ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОНЦЕПЦИИ И ВИЗУАЛЬНОГО КОНТЕНТА 6
1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ В СМИ И ЕЁ СОСТАВЛЯЮЩИЕ 6
1.1.2 Миссия 10
1.1.3. Программа издания 14
1.1.4 Комплекс моделей 16
1.2 Оформительская модель. Визуальная концепция и её составляющие 19
1.2.1. Композиционно графическая модель 22
1.2.2 Фотография и иллюстрации в визуальной концепции 26
1.2.3 Фирменный стиль в визуальной концепции 29
Глава II. Реализации концепций за счет визуальных приемов на страницах глянцевых журналов 31
2.1. Специфика анализа концепций в глянцевых журналах 31
2.2 Анализ журнал Афиша все развлечения Москвы и Петербурга 32
2.3. Анализ журнал СПб.Собака.КП 39
2.4. Анализ журнала Сноб 45
Заключение 50
Список использованной литературы 52
Приложения
Данная научно-исследовательская работа посвящена изучению системы концепции и определению роли визуального контента в ней. Актуальность этой темы обусловлена современными тенденциями не только в СМИ, но и во многих сферах, где дизайн выступает, как идентификатор проекта на рынке и несет не только функциональные черты, но и становится частью общей стратегии и одним из индивидуализаторов бренда.
В связи с развитием коммуникаций, ускорением темпа жизни и соответственно восприятия информации, все большую роль начинает играть визуальная составляющая, так как именно она способна сообщить многое гораздо быстрее, расставить яркие акценты, а также чётко спозиционировать любые явления в медиа-пространстве. Именно за счет визуального контента современные издания справляются с задачей самоопределения на рынке СМИ и завоевывают целевую аудиторию.
В нашей исследовательской работе с внередакционной точки зрения мы попробуем разобраться, как глянцевые качественные издания с помощью дизайна реализуют свою концепцию, определяя её для читателей, и конкурируют на рынке СМИ.
Как заявил в своем интервью Владимир Яковлев, бывший редактор проекта Сноб: "Все издания конкурируют со всеми" , но мы постараемся выделить наиболее близких конкурентов, определить схожесть их концепций, выделить общие решения в дизайне и найти уникальные приемы, которые и являются индивидуальными инструментами реализации концепции на уровне визуального контента. Таким образом, мы постараемся доказать, что на данный момент существуют дизайнерские инструменты, способные определить концепцию и продвинуть журнал, в первую очередь, за счет его визуальной модели.
Гипотеза, которой мы придерживаемся: на данные момент дизайн глянцевого качественного журнала делит главную роль с вербальным контентом, а в некоторых случаях выходит на первый план, так как существуют дизайнерские приемы способные позиционировать журнал исключительно с помощью визуального облика.
Как пишет в своей работе кандидат филологических наук - Ковалев Д.В. в современном мире свобода доступа к информации задает новую планку качества продукта. В условиях наличия выбора источника у потребителя, согласно прочим равным условиям, растет именно качество товара или услуги.
Издания, выбранные нами для анализа, имеют достаточно сложные стратегии, мы постараемся четко определить концептуальные задачи и сравнить способы их визуального решения с теми же задачами в журналах-конкурентах.
Объектом нашего исследования станут визуальные составляющие концепций изданий, а предметом - конкретные визуальные решения.
Для максимально глубокого анализа концепций с внередакционной точки зрения, мы изучим теоретические материалы о концепциях современных СМИ, их способах разработки, формулирования и реализации. Определим место дизайна в теории концепции и перечислим основные инструменты. Все изученные данные мы обобщим в таблице, которая позволит представить общую концепцию, как стратегическую систему.
В практической части нашей исследовательской работы мы проанализируем концепции заданных в теме изданий, выделим стратегические задачи, определим визуальные способы их решения и сопоставим их с аналогичными задачами их решениями в изданиях-конкурентах.
