Введение 5-8
ГЛАВА 1. Теоретическое исследование эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 9-39
1.1. Современные научные представления об эмоциях человека 9-15
1.2. Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного
возраста 15-19
1.3. Определение задержки психического развития 20-22
1.4. Особенности функционирования и развития эмоциональной сферы детей с
задержкой психического развития 23-27
1.5. Структурные компоненты эмоциональной сферы, характерные для детей с
задержкой психического развития 27-30
1.6. Возможности коррекции методами арт-терапии 30-37
1.7. Специфика использования арт-технологий в коррекционно-развивающей
работе с школьниками с задержкой психического развития 37-39
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования 40-62
2.1. Постановка проблемы: цель, задачи, гипотеза исследования 40-41
2.2. Методы и методики исследования 41-61
2.3. Математико-статистические методы исследования 61
ГЛАВА 3. Исследование возможностей коррекции нарушений эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами арт- терапии 62-83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84-85
ВЫВОДЫ 86-87
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88-93
ПРИЛОЖЕНИЯ
С целью исследования эффективности психологической коррекции нарушений эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) средствами арт-терапии было обследовано 100 детей старшего дошкольного возраста с диагнозом задержка психического развития. Использована модифицированная, апробированная ранее коррекционная программа арт-терапевтических занятий «Мир цветов и чувств» (Л. Мардер).
Для анализа динамики показателей эмоциональной сферы под влиянием коррекционной программы были использованы основные методы психодиагностического исследования: наблюдение, биографический метод, эксперимент.
Полученные результаты верифицированы методами математической статистики.
В результате сравнительного анализа достоверно (р <0,05) доказано положительное влияние на нарушения эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР коррекционной программы арт-терапевтического воздействия.
Сформулирован вывод об эффективности психокоррекции нарушений эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития средствами арт-терапии.
«Correction disorders of emotional displays of preschool children with mental retardation by means of art-therapy».
In order to study the effectiveness of psychological correction of the emotional sphere of the senior preschool children with mental retardation (CRA) by means of art therapy were examined 100 children of preschool age with a diagnosis of mental retardation. Use modified, previously tested intervention programs art therapy sessions "World of colors and feelings" (L. Marder).
basic methods of psychodiagnostic studies have been used to analyze the dynamics of indicators of emotional sphere of influence under the correctional program: observation, biographical method, an experiment.
The results were verified by methods of mathematical statistics.
Formulate a conclusion on the effectiveness of psychological correction of violations of the emotional sphere of the senior preschool children with mental retardation by means of art therapy.
1. Эмоциональная сфера детей с задержкой психического развития характеризуется рядом особенностей:
-неустойчивость эмоциональных проявлений;
-узкий спектр эмоционального реагирования (в частности, в незнакомой либо стрессовой ситуации) в основном сводящихся к агрессии / защите или стремлению к привлечению к себе внимания окружающих;
-восприятие эмоционального содержания предъявляемых сюжетов объектов, как правило, не всегда адекватно. Дети часто сталкиваются с затруднениями в процессах выражения своих эмоций или их распознавания в сверстниках, окружающих их людях;
2. Использование Программы арт-терапевтических занятий «Мир цветов и чувств» для коррекции эмоциональной сферы у старших дошкольников с задержкой психического развития позволяет сделать вывод о положительной динамике показателей эмоциональной сферы у испытуемых:
-стало более адекватным восприятие эмоционального содержания ситуаций в каждой из исследуемых групп (p <0,05).
-в экспериментальной группе статистически (p <0,05) значимо увеличилось количество проявлений сопереживания: так у всех детей экспериментальной группы показатели после коррекции изменились, неадекватная реакция не была выявлена, показатели по параметру «равнодушие» статистически достоверно снизились, а показатели по параметру «сострадание» статистически достоверно возросли.
