Введение 3
1 Мода как социальный феномен 8
1.1 Подходы к изучению моды как социального феномена 8
1.2 Структура и функции моды как социального института современного
общества 18
2 Особенности влияния моды на формирование потребительского поведения
молодежи 28
2.1 Потребительское поведение молодежи: сущность и структура 28
2.2 Изучение влияния моды на формирование потребительского поведения
молодежи (на примере молодежи г. Владивостока) 37
Рекомендации 62
Заключение 65
Список литературы 67
Приложение А 73
1 Программа социологического исследования 73
1.1 Методологический раздел 73
1.2 Методический раздел 84
2 Инструментарий
Мода - социокультурное явление, которое существует уже очень давно. Но по мере развития человеческого общества, усложняется и ее содержание, она получает все больше проявлений (стиль одежды, способы общения между людьми, каналы получения информации, особенности проведения досуга, профессия и т.д.). Поведение людей подвержено влиянию моды, особенно она играет важную роль в мире, в котором распространены материальные ценности, а потребление становится едва ли не образом жизни.
Многие исследователи моды давали ее толкование исходя из того, что мода связана с правилами массового поведения. Можно предложить несколько подобных определений понятия «мода»:
а) мода — это особый способ, образ, мера обработки социальной информации (определение психолога Л. Петрова).
б) мода - это тип реагирования, свойственный значительному количеству людей, который проявляется как периодическая смена объектов выбора, как новый образ мышления или действия (определение социального психолога Э. Богардуса).
в) мода наряду с обычаем и социальными институтами (правом) является формой социальной регуляции поведения. Мода — специфическая регуляция, обусловливающая периодическую смену и циклический характер развития образцов массового поведения (определение социолога А. Гофмана).
В современном мире мода оказывает существенное влияние на образ жизни, поведение, мышление и ценности индивида. Но, мода, становясь социально значимым фактором, проявляется еще и в экономической сфере. Очевидно, что мода - это всегда потребление. А потребление в современном обществе выходит за рамки простой необходимости. То есть люди часто ориентируются при выборе не на то, что им действительно нужно, а на распространенное общественное мнение, или даже мнение узких социальных групп.
Потребительское поведение с одной стороны, дает человеку огромные возможности, а с другой, является причиной появления чувства неуверенности, неудовлетворенности. Покупка тех или иных популярных товаров и услуг может даже стать плохо контролируемой потребностью, привести к психологической зависимости. И такое поведение в современном мире поощряется и часто даже специально формируется, так как сегодня в мире экономика играет одну из важнейших ролей, большая часть развитых стран существуют в условиях рыночной экономики, а стимулирование потребления приводит к развитию экономического сектора.
Мода является одним из способов заставить людей решиться на покупку того или иного товара. Причем не однажды, а постоянно, так как мода быстро меняется. Вещи, которые продолжают выполнять свою функцию, но становятся менее актуальными, ориентирующиеся на моду люди меняют на другие. Особенно сильно такому влиянию моды подвержена молодежь.
Именно молодежь менее устойчива к воздействию рекламы и влиянию окружения, у ее представителей еще не до конца сформирована система ценностей, определяющих поведение. Стремление продемонстрировать сверстникам свою успешность, принадлежность определенной социальной группе, более высокое место в социальной структуре, склонность к новшествам, интерес к «новинкам», активные коммуникации - все это делает молодых людей значимыми потребителями, покупателями товаров и услуг, в которых они на самом не очень нуждаются.
Актуальность выбранной для дипломной работы темы обусловлена, во - первых, необходимостью получения новых знаний о подверженности молодежи потребительского поведения под влиянием моды и о особенностях изменения этого поведения под ее воздействием. Так как молодежь является, с одной стороны, потенциалом развития общества в целом, также, носителем ценностей, которые будут переданы следующим поколениям, с другой же стороны - группой, влияющей на состояние экономики страны.
Во - вторых, актуальность данной работы обусловлена недостаточной разработанностью в социологической теории роли моды на формирование потребительского поведения молодежи.
Степень научной разработанности. Проблема моды и современного потребления в обществе рассматривалась в работах Ю. Л. Афанасьева «Влияние референтных групп на потребительское поведение студенческой молодежи: гендерный аспект» , Ж. Бодрийяр «Общество потребления. Его мифы и структуры», С. Л. Ластовский «Потребительство в обществе», А. Б. Гофман «Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения», Г. Зиммель «Психология моды», В. Т. Лисовский «Социология молодежи», А. О. Сороколетова «Мода как фактор потребительского поведения молодежи» и др.
Несмотря на достаточно большую изученность данной проблематики, роль моды, как эффективного инструмента воздействия на формирование потребительского поведения молодежи, мало изучена.
Объект исследования: потребительское поведение молодежи России.
