ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. НОРМАТИВНЫЕ КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В
КОНТЕКСТЕ ПРИНЦИПА ЦЕЛОСТНОСТИ 10
1.1 Теория холизма 10
1.2 Социокультурная категория норма/антинорма как фактор
формирования социокультурной системы 22
1.3 Роль нормы/антинормы в формировании и поддержании
социокультурной системы 32
Глава 2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВИЛО В КОНТЕКСТЕ НОРМАТИВНОЙ КЛАССИФИКАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 43
2.1 Контрольно-пропускной режим в гостиничном комплексе в
контексте социокультурных категорий нормаантинорма 43
2.2 Правила, регулирующие поведение студентов в контексте
социокультурных категорий нормаантинорма: комнаты проживающих 57
2.3 Правила, регулирующие поведение студентов в контексте
социокультурных категорий нормаантинорма: места общего пользования ... 70
Заключение 79
Список источников и литературы
Актуальность темы исследования. Одной из глобальных проблем, стоящих сегодня перед человечеством, является проблема обеспечения устойчивого развития общества в условиях радикально меняющегося бытия. В современном социуме происходят сложнейшие кризисные процессы, связанные с глубинными изменениями во всех сферах жизни. Одним из проявлений этого кризиса является упадок, охвативший нормативные системы и породивший аномию, и, как следствие, вырождение социальных норм, которые уже не справляются со своей главной функцией - регулированием человеческого поведения.
Деятельность общества, его поведение и отношения в современном мире характеризуются невероятной сложностью. А регулирующие их нормы являются противоречивыми и оторванными друг от друга, плохо вписывающимися в систему норм и ценностей, как в разных государствах, так и внутри одной страны и даже в рамках отдельной социальной группы, что является источником несогласованных действий, принятия неверных решений.
Отказ общества от регламентации индивидуальной человеческой жизни может привести, с одной стороны, к утрате способности поддерживать порядок и воспроизводить общекультурные нормы, и способы подавления отклоняющегося поведения, с другой - к выдвижению в качестве системы ориентиров, регулирующих деятельность людей антиценностей и антинорм. Из тревог и озабоченности человека по поводу своего положения в природе и обществе вытекает необходимость осмысления социальных и культурных норм. Отсюда особую актуальность приобретает социокультурное исследование норм в их целостности.
В настоящее время, несмотря на обращение представителей различных наук к вопросам, связанным с изучением норм, решение указанных выше проблем невозможно без рассмотрения норм и антинорм как таковых с позиции культурологии.
Степень изученности проблемы. Среди исследователей к проблеме норм поведения обращался литературовед, культуролог и семиотик Ю. М. Лотман . В своей работе «История и типология русской культуры» автор говорит о том, что бытовое поведение - вполне специфический объект научного внимания. Автор утверждает, что норма и ее нарушения не противопоставлены как мертвые данности. Они постоянно переходят друг в друга. Бытовое поведение важно для понимания идеи норм. Реальное поведение человека будет колебаться между этими двумя полюсами. При этом различные типы культур будут диктовать субъективную ориентированность на норму: высоко оценивается «правильное» поведение, жизнь «по обычаю», «как у людей», «по уставу» и пр. Или же ее нарушение стремление к оригинальности, необычности, чудачеству, юродству, обесцениванию нормы амбивалентным соединений крайностей.
Понятие «антиповедение» складывается на почве отечественных культурно-семиотических исследований, осуществленных Б. А. Успенским. Автор определяет понятие «антиповедение», как «обратное, перевернутое, опрокинутое поведение - иными словами, поведение наоборот» . Сущность антиповедения - перевернутость, то есть замена тех или иных регламентированных норм на их противоположность, причем характер такого противопоставления заранее не определен. Также Успенский считает, что антиповедение - не патология, а его причины кроются в сфере культуры. Таким образом, Ю. М. Лотман и Б. А. Успенский определяют культуру, как систему норм, запретов, ограничений и разрешений.
