Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования 9
1.1 Состояние медиарынка в период постсоциалистических трансформаций 9
1.2 Периодическая печать на современном медиарынке: качественные,
массовые, гибридные издания 25
Глава 2. Хорватия: исторические, общественно-политические, правовые, экономические условия формирования нового рынка СМИ 39
2.1 Очерк новейшей истории Хорватии: распад Югославии, смена политических режимов, борьба за независимость 39
2.2 Медиарынок Хорватии при Ф. Туджмане 56
Глава 3. Современная система периодической печати в Хорватии: проявления
таблоидизации 69
3.1 Периодические печатные издания Хорватии - обзор 69
3.2 Характеристика процессов, отображающих таблоидизацию хорватских СМИ 87
Заключение 100
Библиографический список 103
Приложения 109
Главные тренды в развитии печатных СМИ Юго-Восточной Европы в переходный период были связаны с коммерциализацией, приватизацией, наплывом иностранного капитала, падением тиражей и, конечно, увеличением рынка рекламы. Качественная журналистика в Юго-Восточной Европе претерпела значительные изменения после экономических и социально-политических потрясений, которые происходили в странах социалистического лагеря в 1990-х гг. в период постсоциалистических трансформаций. Вдохновившись примером западноевропейских демократий, постсоциалистические нации пытались применять опыт развитых западноевропейских обществ в собственных странах.
Более того, постсоциалистические общества пытались имитировать и опыт западной модели коммуникации, так называемой «англо-саксонской модели». Конечно, имитация западной модели СМИ не привела к каким-либо существенным результатам в постсоциалистических странах. Имитируя западную модель коммуникации, постсоциалистические общества не учитывали свои исторические и социокультурные особенности.
На сегодняшний день многотиражные таблоиды и глянцевые журналы о стиле жизни, как ни странно, пользуются огромной популярностью на Балканах. В таких странах, как Албания, Македония, Болгария и, конечно, Хорватия. Коммерчески успешные таблоиды и журналы, которые делают акцент на сенсационности и развлекательности, очень быстро наводнили рынок периодической печати Юго-Восточной Европы.
Когда прямому контролю государства над средствами массовой информации приходит конец, у прессы появляется возможность вдохнуть свободно. К сожалению, вместе со свободой слова не всегда приходит и качественная журналистика. Яркий пример - это медиасистема Хорватии в 1990-х годах. Даже в период президентства Ф. Туджмана и жесткого контроля правящей партии ХДС (Хорватское демократическое содружество) над СМИ в Хорватии существовали периодические издания, которые делали качественную журналистику. Например, Feral Tribune и Danas.
С появлением на рынке печатной прессы Хорватии в 2000-х гг. крупных иностранных инвесторов, - немецкой медиакомпании WAZ и австрийской Styria, - начинается процесс постепенной таблоидизации и коммерциализации хорватских газет и журналов. Растущая коммерциализация прессы, в свою очередь, стала общей тенденцией для многих стран Юго-Восточной Европы. Автор работы утверждает, что в настоящий момент высококонцентрированный рынок печатной прессы Хорватии фактически принадлежит только двум медиахолдингам: Styria Media Group AG и Hanza Media.
Актуальность работы обусловлена тем, что в настоящее время практически отсутствуют комплексные исследования, посвященные процессу таблоидизации хорватской периодической печати. Данные, полученные в ходе изучения процесса таблоидизации хорватской прессы, можно использовать для совершенствования современной системы периодической печати России и других стран Юго-Восточной Европы.
Цель исследования - выявить и охарактеризовать условия, которые повлияли на процесс таблоидизации хорватской прессы, а также раскрыть основные проявления таблоидизации на современном этапе.
