Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты внедрения наставничества в организации 8
1.1. Сущностная характеристика наставничества 8
1.2. Виды, формы и функции наставничества 14
1.3. Особенности наставничества на государственной гражданской службе .
1.4. Вопросы внедрения наставничества 26
Глава 2. Наставничество на государственной службе 35
2.1. Анализ деятельности Государственного комитета РТ по закупкам 35
2.2. Анализ кадрового потенциала в Государственном комитете РТ по
закупкам 48
2.3. Анализ системы наставничества в Государственном комитете РТ по
закупкам 51
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию наставничества в организации 58
3.1. Мотивация наставников в Государственном комитете РТ по закупкам ...
3.2. Оценка эффективности наставничества в Государственном комитете РТ
по закупкам 64
Заключение 71
Список литературы 77
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Приоритетом кадровой политики современных организаций в России является привлечение работников востребованных специальностей и молодых кадров. В современных условиях крайне важно обнаружить все ресурсы повышения качества профессиональной подготовки молодёжи, найти оптимальные модели производственного обучения специалистов нового поколения, которые составляют кадровый резерв для всех отраслей экономики, и через 15-20 лет будут обусловливать её развитие.
Актуальность выбранной темы. Средняя продолжительность замещения одной вакансии на госслужбе составляет 3 месяца. Все это время (с момента образования вакансии до момента ее замещения, или даже до момента выхода нового специалиста на полноценный рабочий режим) возрастает нагрузка на сотрудников, выполняющих дополнительные функции. Когда настает момент приема новичка на вакантную должность, его оформляют и предоставляют возможность для самостоятельного освоения особенностей работы органа, структурного подразделения. При этом ожидается, что вновь принятый сотрудник начнет работать максимально продуктивно и без ошибок если не с первого, то со второго дня работы. Если еще раз обратиться к статистике, то увидим, что 11% от уволившихся сотрудников проработали в органе госвласти менее года. С большой уверенностью можно сказать, что причиной этой негативной тенденции является низкое качество адаптации вновь принятых сотрудников - государственных и муниципальных служащих.
Согласно проведенным исследованиям, наиболее востребованной является помощь наставников в вопросах бизнес-планирования (81% предприятий и 75% руководителей предприятий), повышения эффективности менеджмента (64% руководителей предприятий), увеличения продаж/рентабельности (64% предприятий и 64% руководителей предприятий), разработки новых продуктов или процессов (51% предприятий) 2.
Таким образом, очевидна необходимость изменения подходов к адаптации персонала в системе государственного и муниципального управления, в том числе - за счет внедрения традиций наставничества.
Во -вторых, актуальность работы обусловлена в том числе фактом признания научным сообществом государственной службы субъектом управления. Социология управления в качестве социологической теории с развитой методологией предоставляет возможность проанализировать систему подготовки управленческих кадров высшего звена путем внедрения и активного применения технологии наставничества.
В настоящее время Российское Правительство проводит масштабные реформы, направленные на укрепление государства и охватывающие все сферы жизни страны. Среди приоритетных целей - создание системы эффективной и профессиональной государственной службы как главного исполнителя государственных стратегий и задач.
Степень разработанности проблемы. Проблема наставничества относится к области, недостаточно освещенной как в российских, так и зарубежных литературных источниках. Существует достаточное количество трудов, рассматривающих отдельные направления работы с молодёжью (проблемы молодёжной политики, мотивации, адаптации молодых специалистов), однако практически нет трудов и разработок, проецирующих данную проблему на экономическую плоскость. Исследование системы наставничества потребовало обращения к нескольким направлениям научных работ. Изучением трудовых проблем молодёжи занимались российские ученые Я.Астафьев, Л.Вандышев, A. Вечерин, Ю.Вишневский, В.Выборнов, Я.Дидковская, Ж.Дмитриева, Ю.Долженкова, Е.Дунаева, И.Золотова, А.Зуев, И.Ильинский, Е.Ильясов, Д.Карпенко, Е.Климов, И.Королёв, В.Лисовский, Т.Разумова, А.Л.Темницкий, B. Шапко, Уитворт Л., Сэндал М., Уитмор Д. и др.