Книга историка и культуролога Наталии Лебиной посвящена формированию советской повседневности. Автор, используя дихотомию норма/аномалия, демонстрирует трансформацию политики большевиков в сфере питания и жилья, моды и досуга, религиозности и сексуальности, а также смену отношения к традиционным девиациям - пьянству, самоубийствам, проституции .
И. В. Утехин в работе «Очерки коммунального быта» также рассматривает стереотипы советской обыденности через дихотомию норма/антинорма, чисто/грязное, свой/чужой . Такое рассмотрение
повседневности жителей коммуналок открывает наблюдателю характерные черты, присущие не только обитателям коммунальных квартир, этой квинтэссенции советского быта, но и растворенные в бессознательном всякого человека, принадлежащего сегодняшней русской культуре. Семиотика пространства жилища, отношения соседей и специфичные формы психопатологии и благ - все это является предметом исследование, область которого возможно определить, как «антропология повседневности».
Исследованием норм и аномалий занимаются такие отечественные культурологи, антропологи, как Т. Б. Щепанская , А. К. Байбурин , Е. Р. Ярская-Смирнова и др.
Среди зарубежных теоретиков следует отметить Т.Селлина, который подчеркнул, что девиация возникает в результате конфликтов между культурными нормами . Он занимался исследованием поведения отдельных групп, нормы которых отличаются от норм остального общества. Эти конфликтные нормы возникают потому, что интересы группы не соответствуют нормам большинства.
К. Клауорд и Р. Оулин считают, что причиной правонарушений является социальная дезорганизация и крушение идеалов . Они подчеркивают благоприятные возможности, связанные с участием в групповом девиантном поведении, особенно если такое поведение сулит реальные блага.
По мнению Э. Дюркгейма, усвоение социальных норм - основа социализации . Соблюдение же этих норм определяет культурный уровень общества. Отклонение от общепринятых норм является девиантным поведением, которое порождает аномию.
Причины отклоняющегося поведения находят свое осмысление в исследованиях таких ученых, как Р. Мертона , Г. Беккера и других.
Объектом исследования являются студенческие общежития.
Предмет - соблюдение и нарушение административных правил в гостиничном комплексе.
Целью выпускной квалификационной работы является описание повседневного поведения студентов общежитий кампуса ДВФУ через дихотомию норма/антинорма.
Данная цель определила постановку конкретных исследовательских задач:
1. Рассмотреть нормативные классификационные системы в контексте теории холизма;
2. Изучить социокультурную категорию норма/антинорма, как фактор формирования социокультурной системы;
3. Выявить роль категории норма/антинорма в формировании и поддержании социокультурной системы;
4. Проанализировать административное право в контексте нормативной классификационной системы;
5. Описать контрольно-пропускной режим в гостиничном комплексе в контексте социокультурных категорий норма/антинорма;
6. Рассмотреть восприятие правил студентами, регулирующие
поведение студентов в комнатах общежития в контексте
социокультурных категорий норма/антинорма;
7. Описать нормы, регулирующие поведение студентов в местах общего пользования в контексте социокультурных категорий норма/ антинорма.
Теоретико-методологическая база исследования: Теоретической основой нашего исследования определяется идеям американского антрополога Мэри Дуглас, изложенных в ее труде «Чистота и опасность. Анализ представлений об осквернении и табу» . Главная тема ее исследования
- реакция человека на неупорядоченность, в том числе риск, неопределенность и противоречивость. В данной проблеме основной реакцией человека является построение систематической классификации, т.е. создание упорядочивающих категорий, которые объясняют неупорядоченность и восстанавливают порядок.
Мэри Дуглас призывает пересмотреть доминирование в антропологии функциональных объяснений грязи и гигиенических обычаев, и утверждает, что отношение к чистоте и грязи является частью высокоструктурированных культурно-специфических систем соблюдения и поддержания порядка. Через понятие беспорядка автор рассматривает чистое/грязное, моральную категорию. Это позволяет нам рассмотреть поведение студентов, проживающих общежитиях, не только с точки зрения социальных, но и моральных категорий.
