Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОБРАЗА ГЕРОЯ В НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ И РУССКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Работа №76963

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

культурология

Объем работы123
Год сдачи2016
Стоимость5740 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
465
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ГЕРОЯ 14
§ 1. Герой в историко-культурной перспективе 14
§ 2. Концептуализация феномена героя в теоретическом дискурсе 24
Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕРОЕ В РУССКОЙ
НАУКЕ И КУЛЬТУРЕ 34
§ 1. Исследование образа героя в русской культуре 34
§ 2. Конструирование представлений о герое в народном искусстве 44
Глава 3. СПОСОБЫ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ГЕРОЯ В РУССКОМ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ 58
§ 1. Живопись второй половины XIX - начала ХХ веков как пространство
визуализации образа героя 58
§ 2. Формирование представлений о герое в советской и современной
визуальной культуре 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 93
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность темы магистерской диссертации обусловлена глубокими изменениями в культуре, происходившими на протяжении всего XX века и продолжающимися по сей день. Прошлое столетие приложило немало сил для героизации образов, а так же породил целую плеяду мифов о герое, которые были одной из наиболее популярных предметов обсуждения, а также частью идеологии и пропаганды.
В конце XX века идеалы героизма померкли, а духовная жизнь России вступила в фазу переоценки ценностей. Была растиражирована идея о том, что героическое, как проявление высокой морали, нравственности и служения незыблемым идеалам, потеряло актуальность в современном прагматическом «обществе потребления». Распространилось сомнение в возможности существовании героев, но одновременно проявилась и острая потребность в этих образах, поскольку он помогали испокон веков раскрывать смысл жизни, поддерживали духовное здоровье и воспитывали гражданские качества. «Единственное, что может направить нас к благородным мыслям и поступкам, - это пример великих и нравственно чистых личностей» - заметил как-то Альберт Эйнштейн (153, 30). Говоря другим образом, именно героям общество обязано формированием своих идеалов, определяющим векторы общественного развития. По мнению американского философа Скотта Ла Баржа, «нам нужны герои, поскольку они помогают определить пределы наших устремлений» (158).
Современная эпоха, которую справедливо называют веком восстания масс, выдвинула на первый план усредненный типаж человека, ценностями которого являются образцы массовой культуры, тотально распространяющиеся в обществе и упростившие до предела социальные требования к личности.
Общественная пассивность, самоустранение из общественной жизни, выражающееся в уходе от ответственности конкретного человека за свои поступки и участие в судьбе своей страны, не говоря уже обо всем человечестве, повсеместно вырабатывают потребительские установки и, как следствие, безответственность.
Следовательно, одной из важнейших проблем современного общества становится отнюдь не проблема формирования представлений о Герое, ибо это представление уже сформировано, более того, оно получило свою интерпретацию в качестве понятия в многочисленной философско- культурологической литературе. Проблемой становится процесс огранки, шлифовки этого понятия в рамках современного, меняющегося с неимоверной быстротой мира.
Кроме того, декларативная пропаганда культурных стереотипов западной цивилизации, необдуманные манифесты СМИ, направленные на переосмысление деятельности героев, привели к опасным последствиям, грозящими культурным и цивилизационным кризисом.
Еще Й. Хейзинга задумывался о содержании понятия героя и героического, считая, что культ героического сам по себе есть показатель кризиса в том обществе, которое оказывается неспособным к рациональным действиям и принятию разумных взвешенных решений. В такие времена необходима сила, которая должна стимулировать энергию общества, пробуждая энтузиазм и побуждая к исполнению миссии (148). Иными словами можно предполагать, что в переломные для существования культуры эпохи люди нуждаются в образе Героя.
Справедлива мысль Марии Оссовской о том, что нельзя понять какую- либо культуру, не зная, какие архетипические установки лежат в основе ее культурной деятельности и определяют его поведение в критических ситуациях (98, 39).
Таким образом, тема Героя и способов ее репрезентации в культуре фундирует состав более сложной, фундаментальной проблематики, касающейся анализа сущности современного общественного сознания и способов бытования в нем специфических логико-символических структур. Г ероический образ призван обеспечить как объяснение легитимности реально существующего социального порядка, так и сам порядок. Героизм, с одной стороны, - основа мифа, былины, саги или легенды, но оно же - и залог выживания народов в реальном мире. В нем есть метафизическая и материальная составляющие, поскольку идея мифа всегда амбивалентно связана с миром людей и богов и заключается не только в том, что герой совершает доблестные поступки, а еще и в том, что это последовательная цепь каких-то событий и закономерностей, связанных с его качествами и божественным предназначением.
Тяга к героическому имманентно присуща культуре. Эта тема не меняет своего содержания независимо от эпохи. Из греческой мифологии сквозь призму веков приходят образы Героев - Девкалиона, Тесея, Геракла, Агамемнона и Ахиллеса. В эпоху Средневековья рождаются Песни о Роланде, Сиде, легенды об Артуре. Эпоха Возрождения находит своих Героев, среди которых путешественники, мореплаватели и выдающиеся научные деятели (Марко Поло, Васко да Гама, Христофор Колумб, Леонардо да Винчи).
В русской культуре существует свое понимание героического, которое выражено в образах богатырей, героев былин, легенд и песен, мифологически трансформированных образов исторических деятелей (Вольга Святославич, Александр Ярославич Невский, Дмитрий Иванович Донской, Петр I Великий).
На наш взгляд, образ Героя, запечатленный в образцах традиционной художественной культуры и шедевров русской живописи второй половины XIX - начала XX веков, оказался востребованным в начале XXI века, с его трансформациями, затронувшими все общественные, политические, культурные структуры. Современные образы, как правило, продукты киноиндустрии, являются образами сверхлюдей, наделенных сверхкачествами, но онтологически по сути это образы антигероев.
От того, какие визуальные формы будет принимать этот образ, как будет интерпретироваться, на наш взгляд, во многом будет зависеть будущее и новейшей российской истории, и ее культуры.
Поэтому исследование образа героя, как носителя архетипических характеристик и условий его существования, является одной из актуальных задач современной культурологии.
Сказанное выше формирует цели и задачи, а так же объект и предмет исследования.
Объектом настоящего исследования выступает народная художественная культура и изобразительное искусство 2 половины XIX - начала XXI веков.
Предмет - образ героя в народной художественной культуре и русском изобразительном искусстве 2 половины XIX - начала XXI столетий.
Цель работы - выявление онтологических особенностей героя и героического и способов бытования их в культуре, а так же анализ особенностей интерпретации образа героя в народной художественной культуре и русском изобразительном искусстве 2 половины XIX - XX в.в.
Достижение целей исследования предполагает необходимость решения исследовательских задач:
1. Рассмотреть социально-культурные основания формирования представлений о героическом в традиционных культурах в их архетипическом выражении - образе героя.
