ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Графомоторные навыки в аспекте готовности к овладению
письмом 7
1.2. Особенности графомоторных навыков у дошкольников с
общим недоразвитием речи 13
1.3. Методические аспекты формирования графомоторных
навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи 20
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 29
2.1. Изучение состояния графомоторных навыков у
дошкольников с общим недоразвитием речи 29
2.2. Методические рекомендации по формированию
графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящее время увеличилось количество детей с нарушениями речи, поступающих в общеобразовательные школы, что влечет за собой большие трудности, связанные с освоением детьми общеобразовательной программы.
Среди причин трудностей письма у учащихся первого класса школы, наиболее распространенными указываются неправильные приемы письма как следствие несформированности графомоторных навыков в дошкольном возрасте (М.М. Безруких, Е.В. Гурьянов, В.А. Илюхина, А.Н. Корнев). Поэтому одним из значительных аспектов развития дошкольника в период его подготовки к школе является развитие графомоторных навыков.
Изучением графомоторных навыков занимались Н.Н. Волоскова, Б.Ф. Ломов, О.А. Карабанова, Т.С. Комарова, Г.Г. Мисаренко, М.Г. Храковская.
Процесс формирование графомоторных навыков физиологически и психологически сложен. Это обусловлено тем, что в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга, органы слуха, зрения, мышцы тела. Различные аспекты этой проблемы находят освещение в работах М.М. Безруких, Г.А. Каше, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Е.Н. Российской, О.А. Токаревой, Р.Д. Тригер, Г.В. Чиркиной, М.Е. Хватцева и др.
У дошкольников с общим недоразвитием речи, в силу особенностей когнитивного развития, формирование графомоторных навыков затруднено. Это связано с низким уровнем развития мелкой моторики, плохой координацией движений, недостаточностью пространственно-временной ориентировки и самоконтроля. Что определяет необходимость проведения коррекционно-педагогической работы по формированию графомоторных навыков дошкольников с общим недоразвитием речи.
Проблема изучения предпосылок формирования графомоторных навыков дошкольников с общим недоразвитием речи отражена в исследованиях А.П. Вороновой, Т.Н. Гирилюк, Г.Н. Градовой, Ж.И. Котюровой, Е.В. Лукасевич, Е.Л. Малиовановой, И.В. Старковой, Т.Б. Филичевой, Г.Ф. Чиркиной и др.
В то же время практика демонстрирует, что не все выпускники групп компенсирующей направленности для детей с ТНР в школе, осваивая начальный уровень образования, имеют сформированные в достаточной мере графомоторные навыки и их предпосылки, что приводит к трудностям овладения навыком письма, проявляющиеся в несоразмерности и колебаниях наклона написания букв, макро- и микрографии, оптических и кинетических ошибках и др.
В связи с указанным выше тему нашего исследования «Формирование графомоторных навыков старших дошкольников с общим недоразвитием речи» можно считать актуальной.
Проблема исследования: совершенствование коррекционно-педагогической работы по формированию графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определить направления и содержание коррекционно-педагогической работы по формированию графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: особенности графомоторных навыков.
Предмет исследования: направления и содержание коррекционно-педагогической работы по формированию графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: коррекционно-педагогическая работа по
формированиюграфомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи будет эффективной при соблюдении следующих условий:
- коррекционно-педагогическая работа должна быть направлена как на формирование графомоторных навыков, так и их предпосылок;
- учет особенностей психического развития детей с общим недоразвитием речи;
- реализация комплексного подхода, предполагающего включение в коррекционно-развивающую работу по формированиюграфомоторных навыков как учителя-логопеда, так воспитателей и родителей;
- использование игр и упражнений, отобранных с учетом основных направлений работы над графомоторными навыками и изучаемыми в соответствии с календарно-тематическим планированием лексическими темами.
Исходя из проблемы, цели, объекта, предмета исследования были определены задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы теоретически обосновать проблему развития графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Изучить состояние графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по формированию графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: труды Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, Л.С. Цветковой о структуре процесса письма и предпосылках его формирования; исследования М.М. Безруких, С.Е. Гавриной, Е.В. Гурьянова, С.П. Ефимовой, Е.В. Новиковой, Н.В. Новоторцевой по изучению процесса образования систем связей между зрительным, слуховым и двигательным анализаторами; исследования в области изучения
графомоторных навыков дошкольников с общим недоразвитием речи А.П. Вороновой, Т.Н. Гирилюк, Г.Н. Градовой, Ж.И. Котюровой, Е.В. Лукасевич, Е.Л. Малиовановой, И.В. Старковой, Т.Б. Филичевой, Г.Ф. Чиркиной и др.; методический аспект формирования графомоторных навыков дошкольников с ОНР рассматривали Е.С. Бочкова, Т.Н. Гирилюк, Г.Н. Градова, Е.В. Лукасевич, И.Е. Подгорнова, В.А. Румянцева, И.В. Старкова, Н.В. Шайдурова и др.
