Введение 4
1. Социальные взаимодействия и взаимоотношения в системе корпоративного
управления
1.1. Корпоративное управление как социальный институт 10
1.2. Концепции и модели корпоративного управления и влияние последнего на показатели эффективности компании 19
1.3. Выводы по первой главе 38
2. Основы корпоративного управления с участием трудового
коллектива 39
2.1. Социологический анализ трудового коллектива 39
2.2. Формы и опыт участия трудового коллектива в корпоративном управлении.47.
2.3. Выводы по второй главе 74
3. Социологическое исследование практик участия трудовых коллективов в корпоративном управлении в России 75
3.1. Структура корпоративного управления в исследуемых
компаниях 75
3.2. Анализ данных социологического исследования 80
3.2.1. Анализ исследования на железнодорожном предприятии в г.
Пермь. ...81
3.2.2. Анализ исследования на судостроительном заводе Санкт- Петербурга
Заключение 120
Список литературы
Приложение 1: Транскрипт интервью с работниками железнодорожного предприятия 131 Приложение 2: Интервью с директором по персоналу железнодорожного предприятия
Приложение 3: Интервью со специалистами железнодорожного предприятия
Приложение 4: Интервью с директором по персоналу судостроительного завода
Приложение 5: Транскрипт интервью с директором по персоналу железнодорожного предприятия 146
Приложение 6. Транскрипт интервью с генеральным директором железнодорожного
предприятия 147
Приложение 7: Анкета работника железнодорожного предприятия 148
Приложение 8: Анкета руководителя железнодорожного предприятия 153
Приложение 9: Результаты анкетирования рабочих на железнодорожном предприятии
Приложение 10: Результаты анкетирования руководителей железнодорожного предприятия
Приложение 11: Анкета работников судостроительного завода
Приложение 12: Результаты проведенного интервью с работниками трёх цехов судостроительного завода «»
Мы живём в постоянно изменяющемся мире, нестабильном, где предложение в одних отраслях изобилует, а в других его так мало, что мы не можем удовлетворить постоянно меняющиеся тенденции в спросе, который требует постоянно новизны. Таким образом совершенствование товаров и предоставляемых услуг является крайней необходимостью, требуется улучшение технологий производства. Также активно развивается и используется для удовлетворения потребностей сфера Интернет. Но одно остается неизменным, то, что производит для нас все эти товары, которые мы так активно потребляем: предприятия, заводы, корпорации. Можно сколько угодно говорить о конечном потребителе, о желаниях людей, но если производство не будет качественно функционировать или вообще функционировать, то мы с вами вернемся к первобытному обществу, и будем учиться своими силами поддерживать свою жизнь. В данной работе я хочу обратиться к основе нашего общества - корпорациям. Одной из отличительных её черт является особая форма управления - корпоративное управление, которое характеризуется отношениями между участниками корпорации. В данной работе мы хотели бы проанализировать корпоративное управление, понять, что представляет собой качественное корпоративное управление. Компания существует не только благодаря таланту менеджеров и наличию средств производства, но и благодаря наличию рабочей силы. Мы хотели бы особое внимание уделить последней, то есть трудовому коллективу как участнику корпорации, и как следствие корпоративного управления, которое характеризуется возникающими отношениям между его членами. В современной практике корпоративного управления трудовой коллектив может выступать не только пассивным исполнителем, но и активным участником процесса управления. Мы предлагаем к рассмотрению концепцию стейкхолдеров (т.е. заинтересованных в деятельности компании сторон), в которой трудовой коллектив выступает субъектом корпоративного управления. Мы попытаемся уточнить данный момент и показать, что трудовой коллектив может участвовать в управлении непосредственно, как доказывает данная концепция и косвенно, что мы попытаемся рассмотреть далее, что также будет иметься в виду как участие в управлении. Для нас трудовой коллектив как активный участник управленческого процесса значит следующее (далее по тексту иметь в виду то же): как субъект корпоративного управления трудовой коллектив является не просто исполнителем приказов, исходящих от руководства, а непосредственно включен в систему управления, и сам может предлагать для обсуждения и регулировать решения, если считает таковые правильным, поскольку в тонкостях своей работы он более компетентен, чем высший менеджмент, который может чего-то не учесть. Так же трудовой коллектив имеет право соглашаться или нет с действиями руководства, (прим. исключая все, что касается стратегии развития компании и прочего ), если действия руководства противоречат интересам работников. Трудовой коллектив как субъект может быть представлен в управлении, в собственности и прибыли предприятия, как показывает американская модель ( ESOP). Разбирая участие трудового коллектива и его отсутствие в управлении мы попытаемся доказать, что наличие такового ведет к более эффективному и долгосрочному её функционированию.
Итак, когда работает обратная связь на всех уровнях, действия менеджмента учитывают интересы трудящихся, и те в свою очередь добросовестно и с пониманием относятся к выполняемой работе, растёт уровень доверия, когда каждый участник корпоративных отношений воспринимает себя неотделимым от компании и осознаёт свою значимость, тогда можно предположить успешное функционирование такой корпорации.