Предмет исследования: формирование потребительского поведения молодежи под влиянием моды.
Цель исследования: выявить особенности влияния моды на потребительское поведение молодежи России.
Задачи исследования:
а) изучить теоретические подходы к анализу моды как социального феномена;
б) выявить структуру и функции моды, как социального института современного общества;
в) раскрыть сущность и структуру потребительского поведения молодежи;
г) изучить влияние моды на формирование потребительского поведения молодежи (на примере молодежи г. Владивостока).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно способствует раскрытию особенностей формирования потребительского поведение молодежи под влиянием моды, их предпочтений относительно модных вещей и услуг в возрасте от 16 до 30 лет.
Практическая значимость исследования заключается в предложении рекомендаций, которые помогут избежать негативных последствий влияния моды на формирование потребительского поведения молодежи.
В ходе написания дипломной работы была выдвинута следующая гипотеза: потребительское поведение современной российской молодежи формируется в значительной степени под влиянием модных тенденций, воспринимаемых через информацию в социальных сетях и интернет - ресурсах.
Теоретические методы исследования: историко-логический, анализ, обобщение, индукция.
Эмпирические методы исследования: социологический опрос методом анкетирования.
Структура работы: дипломная работа включает в себя введение, две главы (каждая из которых состоит из двух параграфов), рекомендации, заключение, приложение (инструментарий исследования, таблицы распределений), список литературы.
В выпускной квалификационной работе был проведен социологический анализ потребительского поведения молодежи под влиянием моды: изучены теоретические подходы к анализу моды как социального феномена; выявлена структура и функции моды, как социального института современного общества; раскрыта сущность и структура потребительского поведения молодежи; проведено социологическое исследование на тему «Влияние моды на потребительское поведение молодежи»; произведен анализ полученных данных; сделаны выводы и предложены рекомендации, которые помогут избежать негативных последствий влияния моды на формирование потребительского поведения молодежи.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
В данной работе рассмотрены основные теоретические подходы к анализу моды как социального феномена. В качестве основных выбраны следующие: концепция демонстративного потребления, концепция подражания, а также элементы теории моды А. Б. Гофмана. Эти подходы, как было показано выше, больше всего отражают поведение молодежи.
Также, в работе был определен основной термин, используемый в исследовании и среди всех рассмотренных определений, было выбрано то, которое предложил социолог Э. Богардус.
Для того чтобы затем изучить влияние моды на поведение молодежи, были описаны свойства этого явления, такие как социальность; динамичность; изменчивость; влияние на сознание и поведение людей; символичность; демонстративность; универсальность; игровой характер; массовость.
Мода является социальным институтом, это значит, что она выполняет важные функции в обществе и имеет свою специфическую структуру. В результате чего, было установлено, что основными структурными элементами ее модные стандарты, значения (внутренние или атрибутивные, и внешние или денотативные), поведение участников моды и модные объекты. А в качестве
функций для исследования больше всего важны функции демонстрации собственного Я, внешней и поддельной идентификации людей, инновационная, коммуникативная, социализации, структурирования процесса потребления. Они заметнее всего проявляются именно в молодежной среде, поэтому им уделено в исследовании больше внимания.
Также, на основе изучения разных научных источников были даны определения основным необходимым для исследования понятиям: молодежь, потребление, потребитель, потребительство и потребительское поведение. Это позволило выявить взаимосвязь основных терминов, связанных с потреблением в современном обществе. Например, показано, какие риски несет потребительское поведение, переходящее в потребительство, и почему это актуально в отношении молодежи.
Была описана структура потребительского поведения и указаны основные его элементы: потребности и мотивы, влияющие факторы, поиск информации, сама покупка, степень удовлетворенности покупкой. Эти элементы описывались относительно конкретной возрастной группы - молодежи.
Выявленные элементы дальше были использованы при разработке инструментария для проведения эмпирического исследования.
Исследование влияния моды на формирование потребительского поведения молодежи проводилось в г. Владивостоке с 5 мая по 15 мая 2018 года. Выборка исследования составила 150 человек (молодежь в возрасте от 16 до 30 лет). В результате анализа полученных данных, часть гипотез исследования подтвердились, часть нет.
Далее были сформулированы рекомендации, которые помогут избежать негативных последствий влияния моды на формирование потребительского поведения молодежи.
В завершении, следует отметить, что изучение влияния моды на молодежь и, в частности, на потребительское поведение молодежи, необходимо продолжать.
1. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - №31 (ч.!), 31 июля.
- ст.3434.
2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2012. - №53 (ч.!), 31 декабря. - ст.7598.
Монографии, исследования
3. Блумер, Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология: тексты / Под ред. Т. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 280 с.
4. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Пер. с фр. Е. А. Самарская. - М.: Культурная революция; Республика, 2006. - 168 с.
5. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / Пер. с фр. С. Н. Зенкин.
- М.: Добросвет, 2012. - 387 с.
6. Веблен, Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. - М.: Ленанд, 2011. - 368 с.
7. Вотинцева, Н. Н. Культура потребления и реклама / Н. Н. Вотинцева. Пермь: Пермского института экономики и финансов, 2014. - 132 с.
8. Гофман, А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения / А. Б. Гофман. - Изд. 6-е. - М.: Книжный Дом Университет, 2015. - 228 с.
9. Зиммель, Г. Мода / Г. Зиммель. - Т. 2. - М.: Юристь, 1996. - 397 с.
10. Килошенко, М. И. Психология моды / М. И. Килошенко. - М.: Питер, 2017. - 320 с.
11. Кон, И. С. Открытие «Я» / И. С. Кон. - М.: Политиздат, 1978. - 367 с.
12. Лисовский, В. Т. Социология молодежи / В. Т. Лисовский. - СПб.: Изд- во Санкт-Петербургского университета, 2008. - 361 с.
13. Михалева, К. Ю. Мода: предмет, история, социология, экономика / К. Ю. Михалева. - М.: Издательское решение по лицензии Ridero, 2015. - 304 с.
14. Михалева, К. Ю. Система моды. / К. Ю. Михалева. - М.: Росспэн, 2010. - 142 с.
15. Михалева, К. Ю. Мода: предмет, история, социология, экономика / К. Ю. Михалева. - М.: Издательское решение по лицензии Ridero, 2015. - 303 с.
16. Спенсер, Г. Опыты научные, политические и философские / Пер. с англ. под ред. Н. А. Рубакина. - М.: Современный Литератор, 1999. - 1408 с.
17. Спенсер, Г. Основания этики / Г. Спенсер. - Т. 2. - СПб.: Издательство ЛКИ, 1899. - 180 с.
18. Сулакшин, С. С. Социально-экономическое положение россиян в кризисный период / С. С. Сулакшин, Н. А. Хвыля-Олинтер, Л. И. Кравченко. - М.: Наука и политика, 2017. - 48 с.
Статьи
19. Афанасьева, Ю. Л. Влияние референтных групп на потребительское поведение студенческой молодежи: гендерный аспект // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2012. - №4. - С. 49-57.
20. Белый, О. И. Определение понятия «молодежь» // Теория и практика общественного развития. - 2012. - №12. - С. 156-158.
21. Брагина, М. Л. Потребительское поведение с точки зрения экономической социологии и динамика потребительского поведения россиян // Научно-практический журнал. - 2017. - №5. - С. 198-201.
22. Гусева, А. М. Мода как предмет культурологического осмысления // Аналитика Родос, Культура и цивилизация. - 2017. - №3 (А). - С. 409-421.
23. Зиммель, Г. Психология моды // Научное обозрение. - 2001. - №5 - С. 1-10.
24. Ильин, А. Н. Мода как тенденция массовой культуры и ее влияние на человеческую субъектность // Вестник омского университета. - 2009. - №2. - С. 25-33.
25. Козырева, О. В. Феномен социального института и его теоретическое определение // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2015. - №6 (42). - С. 214-223.
26. Коновалова, Е. И. Структура потребления студенческой молодежи // Научный журнал «Дискурс». - 2017. - №6 (8). - С. 45-52.
27. Котельникова, Е. А., Особенности потребительского поведения студенческой молодежи курского региона // Сборник научных статей преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов. Актуальные проблемы региональной социологии. - 2016. - Т.2. - №2. - С. 88-97.
28. Кузеванова, А. Л. Потребительское поведение российской студенческой молодежи в условиях глобализации // Вестник Волгоградского института бизнеса. Бизнес. Образование. Право. - 2017. - №3 (40). - С. 15-18.
29. Ластовский, С. Л. Потребительство в обществе // Интерэкспо Гео- Сибирь. - 2014. - Т.6. - №1. - С. 30-35.
30. Лопатина, Е. А. Потребительское поведение подростков: социологическое измерение // Поиск: Политика, обществоведение, искусство, социология, культура. - 2015. - №6 (53). - С. 101-110.
31. Лунева, И. В. Адаптивная функция моды как фактор социализации личности // Социогуманитарный вестник. - 2010. - №1 (4). - С. 75-77.
32. Масалов, А. Г. Теоретические подходы к определению сущности молодежи // Вестник МГГУ имени М.А. Шолохова. История и Политология. - 2014. - №2. - С. 102-110.
33. Напсо, М. Д. Мода как социальное явление // Философия и культура. - 2017. - №3. - С. 56-63.
34. Поплевина, В. А. Научные исследования моды как социально-культурного явления // Социально-экономические явления и процессы. - 2015. - Т.10. - №6. - С. 162-170.