Исходя из целей и задач исследования, нами использовались следующие методы: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические: анализ продуктов деятельности детей; количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: ООО «Счастливо детство» г. Санкт-Петербург, проспект Славы, д. 55.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Теоретическое обоснование проблемы развития графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи позволило нам сделать следующие выводы:
- к первому уровню предпосылок готовности овладению письмом относится функциональная состоятельность анализаторных систем мозга, их готовность к взаимодействию в сложном процессе восприятия, соотнесения и перекодирования сенсорной информации из одной модальности в другую. Ко второму уровню предпосылок относится психологическая готовность ребенка к обучению и произвольному овладению сложным навыком письма;
- графо-моторные навыки являются конечным эффекторным звеном в цепочке операций, составляющих письмо;
- графомоторные навыки представляет собой определенное
положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет;
- графомоторные навыки обусловлены развитием зрительно¬моторной координации, оптико-пространственной ориентации и зрительного гнозиса, тонкой дифференцированной моторики кистей и пальцев рук, межполушарным взаимодействием;
- результаты исследований показывают, что у детей, имеющих ОНР,
отмечаются специфические особенности формирования графомоторных навыков: недоразвитие кинестетического и динамического праксиса;
недостаточная регуляция мышечного тонуса; низкий уровень развития координации движений руки; нарушение зрительно-пространственной ориентировки; трудности ориентировки на листе бумаги и др.;
- анализ современных исследований показал, что формирование графомоторных навыков дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется по следующим направлениям: развитие мелкой моторики и координации движений руки, ориентировки на листе бумаги и совершенствование графических навыков, развитие мышления, памяти, внимания и зрительного восприятия, подготовка руки к письму и др. Формированию графомоторных навыков дошкольников с ОНР способствует применение тетрадей-прописей, лепки, рисования, графического диктанта, пальчиковых прописей, игр, экспериментирования, различных образовательных ситуаций, конструирования и т.д.
Исходя из результатов теоретического анализа проблемы развития графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи, проведенного в первой главе, выделили следующие направления диагностики: изучение зрительного гнозиса (методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Р.С. Немов)), изучение оптико-пространственной ориентации (диагностические задания, разработанные Т.А. Мусейибовой), изучение зрительно-моторной координации (методики «Узоры» и «Линии» (по В. Мытацину)), изучение тонкой дифференцированной моторики кистей и пальцев рук (методика «Дорожки» (по Л.А. Венгеру)).
Проведенное исследование показало, что для 50% дошкольников с ОНР характерным был средний уровень развития зрительного гнозиса, для 40% - низкий уровень и у 10% детей отмечен очень низкий уровень. У дошкольников без речевых нарушений были отмечены такие результаты: очень высокий уровень составил 10%, у 50% детей отмечался высокий уровень, для 40% - характерен средний уровень развития зрительного восприятия; уровень развития оптико-пространственной ориентации: в экспериментальной группе низкий уровень составлял 70%, средний - 30%. Исследование в контрольной группе выявило, что у 50% детей отмечался средний уровень, у другой половины - высокий уровень (50%); для 30% детей характерным был средний уровень развития зрительно-моторной координации, для 70% - низкий уровень. У 60% дошкольников контрольной группы отмечался средний уровень, у 40% - высокий уровень; у 10% дошкольников с ОНР отмечен средний уровень развития мелкой моторики, для 90% характерен низкий уровень. У 30% детей без нарушений речи отмечался высокий уровень, средний уровень составил 70%.
В результате исследования отметили особенности графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи: неумение держать карандаша, слишком слабый или, напротив, чрезмерный нажим карандаша на бумагу; изображение неровной, дрожащей линии, многократное проведение по одному и тому же месту рисунка; затруднения в продолжении узора по образцу; неумение двигаться в заданном направлении, определять местоположение предметов относительно себя, различать пространственные направления от себя; затруднения в поиске и названии всех предметов, наложенных друг на друга.
Коррекционно-педагогическая работа по формированию графомоторных навыков дошкольников с общим недоразвитием речи представлена следующими направлениями: формирование зрительного гнозиса, формирование оптико-пространственной ориентации, формирование зрительно-моторной координации, формирование кинестетического, динамического, конструктивного праксиса, формирование графомоторных навыков. Нами определен ряд методических приемов, используемых для каждого из выделенных направлений.
Таким образом, поставленные перед нами задачи исследования решены, предложенные рекомендации повысят эффективность коррекционной работы по формированию графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
1. Астахова Т.В. Формирование графо-моторных навыков у младших школьников. - М.: Владом, 2014. - 123 с.
2. Ахутина Т.В. Нарушения письма: диагностика и коррекция //Актуальные проблемы логопедии /отв. ред. М.Г. Храковская. - Спб.: Акционер и К, 2004. -225 с.
3. Безруких М.М. Как научить ребенка писать красиво / М.М. Безруких. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 160с.
4. Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/901894/
5. Бочкова Е.С., Подгорнова И.Е. Современный подход развития
графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи //Детство как антропологический,
культурологический, психолого-педагогический феномен: Материалы III Международной научной конференции. В рамках проекта «А.З.Б.У.К.А. детства». - 2017. - С.87-89.
