Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСТОРИЧЕСКИЕ ГОРОДА КРЫМА: КРЕПОСТЬ ИНКЕРМАН - КАЛАМИТА

Работа №76622

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

туризм

Объем работы91
Год сдачи2017
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
296
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение ……………………………..........................…………………......3
Глава I. Средневековая крепость Каламита................................................7
§ 1. История создания крепости. Каламита в эпоху античности и Великого переселения народов ……………………………………….…………….....7
§ 2. Крепость Каламита в период Средневековья и Нового времени…12
§ 3. Инкерман — город-крепость. Социально-экономические аспекты
заселения, особенности планировки и оборонительной системы……………20
Глава II. Инкерманский мужской монастырь св. Климента……...........28
§ 1. История возникновения монастыря. Проникновение христианства
на Крымский полуостров……………..................................................................28
§ 2. Инкерманская киновия в составе княжества Феодоро. Период наивысшего расцвета монастыря……………………………………………….33
§ 3. Монастырь св. Климента в период Османского влияния в Крыму.35
§ 4. Инкерман в составе Российской империи……………………….....37
§ 5. Инкерманский мужской монастырь в годы советской власти…….44
Глава III. Экскурсионно-туристический потенциал современного Инкермана…………………………………………………………………………...47
§ 1. Инкерманский мужской монастырь св. Климента на рубеже XX–
XXI вв………………………………………………………………………….…47
§ 2. Архитектура монастыря. Сохранившиеся постройки.....................51
§ 3. Монастырь св. Климента как экскурсионно-туристический объект
(по данным статистики за 2013–2016 гг.)...........................................................54
§ 4. Экскурсионное обслуживание в Инкермане: особенности и перспективы………………………………………………………………………….58
Заключение ………...………..........................……………...…………….62
Список использованных источников и литературы …………….…......65
Приложения.

Крымский полуостров очень быстро приобрел широкую популярность
среди туристов различных стран благодаря своему мягкому климату и теплому морю. Но нельзя забывать, что «всесоюзная здравница», как ее называли
во время СССР — это не только череда песчаных пляжей. Крым прекрасен
прежде всего тем, что он богат на необычайные природные, исторические и
религиозные места, многие из которых имеют статус памятников областного
и федерального значения.
В данной работе будет рассмотрен регион юго-западного Крыма, где
особый интерес представляет одни из уникальных историко-культурных объектов — Инкерман. Инкерман — это город, расположенный в 7 км к востоку
от Севастополя, на правом берегу реки Чёрной1.
Сам Инкерман переводится с тюркского как «пещерная крепость».
Именно турки подарили городу название, которым мы пользуемся до сих пор.
Возникший в VI в., Инкерман относится к так называемому разряду «пещерных городов» из-за огромного количества жилищ, выдолбленных в Инкерманских скалах средневековыми жителями города. В настоящее время город
знаменит благодаря двум своим наиболее ярким достопримечательностям:
это руины средневековой крепости Каламита и Инкерманский мужской монастырь Святого Климента2. Именно этим двум объектам и будет посвящено
наше исследование.
Целью данной работы является выявление новой и систематизация уже
имевшейся ранее информации, которая может быть использована для уточнения и расширения существующей экскурсионной программы в Инкермане с
целью популяризации Инкермана как культурного и религиозного туристского центра.
1Фадеева Т. М. Тайны горного Крыма. Симферополь, 2007. С. 176.
2 Путеводитель. Крым. М., 2011. С. 11.
F3Достижение поставленной цели предполагает рассмотрение следующих взаимосвязанных задач. Во-первых, изучение, обработка и систематизация имевшейся ранее, наработанной предшественниками, информации по
данным объектам нашего исследования: крепости Каламита и монастырю св.
Климента. Данной задаче будет посвящена значительная часть нашей работы,
ведь, согласно правилам подготовки экскурсии, первый этап, от которого в
дальнейшем зависит качество и полнота экскурсии, это подбор материалов,
дополнительных источников и их тщательное изучение.
Вторая задача нашего исследования – анализ уже существующего экскурсионного маршрута, разработанного сотрудниками Инкерманского монастыря и выявление его недостатков. Также, в третьих, следует подробно изучить статистику посещения данного экскурсионного объекта за последние
несколько лет, чтобы выявить его актуальность и спрос среди экскурсантов
на сегодняшний день и в дальнейшей перспективе.
Наконец, завершающей задачей является разработка нового экскурсионного маршрута и его документальное оформление с возможностью впоследствии предоставить его экскурсионному бюро монастыря св. Климента.
При отборе научной литературы и источников мы обратили внимание,
что практически половину из них составляют воспоминания путешественников и участников событий. Именно отсюда мы можем получить самые ранние
исторические сведения. В числе первых — заметки священника Иакова середины XVII в., который подробно описал всю застройку Инкерманской крепости. Позже, во второй половине того же века, упоминания об Инкермане
встречаются у известного путешественника Эвлия Челеби3, именно благодаря его заметкам сохранилась информация о состоянии монастыря и крепости
на тот период.
После присоединения Крыма к России ученые начали активно изучать
природу полуострова и его достопримечательности. К этому периоду отно-
3 Челеби Эвлия. Книга путешествия. Симферополь, 1999.
F4сится и появление термина «пещерные города»4. Впрочем, один из крупнейших ученых, археологов, крымоведов советского времени Е. В. Вейрман, который занимался в середине XX в. раскопками «пещерных городов» считает,
что в научном обороте термин стоит заменить на более подходящие − «пещерный ансамбль» или «пещерный комплекс»5. Мы же будем использовать в
нашей работе общепринятый термин «пещерные города».
Первые научные описания «пещерных городов» принадлежат академику П. С. Палласу, выдающемуся ученому конца XVIII в.6 Во второй
половие XVIII–XIX вв. упоминание об Инкермане можно найти в произведениях И. М. Муравьева-Апостола7, В. Х. Кондараки8. Относительно подробные сведения содержатся в работах немецкого ученого П. Кеппена9 и ряда
других авторов.
Огромный вклад в изучение Инкермана внес А. Л. Бертье-Делагард, который произвел детальное обследование руин, сооружений и пещерных монастырей, результаты исследований нашли отражение в его труде, увидевшем свет в 1886 г .10