2. Исследовать представления о герое и его героические
характеристики в рамках теоретического дискурса.
3. Выявить подходы к изучению образа героя в отечественной научной мысли.
4. Описать представления о герое в русской народной художественной культуре.
5. Охарактеризовать русское изобразительное искусство 2 половины XIX - начала XX веков как пространство визуализации героического образа.
6. Проанализировать способы репрезентации героя в советской и современной русской визуальной культуре.
Положения, выносимые на защиту:
1. В диссертационном исследовании получают всестороннее рассмотрение социально-культурные основания формирования представлений о героическом в традиционных культурах, выраженные в одном из наиболее устойчивых компонентов сознания - образе героя. Герой выступает как проектирующее звено, особый агент мироздания, отражение реальности и ее идеальная модель, поэтому находится в основе формирования культуры.
2. В рамках диссертационного исследования нами было выявлено, что с течением времени героический образ претерпевает культурные трансформации, что сказывается на его характеристиках. Данное положение доказывает существование цепочки понятия «герой» - «универсальный человек» - «всемирно-историческая личность» - «архетип», представленной в традициях европейской научной мысли учеными разных эпох.
3. Проведенный в рамках диссертационной работы анализ отечественной научной мысли показал, что образ героя в русской культуре раскрывается с позиции понятий «богатырь» или «витязь», включивших в себя черты классического героя, представленного еще в античной традиции.
4. Нами было установлено, что народное декоративно-прикладное искусство является первичным пространством визуализации образа русского героя. Конструирование представлений о герое в народном ремесле происходит с помощью самобытности сюжетных трактовок, обобщенности типажа героя, гиперболизации его физических и душевных превосходств.
5. Во второй половине XIX - начале XX веков героические образы представляются художниками через композиционные стратегии, присущие новым живописным исканиям эпохи модерна, которые можно охарактеризовать как стилизм. Героический облик становится более правдоподобным, формируется на грани реального и выдуманного миров, приобретает личностные черты и качества, но сохраняет собирательные черты, присущие русичу. Мастера искусства насыщают героические образы аллюзиями, связанными с современной исторической действительностью.
6. XX и начало XXI столетий оказались отмечены слабым интересом художников к образу русского богатыря, созданного в народной художественной культуре и закрепленного в живописном искусстве рубежа XIX-XX веков. Этот период характеризуется утратой первоначальной сюжетной глубины и идеи вложенной в героический образ, фактически сохраняется лишь обобщенное представление о символических качествах, которые теперь можно перенести на любой объект действительности.
Научная новизна работы заключается в том, что нами была не только рассмотрена специфическая природа образа русского героя, выявленная ранее деятелями отечественной научной мысли, но и описаны методы изображения героев в визуальной культуре (народном ремесле и русском изобразительном искусстве), а также прослежены изменения в трактовке героического облика.
Степень изученности проблемы: Методологической базой настоящего исследования выступают достижения современных социально-философских методологий изучения общественного, в том числе и массового сознания, социально-психологических стереотипов и мифов.
Пожалуй, основной источниковедческой базой являются бессмертные произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея», на которых собственно, и основаны современные представления о герое и героическом. Представления об условиях и факторах существования героя и героического сформировались в Элладе достаточно рано, ставших на долгое время эталоном, образцом многих философских этических, эстетических, воспитательных и иных концепций. Именно из них главным образом и развились наши современные представления о героях и героическом. Эллада, как известно, преподала яркие уроки и явила миру яркие примеры реальных героических личностей, которые имеют и по сей день непреходящее значение для мировой и, конечно, российской культуры.
Одним из первых авторов теоретических исследований выступает Джордано Бруно, написавший трактат «О героическом энтузиазме» (20). В этой работе описаны основные черты героической личности, определены характерные черты, система ценностей героя. Пример героического энтузиаста весьма показателен в том смысле, что делает наиболее очевидными все те проблемы и парадоксы, которые возникают в связи с героизмом (20).
Проблема героя и героического исследовалась в самых разных направлениях. Философские размышления представлены трудами Платона (107), Т. Карлейля (57), Г. Гегеля (37), С. Н Булгакова (23), М. Хайдеггера (146), М. Элиаде (154), Р. Барта (7), В. Г. Туркиной (142). Важную суть героизма и героического раскрыл известный теоретик символических форм, Э. Касирер в своей работе «Миф о государстве» где, подвергая анализу идею Т. Карлейля о героях, заявил, что герой, это не конкретный человек, а образ, который
Э. Касирер и называет героическим образом (56). Социология вопроса представлена трудами Г. Лебона (68), Н. К. Михайловского (90), Г. Тарда (137), Э. Канетти (55), С. Московичи (92). Особый интерес представляют исследования героических культур А. Ф. Лосева (74) и А. А. Тахо-Годи (139), определяющие место героического образа в мифе и эпосе как самостоятельных культурных образованиях. Эту тему развивают влиятельные представители структурно-функционального анализа Л. Леви-Брюль (69), К. Леви-Стросс (70), Б. Малиновский (80).
Иначе взглянуть на истоки формирования героев позволяют антропологические и этнографические исследования архаичных культур Д. Д. Фрезера (145), О. Ранка (122), Д. Кэмпбелла (66).
Как видим, проблема интерпретации образа героя и героического всегда находилась в центре внимания исследователей культуры. Она берет свои основания в традиционной художественной культуре и продолжает эти традиции в классическом искусстве. В разное время на эту тему обращали внимание собиратели былин, исторических песен, повестей, что привело к ситуации, в которой влияние фольклора на литературу получило хорошее исследование, но между тем связь живописи с народным декоративно-прикладным искусством оказалась изучена слабо. В эпоху классического искусства образы героев запечатлевали известные художники такие как: Репин И. Е., Васнецов В. М., Врубель М. А., Рерих Н. К., Билибин И. Я., Глазунов И. С., Васильев К. А., но созданные ими образы не могут быть поняты до конца вне их отношения к народному творчеству.
Описанию образов героев так же посвящены труды фольклористов и филологов: Ф. И. Буслаева (24), А. Н. Афанасьева (6), О. Ф. Миллера (88),
Г. Н. Потанина (112), А. Н. Веселовского (30), В. Ф. Миллера (87),
А. Д. Михайлова (89), М. М. Бахтина (10), В. Я. Проппа (115).
Однако адекватного теоретического анализа проблемы формирования представлений о герое, наделенном особыми, надиндивидуальными, то есть героическими характеристиками, и тем более, способов их репрезентации в народной художественной культуре и русском изобразительном искусстве, никто из авторитетов не предложил. В свою очередь, чтобы полноценно осветить проблему историкам живописи зачастую не хватает фольклористической подготовки, а фольклористам не хватает эрудиции в области истории изобразительного искусства.
