Повышение эффективности бизнес - планирования (на примере ОАО «Аромат»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС -ПЛАНИРОВАНИЯ 7
1.1 Бизнес - планирование: сущность, цели, задачи 7
1.2 Бизнес-планирование - важнейший инструмент принятия
эффективных управленческих решений 12
1.3 Бизнес план - итоговый документ финансового планирования
предприятия и этапы его составления 19
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «АРОМАТ» 27
2.1 Краткая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ОАО
«Аромат» 27
2.2 Анализ организации бизнес - планирования на предприятии по видам выпускаемой продукции 38
2.3. Анализ исполнения бизнес-планирования 49
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БИЗНЕС - ПЛАНИРОВАНИЯ НА ОАО «АРОМАТ» 58
3.1 Проблемы системы бизнес - планирования на ОАО «Аромат» 58
3.2. Предложения для совершенствования системы бизнес - планирования . 65
Заключение 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 87
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС -ПЛАНИРОВАНИЯ 7
1.1 Бизнес - планирование: сущность, цели, задачи 7
1.2 Бизнес-планирование - важнейший инструмент принятия
эффективных управленческих решений 12
1.3 Бизнес план - итоговый документ финансового планирования
предприятия и этапы его составления 19
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «АРОМАТ» 27
2.1 Краткая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ОАО
«Аромат» 27
2.2 Анализ организации бизнес - планирования на предприятии по видам выпускаемой продукции 38
2.3. Анализ исполнения бизнес-планирования 49
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БИЗНЕС - ПЛАНИРОВАНИЯ НА ОАО «АРОМАТ» 58
3.1 Проблемы системы бизнес - планирования на ОАО «Аромат» 58
3.2. Предложения для совершенствования системы бизнес - планирования . 65
Заключение 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 87
ПРИЛОЖЕНИЯ
Зарубежная практика управлением предприятиями, достигшими значительного успеха в бизнесе, среди множества применяемых методов менеджмента использует бизнес-планирование. Руководители этих предприятий освоили основные методологические подходы к бизнес - планированию и эффективно реализуют заложенную в них системную логику в повседневной управленческой деятельности.
В настоящее время неоспоримым аргументом является то, что создание и постоянное совершенствование продуманной системы бизнес - планирования позволяет руководителю координировать различные хозяйственные функции, рационально использовать имеющиеся ресурсы, оценивать нехватку денежных ресурсов и предусматривать пути дополнительного финансирования.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в последнее время в стране появился пристальный интерес к составлению бизнес-планов отдельных организаций и предприятий. Однако в публикациях по вопросам определения места бизнес-плана в системе планирования предприятия и его коммуникации с другими планами предприятия фактически не рассмотрены.
В рыночной экономике предприниматели не будут в состоянии добиться устойчивого успеха, если не будут планировать деятельность, постоянно собирать и накапливать информацию о целевых рынках, о перспективах и возможностях как собственных, так и конкурентов. В случае разнообразия форм предпринимательства имеются ключевые положения, применимые фактически во всех областях деловой активности для различных фирм. Необходимо своевременно обходить потенциальные трудности и опасности, снижая риски в достижении поставленных целей.
Бизнес-план считается одним из самых важных элементов планирования внутри организации. Данный план характеризует процесс, наглядно демонстрирует то, каким образом функционирует предприятие, и как руководители достигают поставленных задач, в первую очередь - максимизации прибыли компании. Бизнес-план - это подробный структурированный документ, продуманный и тщательно подготовленный менеджерами, описывающий то, какую цель преследует предприятие, как оно добьется этой цели, и как все будет выглядеть после выполнения поставленных задач.
Тщательно разработанный бизнес - план нового предприятия или локального мероприятия может помочь в привлечении необходимого капитала, оценке будущих перспектив организации бизнеса и сравнении текущего состояния дел с ранее запланированными цифрами. Из-за меньшей неопределенности более высокий процент успеха имеет приобретение уже существующих фирм или технологий и расширение действующего производства.
Умение составлять эффективные бизнес-планы на сегодняшний день становится актуальным по следующим причинам:
- в экономику приходит новое поколение предпринимателей, многие из них никогда не руководили какой-либо коммерческой структурой, и поэтому они очень плохо представляют себе весь круг ожидающих их проблем, особенно в рыночной экономике;
- опытные руководители встают перед необходимостью иначе рассматривать свои предстоящие мероприятия и готовиться к борьбе с сильными конкурентами, в которой не бывает мелочей, из-за изменения хозяйственных проблем;
- для того, чтобы добиться роста инвестиций и подъема экономики, нужно уметь обосновывать свои заявки и доказывать инвесторам жизнеспособность и реальность своих планов.
