ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ЗАГРЯЗНЕНИЮ
АТМОСФЕРЫ АВТОТРАНСПОРТОМ 5
1.1. Краткий обзор вредного воздействия на окружающую среду
автомобильного движения 5
1.2. Особенности автотранспортного загрязнения воздуха в городах всего
мира 6
1.3. Особенности автотранспортного загрязнения воздуха в Российской
Федерации 9
1.4. Загрязнение воздуха выхлопными газами автотранспорта на территории
Белгородской области и г. Белгорода 11
1.5. Наблюдения за автотранспортным загрязнением воздуха 14
1.6. Мероприятия по снижению выбросов автотранспорта 16
1.7. Краткие выводы к первой главе 18
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В Г. БЕЛГОРОДЕ 19
2.1. Анализ загрязнения атмосферного воздуха автотранспортом на ул.
Щорса 21
2.1.1. Анализ загрязнения атмосферного воздуха в отдельно взятых пунктах 22
2.1.2. Анализ загрязнения атмосферного воздуха по профилю №1 30
2.2. Анализ загрязнения атмосферного воздуха автотранспортом на просп.
Богдана Хмельницкого 43
2.2.1. Анализ загрязнения атмосферного воздуха в отдельно взятых пунктах
44
2.2.2. Анализ загрязнения атмосферного воздуха по профилю №1 51
2.2.3. Анализ загрязнения атмосферного воздуха по профилю №2 57
2.3. Сравнительный анализ содержания загрязняющих веществ на ул. Щорса
и просп. Богдана Хмельницкого 64
2.4. Сопоставление профиля №2 по ул. Щорса и профиля №2 по просп.
Богдана Хмельницкого 70
2.5. Краткие выводы ко второй главе 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
В настоящее время проблема автотранспортного загрязнения воздуха является одной из главных экологических проблем современного общества. Вклад автотранспорта в загрязнение воздушных бассейнов городов с развитой транспортной инфраструктурой, сетью дорог, высокой степенью концентрации автотранспортных средств, плотностью застройки городской среды очень велик - свыше 90% (на примере города Белгорода).
Автомобилизация в настоящее время достигла широких масштабов, при этом делаются попытки снизить антропогенную нагрузку на окружающую среду. К ним относятся технические мероприятия по нейтрализации выхлопных газов, внедрение в широкое использование экологически чистых видов топлива, альтернативных источников энергии, оптимизация дорожного движения с помощью архитектурно-планировочных решений и др.
Цель данной выпускной работы - оценка уровня автотранспортного загрязнения атмосферного воздуха в городе Белгороде.
Задачами выпускной работы являются:
1) краткий обзор особенностей автотранспортного загрязнения в городах всего мира, городах Российской Федерации;
2) изучение особенностей автотранспортного загрязнения атмосферного воздуха в Белгородской области и в городе Белгороде;
3) обзор способов разрешения проблемы автотранспортного загрязнения атмосферного воздуха, методов наблюдения за состоянием загрязнения воздуха;
4) выявление закономерностей изменения уровней содержания загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха в различные периоды года вдоль главных центральных автотранспортных магистралей города Белгорода - ул. Щорса и просп. Богдана Хмельницкого.
В теоретической части данной выпускной квалификационной работы был проведен краткий обзор особенностей автотранспортного загрязнения в городах всего мира, городах Российской Федерации, более детальный - особенностей автотранспортного загрязнения атмосферного воздуха в Белгородской области и в городе Белгороде. Были рассмотрены вопросы, посвященные способам разрешения проблемы автотранспортного загрязнения атмосферного воздуха, методам наблюдения за состоянием загрязнения воздуха. На основании проанализированной информации были сделаны главные выводы: автотранспорт является основным загрязнителем
атмосферного воздуха в городах (свыше 90% суммарных выбросов на примере города Белгород); удержанию и снижению среднего уровня автотранспортного загрязнения воздуха способствуют совершенствования технологий автомобилестроения и топливной промышленности; экологизация городского транспорта возможна при условии приоритетного развития общественного транспорта и совершенствования дорожно-транспортной инфраструктуры.
В ходе выполнения практической части данной работы был проведен сбор данных, содержащих сведения об уровнях содержания загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха в различные периоды года вдоль главных центральных автотранспортных магистралей города Белгорода
- ул. Щорса и просп. Богдана Хмельницкого. Были рассчитаны средние значения в долях ПДК для пунктов наблюдений, расположенных на пешеходных дорожках (основаны на данных табл. 39) - для угарного газа 0.40 ПДК, оксида азота - 0.04 ПДК, диоксида азота - 0.13 ПДК, соединений свинца
- 0.14 ПДК, пыли неорганической - 0.09 ПДК. Средние значения в долях ПДК для пунктов наблюдений возле дороги следующие: угарный газ - 0.42 ПДК, оксид азота - 0.08 ПДК, диоксид азота - 0.24 ПДК, соединения свинца - 0.19 ПДК, пыль неорганическая - 0.10 ПДК. Для дворовых территорий: угарный газ - 0.33 ПДК, оксид азота - 0.03 ПДК, диоксид азота - 0.12 ПДК, соединения свинца - 0.10 ПДК, пыль неорганическая - 0.07 ПДК. Сезонная динамика складывается как для ул. Щорса, так и для просп. Богдана Хмельницкого следующим образом (на основании данных табл. 35, 36): средние значения содержания в воздухе угарного газа и пыли неорганической возрастают к сентябрю, средние значения содержания оксида азота, диоксида азота, соединений свинца максимальны в июне, при этом для всех ингредиентов (кроме оксида азота) большинство максимальных разовых значений приходится на сентябрь.