В советской науке эту тему разрабатывали: Е. М. Мелетинский (83), Б. Н. Путилов (119), С. Н. Азбелев (2) и косвенно затрагивали многие идеологи.
Все существующие подходы к проблеме исследования образа героя, отличные по направленности, обладают своей значимостью для нашего исследования. Разнообразные точки зрения на их изучение являются основой целостного понимания образа героя, выявления его места в истории и культуре, как европейских народов, так и культуре российской, помогающей «нам рассматривать мифологему героя в современном массовом сознании как логико-символический принцип существования индивида в пространстве нестабильного общества» (142, 9).
Методология исследования включает все общенаучные методы теоретического анализа: системный, компаративный, структурно-логический, историко-культурный, семантический, феноменологический, аксеологический.
Кроме того, базу исследования составили методы обработки эмпирических данных: анализ и синтез.
Наряду с ними нами использовались специальные методы современной культурологии: историко-культурный метод, позволивший рассмотреть
исследуемый феномен в широкой историко-культурной перспективе, метод логической и исторической реконструкции, с помощью которого удалось воссоздать образ героя в далеком историческом прошлом, метод компаративного анализа, давший сравнительные характеристики исследуемого объекта и предмета.
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в возможности использования материалов при дальнейших культурологических исследованиях современной мифологии. Собранный в магистерской работе научный и эмпирический материал позволяет проследить качественные изменения мифологических форм в истории культуры, расширяет научные представления о процессах, происходящих в современной духовной и визуальной культуре.
Практическая значимость разработанной темы заключается в проведении дальнейших научных исследований по данной теме и связанным с ней проблемам, а также в использовании наработанной информации в культурно просветительской и образовательной деятельности на базе Белгородского государственного художественного музея.
Апробация работы: Основные положения и выводы научного
исследования были изложены в следующих публикациях на научных и научно¬практических конференциях Всероссийского и Международного уровня:
1. Сайкова Ю.А. Культурная память: анализ механизмов памяти и забвения. III Международная научно-практическая конференция «Культурное наследие Саратова и Саратовской области». 2014, Саратов.
2. Сайкова Ю.А. Забвение в пространстве культурной памяти: сокрытие феноменов или «стирание прошлого». Культура. Политика. Понимание (Война и мир: 20-21 вв. - уроки прошлого или вызовы будущего): материалы III Международной научной конференции, Белгород - государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле» / сост. А.П. Кривец, М.В. Коваленко, В.Е. Пеньков. - Белгород, 2015. - С. 288 - 294.
3. Сайкова Ю.А. Образ героя в народной культуре и русском классическом искусстве. Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики: сб. докл. Всерос. науч.-практ. конф. (Белгород, 25-26 февраля 2016 г.) : в 4 т. / Отв. Ред. С.Н. Борисов. - Белгород : ИПК БГИИК, 2016. - Т.1. - С. 154-158.
4. Туркина В.Г. Сайкова Ю.А. Концептуализация феномена героя в теоретическом дискурсе. Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики: сб. докл. Всерос. науч.-практ. конф. (Белгород, 25-26 февраля 2016 г.) : в 4 т. / Отв. Ред. С.Н. Борисов. - Белгород : ИПК БГИИК, 2016. - Т.1. - С. 169-174.
5. Информационный проект (презентация) «Образ героя в народной художественной культуре и русском изобразительном искусстве». Международный интеллектуальный конкурс студентов и аспирантов. Discovery Science - май 2016, Москва.
6. Сайкова Ю.А. Формирование представлений о герое в советской и современной визуальной культуре. Материалы IV Международной научной конференции. Культура. Политика. Понимание. «Философско-политические проблемы идентичности: Россия и современный мир». Белгород, 2016 г. - С. 307-312.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В диссертационной работе мы задали вопросы образу героя, представленному через тексты старины и нарративные комментарии. Мы провели попытку рассмотреть способы репрезентации героических образов средствами народной художественной культуры и изобразительными возможностями русской живописи конца XIX - начала XXI веков. Мы пришли к выводу о том, что образ Героя является доминирующим архетипическим символом, красной нитью проходящим через всю историю культуры человечества. Его отличительными свойствами является:
- мужество, бесстрашие, справедливость,
- защита народа, племени, рода,
- борьба с чудовищами,
- упорядочивание, «окультуривание» пространства,
- мудрое правление.
Эти качества и свойства оказались устойчивыми не только в традиционной культуре европейских народов (античность), они были акцентированы и в традиционной культуре нашего народа, найдя свое воплощение в богатырских образах русских героев, повторяя, закрепляя, усиливая героические характеристики уже на русской национальной почве. Иными словами, возникший в древности образ Героя прошел сложный процесс культурных изменений. Он сохраняет свое первоначальное архетипическое ядро и трансформируется в соответствии с эпохой и социо-культурными потребностями, диктуемыми ею.
Мы выяснили, что одной из особенностей традиционного общества является господство передаваемой из поколения в поколение системы стабильных форм мышления, поведения, представлений о мире, согласно которым человек выстраивает свою деятельность, каждый шаг от рождения и до смерти. Можно утверждать, что отчасти традиция находит выражение в понятии «образ», как поощряемом образце для подражания.
Так же мы обнаружили, что для общества характерно вырабатывать регулятивы, которые формируют не только саму структуру социума, но и культуру народа. В нашем случае регулятивыми, логико-символическими конструкциями, выступают образы героических личностей (архетип Героя), выраженные в форме былинных богатырей. Они носят устойчивый характер, являются базисом культурной деятельности народа и определяют его поведение в кризисных, критических ситуациях.
Образ героической личности обозначает духовный облик индивида, сформированный культурой в конкретной социальной среде его жизни, во взаимодействии с его врожденными анатомо-физиологическими и психологическими качествами.
Для повседневного сознания герой - это выдающаяся личность, храбрая, мужественная, бескорыстная, готовая жертвовать собой ради высокой идеи и бестрепетно встречающая гибель. Но герой - не только жертва, он - спаситель, избавитель, освободитель, тот, кто благодаря силе, смелости или иным ценным качествам приносит благо окружающим. Потому герои бессмертны в человеческой памяти и служат образцом для подражания.
Образ героя и героической личности как феномен общественного сознания должны были неминуемо найти свое отражение и воплощение в таких тонких сферах как культура и искусство.
Русская народная традиция предложила свои образы героев, основными качествами которых являлись как гипертрофированные физические характеристики (сила, выносливость, воля) так и неразрывная их связь с морально-нравственными качествами (справедливость, великодушие, бесстрашие, благородство и смелость - качествами свойственными защитнику). Отдельно можно выделить способность русских витязей управлять миром
природы или животного мира, особое сакральное отношение к образу земли и ее возделывателю.