Необходимо провести анализ методики разработки бизнес-плана и разработать подходы к проблеме в условиях рыночной экономики. Все вышеизложенное определяет актуальность рассматриваемой темы.
Целью дипломной работы является анализ бизнес - планирования по производству товаров нескольких видов: «Собственная торговая марка», «Серийная продукция», «Контрактное производство», проведение анализа основных показателей эффективности бизнес - планирования на предприятии ОАО «Аромат».
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- Изучить сущность, цели и задачи бизнес планирования;
- Рассмотреть бизнес-планирование в рамках важнейших инструментов принятия эффективных управленческих решений;
- Изучить бизнес - план как итоговый документ финансового планирования предприятия и этапы его составления;
- Дать краткую характеристику финансово - хозяйственной деятельности ОАО «Аромат»;
- Изучить характеристику инструментов и механизмов бизнес - планирования на предприятии;
- Провести план - факт анализ как метод оценки эффективности бизнес - планирования на ОАО «Аромат»;
- Изучить проблемы системы бизнес планирования на ОАО «Аромат»;
- Разработать мероприятий по совершенствованию системы бизнес - планирования;
Объектом исследования в дипломной работе является ОАО «Аромат».
Предмет исследования - повышение эффективности бизнес - планирования в организации.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений к работе. Для раскрытия исследуемой темы были использованы современные публикации, работы известных финансистов, экономистов и иных специалистов, которые обращались к вопросу повышения эффективности бизнес-планирования, такие как: Фадеева Г.Д., Гребнев А.И., Абрамс Р. и другие. В работе использовались данные годовых отчетов организации за 2014 - 2016 годы.
Методологической основой исследования явились методы общенаучного познания: наблюдение, сравнение и описание, систематизация и логически познавательное осмысление, группировка, а также традиционные приемы экономического анализа.
Дипломная работа содержит 76 листов машинописного текста, 31 таблица, 6 рисунков, 53 литературных источника.
В настоящее время неоспоримым аргументом является то, что создание и постоянное совершенствование продуманной системы бизнес - планирования позволяет руководителю координировать различные хозяйственные функции, рационально использовать имеющиеся ресурсы, оценивать нехватку денежных ресурсов и предусматривать пути дополнительного финансирования.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в последнее время в стране появился пристальный интерес к составлению бизнес-планов отдельных организаций и предприятий. Однако в публикациях по вопросам определения места бизнес-плана в системе планирования предприятия и его коммуникации с другими планами предприятия фактически не рассмотрены.
В рыночной экономике предприниматели не будут в состоянии добиться устойчивого успеха, если не будут планировать деятельность, постоянно собирать и накапливать информацию о целевых рынках, о перспективах и возможностях как собственных, так и конкурентов. В случае разнообразия форм предпринимательства имеются ключевые положения, применимые фактически во всех областях деловой активности для различных фирм. Необходимо своевременно обходить потенциальные трудности и опасности, снижая риски в достижении поставленных целей.
Бизнес-план считается одним из самых важных элементов планирования внутри организации. Данный план характеризует процесс, наглядно демонстрирует то, каким образом функционирует предприятие, и как руководители достигают поставленных задач, в первую очередь - максимизации прибыли компании. Бизнес-план - это подробный структурированный документ, продуманный и тщательно подготовленный менеджерами, описывающий то, какую цель преследует предприятие, как оно добьется этой цели, и как все будет выглядеть после выполнения поставленных задач.
Тщательно разработанный бизнес - план нового предприятия или локального мероприятия может помочь в привлечении необходимого капитала, оценке будущих перспектив организации бизнеса и сравнении текущего состояния дел с ранее запланированными цифрами. Из-за меньшей неопределенности более высокий процент успеха имеет приобретение уже существующих фирм или технологий и расширение действующего производства.
Умение составлять эффективные бизнес-планы на сегодняшний день становится актуальным по следующим причинам:
- в экономику приходит новое поколение предпринимателей, многие из них никогда не руководили какой-либо коммерческой структурой, и поэтому они очень плохо представляют себе весь круг ожидающих их проблем, особенно в рыночной экономике;
- опытные руководители встают перед необходимостью иначе рассматривать свои предстоящие мероприятия и готовиться к борьбе с сильными конкурентами, в которой не бывает мелочей, из-за изменения хозяйственных проблем;
- для того, чтобы добиться роста инвестиций и подъема экономики, нужно уметь обосновывать свои заявки и доказывать инвесторам жизнеспособность и реальность своих планов.