На основании полученных данных были сделаны следующие выводы: на преобладающее содержание того или иного загрязняющего вещества с западной или восточной стороны значительное влияние оказывает воздействие ветра, средние уровни содержания большинства загрязняющих веществ на просп. Богдана Хмельницкого выше, чем на ул. Щорса (табл. 39), в ходе наблюдений не были зафиксированы превышения ПДКм.р по всем веществам.
1. Батракова Г.М., Вайсман Я.И., Рудакова Л.В. Экологический мониторинг:
учебно-метод. Пособие. - Пермь: Издательство Пермского
государственного технического университета, 2007. - 218 с.
2. Бондаренко Е.В., Дворников Г.П. Дорожно-транспортная экология: учебное пособие / под ред. А.А. Цыцуры. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. - 113 с.
3. Боровлев А.Э., Лисецкий Ф.Н., Чепелев О.А. Развитие системы управления качеством атмосферного воздуха для города Белгорода // Фундаментальные исследования. - 2013. - №6. - С. 922-929.
4. В каком экологическом положении находится Белгород? [Электронный ресурс]. - URL: http://greenologia.ru/eko-problemy/goroda/belgorod.html (дата обращения: 08.12.2015).
5. Главные загрязнители атмосферы [Электронный ресурс]. - URL:
http: //globalproblems .narod.ru/atmo sverapart7 .html# 14 (дата обращения:
09.11.2015).
6. ГН 2.1.6.1338-03. Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест - Взамен ГН 2.1.6.695-98; введ. 25.06.03. - М.: Изд-во стандартов, 2003.
7. Гордеев Л.Ю., Корнилов А.Г., Полетаев А.О. О влиянии автотранспорта на загрязнение атмосферного воздуха в горнопромышленных и селитебных районах региона КМА // Научные ведомости БелГУ. - 2015. - № 9 (206). - С. 168-175.
8. ГОСТ 17.2.3.01-86. Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов - Взамен ГОСТ 17.2.3.01-77; введ. 01.01.87. - М.: Изд-во стандартов, 1987. - 2 с.
9. Дневник погоды в Белгороде за Июнь 2015 г. [Электронный ресурс]. -
URL: https://www.gismeteo.ru/diary/5039/2015/6/ (дата обращения:
01.12.2015).
10. Дневник погоды в Белгороде за Март 2015 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.gismeteo.ru/diary/5039/2015/3/ (дата обращения: 01.12.2015).
11. Дневник погоды в Белгороде за Сентябрь 2015 г. [Электронный ресурс]. -
URL: https://www.gismeteo.ru/diary/5039/2015/9/ (дата обращения:
01.12.2015).
12. Изучение автотранспортного загрязнения атмосферы крупнейших городов Белгородской области / Л.Ю. Гордеев, А.О. Полетаев, С.Ю. Рютин, А.Г. Корнилов // Геоэкология и рациональное недропользование: от науки к практике: материалы III Междунар. науч. конф. молодых ученых (г. Белгород. 6-10 апреля 2015 г.). - Белгород: Изд-во ПОЛИТЕРРА, 2015. - С. 28-31.
13. Корнилов А.Г., Гордеев Л.Ю. Мониторинг автотранспортного загрязнения воздушного бассейна города Белгорода в переходные периоды года // Экологические системы и приборы. - 2012. - №1. - С. 46-50.
14. Корнилов А.Г., Гордеев Л.Ю., Полетаев А.О. Загрязнение атмосферного воздуха стационарными и передвижными источниками на территории Белгородской области и в г. Белгороде // Проблемы природопользования и экологическая ситуация в Европейской России и сопредельных странах: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Белгород, 12-16 октября 2015 г.). - Белгород: Изд-во ПОЛИТЕРРА, 2015. - С. 235-241.
15. Мероприятия по снижению выбросов автотранспорта [Электронный ресурс]. - URL: http://www.aboutecology.ru/1/114.htm (дата обращения: 09.11.2015).
16. Ньюман П., Кенуорти Дж. Экологизация городского транспорта // Россия в окружающем мире: 2007 (Аналитический ежегодник). - М.: Издательство МНЭПУ, 2007. - С. 147-182.
17. Областной доклад о санитарно-эпидемиологической обстановке в Белгородской области в 2010 году / под ред. Поляковой А.Д. - Белгород,
2011. - 194 с.
18. Областной доклад о санитарно-эпидемиологической обстановке в Белгородской области в 2011 году / под ред. Поляковой А.Д. - Белгород,
2012. - 193 с.
19. Организация и безопасность движения: учебное пособие / Н.В. Пеньшин, В.В. Пудовкин, А.Н. Колдашов, А.В. Ященко. - Тамбов: Издательство Тамбовского государственного технического университета, 2006. - 96 с.
20. Павлова Е.И. Экология транспорта: Учебник для вузов. - М.: Транспорт, 2000. - 248 с.
21. Росгидромет. ФГБУ «Главная геофизическая обсерватория им. А.И. Воейкова» / Ежегодник загрязнения атмосферы в городах на территории России за 2013 год. - СПб.: ФГБУ «ГГО» Росгидромета, 2014. - 275 с.
22. Степанова И.В., Шлычков А.П. Влияние комплекса метеорологических условий на загрязнение атмосферного воздуха города // Казанский медицинский журнал. - 2004. - Т.85. - № 5. - С. 380.
23. Экология города: учебник / под ред. Ф.В. Стольберга - К.: Либра, 2000. - 464 с.