Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРИНЦИПЫ НЕСЕМИОТИЧЕСКОЙ СТРАТИФИКАЦИИ ПИСЬМЕННОГО ДИСКУРСА (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛОЯЗЫЧНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА)

Работа №77080

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы71
Год сдачи2017
Стоимость4790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
156
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
1 Принципы несемиотической стратификации письменного дискурса 7
1.1 Уровни текста. Понятие текста. 7
1.2 Текст и дискурс 9
1.3 Теория коммуникации в рамках изучения лингвистики, дискурса/текста 10
1.4 Знаковые системы как структурные единицы коммуникации и текста 12
1.5. Структуризация текста/ дискурса 13
1.6. Модели освоения текста/ дискурса 15
1.7 Понятие структурных составляющих текста/дискурса 19
1.8 Аспекты исследования текста 23
1.9 Опыт изучения несемиотических элементов в тексте различными
авторами 24
1.10 Понятие коммуникативной стратегии; дискурсивный анализ 27
2 Анализ несемиотических явлений художественного и медийного
текста/дискурса 32
2.1 Прагматический контекст семиотических и несемиотических
компонентов в художественном дискурсе. 32
2.1.1 Обращение к моделируемому социокультурному контексту дискурса. 39
2.1.2 Обращение к актуальному социокультурному контексту 46
2.2 Прагматический контекст семиотических и несемиотических
компонентов в публицистическом дискурсе. 51
2.3 Прагматический контекст семиотических и несемиотических
компонентов в медийном дискурсе. 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ-ПРИМЕРОВ


В настоящее время проблема исследования и анализа компонентов дискурса как никогда актуальна. Это вызвано с одной стороны, молодостью пласта теоретических и практических наработок по данной тематике, с другой стороны, необходимостью выстраивания таких моделей в рамках современных социальных реалий. Вопросами структуризации и выстраивания моделей, применимых к текстуальному анализу занимались такие известные лингвисты, как Ван Дейк, В. Кинч, У. Эко, Л. Блумфилд, Ю. М. Лотман и другие. Популярность этой темы обусловлена стремительным развитием информационных технологий и средств массовой информации в течение последних пятидесяти лет.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена обнаружению и исследованию несемиотических единиц и явлений в письменном художественном и медийном англоязычном дискурсе. Предполагается, что несемиотические кванты реализуются в текстах через семиотическую страту и значит существует возможность выявления этих элементов а также маркеров, указывающих на них и далее выстраивания модели анализа.
Целью данной работы является описание парадигмы наиболее частотных и очевидных несемиотических явлений дискурса на материале художественного и медийного англоязычных текстов.
Объектом исследования является несемиотический компонент текста, отраженный в стандартных моделях поведенческого и речевого харарктера, нашедший отражение в произведениях медийного и художественного англоязычного дискурса.
Предметом исследования являются способы актуализации и идентификации стереотипных несемиотических компонентов содержащихся в указанном дискурсе, таких как индивидуальная и обобщенная картина мира, индивидуальная и обобщенная система ценностей, национальные и социальные стереотипы.
Задачами исследования являются:
- работа с источниками информации по данной теме
- изучение методик стратификации письменного дискурса, применяемых различными авторами
- разработка собственно схемы анализа, для проведения практического
исследования англоязычного текста
- анализ фактического материала
- обобщение полученных результатов
Методология исследования базируется на двух основных подходах к
анализу письменного текста - семиотическом и впоследствии логично вышедшем из него дискурсивном подходе. Кроме того на разных стадиях применялись когнитивная модель В. Кинча, структурный подход Л. А. Черняховской, многоаспектную модель У. Эко.
Актуальность работы обусловлена необходимостью выявления несемиотических квантов текста и их маркирующих семиотических компонентов, и далее выстраивания модели анализа письменного дискурса.
Новизна исследования заключается в том, что в нем рассматриваются контекстуальные элементы текста, имеющие выход в социальное дискурсивное пространство, что затрагивает актуальные противоречия, возникающие на стыке разных систем ценностей и мировоззрений. В исследовании затрагиваются относительно молодые отрасли языкознания и соотносящиеся с ними понятия.
Суть анализа заключается в идентификации имплицитно и эксплицитно выраженных несемиотических явлений в письменной речи и когнитивно - дискурсивный анализ прагматического контекста в рамках различных видов письменного дискурса.
В целом работа показывает, что сформулированная модель анализа текста эффективна в отношении как к очевидным примерам субъективного или оценочного мыслеизъявления, так и в отношении метафорично выраженных элементов внетекстового уровня англоязычного художественного дискурса.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Работа над теоретическим материалом позволила сформировать методологическую основу и провести анализ имплицитно и эксплицитно выраженных несемиотических явлений в англоязычной письменной речи. При этом были использованы такие методы исследования как семиотический анализ и когнитивно-дискурсивный анализ прагматического контекста в рамках различных видов письменного дискурса.