Задачи исследования:
• проанализировать состояние медиарынка Хорватии в период постсоциалистических трансформаций, а именно основные тенденции в хорватской прессе переходного периода;
• выявить основные черты печатных периодических изданий Хорватии переходного периода;
• проанализировать рынок рекламы, платежеспособность населения Хорватии в период постсоциалистических трансформаций;
• проанализировать исторические, общественно-политические, правовые, экономические факторы, которые повлияли на формирование новейшей медиасистемы Хорватии;
• дать характеристику медиасистемы Хорватии при Ф. Туджмане;
• показать (на примере изданий Feral Tribune, Danas, Slobodna Dalmacija) методы борьбы правящей партии с независимыми и либеральными изданиями;
• показать, как государственная монополия в сфере дистрибуции печатных периодических изданий повлияла на тиражи и выпуски независимых хорватских газет и журналов;
• дать характеристику новейшей системы периодической печати Хорватии;
• проанализировать современные общенациональные и региональные газеты Хорватии, их тираж, охват, контент, аудиторию, территорию распространения;
• выяснить, какие факторы оказали существенное влияние на таблоидизацию современной хорватской печатной прессы.
Объект исследования - печатные периодические издания Хорватии, а именно журналы Feral Tribune, Danas, региональные газеты Novi list, Slobodna Dalmacija, общенациональные газеты Vecernji list, Jutarnji list, 24sata в период с 1990 по 2017 г.
Предмет исследования - процесс таблоидизации медиасистемы Хорватии (1990-2017), сопровождающийся трансформацией содержательных моделей изданий.
Методология и методика. В основу работы положен сравнительно-исторический и типологический подходы: рассмотрены общие для всех постсоциалистических стран факторы трансформации медиасистем, проанализированы специфические политические, экономические, социокультурные условия становления новой медиасистемы Хорватии. В работе также используются методы содержательного анализа с целью выявления основных концептуальных особенностей таблоидных изданий, выходящих в Хорватии в настоящее время.
Новизна работы состоит в том, что автором на основании широкого круга источников комплексно и подробно исследована новейшая медиасистема Хорватии. Автор проанализировал важнейшие события, произошедшие на медиарынке Хорватии, начиная с периода постсоциалистических трансформаций. Так, например, в результате исследования автор пришел к выводу, что процесс таблоидизации хорватских газет и журналов начался ещё в 1990-х годах, то есть до прихода на рынок печатных СМИ Хорватии иностранных медиаконцернов, и продолжался на протяжении последних 27 лет.
Опорной теоретической литературой автору служили как российские, так и зарубежные источники. К российским теоретическим источникам относились следующие труды: «Средства массовой информации России» под редакцией Я. Н. Засурского, «Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики» Е. Л. Вартановой. В качестве исторического источника автору послужила книга Е. Ю. Гуськовой: «История югославского кризиса (1990-2000)».
Зарубежные теоретические источники: «Quality Press in Southeast Europe» крупного исследователя медиасистем Юго-Восточной Европы Орлина Спасова, «The People, Press, and Politics of Croatia» профессора журналистики и специалиста в области хорватских медиа Степана Маловича. Кроме того, в качестве важного теоретического источника в своей работе автор использовал книгу «Media beyond Socialism. Theory and Practice in East¬Central Europe» Славко Сплихала, крупного словенского специалиста в области массмедиа постсоциалистических стран.
Автор выдвигает гипотезу исследования, которая заключается в том, что процесс таблоидизации хорватских СМИ начался в начале 1990-х годов, когда на рынке периодической печати появился первый таблоид Slobodni tjednik. Кроме того, по мнению автора, процесс таблоидизации прессы только усилился с приходом на рынок периодической печати Хорватии иностранных медиахолдингов. Автор считает, что развлекательная политика австрийской медиакомпании Styria, которой сегодня принадлежит самый тиражируемый и коммерчески успешный таблоид 24sata, оказала существенное влияние на процесс таблоидизации хорватских газет и журналов.
