ВЛИЯНИЕ МОДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ (НА МАТЕРИАЛАХ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
|
Введение 3
1 Мода как социальный феномен 8
1.1 Подходы к изучению моды как социального феномена 8
1.2 Структура и функции моды как социального института современного
общества 18
2 Особенности влияния моды на формирование потребительского поведения
молодежи 28
2.1 Потребительское поведение молодежи: сущность и структура 28
2.2 Изучение влияния моды на формирование потребительского поведения
молодежи (на примере молодежи г. Владивостока) 37
Рекомендации 62
Заключение 65
Список литературы 67
Приложение А 73
1 Программа социологического исследования 73
1.1 Методологический раздел 73
1.2 Методический раздел 84
2 Инструментарий
1 Мода как социальный феномен 8
1.1 Подходы к изучению моды как социального феномена 8
1.2 Структура и функции моды как социального института современного
общества 18
2 Особенности влияния моды на формирование потребительского поведения
молодежи 28
2.1 Потребительское поведение молодежи: сущность и структура 28
2.2 Изучение влияния моды на формирование потребительского поведения
молодежи (на примере молодежи г. Владивостока) 37
Рекомендации 62
Заключение 65
Список литературы 67
Приложение А 73
1 Программа социологического исследования 73
1.1 Методологический раздел 73
1.2 Методический раздел 84
2 Инструментарий
Мода - социокультурное явление, которое существует уже очень давно. Но по мере развития человеческого общества, усложняется и ее содержание, она получает все больше проявлений (стиль одежды, способы общения между людьми, каналы получения информации, особенности проведения досуга, профессия и т.д.). Поведение людей подвержено влиянию моды, особенно она играет важную роль в мире, в котором распространены материальные ценности, а потребление становится едва ли не образом жизни.
Многие исследователи моды давали ее толкование исходя из того, что мода связана с правилами массового поведения. Можно предложить несколько подобных определений понятия «мода»:
а) мода — это особый способ, образ, мера обработки социальной информации (определение психолога Л. Петрова).
б) мода - это тип реагирования, свойственный значительному количеству людей, который проявляется как периодическая смена объектов выбора, как новый образ мышления или действия (определение социального психолога Э. Богардуса).
в) мода наряду с обычаем и социальными институтами (правом) является формой социальной регуляции поведения. Мода — специфическая регуляция, обусловливающая периодическую смену и циклический характер развития образцов массового поведения (определение социолога А. Гофмана).
В современном мире мода оказывает существенное влияние на образ жизни, поведение, мышление и ценности индивида. Но, мода, становясь социально значимым фактором, проявляется еще и в экономической сфере. Очевидно, что мода - это всегда потребление. А потребление в современном обществе выходит за рамки простой необходимости. То есть люди часто ориентируются при выборе не на то, что им действительно нужно, а на распространенное общественное мнение, или даже мнение узких социальных групп.
Потребительское поведение с одной стороны, дает человеку огромные возможности, а с другой, является причиной появления чувства неуверенности, неудовлетворенности. Покупка тех или иных популярных товаров и услуг может даже стать плохо контролируемой потребностью, привести к психологической зависимости. И такое поведение в современном мире поощряется и часто даже специально формируется, так как сегодня в мире экономика играет одну из важнейших ролей, большая часть развитых стран существуют в условиях рыночной экономики, а стимулирование потребления приводит к развитию экономического сектора.
Мода является одним из способов заставить людей решиться на покупку того или иного товара. Причем не однажды, а постоянно, так как мода быстро меняется. Вещи, которые продолжают выполнять свою функцию, но становятся менее актуальными, ориентирующиеся на моду люди меняют на другие. Особенно сильно такому влиянию моды подвержена молодежь.
Именно молодежь менее устойчива к воздействию рекламы и влиянию окружения, у ее представителей еще не до конца сформирована система ценностей, определяющих поведение. Стремление продемонстрировать сверстникам свою успешность, принадлежность определенной социальной группе, более высокое место в социальной структуре, склонность к новшествам, интерес к «новинкам», активные коммуникации - все это делает молодых людей значимыми потребителями, покупателями товаров и услуг, в которых они на самом не очень нуждаются.
Актуальность выбранной для дипломной работы темы обусловлена, во - первых, необходимостью получения новых знаний о подверженности молодежи потребительского поведения под влиянием моды и о особенностях изменения этого поведения под ее воздействием. Так как молодежь является, с одной стороны, потенциалом развития общества в целом, также, носителем ценностей, которые будут переданы следующим поколениям, с другой же стороны - группой, влияющей на состояние экономики страны.
