Введение 5
1. Анализ основных направлений повышения эффективности
автосервисного предприятия 8
1.1. Основные процессы при функционировании автосервисного
предприятия 8
1.1.1. Становление рынка автосервисных услуг 12
1.2. Конкурентоспособность как важный фактор функицонирования
автосервисного предприятия 15
1.3. Методы оценки эффективности функционирования предприятия 18
1.3.1. DEA-анализ 18
1.3.2. SWOT-анализ 21
1.3.3. Теория ограничений систем 23
1.3.4. Сбалансированная система показателей 25
1.4. Выводы по разделу 28
2. Исследование эффективности функционирования сервисного центра .... 29
2.1. Понятие эффективности сервисной деятельности и её оценка 29
2.2. Факторы, влияющие на эффективность функционирования
автосервисного предприятия 31
2.3. Алгоритм и методика оценки эффективности автосервисного
предприятия 35
2.4. Концептуальное моделирование процесса расчета эффективности
автосервисного предприятия 45
2.5. Классификация автосервисных предприятий по параметрам 46
2.6. Выводы по разделу 47
3. Реализация системы поддержки принятия решений 49
3.1. Структура системы поддержки принятия решений 49
3.1.1. Создание логической модели данных 49
3.1.2. Многомерный анализ данных 52
3.2. Описание программных модулей системы 53
3.3. Выводы по разделу 59
4. Оценка рисков и экономическая эффективность 60
4.1. Информационная безопасность 60
4.1.1. Информационная безопасность на автосервисных предприятиях .. 60
4.1.2. Минимизация рисков на предприятии при использовании системы
поддержки принятия решений 63
4.2. Экономическая эффективность 66
4.2.1. Расчёт суммарных затрат на разработку и сопровождение 66
4.2.2. Расчет цены программного продукта 69
4.2.3. Затраты предприятия на внедрение программного продукта 69
4.2.4. Экономический эффект от реализации и внедрения программного продукта 69
4.3. Выводы по разделу 71
Заключение 72
Список использованной литературы 73
За последнее время численность парка эксплуатируемых легковых автомобилей в России значительно выросла. Автомобильная отрасль является одной из самых активно развивающихся отраслей в стране. На долю легковых автомобилей приходится подавляющая доля производства (87,5%) и продаж на внутреннем рынке (88%). Этот сектор является наиболее чувствительным по сравнению с рынком большегрузных автомобилей [1].
По результатам исследований международной консалтинговой организации EY (Ernst &Young) объем продаж легковых автомобилей в 2016 году составил 1,4 млн единиц. В 2017 году показатель вырастет до 1,5 млн единиц, а к 2020 году - до 2 млн. Автомобильный рынок России по итогам 2016 года занимает пятое место среди европейских стран, уступив свои позиции Гер-мании, Великобритании, Франции и Италии. При этом, количество легковых автомобилей в России на 1000 человек взрослого населения более чем на 40% ниже, чем в Западной Европе, в то время как средний возраст легкового автопарка в Российской Федерации составляет около 12,5 года [2].
Рост численности парка автомобилей ведет к росту потребности в сервисе, и, как следствие, количества станций технического обслуживания, что приводит к росту конкуренции в этом сегменте. Ввиду постепенного усложнения конструкции и повышения требований к техническому состоянию автомобильной техники, растут и требования к уровню организации и оборудованию сервисных центров.
Вследствие этого, все более очевидной становится актуальность повышения конкурентоспособности и системного подхода к поддержанию работоспособности автомобилей, идеология которого гарантирует качество услуг в системе сервиса.
Дилерско-сервисный центр - это сложная система, которая включает в себя подсистемы со своими наборами функций, процессов, задач и материальными, информационными, финансовыми потоками. Таким образом, в работе сервисного центра осуществляется передача огромного потока различной информации. Для успешного функционирования центра необходима консолидация и полноценная обработка всей поступающей информации. Существующие методы обработки при отсутствии единой базы и системного подхода зачастую малоэффективны. Для того чтобы соответствовать современным тенденциям, быстро реагировать на изменения внешней среды и быть конкурентоспособными, предприятиям данной сферы необходимо применять современные информационные технологии для управления технологическими процессами в системе сервиса.
