ВВЕДЕНИЕ 7
1 Литературно-патентный обзор существующих систем автоматического
управления жесткостью подвески автомобиля 9
1.1 Общие сведения о подвеске автомобиля. Виды подвески 9
1.2 Адаптивные подвески 14
1.2.1 Существующие системы адаптивных подвесок и их элементы 14
1.2.2 Основные методы управления, применяемые в системах адаптивных
подвесок 21
1.3 Патентный обзор 28
2 Описание объекта и разработка структурной схемы 34
3 Выбор и обоснование элементной базы 36
3.1 Датчики клиренса 36
3.2 Акселерометры 37
3.3 Лазерные дальномеры 39
3.4 Датчик скорости 41
3.5 Кнопка переключения режимов 42
3.6 Индикатор текущего режима 42
3.7 Исполнительные элементы 43
3.8 Драйверы для управления исполнительными элементами 45
3.9 Контроллер 46
4 Принципиальная схема системы 48
4.1 Подключение датчиков клиренса 48
4.2 Подключение акселерометров 48
4.3 Подключение лазерных дальномеров 49
4.4 Подключение датчика скорости 50
4.5 Подключение кнопки переключения режимов 50
4.6 Подключение светодиодного индикатора 51
4.7 Подключение драйверов 51
4.8 Подключение исполнительных устройств 52
5 Алгоритм работы системы 53
6 Разработка программного обеспечения для управляющего устройства 58
7 Моделирование системы в программном пакете Amesim 59
7.1 Построение системы 59
7.2 Экспериментальная часть 61
7.2.1 Исследование характеристик системы при разных диапазонах
изменения коэффициента демпфирования 62
7.2.2 Исследование характеристик системы при разных частотах
возмущающего воздействия 66
7.2.3 Исследование характеристик системы при подаче трапецеидального
возмущения различной амплитуды 70
7.3 Анализ результатов испытаний модели 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ
На данный момент почти в каждой семье есть личный автомобиль. Зачастую наиболее весомым критерием его выбора является комфорт и безопасность при вождении, которые, в свою очередь, обеспечиваются в значительной степени за счёт элементов подвески. Из открытых источников [1], [2] известно, что на её разработку и тестирование автопроизводители выделяют большое количество ресурсов, как материальных, так и человеческих.
Развитие упруго-демпферных систем автомобиля началось с самого появления автомобиля, а исследования в этой области ведутся и по сей день [3], [4]. Сегодня автопроизводители всё чаще прибегают к замене классической пассивной подвески на регулируемую или, в отдельных случаях, на активную подвеску. Последняя позволяет изменять характеристики жесткости непосредственно во время движении автомобиля, что значительно улучшает комфорт и безопасность при вождении, а также, при правильном использовании и настройке, значительно снижает нагрузки на раму автомобиля и элементы самой подвески, что впоследствии приводит к увеличению срока её безотказной работы .
На данный момент существует множество систем адаптивной подвески от известных автопроизводителей, которыми они оснащают свои автомобили (DCC от компании Volkswagen, ADS от компании Mercedes-Benz, AVS от компании Toyota, Magnetic Ride от компании Audi и др.). Все эти системы применяются исключительно в автомобилях премиум сегмента, что обусловлено высокой стоимостью данных систем. Однако, потребность в подобных системах есть и для автомобилей низко - и средне-ценовой категорий. Также нужно отметить, что в открытой печати отсутствует подробная информация о таких системах, из -за чего крайне трудно найти их техническое описание. В связи с этим, разработка аналогичной, однако более
доступной или же эффективной системы адаптивной подвески является на сегодняшний день актуальной задачей.
Целью работы является разработка автоматизированной системы управления жесткостью подвески автомобиля.
Для достижения поставленной цели необходимо будет решить ряд задач, а именно:
- провести литературно-патентный обзор;
- разработать структурную схему системы;
- разработать алгоритм работы системы;
- выбрать элементную базу;
- разработать принципиальную электрическую схему;
- разработать программу для управляющего устройства;
- произвести моделирование системы.
Разрабатываемая автоматизированная система должна будет обеспечивать все основные функции аналогичных систем: уменьшение крена корпуса автомобиля при разгоне - торможении или же повороте влево - вправо; снижение шума и вибраций, передающихся в салон автомобиля при езде путём независимого управления жесткостью каждого амортизатора; настройка жесткости подвески под определённый режим, выбираемый водителем; отображение текущего режима; изменение характеристик подвески в зависимости от скорости движения. При этом сама система должна обеспечивать управление подвеской в широком диапазоне скоростей и быть как можно проще, что положительно скажется на её стоимости, надежности и ремонтопригодности.