Народные мастера придерживаются характерных для ремесел методов изображения, выражающихся в:
- наивном уровне изобразительности,
- яркой самобытности сюжетных трактовок эпоса и их «обогащении» заимствованными персонажами переводной литературы,
- гиперболизации физических превосходств, передающейся в символическом укрупнении фигур героев,
- усредненном и обобщенном типаже богатыря, практически лишенном индивидуальности.
Так в росписях на коробьях и сундуках, в лубочных картинках раскрывается целый мир, населенный былинными богатырями и легендарными полководцами. Наряду с ними народные мастера включают в картины сюжеты из современной им жизни, хотя пока они еще не являются главенствующими.
Русское изобразительное искусство продолжает традицию изображения героев своим инструментарием. И. Е. Репин, В. М. Васнецов, М. А. Врубель, И. Я. Билибин предлагают рассмотрение героических образов через композиционные стратегии, присущие новым живописным исканиям эпохи и нашедшие выражение в:
- особом цветовом решении,
- символизме,
- стилизации,
- придании героям личностных черт и качеств, и, одновременно, собирательности образов - использование типических черт внешности русича,
- реконструкции костюмов и вооружения,
- использование аллюзий, связанных с современной исторической действительностью.
В советскую эпоху проявились новые ценностные тенденции - художественные образы заметно ощутили влияние государственного устройства и стали разрабатываться в рамках марксистско-ленинской этики, где героизм стал одной из наиболее популярных тем, а единственным верным художественным методом был провозглашен социалистический реализм.
Усилием государственного аппарата в ХХ веке складывается собирательный образ героя новой эпохи: бесстрашного, энергичного, отзывчивого, инициативного, настойчивого и целеустремленного борца за правду и справедливость, ненавидящего врага.
Советские героические образы - это, по сути, образы массовой культуры: «положительные» персонажи прошедших цензуру литературных произведений, бунтари и революционеры, партийные лидеры, трудящиеся самых разных профессий, военнослужащие, спортсмены и дети-пионеры, образы доступные и понятные для всех.
А что же современность?
В современной посттрадиционной культуре главной тенденцией для изменения образа героя явилась его демифологизация и десакрализация. Из посланника священного высшего мира, из фигуры, непосредственно связанной с богами герой постепенно начал превращается в «обычного» человека. Можно даже сказать, что Герой с большой буквы уходит в область преданий и воспоминаний, мифов и легенд, оставляя после себя лишь «героическое поведение», которое могут проявлять отдельные реально существующие, но на протяжении не очень продолжительных периодов времени.
Герой - это тот, кого оценивают как героя, кого называют этим именем. В этом смысле XX век делает своими героями образы, далеко находящиеся от своего «исторического источника», как образы крупного влиятельного бизнесмена, масскультовского фантастического супермэна или шоу-звезду.
Интерпретация особенностей образа Героя и героической личности в современный период, на наш взгляд, представляет особый интерес и требует отдельно проведенного исследования. В художественной культуре данный образ отражен в ряде самостоятельных живописных, графических произведений, иллюстраций, кино- и мультипликационной продукции, в целом отражающих смысловое содержание, заложенное в былинном тексте. Древний образ героя остается эталоном для сегодняшних суждений о героическом.
Как бы то ни было, современность внесла крупные изменения не только в прочтение смысла слова «герой», но и в его применение, в котором заметна унификация образа. Можно отметить двойственную тенденцию. С одной стороны, признание героико-мифологических сюжетов устаревшими, свободная иронизация, отказ от неприкосновенности классического произведения искусства. С другой стороны, стремление к новизне, желание в новой форме оживить давно привычные сюжеты, а также поиск того, кто бы мог заменить традиционный образ героя. Наблюдается своеобразная проверка устойчивости образа. Также налицо конфликт образов, являющийся воплощением фактурной передачи информации в современной культуре.
Кроме того, слово «герой» применяется сегодня не только для обозначения особенных личностей, но и для обозначения коллективов («город- герой», «народ-герой»).
Наконец, термином «герои» обозначают персонажей художественных произведений, причем, среди них выделяются герои «главные» и «второстепенные».
В результате образ русского богатыря, созданный на рубеже XIX-XX веков, утрачивает первоначальную сюжетную глубину, монументальность и эстетику внешнего облика, фактически сохраняя лишь обобщенное представление о символических качествах, которые теперь можно перенести на любой объект, любого человека, приобретает некоторую двойственность смысла.
На сегодняшний день использование традиционного героического образа в искусстве несет прежде всего коммерческий характер и ориентировано на достижение потребительской активности по отношению к товару, использующему его изображение. Но на наш взгляд, здесь также отражен поиск идеала, отчасти обращенный к идеалам прошлого, где свобода толкования героического образа значительно расширяет область способов его репрезентации, не останавливаясь на классическом понимании.
Изменения словоупотребления, как и многие другие моменты, нуждаются в дополнительном исследовании, в более пристальном культурологическом анализе. Мы надеемся в будущем обратиться ко многим аспектам темы героя, как заявленным здесь, так и отмеченным во Введении, рассмотрение которых не могло уместиться в объеме диссертационного исследования.
Мы надеемся, что данное научное исследование получит свое дальнейшее развитие в уже означенных выше вопросах, а также будет использовано в культурно просветительской и образовательной деятельности ,как минимум, на местном, региональном уровне, а, возможно, получит более широкое освещение и применение.



1. Агамов-Тупицын, В. Бульдозерная выставка. [Текст] / М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. [Электронный ресурс] URL: http:http://artguide.com/posts/730 (дата обращения: 12.04.16)
2. Азбелев, С.Н. Историзм былин и специфика фольклора [Текст]. / Под ред. Н.И. Кравцова, Ф.Я. Прийма - Л.: Наука, 1982 - 328 с.
3. Алеша Попович и Тугарин [Текст] // Былины: Сборник / Вступ. ст., сост., подгот. текстов и примеч. Б. Н. Путилова. - Л.: Сов. писатель, 1986. - 552 с., ил.
16 л. (Б-ка поэта. Большая серия).
4. Алпатов, М.В. Искуство. Книга для чтения. / Алпатов М.В., Ростовцев Н.Н., Неклюдова М.Г. - М.: «Просвещение», М. 1969 г. - 763 с.
5. Антонова, Е.Л., Народная художественная культура: Историко¬
теоретический аспект [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов культуры искусств / Е.Л. Антонова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. - 256 с.
6. Афанасьев, А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. [Текст] / Репринт издания 1865 года с исправлениями. - Т. 1-3. - М.: Индрик, 1994.
7. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. - М.: Прогресс, 1989. - 616 c.
8. Баткин, Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления [Текст] / Отв. ред. проф. М. В. Алпатов. - М.: Наука, 1978. - 200 с.