Во - вторых, актуальность данной работы обусловлена недостаточной разработанностью в социологической теории роли моды на формирование потребительского поведения молодежи.
Степень научной разработанности. Проблема моды и современного потребления в обществе рассматривалась в работах Ю. Л. Афанасьева «Влияние референтных групп на потребительское поведение студенческой молодежи: гендерный аспект» , Ж. Бодрийяр «Общество потребления. Его мифы и структуры», С. Л. Ластовский «Потребительство в обществе», А. Б. Гофман «Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения», Г. Зиммель «Психология моды», В. Т. Лисовский «Социология молодежи», А. О. Сороколетова «Мода как фактор потребительского поведения молодежи» и др.
Несмотря на достаточно большую изученность данной проблематики, роль моды, как эффективного инструмента воздействия на формирование потребительского поведения молодежи, мало изучена.
Объект исследования: потребительское поведение молодежи России.
Предмет исследования: формирование потребительского поведения молодежи под влиянием моды.
Цель исследования: выявить особенности влияния моды на потребительское поведение молодежи России.
Задачи исследования:
а) изучить теоретические подходы к анализу моды как социального феномена;
б) выявить структуру и функции моды, как социального института современного общества;
в) раскрыть сущность и структуру потребительского поведения молодежи;
г) изучить влияние моды на формирование потребительского поведения молодежи (на примере молодежи г. Владивостока).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно способствует раскрытию особенностей формирования потребительского поведение молодежи под влиянием моды, их предпочтений относительно модных вещей и услуг в возрасте от 16 до 30 лет.
Практическая значимость исследования заключается в предложении рекомендаций, которые помогут избежать негативных последствий влияния моды на формирование потребительского поведения молодежи.
В ходе написания дипломной работы была выдвинута следующая гипотеза: потребительское поведение современной российской молодежи формируется в значительной степени под влиянием модных тенденций, воспринимаемых через информацию в социальных сетях и интернет - ресурсах.
Теоретические методы исследования: историко-логический, анализ, обобщение, индукция.
Эмпирические методы исследования: социологический опрос методом анкетирования.
Структура работы: дипломная работа включает в себя введение, две главы (каждая из которых состоит из двух параграфов), рекомендации, заключение, приложение (инструментарий исследования, таблицы распределений), список литературы.
Многие исследователи моды давали ее толкование исходя из того, что мода связана с правилами массового поведения. Можно предложить несколько подобных определений понятия «мода»:
а) мода — это особый способ, образ, мера обработки социальной информации (определение психолога Л. Петрова).
б) мода - это тип реагирования, свойственный значительному количеству людей, который проявляется как периодическая смена объектов выбора, как новый образ мышления или действия (определение социального психолога Э. Богардуса).
в) мода наряду с обычаем и социальными институтами (правом) является формой социальной регуляции поведения. Мода — специфическая регуляция, обусловливающая периодическую смену и циклический характер развития образцов массового поведения (определение социолога А. Гофмана).
В современном мире мода оказывает существенное влияние на образ жизни, поведение, мышление и ценности индивида. Но, мода, становясь социально значимым фактором, проявляется еще и в экономической сфере. Очевидно, что мода - это всегда потребление. А потребление в современном обществе выходит за рамки простой необходимости. То есть люди часто ориентируются при выборе не на то, что им действительно нужно, а на распространенное общественное мнение, или даже мнение узких социальных групп.
Потребительское поведение с одной стороны, дает человеку огромные возможности, а с другой, является причиной появления чувства неуверенности, неудовлетворенности. Покупка тех или иных популярных товаров и услуг может даже стать плохо контролируемой потребностью, привести к психологической зависимости. И такое поведение в современном мире поощряется и часто даже специально формируется, так как сегодня в мире экономика играет одну из важнейших ролей, большая часть развитых стран существуют в условиях рыночной экономики, а стимулирование потребления приводит к развитию экономического сектора.
Мода является одним из способов заставить людей решиться на покупку того или иного товара. Причем не однажды, а постоянно, так как мода быстро меняется. Вещи, которые продолжают выполнять свою функцию, но становятся менее актуальными, ориентирующиеся на моду люди меняют на другие. Особенно сильно такому влиянию моды подвержена молодежь.
Именно молодежь менее устойчива к воздействию рекламы и влиянию окружения, у ее представителей еще не до конца сформирована система ценностей, определяющих поведение. Стремление продемонстрировать сверстникам свою успешность, принадлежность определенной социальной группе, более высокое место в социальной структуре, склонность к новшествам, интерес к «новинкам», активные коммуникации - все это делает молодых людей значимыми потребителями, покупателями товаров и услуг, в которых они на самом не очень нуждаются.
