ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИЯ ИЗМЕРЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ 7
1.1 Измерение эффективности деятельности предприятий 7
1.1.1 Определение эффективности 7
1.1.2 Эффективность на предприятиях 8
1.1.3 Измерение эффективности на предприятиях 10
1.2 Эффективность и ее измерение в логистике 13
1.2.1 Определение термина логистика 13
1.2.2 Сложности измерения эффективности логистической цепочки 13
1.2.3 Традиционные методы измерения эффективности в логистике 14
1.3 Измерение эффективности логистической компании 15
1.3.1 Обоснование выбора и характеристик метода оценки 15
1.3.2 Краткое описание метода анализа свертки данных 16
1.3.2 Постановка задачи для анализа свертки данных 17
1.3.3 Выбор ориентации DEA модели 19
1.3.4 Положительные и отрицательные стороны DEA 21
1.3.5 Применение метода DEA 23
ГЛАВА 2. ИЗМЕРЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЛУЖБЫ ДОСТАВКИ DHL
EXPRESS 25
2.1 Описание исследуемой компании 25
2.1.1 Краткая история компании и положение на рынке 25
2.1.2 Описание бизнес-процессов компании 26
2.2 Вербальная постановка задачи применения метода DEA для оценки
эффективности службы доставки 30
2.2.1 Выбор переменных, описывающих входы и выходы 31
2.2.2 Выбор ориентации и отдачи от масштаба для модели 34
2.3 Ход эмпирического исследования 35
2.3.1 Математическая постановка задачи 35
2.3.2 Применение модели DEA с переменной отдачей от масштаба (BCC)....36
2.3.3 Применение модели DEA с постоянной отдачей от масштаба (CCR). ...42
2.4 Результаты эмпирического исследования 42
2.4.1 Результаты корреляционного анализа 43
2.4.2 Результаты анализа эффективности курьеров 43
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ
Эффективность - то понятие, которые мы слышим буквально отовсюду: от менеджеров, инженеров, финансистов и даже спортсменов. Тем не менее, для каждого из них этот термин означает что-то свое: кто-то оценивает эффективность вложений по определенным критериям, кто-то эффективность работы электроприбора, следя за тем, чтобы он не потреблял больше электрического тока, чем ему требуется для стабильной работы, а кто-то даже пытается повысить свою личную эффективность путем ежедневных практик. Все эти проявления эффективности только на первый взгляд кажутся различными из-за области приложения, однако существует единый фундаментальный принцип, который лежит в основе любого измерения эффективности - желание использовать как можно меньшее количество ресурсов для достижения как можно большей полезности, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе (отсюда и разделение понятий в английском языке: effectiveness - результативность инициативы, efficiency - продуктивность за единицу времени). Таким образом, эффективность - это норма современного бизнеса, который вынужден действовать как в условиях ограниченности ресурсов, так и в жесткой конкурентной борьбе. Кто работает более эффективно - тот не только более стабилен к внешним изменениям, но и очевидно привносит большую пользу в окружающую среду.
В данной прикладной работе предметом изучения является измерение эффективности. Рассмотрено одно из проявлений этого феномена - измерение эффективности службы доставки в логистической компании, где оптимизация процессов, то есть их самое эффективное исполнение, есть главный залог успеха и стабильности работы предприятия. Как было отмечено, акцент исследования делается непосредственно на измерении эффективности, то есть на применении тех методов, которые позволяют получить количественные оценки и уже по ним судить о том, может ли предприятие, либо отдел функционировать еще лучше с разных точек зрения. Таким образом, предметная область исследования данной работы - наиболее подходящее измерение эффективности в логистической компании, результаты которого будут доступны для трактовки менеджерами компании.
Актуальность работы подтверждается тем, что по мнению многих исследователей, в том числе Yee и Tan (2004), Rao (2006) и Takala (2006), на данный момент логистические компании не применяют универсальных и объективных методов оценки эффективности. Также в поддержку этого мнения свидетельствует тот факт, что менеджеры Петербургского офиса международной компании DHL не смогли привести ни одного аргумента в пользу того, что их компания доставляет грузы наиболее эффективным способом. То есть, на практике зачастую не происходит никакой внутренней оценки эффективности логистической цепочки, кроме как по финансовым метрикам. Ключевым показателем для любой логистической компании является своевременная доставка, при сохранении приемлемого уровня издержек. Следовательно, разработка предложений по совершенствованию системы доставки представляется очень важной темой для работы.
Главной темой работы является измерение эффективности службы доставки логистической компании. Для применения выбранного метода была выбрана компания DHL, для которой решалась проблема измерения эффективности курьерской службы. Эту компанию можно по праву назвать пионером качественной и своевременной доставки любых видов грузов, в первую очередь малогабаритных. Гипотеза автора состоит в том, что имеются резервы повышения эффективности службы доставки DHL. Итак, целью данной работы можно назвать создание рекомендаций для повышения эффективности службы доставки логистической компании.
