ТАБЛОИДИЗАЦИЯ ПЕЧАТНОЙ ПРЕССЫ В ХОРВАТИИ (1990-2017)
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования 9
1.1 Состояние медиарынка в период постсоциалистических трансформаций 9
1.2 Периодическая печать на современном медиарынке: качественные,
массовые, гибридные издания 25
Глава 2. Хорватия: исторические, общественно-политические, правовые, экономические условия формирования нового рынка СМИ 39
2.1 Очерк новейшей истории Хорватии: распад Югославии, смена политических режимов, борьба за независимость 39
2.2 Медиарынок Хорватии при Ф. Туджмане 56
Глава 3. Современная система периодической печати в Хорватии: проявления
таблоидизации 69
3.1 Периодические печатные издания Хорватии - обзор 69
3.2 Характеристика процессов, отображающих таблоидизацию хорватских СМИ 87
Заключение 100
Библиографический список 103
Приложения 109
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования 9
1.1 Состояние медиарынка в период постсоциалистических трансформаций 9
1.2 Периодическая печать на современном медиарынке: качественные,
массовые, гибридные издания 25
Глава 2. Хорватия: исторические, общественно-политические, правовые, экономические условия формирования нового рынка СМИ 39
2.1 Очерк новейшей истории Хорватии: распад Югославии, смена политических режимов, борьба за независимость 39
2.2 Медиарынок Хорватии при Ф. Туджмане 56
Глава 3. Современная система периодической печати в Хорватии: проявления
таблоидизации 69
3.1 Периодические печатные издания Хорватии - обзор 69
3.2 Характеристика процессов, отображающих таблоидизацию хорватских СМИ 87
Заключение 100
Библиографический список 103
Приложения 109
Главные тренды в развитии печатных СМИ Юго-Восточной Европы в переходный период были связаны с коммерциализацией, приватизацией, наплывом иностранного капитала, падением тиражей и, конечно, увеличением рынка рекламы. Качественная журналистика в Юго-Восточной Европе претерпела значительные изменения после экономических и социально-политических потрясений, которые происходили в странах социалистического лагеря в 1990-х гг. в период постсоциалистических трансформаций. Вдохновившись примером западноевропейских демократий, постсоциалистические нации пытались применять опыт развитых западноевропейских обществ в собственных странах.
Более того, постсоциалистические общества пытались имитировать и опыт западной модели коммуникации, так называемой «англо-саксонской модели». Конечно, имитация западной модели СМИ не привела к каким-либо существенным результатам в постсоциалистических странах. Имитируя западную модель коммуникации, постсоциалистические общества не учитывали свои исторические и социокультурные особенности.
На сегодняшний день многотиражные таблоиды и глянцевые журналы о стиле жизни, как ни странно, пользуются огромной популярностью на Балканах. В таких странах, как Албания, Македония, Болгария и, конечно, Хорватия. Коммерчески успешные таблоиды и журналы, которые делают акцент на сенсационности и развлекательности, очень быстро наводнили рынок периодической печати Юго-Восточной Европы.
Когда прямому контролю государства над средствами массовой информации приходит конец, у прессы появляется возможность вдохнуть свободно. К сожалению, вместе со свободой слова не всегда приходит и качественная журналистика. Яркий пример - это медиасистема Хорватии в 1990-х годах. Даже в период президентства Ф. Туджмана и жесткого контроля правящей партии ХДС (Хорватское демократическое содружество) над СМИ в Хорватии существовали периодические издания, которые делали качественную журналистику. Например, Feral Tribune и Danas.
С появлением на рынке печатной прессы Хорватии в 2000-х гг. крупных иностранных инвесторов, - немецкой медиакомпании WAZ и австрийской Styria, - начинается процесс постепенной таблоидизации и коммерциализации хорватских газет и журналов. Растущая коммерциализация прессы, в свою очередь, стала общей тенденцией для многих стран Юго-Восточной Европы. Автор работы утверждает, что в настоящий момент высококонцентрированный рынок печатной прессы Хорватии фактически принадлежит только двум медиахолдингам: Styria Media Group AG и Hanza Media.