Актуальность выбранной для дипломной работы темы обусловлена, во - первых, необходимостью получения новых знаний о подверженности молодежи потребительского поведения под влиянием моды и о особенностях изменения этого поведения под ее воздействием. Так как молодежь является, с одной стороны, потенциалом развития общества в целом, также, носителем ценностей, которые будут переданы следующим поколениям, с другой же стороны - группой, влияющей на состояние экономики страны.
Во - вторых, актуальность данной работы обусловлена недостаточной разработанностью в социологической теории роли моды на формирование потребительского поведения молодежи.
Степень научной разработанности. Проблема моды и современного потребления в обществе рассматривалась в работах Ю. Л. Афанасьева «Влияние референтных групп на потребительское поведение студенческой молодежи: гендерный аспект» , Ж. Бодрийяр «Общество потребления. Его мифы и структуры», С. Л. Ластовский «Потребительство в обществе», А. Б. Гофман «Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения», Г. Зиммель «Психология моды», В. Т. Лисовский «Социология молодежи», А. О. Сороколетова «Мода как фактор потребительского поведения молодежи» и др.
Несмотря на достаточно большую изученность данной проблематики, роль моды, как эффективного инструмента воздействия на формирование потребительского поведения молодежи, мало изучена.
Объект исследования: потребительское поведение молодежи России.
Предмет исследования: формирование потребительского поведения молодежи под влиянием моды.
Цель исследования: выявить особенности влияния моды на потребительское поведение молодежи России.
Задачи исследования:
а) изучить теоретические подходы к анализу моды как социального феномена;
б) выявить структуру и функции моды, как социального института современного общества;
в) раскрыть сущность и структуру потребительского поведения молодежи;
г) изучить влияние моды на формирование потребительского поведения молодежи (на примере молодежи г. Владивостока).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно способствует раскрытию особенностей формирования потребительского поведение молодежи под влиянием моды, их предпочтений относительно модных вещей и услуг в возрасте от 16 до 30 лет.
Практическая значимость исследования заключается в предложении рекомендаций, которые помогут избежать негативных последствий влияния моды на формирование потребительского поведения молодежи.
В ходе написания дипломной работы была выдвинута следующая гипотеза: потребительское поведение современной российской молодежи формируется в значительной степени под влиянием модных тенденций, воспринимаемых через информацию в социальных сетях и интернет - ресурсах.
Теоретические методы исследования: историко-логический, анализ, обобщение, индукция.
Эмпирические методы исследования: социологический опрос методом анкетирования.
Структура работы: дипломная работа включает в себя введение, две главы (каждая из которых состоит из двух параграфов), рекомендации, заключение, приложение (инструментарий исследования, таблицы распределений), список литературы.
В выпускной квалификационной работе был проведен социологический анализ потребительского поведения молодежи под влиянием моды: изучены теоретические подходы к анализу моды как социального феномена; выявлена структура и функции моды, как социального института современного общества; раскрыта сущность и структура потребительского поведения молодежи; проведено социологическое исследование на тему «Влияние моды на потребительское поведение молодежи»; произведен анализ полученных данных; сделаны выводы и предложены рекомендации, которые помогут избежать негативных последствий влияния моды на формирование потребительского поведения молодежи.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
В данной работе рассмотрены основные теоретические подходы к анализу моды как социального феномена. В качестве основных выбраны следующие: концепция демонстративного потребления, концепция подражания, а также элементы теории моды А. Б. Гофмана. Эти подходы, как было показано выше, больше всего отражают поведение молодежи.
Также, в работе был определен основной термин, используемый в исследовании и среди всех рассмотренных определений, было выбрано то, которое предложил социолог Э. Богардус.
Для того чтобы затем изучить влияние моды на поведение молодежи, были описаны свойства этого явления, такие как социальность; динамичность; изменчивость; влияние на сознание и поведение людей; символичность; демонстративность; универсальность; игровой характер; массовость.
Мода является социальным институтом, это значит, что она выполняет важные функции в обществе и имеет свою специфическую структуру. В результате чего, было установлено, что основными структурными элементами ее модные стандарты, значения (внутренние или атрибутивные, и внешние или денотативные), поведение участников моды и модные объекты. А в качестве
функций для исследования больше всего важны функции демонстрации собственного Я, внешней и поддельной идентификации людей, инновационная, коммуникативная, социализации, структурирования процесса потребления. Они заметнее всего проявляются именно в молодежной среде, поэтому им уделено в исследовании больше внимания.