6. Вагина О.Н., Смирнова Т.Н. Программа «Развитие графомоторных навыков у леворуких детей» [Электронный ресурс]. URL: http://logostat.rU/images/file/3.razvitie_grafomotornyh_navykov_levorukih.pdf
7. Вассерман Н.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики / Н.И. Вассерман. - СПб.: Стройлеспечать, 2007. - 304 с.
8. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. - М.: Книголюб, 2004. - 104 с.
9. Воронова А.П. Состояние психических функций и процессов у детей с общим недоразвитием речи // Методы изучения и преодоления речевых
расстройств: Межвуз. сб. науч. Тр. [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http: //superinf.ru/view_article. php?id= 167
10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / под ред. А. М. Матюшкина [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //pedlib .ru/Books/1/0175/1_0175-1. shtml
11. Гаврина С.Е. Письмо. Проверяем готовность к школе. ФГОС. - М., 2017.
- 96 с.
12. Гантимурова О.П., Павалаки И.Ф. Развитие оптико-пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи //А.Р. Лурия и психология XXI века. Вторая международная конференция. - М.: МГУ, 2002. - С. 32-33.
13. Гирилюк Т.Н., Старкова И.В. Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня // Альманах научно-исследовательских работ студентов и молодых ученых /под ред. О.Р. Ворошниной, Ю.М. Хохряковой. - Пермь, 2016. - C. 228-231.
14. Градова Г.Н. Формирование пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи: дис. ... канд. пед. наук. - Спб, 2010. - 233 с.
15. Гурьянов Е.В. Психологические основы упражнений при обучении письму [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ ru/record/01005786006
16. Коротковских Т.В. Экспериментальная работа по изучению готовности старших дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению грамоте // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2016.
- № 64. - С.50-57.
17. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Коррекция дизорфографии у учащихся
5-6 классов: Методические рекомендации и упражнения. - М.:
Школьная Пресса, 2003. - 64 с.
18.Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология / Б.В. Зейгарник /Под ред. М.Р. Гинзбурга. - М.: Институт практической психологии1998. - 352 с
19. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5¬7 лет. Часть 1Пособие для логопеда. - В 2-х частях. - М.: Владос, 2005. - 112 с.
20. Котюрова Ж.И. Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи средствами песочной терапии //Наука сегодня: глобальные вызовы и механизмы развития
материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. Научный центр «Диспут». - 2017 - С. 52-55.
21. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка
дошкольного возраста: Сб. ст. /Под ред. Леонтьева А.Н. и Запорожца А.В [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://pedlib.ru/Books/6/0112/6_0112-112.shtml
22. Лукасевич Е.В. Методические средства развития у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи графомоторных навыков на логопедических занятиях//Актуальные вопросы в науке и практике Сборник статей по материалам II международной научно-практической конференции. -2017. - С.165-170.
23. Лукасевич Е.В. Состояние графомоторных навыков старших
дошкольников с общим недоразвитием речи // Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы: Сборник статей международной научно-практической конференции. В 6- ти частях. -2016. - С.87-92.
24. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма // Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. - М.: Академия, 2002. - 142 с.
25. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейрофизиологическое исследование. - М.: Академия, 2002. - 346 с.
26. Малиованова Е.Л. Формирование грамматических конструкций,
отражающих пространственные отношения у дошкольников с общим недоразвитием речи: дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2009. - 202 с.
27. Мусейибова Т.А. Генезис отражения пространства и пространственных ориентаций у детей дошкольного возраста // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI. - Спб.: АРК, 1994 - С. 108-112.
28. Немов Р.С. Психология. - 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2003. -456 с.
29. Петров А.В. Игротека «Ловкие ручки» обучает и воспитывает:
Методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - 44 с.
30. Российская Е.Н. О некоторых приемах формирования готовности к овладению самостоятельной письменной речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи // Дефектология. - 2000. - №2. - С. 74-82.
31. Румянцева В.А. Развитие графомоторных навыков у детей с
ограниченными возможностями здоровья // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: проблемы гетерогенных групп и инклюзивного образования. - 2014. - С. 209-211.
32. Русецкая М.Н., Чиркина Г.В. Визуальных тренажер. - М.: Аркти, 2007. - 72 с.
33. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 2011. - 282 с.
34. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. - М.: АСТ, 2014. - 154 с.
35. Соколова Е.Н. Развитие навыков письма у учащихся начальных классов при разных методических приемах обучения письму: Автореферат дис. ... канд. пед.наук [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //search.rsl .ru/ru/record/01008431488
36. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1Z0146/1- 0146-1.shtml
37. Формирование графомоторного навыка у детей с умеренной умственной
отсталостью: методич. рекомендации / сост. Л.М.Лапшина, В.А.
Левченко. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. - 50 с.
38. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения. Нарушение и восстановление. - М.: Юристъ. 1997. - 256 с.
39. Шайдурова Н.В. Использование «Пальчиковых прописей» в подготовке руки ребёнка к письму//Начальная школа плюс: До и после. - 2012. - № 5.
- С.81-86.