.Н. Нестеров. — М.: Молодая гвардия, (Жизнь замечательных лю¬дей) 1965, — 528 с.
19. Живописное обозрение. - СПб.: ред. П.Н. Полевой.1883. - Т. 1. № 1-26. - 439 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: (https://viewer.rusneb.ru/ru/000200_000018_pb00000129?page=1&rotate=0&the me=white)
20.Звонцов В., Шистко В. Офорт. Техника. История. СПб.: Аврора, 2004. - 268 с.
21. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. 3-е изд., перераб. и доп. - М: Высшая школа, 2000. - 407 с.
22. Илья Муромец. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958. — (Лит. памятники). — С. 7—288.
23. Исторические корни волшебной сказки. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. — 364 с.
24. История и техника гравюры на металле : учеб. пособие / О.П. Аванесьян, Ф.В. Бабкин ;Моск. гос. ун-т печати имени Ивана Федорова. — М. : МГУП имени Ивана Федорова,2015. —96 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //storage. elib. mgup. ru/9/B abkin. pdf
25. Календарь знаменательных и памятных дат на 2019 год / ГОБУК МОДЮБ, Отдел информационной и справочно-библиографической работы; сост. Г. В. Рабович, О. В. Цвирко. - Мурманск, 2018. - 68 с.
26. Ковалев Ф. В. Золотое сечение в живописи: Учеб. пособие.— К.: Вы- ща шк. Головное изд-во, 1989.— 143 с, 90 ил., табл.— Библиогр.: 77 назв.
27. Любимые герои русского народа: Ч. 1—4. — СПб., 1901. — 263 с.
28. Миронов А.С. Влияние стилизаций В. П. Авенариуса на рецепцию героиче¬ского эпоса в русском образованном обществе рубежа XIX-XX веков. Статья первая. «Книга о киевских богатырях» // Вестник Московского государствен¬ного университета культуры и искусств. 2017. № 4 (78). С. 78-87.
29. Надеждин, Н. А. Богатыри и витязи русской земли : по былинам, сказаниям и песням составил Н. А. Надеждин : с акварелями, отдельными картин. и рисунк. в тексте худ. Э. К. Соколовского. - Изд. 2-е. - С.-Петербург ; Москва : издание Т-ва М. О. Вольф, 1911. - [4], IV, 196, II с., [1] л. фронт. (ил.), [16] л. ил. : ил. ; 24, 1904. — 200 с.
30.Очерки по истории и технике гравюры. — М. : Изобразительное искусство, 1987. — 688 с.
31. Песни, собранные П.В. Киреевским: В 10 вып. М., 1860. Вып. 1. С. 77; Гиль- фердинг А.Ф. Онежские былины, записанные летом 1871 г.: В 3 т. М.; Л., Т. 1. №75. 1949.— 492 с.
32. Полевой, П.Н. Сказка об Илье Муромце. - М: Издание А. Д. Ступина, 1887. - 32 с.
33. Пропп, В. Я. Русский героический эпос. — 2-е изд., испр. — М.: Гос. изд-во худож. лит., 1958. — 603 с.
34. С.Ю. Неклюдов. Образы потустороннего мира в народных верованиях и тра¬диционной словесности // Восточная демонология. От народных верований к литературе. М., 1998, с. 6—43;
35. Уваров, Н. Славное имя - высокая честь: энциклопедия имен. Книга для се¬мейного чтения — М., 2012 — С. 207
36. Флекель, М.И. От Маркантонио Раймонди до Остроумовой-Лебедевой. Очерки по истории и технике репродукционной гравюры XVI-XX веков / М.И. Флекель. — М. : Искусство, 1987.— 368 с.
37. Халаминский, Ю. Я. Евгений Кибрик. — М.: Изобразительное искусство. — 1970.
38.Чумаков В. Ю. Сытин. Издательская империя. — М.: Бизнесом, 2011. — Т. 4.
— 320 с. — (Великие российские предприниматели).
39.Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. .— 519 с.
40. Георгий Николаевич Юдин [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://belgdb.ru/fond-redkoj-knigi/knigi-iz-spiska-ibby-luchshie-detskie-knigi- mira-vyibor-profi/xudozhniki-illvustratoryi-laureatvi-pochetnogo-diploma- ibby/yudin
41. The Sword and the Dragon: The Dell Comic Book [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.midnightonly.com/2017/01/28/the-sword-and-the-dragon- the-dell-comic-book/
42. В. Конашевич. "Былины". [Электронный ресурс] - Режим доступа: https: //bab s71. livej ournal. com/543472. html
43. Былины в пересказе А.Нечаева с рисунками В.Перцова [Электронный ресурс]
- Режим доступа: https://red-balls.livejournal.com/231354.html
https: //www. kino-teatr. ru/kino/movie/sov/2696/poster/
44. URL: http://geo.ladimir.kiev.ua/pq/dic/g-K/a-MUROMEC (дата обращения 03.09.2019).
45 URL: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/2696/poster/ (дата обращения 03.04.2020).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