Конституции нейтральных государств, международные правовые акты, связанные со статуса нейтралитета
|
Введение 3
Глава 1. Государственный нейтралитет: эволюция понятия 8
1.1. Предпосылки возникновения нейтралитета в международном праве 8
1.2. Развитие идей нейтралитета в международном праве (нейтралитет во время войны) 17
1.3. Сущность нейтралитета, принципы и основные подходы к понятию нейтралитета 27
Глава 2. Особенности международно-правового статуса нейтральных государств 42
2.1 Международно-правовое оформление режима нейтральных государств 42
2.2. Виды нейтралитета государств (традиционный, постоянный, позитивный) 49
2.3. Международно-правовой институт нейтралитета государств в условиях глобализации 61
ГЛАВА 3. НЕЙТРАЛИТЕТ ГОСУДАРСТВ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 67
3.1. Нейтральные государства и международное посредничество 67
3.2. Роль нейтральных государств в обеспечении международной безопасности 74
3.3.Деятельность нейтральных государств по развитию и укрепелению своего нейтрального статуса 84
Заключение 91
Список использованной литературы 93
Ссылки на электронные ресурсы 99
Глава 1. Государственный нейтралитет: эволюция понятия 8
1.1. Предпосылки возникновения нейтралитета в международном праве 8
1.2. Развитие идей нейтралитета в международном праве (нейтралитет во время войны) 17
1.3. Сущность нейтралитета, принципы и основные подходы к понятию нейтралитета 27
Глава 2. Особенности международно-правового статуса нейтральных государств 42
2.1 Международно-правовое оформление режима нейтральных государств 42
2.2. Виды нейтралитета государств (традиционный, постоянный, позитивный) 49
2.3. Международно-правовой институт нейтралитета государств в условиях глобализации 61
ГЛАВА 3. НЕЙТРАЛИТЕТ ГОСУДАРСТВ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 67
3.1. Нейтральные государства и международное посредничество 67
3.2. Роль нейтральных государств в обеспечении международной безопасности 74
3.3.Деятельность нейтральных государств по развитию и укрепелению своего нейтрального статуса 84
Заключение 91
Список использованной литературы 93
Ссылки на электронные ресурсы 99
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. На сегодняшний день мировые державы вступили в эпоху глобализации – отношения между странами перешли на новый уровень взаимодействия. В связи с влиянием процессов глобализации на государства, их взаимоотношения между собой постоянно меняются, эволюционируют. Более тесное общение государств на международной арене приводит их к необходимости принять решение о своей политике и стратегии по отношении к другим. Внешняя политика одних тяготеет к членству в крупных союзных военно-политических альянсах и объединениях, что, в какой-то степени, всегда предполагает делегирование определенных полномочий суверенного государства на наднациональный уровень. Это также является фактором вовлечения государства в политические процессы, которые могут быть далеки от его непосредственных интересов, в частности, участие в военных действиях, которые были развязаны союзниками.
В связи с обозначенными негативными последствиями поляризации и вступления в блоки, некоторые государства определяют свою внешнюю политику как нейтральную. Нейтралитет избирается такими государствами как образ бытия на международной арене, при этом не ограничивая нейтральное государство в иных, цивилизованных видах общения с другими правительствами. Исторически нейтралитет понимался исключительно в смысле – отказа от военной поддержки той или иной стороны в вооруженном конфликте. В то же время, современное понимание нейтралитета пришло к понятию постоянного нейтралитета, которое является идеальным состоянием для нейтрального государства – оно предполагает нейтральный статус как в мирное, так и в военное время.
Швейцарская Конфедерации – одно их нейтральных государств, история нейтралитета которого исчисляется с 1291 г. В связи с тем, что страна является одной из первых, кто придерживался статуса нейтрального государства, и до сих пор продолжает быть таковым, мы будет уделять Швейцарии должное внимание в настоящей работе. Швейцария является уникальным примером автономного государства, устанавливающего пример «альтернативной модели» внешней политики.
В то же время, ряд иных государств в разных регионах мира также выбрали путь нейтралитета, отдав предпочтение суверенности и самостоятельности. Во многих из них можно проследить корреляцию улучшения положения государства и его населения в зависимости от нейтральной внешней политики.
Также актуальным видится анализ позиции нейтральных государств по таким вопросам как международная безопасность, в частности, терроризм, экономические и иные санкции. Государство может следовать нейтральной политике, однако изолировать себя от иных стран не представляется возможным и допустим. В связи с необходимостью нахождения баланса для нейтральных государств по вопросу участия или воздержания от участия в определенных отношениях на международной арене, актуальность работы представляется особо значимой.