Для достижения обозначенной цели, автором были поставлены следующие задачи:
• Изучить особенности измерения эффективности различными методами;
• Выявить наиболее пригодный для логистической компании метод измерения эффективности;
• Применить выбранный метод для оценки эффективности службы доставки;
• Дать рекомендации по повышению эффективности службы доставки.
Работа состоит из двух глав. Первая глава - теоретическая, освещает обзор тематических статей по теме эффективности и методов ее измерения, а также сложности в применении распространенных методов измерения эффективности. В конце главы выделяется наиболее подходящий метод оценки эффективности для логистических компаний - анализ свертки данных (DEA). Вторая глава - эмпирическая, содержит описание процесса измерения эффективности на данных кейс компании. В результате применения выбранного метода, анализа свертки данных, проводится измерение эффективности службы доставки в Санкт-Петербургском отделении международного оператора грузоперевозок - компании DHL и даются рекомендации по ее повышению.
Темой данной прикладной работы являлось измерение эффективности службы доставки логистической компании. Целью работы являлось создание рекомендаций для повышения эффективности службы доставки компании DHL Express в Санкт-Петербурге. Для удовлетворения поставленной цели было проведено теоретическое и эмпирическое исследование, а затем представлены рекомендации для менеджеров компании.
В ходе теоретического исследования были проведен обзор литературы в предметной области - измерении эффективности. Как было выявлено, эффективность - важное понятие в бизнесе, включающее также и результативность, то есть достижение заданных целей. В текущей работе фокус направлен на другую сторону эффективности - достижение максимальных результатов при наименьшем потреблении ресурсов.
Как показал дальнейший обзор теории, измерение эффективности осложнено многими факторами, особенно в логистике. Выбор метода измерения и адекватных переменных является ключевым вопросом, над которым бьются современные исследователи в области измерения эффективности предприятий. Наш выбор остановился на непараметрическом методе измерения - методе анализа свертки данных. Он зарекомендовал себя, как прикладной математический метод, решающий широкий спектр задач в различных индустриях - от финансов до промышленности. Универсальность подхода позволяет оценить эффективность группы элементов на основе принципов доминирования. В качестве таких элементов были выбраны курьеры службы доставки.
Эмпирическое исследование предполагало применение нескольких видов моделей анализа свертки данных для измерения эффективности курьерской службы двух баз компании DHL в СПб - северной и южной. Как оказалось, предварительные гипотезы, сформулированные на этапе выбора переменных, подтвердились для одной базы, но не подтвердились для другой, что повлекло различные практические рекомендации для двух баз.
По результатам эмпирического исследования, большинство курьеров обеих баз оказались неэффективными. Ограничения модели, возникшие в виду выбора только определенных параметров из доступной у компании информации, не помешали проанализировать причины неэффективности многих курьеров. Часть курьеров должна получать больше посылок до обеда, а другая нуждается в переформировании зон ответственности по причине высокой конкуренции с более опытными сотрудниками. В конце работы были даны основные и дополнительные рекомендации по повышению эффективности службы доставки DHL Express.
1. Буссофиане А., Дайсон Р Д., Танасулис Э. Прикладной анализ свертки данных //Российский журнал менеджмента. - 2012. - Т. 10. - №. 2. - С. 63-88.
2. Лукинский В. С., Лукинский В. В., Пластуняк И. А. Транспортировка в логистике //Вопросы языкознания. - 2015. - №. 1. - С. 102-110
3. Нестеров, С. Ю., Т. Л. Безрукова и И. Б. Толкачев. Оценка эффективности управления региональными логистическими системами//Транспортное дело России 4.¬2008
4. Понятие производственных возможностей [Электронный ресурс] // http://www.grandars.ru — Режим доступа: http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya- teoriya/granica-proizvodstvennyh-vozmozhnostey.html (дата обращения: 30.04.16).
5. Томас Х. Кормен и др. Глава 29. Линейное программирование // Алгоритмы: построение и анализ = INTRODUCTIONTOALGORITHMS. — 2-е изд. — М.: Вильямс, 2006. — С. 1296. — ISBN 5-8459-0857-4.
6. Федотов Ю. В. Измерение эффективности деятельности организации: особенности метода DEA (анализа свертки данных) //Российский журнал менеджмента. - 2012. - Т. 10. - №. 2.
7. Banker R. D., Charnes A., Cooper W. W. Some models for estimating technical and scale inefficiencies in data envelopment analysis //Management science. - 1984. - Т. 30. - №. 9. - С. 1078-1092
8. Beamon, Benita M. Supply chain design and analysis: Models and methods //International journal of production economics 55 - 1998 - no. 3: 281-294. -
9. Bogetoft, Peter. Performance Benchmarking: Measuring and Managing Performance //New York, Heidelberg, Dordrecht, London: Springer - 256 p. - 2012
10. Bichou, K. A two-stage supply chain DEA model for measuring container¬terminal efficiency // International Journal of Shipping and Transport Logistics 3,. - 2011 - no.1:
6- 26
11. Charnes, Abraham, William W. Cooper, and Edwardo Rhodes. Measuring the efficiency of decision making units//European journal of operational research 2, no. 6 : 429-444 - 1978
12. Chen, Ci, and Yan,H. Network DEA model for supply chain performance evaluation //European Journal of Operational Research 213. - 2011 -no. 1: 147-155
13. Chestler, L. Overnight Air Express: Spatial Pattern, Competition and the Future in Small Package Delivery Service //Transportation Quarterly 39, no. 1 - 1985
14. Chow, Garland, Trevor D. Heaver, and Lennart E. Henriksson. Logistics performance: definition and measurement //International journal of physical distribution & logistics management 24, no. 1 (1994): 17-28.