Актуальность темы исследования связана с изысканием резервов для устойчивого и долгосрочного развития компании. Такой резерв даёт включение трудового коллектива в управление. Но для этого требуется социологические исследование.
Исследование вопроса управления трудовым коллективом всегда имело место как в академической, так и в предпринимательской среде. Каким образом достичь максимальной прибыли и выработки, как руководить, какие принципы класть в основу, как заставить рабочих трудиться по максимуму своих возможностей, тем не менее соблюдая нравы и обычаи своего времени. Поскольку нас интересует современность, то за основу берутся демократические принципы.
Цель диссертационного исследования - повышение устойчивости и долгосрочности развития компании за счёт включения трудового коллектива в корпоративное управление на разных уровнях.
Реализации данной цели подчинены следующие задачи:
1. Изучить социальные особенности участия трудового коллектива в корпоративном управлении, направленные на повышение устойчивости и долгосрочного развития компании.
2. Выполнить социологический анализ теорий корпоративного управления.
3. Проанализировать первоисточники, которые раскрывают социальные взаимоотношения в системе корпоративного управления.
4. Дать социологическую интерпретацию теории стейкхолдеров применительно к корпоративному управлению с участием трудового коллектива.
Уточнить определение стейкхолдера, включив в него
трудовой коллектив.
6. Выявить особенности взаимоотношений трудового коллектива и менеджмента в корпоративном управлении.
7. Раскрыть важность участия трудового коллектива в корпоративном управлении в формировании долгосрочных устойчивых стратегий развития компании.
8. Выработать рекомендации, способствующие вовлечению трудового коллектива в корпоративное управление на разных уровнях.
Гипотеза данной работы следующая - если трудовой коллектив вовлечён в корпоративное управление на разных уровнях, то это способствует долгосрочному и устойчивому развитию компании.
Объектом исследования является корпоративное управление в компаниях корпоративное управление в компаниях.
Предмет исследования - корпоративное управление, в котором трудовой коллектив выступает субъектом или/и участником.
Теоретическую и методологическую базу диссертации составили работы по управлению интеллектуальным капиталом А.Ф. Борисова, В.И. Добренькова, Э. Короткова, Э. Пенроуз. Вопросы взаимовлияния корпоративного управления и устойчивого развития корпорации как социального института раскрываются на основе теоретических работ Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, П. Бергера, Т. Лукмана, В.А. Ядова и др. Идеи корпоративного управления как системы, направленной на согласование интересов менеджеров и акционеров, нашли отражение в работах А. Берли, Дж. Гэлбрейта, Г. Мина и других . Влияние институциональных факторов на корпоративное управление получило раскрытие в работах Р. Коуза, О. Уильямсона, Д. Норта. Начиная с работ Э. Фримена, Дж. Поста корпоративное управление рассматривается как социальное взаимодействие по согласованию интересов всех заинтересованных сторон. Механизмы установления баланса интересов между участниками корпоративного управления раскрываются в работах К. Годпастера по этике корпоративных отношений; Э. Фримена, С. Веламури - по внедрению механизмов согласования интересов участников корпоративных отношений . Теоретико-методологическое обоснование корпоративного управления как системы социальных взаимодействий раскрывается на основе работ М. Вебера, Э. Гидденса, И. Гоффмана, Г. Зиммеля, Т. Парсонса, П.А. Сорокина, Ю. Хабермаса, Дж. Хоманса. Основные вопросы теории и практики системы социальных взаимодействий получили освещение в работах В.Э. Бойкова, А.Ф. Борисова, Н.А. Пруеля; в публикациях по корпоративному управлению Л.Т. Волчковой, С.В. Рассказова, Д.В. Ушакова и др.
Эмпирическую базу магистерской диссертации составило социологическое исследование практик участия трудового коллектива на двух российских предприятиях, а также статистические данные из научной литературы.
В работе использованы следующие методы: метод сравнительного анализа, интервью, анкетирование.
Научная новизна исследования определяется предложенным в работе подходом к рассмотрению корпоративного управления в компаниях с участием трудового коллектива. Участие трудового коллектива в корпоративном управлении рассматривается как фактор, способствующий устойчивому развитию компании. Предложено рассматривать трудовой коллектив не только как субъект корпоративного управления (ему соответствует непосредственное участие), но и как участника корпоративного управления (ему соответствует косвенное участие).
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Положения, выносимые на защиту:
1. Концепция стейкхолдеров позволяет рассматривать в качестве субъектов корпоративного управления более широкий круг участников, в том числе и отношения с трудовым коллективом.
2. Участие трудового коллектива в корпоративном управлении способствует устойчивому и долгосрочному развитию компании.
Основные понятия:
Корпорация - это саморегулируемая производственно-хозяйственная, социально-экономическая система, определяемая некой структурной автономией организации внутренних элементов, органично и гармонично взаимодействующих на основе горизонтальных и (или) вертикальных иерархических связей в процессе реализации общих целей, и существующая в рамках упорядоченной функциональной интегративности с внешней средой.