В качестве источников по данной теме мы используем научные исследовательские труды, связанные с теорией концепции и стратегическим планированием проектов СМИ, рассмотрим работы, посвященные редакционной политике и её принципам. В части изучения визуальной составляющей обратимся к теории дизайна, фотографии, верстки, изучим этапы разработки и реализации композиционно графической модели издания, как главного ориентира в процессе становления визуальной концепции. Актуализируем информацию из источников по типичным для глянцевых изданий приемам оформления.
При анализе конкретных журналов мы изучим медиа-киты и редакционные обращения, которые могут быть адресованы как целевой аудитории, так и рекламодателям. Это позволит нам более четко сформулировать концепцию при анализе. Так же мы постараемся включить в работу комментарии сотрудников редакций, что так же упростит задачу по анализу концепции.
В ходе исследовательской работы мы рассмотрели примеры реализации концептуальных задач за счет дизайнерских приемов. Нам удалось доказать, что визуальная составляющая в глянцевых журналах берет на себя те функции, которые раньше выполнялись исключительно вербальным контентом.
Мы рассмотрели конкурирующие издания и сравнили в них аналогичные рубрики и материалы, совпадающие по тематикам. В ходе исследования выяснилось, что главную роль в реализации концепции начинает играть дизайн.
Современное состояние медиарынка во многом определяется новыми технологиями, которые позволяют получать информацию максимально быстро, в сжатые сроки, именно поэтому издания вынуждены предлагать конкурентоспособные модели бизнеса, в которых визуальная подача становится главной частью продукта.
Для нашего исследования мы выбрали сегмент рынка качественных глянцевых изданий, где конкурентоспособность определяется уникальностью. И как мы уже говорили, сама по себе информация, как продукт, теряет ценность в связи с развитием современных коммуникаций, а вот дизайн, как уровень сервиса, может серьезно повлиять на позиционирование издания на рынке СМИ.
Если раньше функции дизайна могли ограничиться сопровождением основного контента и поддержкой стиля издания, то сейчас такое сложно представить. Как мы выяснили в ходе исследования, крупные СМИ делят между собой одно информационное пространство, ориентируются на одних и тех же лидеров мнений, а значит, дизайн и визуальная составляющая должны взять на себя основные задачи, связанные с позиционированием.
В ходе исследования мы заметили, насколько ярко концептуальные задачи могут прослеживаться через визуальный контент. Нам удалось определить, что считывание концепции аудиторией происходит в первую очередь за счет дизайнерских решений. В примерах мы приводили совпадающие по теме материалы, но поданные совершенно по-разному, при этом идеально вписывающиеся в концепции изданий.
В ходе исследования мы отметили большое количество нестандартных дизайнерских приемов и смелых решений: от оформления обложки, и до выбора типографской бумаги. Кроме того, мы смогли проследить, что концептуальные задачи реализуются на всех уровнях визуального контента: от макета и до фото-подборок. Нестандартные приемы, тонкая игра стилей - теперь становятся главными инструментами привлечения аудитории.
Мы предполагаем, что тенденция возрастания роли дизайна в реализации концепции будет развиваться, так как условия конкуренции печатных изданий и интернет ресурсов на медиа-рынке будут только ужесточаться. Кроме того, повсеместное влияние моды на абсолютно разные целевые аудитории на данный момент очень высоко. Сегментирование рынка идет не только за счет интересов разных групп читателей, но и за счет субкультурных отношений. В такой ситуации визуальное цитирование переходит из разряда функций дизайна и фото в разряд определяющих факторов издания на рынке СМИ.
При таких обстоятельствах издателям придется искать уникальные торговые предложения, которыми их продукт сможет выделиться среди конкурентов и скорее всего одним из самых востребованных инструментов в этом случае станет дизайн.
1. Артамонова Д.О. Кислая Л.Н. «Графический дизайн и верстка печатных СМИ», - Новосибирск, 2007.
2. Барт Р «Избранные работы: Семиотика. Поэтика», - М.: 1994.