В результате данной выпускной квалификационной работы была подготовлена вся теоретическая база, необходимая для конструирования автоматизированной системы управления жесткостью подвески автомобиля. Также была создана и успешно скомпилирована программа для контроллера. Помимо этого было проведено моделирование системы в программном пакете Amesim, которое позволило подобрать необходимые коэффициенты для управляющего алгоритма и доказало эффективность разработанной адаптивной системы при всех режимах её работы по сравнению с пассивной подвесной системой. Под эффективностью понимается повышение комфорта и безопасности во время движения автомобиля. Ещё одним важным моментом стало снижение нагрузок, которым подвергаются элементы подвески при использовании разработанной системы. Так, по данным графиков, продемонстрированных в третьей серии экспериментов, пиковые ускорения подрессоренной массы снизились на 15-17%, при этом сами графики становятся более гладкими, что говорит также о снижении ударных нагрузок.
Результаты данной работы могут быть в дальнейшем использованы для построения разработанной автоматизированной системы управления жесткостью подвески автомобиля, и её установки на транспортное средство. Стоимость данной системы при этом будет аналогична стоимости подобных готовых систем в связи с использованием аналогичной элементной базы, однако, за счёт использования лазерных дальномеров, отсутствующих в других системах, предполагается увеличение эффективности работы системы при больших скоростях движения автомобиля.
В дальнейшем планируется разработка более подробной модели системы, которая будет описывать весь автомобиль в целом и позволит подбирать конкретные параметры и коэффициенты системы управления для конкретного автомобиля.
1 Лаборатория CTR: как испытывают компоненты для мировых автогигантов [Электронный ресурс]//Статья с сайта DVIZHOK.SU - URL: https ://dvizhok. su/parts/laboratoriya-ctr-kak-ispyityivayut-komponentyi-dlya- mirovyix-avto gigantov (дата обращения 10.04.2020).
2 Как тестируют подвеску на выносливость A7 FL на заводе [Электронный ресурс]// Статья с сайта DRIVE2.RU - URL: https://www.drive2.ru/l/539476205875758761/ (дата обращения 10.04.2020).
3 Пат. 2696049 РФ, МПК B60G 11/00. Задняя подвеска колес автомобиля [Текст]/ Новиков В. В., Рябов И.М., Чернышов К.В., Поздеев А.В., Чумаков .А.: заявитель и патентообладатель Волгоградский гос. тех. ун-тет. - № 2018134403; заявл. 27.09.2018; опубл. 30.07.2019, Бюл. № 22.
4 Пат. 2711818 РФ, МПК G01M 17/04. Способ определения эффективности действия амортизатора в подвеске автомобиля [Текст]/ Рябов И.М., Чернышов К.В., Поздеев А.В.: заявитель и патентообладатель Волгоградский гос. тех. ун -тет. - № 2019112970, заявл. 26.04.2019; опубл. 22.01.2020, Бюл. № 3.
5 Подвеска автомобиля. Виды и типы подвесок автомобиля
[Электронный ресурс]//Статья с сайта AUTOMOTOLIFE.COM - URL: https://automotolife.com/services/podveska-avtomobilya-vidy-i-tipy (дата
обращения 15.04.2020).
6 Don Knowles. Classroom Manual for Automotive Suspension and Steering Systems [Текст]./ Don Knowles. - USA.: Delmar, Cengage Learning, 2011. - 1034с.
7 Основы подвески [Электронный ресурс]//Статья с сайта
WEB.ARCHIVE.ORG - URL:
https://web.archive.org/web/20150129143630/http://www.initialdave.com/cars/tec h7suspensionbasics02.html (дата обращения 3.03.2020).
8 Омеличев А. В. Учебник по устройству автомобиля. Издание второе. Исправленное и дополненное [Текст]./ Днепр: Монолит, 2019. - 288с.
9 Causemann, P. CDC (Continuous Damping Control) / P. Causemann, T. Kutschem // VDI-Gesellschaft Fahrzeugund Verkehrstechnik, 1997. - 135-153с.
10 Enrico Pellegrini. Model-Based Damper Control for Semi-Active Suspension Systems [Текст]: дис. ...конд. тех. наук: защищена 27.08.2012.:утв. 18.12.2012/ Enrico Pellegrini. - Мюнхен, 2012. - 196 с.
11 Электронно-управляемые амортизаторы [Электронный
ресурс]//Статья с сайта AUTOSCIENCE.RU - URL:
http://www.autoscience.ru/blog/ehlektronno upravljaemye amortizatory/2016-11- 24-101 (дата обращения 25.04.2020).