Корпоративное управление - организационная модель, включающая в себя комплекс отношений между правлением (менеджментом, администрацией) компании, ее советом директоров (наблюдательным советом), акционерами и другими заинтересованными лицами (стейкхолдерами) и определяющая механизмы, с помощью которых формулируются цели компании, определяются средства их достижения и контроля над ее деятельностью.
Стейкхолдер - любая группа или отдельное лицо, которые могут влиять на организацию или ее деятельность, или испытывают на себе ее воздействие, заинтересованные в финансовых и иных результатах деятельности компании.
В современное время, когда корпорация как форма организации бизнеса распространена повсюду, большое внимание уделяется качественному её управлению. Под качественным корпоративным управлением понимаем формирование и поддержание таких устойчивых долгосрочных отношений между участниками корпорации, которые в максимальной степени отвечают их ценностям и интересам. В данной работе мы доказали необходимость качественного корпоративного управления в современных экономических условиях. Также показали, что включение работников в управленческий процесс является тем неиспользованным резервом, который может дать стабильное и эффективное функционирование корпораций на всех уровнях.
Мы доказали эту точку зрения раскрыв примеры работы в западных компаниях, и не смогли этого сделать, так как не нашли доказательств участия трудовых коллективов в российских реалиях. Однако понимание такой необходимости велось уже с советского времени. Мы раскрыли понятие трудового коллектива, как оно понимается, раскрыли признаки и функции, одной из которых является участие в управлении и принятие решений, не только касательно своего труда, но участие в управлении. Что хочется отметить особенно, мы предложили разнообразить привычную схему корпоративного управления с участием трудовых коллективов ( такое участие доказывает концепция стейкхолдеров), предложив раскрыть трудовой коллектив как субъект и как участник процесса управления: в привычной нам структуре он имеет возможность управлять через представительство рабочих в наблюдательном совете или по-другому профсоюзе, что мы называет непосредственным участием. Однако мы допускаем также косвенное участие через непосредственного руководителя, мастера и других вышестоящих работников. Мы беремся утверждать, что это также будет участие трудового коллектива в управлении. В социологическом исследовании на двух предприятиях мы раскрываем эту точку зрения, её реальность и работоспособность. На основе железнодорожного предприятия мы не только доказали там наличие трудового коллектива, но и смогли доказать наличие участия трудового коллектива в управлении через непосредственного руководителя, поскольку коммуникация идет в обе стороны и пусть не так активно, но функционирует. Что очень нас порадовало. Это все дает предпосылки более активному включению работников в управление, а следовательно активному и устойчивому развитию компании и выход ее на новые рынки. Еще дает преимущество то, что компания небольшая, там все это взаимодействие осуществить проще, чем на таком гиганте как «судостроительный завод». Хоть в их системе корпоративного управления представлены множественные структуры, через которые может идти взаимосвязь между всеми уровнями управления, однако такое отсутствует, что доказывает наше исследование. Дойти информации, не говоря уже об управлении, от низшего звена до вышестоящих намного сложнее, хоть структура корпоративного управления говорит о такой возможности. Но связь слишком слаба и идет в одностороннем порядке.
В данной работе получены следующие основные результаты:
1. Рассмотрены корпорация и корпоративное управление как социальные институты, рассмотрены концепции и модели корпоративного управления, концепция стейкхолдеров и концепция компании акционеров. За основу выбрана концепция стейкхолдеров. Дана характеристика качественного корпоративного управления, показано качество последнего в России.
2. Рассмотрено понятие трудовой коллектив, показаны основные его признаки, раскрыты формы и международный опыт участия работников в корпоративном управлении, в частности речь идет о модели ЭСОП, представительстве работников в наблюдательном совете германских корпораций. Выделены такие формы участия как непосредственное и косвенное.
3. На примере крупной корпорации и малого предприятия выполнено социологическое исследование участия работников в корпоративном управлении. Выявлено, что они не являются субъектами корпоративного управления но тем не менее их можно отнести к участникам корпоративного управления.
4. Исследование позволило дать социологическое объяснение тому факту, что потенциал участия российских работников в корпоративном управлении практически не востребован. Даны рекомендации, по вовлечению трудового коллектива в управление:
1) рассмотреть стратегические цели компании в их взаимосвязи с трудовым коллективом
2) воспитывать работников высказывать мысли и способы их реализации по производственным и социальным вопросам
3) дать понять работникам, что их мнение очень важно для компании, и его высказывание не влечёт за собой наказания.
4) воспитывать руководителей интересоваться мнением работников по производственным и социальным вопросам
5) включать в совещания руководителей представителей трудового коллектива
6) создать совет на предприятии, состоящий из 3х человек, выбранных рабочими и утвержденных директором по персоналу, так как он лучше всего знает сотрудников.
7) наладить взаимодействие с рабочими на разных уровнях: рабочий - непосредственный руководитель; рабочий - директора по направлениям; рабочий - высший менеджмент.
Единовременно ввести перечисленные выше пункты для формирования успешного взаимодействия между сторонами будет затруднительно как для руководителей, так и для рабочих. Как альтернативный вариант можно попробовать для начала создать некий ящик, куда рабочие смогут опускать записки (анонимные для начала) с их мнением по какому-либо вопросу и который раз в неделю будет открываться и изучаться.