Основными методами исследования выступают: дескриптивный, функциональный, структурный, метод интервью и включенного наблюдения.
Источниковую базу исследования составил комплекс опубликованных неопубликованных источников.
Неопубликованные источники представлены полевым дневником автора, составленным на основе включенного наблюдения в общежитие и интервьюировании студентов, а также фотографии, сделанные автором исследования.
Опубликованными источниками являются административно - нормативные документы, регулирующие поведение проживающих и персонала гостиничного комплекса, а также правила, определяющие контрольно-пропускной режим в кампусе ДВФУ: «Правила размещения (пребывания) обучающихся и сотрудников, и членов их семей в гостиничном комплексе кампуса ДВФУ» ; «Закон Приморского края об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Приморского края» ; «Порядок поселения обучающихся в общежитиях, гостиничном комплексе кампуса» ; «Положение об организации пропускного и внутриобъектового режимов на объектах федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Дальневосточный федеральный университет» .
К данным источникам еще относятся фотографии, опубликованные на сайте ДВФУ и в неофициальном сообществе «Подслушано в ДВФУ» социальной сети «Вконтакте» .
Научная новизна исследования обосновывается в следующем: при рассмотрении административного правила, никто не обращался к тому, чтобы рассмотреть, как эти правила воспринимаются, введенные "извне" студенческим сообществом. Таким образом, пользуясь теоретической рамкой исследования, а также методами включенного наблюдения и интервью, мы сделали попытку описать повседневное поведение студентов, проживающих общежитиях на о. Русском г. Владивосток через социокультурную категорию норма/ антинорма.
Одной из глобальных проблем, стоящих сегодня перед человечеством, является проблема обеспечения устойчивого развития общества в условиях радикально меняющегося бытия. Норма обязывает члена общества вести себя определенным образом, но нарушение ее оборачивается санкциями.
Задавшись вопросом о том, каким образом происходит соблюдение нормы и ее нарушения в рамках студенческого сообщества, опираясь на теорию Мэри Дуглас, мы решили рассмотреть, как дихотомия норма/антинорма, определенная административным правилом,
воспринимается студентами кампуса.
Во-первых, опираясь на холистский подход к рассмотрению когнитивных представлений, мы выявили, что поведение индивидов регулируется обществом. Мы рассмотрели административно-нормативные правила через приоритет целого с точки зрения выявления новых качеств возникающих при взаимодействии элементов системы человеческого сообщества, установили, что правила являются «целым» и способны заставить индивида действовать определенным образом.
Во-вторых, архаическая классификационная система чистое/грязное в современном обществе может проявляться не только через бессознательные реакции человека, но и служить основанием для целенаправленного формирования поведения индивидов в том или ином пространстве через систему административных сформулированных правил и норм. Классификационная схема, с одной стороны, является итогом личного опыта, а с другой - заимствуется извне, например, через базовые категории культуры, где идеи и ценности строго упорядочены и проявляются в норме.
В-третьих, дихотомия чистое/грязное является моральной категорией. В рамках культурно-специфических систем у всего есть свое надлежащее место - на надлежащем расстоянии от других вещей - и свое надлежащее употребление. Граница конструируется за счёт классификаций, если же эта классификация нарушается или смещается, то граница дозволенного также 79
нарушается, индивид, который эту границу пересек, считается «грязным», «скверным», «чужим» и «инородным», и его необходимо классифицировать, как «опасного».
В-четвертых, в контексте социокультурных категории норма/антинорма контрольно-пропускной режим, проживание в комнатах и деятельность в местах общего пользования гостиничного комплекса общежития о. Русский реализуется, как соблюдение предписания - норма, так и обход предписания - антинорма, что обнаруживает личностные установки проживающих. Тех, кто действуют согласно предписанной норме и принимают порядок, можно рассматривать в категориях чистое, так как они вписаны в структуру административного правила, а те, кто выбирают антинорму - будут целенаправленно не встраиваться в порядок и порождать вариативность поведения, что в дальнейшим служит основанием для переосмысления жесткости требований, содержащихся в административном правиле.