Также, на основе изучения разных научных источников были даны определения основным необходимым для исследования понятиям: молодежь, потребление, потребитель, потребительство и потребительское поведение. Это позволило выявить взаимосвязь основных терминов, связанных с потреблением в современном обществе. Например, показано, какие риски несет потребительское поведение, переходящее в потребительство, и почему это актуально в отношении молодежи.
Была описана структура потребительского поведения и указаны основные его элементы: потребности и мотивы, влияющие факторы, поиск информации, сама покупка, степень удовлетворенности покупкой. Эти элементы описывались относительно конкретной возрастной группы - молодежи.
Выявленные элементы дальше были использованы при разработке инструментария для проведения эмпирического исследования.
Исследование влияния моды на формирование потребительского поведения молодежи проводилось в г. Владивостоке с 5 мая по 15 мая 2018 года. Выборка исследования составила 150 человек (молодежь в возрасте от 16 до 30 лет). В результате анализа полученных данных, часть гипотез исследования подтвердились, часть нет.
Далее были сформулированы рекомендации, которые помогут избежать негативных последствий влияния моды на формирование потребительского поведения молодежи.
В завершении, следует отметить, что изучение влияния моды на молодежь и, в частности, на потребительское поведение молодежи, необходимо продолжать.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
В данной работе рассмотрены основные теоретические подходы к анализу моды как социального феномена. В качестве основных выбраны следующие: концепция демонстративного потребления, концепция подражания, а также элементы теории моды А. Б. Гофмана. Эти подходы, как было показано выше, больше всего отражают поведение молодежи.
Также, в работе был определен основной термин, используемый в исследовании и среди всех рассмотренных определений, было выбрано то, которое предложил социолог Э. Богардус.
Для того чтобы затем изучить влияние моды на поведение молодежи, были описаны свойства этого явления, такие как социальность; динамичность; изменчивость; влияние на сознание и поведение людей; символичность; демонстративность; универсальность; игровой характер; массовость.
Мода является социальным институтом, это значит, что она выполняет важные функции в обществе и имеет свою специфическую структуру. В результате чего, было установлено, что основными структурными элементами ее модные стандарты, значения (внутренние или атрибутивные, и внешние или денотативные), поведение участников моды и модные объекты. А в качестве
функций для исследования больше всего важны функции демонстрации собственного Я, внешней и поддельной идентификации людей, инновационная, коммуникативная, социализации, структурирования процесса потребления. Они заметнее всего проявляются именно в молодежной среде, поэтому им уделено в исследовании больше внимания.
Также, на основе изучения разных научных источников были даны определения основным необходимым для исследования понятиям: молодежь, потребление, потребитель, потребительство и потребительское поведение. Это позволило выявить взаимосвязь основных терминов, связанных с потреблением в современном обществе. Например, показано, какие риски несет потребительское поведение, переходящее в потребительство, и почему это актуально в отношении молодежи.
Была описана структура потребительского поведения и указаны основные его элементы: потребности и мотивы, влияющие факторы, поиск информации, сама покупка, степень удовлетворенности покупкой. Эти элементы описывались относительно конкретной возрастной группы - молодежи.
Выявленные элементы дальше были использованы при разработке инструментария для проведения эмпирического исследования.
Исследование влияния моды на формирование потребительского поведения молодежи проводилось в г. Владивостоке с 5 мая по 15 мая 2018 года. Выборка исследования составила 150 человек (молодежь в возрасте от 16 до 30 лет). В результате анализа полученных данных, часть гипотез исследования подтвердились, часть нет.
Далее были сформулированы рекомендации, которые помогут избежать негативных последствий влияния моды на формирование потребительского поведения молодежи.
В завершении, следует отметить, что изучение влияния моды на молодежь и, в частности, на потребительское поведение молодежи, необходимо продолжать.
Подобные работы
- Формирование экологической культуры молодежи на примере деятельности социально-ориентированных НКО
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Особенности представлений молодежи о жизненном успехе в современной России
Диссертация , социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ФАКТОРЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - РОЛЬ РЕКЛАМЫ В СТРУКТУРЕ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЁЖИ (НА МАТЕРИАЛЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Г. КРАСНОЯРСКА)
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МОЛОДЁЖИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ И ПРОДВИЖЕНИЕ БРЕНДА НА РЫНКЕ ПОШИВА МУЖСКОЙ ОДЕЖДЫ В Г.КРАСНОЯРСКЕ
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕЧАТНОЙ РЕКЛАМЫ НА FASHION РЫНКЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - РОЛЬ PR-ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ FASHION-ИНДУСТРИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ РЕКЛАМЫ
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017



