Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства

Работа №77020

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы158
Год сдачи2016
Стоимость4960 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
587
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства 7
1.1. Сущность и содержание творческих способностей
личности 7
1.2. Возрастные особенности развития творческих способностей
младших школьников 13
1.3. Урок изобразительного искусства как средство развития
творческих способностей младших школьников 19
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства 28
2.1. Диагностика уровня развития творческих способностей
младших школьников 28
2.2. Методика развития творческих способностей младших
школьников на уроках изобразительного искусства 36
2.3. Динамика развития творческих способностей младших
школьников на уроках изобразительного искусства 46
Заключение 54
Библиографический список 56
Приложения в отдельной папке


Одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей. Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей.
В учебной работе с младшими школьниками особенно важно обеспечить удачное начало школьного этапа жизни детей, помочь им почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство радости от общения со сверстниками и учителями. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формируется желание и умение учиться (Федеральный государственный..., 2010, 14).
Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей является искусство, художественная деятельность. Этому способствуют уроки литературного творчества и русского языка, музыки и, конечно, уроки изобразительного искусства. Уроки изобразительного искусства - это уроки, на которых ученик не только познает азы науки, например, изобразительные приемы и навыки, осваивает графическую грамоту, но включен в творческий процесс восприятия искусства и действительности, порождения художественного образа и создания самостоятельного художественного продукта.
Уроки изобразительного искусства должны стать основополагающими в эстетическом воспитании и развитии творческой активности школьников на базе оптимального привлечения обучающего потенциала культурно-исторического и художественно-педагогического опыта человечества.
В педагогике и педагогической психологии существует целый ряд научных направлений, разрабатывающих проблему формирования творческих способностей: это развивающее обучение (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин), проблемное обучение (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов), творческая педагогика на основе теории решения изобретательских задач и теории развития (Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин), теории воспитания творческих способностей учителя (С.А. Архангельский, М.Ф. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.).
Наибольшее влияние на исследования проблемы творческих способностей оказали труды отечественных ученых Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова, И.Ф. Харламова, В.А. Крутецкого, И.А. Зимней, В.Н. Дружинина.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Решение этой проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: развитие творческих способностей младших школьников.
Предмет исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства будет эффективным, если:
- создается подлинно творческая атмосфера, способствующая свободному проявлению творческого мышления ребенка;
- использовать в содержании обучения изобразительному искусству, различные виды творческих заданий, направленных на развитие творческого
воображения.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме.
2. Провести диагностику уровня развития творческих способностей младших школьников.
3. Выявить и апробировать педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и
методической литературы по проблеме исследования, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 45» города Белгорода.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность темы, формируются объект, предмет исследования, цель, задачи, определяется гипотеза, дается обзор методов исследования.
В первой главе описаны сущность и содержание творческих способностей личности; возрастные особенности развития творческих способностей младших школьников; урок изобразительного
искусства как средство развития творческих способностей младших школьников.
Во второй главе представлена диагностика уровня развития творческих способностей младших школьников; методика развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства; динамика развития творческих способностей младших школьников.
В заключении изложены выводы по результатам исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Известно, что в начальных классах закладывается фундамент успешного учения на последующих этапах. У младших школьников имеются значительные резервы и возможности психического развития.
У каждого школьника необходимо развивать способность наблюдения, творческого воображения, самостоятельность в творческом мышлении и действии. Такие способности нельзя развивать, сообщая ученикам готовые знания.
Ребенок начинает думать тогда, когда оказывается перед новой задачей, которая должна привести его к новой, неизвестной до этого мысли. Такая ситуация требует действительного усиления творческого мышления, творческого напряжения воображения, тщательного наблюдения и большой концентрации внимания.
Решающим условием развития самостоятельности творческого мышления и творческого воображения у школьников является приобретение новых знаний путем решения проблем. Так как младшие школьники находятся на начальном этапе, то овладение знаниями и умениями происходит в совместной деятельности с учителем. Так от учителя постепенно переходят к детям не только умения, но и заинтересованность в проделываемой работе.
Исследование показало, что на уроках изобразительного искусства, учащиеся приобщаются к творческой деятельности, учатся что-либо делать коллективно, сообща не только друг с другом, но и со взрослыми (учителями, воспитателями, родителями). Эта работа способствует повышению у детей познавательной активности, интереса, помогает открывать для себя новые знания, учит экспериментировать, исследовать, определять пути решения поставленной проблемы, нести ответственность за свою деятельность, что положительно влияет на качество усвоения учебного материала.
Кроме этого, дети проявляют свою индивидуальность, собственную активность на каждом этапе урока. Также уроки изобразительного искусства направлены на развитие самостоятельного творческого мышления и творческого воображения.
Наше исследование дало положительный результат, а гипотеза подтвердилась. Мы можем сказать, что развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства будет эффективным, если систематически активизировать мотивационную сферу учащихся; создавать творческую атмосферу, способствующую свободному проявлению творческого мышления ребенка; использовать в содержании обучения изобразительному искусству, различные виды творческих заданий, направленных на развитие творческого воображения.