Актуальность работы обусловлена тем, что в настоящее время практически отсутствуют комплексные исследования, посвященные процессу таблоидизации хорватской периодической печати. Данные, полученные в ходе изучения процесса таблоидизации хорватской прессы, можно использовать для совершенствования современной системы периодической печати России и других стран Юго-Восточной Европы.
Цель исследования - выявить и охарактеризовать условия, которые повлияли на процесс таблоидизации хорватской прессы, а также раскрыть основные проявления таблоидизации на современном этапе.
Задачи исследования:
• проанализировать состояние медиарынка Хорватии в период постсоциалистических трансформаций, а именно основные тенденции в хорватской прессе переходного периода;
• выявить основные черты печатных периодических изданий Хорватии переходного периода;
• проанализировать рынок рекламы, платежеспособность населения Хорватии в период постсоциалистических трансформаций;
• проанализировать исторические, общественно-политические, правовые, экономические факторы, которые повлияли на формирование новейшей медиасистемы Хорватии;
• дать характеристику медиасистемы Хорватии при Ф. Туджмане;
• показать (на примере изданий Feral Tribune, Danas, Slobodna Dalmacija) методы борьбы правящей партии с независимыми и либеральными изданиями;
• показать, как государственная монополия в сфере дистрибуции печатных периодических изданий повлияла на тиражи и выпуски независимых хорватских газет и журналов;
• дать характеристику новейшей системы периодической печати Хорватии;
• проанализировать современные общенациональные и региональные газеты Хорватии, их тираж, охват, контент, аудиторию, территорию распространения;
• выяснить, какие факторы оказали существенное влияние на таблоидизацию современной хорватской печатной прессы.
Объект исследования - печатные периодические издания Хорватии, а именно журналы Feral Tribune, Danas, региональные газеты Novi list, Slobodna Dalmacija, общенациональные газеты Vecernji list, Jutarnji list, 24sata в период с 1990 по 2017 г.
Предмет исследования - процесс таблоидизации медиасистемы Хорватии (1990-2017), сопровождающийся трансформацией содержательных моделей изданий.
Методология и методика. В основу работы положен сравнительно-исторический и типологический подходы: рассмотрены общие для всех постсоциалистических стран факторы трансформации медиасистем, проанализированы специфические политические, экономические, социокультурные условия становления новой медиасистемы Хорватии. В работе также используются методы содержательного анализа с целью выявления основных концептуальных особенностей таблоидных изданий, выходящих в Хорватии в настоящее время.
Новизна работы состоит в том, что автором на основании широкого круга источников комплексно и подробно исследована новейшая медиасистема Хорватии. Автор проанализировал важнейшие события, произошедшие на медиарынке Хорватии, начиная с периода постсоциалистических трансформаций. Так, например, в результате исследования автор пришел к выводу, что процесс таблоидизации хорватских газет и журналов начался ещё в 1990-х годах, то есть до прихода на рынок печатных СМИ Хорватии иностранных медиаконцернов, и продолжался на протяжении последних 27 лет.
Опорной теоретической литературой автору служили как российские, так и зарубежные источники. К российским теоретическим источникам относились следующие труды: «Средства массовой информации России» под редакцией Я. Н. Засурского, «Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики» Е. Л. Вартановой. В качестве исторического источника автору послужила книга Е. Ю. Гуськовой: «История югославского кризиса (1990-2000)».
Зарубежные теоретические источники: «Quality Press in Southeast Europe» крупного исследователя медиасистем Юго-Восточной Европы Орлина Спасова, «The People, Press, and Politics of Croatia» профессора журналистики и специалиста в области хорватских медиа Степана Маловича. Кроме того, в качестве важного теоретического источника в своей работе автор использовал книгу «Media beyond Socialism. Theory and Practice in East¬Central Europe» Славко Сплихала, крупного словенского специалиста в области массмедиа постсоциалистических стран.
Автор выдвигает гипотезу исследования, которая заключается в том, что процесс таблоидизации хорватских СМИ начался в начале 1990-х годов, когда на рынке периодической печати появился первый таблоид Slobodni tjednik. Кроме того, по мнению автора, процесс таблоидизации прессы только усилился с приходом на рынок периодической печати Хорватии иностранных медиахолдингов. Автор считает, что развлекательная политика австрийской медиакомпании Styria, которой сегодня принадлежит самый тиражируемый и коммерчески успешный таблоид 24sata, оказала существенное влияние на процесс таблоидизации хорватских газет и журналов.
Положения, выносимые на защиту:
• в период постсоциалистических трансформаций в Хорватии начинают зарождаться первые независимые издания, которые пытаются подражать «англо-саксонской модели» коммуникации и делать качественную журналистику;
• приватизация, приход к власти Ф. Туджмана и партии ХДС повлияли на установление «железного» контроля правящей партии над печатными средствами массовой информации;
• при Ф. Туджмане многие независимые газеты были нелегально приватизированы и переданы в руки государства. Яркий пример - приватизация газеты Slobodna Dalmacija;
• экономические санкции со стороны ХДС, направленные против либеральных газет и журналов, привели к банкротству и, как следствие, исчезновению многих независимых и качественных изданий. К примеру, политический еженедельник Danas;
• деятельность иностранных медиахолдингов привела к повсеместной таблоидизации и коммерциализации прессы в Хорватии;
• высококонцентрированный рынок печатных СМИ в Хорватии создает барьеры входа на рынок для новых предпринимателей в области медиа;
• дуополия медиахолдингов Styria и Hanza Media существенно сужает возможности конкуренции на рынке печатных СМИ Хорватии, либо делает конкуренцию невозможной.
Структура работы состоит из трех основных частей. Первая часть работы посвящена состоянию хорватского медиарынка в период постсоциалистических трансформаций. Вторая часть работы посвящена новейшей истории Хорватии, а именно историческим, общественно-политическим, правовым, экономическим условиям, которые повлияли на формирование нового рынка СМИ. Третья, заключительная, часть посвящена обзору современных хорватских периодических изданий, а также анализу новейшей медиасистемы Хорватии.
Более того, постсоциалистические общества пытались имитировать и опыт западной модели коммуникации, так называемой «англо-саксонской модели». Конечно, имитация западной модели СМИ не привела к каким-либо существенным результатам в постсоциалистических странах. Имитируя западную модель коммуникации, постсоциалистические общества не учитывали свои исторические и социокультурные особенности.
На сегодняшний день многотиражные таблоиды и глянцевые журналы о стиле жизни, как ни странно, пользуются огромной популярностью на Балканах. В таких странах, как Албания, Македония, Болгария и, конечно, Хорватия. Коммерчески успешные таблоиды и журналы, которые делают акцент на сенсационности и развлекательности, очень быстро наводнили рынок периодической печати Юго-Восточной Европы.
Когда прямому контролю государства над средствами массовой информации приходит конец, у прессы появляется возможность вдохнуть свободно. К сожалению, вместе со свободой слова не всегда приходит и качественная журналистика. Яркий пример - это медиасистема Хорватии в 1990-х годах. Даже в период президентства Ф. Туджмана и жесткого контроля правящей партии ХДС (Хорватское демократическое содружество) над СМИ в Хорватии существовали периодические издания, которые делали качественную журналистику. Например, Feral Tribune и Danas.
С появлением на рынке печатной прессы Хорватии в 2000-х гг. крупных иностранных инвесторов, - немецкой медиакомпании WAZ и австрийской Styria, - начинается процесс постепенной таблоидизации и коммерциализации хорватских газет и журналов. Растущая коммерциализация прессы, в свою очередь, стала общей тенденцией для многих стран Юго-Восточной Европы. Автор работы утверждает, что в настоящий момент высококонцентрированный рынок печатной прессы Хорватии фактически принадлежит только двум медиахолдингам: Styria Media Group AG и Hanza Media.