2 Наставничество как эффективный инструмент развития кадрового потенциала: Материалы региональной научно-практической конференции. Сыктывкар: Управление государственной гражданской службы Республики Коми, 2014. С.99.
Однако научных источников, посвящённых проблеме возрождения системы наставничества как ресурса качественной профессиональной подготовки молодых специалистов крайне мало, и они носят лишь дискуссионный характер. До сих пор в теоретическом плане остаются нерешёнными вопросы работы с молодёжью как особой группы трудовых ресурсов, вовлечённых в проактивную деятельность, направленную на получение экономических результатов.
Объектом исследования выступает наставничество в рамках государственной гражданской службы.
Предметом исследования являются социально-трудовые отношения, способствующие подготовке молодых специалистов государственной гражданской службы в условиях проактивности.
Целью бакалаврской работы является разработка теоретических и практических основ адаптивной подготовки молодых специалистов, создание на базе наставничества способов и методов работы с молодыми специалистами на примере Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам.
Для достижения цели поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть сущностную характеристику наставничества,
- охарактеризовать виды, формы и функции наставничества,
- раскрыть особенности наставничества на государственной гражданской службе,
- рассмотреть вопросы внедрения наставничества,
Теоретической и методологической основой исследования послужили положения фундаментальных трудов российских и зарубежных учёных по вопросам работы с молодёжью, организации проактивной адаптации, подготовки молодых специалистов, планирования и развития профессиональной карьеры, формирования кадрового резерва, принципы и методы непрерывной профессиональной подготовки персонала, законодательные и нормативные положения, собственные методологические и практические работы автора.
Основные методы исследования. В процессе исследования применялись методы: общенаучные - анализ литературы по экономике труда, методических материалов по подготовке молодых специалистов; теоретическое осмысление, логический и сравнительный анализ, обобщение передового опыта по подготовке молодых специалистов; эмпирические исследования, позволившие выявить необходимые направления работы с молодыми специалистами, анкетные опросы, наблюдение, интервьюирование, экспертная оценка.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
Система наставничества определяется как процесс, обеспечивающий личностно-значимое восхождение молодого специалиста к профессионализму, на основе творческой проактивности, отношения к труду, внутренней мотивации. Наряду с этим, наставничество является системным явлением, характеризующимся отношением между его компонентами, сохраняющими стабильность в ходе преобразования и развития.
В адаптационный период перед молодыми специалистами стоят вопросы детализации, уточнения задач трудовой деятельности, социально-психологические вопросы по определению профессиональных возможностей. Специфическими наставническими функциями являются: обучение, помощь и пример в адаптационном процессе молодого специалист.
Результативность и эффективность деятельности органов государственной власти во многом зависит от способности государственных гражданских служащих интегрировать новые знания и умения в практическую деятельность, развивать профессионально-значимые качества личности. Впервые поступая на государственную гражданскую службу, чиновники сталкиваются с рядом проблем: неуверенность в правильности своих действий, недостаточное знание особенностей деятельности в конкретной структуре аппарата, пробелы в знании законодательства. Наставничество призвано целенаправленно ввести молодого сотрудника в служебный коллектив, обеспечить его профессиональное становление для успешного выполнения служебных обязанностей.
Наставничество нацелено на развитие личностных и профессиональных качеств и навыков молодых специалистов госслужбы.
Объектом изучения является Государственный комитет Республики Татарстан по закупкам.
Государственный комитет Республики Татарстан по закупкам является исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан межотраслевой компетенции, уполномоченным на осуществление функций по обеспечению реализации государственной политики в сфере закупок товаров, работ, услуг для нужд Республики Татарстан.
В Госкомитете по закупкам созданы все предпосылки для формирования собственных традиций, устойчивого формирования у сотрудников системы ценностей и определенного мотивационного ядра личности. Низкая текучесть кадров свидетельствует об определенном соответствии результатов работы ожиданиям людей, о сформированности коллектива, благоприятной атмосфере в организации.
К проблемам наставничества можно отнести механизм выбора наставника, способы его мотивации и оценку эффективности наставничества.
Наставничество является актуальной и востребованной кадровой технологией - эта гипотеза была положена в основу исследования сотрудников Госкомитета по закупкам.