Результаты работы показывают, что спроектированная модель затекстовых компонентов как текста в целом, так и его отрывков с
относительно законченной речевой прагматикой эффективна по отношению и к очевидным примерам субъективного оценочного мыслеизъявления (в рамках произведений публицистического жанра), и к метафорично выраженным элементам несемиотической страты (в рамках произведений художественного дискурса).
Как можно видеть из приведенных во втором разделе примеров, несемиотическая страта реализуется в таких формах как конвенциональная система ценностей, индивидуальная картина мира и обобщенная картина мира социума, различные речевые и поведенческие стереотипы. В процессе реализации коммуникативной задачи автор, однако, не всегда выступает прямым посредником между представленной ситуацией и читателем, но и прибегает, как, например в медийном дискурсе, к приему ухода от процедуры личной оценки. При этом важно отметить, что в отрывках с таким несемиотическим элементом, как личная авторская оценка, посредничество отсутствует вовсе или присутствие автора сведено к роли прямого участника коммуникации.
Говоря об итогах данного исследования, важно отметить такие объективные результаты, достигнутые за время разработки тематики:
- Качественно новый взгляд на понятие текстуального и коммуникативного анализа письменной речи в рамках когнитивных и структурных методов с опорой на актуальный социокультурный компонент дискурса.
62
- Разработка методики анализа несемиотических компонентов письменного текста, применимой к по крайней мере двум различным жанрам, при необязательном учете его (текста) языковой идентификации.
- Определение несемиотической страты текста как его структурного компонента и её анализ на материале художественного, публицистического и медийного дискурса.
В ходе данного исследования были частично актуализованы разработки моделей текста Ван Дейка, В. Кинча, У. Эко и других. Была выявлена неоспоримая актуальность упомянутых разработок в области выявления и анализа элементов несемиотических страт в рамках политического дискурса, что и получило свое применение в нашем исследовании уже в поле художественного, публицистического и медийного контекстов.
Выводы, полученные в результате рассмотрения
несемиотических/затекстовых элементов в письменном тексте и детального анализа его компонентов в совокупности семиотических и несемиотических характеристик позволили нам определить ряд маркеров, идентифицирующих внетектстовый уровень письменной речи, что подтвердило выдвинутую в начале гипотезу о том, что несемиотические кванты реализуются в текстах через семиотическую страту и значит существует возможность выявления этих элементов а также маркеров, указывающих на них.



1. Арестова Е. В. Принципы семиотической и несемиотической стратификации речи (на материале английского языка) [Электронный ресурс] // Огарев-online. Раздел «Филологические науки». - 2016. - №6. - Режим доступа: http://j ournal.mrsu.ru/arts/principy-semioticheskoj -i-nesemioticheskoj -stratifikacii- rechi-na-materiale-anglijskogo-yazyka
2. Арестова Е. В. Проблемы несемиотической стратификации
англоязычного письменного дискурса [Электронный ресурс] // Огарев-online. Раздел «Филологические науки». - 2017. - № 10. - Режим доступа:
http://j ournal.mrsu.ru/arts/problemy-nesemioticheskoj -stratifikacii-angloyazychnogo- pismennogo-diskursa
3. Аристов С. А. Сусов И. П., Коммуникативно-когнитивная лингвистика и разговорный дискурс // Лингвистический вестник. - Ижевск, 1999. - № 1. - С. 5-10
4. Барт Р. Смерть автора // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - 1994. - С. 384-391
5. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров. - М.: Искусство, 1979. - 423 с.
6. Бернет Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход / Перевод с английского под редакцией С. Г. Божук - СПб.: Питер, 2001. - 864 с.
7. Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3¬е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969—1978
8. Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. - М., 1989 - 308 с.
9. Ван Дейк Т. А., Кинч В., Стратегии понимания связного текста. - М., 1988 - 318 с.
10. Василик М. А. Теория коммуникации. - М., 2003 - 615 с.
11. Гойхман O. Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИнфРа-М, 2008. — 272 с.
12. Грайс Г. П Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. — М.: Прогресс, 1985 - № 16. - С. 217-238.
13. Дымарский М. Я. Проблемы текстообразования и художественный текст (на материале русской прозы XIX-XX вв.) - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. - 282 с.
14. Дымарский, М. Я. Сложное синтаксическое целое в функциональном аспекте: на материале конструкций с локальным темпоральным детерминантом в инициальной позиции : диссертация кандидата филологических наук : 10.02.01 / Ленингр. Гос. Пед. Ин-т им. А. И. Герцена. - Ленинград, 1989. - 301 с.
15. Кабанова Л. И. Коммуникативная стратегия в изобразительном искусстве: философские подходы и методы исследования [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека / Философские науки / Философия и история религии, философская антропология, философия культуры - 2004. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/kommunikativnaya-strategiya-v-izobrazitelnom- iskusstve-russkogo-avangarda-na-osnove-analiza-#ixzz4auhoAW9e
16. Кашкин В. Б. Введение в теорию коммуникации - Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. - 175 с.