-воспроизведение эмоций стало менее затруднительным в обеих группах;
-увеличилось разнообразие цветового выбора в рисунках детей обеих групп (появилось больше ярких цветов и различных оттенков);
-увеличилось количество сюжетов рисунков;
-статистически значимо увеличилась частота адекватного распознавания эмоций по картинкам в экспериментальной группе:
3. Результаты коррекционной работы с использованием программы арт- терапевтических занятий «Мир цветов и чувств» свидетельствует о существенном увеличении разнообразии в эмоциональных реакциях детей и их поведении в целом. Дети, на которых было оказано коррекционной воздействие стали более гибкими в выборе стратегии поведения и выражении своих чувств, значительно лучше описывают как свои переживания, так и переживания окружающих их людей. При рисовании используют больше ярких оттенков и полутонов.
4. По данным динамической диагностики эмоциональных особенностей старших дошкольников с задержкой психического развития, принявших участие в исследовании, отмечены как краткосрочные положительные результаты коррекционной работы с использованием программы арт-терапевтических занятий «Мир цветов и чувств» ( Л. Мардер), так и долгосрочные ( спустя 4 месяца после завершения программы), что позволяет сделать выводы о значительном коррекционном потенциале методов арт-терапии для психокоррекции особенностей эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития.
1. Абазян Е.С., 2, 2016., Развитие эмоциональной сферы у детей 3-7 лет
2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. средн. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т.А.Добровольская -М.: Издательский центр «Академия», 2001. -248 с
3. Банков Ст., Бонев Л., Слынчев П. Руководство по кинезиmepaпии, 1978
4. Бехтерев В.М. Избранные произведения. М., 1980.
5. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. -- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с
6. Большая медицинская энциклопедия, т. 35. М., 1964, с. 339-341, 354-357.
7. Бонев Л., Слынчев П. (ред.) Руководство по кинезитерапии, София: Ме¬дицина и физкультура. — 1978г. — 358 с
8. Борисова И. В. Реализация процесса сопровождения детей с задержкой психического развития в процессе инклюзии в условиях дошкольного образовательного учреждения // Молодой ученый. -2015. -№21. -С. 769¬772.
9. Брусиловский Л. С. Музыкотерапия // Руководство по психотерапии. — М., 1985.
10. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника: Для занятий с детьми 5-7 лет. -М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, стр 77.
11. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений - М.: Изд-во МГУ, 1976 г.
12. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений-М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. - (Коррекционная педагогика).
13. Ворожцова О. А. Музыка и игра в детской психотерапии. — М., 2004
14. Газета "Школьный психолог" Издательского дома "Первое сентября", No 20/2006, Мардер Л.
15. Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас// Зинкевич -Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. - М.: Речь, 2005.
16. Данилина, Т.А, Степина, Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей: Пособие для прак. Раб. ДОУ [Текст] / Т.А. Данилина, Н.М Степина. - М.: Айрис-дидактика, 2004.
17. Дети с задержкой психического развития. / Под ред. Власовой Т.А., Лубовского В.И., Цыпиной Н.А. - М., 1984
18. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет / сост. Н. Д. Денисова. -Волгоград: Учитель, 2013., стр184-191
19. Добровольская Т.А. Комиссарова Л.Н., Левченко И.Ю., Медведева
Е.А./Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов / . - М.: Академия, 2001. - 248 с.
20. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. - М. - Политиздат, 1978 год.
21. Жавнерко А. П. Психологическая модель исследования понимания эмоций детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 685-687
22. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, Медиа-Сфера, 2005 г. № 5,
23. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. /М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 448 с.
24. Изард К.Е. Психология эмоций. - СПб.: 2007. - 464 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии».
25. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М: Издательский центр "Академия", 2004.
26. Ильин Е.П. Эмоции и чувства., СПб.: 2001 - 752 с
27. Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. - 2002. - Том 5, №1. - С.37-56.
28. Карабанова О.А., Игра в коррекции психического развития ребёнка. М., 1997.
29. Копытин А. И. Системная арт-терапия. - СПб: Питер, 2001
30. Коробкова О.М., Палаткина Г.В, Мусина-Мазнова Г.Х., Потапова И.А., Смирнова Р.В, Джумагалиева Г.Р., Социальная работа с незащищеными группами населения: Учебное пособие. /Scientific magazine "Kontsep, 7 янв. 2014 г. - 340
31. Королева А. А. Использование креативных методов арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми младшего школьного возраста с ЗПР., Специальное образование No3, Россия, 2009.