1. Бердяев Н.А. Философия свободы: смысл творчества. / Н.А. Бердяев - М.: Правда, 1989. - 607 с.
2. Богат В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). / В. Богат, В. Нюкалов. - Дошкольное воспитание. - 2008. - №1. С.17-19.
3. Богоявленская Д.Б. О предмете исследования творческих способностей / Д.Б. Богоявленская // Психол. Журнал.- 1995. - т.16. - №5. - С.49-58.
4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. / Д.Б. Богоявленская. - М., 2002. - 337 с.
5. Бодалев А.А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей / А.А. Бодалев // Вопросы психологии. - 1984. - № 1. - С. 15-24
6. Венгер Л.А. Психология: для высших педагогических учебных
заведений / Л. А. Венгер. - М.: Просвещение, 2010. - 190 с.
7. Венгер Л.А. Путь к развитию творчества / Л.А. Венгер // Вопросы психологии. - 1990. - № 4. - С.32-38.
8. Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду. / Н.А. Ветлугина. - М., 1974. - 240 с.
9. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок: Книга для учителя. / Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1972. - 287 с.
10. Волков И.П. Художественная студия в школе: книга для учителя: из опыта работы / И.П. Волков. - М.: Просвещение, 2007. - 127 с.
11. Воловик А.Ф. Педагогика досуга / А.Ф. Воловик, В.А. Воловик. - М.,
1998. - 240 с.
12. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л.С. Выготский. - М., 1991. - 96 с.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский // Психология: классические труды. - М., 1996. - 480 с.
14. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. - Т. 3. / Л.С. Выготский. -
М., 1983. - 432 с.
15. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. - М., 2005. - 176 с.
16. Громов Е. С. Природа художественного творчества: книга для учителя / Е. С. Громов. - М.: Просвещение, 2010. - 239 с.
17. Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / Под. ред. А. В. Петровского. - М.: Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 439 с.
18. Данилов М. А. Науч.-исслед. ин-т общ. педагогики, Гос. науч. пед. б-ка им. К. Д. Ушинского. / М.А. Данилов. - М. : Изд-во Акад. пед. наук СССР, 1988. - 66 с.
19. Дубровина И.В. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова,
A. M. Прихожан. - М., 1999. - 464 с.
20. Дьяченко М.И. Краткий психологический словарь / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Мн., 1998. - 576 с.
21. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества:
Учебное пособие для вузов. / Л.Б. Ермолаева-Томина. - М.:
Академический Проект, 2003. - 304 с.
22. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. /
B. И. Ефремов - Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2001. - 250 с.
23.Зверев И.Д. Межпредметные связи в современной школе. / И.Д. Зверев, В.Н. Максимова. - М., 2011. - 160 с.
24.Зеньковский В. Психология детства. / В. Зеньковский. - М., 1996. - 346 с.
25. Калякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: планы и сценарии уроков изобразительного искусства / В.И. Калякина. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009. - 176 с.
26. Котельникова Е.И. Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности дошкольников/ Е.И. Котельникова // Социальная сеть работников образования [Офиц. сайт]. URL: http://nsportal.ru./ (дата обращения: 19. 11.2015).
27. Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству: Монография. / А.И. Красило. - М.: Ин-тут практической психологии, 1988. - 126 с.
28. Кудрявцев В. Ребёнок дошкольник: новый подход к диагностике творческих
способностей. / В. Кудрявцев, В. Синельников. - 2005, №9. - С.52-59
29. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. / Г.В. Лабунская. - М.: Просвещение, 1965. - 160 с.
30. Левитов Н.Д. Способности и интересы. / Н.Д. Левитон. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 307 с.
31. Лихачев Б.Т. Эстетическое воспитание школьников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Б.Т. Лихачева; под редакцией А.И. Бурова. - М.: Просвещение, 2007. - 149 с.
32. Лук А.Н. Мышление и творчество / А.Н. Лук. - М., 1976. - 110 с.
33. Матисс А. Сборник статей о творчестве. / А. Матисс - М.: Искусство, 1958. - 89 с.
34. Методы психодиагностики творческих способностей человека. Тест Е. Торренса. Режим доступа [Офиц. сайт]. URL: http://stranamasterov.ru/node/18819./ (дата обращения: 15.10.2015).
35. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд: программа для учителей / Б. М. Неменский. - М.: Просвещение, 2007. - 192 с.
36. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
37. Николаева Е.И. Психология детского творчества. / Е.И. Николаева. -
СПб., 2010. - 125 с.
38. Петрушин В.И. Музыкальная психология. / В.И. Петрушин. - М., 2006. - 209 с.
39. Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С. Лейтеса. — М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 416 с.
40. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. / Е.И. Рогов - М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 1999 - 250 с.
41. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. / К. Роджерс. - М., 1994. - 478 с.
42. Роджерс К. Творчество как усиление себя / К. Роджерс // Вопросы психологии. - 1990. - № 1. - С.127-158.
43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубенштейн. -
СПб., 2000. - 712 с.
44. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. / С.Л. Рубенштейн. -
М, 1973. - 184 с.
45. Сокольникова Н. М. Краткий словарь художественных терминов: книга для учащихся и учителей / Н. М. Сокольникова. - Обнинск: Титул, 2006. - 80 с.
46. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания / Б.М. Теплов // Известия АПН РСФСР. - 1947. - № 11. - С.45-58
47. Теплов Б.М. Способности и одаренность. / Б.М. Теплов // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии.- 1991. -№ 1(5). - С.24-31
48. Теплов Б.М. Избранные труды. / Б.М. Теплов. - М.,1985. - 240 с.
49. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. / К.Д. Ушинский. - ФАИР - ПРЕСС, 2004. - 528 с.
50. Художественное творчество / Под ред. Б.Г. Ананьева и др. - Л.: Наука, 1982. - 284с.
51.Четанова Л.А. ФГОС НОО: требования к современному уроку / Л.А. Четанова // Молодой ученый. - 2015. - №2.1. - С.33-35.
52. Шадриков В.Д. Способности человека. / В.Д. Шадриков. - М., 1997. - 320 с.
53. Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста / Е.Л. Яковлева // Вопросы психологии. -
1994. - № 5. - С.15-28.
54. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника / Е.Л. Яковлева // Вопросы психологии. - 1996. - № 3. - С.12-43.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