Управление кредиторской и дебиторской задолженностью предприятия на примере ООО «Геотех-Сервис»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТОРСКОЙ И ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ 5
1.1. Понятие и классификация кредиторской и дебиторской
задолженности 5
1.2. Характеристика ключевых подходов и методов управления кредиторской и дебиторской задолженностью 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТОРСКОЙ И ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ПРИМЕРЕ ООО «ГЕОТЕХ-СЕРВИС» 25
2.1. Общая характеристика предприятия ООО «Геотех-Сервис» 25
2.2. Анализ состава и структуры кредиторской и дебиторской
задолженности 32
2.3. Анализ деловой активности предприятия 42
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТОРСКОЙ И ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ В ООО «ГЕОТЕХ-СЕРВИС» 45
3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию управления
кредиторской и дебиторской задолженностью 45
3.2. Оценка эффективности предложенных рекомендаций 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТОРСКОЙ И ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ 5
1.1. Понятие и классификация кредиторской и дебиторской
задолженности 5
1.2. Характеристика ключевых подходов и методов управления кредиторской и дебиторской задолженностью 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТОРСКОЙ И ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ПРИМЕРЕ ООО «ГЕОТЕХ-СЕРВИС» 25
2.1. Общая характеристика предприятия ООО «Геотех-Сервис» 25
2.2. Анализ состава и структуры кредиторской и дебиторской
задолженности 32
2.3. Анализ деловой активности предприятия 42
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТОРСКОЙ И ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ В ООО «ГЕОТЕХ-СЕРВИС» 45
3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию управления
кредиторской и дебиторской задолженностью 45
3.2. Оценка эффективности предложенных рекомендаций 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ
Кредиторская и дебиторская задолженность являются неизбежным следствием существующей в настоящее время системы денежных расчетов между организациями, при которой всегда имеется разрыв времени платежа с моментом перехода права собственности на товар, в том числе между предъявлением платежных документов к оплате и временем их фактической оплаты.
Наличие постоянной кредиторской и дебиторской задолженности стали обычным явлением в современных рыночных условиях. И поэтому, от того, насколько правильно выбрана кредитная политика, как ведется работа с дебиторами и кредиторами, зависит в конечном итоге финансовое положение и перспективы развития организации. В связи с этим большое значение приобретает анализ и управление кредиторской и дебиторской задолженности.
В основе финансовой деятельности коммерческих организаций лежит постоянный кругооборот денежных средств для производства и сбыта продукции. В каждом хозяйственном цикле эти средства должны возобновляться, то есть с прибылью возвращаться организации.
Управление кредиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, которая направлена на расширение объема реализации продукции с целью оптимизации общего размера этой задолженности. Любая задолженность, возникающая при ведении финансово-хозяйственной деятельности предприятия, образует текущее и долгосрочное отвлечение или привлечение средств, привычных нам как дебиторская и кредиторская задолженности, они влияют прежде всего на платежеспособность организации.
Дебиторская задолженность является одним из основных источников формирования финансовых потоков платежей. Кредиторская задолженность как долговое обязательство организации всегда содержит суммы потенциальных выплат, нуждающихся в бухгалтерском наблюдении и контроле. От состояния расчетов с дебиторами и кредиторами во многом зависит платежеспособность организации, ее финансовое положение и инвестиционная привлекательность.
Актуальность рассмотрения вопросов, связанных с управлением дебиторской задолженностью состоит и в том, что именно четкая организация расчетов с партнерами является одним из важнейших условий стабильного финансового положения любого предприятия в современных условиях. Отсутствие должного внимания к задолженности покупателей и заказчиков может спровоцировать нехватку средств для погашения своей задолженности перед поставщиками, бюджетом, сотрудниками.
Целью выпускной квалификационной работы является систематизация знаний по изучению методической базы управления дебиторской и кредиторской задолженностью на примере ООО «Геотех-Сервис», а так же разработка мероприятий по совершенствованию управления кредиторской и дебиторской задолженностью организации.
Для достижения поставленной цели в данной работе необходимо решить ряд задач:
1. Изучить теоретические аспекты управления кредиторской и
дебиторской задолженностью;
2. Проанализировать управление кредиторской и дебиторской
задолженностью на примере предприятия;
3. Разработать рекомендации, направленные на совершенствование правления кредиторской и дебиторской задолженностью и провести оценку эффективности данных рекомендаций.