12 Алюков А. С. Совершенствование оценки вибронагруженности транспортного средства за счет уточнения описания рабочих характеристик адаптивной подвески [Текст]: дис. конд. тех. наук: 05.05.03., защищена 3.06.19.: утв. 20.09.19/ Алюков Александр Сергеевич. - Челябинск, 2019. - 141с.
13 Service Training. Audi TT Coupe 07. Ходовая часть [Текст]./Программа самообучения компании Audi. 2007. - 47с.
14 Замена адаптивных амортизаторов Range Rover Evoque на обычные
[Электронный ресурс]//Статья с сайта SP-LR.RU - URL: https://sp-
lr.ru/evoque/podveska/zamena-adaptivnyh-amortizatorov-range-rover-evoque-na- obycnye (дата обращения 15.04.2020).
15 Адаптивная подвеска [Электронный ресурс]//Статья с сайта SYSTEMSAUTO.RU - URL: http://systemsauto.ru/pendant/adaptive chassis.html (дата обращения 17.03.2020).
16 Service Training. Система адаптивного управления ходовой части DCC [Текст]./Программа самообучения компании Volkswagen. 07.05.2011. - 31с.
17 Система регулировки жёсткости амортизаторов EDC III [Электронный ресурс]//Статья с сайта DRIVE2.RU - URL: https://www.drive2.rU/l/9900979/ (дата обращения 28.03.2020).
18 Активная подвеска [Электронный ресурс]//Статья с сайта EN.WIKIPEDIA.ORG - URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Active suspension (дата обращения 4.04.2020).
19 Тест передних газовых амортизаторов ВАЗ от Bilstein, Sachs, Monroe, KYB-Kayaba [Электронный ресурс]//Статья с сайта AUTOPARAD.RU - URL: http://www.autoparad.ru/publication/full.php?aid=167 (дата обращения 1.05.2020).
20 Амортизаторы и виброгасители на автомобиле [Электронный
ресурс]//Статья с сайта PRESS.OCENIN.RU - URL:
http://press.ocenin.ru/amortizatory-i-
vibropoglotiteli/#h 744606766111550045959601 (дата обращения 10.03.2020).
21 Performance Analysis of Skyhook, Groundhook and Hybrid Control Strategies on Semi-active Suspension System [Текст]: материалы конференции «International Conference on Automotive Technology» : 28.09.2013: Ansar Mulla, Deepak Rajendra Unune. - Индия, 2013. - 7с.
22 Cost-Effective Skyhook Control for Semi-active Vehicle Suspension Applications [Текст]./ Статья из научного журнала «The Open Mechanical Engineering Journal»: автор Xubin Song: USA, 2009 - 9с.
23 General Theory of Skyhook Control and Its Application to Semi-Active Suspension Control Strategy Design [Текст]./ Статья из научного журнала «IEEE Access»: авторы Changning Liu, Long Chen, Xiaofeng Yang, Xiaoliang Zhang, And Yi Yang: China, 28.06.2019 - 9с.
24 Sky-hook control of nonlinear quarter car model traversing rough road matching performance of LQR control [ Текст]./ Статья из журнала «Journal of Sound and Vibration»: авторы V. Gopala Rao, S. Narayanan: Индия, 2009. - 16с.
25 ГОСТ 2.702-2011. Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Правила выполнения электрических схем [Текст]. - Введён 01.01.2012 - М.: Издательство стандартов, 2011. - 39с.
26 Data Sheet of AFBR-S50MV85G Time-of-Flight Sensor Module for
Distance and Motion Measurement [Электронный ресурс]./Спецификация устройства с сайта BROADCOM.COM - URL:
https://docs.broadcom.com/doc/AFBR-S50MV85G-DS (дата обращения
30.04.2020).
27 Хусаинов А.Ш., Селифонов В.В. Теория автомобиля: Конспект лекций [Текст]./ Хусаинов А.Ш., Селифонов В.В. : Ульяновск: УлГТУ, 2008. - 121с.
28 Дэс Хаммилл ПО ДВЕСКА И ТОРМОЗА. Как построить и модифицировать спортивный автомобиль.[Текст] / Перевод с английского. - М.: Легион-Автодата, 2005. - 96с.
29 СТО 02068410-004-2018. Общие требования к учебным текстовым документам [Текст].- Самара: СНИУ, 2018. - 36с.
30 Адаптивная подвеска [Электронный ресурс]//Презентация с сайта PPT-ONLINE.ORG - URL: https://ppt-online.org/335166 (дата обращения 14.02.2020).
31 Амортизатор [Электронный ресурс]// Раздел журнала
"АвтоСпециалист+" с сайта APPO-JURN.NAROD.RU - URL: http://appo- jurn.narod.ru/olderfiles/1/Nemecckii podveska k pechati 05.pdf (дата
обращения 23.02.2020).