Развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства 7
1.1. Сущность и содержание творческих способностей
личности 7
1.2. Возрастные особенности развития творческих способностей
младших школьников 13
1.3. Урок изобразительного искусства как средство развития
творческих способностей младших школьников 19
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства 28
2.1. Диагностика уровня развития творческих способностей
младших школьников 28
2.2. Методика развития творческих способностей младших
школьников на уроках изобразительного искусства 36
2.3. Динамика развития творческих способностей младших
школьников на уроках изобразительного искусства 46
Заключение 54
Библиографический список 56
Приложения в отдельной папке
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства 7
1.1. Сущность и содержание творческих способностей
личности 7
1.2. Возрастные особенности развития творческих способностей
младших школьников 13
1.3. Урок изобразительного искусства как средство развития
творческих способностей младших школьников 19
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства 28
2.1. Диагностика уровня развития творческих способностей
младших школьников 28
2.2. Методика развития творческих способностей младших
школьников на уроках изобразительного искусства 36
2.3. Динамика развития творческих способностей младших
школьников на уроках изобразительного искусства 46
Заключение 54
Библиографический список 56
Приложения в отдельной папке
Одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей. Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей.
В учебной работе с младшими школьниками особенно важно обеспечить удачное начало школьного этапа жизни детей, помочь им почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство радости от общения со сверстниками и учителями. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формируется желание и умение учиться (Федеральный государственный..., 2010, 14).
Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей является искусство, художественная деятельность. Этому способствуют уроки литературного творчества и русского языка, музыки и, конечно, уроки изобразительного искусства. Уроки изобразительного искусства - это уроки, на которых ученик не только познает азы науки, например, изобразительные приемы и навыки, осваивает графическую грамоту, но включен в творческий процесс восприятия искусства и действительности, порождения художественного образа и создания самостоятельного художественного продукта.
Уроки изобразительного искусства должны стать основополагающими в эстетическом воспитании и развитии творческой активности школьников на базе оптимального привлечения обучающего потенциала культурно-исторического и художественно-педагогического опыта человечества.
В педагогике и педагогической психологии существует целый ряд научных направлений, разрабатывающих проблему формирования творческих способностей: это развивающее обучение (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин), проблемное обучение (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов), творческая педагогика на основе теории решения изобретательских задач и теории развития (Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин), теории воспитания творческих способностей учителя (С.А. Архангельский, М.Ф. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.).
Наибольшее влияние на исследования проблемы творческих способностей оказали труды отечественных ученых Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова, И.Ф. Харламова, В.А. Крутецкого, И.А. Зимней, В.Н. Дружинина.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Решение этой проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: развитие творческих способностей младших школьников.
Предмет исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства будет эффективным, если:
- создается подлинно творческая атмосфера, способствующая свободному проявлению творческого мышления ребенка;
- использовать в содержании обучения изобразительному искусству, различные виды творческих заданий, направленных на развитие творческого
воображения.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме.
2. Провести диагностику уровня развития творческих способностей младших школьников.
3. Выявить и апробировать педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и
методической литературы по проблеме исследования, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 45» города Белгорода.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность темы, формируются объект, предмет исследования, цель, задачи, определяется гипотеза, дается обзор методов исследования.
В первой главе описаны сущность и содержание творческих способностей личности; возрастные особенности развития творческих способностей младших школьников; урок изобразительного
искусства как средство развития творческих способностей младших школьников.
Во второй главе представлена диагностика уровня развития творческих способностей младших школьников; методика развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства; динамика развития творческих способностей младших школьников.
В заключении изложены выводы по результатам исследования.
В учебной работе с младшими школьниками особенно важно обеспечить удачное начало школьного этапа жизни детей, помочь им почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство радости от общения со сверстниками и учителями. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формируется желание и умение учиться (Федеральный государственный..., 2010, 14).
Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей является искусство, художественная деятельность. Этому способствуют уроки литературного творчества и русского языка, музыки и, конечно, уроки изобразительного искусства. Уроки изобразительного искусства - это уроки, на которых ученик не только познает азы науки, например, изобразительные приемы и навыки, осваивает графическую грамоту, но включен в творческий процесс восприятия искусства и действительности, порождения художественного образа и создания самостоятельного художественного продукта.
Уроки изобразительного искусства должны стать основополагающими в эстетическом воспитании и развитии творческой активности школьников на базе оптимального привлечения обучающего потенциала культурно-исторического и художественно-педагогического опыта человечества.
В педагогике и педагогической психологии существует целый ряд научных направлений, разрабатывающих проблему формирования творческих способностей: это развивающее обучение (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин), проблемное обучение (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов), творческая педагогика на основе теории решения изобретательских задач и теории развития (Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин), теории воспитания творческих способностей учителя (С.А. Архангельский, М.Ф. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.).
Наибольшее влияние на исследования проблемы творческих способностей оказали труды отечественных ученых Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова, И.Ф. Харламова, В.А. Крутецкого, И.А. Зимней, В.Н. Дружинина.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Решение этой проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: развитие творческих способностей младших школьников.