Данные рекомендации будут предложены в качестве практических для ООО «Геотех-Сервис».
Объектом исследования является ООО «Геотех-Сервис». Предметом исследования - процесс управления кредиторской и дебиторской задолженностью предприятия.
Информационной базой выпускной квалификационной работы являются Законы РФ, Положения по бухгалтерскому учету с последними изменениями и дополнениями на 2016 год, регистры синтетического и аналитического учета, бухгалтерская и статистическая отчетность, а также труды современных экономистов.
Цели и задачи дипломной работы определили ее структуру.
В первой главе раскрыто понятие кредиторской и дебиторской задолженности, представлена классификация задолженностей, а также раскрыты методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью на предприятии.
Во второй главе на примере ООО «Геотех-Сервис» проведена финансовая диагностика данного предприятия и анализ расчетов с дебиторами и кредиторами за последние 3 года.
В третьей главе даны рекомендации по усовершенствованию системы управления кредиторской и дебиторской задолженностью.
В заключении работы сделан вывод и подведены основные итоги по данной теме.
Наличие постоянной кредиторской и дебиторской задолженности стали обычным явлением в современных рыночных условиях. И поэтому, от того, насколько правильно выбрана кредитная политика, как ведется работа с дебиторами и кредиторами, зависит в конечном итоге финансовое положение и перспективы развития организации. В связи с этим большое значение приобретает анализ и управление кредиторской и дебиторской задолженности.
В основе финансовой деятельности коммерческих организаций лежит постоянный кругооборот денежных средств для производства и сбыта продукции. В каждом хозяйственном цикле эти средства должны возобновляться, то есть с прибылью возвращаться организации.
Управление кредиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, которая направлена на расширение объема реализации продукции с целью оптимизации общего размера этой задолженности. Любая задолженность, возникающая при ведении финансово-хозяйственной деятельности предприятия, образует текущее и долгосрочное отвлечение или привлечение средств, привычных нам как дебиторская и кредиторская задолженности, они влияют прежде всего на платежеспособность организации.
Дебиторская задолженность является одним из основных источников формирования финансовых потоков платежей. Кредиторская задолженность как долговое обязательство организации всегда содержит суммы потенциальных выплат, нуждающихся в бухгалтерском наблюдении и контроле. От состояния расчетов с дебиторами и кредиторами во многом зависит платежеспособность организации, ее финансовое положение и инвестиционная привлекательность.
Актуальность рассмотрения вопросов, связанных с управлением дебиторской задолженностью состоит и в том, что именно четкая организация расчетов с партнерами является одним из важнейших условий стабильного финансового положения любого предприятия в современных условиях. Отсутствие должного внимания к задолженности покупателей и заказчиков может спровоцировать нехватку средств для погашения своей задолженности перед поставщиками, бюджетом, сотрудниками.
Целью выпускной квалификационной работы является систематизация знаний по изучению методической базы управления дебиторской и кредиторской задолженностью на примере ООО «Геотех-Сервис», а так же разработка мероприятий по совершенствованию управления кредиторской и дебиторской задолженностью организации.
Для достижения поставленной цели в данной работе необходимо решить ряд задач:
1. Изучить теоретические аспекты управления кредиторской и
дебиторской задолженностью;
2. Проанализировать управление кредиторской и дебиторской
задолженностью на примере предприятия;
3. Разработать рекомендации, направленные на совершенствование правления кредиторской и дебиторской задолженностью и провести оценку эффективности данных рекомендаций.
Данные рекомендации будут предложены в качестве практических для ООО «Геотех-Сервис».
Объектом исследования является ООО «Геотех-Сервис». Предметом исследования - процесс управления кредиторской и дебиторской задолженностью предприятия.
Информационной базой выпускной квалификационной работы являются Законы РФ, Положения по бухгалтерскому учету с последними изменениями и дополнениями на 2016 год, регистры синтетического и аналитического учета, бухгалтерская и статистическая отчетность, а также труды современных экономистов.
Цели и задачи дипломной работы определили ее структуру.
В первой главе раскрыто понятие кредиторской и дебиторской задолженности, представлена классификация задолженностей, а также раскрыты методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью на предприятии.
Во второй главе на примере ООО «Геотех-Сервис» проведена финансовая диагностика данного предприятия и анализ расчетов с дебиторами и кредиторами за последние 3 года.
В третьей главе даны рекомендации по усовершенствованию системы управления кредиторской и дебиторской задолженностью.