Предприятие данной отрасли должно быть оснащено диагностическим оборудованием и программным обеспечением, которое влияло бы на эффективность и результативность его работы. Применение специализированных информационных систем позволит своевременно получать достоверную и полную информацию о состоянии сервисного центра, а также корректировать на основе анализа этих деятельность предприятия.
В связи с этим направлением исследования была выбрана разработка метода оценки эффективности автосервисного предприятия с использованием методов анализа данных.
Цель работы: создание системы поддержки принятия решений для повышения эффективности функционирования автосервисного предприятия.
Задачи исследования:
1. исследовать существующие методы оценки эффективности функционирования предприятия;
2. выявить методы и параметры для измерения эффективности функционирования автосервисного предприятия;
3. разработать систему поддержки принятия решений по повышению эффективности работы сервисного центра.
Методы исследований:
• системный анализ;
• многомерный анализ данных;
• теория алгоритмизации и программирования;
• статистический анализ.
Объектом исследования является система автосервисного предприятия.
Предмет исследования: методы и алгоритмы для оценки эффективности функционирования предприятия, реализованные в виде системы поддержки принятия решений.
Научная новизна заключается в применении многомерного анализа для расчета оценки эффективности функционирования частных сервисных центров легковых автомобилей.
Анализ существующей на данный момент ситуации на автосервисных предприятиях показал, что функционирование предприятий не организовано в полной мере, от этого автосервисные предприятия неэффективно используют свой потенциал, что напрямую влияет на продуктивность и эффективность работы предприятия. В связи с этим является актуальным разработка системы поддержки принятий решений, которая позволит уделять внимание повышению эффективности каждого аспекта их деятельности.
Рассмотренные в рамках исследования методы оценки эффективности функционирования предприятия используются при анализе их деятельности, однако они не дают рекомендаций по дальнейшему управлению системой.
В рамках исследования была разработана система, в которой реализован сбор, обработка полученных данных с целью выявления рекомендаций по улучшению функционирования сервисного центра. Были исследованы возможные информационные риски и приняты меры для их устранения и предотвращения, также была рассчитана экономическая эффективность, которая показала, что разработка СННР является целесообразной.
1. Грицунова С.В. Состояние автомобильного рынка России и перспективы его развития // Интернет-журнал «Мир науки». - 2015. - №2. - С. 1-6. ISSN 2309-4265.
2. Костарев Г. Автомобильный рынок России: состояние отрасли и прогноз на среднесрочную перспективу [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://0.vedomosti.ru/press_releases/2017/02/07/avtomobilnii-rinok-rossii- sostoyanie-otrasli-i-prognoz-na-srednesrochnuyu-perspektivu. - Загл. с экрана.
3. Моложенко А.Ю., Лясин Д.Н. Исследование методов автоматизированной оценки качества работы гарантийных сервисных центров по ремонту и обслуживанию цифровой, бытовой и вычислительной техники // VII Международная студенческая электронная научная конференция. - 2015.
4. Абаимов Р.В. Повышение эффективности производственной деятельности станций технического обслуживания легковых автомобилей: автореф. дисс. канд. техн.наук / Р.В. Абаимов. - Орел, 2011. - 16 с.
5. Беляев А.И. Совершенствование фирменного обслуживания автомобилей в дилерско-сервисных центрах с использованием информационной системы: автореф. дисс. канд. техн.наук / А.И. Беляев. - Оренбург, 2009. - 19 с.
6. Карагодин, В.И. Формирование и техническое обоснование основных направлений эффективного развития системы фирменного ремонта автомобилей: автореф. дисс. докт. техн.наук / В.И. Карагодин. - М.: МАДИ, 1997. - 30 с.
7. Мухаметдинова Л. М. Совершенствование планирования в системе фирменного сервиса грузовых автомобилей на основе многомерного анализа: дис. ... канд. техн. наук: 05.22.10 / Л.М. Мухаметдинова. - Оренбург: ОГУ, 2012. - 175 с.
8. Чернышев А.Е. Комплексная оценка эффективности функционирования автосервисных предприятий: На примере сто легковых автомобилей: ав- тореф. дисс. канд. техн.наук / А.Е. Чернышев. - Москва, 2005. - 24 с.