Положения, выносимые на защиту:
• в период постсоциалистических трансформаций в Хорватии начинают зарождаться первые независимые издания, которые пытаются подражать «англо-саксонской модели» коммуникации и делать качественную журналистику;
• приватизация, приход к власти Ф. Туджмана и партии ХДС повлияли на установление «железного» контроля правящей партии над печатными средствами массовой информации;
• при Ф. Туджмане многие независимые газеты были нелегально приватизированы и переданы в руки государства. Яркий пример - приватизация газеты Slobodna Dalmacija;
• экономические санкции со стороны ХДС, направленные против либеральных газет и журналов, привели к банкротству и, как следствие, исчезновению многих независимых и качественных изданий. К примеру, политический еженедельник Danas;
• деятельность иностранных медиахолдингов привела к повсеместной таблоидизации и коммерциализации прессы в Хорватии;
• высококонцентрированный рынок печатных СМИ в Хорватии создает барьеры входа на рынок для новых предпринимателей в области медиа;
• дуополия медиахолдингов Styria и Hanza Media существенно сужает возможности конкуренции на рынке печатных СМИ Хорватии, либо делает конкуренцию невозможной.
Структура работы состоит из трех основных частей. Первая часть работы посвящена состоянию хорватского медиарынка в период постсоциалистических трансформаций. Вторая часть работы посвящена новейшей истории Хорватии, а именно историческим, общественно-политическим, правовым, экономическим условиям, которые повлияли на формирование нового рынка СМИ. Третья, заключительная, часть посвящена обзору современных хорватских периодических изданий, а также анализу новейшей медиасистемы Хорватии.
Система периодической печати Хорватии в настоящий момент представляет собой исключительно таблоидные издания. Все крупнейшие общенациональные (Vecernji list, Jutarnji list, 24sata) и региональные (Novi list, Slobodna Dalmacija) газеты - таблоиды или издания смешанного типа (semi-tabloids). Газета 24sata, которая появилась на рынке периодической печати Хорватии в 2005 г., на сегодняшний день считается самым
тиражируемым и читаемым таблоидом в стране.
В результате своих исследований автор пришел к выводу, что процесс таблоидизации хорватской прессы начался в начале 1990-х годов с появлением на рынке печатных периодических изданий первого хорватского таблоида Slobodni tjednik, в котором преобладала исключительно развлекательная тематика. После этого на рынке СМИ появились такие таблоиды как Globus и Nacional, которые прославились благодаря своим зачастую неправдоподобным статьям в жанре расследовательской журналистики о враждующих между собой членах различных хорватских политических группировок.
Более того, журнал Globus, основанный Нинославом Павичем, стал изданием, из которого вырос первый хорватский медиахолдинг Europa Press Holding (EPH). В 1998 году EPH выпускает газету Jutarnji list, которая становится самым читаемым и коммерчески успешным изданием на рынке печатных СМИ Хорватии. Одна из причин коммерческого успеха газеты Jutarnji list заключалась в том, что она печатала на первой полосе сенсационные и шокирующие заголовки. Принято считать, что газета Jutarnji list только ускорила процессы таблоидизации печатных СМИ в Хорватии.
Автор считает, что процесс таблоидизации периодической печати в Хорватии обусловлен не только экономическими факторами, но и политическими. Качественная журналистика в Хорватии не смогла сформироваться в частности из-за жесткого контроля средств массовой информации со стороны власти. Франьо Туджман и националистическая партия ХДС, пришедшие к власти в 1990 г., использовали медиа в качестве рупора своих политических идей.
С обретением Хорватией независимости в 1991 году, СМИ в руках новой правящей элиты стали орудием пропаганды и индоктринации населения. «Золотой век» хорватской журналистики (1989-1991) продлился недолго. С началом войны за независимость положение качественных изданий только ухудшилось. Во время войны (1991-1995) Республика Хорватия потеряла одну третью часть своего печатного рынка из-за оккупированных сербами территорий. Более того, война сильно ударила по тиражам хорватских газет и журналов. В период с 1989 по 1993 год количество проданных печатных газет в Хорватии сократилось почти в 2,5 раза!
Многие независимые газеты и журналы в Хорватии, выступавшие с открытой критикой власти, были либо незаконно приватизированы государством, как, например, газета Slobodna Dalmacija, либо обанкрочены. При Ф. Туджмане у Хорватского демократического содружества было много рычагов воздействия на оппозиционные издания в стране: законы о диффамации и клевете, контроль точек дистрибуции и распространения печатных периодических изданий, дополнительные налоги на печать и т.п. В результате за 9 лет (с 1991 по 1999 г.) рынок периодической печати Хорватии лишился практически всех качественных изданий. Исключение составил только журнал Feral Tribune, который выходил вплоть до 2008 года, но в результате финансовых проблем закрылся.