В заключении работы сделан вывод и подведены основные итоги по данной теме.
В данной выпускной квалификационной работе были рассмотрены вопросы управления дебиторской и кредиторской задолженностью, проведены анализ и оценка дебиторской и кредиторской задолженности на примере ООО «Г еотех-Сервис».
Передо мной стояли следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты управления кредиторской и дебиторской задолженностью;
2. Проанализировать управление кредиторской и дебиторской
задолженностью на примере предприятия;
3. Разработать рекомендации, направленные на совершенствование правления кредиторской и дебиторской задолженностью и провести оценку эффективности данных рекомендаций.
В рамках рассматриваемого вопроса по данной теме было установлено, что под дебиторской задолженностью понимаются обязательства клиентов (дебиторов) перед организацией по выплате денег за предоставление товаров или услуг. Кредиторская задолженность представляет собой задолженность организации по выполнению взятых на себя обязательств, или обязательств, исполнение которых предусмотрено действующим законодательством.
По данным бухгалтерской отчетности за период с 2014 по 2016 год был проведен анализ показателей финансовой устойчивости ООО «Геотех-Сервис». Проведенные расчеты показывают, что в анализируемой организации наблюдается неустойчивое финансовое состояние, которое характеризует нарушение платежеспособности с возможностью ее восстановления.
Анализ коэффициентов ликвидности также позволяет сделать вывод об общем ухудшении платежеспособности организации за исследуемый период в связи с тем, что значения показателей к концу 2016 года имеют тенденцию к понижению.
На основании выполненных расчетов были сделаны выводы о значительном объеме кредиторской краткосрочной задолженности в составе кратко росных обязательств вследствие увеличения задолженности поставщиков и подрядчиков. Так же значительную долю в составе активов ООО «Геотех-Сервис» занимает дебиторская задолженность. Тенденция к росту происходит увеличения задолженности поставщиков и подрядчиков.
Превышение кредиторской задолженности над дебиторской свидетельствует о нарушениях платежной дисциплины ООО «Геоех-Сервис» перед поставщиками и подрядчиками, перед бюджетом по налогам и сборам, перед внебюджетными фондами, не выполнением обязательств по выплате заработной платы перед персоналом организации. Организация не создает резервы по сомнительным долгам и предстоящим расходам и платежам. Все это снижает ее финансовую устойчивость.
Исходя из проведенного анализа дебиторской и кредиторской задолженности, можно сделать вывод, что организация имеет определенные проблемы с дебиторами и кредиторами и эти проблемы увеличились за анализированный период. Следовательно, ООО «Геотех-Сервис» имеет определенные финансовые затруднения, связанные с дефицитом денежных средств, что ведет к неплатежеспособности организации и снижению ее финансовой устойчивости.
Повысить финансовую устойчивость организации можно увеличив оборачиваемость активов, погасив кредиторскую задолженность, повысив уровень финансовой дисциплины с клиентами и покупателями.
В данной работе предлагаются следующие мероприятия по их разрешению:
1. Провести оценку состава дебиторской задолженности по «возрастным» группам.
2. Произвести оценку безнадежных долгов.
3. Ввести систему нормирования дебиторской задолженности.
4. Провести реструктуризацию кредиторской задолженности.
Управляя оборотными активами, предприятие приобретает возможность в меньшей степени зависеть от внешних источников получения денежных средств и повысить свою ликвидность. Таким образом, разработанные выше аналитические процедуры (реестр, оценка безнадежных долгов, введение нормирования) способствуют раннему обнаружению негативных тенденций в состоянии расчетов с покупателями и дают возможность организации своевременно скорректировать свою кредитную политику.
Основной целью реструктуризации задолженности является улучшение финансового состояния предприятия, восстановление платежеспособности и повышение ликвидности предприятия.
Выполнение предложенных мероприятий позволит своевременно выявлять возможность просрочки по дебиторской задолженности, а так же поможет не только сократить оборачиваемость дебиторской задолженности, но и увеличить прибыль предприятия. А, следовательно, улучшить финансовое состояние в целом.
Можно отметить так же, что в результате изменений на основе рекомендаций были улучшены показатели ликвидности и финансовой устойчивости. Теперь ООО «Геотех-Сервис» сможет в большей степени погасить свои текущие обязательства. Так же наблюдаем улучшение коэффициентов финансовой устойчивости предприятия. Это говорит о том, что ООО «Геотех-Сервис» хоть и зависимо от внешних источников финансирования, но имеются все предпоссылки для обретения устойчивого положения и финансовой независимости.