Предмет исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства будет эффективным, если:
- создается подлинно творческая атмосфера, способствующая свободному проявлению творческого мышления ребенка;
- использовать в содержании обучения изобразительному искусству, различные виды творческих заданий, направленных на развитие творческого
воображения.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме.
2. Провести диагностику уровня развития творческих способностей младших школьников.
3. Выявить и апробировать педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и
методической литературы по проблеме исследования, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 45» города Белгорода.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность темы, формируются объект, предмет исследования, цель, задачи, определяется гипотеза, дается обзор методов исследования.
В первой главе описаны сущность и содержание творческих способностей личности; возрастные особенности развития творческих способностей младших школьников; урок изобразительного
искусства как средство развития творческих способностей младших школьников.
Во второй главе представлена диагностика уровня развития творческих способностей младших школьников; методика развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства; динамика развития творческих способностей младших школьников.
В заключении изложены выводы по результатам исследования.
Известно, что в начальных классах закладывается фундамент успешного учения на последующих этапах. У младших школьников имеются значительные резервы и возможности психического развития.
У каждого школьника необходимо развивать способность наблюдения, творческого воображения, самостоятельность в творческом мышлении и действии. Такие способности нельзя развивать, сообщая ученикам готовые знания.
Ребенок начинает думать тогда, когда оказывается перед новой задачей, которая должна привести его к новой, неизвестной до этого мысли. Такая ситуация требует действительного усиления творческого мышления, творческого напряжения воображения, тщательного наблюдения и большой концентрации внимания.
Решающим условием развития самостоятельности творческого мышления и творческого воображения у школьников является приобретение новых знаний путем решения проблем. Так как младшие школьники находятся на начальном этапе, то овладение знаниями и умениями происходит в совместной деятельности с учителем. Так от учителя постепенно переходят к детям не только умения, но и заинтересованность в проделываемой работе.
Исследование показало, что на уроках изобразительного искусства, учащиеся приобщаются к творческой деятельности, учатся что-либо делать коллективно, сообща не только друг с другом, но и со взрослыми (учителями, воспитателями, родителями). Эта работа способствует повышению у детей познавательной активности, интереса, помогает открывать для себя новые знания, учит экспериментировать, исследовать, определять пути решения поставленной проблемы, нести ответственность за свою деятельность, что положительно влияет на качество усвоения учебного материала.
Кроме этого, дети проявляют свою индивидуальность, собственную активность на каждом этапе урока. Также уроки изобразительного искусства направлены на развитие самостоятельного творческого мышления и творческого воображения.
Наше исследование дало положительный результат, а гипотеза подтвердилась. Мы можем сказать, что развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства будет эффективным, если систематически активизировать мотивационную сферу учащихся; создавать творческую атмосферу, способствующую свободному проявлению творческого мышления ребенка; использовать в содержании обучения изобразительному искусству, различные виды творческих заданий, направленных на развитие творческого воображения.
У каждого школьника необходимо развивать способность наблюдения, творческого воображения, самостоятельность в творческом мышлении и действии. Такие способности нельзя развивать, сообщая ученикам готовые знания.
Ребенок начинает думать тогда, когда оказывается перед новой задачей, которая должна привести его к новой, неизвестной до этого мысли. Такая ситуация требует действительного усиления творческого мышления, творческого напряжения воображения, тщательного наблюдения и большой концентрации внимания.
Решающим условием развития самостоятельности творческого мышления и творческого воображения у школьников является приобретение новых знаний путем решения проблем. Так как младшие школьники находятся на начальном этапе, то овладение знаниями и умениями происходит в совместной деятельности с учителем. Так от учителя постепенно переходят к детям не только умения, но и заинтересованность в проделываемой работе.
Исследование показало, что на уроках изобразительного искусства, учащиеся приобщаются к творческой деятельности, учатся что-либо делать коллективно, сообща не только друг с другом, но и со взрослыми (учителями, воспитателями, родителями). Эта работа способствует повышению у детей познавательной активности, интереса, помогает открывать для себя новые знания, учит экспериментировать, исследовать, определять пути решения поставленной проблемы, нести ответственность за свою деятельность, что положительно влияет на качество усвоения учебного материала.
Кроме этого, дети проявляют свою индивидуальность, собственную активность на каждом этапе урока. Также уроки изобразительного искусства направлены на развитие самостоятельного творческого мышления и творческого воображения.
Наше исследование дало положительный результат, а гипотеза подтвердилась. Мы можем сказать, что развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства будет эффективным, если систематически активизировать мотивационную сферу учащихся; создавать творческую атмосферу, способствующую свободному проявлению творческого мышления ребенка; использовать в содержании обучения изобразительному искусству, различные виды творческих заданий, направленных на развитие творческого воображения.
Подобные работы
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческий способностей младших школьников на уроках технологии (Бурятский государственный университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - Развитие творческих способностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2021 - Развитие воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2021 - Развитие воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