Объектом исследования является институт международного права - нейтралитет государства, в частности общественные отношения, возникающие между международными организациями, государствами, должностными лицами различных стран в связи с нейтральным статусом отдельных государств.
Предмет исследования. Предметом исследования являются Конституции нейтральных государств, международные правовые акты, связанные со статуса нейтралитета, национальное законодательство, а также научные и учебные материалы.
При написании работы были использованы следующие официальные документы: Устав Организации Объединенных Наций (далее – «ООН»), Консультативное заключение Международного суда ООН о законности применения или угрозы применения ядерного оружия от 8 июля 1996 года, Конвенция о Правах и Обязанностях Нейтральных Держав и. Лиц в Случае Морской Войны от 18 октября 1907 года, Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны от 18 октября 1907 года, Лондонская декларация 26 февраля 1909 г. о праве морской войны, Государственный договор о восстановлении независимой и демократичной Австрии, заключенный между СССР и Австрией от 15 апреля 1955 года, Женевская декларация о нейтралитете Лаоса от 23 июля 1962 г., Конституция Туркменистана, принятая Законом Туркменистана от 18 мая 1992 года № 691-ХII, с изменения от 2016 года, Союзная конституция Швейцарской Конфедерации от 18 апреля 1999 года и иные необходимые документы.
Степень научной разработанности. Анализ по проблемам настоящей работы охватил, в частности, литературу по истории государства и права нейтральных государств, отечественные и зарубежные источники, ряд монографических и диссертационных работ. Была использована справочная и энциклопедическая литература и интернет-ресурсы.
В современной российской литературе теме нейтралитета в международном праве, ее практическим и теоретическим аспектам, уделяется незначительное внимание.
Одной из ключевых работ, по мнению автора, для написания настоящей работы являются работы Ганюшкина Б.В., в частности, знаменитый труд «Нейтралитет и неприсоединение» . Следует отметить, что в последнее время были защищены диссертационные работы по рассматриваемой проблематике: Умеренко Ю.А. «Институт нейтралитета в международном праве: вопросы теории и практики» в 2011 г. и Кондаков А.В. «Постоянный нейтралитет в международном праве» в 2002 г. Также необходимо отметить вклад в научное исследование следующих авторов: Ф.Ф. Мартенса, Б.Э. Нольде, О.И. Тиунова, М. Махера, Л. Оппенгейма, У. Кекконена, И.И. Лукашука, З. Агамамедова, Ю.А. Прусакова, С.А. Егорова.
Цель и задачи настоящего исследования. Цель и задачи настоящей работы заключаются в изучении и анализе международно-правовых документов, касающихся нейтралитета, внутреннего законодательства государств, обладающих статусом нейтралитета, юридической литературы, включая различные доктрины и концепции нейтралитета, а также определении значения и роли нейтралитета в современных межгосударственных отношениях и поиске путей его дальнейшего развития. Задачами, поставленными автором, являются раскрытие понятия нейтралитета; анализ предпосылок возникновения нейтралитета как института в международном праве, а также анализ прав и обязанностей нейтрального государства, уяснение сущности и истории рассматриваемого явления и рассмотрение различных форм нейтралитета; анализ постоянного нейтралитета как высшей формы развития нейтралитета, форм его установления в международном праве, раскрытие его сущностных характеристик как правового явления; рассмотрение вопроса о развитии нейтралитета в современном мире, международно-правовой ответственности за нарушение статуса нейтралитета с целью поиска путей повышения его эффективности.
В связи с обозначенными негативными последствиями поляризации и вступления в блоки, некоторые государства определяют свою внешнюю политику как нейтральную. Нейтралитет избирается такими государствами как образ бытия на международной арене, при этом не ограничивая нейтральное государство в иных, цивилизованных видах общения с другими правительствами. Исторически нейтралитет понимался исключительно в смысле – отказа от военной поддержки той или иной стороны в вооруженном конфликте. В то же время, современное понимание нейтралитета пришло к понятию постоянного нейтралитета, которое является идеальным состоянием для нейтрального государства – оно предполагает нейтральный статус как в мирное, так и в военное время.
Швейцарская Конфедерации – одно их нейтральных государств, история нейтралитета которого исчисляется с 1291 г. В связи с тем, что страна является одной из первых, кто придерживался статуса нейтрального государства, и до сих пор продолжает быть таковым, мы будет уделять Швейцарии должное внимание в настоящей работе. Швейцария является уникальным примером автономного государства, устанавливающего пример «альтернативной модели» внешней политики.
В то же время, ряд иных государств в разных регионах мира также выбрали путь нейтралитета, отдав предпочтение суверенности и самостоятельности. Во многих из них можно проследить корреляцию улучшения положения государства и его населения в зависимости от нейтральной внешней политики.