9. Баткин, Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности [Текст]. - М.: Наука, 1989. - 272 с. - Серия «Из истории мировой культуры».
10. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров; Текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л. В. Дерюгина; Примеч. С. С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. - М.: Искусство, 1979. - 424 с. - (Из истории сов. эстетики и теории искусства).
11. Берлякова, Н.П. Культурные герои российской провинции и их явление в столицах. [Текст] / Н.П. Берлякова // Россия в новое время: центральное и периферийное в системе культурного диалога. Материалы Российской межвузовской научной конференции 28-29 апреля 1999г. - М.: РГГУ, 1999. - С. 91-100.
12. Богатырь, Витязь [Текст] // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 4. / Под. ред. И.Е. Андреевского. - СПб., 1891 - 488 с.
13. Богданов А.А. О пролетарской культуре 1904-1924 гг. [Текст] / Сборник
статей. - Л.- М., 1924. - 344 с. [Электронный ресурс] URL:
http://dlib.rsl.ru/viewer/01003385705#?page=7 (дата обращения: 12.04.16)
14. Бой Добрыни с удалой поляницей и женитьба его [Текст]. [Электронный
ресурс] URL: http://legendy.claw.rU/shared/3/information/481.html (дата
обращения: 12.04.16)
15. Большой толковый словарь русского языка [Текст]. / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. 1-е изд-е. - СПб.: Норит, 1998. - 1536 с.
16. Борев, Ю.Б. Социалистический реализм: взгляд современника и современный взгляд. - М., «АСТ, Олимп» 2008 г. - 480 с.
17. Борев, Ю.Б. Эстетика: Учебник / Ю.Борев. - М.,: Высш. шк., 2002. - 511 с.
18. Брагина, Л.М. Итальянский гуманизм. Эстетические учения XVI - XV веков. Учеб. пособие. - М.: «Высш. школа», 1977. - 254 с.
19. Брик, О.М. О рекламе. [Текст] / Сост. А. Валюженич. Издательство: Ад Маргинем, 2014. - 96 с. - Серия Minima.
20. Бруно, Дж. О героическом энтузиазме [Текст]. / Пер. с итал. - К.: Новый Акрополь,1996. - 288 с.
21. Былины: Русский героический эпос [Текст] / Вступ. ст., ред. и примеч. Н.П. Андреева. - Л.: Совет. писатель, 1938. - 576 с. - (Б-ка. поэта. Большая серия).
22. Бубер, М. Проблема человека. Перевод с немецкого. Киев, «Ника-Центр», «Вист-С», 1998. - 132 с.
23. Булгаков, С.Н. Героизм и подвижничество. - М.: Русская книга, 1992. - 528 с. - (Мыслители России).
24. Буслаев, Ф.И. Исторические очерки русской народной словестности и искусства / Издание Д. Е. Кожанчикова. - М.: Типография товарещества «Общественная польза», 1961. - Т. 1. - 643 с.
25. Вайль, П.Л., Генис, А.А. 60-е. Мир советского человека. Изд. 2-е, испр. М.: Новое литературное обозрение, 1998, с илл. - 368 с.
26. Васнецов, В.М.: Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения
Современников. [Текст] / Сост., вступ. ст. и примеч. Н.А. Ярославцева. - М., 1987. - 496 с.: ил.
27. Вдовин, Г.В. Персона - Индивидуальность - Личность: Опыт самопознания в искусстве русского портрета XVIII века. - М.: Издательство: Прогресс-Традиция, 2005. - 248 с.
28. Великие художники. Том 53. Билибин. / М. Гордеева. - М.: Директ-Медиа. 2010. - 48 с.
29. Великие художники. Том 30. Васнецов [Текст] / С.Королева. - М.: Директ-Медиа. 2010. - 48 с.
30. Веселовский, А.И. Историческая поэтика. / Авт. вступит. ст. И.К. Горский -. М.: Высшая школа, 1989. - 404 с.
31. Вико, Дж. Основание новой науки о природе наций [Текст]. / Пер. с. итал.
- М.; Киев: «РЕБЕ-Ьоок»-«ИСА», 1994. - 656 с.
32. Волкогонов, Д.А. О героях и героическом. - М., Знание, 1977. - 64 с.
33. Врубель, М.А. Переписка. Воспоминания о художнике [Текст]. Изд. 2. / авт.-сост. Э.П. Гомберг-Вержбинская, Ю.Н. Подкопаева, Ю.В. Новиков. - Л.- М.: Искусство, 1976. - 384 с.
34. Ганопольский, М.Г., Селиванов, Ф.А. Античные истоки трудового героизма. / Вестник Тюменского государственного университета. 2009. Выпуск № 5.- С 216-221.
35. Гегель, Г. Письма [Текст]. / Перевод Ц.Г. Арзаканъяна и А.В. Михайлова // Г. Гегель. Работы разных лет: / Состав., общ. ред. А.В. Гулыги. В 2 т. М.: «Мысль», 1971. - Т. 2. - 668 с. - (Серия «Философское наследие». Т. 40).
36. Гегель, Г. Лекции по философии истории. [Текст] / Пер. А.М. Водена. - СПб.: Наука, 1993. - 479 с. - Серия «Слово о сущем».
37. Гегель, Г.В.Ф. Эстетика. В 4-х томах. [Текст] / Под ред. М.А. Лифшица. - Т. 3. - М.: Искусство, 1971. - 624 с.
38. Гесиод. Труды и дни [Текст]. // Эллинские поэты. / Пер. В.В. Вересаева. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1963. - 408 с. - «Библиотека античной литеретуры».
39. Гильфердинг, А.Ф. Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871 года. / Санкт-Петербург: Типография Императорской Академии Наук, 1873. - 732 с.
40. Гоголь, Н.В. Тарас Бульба. [Иллюстрация] / Перевод А.Хуторян. Илл.
М.Г. Дерегус. Киев: Государственное издательство художественной
литературы, 1952. - 138 с.
41. Голынец Г.В., Голынец С.В. Иван Яковлевич Билибин [Текст]. - М.: Изобразительное искусство, 1972. - 224с., ил.
42. Горфункель, А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. - М.: Мысль, 1977. - 359 с.
43. Даль В.И. Толковый словарь живаго Великорусскаго языка. [Электронный ресурс] URL: http://slovardalya.ru/description/geroi/5664 (дата обращения: 12.04.16)
44. Демидова Т.В. Образ идеального советского человека в печати СССР 1930-х годов. [Текст] / Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. №4 (18); в 2-х ч. Ч. I. - С. 50-52.
45. Древние Российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым [Текст]. - М.: Наука, 1977. - 2-е дополн. изд. - (Лит. памятники). - 491 с.
46. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. [Текст] - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.-544 с., 16 л. ил.: ил.
47. Жегалова, С.К. Русская народная живопись [Текст, Иллюстрации]: Кн. Для учащихся ст. классов. - М.: Просвещение, 1984. - 160 с., ил.
48. Жирмунский, В.М. Народный героический эпос: Сравнительно¬
исторические очерки. - М.-Л.: Гос. изд-во художеств. лит., 1962. - 436.
49. Жуковский, В.И. Теория изобразительного искусства [Текст] / В.И.
Жуковский. - СПб.: Алетейя, 2011. - 496 с., ил.
50. Запесоцкий, А.С. Образование: философия, культурология, политика
[Текст]. - М.: Наука, 2003. - 456 с.
51. Запесоцкий, Ю.А. Образы гуманитарной культуры: онтологический
статус и образовательный ресурс [Текст]. // Вестник СЗО РАО, № 1(12). Май 2012. - С. 32-36.
52. Изобразительное искусство СССР. Пионер страны Советов. [Иллюстрации] [Электронный ресурс] URL: http://kykolnik.livejournal.com/ 888540.html (дата обращения: 12.04.16)
53. Иконникова, С.Н. История культурологических теорий. - 2-е изд.,
переработанное и дополненное. - СПб.: Питер, 2005. - 474 с: ил. - (Серия «Учебное пособие»).
54. Итальянское Возрождение. Гуманизм второй половины XIV - первой половины XV в. Сб. источников / Сост. и перев. Н.В. Ревякина. Новосибирск, 1977. - 272 с.
55. Канетти, Э. Масса и власть. - М.: Ad Marginem, 1997. - 527 с.
56. Кассирер, Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998. - 784 с.
57. Карлейль, Т. Теперь и прежде [Текст]. / Сост., подгот. текста и примеч. Р. К. Медведевой. - М.: Республика, 1994. -417 с.
58. Кияшенко Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. М.: Знание, 1971. - 160 с.
59. Ключевский, В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Книга третья. [Текст] - М.: Мысль, 1993. - С. 346
60. Кон, И.С. В поисках себя. Личность и её самосознание. - М.: Политиздат, 1984. -151 с.
61. Кон, И.С. Социология личности [Текст]. - М.: Политиздат. 1967. - 383 с. (Над чем работают, о чем спорят философы).
62. Кузьмина, В.Д. Рыцарский роман на Руси: Бова, Петр Златых Ключей [Текст] / В.Д. Кузьмина. - М. : Наука, 1964 . - 344 с. : ил.
63. Кузнецов, Б.Г. Идеи и образы итальянского Возрождения. - М.: Наука, 1979. - 281 с. - Библиотека всемирной истории естествознания.
64. Культурология: Энциклопедия [Текст]. В 2-х т. Том 2 / Главный редактор и автор проекта С.Я. Левит. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2007. - 1184 с. - (Серия «Summa culturolagiae»)
65. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Под. ред. Г.В. Драч. — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. - 608 с.
66. Кэмпбелл, Дж. Тысячеликий герой. Пер. с англ. - М.: «Рефл-бук», «АСТ», К.: «Ваклер», 1997 - 384 с. - Серия «Созвездие мудрости.
67. Лафарг, Ж.П. Экономический детерминизм Карла Маркса: Исследования о происхождении и развитии идей справедливости, добра, души и Бога. Изд. 2¬е, испр. / Пер. с фр. П.Э. Давыдовой; Под ред. Шевердина. - М.: КомКнига, 2007. - 296 с. (Размышления о марксизме.)
68. Лебон, Г. Психология народов и масс. - СПб.: Макет, 1995. - 311 с. - (Памятники здравой мысли).
69. Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 607с. (Психология: Классические труды).
70. Леви-Строс, К. Структурная антропология. / Пер. с фр. В. В. Иванова. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 512 с.
71. Ле Гофф Ж. Герои и чудеса Средних веков. [Текст] / Жак Ле Гофф; Пер. с. фр. Д.Савосина. - М.: Текст, 2011. - 220 [4] с.
72. Лосев, А.Ф. Диалектика мифа. / Сост., подг. Текста, общ. ред А.А. Тахо- Годи, В.П. Троицкого. - М.: Мысль, 2001. - 558 с. - (Филос. наследие).
73. Лосев, А.Ф. История Античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон [Текст]. М.: Искусство, 1969. Том 2. - 641 с.
74. Лосев, А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. - М.: Мысль,
1993. - 960 с.
75. Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения. - М.: Наука, 1978. - 623 с.
76. Лубок - русская народная картинка. [Иллюстрации] [Электронный ресурс] URL: http://www.liveinternet.ru/users/3560015/post120320835/ (дата обращения: 12.04.16)
77. Луначарский, А.В. «Героизм и индивидуализм». Лекция, читанная в Ленинграде в 1924 году в пользу беспризорных. [Текст] «Новая Москва», 1925. - 50 с.
78. Луначарский, А.В. Об искусстве [Текст]. Т. 2 / Составление сборника, подготовка текста к печати и примечания И.А. Саца и А.Ф. Ермакова. - М.: Искусство, 1982. - 391 с. - (Русское советское искусство).
79. Мазаев А.И Искусство и большевизм (1920 - 1930-е гг.): Проблемно-тематические очерки и портреты / Вступ. Ст. Н.А. Хренова. М.: Ком Книга, 2007 - 320 с
80. Малиновский, Б. Магия, наука и религия. Пер. с .англ. - М.: Рефл- бук,1998. - 304 с. - Серия «AStrum Sapientiae».
81. Мацумото, Д. Психология и культура. СПб.: Питер, 1-е издание, 2003. - 720 с. - Серия: Мастера психологии.
82. Маховская, О.И. Коммуникативный опыт личности [Текст]. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. - 253 с.
83. Мелетинский, Е.М. Происхождение героического эпоса. [Текст] / М.:
Восточная литература, 2004. - 464 с. - (Исследования по фольклору и
мифологии Востока).
84. Мелетинский, Е.М. Предки Прометея (Культурный герой в мифе и эпосе). Вестник истории мировой культуры. 1958, май-июнь. № 3(9). - С. 114-132.
85. Мид, М. Культура и мир детства. Избранные произведения. / Пер. с англ. И коммент. Ю.А. Асеева. Сост. И послесловие И.С. Кона. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988 - 429 с., ил.
86. Микула Селянинович. Википедия. Свободная энциклопедия. [Иллюстрации] [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Микула_Селянинович#С1ТЕКЕР.БО.9Р.БО.В5.О1.82.О1.80.О1.83.О1.85.Б0.В8.
D0.BD1990 (дата обращения: 14.04.16)
87. Миллер, В.Ф. Экскурсы в область русского народного эпоса. /М.: Типография Высоч. Утв. Т-ва И.Н. Кумнерека и К°, Высочайшее утвержден. Т- во Скоропеч. А.А. Левенсонъ, 1892 - 317 с.