32. Корсаков С.С. Общая психопатология. — М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2003
33. Крылов А.А. (Ред.) Практикум по общей и экспериментальной психологии. Л., 1987.
34. Лебедева Л.Д., Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2003.
35. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития // Дефектология / гл. ред. Лубовский В.И., «Школа-Пресс», 2006.
36. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учебное пособие. - М.: Издательство Московского университета, 1985. - 148 с.
37. Леонтьев А.Н. и современная психология / Под ред. А.В. Запорожца и др. М. М.: Изд-во МГУ, 1983)
38. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции." М., 1971. С. 1, 13-20, 23-28, 35-39.
39. Лоуэн А. Биоэнергетика. — СПб., 1998
40. МакНифф Ш. Творчество за рамками привычного: расширение возможностей психологических исследований с помощью искусства // Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. - 2002. - Том 5, №2. - С. 8¬25.
41. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой
психического развития. Научно-практическое руководство. -СПБ: Речь, 2004.
42. Матвеева, О. А. Развивающая и коррекционная работа с детьми/ О. А. Матвеева—М.: ЭКСМО— Пресс.2001. — 158с
43. Мещереков Б.Г., /Современный психологический словарь/- М: АСТ; СПБ: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007-490, с.116.
44. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных, СПБ., Речь, 2004
45. Неретина Т.Г. Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями, учебное пособие по коррекционной педагогике. / сост. Клевесенкова С.В., Е.Е. Угринова. -2-е изд., стереотип-М: ФЛИНТА, 2011-186с
46. Оленская Т.Л., Марченко А.А., Шебеко Л.Л. История и современные тенденции музыкотерапии / Журнал Здоровье для всех. , Выпуск№ 2/2015
47. Павлий Т.Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития // Дефектология / гл. ред. Лубовский В.И., «Школа-Пресс», 2000.
48. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. Т3 - М.: Москва, 1973г. - 450 с.
49. Певзнер М.С., Дети с временными задержками развития. Под ред. Власовой Т.А., -М: Педагогика.
50. Певзнер.М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития//Дефектология. 1972.№3
51. Петров С.В., Общая хирургия: учебник /. -3-е изд., перераб. и доп. -2010. -768 стр.: ил.
52. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М.: Академический Проект; Трикста, 2008. - 400с
53. Поливара З. В. Введение в специальную психологию: учеб. пособие / З. В. Поливара-2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2013 -65.
54. Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В./Психологический анализ рисунка и текста. СПб.: Речь, 2006 - 524 с.
55. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии (стр. 602-615).
56. Руденко А.В. Учебное пособие по педагогической психодиагностике. Министерство образования Украины. ДИСО. Донецк: 1998 год.
57. Рыбакова, С. Г. Арт-терапия для детей с ЗПР / С. Г. Рыбаков-СПб: Речь.2007. — 139 с.
58. Симонов П. В. Двигательный стереотип и физиология эмоций. — В кн.: XVIII Международный психологический конгресс. Симпозиум 3. М., 1966, с. 97—99.
59. Симонов П.В. Потребностно-информационная теория эмоций // Вопросы психологии. 1982, N 6, с. 44-56.
60. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т.З.М., 1965.
61. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. - М.: "Российское педагогическое агентство", "Когито-центр", 1998. - 128 с
62. Циркин С.Ю./ред., Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста, 2 изд. / Спб.: Питер , 2004. — 896 с.
63. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова- 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
64. Шушарджан С.В., Василенко А.М. Комплексное применение рефлексо- и музыкотерапии. /Тезисы докладов Поволжской Учредительной и 1-ой Научно-практической конференции по традиционной медицине/ - Казань, 1993.
65. Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М., 1998 -С. 114.).
Интернет источники
65. http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2015/08/Belyavskiy.pdf
66. http://readli.net/eksperimentalnaya-psihologiya-konspekt-lektsiy/
67. http://www.socpolitika.ru/rus/social_policy_monitoring/events/document7
39.shtml
68. http://lifesocio.com/spetsialnaya-psihologiya-kniga/osobennosti-
emotsionalnoy-sferyi-20503.html
Иностранные источники: