ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ 4
1.1. Понятие финансовой политики и ее роль в системе финансового управления 4
1.2. Сущность и значение планирования и бюджетирования в финансовом менеджменте 4
1.3. Цели и задачи долгосрочной финансовой политики 4
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 4
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 4
2.2. Оценка эффективности финансового управления на предприятии 4
2.3. Методы бюджетного планирования производственных процессов 4
ГЛАВА 3. ОПТИМИЗАЗАЦИЯ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 4
3.1. Реализация планирования производственных затрат 4
3.2. Повышения эффективности планирования запасов предприятия 4
3.3. Современные система контроля исполнения бюджета 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 4
Актуальность исследования. Современная система финансовой деятельности предприятия определяет необходимость формирования долгосрочных и краткосрочных бюджетов. Посредством планирования предприятие обеспечивает стабильность финансового развития. Посредством бюджетирования формируется стратегия развития предприятия. На сегодняшний день стратегическое финансовое планирование является одной из главных черт менеджмента. Стратегическое планирование – основная функция управления, которая является процессом определения целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование можно считать важной частью управления организацией, так как без него организовать эффективную работу организации проблематично. В нынешней нестабильной экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не предвидя последствий, поэтому планирование составляет основу управления организацией. Стратегический финансовый план должен быть единым и гибким, допускающим изменения. Разработанная финансовая стратегия придает организации направленность и индивидуальность, а ее сотрудникам – четкие ориентиры в развитии. Актуальность исследования состоит в том, что финансовое управление является ключевым показателем деятельности любой организации и отражает эффективность управления на предприятии.
Бюджетирование и планирование как подход в менеджменте был выявлен в 70–80-е гг. XIX в. Проблемам стратегического планирования было посвящено немало исследований за рубежом. Огромный вклад в становление и развитие этого раздела науки внесли такие ученые, как Ф. Абраме, Р. Акофф, И. Ансофф, Дж. Куинн, К. Эндрюс, М. Портер, Г. Хемел, Г. Минцберг, К. Хофер, Г. Штейнер, А. Томпсон и др. Основополагающая мысль этой теории заключается в следующем: только постоянно совершенствуя все элементы системы, можно успешно развивать собственный бизнес в условиях конкуренции и непредсказуемых изменений во внешней и внутренней среде.
Экономическая выгода от использования стратегического планирования проявляется в наиболее эффективном использовании ресурсов организации, повышении уровня ее конкурентоспособности на рынке и создании перспектив развития организации. Стратегию можно представить как план, реализующий пути развития организации исходя из изменений внешней среды через установления целей организации, ее задач, поиска возможностей для их достижения и планирования действий на перспективу.
Объектом исследования является система построения бюджетного планирования на предприятии ПАО «Елецгидроагрегат».
Предмет исследования - методы реализации финансового планирования на предприятии.
Целью исследования является анализ организации планирования и бюджетирования на предприятии.
Для достижения цели работы были поставлены и решены следующие задачи:
изучить теоретические основы организации бюджетирования на предприятии;
определить эффективность финансового развития предприятия, проанализировать показатели финансовой отчетности;
сформировать перспективные направления совершенствования системы бюджетирования.
Информационной базой послужили материалы периодической печати, учебные материалы, открытые ресурсы сети Интернет, а также методичеп «Елецгидроагрегат».
Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его деятельности в предстоящем пе¬риоде.
Бюджетирование предприятия является одной из важнейших составляющих экономического планирования, которое в свою очередь является частью финансового менеджмента. По сути дела оно является особым видом планирования, которое основано на принципах и методах исполнения, составления, контроля, оценки и корректировки бюджетов, представленных в виде специфической формы планов. По-другому можно сказать, что бюджетирование на предприятии является планированием будущей хозяйственной деятельности организации, результаты которой оформляются при помощи системы бюджетов.
Основное его предназначение – это выработка, а также повышение обоснованности и эффективности всевозможных управленческих решений. Механизмы, которые имеет бюджетирование на предприятии, могут быть эффективны при попытках сделать рабочий процесс более эффективным, раздобыть новые ресурсы, повысить плановые показатели. Польза очевидна.
Бюджетирование на предприятии позволяет: оптимизировать прибыль и затраты; согласовать деятельность разных подразделений предприятия; выявить то, в каких ресурсах есть потребность, а от каких можно отказаться; провести анализ финансовой деятельности части предприятия или всего его целиком; укрепить дисциплину внутри предприятия. Необходимо иметь в виду, что бюджетирование на предприятии отделена от налогового, а также бухгалтерского учета. Бюджеты, как правило, создаются в рамках текущего планирования. Это означает, что важна их обусловленность стратегическими планами.
Бюджет является оперативным планом, при помощи которого можно определить соотношение финансовых потоков к какому-либо конкретному подразделению либо виду деятельности за определенный период времени. На основании его можно предугадать будущие результаты, смысл совершения тех или иных действий. Иначе говоря, бюджет можно считать количественным выражением планов, которые установлены на определенный период времени. Имеются в виду планы по: расходам и доходам; инвестициям; использованию всевозможных ресурсов; движению денежных средств; привлечению новых источников финансирования. Промежуток времени, на который разрабатывается бюджет, называется бюджетным периодом. Определяется он текущим планированием на предприятии. Горизонт планирования (его длительность) в свою очередь имеет непосредственную связь с горизонтом прогнозирования, а также зависит от нестабильности внешней стороны предприятия.
Главная задача ПАО «Елецгидроагрегат» – обеспечение своевременной поставки потребителям выпускаемой продукции высокого качества, в полном объеме и в заданные сроки. В условиях конкуренции решение этой задачи требует создания целого комплекса конкурентных преимуществ, основным из которых является гарантия надежности поставок. Основной инструмент, позволяющий обеспечить надежность поставок продукции, – непрерывная модернизация производства, техническое перевооружение, грамотная логистика, выстраивание «тянущей» системы производства, непрерывное обучение персонала. Все это создаст возможность долгосрочного планирования и обеспечит надежность поставляемой продукции.
Краткосрочные цели ПАО «Елецгидроагрегат» выстраиваются с учетом общей стратегии развития компании и направлены на достижение долгосрочных интересов.
1. Конституция РФ.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.94 № 51-ФЗ (в ред. от 29.06.2009 №58-ФЗ).
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 5.08.2000 №117-ФЗ (в ред. от 30.06.2010 №62-ФЗ).
Литература и материалы периодической печати
4. Абрамов В. Л. Мировая экономика. М. : Дашков и К, 2013 310 с.
5. Абрамова Э.В. Разработка элементов стратегической политики как метод оптимизации налогообложения // Налоговое планирование. 2014 . № 4.
6. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. М.: Маркетинг. 2012. – 364 с.
7. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. Изд. 8-е. СПб: Питер. 2014.
8. Ассель, Г. Маркетинг: принципы и стратегия./Г.Ассель; М.: ИНФРА М, 2009.-260с.
9. Бабанин В.А. Организация стратегического планирования в российских компаниях // Финансовый менеджмент. 2013. № 1.
10. Базылев Н.И., Гурко СП., Базылева М.Н. Экономическая теория. М.: ИНФРА-М, 2013. -672 с.
11. Бакаев А.С., Сотникова Л.В. Бухгалтерская отчётность организации / под. ред. Бакаева А.С., Изд-во: С-пб., Бинфа, 2015.
12. Бакеева Е. Проблемы оборонного комплекса России в условиях кризиса / Е. Бакеева // Вестник экономики. 2015 . № 2.
13. Баринов Э.А. Внешнеэкономическая деятельность. – М.: ИНФРА – М, 2009. – 192 с.
14. Бауэрсокс, Д., Клосс, Д. Логистика: интегрированная цепь поставок: учебник. – М. : Олимп-Бизнес, 2012. – 374 с.
15. Беляевский И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. М. : Финансы и статистика, 2016. 319 с.
16. Болдырева Ю. Современная стратегия развития/Ю. Болдырева // Ваш капитал. Ю. 2014 . № 5.
17. Бронникова Т. С. Маркетинг. М. : Приор, 2010. 123 с.
18. Брызгалин А.В. Методы налоговой оптимизации / А.В. Брызгалин, В.Р. Берник, В.В. Брызгалин. М.: Аналитика-Пресс, 2015.
19. Будрина Е.В. Основы транспортно-экспедиционной деятельности: учебное пособие. – СПб.: СПбГИЭУ, 2013. – 139с.
20. Бухгалтерский управленческий учет: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям. – 6е изд., испр. – Москва. – Омега – Л, 2013.
21. Вахрушина М.А. Международные стандарты финансовой отчётности: учебное пособие / М.А. Вахрушина, Л.А. Мельникова, Н.С. Пласкова; под ред. М.А. Вахрушиной. – М.: ОМЕГА-Л, 2011.
22. Введение в стратегическое управление: учебное пособие / под ред. Д.. Черника. — М.: Финансы и статистика, 2014.
23. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. - М.: Юристъ, 2016.
24. Виханский О. С. Стратегическое управление. М.: Экономистъ,2012. 292 с.
25. Волков Л.В. Дефекты в системе управления как одна из основных причин несостоятельности российского производства // ЭКО. - 2014. - № 10.
26. Воронин В. П. Мировое хозяйство и экономика стран мира. М. : Финансы и статистика, 2013. 236 с.
27. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших средних и специальных учебных заведений. – 14-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2015.
28. Гайдаенко Т. А. Маркетинговое управление: принципы управленческих решений и российская практика. М. :Эксмо : Мирбис, 2014. 488 с.
29. Гамалей Я. Грамотный консерватизм для перспектив бизнеса / Я. Гамалей // Реальный бизнес. 2013. № 5.
30. Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело: Учебник для вузов. М.Юнита-Дана, 2013. – 672 с.
31. Гребнев, А.И., Габриэлян, О.А. и др. Экономика предприятия: Учебник для вузов - М.: Экономика, 2014.
32. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. М.: Финансы и статистика, 2012. – 285 с.
33. Данилина, А. Управление сбытом продукции // Российская экономика,-2015. № 9. С.23-29.
34. Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В. Внешнеэкономическая деятельность. – Издательство: Дело, 2012. – 424 с.
35. Джонсон Д., Вуд Д., Вордлоу Д., Мерфи-мл. Современная логистика, 7-е издание: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005.
36. Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии. СПб. : Питер, 2008. 538 с.
37. Долгопятова Т. Управление в российских компаниях: роль глобализации и кризиса // Вопросы экономики. - 2013. - № 6.
38. Домнин, И. В. Ликвидация транспортных барьеров – снижение логистических издержек // Логистика сегодня. – №2. – 2016. – С. 84–87.
39. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. - М.: Финансы и статистика, 2014.
40. Козлов Д.А. Расчет налогов в оперативной деятельности предприятия // Финансовый менеджмент. 2014 . № 1.
41. Кузьмин, Г.Система управления запасами торговой фирмы /Г. Кузьмин // Вопросы экономики,2013. № 6. С.17-22.
42. Логистика: Учебник / под. Ред. Б.А. Аникина: 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2010.
43. Международные экономические отношения / Под ред. Н.Н. Ливенцева. М. : Проспект, 2009. 648 с.
44. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер.с англ.- М.: Дело, 2013.
45. Мильнер Б.З. Теория организации.- М.:ИНФРА-М, 2013.- 248 с.
46. Мировая экономика и международный бизнес / Под ред. В.В. Полякова, Р.К. Щенина. .М. : КНОРУС, 2008. 650
47. Бюджетное планирование: Учеб. Пособие / Под ред. В.С. Лукинского. – СПб.: Питер, 2014. – 176 с.
48. Ненашев Ю. Затраты предприятия //Социс, -2016. № 2. с.24-30.
49. Обучение персонала. Бизнес-пособие (ActionLearning). Серия: Менеджмент: Теория и практика менеджмента. CD-ROM, 2013 . ИД «Равновесие»
50. Панов А.И. Стратегический менеджмент: учеб. пособие для вузов / А.И. Панов, И.О. Коробейников. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2014.
51. Портер М. Конкуренция. СПб. : Вильямс, 2013. 495 с.
52. Райзберг Б.А.Курс экономики. М.:ИНФРА-М, 2014. – 244 с.
53. Сергеев И.В. Экономика предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2009.