В-пятых, при помощи категории «грязи» и антинормы, студенты выстраивают свою социальную структуру. Правила для большинства студентов являются жесткими, что приводит к девиациям и аномии.
Одним из решения проблемы нарушения административного правила мы предлагаем переосмысливать, беря за основу причину поступков. Правила должны подвергаться коррекции в силу динамических изменений системы.
1. Закон Приморского края об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Приморского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.primorsky.ru/authorities/executive- agencies/departments/economicspdf
2. Положение об организации пропускного и внутриобъектового режимов на объектах федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Дальневосточный федеральный университет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.dvfu.ru/about/campus/students/accommodation/
3. Правила размещения (пребывания) обучающихся и сотрудников, и
членов их семей в гостиничном комплексе кампуса ДВФУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
www.dvfu.ru/about/campus/students/accommodation/
4. Порядок поселения обучающихся в общежитиях, гостиничном комплексе кампуса. ПК-ДВФУ-06-2010-2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. dvfu. ru/about/campus/students/accommodation/
Литература
Монографии, исследования
5. Байбурин, А. К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семиотический анализ восточнославянских обрядов. / А. К. Байбурин - Спб.: Наука. - 1999. - 240 с.
6. Барт, Ф. Этнические группы и социальные границы. Пер. с англ. / И. Пильщик - М.: Новое изд-во. - 2006. - 198 с.
7. Беккер, Г. Аутсайдеры. Пер. с англ. / Н. Фрахатдинов - М.: Апрель. -
2018. - 272 с.
8. Бергсон, А. Два источника морали и религии. Пер. с фр. / А. Б. Г оффман.
- М.: Канон. - 1994. - 288 с.
9. Гоффман, А. Б. Эмиль Дюркгейм в России. Рецепция дюркгеймовской социологии в российской социальной мысли. / А. Б. Гоффман - М.: ГУ- ВШЭ. - 1999. - 205 с.
10. Дуглас, М. Чистота и опасность. Анализ представлений об осквернении и табу. / А. Ф. Филиппова, С. П. Баньковская, Н. Д. Саркитова - М.: Канон-Пресс-Ц. - 2000. - 287 с.
11. Дюркгейм, Э. Метод социологии. / Б. А. Гаревич - М.: Канон. - 1999. - 295 с.
12. Кристева, Ю. Силы ужаса: эссе об отвращении. / Ю. Кристева - Спб.: Алтейя. - 2003. - 203 с.
13. Клауорд, Р., Оулин Л. Дифференциация субкультуры. Социология преступности. / М. В. Маревич - М.: Прогресс. - 2000. - 354 с.
14. Лебина, Н. Б. Советская повседневность: нормы и аномалии. От военного коммунизма к большому стилю. / Н. Б. Лебина - М.: Новое литературное обозрение. - 2018. - 488 с.
15. Малиновский, Б. Магия, наука и религия. / С. Л. Удовик - М.: Рефл-бук.
- 1998. - 150 с.
16. Мертон, Р. К. Социальная структура и аномия. Социологические исследования. / Л. У. Большакова - М.: Прогресс. - 2000. - 233 с.
17. Парсонс, Т. О социальных системах. / В. П. Чеснокова, С. Г. Белоновский - М.: Академический проект. - 2002. - 832 с.
18. Селлин, Т. Конфликт норм поведения. Социология преступонсти. / К. В. Кравцов - М.: Прогресс. - 2000. - 322 с.
19. Сидоренко, И. А. Холистические и коэволюционные закономерности в развитии социально-экономических систем. / И. А. Сидоренко - Новосибирск: НГСАУ. - 2007. - 139 с.