15. Dey, P and Ogunlana, S. Selection and application of risk management tools and techniques for build-operate-transfer projects //Industrial Management & Data Systems, Vol. 104 No. 4, pp. 334-46. - 2004
16. DHL 2014 Annual report. 2015: Bonn.
17. DHL 2013 Annual report. 2014: Bonn
18. El-Mahgary S. Data envelopment analysis - a basic glossary //OR Insight 8(4): 15-22 - 1995
19. Farrell, M.J. The measurement of productive efficiency //Journal of the Royal Statistical Society, Vol. 120 No. 3, pp. 253-90. - 1957
20. Gunasekaran, A., and E. W. T. Ngai. The successful management of a small logistics company //International Journal of Physical Distribution &Logistics Management 33.9 : 825-842. Business Source Complete. EBSCO. Web - 2003
21. Gunasekaran, Angappa, Christopher Patel, and Ronald E. McGaughey. A framework for supply chain performance measurement//International journal of production economics 87. - 2004 -no. 3: 333-347
22. Hall, R., Organizations: Structures, Processes and Outcomes //Prentice-Hall, New York and London, 1991, p. 267 - 1991
23. Helo, P Managing agility and productivity in the electronics industry //Industrial Management& Data Systems, Vol. 104 No. 7. - 2005 - pp. 567-77
24. Kerstens K., Van de Woestyne I. Negative data in DEA: A simple proportional distance function approach //Journal of the Operational Research Society. - 2011. - Т 62. - №.
7. - С. 1413-1419.
25. Kim, Tae Wan. Gamification Ethics: Exploitation and Manipulation. (2015).
26. Kwai-Sang China, Kit-Fai Punb, Henry Lauc. Development of a knowledge-based self-assessment system for measuring organisational performance //Expert Systems with Applications, vol. 24. -2003- pp. 443-455
27. Liang, L., Yang, Wade D. Cook, and Zhu, J. DEA models for supply chain efficiency evaluation //Annals of Operations Research 145. - 2006 -no. 1: 35-49
28. Li, Suhong, Bhanu Ragu-Nathan, T. S. Ragu-Nathan, and S. Subba Rao. The impact of supply chain management practices on competitive advantage and organizational performance //Omega 34. - 2006 - no. 2 : 107-124
29. Neely, A., Gregory, M., & Platts, K. Measuring performance system design: a literature review and research agenda. //International Journal of Operations and Production Management, 15(4),- 1995 - pp 80-116
30. Neely, Andy. Business performance measurement: theory and practice//Cambridge University Press - 2002
31. Peng Wong, Wai, and Kuan Yew Wong. A review on benchmarking of supply chain performance measures //Benchmarking: An International Journal 15- 2008 - no. 1: 25-51.
32. Seiford, L.M. Data envelopment analysis: the evolution of the state of the art (1978-1995) //Journal of Productivity Analysis, Vol. 7 No. 2. - 1996 - pp. 99-138
33. Sherman, H.D. and Ladino, G. (1995) Managing bank productivity using data envelopment analysis (DEA) //Interfaces, Vol. 25 No. 2. - 1995 - pp. 60-73
34. Talluri, Srinivas, and Sarkis. A model for performance monitoring of suppliers //International Journal of Production Research 40. - 2002 -no. 16: 4257-4269
35. Wagner, W.P., Chung, Q.B. and Baratz, T. Implementing corporate intranets: lessons learned from two high-tech firms //Industrial Management& Data Systems, Vol. 102 No.
3. - 2002 - pp. 140-5
36. Wong, Peng, H., Jaruphongsa,W., and Hay Lee, L. Supply chain performance measurement system: a Monte Carlo DEA-based approach //International Journal of Industrial and Systems Engineering 3. - 2008 - no. 2: 162-188
37. Wong, Wai Peng, and Kuan Yew Wong. Supply chain performance measurement system using DEA modeling //Industrial Management & Data Systems 107. - 2007 -no. 3: 361¬381
38. Wong, W. Performance evaluation of supply chain in stochastic environment: using a simulation based DEA framework //International Journal of Business Performance and Supply Chain Modelling 1,. - 2009 - no. 2-3: 203-228
39. Xue, Mei, and Patrick T. Harker. Overcoming the inherent dependency of DEA efficiency scores: a bootstrap approach //Unpublished Working Paper, Wharton Financial Institutions Center, University of Pennsylvania - 1999
40. Zhu, J. Multi-factor performance measure model with an application to Fortune 500 companies //European Journal of Operational Research, Vol. 123 No. 1,. - 2000 -pp. 105-24