Актуальность работы обусловлена тем, что в настоящее время практически отсутствуют комплексные исследования, посвященные процессу таблоидизации хорватской периодической печати. Данные, полученные в ходе изучения процесса таблоидизации хорватской прессы, можно использовать для совершенствования современной системы периодической печати России и других стран Юго-Восточной Европы.
Цель исследования - выявить и охарактеризовать условия, которые повлияли на процесс таблоидизации хорватской прессы, а также раскрыть основные проявления таблоидизации на современном этапе.
Задачи исследования:
• проанализировать состояние медиарынка Хорватии в период постсоциалистических трансформаций, а именно основные тенденции в хорватской прессе переходного периода;
• выявить основные черты печатных периодических изданий Хорватии переходного периода;
• проанализировать рынок рекламы, платежеспособность населения Хорватии в период постсоциалистических трансформаций;
• проанализировать исторические, общественно-политические, правовые, экономические факторы, которые повлияли на формирование новейшей медиасистемы Хорватии;
• дать характеристику медиасистемы Хорватии при Ф. Туджмане;
• показать (на примере изданий Feral Tribune, Danas, Slobodna Dalmacija) методы борьбы правящей партии с независимыми и либеральными изданиями;
• показать, как государственная монополия в сфере дистрибуции печатных периодических изданий повлияла на тиражи и выпуски независимых хорватских газет и журналов;
• дать характеристику новейшей системы периодической печати Хорватии;
• проанализировать современные общенациональные и региональные газеты Хорватии, их тираж, охват, контент, аудиторию, территорию распространения;
• выяснить, какие факторы оказали существенное влияние на таблоидизацию современной хорватской печатной прессы.
Объект исследования - печатные периодические издания Хорватии, а именно журналы Feral Tribune, Danas, региональные газеты Novi list, Slobodna Dalmacija, общенациональные газеты Vecernji list, Jutarnji list, 24sata в период с 1990 по 2017 г.
Предмет исследования - процесс таблоидизации медиасистемы Хорватии (1990-2017), сопровождающийся трансформацией содержательных моделей изданий.
Методология и методика. В основу работы положен сравнительно-исторический и типологический подходы: рассмотрены общие для всех постсоциалистических стран факторы трансформации медиасистем, проанализированы специфические политические, экономические, социокультурные условия становления новой медиасистемы Хорватии. В работе также используются методы содержательного анализа с целью выявления основных концептуальных особенностей таблоидных изданий, выходящих в Хорватии в настоящее время.
Новизна работы состоит в том, что автором на основании широкого круга источников комплексно и подробно исследована новейшая медиасистема Хорватии. Автор проанализировал важнейшие события, произошедшие на медиарынке Хорватии, начиная с периода постсоциалистических трансформаций. Так, например, в результате исследования автор пришел к выводу, что процесс таблоидизации хорватских газет и журналов начался ещё в 1990-х годах, то есть до прихода на рынок печатных СМИ Хорватии иностранных медиаконцернов, и продолжался на протяжении последних 27 лет.
Опорной теоретической литературой автору служили как российские, так и зарубежные источники. К российским теоретическим источникам относились следующие труды: «Средства массовой информации России» под редакцией Я. Н. Засурского, «Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики» Е. Л. Вартановой. В качестве исторического источника автору послужила книга Е. Ю. Гуськовой: «История югославского кризиса (1990-2000)».
Зарубежные теоретические источники: «Quality Press in Southeast Europe» крупного исследователя медиасистем Юго-Восточной Европы Орлина Спасова, «The People, Press, and Politics of Croatia» профессора журналистики и специалиста в области хорватских медиа Степана Маловича. Кроме того, в качестве важного теоретического источника в своей работе автор использовал книгу «Media beyond Socialism. Theory and Practice in East¬Central Europe» Славко Сплихала, крупного словенского специалиста в области массмедиа постсоциалистических стран.