Руководству Госкомитета необходимо создавать возможности и условия для взаимодействия наставников с подопечными.
Успеху осуществления наставничества будет способствовать учет формальных требований, которым должен соответствовать наставник.
Наличие необходимого опыта - ключевое качество наставников.
Ключевым направлением в кадровой политике Госкомитета должно стать содействие закреплению молодых перспективных кадров через тиражирование успешного опыта наставничества и внедрение данной кадровой технологии в практику управления персоналом. После принятия решения о внедрении института наставничества в организации требуется определить цели и задачи, которые будут поставлены перед потенциальными наставниками, а также перечень результатов, достижение которых они должны обеспечить, работая со своими подопечными.
Цель наставничества в Госкомитете заявлена следующим образом - оказать практическую помощь госслужащим в приобретении необходимых профессиональных навыков и опыта работы.
Для достижения данной цели наставники призваны решать следующие задачи:
- минимизировать адаптационный период сотрудников, приступивших к прохождению муниципальной службы, работе в Госкомитете;
- ускорить процесс профессионального становления сотрудников;
- сформировать у наставляемых сотрудников способность самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные на них функциональные обязанности;
- содействовать усвоению подопечными норм организационной культуры и этического поведения муниципального служащего.
В зависимости от поставленных задач и уровня развития компетенций наставляемого сотрудника наставничество может длиться от трех до шести месяцев.
Итак, разработаем мероприятия по наставничеству в Госкомитете по закупкам.
1. Пример памятки о выполнении обязанностей наставника
2. Пособие «Первые шаги» предназначено для лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
3. Список нормативных правовых актов, обязательных для ознакомления лицом, в отношении которого осуществляется наставничество.
4. Организация вводной лекции для лиц, впервые поступивших на гражданскую службу.
5. Создание Интернет-форумов с ответами на часто задаваемые вопросы.
6. Организация рабочего места лица, в отношении которого осуществляется наставничество, в одном кабинете с наставником.
7. Использование методов проектного наставничества.
8. Проведение обзорной экскурсии по зданию Госкомитета по закупкам.
9. Проведение индивидуальных занятий.
10. Формирование пула лучших наставников.
11. Проведение ежегодного конкурса «Лучший наставник Госкомитета».
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)// Собрание законодательства РФ. - 2002. - N 1 (ч. 1). - Ст. 3.
2. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 03.04.2017) "О государственной гражданской службе Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ. - 2004. - N 31. - Ст. 3215.
Публикации
3. Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды : монография/ В.В, Авдеев - М.: Финансы и статистика. 2015. - 544 с.
4. Аширов Д.А. Трудовая мотивация монография. - М.: Т.К. Велби, Проспект, 2015. - 448 с.
5. Баженова Е. Как оценить работника за одну встречу. - М.: АСТ, 2014. - 192с.
6. Белов В.Т., Смольков В.Г. Исследование систем
управления:методич.пособие. зд. 2-е, испр. и доп. - М.: Луч, 2016. - 245 с.
7. Берщаков П.В., Трененков Е М. Управление потенциалом персонала. Предпринимательский подход: метод.материалы. - М : Т.К .Велби, 2016. - 144 с.
8. Борисова Л.Г. Организационный дизайн: современные концепции
управления: мето. пособие - М.: Дело. 2016. - 400 с.
9. Букович У. Управление знаниями: руководство к действию: пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 504 с.
10. Горшкова Е.Г., Бухаркова О.В. Коуч-наставничество, как инструмент развития бизнеса / Е.Г. Горшкова, О.В. Бухаркова // Практическое руководство. - СПб.: Речь, 2016. - 144 с.
11. Гришина Н. В. Я и другие. Общение в производственном коллективе / Н. В. Гришина. - Л. :Лениздат, 1990. - 171 с.
12. Джиоева Ф.А. и др. Новая ступень развития HR-менеджмента нефтегазовых компаний: Наставничество как эффективная форма развития персонала: Раздел 25 коллективной монографии. / Ф.А.Джиоева. - Монография.- М.: Издательский центр РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина, 2013. -317с.
13. Джиоева Ф.А., Еремина И.Ю., Погребняк Н.В.Труд персонала: аудит кадров, дуальность и непрерывность их обучения: Монография. / Ф.А.Джиоева. Берлин, Германия: Изд-во: Lambert Academic Publishing, 2014. - 206с.