В начале 2000-х годов на рынке периодической печати Хорватии появляются иностранные инвесторы. Среди крупнейших - немецкий WAZ и австрийская Styria. Однако политика иностранных медиакомпаний, направленная больше в сторону коммерциализации медиа, привела к дальнейшей таблоидизации хорватских газет и журналов.
К сожалению, на сегодняшний день в Хорватии не существует качественных изданий. Таблоидизированная пресса носит преимущественно развлекательный характер, современные газеты отличаются слабым наличием или полным отсутствием серьезных аналитических материалов. Многие общенациональные газеты движутся в сторону развлекательной журналистики, используют «кричащие» заголовки, простой, понятный массовой аудитории язык для привлечения внимания читателей. Более того, современные хорватские таблоиды пишут преимущественно о футболе, жизни знаменитостей, шокирующих событиях и политических скандалах.
Несмотря на своё низкое качество таблоиды популярны среди хорватского населения, особенно среди молодой читательской аудитории. В 2017 г. самым востребованным новостным интернет-ресурсом в Хорватии был новостной портал Index.hr (55%). Вторым по количеству посетителей за неделю был официальный сайт таблоида 24sata - 24sata online (54%).
Таблоидизация печатной прессы Хорватии - это продолжительный процесс, обусловленный многими историческими, экономическими, политическими и социокультурными факторами. Автор считает, что популярность таблоидов в современной Хорватии также объясняется незаинтересованностью хорватского населения в серьезной и качественной национальной прессе. Возможно, у Хорватии ещё есть шанс возродить качественную периодику, однако, учитывая современное состояние высококонцентрированного рынка периодической печати в стране и массовую депрофессионализацию хорватских журналистов, качественная пресса в Хорватии появится совсем не скоро.
1. Булатович Лиляна. Генерал Младич - военный преступник? - Москва: Славянская летопись, 1998.
2. Валев Э. Б. Югославский клубок // География. - М., 1996. - № 5, 7, 9, 13, 15, 19.
3. Вартанова Е. Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики [Серия: Академические монографии]. - М.: МедиаМир, 2013.
4. Ворошилов В. В. Журналистика и рынок: проблемы маркетинга и менеджмента средств массовой информации. СПб., 1997.
5. Гуськова Е. Ю. История югославского кризиса (1990-2000). - М.: Русское право / Русский Национальный фонд. 2001.
6. Интервью президента Словении // ТАСС: Серия СЕ. - М., 1993. - 21 июля.
7. Кадиевич В. Д. Контрудар (Мой взгляд на развал Югославии). Т. 1-2. М., 2007.
8. Качественная пресса в медийных структурах. - М.: Факультет
журналистики МГУ, 2015.
9. Корнилов Ю. Словения: На пути выхода из федерации? // ТАСС: БПИ. - М., 1991. - 4 марта.
10. Лозовский, Б. Н. Журналистика: краткий словарь / Б. Н. Лозовский. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004.
П.МарковиЙ М. Оспораваша и ангажоваша. - Београд: БИГЗ, 1994.
12. Медиасистема России: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Е. Л. Вартановой. - М.: Издательство «Аспект Пресс», 2015.
13. Общественное мнение России по социально-политическим проблемам / Под ред. А. В. Милехина., Н. И. Попова. - М.: АРПИ, 2000.
14. Пивоваренко А. А. Становление государственности в современной
Хорватии : 1990-2001 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Пивоваренко Александр Александрович; [Место защиты: Ин-т славяноведения РАН]. - Москва, 2014.
15. Плутник А. Служители культа безличностей / А. Плутник // Журналистика и медиарынок. - №6. - 2009.
16. Политика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство
"Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И. М., 2001.
17. Прунк Я. Краткая история Словении. - [М.], [1996].
18. Раджу Г. Ц. Томас. Евреи, сербы и югославский конфликт // Югославский кризис - манипуляции, ложь, насилие. - М., 1995.