Необходимо провести анализ методики разработки бизнес-плана и разработать подходы к проблеме в условиях рыночной экономики. Все вышеизложенное определяет актуальность рассматриваемой темы.
Целью дипломной работы является анализ бизнес - планирования по производству товаров нескольких видов: «Собственная торговая марка», «Серийная продукция», «Контрактное производство», проведение анализа основных показателей эффективности бизнес - планирования на предприятии ОАО «Аромат».
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- Изучить сущность, цели и задачи бизнес планирования;
- Рассмотреть бизнес-планирование в рамках важнейших инструментов принятия эффективных управленческих решений;
- Изучить бизнес - план как итоговый документ финансового планирования предприятия и этапы его составления;
- Дать краткую характеристику финансово - хозяйственной деятельности ОАО «Аромат»;
- Изучить характеристику инструментов и механизмов бизнес - планирования на предприятии;
- Провести план - факт анализ как метод оценки эффективности бизнес - планирования на ОАО «Аромат»;
- Изучить проблемы системы бизнес планирования на ОАО «Аромат»;
- Разработать мероприятий по совершенствованию системы бизнес - планирования;
Объектом исследования в дипломной работе является ОАО «Аромат».
Предмет исследования - повышение эффективности бизнес - планирования в организации.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений к работе. Для раскрытия исследуемой темы были использованы современные публикации, работы известных финансистов, экономистов и иных специалистов, которые обращались к вопросу повышения эффективности бизнес-планирования, такие как: Фадеева Г.Д., Гребнев А.И., Абрамс Р. и другие. В работе использовались данные годовых отчетов организации за 2014 - 2016 годы.
Методологической основой исследования явились методы общенаучного познания: наблюдение, сравнение и описание, систематизация и логически познавательное осмысление, группировка, а также традиционные приемы экономического анализа.
Дипломная работа содержит 76 листов машинописного текста, 31 таблица, 6 рисунков, 53 литературных источника.
Рассмотрев теоретические аспекты финансового планирования, проанализировав систему финансового планирования на ОАО «Аромат», можно сделать несколько обобщающих выводов.
В первой главе данной работы были описаны сущность, цели, задачи бизнес - планирования и бизнес - плана. Существуют различные подходы к определению понятия «бизнес - планирование». Обобщая мнения множества авторов можно предложить следующее определение: «Бизнес - планирование - это самостоятельный вид плановой деятельности, заключающейся в выработке действий для осуществления целей и непосредственно связанной с предпринимательством».
Цели бизнес - планирования специфичны для каждого предприятия, однако общей для всех целью является необходимость долговременного или краткосрочного планирования, которое осуществляется на базе изучения потребностей рынка и принятия решений по его дальнейшему освоению, собственному развитию фирмы.
Во второй главе был проведен анализ финансово - хозяйственной деятельности ОАО «Аромат». Проведение всестороннего анализа деятельности ОАО «Аромат» в период с 2014 по 2016 год позволяет сказать о появлении некоторых проблем в деятельности предприятия в 2016 году, которые связаны с относительно низким значением чистой прибыли, что сказывается на рентабельности предприятия. Показатели финансовой устойчивости и ликвидности также ниже нормы, так как размер краткосрочных обязательств организации высок.
Анализ системы бизнес - планирования позволил сделать вывод о том, что предприятие имеет недостаточно сформированную систему планирования.
Недостатком финансового планирования является условность расчетов, так как существует необоснованные отклонения фактических значений от плановых.
Недостаток также в том, что не подводятся обобщающие итоги, на основе промежуточных таблиц не составляются конечные формы, например, такие как, «Бюджет движения денежных средств», «Инвестиционный бюджет» и «Прогнозный баланс».
Вследствие вышеизложенных недостатков плановые показатели являются условными и необоснованными. Такая условность сводит на нет достоверность плана и создает проблемы для адекватного контроля за его исполнением.
Проведенный анализ системы мониторинга за отклонениями, принятой на ОАО «Аромат», показал, что данная система мало проработана, ее низкая эффективность обусловлена характером самого финансового планирования.