88. Миллер, О.Ф. Илья Муромец и богатырство Киевское. Сравнительно-критические наблюдения над слоевым составом народного русского эпоса. /
А.Н. Островский. М.: Нобель Пресс. - 2012. - 906 с.
89. Михайлов, А.Д. Французский героический эпос. Вопросы поэтики и стилистики. - М.:Наследие, 1995.- 360 с.
90. Михайловский, Н.К. Герои и толпа [Текст]: Избранные труды по социологии в 2-х т.: Научное издание / Отв. ред. В.В. Козловский. - Т.2. - СПб.: Алетейя, 1998. - 408 с.
91. Морозов, Ю.Н. Как соловей стал разбойником? [Текст] [Электронный ресурс] URL: http://pfu.tomsk.ru/avtor/1404/uchebnik/5139/morozov_yuriy_ nikolaevich/kak_solovey_stal_razboynikom/read (дата обращения: 12.04.16)
92. Московичи, С. Машина, творящая богов. М.: Институт психологии РАН, Изд-во «КСП+», 1998. - 560 с.
93. Московичи, С. Век толп. Исторический трактат по социологии масс. [Текст]. - М.: «Центр психологии и психотерапии», 1998. - 480 с.
94. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
95. Мухина, В.С. Проблемы генезиса личности: Учеб. пособие к спецкурсу /
В. С. Мухина. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1985. - 104 с.
96. Мухина, В.С. Феноменология развития и бытия личности. - М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. - 640 с.
97. Никифорова, Л.В. История художественной культуры.
Западноевропейский Ренессанс: Учебное пособие [Текст]. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. - 177 с.
98. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст]. - М.: Русский язык, 1989. - 750 с.
99. Оссовская, М. Рыцарь и буржуа: Исслед. по истории морали: Пер. с польск. / Общ. ред. А.А. Гусейнова; Вступ. ст. А.А. Гусейнова и К.А. Шварцман. - М.: Прогресс, 1987. - 528 с.
100. Орлова, Э.А. История антропологических учений. - М.: Академический Проект. Альма Матер, 2010. - 621 с.
101. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс. Сборник. / Перевод: С.Л. Воробьев, А.М. Гелескул, Б.В. Дубинин и др. - М.: АСТ, 2002. - 506 с.
102. Официальный сайт кинокомпании enjoy movies. Проекты. Защитники.
[Текст, Иллюстрации] [Электронный ресурс] URL: http://enjoy-
movies.ru/projects/zash%60itnikisynopsys.html#bookmarks (дата обращения: 14.04.16)
103. Официальный сайт Государственного Русского музея. Коллекции Русского музея. Живопись второй половины XIX - начала XXI веков. [Иллюстрации] [Электронный ресурс] http://www.rusmuseum.ru/collections/
painting-of-the-second-half-of-the-xix-century-beginning-of-xxi-century/ (дата
обращения: 14.04.16)
104. Официальный сайт Государственной Третьяковской галереи. Коллекция. Живопись. Искусство рубежа XIX - XX веков. [Иллюстрации] [Электронный ресурс] URL: http: //www.tretyakovgallery.ru/ru /collection/_show/categories/_id/42 (дата обращения: 14.04.16)
105. Песни собранные П.Н. Рыбниковым / Под. Ред. А.Е. Грузинского. Издание фирмы «Сотрудник Школъ», 1909-1910. - Т.1 - 618 с.; Т.2. - 733 с.
106. Плакаты Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. [Иллюстрации]
[Электронный ресурс] URL: http://www.arteveryday.org/plakaty-velikoj-
otechestvennoj-vojny-1941-1945-godov/ (дата обращения: 14.04.16)
107. Платон. Собрание сочинений в 4 томах: Т. 1. М.: Мысль, 1990. - 865 с.; Т. 2. М.: Мысль, 1993. - 539 с. Т. 3. М.: Мысль, 1994. - 657 с. Т. 4. М.: Мысль,
1994. - 657 с. - (Серия Философское наследие, тт. 112, 116, 117, 121).
108. Плеханов, Г.В. Избранные философские произведения. М.: Политиздат, 1956 - 814 с.
109. Полкан, герой русских былин // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 24. / Под. ред. И.Е. Андреевского и К.К. Арсеньева. - СПб., 1898 - 497 с.
110. Портал «Русский музей: виртуальный филиал». [Иллюстрации]
[Электронный ресурс] http://virtualrm.spb.ru/ru/search (дата обращения: 21.03.16)
111. Портал «Русский музей. Дополненная реальность». Галерея. [Иллюстрации] [Электронный ресурс] URL:http://rmgallery.ru/ru/2815 (дата обращения: 21.03.16)
112. Потанин, Г. Н. Восточные мотивы в средневековом европейском эпосе. -
Москва: Издание Географического отделения Императорского общества
любителей естествознания, антропологии и этнографии, 1899. - 902 с.
113. Проблемы культуры итальянского Возрождения: Сб.статей. / Под ред. В.И. Рутенбурга. - Л.: Наука, 1979. - 152 с.
114. Прозоров, Л.Р. Времена русских богатырей. По страницам былин - в глубь времен. - М.: Эксмо, 2006. - 288 с.
115. Пропп, В.Я. Русский героический эпос [Текст]. / В.Я. Пропп. Собрание трудов. Комментирующая статья Н.А. Криничной. Составление, научная редакция, именной указатель С.П. Бушкевич. - М.: «Лабиринт», 1999. - 640 с.
116. Пропп, В.Я. Сказка. Песня. Эпос [Текст]. - Составление, научная редакция, комментарии и указатели В.Ф. Шевченко. - М.: «Лабиринт», 2001. - 368 с. - (Собрание трудов).
117. Пропп, В.Я. Врубель и фольклор [Текст] // В.Я. Пропп. Фольклор. Литература. История. / Составление, научная редакция, комментарии, библиографические указатель В.Ф. Шевченко. - М.: «Лабиринт», 2002. - 464 с. - (Собрание трудов).
118. Путилов, Б.Н. Древняя Русь в лицах. Боги, герои, люди. - СПб.: Азбука- классика, 2008. - 368 с.: ил.
119. Путилов, Б.Н. Русский и южнославянский героический эпос: Сравнительно-типологическое исследование. М.: Наука, 1971. - 361 с.
120. Путилов, Б.Н. Славянская историческая баллада. М.: Наука, 1965. - 174 с.