Также актуальным видится анализ позиции нейтральных государств по таким вопросам как международная безопасность, в частности, терроризм, экономические и иные санкции. Государство может следовать нейтральной политике, однако изолировать себя от иных стран не представляется возможным и допустим. В связи с необходимостью нахождения баланса для нейтральных государств по вопросу участия или воздержания от участия в определенных отношениях на международной арене, актуальность работы представляется особо значимой.
Объектом исследования является институт международного права - нейтралитет государства, в частности общественные отношения, возникающие между международными организациями, государствами, должностными лицами различных стран в связи с нейтральным статусом отдельных государств.
Предмет исследования. Предметом исследования являются Конституции нейтральных государств, международные правовые акты, связанные со статуса нейтралитета, национальное законодательство, а также научные и учебные материалы.
При написании работы были использованы следующие официальные документы: Устав Организации Объединенных Наций (далее – «ООН»), Консультативное заключение Международного суда ООН о законности применения или угрозы применения ядерного оружия от 8 июля 1996 года, Конвенция о Правах и Обязанностях Нейтральных Держав и. Лиц в Случае Морской Войны от 18 октября 1907 года, Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны от 18 октября 1907 года, Лондонская декларация 26 февраля 1909 г. о праве морской войны, Государственный договор о восстановлении независимой и демократичной Австрии, заключенный между СССР и Австрией от 15 апреля 1955 года, Женевская декларация о нейтралитете Лаоса от 23 июля 1962 г., Конституция Туркменистана, принятая Законом Туркменистана от 18 мая 1992 года № 691-ХII, с изменения от 2016 года, Союзная конституция Швейцарской Конфедерации от 18 апреля 1999 года и иные необходимые документы.
Степень научной разработанности. Анализ по проблемам настоящей работы охватил, в частности, литературу по истории государства и права нейтральных государств, отечественные и зарубежные источники, ряд монографических и диссертационных работ. Была использована справочная и энциклопедическая литература и интернет-ресурсы.
В современной российской литературе теме нейтралитета в международном праве, ее практическим и теоретическим аспектам, уделяется незначительное внимание.
Одной из ключевых работ, по мнению автора, для написания настоящей работы являются работы Ганюшкина Б.В., в частности, знаменитый труд «Нейтралитет и неприсоединение» . Следует отметить, что в последнее время были защищены диссертационные работы по рассматриваемой проблематике: Умеренко Ю.А. «Институт нейтралитета в международном праве: вопросы теории и практики» в 2011 г. и Кондаков А.В. «Постоянный нейтралитет в международном праве» в 2002 г. Также необходимо отметить вклад в научное исследование следующих авторов: Ф.Ф. Мартенса, Б.Э. Нольде, О.И. Тиунова, М. Махера, Л. Оппенгейма, У. Кекконена, И.И. Лукашука, З. Агамамедова, Ю.А. Прусакова, С.А. Егорова.
Цель и задачи настоящего исследования. Цель и задачи настоящей работы заключаются в изучении и анализе международно-правовых документов, касающихся нейтралитета, внутреннего законодательства государств, обладающих статусом нейтралитета, юридической литературы, включая различные доктрины и концепции нейтралитета, а также определении значения и роли нейтралитета в современных межгосударственных отношениях и поиске путей его дальнейшего развития. Задачами, поставленными автором, являются раскрытие понятия нейтралитета; анализ предпосылок возникновения нейтралитета как института в международном праве, а также анализ прав и обязанностей нейтрального государства, уяснение сущности и истории рассматриваемого явления и рассмотрение различных форм нейтралитета; анализ постоянного нейтралитета как высшей формы развития нейтралитета, форм его установления в международном праве, раскрытие его сущностных характеристик как правового явления; рассмотрение вопроса о развитии нейтралитета в современном мире, международно-правовой ответственности за нарушение статуса нейтралитета с целью поиска путей повышения его эффективности.
В рамках настоящей работы автор приходит к выводу, что нейтралитет как явление в международном праве и практике государств исторически постоянно видоизменялся. На протяжении столетий нейтралитет проявлял различные новые черты и особенности. На данным момент он также не является институтом застывшим. Он изменяется в условиях глобализации и углубления международно-правового общения государств.
Наряду с развитием самого статуса нейтралитета, автор отмечает число нейтральных государств, которое постоянно увеличивается, а также увеличение важности института нейтралитета. В частности, иные государства проявляют большой интерес к статусу нейтральных государств, к актуальным проблемам нейтралитета. Различные государства придерживаются нейтралитета в различной степени. Так, тяжело сравнивать постоянный нейтралитет, который веками развивался в рамках существования Швейцарии, нейтралитет, который в какой-то степени существует уже не только во внешней политике государства, но и правосознании народа, с нейтралитетом молодого Туркменистана. «Новые» нейтральные государства прикладывают максимальные усилия для того, чтобы достичь положительных последствий установления нейтралитета, в частности, устанавливают определенные обязательства правительства в Конституциях и иных важных актах.