19. Саидов А. Х. Национальные парламенты мира: энцикл. справ. /
А. Х. Саидов; Рос. акад. наук, Ин-т государства и права. - М.:
Волтерс Клувер, 2005.
20. Службени лист CPJ.
21. Средства массовой информации России: Учеб. пособие для студентов вузов / М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова, Е. Л. Вартанова и др.; Под ред. Я. Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2005.
22. Типология периодической печати: Учеб. пособие для студентов вузов /
М. Е. Аникина, В. В. Баранов, О. А. Воронова и др.; Под ред.
М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. - М.: Аспект Пресс, 2007.
23. Штомпка П. Социология социальных изменений. - М.: Аспект Пресс, 1996.
24.Янич Д. Кризис национального самоопределения и этнические
столкновения в посткоммунистическом обществе // Социальные
конфликты в трансформирующихся обществах / Материалы
международной конференции. Москва, 15-17 мая 1996. М., 1996.
25. ЪосиЙ Д. Српско питаюе: Демократско питаюе. - Београд: Стручна кюига, 1992.
26. Antonie S., Jovanovic M., Marinkovic D. Srbija izmedu populizma i demokratije: Politicki procesi u Srbiji 1990-1993. - Beograd: Inst. za polit. studije, 1993.
27. Aumene J., Gross P., Hiebert R., Johnson O., Mills D. Eastern European Journalism. Before, During and After Communism. Cresskill; New Jersey, 1999.
28. Downing D. Internationalizing Media Theory: Transition, Power, Culture. L., 1996.
29. Erasmus: A Journal for the Culture of Democracy (Autumn 1996).
30. Feral Tribune 1993-2008, digitalno izdanje, Mediacentar, Sarajevo, 2008.
31. Fukuyama F. The End of History and the Last Man. L., 1992.
32. Globus, 11 April. 2003.
33. Hallin D., Mancini P. Comparing Media Systems. Three Models of Media and Politics. - Cambridge: Cambridge University Press, 2004.
34. Jakubowicz R. Rude Awakening. Social and Media Change in Central and Eastern Europe. - Hampton Press, 2007.
35ДовиЬ Б. Комадаше JyrocnaBnje. Београд, 1992.
36ДовиЬ Б. Последши дани СФР.1. Изводи из дневника. - Београд: Политика, 1995.
37. Johansson, S. 2007. Reading Tabloids: Tabloid Newspapers and Their Readers. Flemingsberg: Sodertorn University.
38. Jones, D. Censorship: A World Encyclopedia, Routledge, 2001.
39. Josephi, B. Journalism Education in Countries with Limited Media Freedom. New York: Peter Lang, 2010.
40. Kurspahic, K. Prime Time Crime: Balkan Media in War and Peace. Washington, D.C.: United States Institute of Peace Press, 2003.
41. Lauristin M. Contexts of Transition // Return to the Western World. Cultural and Political Perspectives on the Estonian Post-Communist Transition / Ed. by M. Lauristin, P. Vihalemm, K. E. Rosengren and L. Weibull, 1997.
42. Lerotic, Z. “The Democratic Foundations of Croatia’s Independence”, Croatian International Relations Review 1, no. 1., Institute for Development and International Relations, Zagreb, 1995.
43. Malovic, S. (2001) The People, Press, and Politics of Croatia / Stjepan Malovic and Gary W. Selnow. Greenwood Publishing Group, 2001.
44. McNair B. Media in post-Soviet Russia: an overview // European Journal of Communications. vol. 9. 1994.
45. McQuail D. McQuail’s Mass Communication Theory. L., 2000.
46. Mickiewicz E. Changing Channels. Television and the Struggle for Power in Russia. Durham, 1999.
47. Mladi i nacionalizam. - Beograd: Mladost, 1984.
48. Nizich, I. Croatia: Civil and Political Rights in Croatia Volume 2156 of Human rights documents. Human Rights Watch/Helsinki (Organization: U.S.), Human Rights Watch, the University of Michigan, 1995.