20. Успенский, Б. А. Семиотика истории. Семиотика культуры. Избр. труды. Том. 1. / Г. Е. Прокофьев, Л. У. Морозова. - М.: Наука. - 1994. - 320 с.
21. Утехин, И. В. Очерки коммунального быта. / И. В. Утехин - М.: ОГИ. - 2004. - 277 с.
22. Щепанская, Т. Б. Система: Тексты и традиции субкультуры. / Т. Б. Щепанская - М.: ОГИ. - 2004. - 286 с.
23. Ярская-Смирнова, Е. Р. Социокультурный анализ нетипичности. / Е. Р. Ярская-Смирнова - Саратов. - 1997. - 272 с.
Статьи
24. Агдаулина, Р. Е. Социальная категоризация: представление об объекте и специфика процесса / Р. К. Агдаулина // Вестник Московского ун-та - 2008. - Вып. 1. - С. 3-15.
25. Аккуратова, Л. О. Проблематизация порядка осквернения по работе Мэри Дуглас «Чистота и опасность» / Л. О. Аккуратова // Свет Христов просвещает всех: Альманах свято-филаретовского Православно¬Христианского института. - 2014. - Вып. 9. - С. 4-20.
26. Баньковская, С. П. IN MEMORIAM. Мэри Дуглас / С. П. Баньковская // Социологическое обозрение. - 2006. - Вып. 3. - С. 23-33.
27. Дзюбенко, С. Ю. Редукционизм и холизм. О научной парадигме / С. Ю. Дзюбенко // Теория и практика современной науки. - 2017. - Вып. 5. - С. 4-25.
28. Дюркгейм, Э. Дуализм человеческой природы и его социальные условия / А. Б. Гоффман // Социологическое обозрение. - 2013. - Вып. 2 - С. 1-56.
29. Ехлакова, Е. Ф. Борьба «своего» против «чужого» как универсальный способ существования / Е. Ф. Ехлакова // Коммуникативные исследования. - 2015. - Вып. 3. - С. 130-162.
30. Кавецкий, С. Т. Э. Дюркгейм о социальной солидарности и аномии /С. Т. Кавецкий // Социологические исследования. - 2013. - Вып. 5. - С. 110¬143.
31. Кирдина, Г. С. Методологический индивидуализм и холизм: особенности междисциплинарных исследований / Г. С. Кирдина // Вестник ИЭ РАН. - 2011. - Вып. 4. - С. 8-40.
32. Козлова, А. М. Моральные основания социологической политики в педагогическом дискурсе / М. А. Козлова // Вестник ПСТГУ. - 2017. - Вып. 46. - С. 35-42.
33. Прокофьев, А. В. Социальная регуляция и мораль (к вопросу об источниках нравственной нормативности) / А. В. Прокофьев // Вестник РУДН. - 2014. - Вып. 2. - С. 2-14.
34. Трещенок, М. Ю. Двойственность представлений о потустороннем мире и природе смерти в традиционной культуре / М. Ю. Трещенюк // Национальная ассоциация ученых. - 2015. - Вып. 11. - С. 172-194.
35. Хлыщева, Е. В. Мифологема «свой-чужой» в гетеротопном пространстве общества потребления / Е. В. Хлыщева // Человек. Сообщество. Управление. - 2015. - Вып. 3. - С. 24-51.
36. Шмерлина, И. А. Идея целостности в биологии и социологии. / И. А. Шмерлина // Социологический журнал. - 2004. - Вып. 11. С. 12-22.
37. Шубрт, И. Индивидуализм versus холизм: о попытке преодоления теоретического дуализма / Шубрт И. // Вестник РУДН. - 2010. - Вып. 1.
- С. 14-32.
38. Шубрт, И. Общество индивидов в фигуративной социологии Н. Элиаса / Шубрт И. // Социологические исследования. - 2015. - Вып. 11. - С. 5¬
32.