3. БароновВ. В., КаляновГ. Н., ПоповЮ. Н., ТитовскийИ. Н. «Информационные технологии и управление предприятием», - М.: БизнесПРО, 2009.
4. Бирюкова О.Ю.. Бочкова. Л.А «Приемы антикризисного менеджмента». Учебное пособие, - М.: 2008.
5. «Большой экономический словарь: 19000 терминов». М.: Ин-т новой экономики, 1997
6. Волков В.В. Газанджиев С.Г. и др. «Дизайн газеты и журнала», - М.: Аспект-Пресс.2003.
7. Галкин С.И. «Художественное конструирование газеты и журнала», - М., 2005.
8. Губский Е.Ф «Философский энциклопедический словарь», - М.: ИНФРА- М, 2006.
9. Гуревич С.М. «Газета: вчера, сегодня, завтра», - М.: Аспект-Пресс, 2004.
10. Дзялошинский И. М., Дзялошинская М. И. «Концепция современного периодического издания: учебно-методическое пособие», - М.: МедиаМир, 2012.
11.Засурский Я.Н. и др. «Система средств массовой информации России», - М.: Аспект Пресс,2003.
12.Ильичев Л.Ф., Гл. ред. Федосеев П.Н «Философский энциклопедический словарь», - М.: 1983.
13. Ковалев Д.В. «Моделирование работы дизайн-отдела редакции современных печатных СМИ», - М.: 2013.
14. Маклюэн М. «Понимание Медиа: Внешнее расширение человека», Пер. с англ. В. Николаева, М.: 2003.
15. Межельская Е.Л. «Редакторская подготовка фотоизданий». Учебное пособие, - М.: Аспект Пресс, 2005
16. Резепов И.Ш. «Психология рекламы и PR: учебное пособие», - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2008
17. «Рекламная деятельность: Учебник для студентов высших учебных заведений», - М.: Информационно-внедренческий центр, 2009
18. Салтыкова ГМ. «Фирменный стиль. Серия дизайн»,- М.: ДПК пресс, 2014.
19. Сидоров С.А. «Психология дизайна и рекламы: издания для досуга», - Минск: Современная школа, 2009.
20. Стив Бланк. «Четыре шага к озарению. Стратегии создания успешных стартапов», - М.: Альпина Паблишер, 2014.
21. Ян Уайт. «Редактируем дизайном», - М.: Изд. Университетская книга. 2009
Статьи
1. Миссия всемирной ассоциации СМИ. Доступно по ссылке: https://goo.gl/Iqm6y4
2. «Миссия журналистики: поле понятий и терминов». Свитич Л.Г. 2013
3. Пресс-конференция с Владимиром Яковлевым Lenta.ru медиа: https://lenta.ru/conf/yakovlev
Интернет ресурсы
1. Интернет сайт проекта Афиша. Доступно по ссылке: http://mag.afisha.ru/
2. Интернет сайт проекта СПб.Собака^И. Доступно по ссылке: http://www.sobaka.ru/
3. Интернет сайт проекта Сноб. Доступно по ссылке: https://snob.ru/
4. Интернет сайт журнала TimeOut. Доступно по ссылке: https://www.timeout.ru/ spb
5. Интернет сайт журнала GQ. Доступно по ссылке: http://www.gq.ru/
6. Интернет сайт журнала Esquire. Доступно по ссылке: https://esquire.ru/
7. Международный фестиваль «Искусство науки», лекция преподавателя Института коммуникационного менеджмента НИУ ВШЭ профессора И.М. Дзялошинского. Доступно по ссылке: http://www.artsciencefest.ru/catalog.aspx?
r_no=2202&CatalogId=5260&page=2&d_no=10461
8. Официальный сайт ВВС. Доступно по ссылке: http://www.bbc.com/
9. Форма заявления о регистрации средства массовой информации. Доступно по ссылке: https://goo.gl/8Ldrl1
10. Дизайн и верстка: базовые элементы. Доступно по ссылке: http://voxfree.narod.ru/journ/journ_060109.html