49. Papatheodorou F., Machin D. The Umbilical Cord That Was Never Cut. The Post-Dictatorial Intimacy between the Political Elite and the Mass Media in Greece and Spain // European Journal of Communication. - 2003, 18(1).
50. Pusic, V. “Croatia at the Crossroads”, Journal of Democracy, 9, no. 1 (January 1998).
51. Ramet, P. Fractionalism in church state interaction: The Croatian Catholic Church in the 1980’s // Slavic rev. - 1985. - Vol. 44, N 2.
52. Reah, D. 2002. The Language of Newspapers. London: Routledge.
53. Savez komunista u borbi protiv antisocijalistickih delovanja i antikomunistickih ideologija. - Beograd, 1986.
54. Soberg, M. „Hrvatska nakon 1989. godine. HDZ i politika tranzicije’, // Demokratska tranzicija u Hrvatskoj: Transformacija vrijednosti, obrazovanje mediji, Zagreb, 2006.
55.Sparks C. Communism, Capitalism and the Mass Media. L., 1998.
56.Spassov, O. Quality Press in South East Europe, Sofia, 2004.
57.Splihal S. Media beyond Socialism. Theory and Practice in East-Central Europe. Boulder; San Francisco, 1994.
58. The Stumbling of the Media in Times of Transition: Albania, Bosnia- Herzegovina, Croatia, Macedonia, Serbia and Montenegro. - Sarajevo: Media Plan Institute, 2005.
59. Thompson, M. (1994) Forging War: the Media in Serbia, Croatia and Bosnia- Herzegovina, London: Article 19.
60. Vartanova E. Soviet Media in 1991. Helsinki, 1991.
61. Woodward S. Balkan Tragedy: Chaos and Dissolution after the Cold War. - Washington: The Brookings Institution, 1995.
62. World Association of Newspapers. 2001. World Press Trends 2001.
63. Zassoursky Y. N. Changing Media and Communications // Changing Media and Communications. Concepts, Technologies and Ethics in Global and National Perspectives / Ed. by Y. N. Zassoursky, E. Vartanova. M., 1998.
64. Zimmerman W. Izvori jedne katastrofe / Prevod sa engleskog. - Zagreb: Globus international: Znanje, 1996.
65. Zulfikarpasic A., Gotovac V., Tripalo M., Banac I. Okovana Bosna. - Zurich: Bosnjacki institut, 1995.
66. URL: https: //www.dzs .hr/default_e.htm
67. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116341
68. URL: http://www.geopolitics.ru/2012/09/velikaya-serbiya/
69. URL: https: //www.vecernj i. hr/vijesti/20-godina-od-dana-neovisno sti-radij a- 101-galbraith-bio-je-to-bijeg-od-autoritarne-drzave-1129975
70. URL: https://www.eurotopics.net/en/148736/novi-list#
71. URL: http://marketing.novilist.hr/Cjenik-2018.pdf
72. URL: https: //www.eurotopics. net/en/148784/slobodna-dalmacij a
73. URL: https: //www.slobodnadalmacija.hr/novosti/crna- kronika/clanak/id/544215/bozinovic-o-napadu-na-policajce-u-splitu-provode- se-ozbiljni-izvidi-to-necemo-dopustati-napadnuti-sluzbenici-u-dobrom-su- stanju-i-fizicki-i-psihicki
74. URL: https://zajednohrvatska.wordpress.com/2016/05/10/offshore-plj acka- vecernjeg-lista-zubak-i-nuic/
75. URL: https://www.eurotopics.net/en/148851/veernji-list
76. URL: http: //www.index.hr/vij esti/clanak/j utarnj i-list-slavi-peti-
rodj endan/129584.aspx
77. URL: http: //www.eurotopics.net/en/148643/j utarnj i-list
78. URL: http: //www.eurotopics.net/en/148399/24-sata
79. URL: http://www.digitalnewsreport.org/survey/2017/croatia-2017/#fn-6126-1
80. URL: https://booksmovie.org/similar-pdf-newspapers-from-croatia.html
81. URL: https: //www.dzs .hr/eng/important/presscorner/Zakon%20o%20medij ima _EN.pdf