14. Джиоева Ф.А., Еремина И.Ю., Симонова И.Ф. Приоритетность в адаптации, обучении и наставничестве молодых кадров / Ф.А.Джиоева. Монография. - Берлин, Германия: Изд-во: Lambert Academic Publishing, 2014. -209с.
15. Зайцев А. К. Социальный конфликт. — М.: Aсademia, 2014. - 323 с.
16. Клищ Н.Н., Январев В.А. Наставничество на государственной службе - новая технология профессионального развития государственных служащих (зарубежный и российский опыт наставничества на государственной службе): Препринт WP8/2014/01. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. - 64 с.
17. Кондратьев Э.В. Теория и практика развития управленческого персонала предприятия. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2012. - 396 с.
18. Максвелл Д. Наставничество 101 / Пер. с англ. Герасимчик Ю. И. - Минск: «Попурри». - 2009. - 160 с.
19. Менеджмент. Практикум: Учеб. пособие / Под ред. T.B. Ивановой. - М.: Изд-во Юнити-Дана, 2014. - С. 10.
20. Милгром П. Экономика, организация и менеджмент / П. Милгром. СПб.: Экономическая школа, 2013. - 517 с.
21. Оксинойд К. Э., Розина Е. В. Управление персоналом: теория и практика. Управление социальным развитием и социальная работа с персоналом организации; Проспект - Москва, 2013. - 674 с.
22. Пигоров Г. С. Креатология и интеллектуальные технологии инновационного развития / Г. С. Пигоров, В. П. Козинец и др. - Днепропетровск : Пороги, 2003. - 502 с.
23. Регулирование социально-экономических и политических процессов России: история и современность: монография /под ред. Н.Р. Балынской. СПб.: ИНФО-да, 2014. - 171 с.
24. Реймаров Г.А. Комплексная оценка персонала. - М.: Изд-во ЛКИ, 2014.
25. Современная модель эффективного бизнеса: монография / под ред. С.С.Чернова. Книга 10. Новосибирск: СИБПРИНТ, 2012. - 189 с.
26. Щекин Г.В. Теория и практика управления персоналом. - М.: МАУП. 2015. - 257с.
27. Юнг К.Г. Подход к бессознательному. - М.: Директ-Медиа, 2012. - 165с.
28. Яконтова. Е.С. Эффективные технологии управления персоналом. - СПб.: Питер. 2015- 272 с.
29. Станиславская И.Г. Малкина-Пых И.Г. Психология. Основные отрасли. Учебн. пос. - М.: Человек, 2014. - 324 с.
30. Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации. (Серии “Библиотека журнала «Управление персоналом») —М.: ЗАО “Бизнес-школа “Интел-Синтез”, 2012. - 368с.
Периодическая печать
31. Анкудинов И.И. Объективные и субъективные конфликты в организациях // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - № 12. - С.89.
32. Аранжин В.В. Анализ использования и развития концепции управления человеческими ресурсами на российских предприятиях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2016. - № 7. - С.114.
33. Аранжин В.В. Портрет современного менеджера по персоналу // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2016. - № 10. - С.78.
34. Багракова А.А. Наставничество в организации // Управление развитием персонала. - 2013. - № 4. - С. 10-16.
35. Бахарева Т. В. Неявное Знание и его использование в фирме //вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. -
2012. - №. 4 (43). С. 39
36. Бачин Д.А. Модель компетенций в управлении персоналом // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 3. - С.64.
37. Бачин Д.А. Обзор современных методов оценки эффективности обучения персонала // «Современные научные исследования и инновации. - № 23. -
2013. - С.32.
38. Брод Роб Коучинг и наставничество в профессиональном развитии
менеджеров: проблемы и возможности // Университетское управление:
практика и анализ. - 2015. - № 7. - С. 57-64.
39. Гелета И.В., Калинская Е.С. Управление персоналом и регулирование рынка труда организации // Экономика: теория и практика. - 2017. - № 1 (13). - С. 54-58.
40. Голенков А.В. Удовлетворенность работой и терминальные ценности у сотрудников // Экономика и жизнь. - 2015. - № 11. - С. 137-146.