121. Пшеничных, О.П. «Народная художественная культура как предмет научного исследования». - Журнал «Аналитика культурологи». Выпуск № 13,
2009. [Электронный ресурс] URL: http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/narodnaya- hudozhestvennaya-kultura-kak-predmet-nauchnogo-issledovaniya (дата обращения: 12.04.16)
122. Ранк, О. Миф о рождении героя. - М.: Киев: Рафл-бук, 1997. - 252 с. - Серия «Актуальная психология».
123. Рашковский, Е.В. Личность как облик и как самостоянье. // Сборник «Одиссей». Человек в истории. Личность и общество. - М.: Наука, 1990. - 222 с.
124. Ревякина, Н.В. Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины XIV - первой половины XV в. / Н.В. Ревякина ; АН СССР, Сиб. отд-
125. Репин, Илья Ефимович. Садко [Текст, Иллюстрации]. 1876. ГРМ //
Российский общеобразовательный портал. [Электронный ресурс] URL: http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12525&ob_no=17148 (дата
обращения: 12.04.16)
126. Рерих, Н.К. Листы дневника [Текст]. Журнал «Октябрь», 1958. - № 10. -
С. 225-227.
127. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир / Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб., 2003. - 512с.
128. Русские народные картинки. Собрал и описал Д.А. Ровинский. [Иллюстрации] / Печатан под наблюдением Н.П. Собко. С.-Петербург: Издание Р. Голике, 1900. - T. I. - 211 с.
129. Сахарный, Л.М. Гомеровский эпос. - М.: Художественная литература, 1976. - 407 с.
130. Сахаров, И.П. Сказания русского народа / Составитель и отв. ред. О. А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2013. - Т. I. - 800 с.; Т. II. - 928 с.
131. Селиванов, Ф.А. Нравственное содержание трудового героизма. М.: Знание, 1982. - 64 с.
132. Сенявская, Е.С. Героические символы: реальность и мифология войны [Текст] // Отечественная история. 1995. № 5. С. 30-44.
133. Сорокин, П.А. Преступление и кара, подвиг и награда: социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали / Питирим Александрович Сорокин; вступ. статья, сост. и примеч. В.В. Сапова. - М.: Астрель, 2006. - 618, [6] с.
134. Стам, С.М. Итальянский гуманизм эпохи возрождения [Текст]. Сборник текстов. Саратов. 1984. Часть I. - 240 с.
135. Стасов, В.В. Картина Репина «Бурлаки на Волге» [Текст]. (Письмо к редактору «С.-Петербургских ведомостей»). // В.В. Стасов. Избранные сочинения в трех томах. Том I. Живопись. Скульптура. Музыка. - М.: Искусство, 1952. - [Электронный ресурс] URL: http://az.lib.rU/s/stasow_w_w/ text_1873_kartina_repina.shtml (дата обращения: 12.04.16)
136. Субири, К. Сверхприродное бытие: Бог и обожение в теологии Св. Павла [Текст] / К. Субири // Человек. 2000. - №2 - С. 92-101.
137. Тарда, Ж. Законы подражания (Les lois de Limitation): Пер. с фр. / [Соч.] Ж. Тарда. - СПб.: Ф. Павленков, 1892. - 370 с.
138. Тахо-Годи, А.А. Герой // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. Т. 1. М., 1987. - 654 с.
139. Тахо-Годи, А.А. О древнегреческом понимании личности на материале термина «сома» [Текст]. // Вопросы классической филологии. - М.: МГУ, 1971. Вып. III - IV. - С. 273-297.
140. Топорков, А.Л. Магические тексты в устных и рукописных традициях России XVII—XVIII вв. // Сборник «Одиссей». Человек в истории. Личность и общество. - М.: Наука, 1990. - 222 с.
141. Топоров, В.Н. О космологических источниках раннеисторических
описаний // Труды по знаковым системам. - Тарту, 1973. Т.6. - С. 106-150.
142. Туркина, В.Г. Мифологема героя и массовое сознание [Текст]. / Монография. Саарбрюккен, 2011. - 116 с.
143. Устав Общества возрождения художественной Руси [Текст]. - М.: Моск. Художеств. Книгопечатня, 1915. - (Буклет - обращение).
144. Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии. О фонде. [Электронный ресурс] URL: http://www.fond-kino.ru/fund/ (дата обращения: 25.03.14)
145. Фрезер, Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. Пер. с. англ - М.: Политиздат, 1980. - 831 с. - (Б-ка атеист. лит.)
146. Хайдеггер, М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. - М.: Республика, 1993. - 447 с. - (Мыслители ХХ в.).
147. Халанский, М.Г. Великорусские былины Киевского цикла [Текст] / М. Халанский. - Варшава: В типографии Михаила Земкевича, 1885. - 238 с.
148. Хейзинга, Й. Осень Средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах [Текст] / Сост., предисл. и пер. с нидерл. Д. В. Сильвестрова; коммент., указатели Д. Э. Харитоновича. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. - 786 с.
149. Чумакова, Т.В. Образ человека в культуре Древней Руси: опыт философско-антропологического анализа [Текст]: Автореф. дис. д-ра филос. наук: 09.00.13 / Т. В. Чумакова; Санкт-Петерб. гос. ун-т. СПб., 2002. - 38 с. - [Электронная версия].
150. Шемякина, М.К. Основы теории и истории народной художественной культуры: Учебное пособие [Текст] / М.К. Шемякина. - Белгород: БГИКИ,
2010. - 376 с.
151. Шестаков, В.П. Идеи эстетического воспитания. Антология. В. 2-х т. Т.1 - II. / Сост. В.П. Шестаков. Общ. Вступит. Ст. Мих. Лифшица.
М.: Искусство, 1973. - Т.1. - 408 с. 8 л. ил; Т.2.- 368 с. 4 л. ил.
152. Шталь, И.В. Художественный мир гомеровского эпоса [Текст]. // И.В. Шталь - М.: Наука, 1983. - 296 с.
153. Эйнштейн, А. Как изменить мир к лучшему [Текст]. - М.: «Алгоритм», 2013. - 272 с.
154. Элиаде, М. Космос и история. / Перевод.: А.А. Васильева, В.Р. Рокитянский, Е.Г. Борисова. Сост., вступ. ст. и комм. Н.Я. Дараган, послесловие В.А. Чаликовой. - М.:Прогресс, 1987 - 312 с.
155. Юнг, К.Г. Архетип и символ. Перевод. В.В. Зеленский. - М.: Ренессанс, 1991. - 304 с. - (Серия: Страницы мировой философии)
156. Юнг, К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного [Текст] // К.Г. Юнг. Божественный ребенок. - М.: Олимп, 1997 - 400 с.
157. Cassirer Е. The Myth of the State. - New Haven: Yale University Press, 2008. - 303 p.
158. Scott LaBarge. Heroism: Why Heroes are Important [Текст]. [Электронный ресурс] URL: http://www.scu.edu/ethics/publications/ethics outlook/2005/

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