Введение
1. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ПРОЦЕССЕ
СОЗДАНИЯ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 6
1.1. Сертификационные испытания 6
1.1.1. Принципы проведения измерений 6
1.1.2. Испытание ESC 7
1.1.3. Испытание ELR 7
1.1.4. Испытание ETC 8
1.2. Факторы, влияющие на техническое состояние и эксплуатационные
свойства двигателей 9
1.2.1. Природно-климатические факторы 9
1.2.2. Режимы работы двигателей 10
1.2.3. Качество расходных материалов 10
1.3. Влияние условий эксплуатации на топливную экономичность 11
1.3.1. Влияние температуры на расход топлива 11
1.3.2. Влияние режима движения транспортного средства на расход
топлива двигателем 12
1.3.3. Влияние нагруженности машины на расход топлива 13
1.4. Автоматизированные системы испытаний 14
1.5. Алгоритмы и методы управления крутящим моментом двигателя
внутреннего сгорания 22
1.6. Применение нечеткой логики для управления дизельным двигателем24
2. АНАЛИЗ ГИБРИДНОЙ СЕТИ НА ОСНОВЕ НЕЧЕТКОЙ ЛОГИКИ ДЛЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ РЕЙКИ ТНВД 27
2.1 Основные эксплуатационные показатели дизельного двигателя 27
2.2 Построение модели гибридной сети 28
2.3 Определение степеней принадлежности входных параметров для
обучающей выборки 30
2.4 Определение нормированных степеней активности нечетких правил 35
2.5 Проверка адекватности модели на основе нейронной сети 37
2.6 Вывод по главе 41
3. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЙРО-НЕЧЕТКИХ МОДЕЛЕЙ ПРИ
ИССЛЕДОВАНИИ ДИЗЕЛЕЙ 43
3.1 Вычисление крутящих моментов на карданном и коленчатом валу 43
3.2 Построение нейро-нечеткой системы 45
3.3 Реализация гибридной модели в Matlab 54
3.4 Определение погрешности модели 59
3.5 Вывод по главе 61
4. НЕЙРО-НЕЧЕТКАЯ МОДЕЛЬ РАСХОДА ТОПЛИВА ДИЗЕЛЯ ПРИ
РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМАХ ЕГО РАБОТЫ 62
4.1 Построение нейро-нечеткой системы 62
4.2 Определение погрешности гибридной сети 74
4.3 Вывод по главе 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
В связи с высокой актуальностью вопроса экологичности двигателей, а именно поиска путей снижения уровней выбросов вредных газообразных веществ, вредных частиц и дымности, на основе правил ЕЭК ООН №49 был сформирован ГОСТ Р 41.49 - 2003 [1].
Данный ГОСТ служит для сертификации транспортного средства с сертифицированным двигателем, сертификации транспортного средства в отношении его двигателя и сертификации двигателя как отдельного технического агрегата.
Для этого данным ГОСТом предусмотрено проведение сертификационных испытаний. Это такие испытания как:
• ETC - испытательный цикл, состоящий из 1800 последовательных посекундных переходных режимов, применяемых в соответствии с 5.2 [1].
• ESC - испытательный цикл, состоящий из 13 установившихся режимов, применяемых в соответствии с 5.2 [1].
• ELR - испытательный цикл, состоящий из последовательных ступеней нагрузки двигателя при постоянных частотах вращения, применяемых в соответствии с 5.2 [1].
При проведении сертификационных испытаний в целях подтверждения соответствия предельным значениям, выбросы вредных веществ должны быть определены в испытаниях ESC, ELR и ETC.
Дизельные двигатели, оснащенные усовершенствованными системами дополнительной обработки отработавших газов, включая каталитические нейтрали-заторы для удаления NOx и (или) сажевые фильтры, должны быть дополнительно подвергнуты испытанию ETC.
После проведения сертификационных испытаний выносится решение о присвоении соответствующей категории в отношении выбросов вредных веществ двигателем.
Как итог, для повышения экологичности двигателей важна корректная настройка блока управления двигателем, которая позволит повысить как экологичность так и эффективность работы двигателя.
Постановка цели и задачи исследования
Цель работы: повышение экологичности дизеля путем изменения подачи топлива при действии динамических нагрузок.
Задачи:
• Обработка данных эксперимента;
У Формирование данных о передаточном отношении по времени;
У Вычисление крутящих моментов на карданном и коленчатом валу.
• Аппроксимация данных при помощи нейро-нечеткой системы;
• Проверка адекватности полученной модели дизеля на основе гибридной нейронной сети.
Основные положения, выносимые на защиту:
• Алгоритм проектирования и обучения гибридной нейронной сети
• Гибридная нейронная сеть для моделирования режимов работы дизельного двигателя.
Научной новизной работы является:
Нейронечеткая модель расхода топлива дизеля при различных режимах его работы
Целью диссертации является повышение экологичности дизеля путем изменения подачи топлива при действии динамических нагрузок.