Автор выдвигает гипотезу исследования, которая заключается в том, что процесс таблоидизации хорватских СМИ начался в начале 1990-х годов, когда на рынке периодической печати появился первый таблоид Slobodni tjednik. Кроме того, по мнению автора, процесс таблоидизации прессы только усилился с приходом на рынок периодической печати Хорватии иностранных медиахолдингов. Автор считает, что развлекательная политика австрийской медиакомпании Styria, которой сегодня принадлежит самый тиражируемый и коммерчески успешный таблоид 24sata, оказала существенное влияние на процесс таблоидизации хорватских газет и журналов.
Положения, выносимые на защиту:
• в период постсоциалистических трансформаций в Хорватии начинают зарождаться первые независимые издания, которые пытаются подражать «англо-саксонской модели» коммуникации и делать качественную журналистику;
• приватизация, приход к власти Ф. Туджмана и партии ХДС повлияли на установление «железного» контроля правящей партии над печатными средствами массовой информации;
• при Ф. Туджмане многие независимые газеты были нелегально приватизированы и переданы в руки государства. Яркий пример - приватизация газеты Slobodna Dalmacija;
• экономические санкции со стороны ХДС, направленные против либеральных газет и журналов, привели к банкротству и, как следствие, исчезновению многих независимых и качественных изданий. К примеру, политический еженедельник Danas;
• деятельность иностранных медиахолдингов привела к повсеместной таблоидизации и коммерциализации прессы в Хорватии;
• высококонцентрированный рынок печатных СМИ в Хорватии создает барьеры входа на рынок для новых предпринимателей в области медиа;
• дуополия медиахолдингов Styria и Hanza Media существенно сужает возможности конкуренции на рынке печатных СМИ Хорватии, либо делает конкуренцию невозможной.
Структура работы состоит из трех основных частей. Первая часть работы посвящена состоянию хорватского медиарынка в период постсоциалистических трансформаций. Вторая часть работы посвящена новейшей истории Хорватии, а именно историческим, общественно-политическим, правовым, экономическим условиям, которые повлияли на формирование нового рынка СМИ. Третья, заключительная, часть посвящена обзору современных хорватских периодических изданий, а также анализу новейшей медиасистемы Хорватии.
Система периодической печати Хорватии в настоящий момент представляет собой исключительно таблоидные издания. Все крупнейшие общенациональные (Vecernji list, Jutarnji list, 24sata) и региональные (Novi list, Slobodna Dalmacija) газеты - таблоиды или издания смешанного типа (semi-tabloids). Газета 24sata, которая появилась на рынке периодической печати Хорватии в 2005 г., на сегодняшний день считается самым
тиражируемым и читаемым таблоидом в стране.
В результате своих исследований автор пришел к выводу, что процесс таблоидизации хорватской прессы начался в начале 1990-х годов с появлением на рынке печатных периодических изданий первого хорватского таблоида Slobodni tjednik, в котором преобладала исключительно развлекательная тематика. После этого на рынке СМИ появились такие таблоиды как Globus и Nacional, которые прославились благодаря своим зачастую неправдоподобным статьям в жанре расследовательской журналистики о враждующих между собой членах различных хорватских политических группировок.
Более того, журнал Globus, основанный Нинославом Павичем, стал изданием, из которого вырос первый хорватский медиахолдинг Europa Press Holding (EPH). В 1998 году EPH выпускает газету Jutarnji list, которая становится самым читаемым и коммерчески успешным изданием на рынке печатных СМИ Хорватии. Одна из причин коммерческого успеха газеты Jutarnji list заключалась в том, что она печатала на первой полосе сенсационные и шокирующие заголовки. Принято считать, что газета Jutarnji list только ускорила процессы таблоидизации печатных СМИ в Хорватии.