Передо мной стояли следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты управления кредиторской и дебиторской задолженностью;
2. Проанализировать управление кредиторской и дебиторской
задолженностью на примере предприятия;
3. Разработать рекомендации, направленные на совершенствование правления кредиторской и дебиторской задолженностью и провести оценку эффективности данных рекомендаций.
В рамках рассматриваемого вопроса по данной теме было установлено, что под дебиторской задолженностью понимаются обязательства клиентов (дебиторов) перед организацией по выплате денег за предоставление товаров или услуг. Кредиторская задолженность представляет собой задолженность организации по выполнению взятых на себя обязательств, или обязательств, исполнение которых предусмотрено действующим законодательством.
По данным бухгалтерской отчетности за период с 2014 по 2016 год был проведен анализ показателей финансовой устойчивости ООО «Геотех-Сервис». Проведенные расчеты показывают, что в анализируемой организации наблюдается неустойчивое финансовое состояние, которое характеризует нарушение платежеспособности с возможностью ее восстановления.
Анализ коэффициентов ликвидности также позволяет сделать вывод об общем ухудшении платежеспособности организации за исследуемый период в связи с тем, что значения показателей к концу 2016 года имеют тенденцию к понижению.
На основании выполненных расчетов были сделаны выводы о значительном объеме кредиторской краткосрочной задолженности в составе кратко росных обязательств вследствие увеличения задолженности поставщиков и подрядчиков. Так же значительную долю в составе активов ООО «Геотех-Сервис» занимает дебиторская задолженность. Тенденция к росту происходит увеличения задолженности поставщиков и подрядчиков.
Превышение кредиторской задолженности над дебиторской свидетельствует о нарушениях платежной дисциплины ООО «Геоех-Сервис» перед поставщиками и подрядчиками, перед бюджетом по налогам и сборам, перед внебюджетными фондами, не выполнением обязательств по выплате заработной платы перед персоналом организации. Организация не создает резервы по сомнительным долгам и предстоящим расходам и платежам. Все это снижает ее финансовую устойчивость.
Исходя из проведенного анализа дебиторской и кредиторской задолженности, можно сделать вывод, что организация имеет определенные проблемы с дебиторами и кредиторами и эти проблемы увеличились за анализированный период. Следовательно, ООО «Геотех-Сервис» имеет определенные финансовые затруднения, связанные с дефицитом денежных средств, что ведет к неплатежеспособности организации и снижению ее финансовой устойчивости.
Повысить финансовую устойчивость организации можно увеличив оборачиваемость активов, погасив кредиторскую задолженность, повысив уровень финансовой дисциплины с клиентами и покупателями.
В данной работе предлагаются следующие мероприятия по их разрешению:
1. Провести оценку состава дебиторской задолженности по «возрастным» группам.
2. Произвести оценку безнадежных долгов.
3. Ввести систему нормирования дебиторской задолженности.
4. Провести реструктуризацию кредиторской задолженности.
Управляя оборотными активами, предприятие приобретает возможность в меньшей степени зависеть от внешних источников получения денежных средств и повысить свою ликвидность. Таким образом, разработанные выше аналитические процедуры (реестр, оценка безнадежных долгов, введение нормирования) способствуют раннему обнаружению негативных тенденций в состоянии расчетов с покупателями и дают возможность организации своевременно скорректировать свою кредитную политику.
Основной целью реструктуризации задолженности является улучшение финансового состояния предприятия, восстановление платежеспособности и повышение ликвидности предприятия.
Выполнение предложенных мероприятий позволит своевременно выявлять возможность просрочки по дебиторской задолженности, а так же поможет не только сократить оборачиваемость дебиторской задолженности, но и увеличить прибыль предприятия. А, следовательно, улучшить финансовое состояние в целом.
Можно отметить так же, что в результате изменений на основе рекомендаций были улучшены показатели ликвидности и финансовой устойчивости. Теперь ООО «Геотех-Сервис» сможет в большей степени погасить свои текущие обязательства. Так же наблюдаем улучшение коэффициентов финансовой устойчивости предприятия. Это говорит о том, что ООО «Геотех-Сервис» хоть и зависимо от внешних источников финансирования, но имеются все предпоссылки для обретения устойчивого положения и финансовой независимости.