35. Радаев, В. В. Социология потребления: основные подходы // Социс. - 2005. - №1. - С.6.
36. Соболева, К. Ю. Исследование влияния моды на финансовые предпочтения потребителей // Актуальные вопросы современной науки. - 2013.
- №30 (2). - С. 179-185.
37. Сороколетова, А. О. Мода как фактор потребительского поведения молодежи // Вестник Тамбовского университета. Сер. Общественные науки. - 2017. - Т.3. -№3 (11). - С. 88 - 92.
38. Сулакшин, С. С. Динамика портрета современной российской молодежи // Наука и политика. Труды Центра научной политической мысли и идеологии. - 2016. - №21. - С. 35 - 40.
39. Толмачева, С. В. Влияние рекламы на формирование ценностных ориентаций молодежи г. Тюмени // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2012. - №3. - С. 73-78.
40. Филатова, О. Н. Эволюция концепций моды как социокультурного явления // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2014.
- №2. - С. 131-134.
41. Фирсов, Е. А. Потребительское поведение как объект социологического анализа // Сборник статей Всероссийской научно¬практической конференции. Социокультурные факторы социализации современного российского общества. - 2015. - Т.3. - №3. - С. 139-142.
42. Хагуров, Т. А. Учащаяся молодежь в кризисном обществе // Социологические исследования. - 2010. - № 11. - С. 93-104.
43. Халина, Е. С. Отношение молодежи к кредитным практикам: социально-экономический анализ // Сборник научных статей преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов. Актуальные проблемы региональной социологии. - 2016. - С. 134-140.
44. Хаустова, А. А. Мода как социальный феномен и объект социологического анализа // Власть. - 2013. - №2. - С. 103-106.
45. Чурсина, О. В. Феномен моды в работах отечественных и зарубежных исследователей // Гуманитарные исследования. - 2013. - №4 (36). - С. 26-31.
46. Шадрина, С. В. Потребительское поведение подростков: основные факторы влияния // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2014. - Сер.8. - №2. - С. 53-91.
47. Щегловская, В. О. Влияние моды на формирование потребительского поведения молодежи // Вестник магистратуры. - 2016. - № 9 (60). - С. 31-33.
48. Ядова, М. А. Поведенческие установки молодежи постсоветского периода // Социологические исследования. - 2006. № 10. - С. 78 -87.
Учебники и учебные пособия
49. Ильин, В. И. Поведение потребителей. Краткий курс / В. И. Ильин. - СПб.: Питер, 2013. - 224 с.
50. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. - М.: Изд. Оникс, 2014. - 389с.
51. Антанази, А Энциклопедия социологии / А. Антинази. - СПб.: Книжный Дом, 2013. - 125с.
Электронные ресурсы
52. Гофман, А. Б. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук [Электронный ресурс] / А. Б. Гофман. - Режим доступа: http: //irbis. gnpbu.ru/Aref_1994/Gofman_A_B_1994.pdf
53. Дозорова, К. Д. Влияние интернета на изменение потребительского поведения пользователей [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». - Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru
54. Фонд «Общественное мнение». Источники информации. Мониторинг. [Электронный ресурс] / Фонд «Общественное мнение». - Режим доступа: http://fom.ru/SMI-i-internet/13323
55. Фонд «Общественное мнение». Опрос молодежи: источники информации [Электронный ресурс] / Фонд «Общественное мнение». - Режим доступа: http://fom.ru/SMI-i-internet/12873
Диссертации
56. Афанасьева, Ю. Л. Влияние рекламы на потребительское поведение студенческой молодежи: диссертация ... канд. социол. наук / Ю. Л. Афанасьева.
- Пенза, 2010. - 190 с.
57. Голова, А. Г. Управление потребительским поведением молодежи в условиях мегаполиса: диссертация ... кан. социол. наук / А. Г. Голова. - М., 2010.
- 222 с.
58. Дубровина, А. В. Мода в культурном бытии человека: диссертация ... канд. философ. наук / А. В. Дубровина. - Тюмень, 2016. - 164 с.
59. Николаев, М. С. Социализация личности в обществе потребления: автореф. дис. ... канд. философ. наук / М. С. Наколаев. - Казань, 2014. - 34 с.
60. Попсуева, А. А. Мода как фактор демонстративного потребления: диссертация ... канд. социол. наук / А. А. Попсуева. - СПб., 2017. - 209 с.
61. Таракановская, Е. В. Потребительское поведение российской молодежи в условиях рыночных отношений: диссертация ... канд. социол. наук / Е. В. Таракановская. - М., 2007. - 202 с.
62. Терёшкина, В. Н. Мода как фактор развития здорового образа жизни молодежи: автореферат дис. ... канд. социол. наук / В. Н. Терёшкина. - Архангельск, 2013. - 194 с.