17. Кириллова Н. Н. Коммуникативные стратегии и тактики с позиции
нравственных категорий [Электронный ресурс] // CYBERLENINKA. Вестник НГТУ им. Р. Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». - 2012. - № 1. - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnye-strategii-i-taktiki-s-pozitsii- nravstvennyh-kategoriy
18. Климовская Г. И. Стилистическая культура атрибутивного смыслового акцентирования в современном русском языке: автореф. дис. ... докт. филол. наук. - СПб., 1992. - 37 c.
19. Клюев Е. В. Речевая коммуникация - М.: Рипол Классик, 2002. - 320 с.
20. Лабащук М. Динамика структуры вербального знака в онтогенезе - Бельско-Бяла, 2012. - 195 с.
21. Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии - СПб, 1996. - 846 с.
22. Лотман Ю. М. Текст в тексте. Труды по знаковым системам. XIV. - Тарту, 1981. - 515 с.
23. Макерова С. Р. Художественный текст и семиотический анализ // Вестник Тюменского государственного университета. - 2014. - № 1. Филология. С. 22¬29.
24. Мандельштам О. Э. О поэзии // Слово и культура: Статьи.— М.: Советский писатель, 1987. — С. 38-108
25. Мелетинский М. Е. К вопросу о применении структурно-семиотического метода в фольклористике // Избранные статьи. Воспоминания. - М., 1998. - С. 33-51.
26. Набоков В. В. Лекции по зарубежной литературе - СПб, 2014 г. - 544 с.
27. Осипова Н. О. Структурно-семиотический подход как аспект методологии гуманитарного знания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.cr-j ournal .ru/rus/j ournals/7 9. html&j_id=7.
28. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. - Изд. 2-е, испр. И доп. / Под ред. Ладыженской Т. А. и Михальской А. К.; сост. Князьков А. А.. - М.: Флинта, Наука, 1998. - 312 с.
29. Плещенко Т.П. Стилистика и культуры речи: Учеб. Пособие /Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет; Под ред. П.П. Шубы. Мн.: «ТетраСистемс», 2001. 544 с.
30. Садченко В. Т. Текст как объект лингвистической семиотики // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 5 - С. 104-111.
31. Свойкин К. Б. Дискретные характеристики речевого смысла [Электронный ресурс] // Вестник Мордовского университета. Раздел «Проблемы лингвистики». - 2008. - № 3. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=22532267
32. Свойкин К. Б. Исследование текста. Стратегия и тактика // Информативная динамика текста в коммуникации. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1999. - С. 87-89.
33. Свойкин К. Б. Способы проявления продуцентного авторства в англоязычном научном тексте // Интеграция образования. - 2006. - № 1. - С. 178-182.
34. Свойкин К. Б., Горлышкина Н. В. Англоязычный юмористический дискурс stand-up show: концепт комического [Электронный ресурс] // Огарев- online. Раздел «Филологические науки». - 2016. - № 17. - Режим доступа: http://j ournal.mrsu.ru/arts/angloyazychnyj -yumoristicheskij-diskurs-stand-up-show- koncept-komicheskogo
35. Связи с общественностью как социальная инженерия / Под ред. В.А. Ачкасовой, Л.В. Володиной. - СПб.: Речь, 2005. - 336 с.
36. Стернин И. А. Анализ скрытых смыслов в тексте. - Воронеж, 2011 - 66 с.
37. Философский энциклопедический словарь / [под ред. Г. Г. Кириленко, Е. В. Шевцова]. - М.: Слово, 2003. - С.201
38. Черногрудов Е. П. Основы речевой коммуникации: учебное пособие - М.: Изд-во «Экзамен», 2008. - 126 с.
39. Черняховская Л. А. Смысловая структура текста и ее единицы // Вопросы языкознания. — 1983. — № 6. — С. 117—126
40. Шведова Д. В. «Роль семьи в американском обществе и семейная политика» [Электронный ресурс] // CYBERLENINKA. Раздел «Социология». - 2011. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-semi-v-amerikanskom- obschestve-i-semeynaya-politika
41. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Том 2. Всемирно-исторические перспективы Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1993. - 592 с.
42. Шуберт Э. Э. Дискурсные единицы, уровни, приемы и принципы речевого воздействия в когнитивном аспекте: дис. канд. филол. наук. - Краснодар, 2006 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dslib.net/jazyko-znanie/diskursnye-edinicy-urovni-priemy-i-principy- rechevogo-vozdej stvij a-v-kognitivnom.html.
43. Эко У. The Role of the Reader: Explorations in the Semiotics of Texts. - 510 c.
44. Электронная Энциклопедия [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http: //lurkmore.to/Дискурс
45. Электронный словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-slovar.rU/dictionary/24/21832/
46. Энциклопедия Кругосвет [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/diskurs. html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