Для реализации поставленной цели был выполнен анализ требований к эко-логичности дизелей согласно ГОСТ Р 41.49 - 2003. Изучены факторы, влияющие на техническое состояние и эксплуатационные свойства двигателей, а также влияние условий эксплуатации на топливную экономичность. После изучения автоматизированных систем испытаний, алгоритмов и методов управления крутящим моментом двигателя внутреннего сгорания для решения поставленной задачи был выбран метод, заключающийся в разработке гибридной сети на основе нечеткой логики для управления дизельным двигателем.
Далее был проведен анализ гибридной сети на основе нечеткой логики для определения величины перемещения рейки ТНВД, по результатам исследования выявлена высокая точность гибридной модели и возможность получения управляющего воздействия для любых значений входных переменных из заданного диапазона. Это позволило определить возможность использования гибридной модели в качестве основы при определении расхода топлива при воздействии динамических нагрузок и получения поверхности вывода по двум основным входным параметрам (частоте вращения дизеля и крутящему моменту дизеля) для разработки таблицы блока управления двигателем.
Затем была проанализирована возможность использования нейронечеткой модели исследовании дизеля при воздействии динамических нагрузок. В связи с недостаточной точностью использованной модели было принято решение об улучшении гибридной модели для этой системы за счет увеличения количества функций принадлежности и более детальном их распределении в диапазоне изменений значений.
Следующим шагом была разработана нейронечеткая модель расхода топлива дизеля при различных режимах его работы. Максимальная погрешность от-дельного измерения составила 3,5375%, а средняя погрешность модели 0,4429%, что говорит о высокой точности гибридной модели. По результатам обучения модели была построена поверхность вывода по двум входным параметрам (частоте вращения дизеля и крутящему моменту дизеля). Поверхность имеет гладкий вид, что показывает возможность получения управляющего воздействия для любых значений входных переменных из заданного диапазона и позволяет при составлении таблицы блока управления двигателем избежать завышения значений расхода топлива, вследствие чего удастся повысить экологичность работы дизеля под воз-действием динамических нагрузок.
1. ГОСТ Р 41.49 - 2003. Единообразные предписания, касающиеся сертификации двигателей [Текст]. - Москва: Изд-во стандартов, 2004. - 146 с.
2. Графические средства проектирования и настройки программных систем управления автоматизированными технологическими процессами испытаний силовых установок (автомобильные двигатели и др.) /Е.В. Зубков, А.Х. Хайруллин //Автоматизация и управление в машиностроении: Online журнал, 1999. - № 9. - URL:http: www.stankin.ru.
3. Лоусон Ч. Численное решение задач методом наименьших квадратов /Ч. Лоусон, Р. Хенсон - M.: Наука, 1986.
4. Математическое обеспечение автоматизированных систем исследований и испытаний двигателей внутреннего сгорания /Р.Л. Биктимиров, И.Х. Садыков, А.Х. Хайруллин. - М.: Машиностроение, 1995. - 256 с.: ил.
5. Эксплуатация двигателей внутреннего сгорания: учебное пособие /Б. Л. Охотников. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. - 140 с.
6. Двигатели внутреннего сгорания. В 3 кн. Кн. 3. Компьютерный практикум. Моделирование процессов в ДВС. Учебник для вузов /И.Н. Луканин, М.Г. Шатров, Т.Ю. Кричевская и др.; под ред. И.Н. Луканина и М.Г. Шатрова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2005. - 414 с.: ил.
7. Автоматизированные испытания в авиастроении /Р.И. Адгамов, М.М. Бехреев, И.А. Заляев и др. - М.: Машиностроение, 1989. - 232 с.
8. Дьяченко Н.Х. Теория двигателей внутреннего сгорания /Н.Х. Дьяченко - Л.: Машиностроение, 1974.
9. Двигатели внутреннего сгорания. В 3 кн. Кн. 1. Теория рабочих процес¬сов: Учебник для вузов /В.Н. Луканин, М.Г. Шатров, Т.Ю. Кричевская и др.; под ред. В.Н. Луканина и М.Г. Шатрова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк.,2005.- 414 с.: ил.
10. Двигатели внутреннего сгорания. Кн. 1. Теория рабочих процессов / Под ред. В.Н. Луканина, М.Г. Шатрова. М.: Высшая школа, 2005. 479 с.
11. Герасимов Д.Н., Джавахериан Х., Ефимов Д.В., Никифоров В.О. Ин-жекторный двигатель как объект управления: I. Схема двигателя и синтез матема-тической модели // Известия РАН. Теория и системы управления. 2010. № 5. С. 135-147.
12. Stefanopoulou A.G., Grizzle J.W., Freudenberg J.S. Engine air-fuel ratio and torque control using secondary throttles // Proc. of IEEE Conf, on Decision and Control. 1994. V. 3. P. 2748-2753.