41. Джиоева Ф.А., Еремина И.Ю. Интеграция системы наставничества в процесс производственной организации // Нефть, газ и бизнес. - 2013. -№ 3. - С.46-52.
42. Джиоева Ф.А., Еремина И.Ю. Система работы с молодыми специалистами в производственных организациях // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом.-2014.- № 7. - С.30-36.
43. Джиоева Ф.А., Еремина И.Ю. Управление внутрикорпоративной карьерой молодых специалистов через систему наставничества // Нефть, газ и бизнес. - 2013.-№ 11. - С.60- 65.
44. Долгушева А. Н.,К В. М., Сергиенко Е. И. Наставничество как педагогический феномен: история и современность //Вестник Омского университета. - 2013. - №. 4 (70). C. 32
45. Елисеева Л.А. Наставничество и сторителинг как эффективные способы трансляции неявного знания // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2014.
- № 1. - С. 46-49.
46. Ермоленко В. В., Ланская Д. В., Стрелков В. С. Документирование процесса накопления знаний и развитие интеллектуального человеческого капитала //Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2015. - №. 1.- С.90.
47. Закаблуцкая Е.А. Обучение персонала коммерческих организа- ций: проблемы и решения // Вестник РУДН, серия «Социология». - 2014. - №3. - С. 76-81.
48. Звонников В.И. Профессиональный стандарт менеджера по управлению персоналом - от требований работодателей к результатам обучения // Поворот к практике. - 2014. - С. 2-8.
49. Иванова Л.Л. Наставничество на государственной гражданской службе: институциональный аспект // Государственное и муниципальное управления. Ученые записки СГАГС. - 2012 - № 4. - С. 130-138.
50. Карпушин Е.С., Дорохова Л.Ю. Инновационные методы управления
персоналом и их значение в обеспечении конкурентоспособности организации / Е.С.Карпушин // Биржа интеллектуальной собственности. - 2015. - № 6. - С.
37-42.
51. Кожевникова Е.А. Анализ эффективности использования персонала предприятия // Планово-экономический отдел. - 2017. - №8. - С.112.
52. Козлов А.Б., Ронжина Л.Г., Аверин А.В. Традиции наставничества // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Чебоксары, - 2016. - С. 55-59.
53. Коргова М.А. Деятельность кадровых служб в современных организациях и направления ее совершенствования // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2012. - №1. - С. 191-196.
54. Лукаш Ю.А. Начальники подчиненные: кто есть кто, взаимоотношения и конфликты // Флинта. - 2012. - С.65.
55. Лукьянова, В. В. Многоплановость понятия рынка труда как составляющая его регулирования // Основы экономики, управления и права. — 2013. -№ 5 (11). — С. 82-86.
56. Малахова О.В., Лозинская С.И. Наставничество в системе государственной гражданской службы Российской Федерации (региональный опыт) // Вестник государственного и муниципального управления. - 2015. - №1. - С. 82-90.
57. Малик Е.Н., Мельников А.В. Становление политической субъектности российской молодежи в условиях современности // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. - № 2(38). - С.70 - 76.
58. Маюров Н.П., Трофимова Т.А. Роль традиций в профессионально-нравственном воспитании сотрудника органов внутренних дел // Пробелы в российском законодательстве. - 2014. - №2. - С. 285-287.
59. Мельчакова Л.Ю., Шарапова В.М. Национальные особенности рынка труда России // Достойный труд - основа стабильного общества. Екатеринбург, 2012. С. 43-46.
60. Никулина В.А. Повышение эффективности управления: критерии и направления // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 5.- С.73.
61. Ремезов В.Г. Методы решения конфликтов в организации и их влияние на эффективность труда // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2015. - № 11. - С.98.
62. Ронжина Л.Г., Аверин А.В. Наставничество как одна из форм воспитания и обучения молодого специалиста на рабочем месте // Сестринское дело и высшее сестринское образование в XXI веке. Проблемы и перспективы: труды междунар. науч.-практ. конф. (27-28 апреля 2015 г., СПб., СПбГМА им. И.И. Мечникова).