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках представленной выпускной квалификационной работы была
изучена одна из наиболее значимых святынь Крымского полуострова, а
именно Инкерман, который, как показывает статистика, на сегодняшний день
привлекает туристов со всего света. Во время написания работы мы не раз
убедились, что Инкерман не только ценное и уникальное сооружение, но
также крупный паломнический и туристический центр.
Наибольшая значимость Инкермана состоит в том, что это один из немногих сохранившихся «пещерных городов» полуострова, где находится одна
из самых почитаемых святынь — древняя церковь, выдолбленная в скале еще
в I в. н.э.
Помимо этого, Инкерман имеет еще одно преимущество, которое кроется в его уникальном географическом положении, ведь расположен он в одном из живописнейших уголков Крыма. Удивительное сочетание гор, моря,
обрывов с пещерными жилищами крепости — все это возводит его в ранг
самых посещаемых «пещерных монастырей».
В данной работе были осуществлены: систематизация, дополнение и
обобщение материалов об истории и развитии Инкерманского монастыря и
крепости, собранные на протяжении нескольких столетий. Основными источниками послужили путевые заметки, в которых, однако, информация зачастую была искажена по ряду причин, поэтому очень важно было выявить,
опираясь на другие данные, наиболее достоверную информацию. Однако,
следует подчеркнуть, что значительная часть вопросов все еще остаются открытыми и может служить предметом для дальнейшей изысканий.
Во второй части работы был проанализирован современный туристический потенциал Инкерманского мужского монастыря. Во время непосредственного общения с сотрудниками экскурсионного бюро, были получены
сведения об экскурсионных группах и статистика за последние четыре года
(2013–2016 гг.), исходя из которых, становится очевидной популярность данF66ного места, причем не только в среде узконаправленного паломнического и
религиозного туризма. Древние стены киновии привлекают людей как с культурно-познавательными и эстетическими, так и с иными целями. Помимо
этого, как следует из интервью с экскурсоводами, многие посетители, не
только русские, но и иностранные, приезжают уже подготовленные, они четко знают, куда и зачем приехали.
В дополнение, монастырь посещают как новые туристы из разных регионов, так и те, кто уже бывал ранее, что объясняется грамотной политикой
монастыря: с 1990-х годов и до настоящего времени восстановлены далеко не
все постройки и церкви, и люди каждый раз приезжая знакомятся с очередным, обновленным экспонатом.
Помимо этого, при монастыре активно ведется археологическая деятельность, разрабатываются новые проекты по улучшению имиджа Инкермана и его популяризации. Продолжается систематическая реставрация монастыря, к его облику постоянно добавляется что-то новое (красивая беседка,
интересное растение в саду и т.п.). Вся новая информация появляется в печати, поэтому каждый турист, прибывший в Крым спустя год, два или десять
лет, будет снова и снова возвращаться в монастырь и каждый раз открывать
его по-новому. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что Инкерман сегодня — это один из важных религиозных и туристических центров
Крымского полуострова.
Однако, одной из наших задач было не только еще раз убедиться в привлекательности данной местности, но и найти возможность по новому взглянуть на Инкерман. И мы эту задачу выполнили. Нами была разработана экскурсия по Инкреману, в частности по Каламитской крепости, которая может
быть одинаково интересной для разнообразных групп экскурсантов. Если
удастся воплотить проект в жизнь, то это даст Инкерману второе дыхание и
привлечет еще большее количество туристов.
В заключение необходимо отметить: неизвестно, удастся ли ученым
разгадать загадку возникновения монастыря, трактовки названия, первых жиF67телей, основателей крепости, доказать достоверность легенды о пребывании
на этой земле св. Климента и найти ответы на ряд других вопросов. Однако,
бесспорным остается одно: Инкерман необычайный город, который не оставил равнодушным ни одного посетившего его путешественника. Подтверждение этому мы находим в заметках классика русской литературы
А. С. Грибоедов. Объехав все Крымское побережье, он написал позже, что
именно Инкерман — «Самый фантастический город!».