13. Jankovic M., Frischmuth F., Stefanopoulou A., Cook J.A. Torque management of engines with variable cam timing // IEEE Control Systems Magazine. 1998. V.18. N
5. P. 34-42. doi: 10.1109/37.722251.
14. Jankovic M., Magner M., Hsieh S., Koncsol J. Transient effects and torque control of engines with variable cam timing // Proceedings of the American Control Conference. 2000. V. 1. P. 50-54.
15. Karnik A.Y., Buckland J.H., Freudenberg J.S. Electronic throttle and wastegate control for turbocharged gasoline engines // Proceedings of the American Control Con-ference. 2005. V. 7. P. 4434-4439.
16. Ali A., Blath J.P. Nonlinear torque control of a spark-ignited engine // Proceed-ings of the American Control Conference. 2006. P. 3266-3271.
17. Ali A., Blath J.P. Application of modern techniques to Si-engine torque control // Proc. of the IEEE International Conf. on Control Applications. Munich, Germany,
2006. P. 2405-2410. doi: 10.1109/CACSD-CCAISIC.2006.4777017.
18. Hong M., Ouyang M., Shen T., Li J. Model-based PI feedback control of en-gine torque // IEEE International Conference on Control and Automation. Xiamen, Chi-na, 2010. P. 12-15. doi: 10.1109/ICCA.2010.5524184.
19. Kolmanovsky I.V., Druzhinina M., Sun J. Speed-gradient approach to torque and air-to-fuel ratio control in DISC engines // IEEE Transactions on Control Systems Technology. 2002. V. 10. N 5. P. 671-678. doi: 10.1109/TCST.2002.801803.
20. Hong M., Shen T., Ouyang M. Nonlinear observer-based torque control for SI engine // Proc. ICROS-SICE International Joint Conference. Fukuoka, Japan, 2009. P. 4114-4119.
21. Vermillion C., Butts K., Reidy K. Model predictive engine torque control with real-time driver-in-the-loop simulation results // Proceedings of the 2010 American Control Conference. Baltimore, USA, 2010. P.1459-1464.
22. Sakai Y., Kanai M., Yamakita M. Torque demand control by nonlinear MPC with constraints for vehicles with variable valve lift engine // Proceedings of the IEEE International Conference on Control Applications. Yokohama, Japan, 2010. P. 1642-1647. doi: 10.1109/CCA.2010.5611240.
23. Javaherian H., Liu D., Kovalenko O. Automotive engine torque and air-fuel ra-tio control using dual heuristic dynamic programming // IEEE International Conference on Neural Networks. Vankuver, Canada, 2006. Art. 1716137. P. 518-525.
24. Zweiri Y.H., Seneviratne L.D. Diesel engine indicated torque estimation based on artificial neural networks // Proc. IEEE/ACS Int. Conf. on Computer Systems and Application (AICCSA 2007). Amman, Jordan, 2007. Art. 4231051. P. 791-798. doi: 10.1109/AICCSA.2007.370723
25. Huang K., Wang S., Jin Z., Jiang D. Feedforward method of engine torque es-timation // IEEE International Conference on Vehicular Electronics and Safety (ICVES). Shanghai, China, 2006. P. 246-249. doi: 10.1109/ICVES.2006.371592.
26. Nagata T., Tomizuka M. Robust engine torque control by iterative learning control // Proceedings of the American Control Conference. 2009. P. 2064-2069. doi: 10.1109/ACC.2009.5159841.
27. Колюбин С.А., Ефимов Д.В., Никифоров В.О., Бобцов А.А. Двухканальное адаптивное гибридное управление соотношением воздух-топливо и крутящим моментом автомобильных двигателей // Автоматика и телемеханика. 2012. № 11. С. 42-59.
28. Герасимов Д.Н., Колюбин С.А., Никифоров В.О Адаптивное управление соотношением воздух-топливо и крутящим моментом в инжекторных двигателях внутреннего сгорания // Научно-технический вестник СПбГУ ИТМО. 2009. № 1 (59). С. 14-21.
29. Герасимов Д.Н., Джавахериан Х., Ефимов Д.В., Никифоров В.О. Инжекторный двигатель как объект управления. Часть II: Задачи автоматического управления двигателем // Известия РАН. Теория и системы управления. 2010. №
6.С. 170-181.
30. . Герасимов Д.Н., Никифоров В.О. Адаптивное управление крутящим моментом в инжекторных двигателях внутреннего сгорания // Мехатроника, автоматизация, управление. 2013. № 3. С. 47-55.
31. Герасимов Д.Н., Никифоров В.О., Парамонов А.В., Серов Д.С. Адаптивное управление крутящим моментом в инжекторных двигателях с переменными фазами газораспределения // Изв. вузов. Приборостроение. 2014. Т. 57. № 12. С. 28-33.
32. Е.В. Зубков, С.В. Дмитриев, А.Х. Хайруллин. Алгоритмизация технологических процессов автоматизированных испытаний дизельных двигателей // Ка-зань: Казан. ун-т, 2011. - 182 с.