Отдельным интересным вопросом является отношение нейтральных государств к экономическим санкциям против определенных государств. Исходя из существующей практики, нам представляется, что нейтральное государство должно воздерживаться от присоединения к каким-либо санкциям, за исключением ответных и соразмерных санкций. На примере политики Швейцарии, мы увидели, что государство может занять полный нейтралитет, в частности, в вопросах санкций, введенных таким близким партнером Швейцарии, как Европейский Союз. При этом как итог такого нейтралитета стоит указать стабильное расширение отношений Швейцарии как с Европейским Союзом, как и с государствами, против которых вводятся санкции. Здесь мы отмечаем, что нейтралитет в определенной степени экономически выгоден государству.
Нейтральные государств, воздерживаясь от участия в вооруженных конфликтах, в то же время принимают в них непосредственное и активной участие – на дипломатическом фронте. Нейтральность и нахождение между воюющими силами позволяет нейтральным государствам осуществлять добрые дела, в частности, оказывать услуги по ведению переговоров и медиации.
Как вывод хотели бы отметить, что нейтралитет не ограничивает государства. Они берут на себя обязательства определенным образом не влиять на конфликты. Однако во всех иных отношениях, в частности, по поддержании международной безопасности и борьбы с «общими врагами», нейтральные государства принимают самое активное участие. Таким образом, нам представляется, что нейтралитет в современных реалиях является благом.
Наряду с развитием самого статуса нейтралитета, автор отмечает число нейтральных государств, которое постоянно увеличивается, а также увеличение важности института нейтралитета. В частности, иные государства проявляют большой интерес к статусу нейтральных государств, к актуальным проблемам нейтралитета. Различные государства придерживаются нейтралитета в различной степени. Так, тяжело сравнивать постоянный нейтралитет, который веками развивался в рамках существования Швейцарии, нейтралитет, который в какой-то степени существует уже не только во внешней политике государства, но и правосознании народа, с нейтралитетом молодого Туркменистана. «Новые» нейтральные государства прикладывают максимальные усилия для того, чтобы достичь положительных последствий установления нейтралитета, в частности, устанавливают определенные обязательства правительства в Конституциях и иных важных актах.
Отдельным интересным вопросом является отношение нейтральных государств к экономическим санкциям против определенных государств. Исходя из существующей практики, нам представляется, что нейтральное государство должно воздерживаться от присоединения к каким-либо санкциям, за исключением ответных и соразмерных санкций. На примере политики Швейцарии, мы увидели, что государство может занять полный нейтралитет, в частности, в вопросах санкций, введенных таким близким партнером Швейцарии, как Европейский Союз. При этом как итог такого нейтралитета стоит указать стабильное расширение отношений Швейцарии как с Европейским Союзом, как и с государствами, против которых вводятся санкции. Здесь мы отмечаем, что нейтралитет в определенной степени экономически выгоден государству.
Нейтральные государств, воздерживаясь от участия в вооруженных конфликтах, в то же время принимают в них непосредственное и активной участие – на дипломатическом фронте. Нейтральность и нахождение между воюющими силами позволяет нейтральным государствам осуществлять добрые дела, в частности, оказывать услуги по ведению переговоров и медиации.
Как вывод хотели бы отметить, что нейтралитет не ограничивает государства. Они берут на себя обязательства определенным образом не влиять на конфликты. Однако во всех иных отношениях, в частности, по поддержании международной безопасности и борьбы с «общими врагами», нейтральные государства принимают самое активное участие. Таким образом, нам представляется, что нейтралитет в современных реалиях является благом.
Подобные работы
- ИНСТИТУТ НЕЙТРАЛИТЕТА В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
Дипломные работы, ВКР, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2016 - МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС НЕКОМБАТАНТОВ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВИЛ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ТУРКМЕНИИ: ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ
Диссертация , юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 770 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИСТИТУТОВ В ШВЕЙЦАРИИ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2016 - Международные отношение Туркменистана с РФ и с КНР в 2000-х годах.
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5760 р. Год сдачи: 2017 - ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ТУРКМЕНИСТАНА
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РОССИЙСКИЙ ФАКТОР В ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ СЕРБИИ
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - ОБЩИНЫ «СВИДЕТЕЛЕЙ ИЕГОВЫ» В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022