39. Юлдыбаев, Р. Б. Мораль как социокультурный феномен: сущность и специфика / Р. Б. Юлдыбаев // Вестник Башкирского ун-та - 2007. - Вып.
4. - С. 123-155.
Электронные ресурсы
40. Баньковская, С. П. Чужаки и границы. К понятию социальной
маргинальности [Электронный ресурс]. / С. П. Баньковская // Социологическое обозрение. - 2006. - Вып. 5. - Режим доступа:
http: //magazines. russ. ru/oz/2002/6/2002_06_44. html
41. Бергман, А. С., Е. В. Гутов. Активная эволюция [Электронный ресурс]. / А. С. Бергман, Е. В. Гутов // Центр гуманитарных технологий. - 2015. - Вып. 3. - Режим доступа: http://gtmarket.ru/concepts/7174
42. Богомазова, О. В. Актуализация концепции социальной эволюции Г. Спенсера в современных условиях [Электронный ресурс]. / О. В. Богомазова // Социологические исследования. - 2013. - Вып.2 - Режим доступа: http ://www.j ourclub. ru/9/1571/4/
43. Вознюк, А. В. К вопросу об обосновании холистической парадигмы
образования [Электронный ресурс]. / А. В. Вознюк // Житомир. гос. ун¬т имени Ивана Франко. - 2010. - Режим доступа:
http://edu.tltsu.ru/sites/sites content/site1238/html/media60279/8 Voznyk. pdf
44. Гороховская, Л. Г. Образ чужого в традиционной и современной культурах [Электронный ресурс]. / Л. Г. Гороховская // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. -
2011. - № 1. - Режим доступа: https://sibac.info/conf/philolog/vi/26523
45. Дрешин, М. Г. Проблемы нормы и аномалии в западной социологии
XX века [Электронный ресурс]. / М. Г. Дрешин // Социологические исследования. - 2011. - Вып. 3 - Режим доступа:
http://elibrary.ru/download/elibrary 15514173 20814340.pdf
46. Дрешин, М. Г. Норма и аномалия в социальном развитии [Электронный ресурс]. / М. Г. Дрешин // Социологические исследования. - 2012. - Вып.
2. - Режим доступа: www/content/norma-i-anomaliya-v-sotsialnom-razvitii 85
47. Дюркгейм, Э. Метод социологии. О разделении общественного труда [Электронный ресурс]. / А. Б. Гоффман - Москва: Наука, 2009. - Режим доступа: iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASHd07a4 a272fO9e43e74c0d0
48. Дюркгейм, Э., Мосс, М. О некоторых первобытных формах классификаций. К исследованию коллективных представлений [Электронный ресурс]. / А. Б. Гоффман - Москва: КДУ, 2011. - Режим доступа:
static.iea.ras.ru/books/Ethnographic library/Marsel Moss Obschestva Ob men Lichnost Trudy po sotsialnoy antropologii.pdf
49. Зиммель, Г. Экскурс о чужаке [Электронный ресурс]. / Н. О. Соколова
- Спб.: Просвещение, 2003. - Режим доступа: Zimmel G-
Exkurs o chuzhake pdf.pdf
50. Парсонс, Т. О структуре социального действия [Электронный ресуср]. / В. Н. Комаров - Москва: Академический проект, 2000. - Режим доступа: www.gumer.info/bibliotek Buks/Sociolog/pars/index.php
51. Парк, Р. Э. Человеческая миграция и маргинальный человек
[Электронный ресурс]. / М. А. Козлов // Маргинальная антропология. -
2000. - Вып. 7. - Режим доступа:
https://elibrary.ru/download/elibrary_8810647_42236306.pdf
52. Паттерсон, Д. Формирование концептуального представления о стигме
[Электронный ресурс]. / К. Д. Богатырев - Москва: Наука, 2001. - Режим доступа: http://data.unaids.org/publications/irc-pub06/jc1119-
theological ru.pdf