63. Ронжина Л.Г., Аверин А.В. Обучение и наставничество персонала // Третий съезд психиатров, наркологов и психотерапевтов Чувашской Республики: тез. докл. - Чебоксары, 2015. - С. 303-306.
64. Русакова Н.В. Требования работодателей к компетенциям HR - менеджера / Н.В. Русакова, Е.В. Сухорукова // Материалы Междунар. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, проводимой в рамках II Междунар. форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Управляем будущим!» - Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Новосибирск. - 2014. - С. 124-125.
65. Симонова М.В. Тенденции развития компетенций и квалификаций менеджеров по персоналу // Управление. - 2013. - №2. - С. 100-103.
66. Синева Н.Л., Яшкова Е.В. Инновационные подходы к развитию персонала в контексте управления знаниями // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - №7-4. - С.648-651.
67. Сорочайкин, А. Н. К построению общей теорией управления персоналом // Вестник Самарского государственного университета. — 2012. — № 1 (92). — С. 98-107.
68. Урмина И.А., Горелова Н.Н. Наставничество, его значение в истории и современности // Социальная политика и социология. - 2014. - № 7. - С. 85-94.
69. Фролова А.В. Роль наставничества в процессе прохождения испытательного срока // Менеджмент сегодня. - 2012. - № 6. - С. 22-23.
70. Шанарова Ю. А. Внедрение института наставничества на государственной гражданской службе // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 371-375..
71. Шарапова В.М. Формирование маркетинговых стратегий в организациях // Экономика перерабатывающих предприятий. - 2016. - № 7. - С. 61-63.
72. Шарапова Н.В., Амонова З.С. Особенности управления персоналом // Современные научные исследования и инновации.- 2017. - № 3. - С.90.
73. Шестакова К.А. Условия и направления проектирования социального развития персонала организации // Современные научные исследования и инновации. - 2013. - № 6. - С.83.
74. Шишов Р.А. Компетенции как критерии оценки кандидата в наставники и деятельности наставника // Управление развитием персонала. - 2012. - № 2. - С. 3-5.
75. Щевьева А. А. Наставничество как элемент системы повышения эффективности использования кадровых ресурсов предприятия //Сервис в России и за рубежом. - 2014. - №. 3.- C. 41
76. Эсаулова И.А. Новые роли менеджера по персоналу: будущее профессии и образовательный стандарт нового поколения // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. социально-экономические науки. - 2014. - №11. - С. 106-116.
77. Яшкова Е.В., Заусайлова П.Ю. Применение диагностического анализа как средства повышения эффективности кадровой политики организации // Современные научные исследования и инновации. - 2017. - № 2. - С.87.
78. Яшкова Е.В., Синева Н.Л. Опыт разработки профориентационного курса в электронной образовательной среде Moodle в педагогическом вузе // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 51-3. - С. 306-313.
Электронные ресурсы
79. Бухаркова О. Внедрение наставничества [Электронный ресурс]. - URL: http://www.management.ru. (дата обращения: 11.06.2017).
80. Метдический инструментарий по применению наставничества на государственной гражданской службе (утв. Минтрудом России 18 ноября 2013 г.) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru(дата обращения: 28.05.2017).
81. Теплов А.О. Методы оценки эффективности наставничества // Государственное управление. Электронный вестник. 2011. Вып 28. Сентябрь [электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/download/34834267.pdf(Дата обращения: 11.03.2017).
82. Сулейманова Н. Как сделать наставничество эффективным //
Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом). 2012 г. № 9
[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru(дата обращения: 28.05.2017).
Иностранная литература
83. Belle R. Ragins, John L. ^АЦП,Janke S. Miller Marginal Mentoring: The Efferts of Type of Mentor, Quality of Relationship, and Program Design on Work and Сareer Attitudes // Aсademy of Management Journal. 2000. vol. 43. № 6.
84. Brockbank A., McGill I. Facilitating reflective learning through mentoring and coaching. Kogan Page Ltd USA, 2014.
85. Clutterbuck, D. How formal should your mentoring programme be? / Mentors and Mentees - The Competence Conundrum / Developing Mentor Competencies/ Evaluating Mentoring, 2005
86. Souba W.W. (2000) The essence of mentoring in academic surgery. J Surg Oncol 75 Oxley J. (2004)