Условность расчетов, используемых при планировании показателей, приводит к тому, что достаточно сложно объективно оценить отклонения и причины их возникновения.
В третьей главе были предложены пути совершенствования эффективности бизнес - планирования. Рекомендации разрабатывались в двух направлениях - совершенствование системы финансового планирования и внесение изменений в систему мониторинга за отклонениями от плана.
Рекомендации для системы бизнес - планирования заключаются в следующем:
1) применение нового расчета планирования оптимальной цены на прогнозируемый период;
2) использование для целей финансового планировании ОАО «Аромат» завершающих бюджетных форм - «Инвестиционный бюджет», «Бюджет движения денежных средств», «Прогнозный баланс»;
3) применение алгоритма действий при выявлении отклонений;
4) сокращение временного промежутка между обнаружением угрозы и принятием управленческих решений;
5) предоставление руководителю планового отдела более широких полномочий в принятии решении при выявлении отклонений в процессе мониторинга, что позволит освободить директора предприятия от выполнения данных обязанностей и рутинной работы.
Подводя итог, можно сказать, что использование предприятием разработанных рекомендаций не потребует дополнительных финансовых вложений, однако повысит эффективность системы финансового планирования и принесет определенные экономические выгоды.
В первой главе данной работы были описаны сущность, цели, задачи бизнес - планирования и бизнес - плана. Существуют различные подходы к определению понятия «бизнес - планирование». Обобщая мнения множества авторов можно предложить следующее определение: «Бизнес - планирование - это самостоятельный вид плановой деятельности, заключающейся в выработке действий для осуществления целей и непосредственно связанной с предпринимательством».
Цели бизнес - планирования специфичны для каждого предприятия, однако общей для всех целью является необходимость долговременного или краткосрочного планирования, которое осуществляется на базе изучения потребностей рынка и принятия решений по его дальнейшему освоению, собственному развитию фирмы.
Во второй главе был проведен анализ финансово - хозяйственной деятельности ОАО «Аромат». Проведение всестороннего анализа деятельности ОАО «Аромат» в период с 2014 по 2016 год позволяет сказать о появлении некоторых проблем в деятельности предприятия в 2016 году, которые связаны с относительно низким значением чистой прибыли, что сказывается на рентабельности предприятия. Показатели финансовой устойчивости и ликвидности также ниже нормы, так как размер краткосрочных обязательств организации высок.
Анализ системы бизнес - планирования позволил сделать вывод о том, что предприятие имеет недостаточно сформированную систему планирования.
Недостатком финансового планирования является условность расчетов, так как существует необоснованные отклонения фактических значений от плановых.
Недостаток также в том, что не подводятся обобщающие итоги, на основе промежуточных таблиц не составляются конечные формы, например, такие как, «Бюджет движения денежных средств», «Инвестиционный бюджет» и «Прогнозный баланс».
Вследствие вышеизложенных недостатков плановые показатели являются условными и необоснованными. Такая условность сводит на нет достоверность плана и создает проблемы для адекватного контроля за его исполнением.
Проведенный анализ системы мониторинга за отклонениями, принятой на ОАО «Аромат», показал, что данная система мало проработана, ее низкая эффективность обусловлена характером самого финансового планирования.
Условность расчетов, используемых при планировании показателей, приводит к тому, что достаточно сложно объективно оценить отклонения и причины их возникновения.
В третьей главе были предложены пути совершенствования эффективности бизнес - планирования. Рекомендации разрабатывались в двух направлениях - совершенствование системы финансового планирования и внесение изменений в систему мониторинга за отклонениями от плана.
Рекомендации для системы бизнес - планирования заключаются в следующем:
1) применение нового расчета планирования оптимальной цены на прогнозируемый период;
2) использование для целей финансового планировании ОАО «Аромат» завершающих бюджетных форм - «Инвестиционный бюджет», «Бюджет движения денежных средств», «Прогнозный баланс»;
3) применение алгоритма действий при выявлении отклонений;
4) сокращение временного промежутка между обнаружением угрозы и принятием управленческих решений;
5) предоставление руководителю планового отдела более широких полномочий в принятии решении при выявлении отклонений в процессе мониторинга, что позволит освободить директора предприятия от выполнения данных обязанностей и рутинной работы.
Подводя итог, можно сказать, что использование предприятием разработанных рекомендаций не потребует дополнительных финансовых вложений, однако повысит эффективность системы финансового планирования и принесет определенные экономические выгоды.
Подобные работы
- ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2016