Автор считает, что процесс таблоидизации периодической печати в Хорватии обусловлен не только экономическими факторами, но и политическими. Качественная журналистика в Хорватии не смогла сформироваться в частности из-за жесткого контроля средств массовой информации со стороны власти. Франьо Туджман и националистическая партия ХДС, пришедшие к власти в 1990 г., использовали медиа в качестве рупора своих политических идей.
С обретением Хорватией независимости в 1991 году, СМИ в руках новой правящей элиты стали орудием пропаганды и индоктринации населения. «Золотой век» хорватской журналистики (1989-1991) продлился недолго. С началом войны за независимость положение качественных изданий только ухудшилось. Во время войны (1991-1995) Республика Хорватия потеряла одну третью часть своего печатного рынка из-за оккупированных сербами территорий. Более того, война сильно ударила по тиражам хорватских газет и журналов. В период с 1989 по 1993 год количество проданных печатных газет в Хорватии сократилось почти в 2,5 раза!
Многие независимые газеты и журналы в Хорватии, выступавшие с открытой критикой власти, были либо незаконно приватизированы государством, как, например, газета Slobodna Dalmacija, либо обанкрочены. При Ф. Туджмане у Хорватского демократического содружества было много рычагов воздействия на оппозиционные издания в стране: законы о диффамации и клевете, контроль точек дистрибуции и распространения печатных периодических изданий, дополнительные налоги на печать и т.п. В результате за 9 лет (с 1991 по 1999 г.) рынок периодической печати Хорватии лишился практически всех качественных изданий. Исключение составил только журнал Feral Tribune, который выходил вплоть до 2008 года, но в результате финансовых проблем закрылся.
В начале 2000-х годов на рынке периодической печати Хорватии появляются иностранные инвесторы. Среди крупнейших - немецкий WAZ и австрийская Styria. Однако политика иностранных медиакомпаний, направленная больше в сторону коммерциализации медиа, привела к дальнейшей таблоидизации хорватских газет и журналов.
К сожалению, на сегодняшний день в Хорватии не существует качественных изданий. Таблоидизированная пресса носит преимущественно развлекательный характер, современные газеты отличаются слабым наличием или полным отсутствием серьезных аналитических материалов. Многие общенациональные газеты движутся в сторону развлекательной журналистики, используют «кричащие» заголовки, простой, понятный массовой аудитории язык для привлечения внимания читателей. Более того, современные хорватские таблоиды пишут преимущественно о футболе, жизни знаменитостей, шокирующих событиях и политических скандалах.
Несмотря на своё низкое качество таблоиды популярны среди хорватского населения, особенно среди молодой читательской аудитории. В 2017 г. самым востребованным новостным интернет-ресурсом в Хорватии был новостной портал Index.hr (55%). Вторым по количеству посетителей за неделю был официальный сайт таблоида 24sata - 24sata online (54%).
Таблоидизация печатной прессы Хорватии - это продолжительный процесс, обусловленный многими историческими, экономическими, политическими и социокультурными факторами. Автор считает, что популярность таблоидов в современной Хорватии также объясняется незаинтересованностью хорватского населения в серьезной и качественной национальной прессе. Возможно, у Хорватии ещё есть шанс возродить качественную периодику, однако, учитывая современное состояние высококонцентрированного рынка периодической печати в стране и массовую депрофессионализацию хорватских журналистов, качественная пресса в Хорватии появится совсем не скоро.
тиражируемым и читаемым таблоидом в стране.
В результате своих исследований автор пришел к выводу, что процесс таблоидизации хорватской прессы начался в начале 1990-х годов с появлением на рынке печатных периодических изданий первого хорватского таблоида Slobodni tjednik, в котором преобладала исключительно развлекательная тематика. После этого на рынке СМИ появились такие таблоиды как Globus и Nacional, которые прославились благодаря своим зачастую неправдоподобным статьям в жанре расследовательской журналистики о враждующих между собой членах различных хорватских политических группировок.