9. Шакирова Д.Ю. Управление эффективностью дилерскосервисной сети грузовых автомобилей с использованием современных методов анализа и средств оптимизации: дис. ... канд. эк. наук: 08.00.05 / Д.Ю. Шакирова. - Москва, 2013. - 137 с.
10. Становление рынка автосервисных услуг [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/3559820/page:3/. - Загл. с экрана.
11. Анализ рынка автосервисных услуг [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ratat.ru/ecints-270-1.html. - Загл. с экрана.
12. Конкурентоспособность станций технического обслуживания и пути ее повышения [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.avto- barmashova.ru/ekonomika_avtoservisa/konkurentosposobnost_STO/index.html. - Загл. с экрана.
13. Каримова Д.А., Шаповалов А.А. Стратегическое управление на предприятии // IV Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум». - 2012.
14. Компаниец О.С. Разработка современной классификации маркетинговых функций компаний согласно концепции маркетинго-ориентированного управления // Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - № 28 (121) - с. 61-67.
15. Белкин В.Н., Белкина Н.А. Теоретические основы оценки конкурентоспособности предприятий // Экономика региона. - 2015. - № 1 - с. 144-154.
16. Караев Р.Х. Организационно-экономические аспекты развития рынка автосервисных услуг в условиях рыночной экономики: дис. . канд. эк. наук: 08.00.05 / Р.Х. Караев. - Душанбе, 2016. - 163 с.
17. Волгин В.В. Автосервис : маркетинг и анализ [Текст] // В.В. Вологин - М.: Дашков и К, 2004. С. 496.
18. Федотов Ю.В. Метод DEA: анализ свертки данных [Текст] // Российский журнал менеджмента. Т.10, №2 2012. С.51-62
19. Ткалич Т.А. Модель DEA-анализа и принятия управленческого решения в ИТ-менеджменте [Текст] // Международная научная конференция: «Теория вероятностей, случайные процессы, математическая статистика и приложения». 2015. С. 329-333.
20. Charnes A., Cooper W.W., Rhodes E. Measuring the efficiency of decision-making units // European Journal of Operation Research. - 1978. - Т. 2, № 6. - С. 429-444.
21. Banker R.D., Charnes A., Cooper W.W. Some Models for Estimating Tech-nical and Scale Inefficiencies in Data Envelopment Analysis // Management Sci-ence. - 1984. - Т. 30, № 9. - С. 1078-1092.
22. Cooper W.W., Seiford L.M., Tone K. Data Envelopment Analysis. A Com-prehensive Text with Models, Applications, References and DEA-Solver Software.
- 2nd edition. - New York: Springer-Verlag, 2006. - С. 528. - ISBN 0-387¬45281-8.
23. Анализ среды функционирования [Электронный ресурс] // Режим до-ступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Анализ_среды_функционирования. - Загл. с экрана.
24. Метод SWOT анализа компании [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://blogmarketologa.ru/for-marketolog/analiz/metod-swot-analiza- kompanii/. - Загл. с экрана.
25. SWOT-анализ [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://marketproject.ru/articles/37-swot-analiz. - Загл. с экрана.
26. SWOT анализ. Основные положения SWOT анализа предприятия [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://www.stplan.ru/articles/theory/swot.htm. - Загл. с экрана.
27. Теория ограничений [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_ограничений. - Загл. с экрана.
28. Теория ограничений систем [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.up-pro.ru/encyclopedia/theory-of-constraints.html. - Загл. с экрана.
29. Зильберман А. Сбалансированная система показателей как средство управления [Текст] // Консультант. №17. 2012. С. 32-40.
30. Сбалансированная система показателей [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.e- хесийуе.ги^1к1/1Ыех^р?й0е=Сбалансированная_система_показателей. - Загл. с экрана.
31. Сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard) [Элек-тронный ресурс] // Режим доступа:
http://www.acconcept.ru/science/methods/269--balanced-scorecard.html. - Загл. с экрана.
32. Маяцкая И.Н. Эффективность и качество предоставляемых услуг в учреждениях обслуживания населения [Текст] // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. №2. 2012. С.231-234.