Более того, журнал Globus, основанный Нинославом Павичем, стал изданием, из которого вырос первый хорватский медиахолдинг Europa Press Holding (EPH). В 1998 году EPH выпускает газету Jutarnji list, которая становится самым читаемым и коммерчески успешным изданием на рынке печатных СМИ Хорватии. Одна из причин коммерческого успеха газеты Jutarnji list заключалась в том, что она печатала на первой полосе сенсационные и шокирующие заголовки. Принято считать, что газета Jutarnji list только ускорила процессы таблоидизации печатных СМИ в Хорватии.
Автор считает, что процесс таблоидизации периодической печати в Хорватии обусловлен не только экономическими факторами, но и политическими. Качественная журналистика в Хорватии не смогла сформироваться в частности из-за жесткого контроля средств массовой информации со стороны власти. Франьо Туджман и националистическая партия ХДС, пришедшие к власти в 1990 г., использовали медиа в качестве рупора своих политических идей.
С обретением Хорватией независимости в 1991 году, СМИ в руках новой правящей элиты стали орудием пропаганды и индоктринации населения. «Золотой век» хорватской журналистики (1989-1991) продлился недолго. С началом войны за независимость положение качественных изданий только ухудшилось. Во время войны (1991-1995) Республика Хорватия потеряла одну третью часть своего печатного рынка из-за оккупированных сербами территорий. Более того, война сильно ударила по тиражам хорватских газет и журналов. В период с 1989 по 1993 год количество проданных печатных газет в Хорватии сократилось почти в 2,5 раза!
Многие независимые газеты и журналы в Хорватии, выступавшие с открытой критикой власти, были либо незаконно приватизированы государством, как, например, газета Slobodna Dalmacija, либо обанкрочены. При Ф. Туджмане у Хорватского демократического содружества было много рычагов воздействия на оппозиционные издания в стране: законы о диффамации и клевете, контроль точек дистрибуции и распространения печатных периодических изданий, дополнительные налоги на печать и т.п. В результате за 9 лет (с 1991 по 1999 г.) рынок периодической печати Хорватии лишился практически всех качественных изданий. Исключение составил только журнал Feral Tribune, который выходил вплоть до 2008 года, но в результате финансовых проблем закрылся.
В начале 2000-х годов на рынке периодической печати Хорватии появляются иностранные инвесторы. Среди крупнейших - немецкий WAZ и австрийская Styria. Однако политика иностранных медиакомпаний, направленная больше в сторону коммерциализации медиа, привела к дальнейшей таблоидизации хорватских газет и журналов.
К сожалению, на сегодняшний день в Хорватии не существует качественных изданий. Таблоидизированная пресса носит преимущественно развлекательный характер, современные газеты отличаются слабым наличием или полным отсутствием серьезных аналитических материалов. Многие общенациональные газеты движутся в сторону развлекательной журналистики, используют «кричащие» заголовки, простой, понятный массовой аудитории язык для привлечения внимания читателей. Более того, современные хорватские таблоиды пишут преимущественно о футболе, жизни знаменитостей, шокирующих событиях и политических скандалах.
Несмотря на своё низкое качество таблоиды популярны среди хорватского населения, особенно среди молодой читательской аудитории. В 2017 г. самым востребованным новостным интернет-ресурсом в Хорватии был новостной портал Index.hr (55%). Вторым по количеству посетителей за неделю был официальный сайт таблоида 24sata - 24sata online (54%).
Таблоидизация печатной прессы Хорватии - это продолжительный процесс, обусловленный многими историческими, экономическими, политическими и социокультурными факторами. Автор считает, что популярность таблоидов в современной Хорватии также объясняется незаинтересованностью хорватского населения в серьезной и качественной национальной прессе. Возможно, у Хорватии ещё есть шанс возродить качественную периодику, однако, учитывая современное состояние высококонцентрированного рынка периодической печати в стране и массовую депрофессионализацию хорватских журналистов, качественная пресса в Хорватии появится совсем не скоро.