33. Матросова Ю.А. Концепция непрерывного совершенствования качества обслуживания оборудования - «Сервисная платформа» [Текст] // Вестник Екатерининского института. №1(29). 2015. С. 29-36.
34. Факторы, влияющие на спрос услуг автосервиса [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://konspektim.ru/laktori-vliyayushie-na-spros-uslug- avtoservisa/. - Загл. с экрана.
35. Пономарева Т.А., Супрягина М.С. Как оценить качество через количество [Текст]// Маркетинг в России и за рубежом №2. 2004.
36. Пономарева Т.А., Супрягина М.С. Качество услуг: качественные параметры оценки [Текст] // Маркетинг в России и за рубежом. №1. - 2005.
37. Возможности повышения эффективности логистических систем [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.xcomp.biz/6-4-vozmozhnosti- povysheniya-effektivnosti-logisticheskix-sistem.html. - Загл. с экрана.
38. Прогноз объема реализции услуг [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://www.srinest.Com/book_663_chapter_33_4.5.1._Prognoz_obema_realizaii_u slug..html. - Загл. с экрана.
39. Костерин А.Г. Управление конкурентным бенчмаркингом в торговле на основе анализа DEA [Текст] // Журнал «Менеджмент в России и за рубежом». №4 - 2016.
40. Тулемисов Х.М. Программные средства для принятия инвестиционного решения [Электронный ресурс] // ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации» // Режим доступа: https://1c.ru/rus/partners/training/edu/tez_pdf.conf7/tulh.pdf. - Загл. с экрана.
41. Microsoft SQL Server [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Microsoft_SQL_Server. - Загл. с экрана.
42. OLAP системы [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.kpms.ru/Automatization/OLAP_system.htm. - Загл. с экрана.
43. Соловьев С.В. Технология разработки прикладного программного обеспечения [Текст] С.В. Соловьев, Л.С. Гринкруг, Р.И. Цой - Москва: Академия Естествознания, 2012.
44. Головчинер М.Н. Проектирование информационных систем [Текст] М.Н. Головчинер - Томск, 2009.
45. Стратегия - понятия и определения. Классификация стратегий [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://www.stplan.ru/articles/theory/strategy.htm. - Загл. с экрана.
46. Оперативное планирование [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.studfiles.rU/preview/1751495/page:4/#8. - Загл. с экрана.
47. Ключевые показатели эффективности сервиса [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.kaizenmaster.com/materialy/klyuchevye-pokazateli- effektivnosti-servisa. - Загл. с экрана.
48. Тихиров Т.И. Управление риском на предприятиях автомобильного транспорта [Текст] // Научно-информационный журнал «Вопросы управления». №4(25) - 2013.
49. Буйвол П.А. Создание системы поддержки принятия решений для управления развитием сети фирменного сервиса автомобилей: дис. ... канд. техн. наук: 05.13.01 / П.А. Буйвол. - Ижевск: ОГУ, 2012. - 173 с.
50. Стратегический анализ рисков предприятия [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://menedzhmenti.ru/page266/page356/index.html. - Загл. с экрана.
51. Приобретение лицензии на SQL Server [Электронный ресурс] // Режим
доступа:https://www.microsoft.com/ru-ru/sql-server/sql-server-2016-pricing. -
Загл. с экрана.
52. Delphi [Электронный ресурс] // Режим доступа:
https://www.embarcadero.com/ru/products/delphi. - Загл. с экрана.
53. Статья 259.1 НК РФ - Порядок расчета сумм амортизации при применении линейного метода начисления амортизации // Сайт Кодексы и Законы РФ. [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://kodeks.systecs.ru/nk_rf/nk_glava25/nk_st259_1.html. - Загл. с экрана.
54. Тарифы на электроэнергию в Казани и республике Татарстана. Действуют с 1 января 2017 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://energovopros.ru/spravochnik/elektrosnabzhenie/tarify-na- elektroenergiju/respublika_tatarstan/29546/. - Загл. с экрана.
55. Эффективность повышения качества продукции [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://www.hanadeeva.ru/biblioteka/knigi_economika/Cergeev/effect_kachestva/in dex.html. - Загл. с экрана.