1. Андриянов А. Инкерманский бой и оборона Севастополя. Наброски участника. СПб.: Тип. Гл. упр. уделов, 1903. 97 с.
2. Бертье-Делагар А. Л Остатки древних сооружений в окрестностях Севастополя и пещерные города Крыма. Одесса: Тип. А. Шульце, 1886. 114 с.
3. Инкерман и Инкерманская киновия в Крыму. 2-е изд., Одесса: Типография и хромолитография Е. И. Фесенко, 1901. 28 с.
4. Кеппен П. И. О древностях южного берега Крыма и гор Тавриче¬ских. СПб.: Имп. Акад. наук, 1837. 412 с.
5. Кондараки В. Х. В память столетия Крыма. Т. 1: Топографиче-ский обзор полуострова. М.: [Б. и.], 1883. 282 с.
6. Ливанов Ф. В. Инкерманъ и «Инкерманская киновхя» въ Крыму. (Что близъ г. Севастополя). М.: Типография «Современ. Извест.», 1874. 40 с.
7. Муравьев-Апостол И. М. Путешествие по Тавриде в 1820 году. СПб.: [Б. и.], 1823. 337 с.
8. Огронович И. Н. Инкерман и Инкерманская киновия в Крыму. Одесса: Тип. К. И. Фесенко, 1894. 19 с.
9. Паллас П. С. Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам Русского государства в 1793-1794 годах / Пер. с нем. М.: Наука, 1999. 246 с.
10. Протопопов М. Инкерманский монастырь близ Севастополя. Се¬вастополь: Типография Бронштейна, 1905. 40 с.
11. Феофилов М. Исторический очерк христианства в Крыму. Сим-ферополь: [Б. и.], 1899. 51 с.
12. Челеби Эвлия. Книга путешествия. Турец. авт. Эвлия Челеби о Крыме (1666-1667 гг.) // Крым. отд-ние Ин-та востоковедения Нац. акад. наук Украины. Симферополь: Дар, 1999. 141 с.
Литература:
1. Андреев А. Р. История Крыма. М.: Монолит [и др]., 2002. 274 с.
2. Васильев А. В. Загадка княжества Феодоро. Севастополь: Библекс,
2006. 415 с.
3. Веймарн Е. В. О времени возникновения средневековой крепости Каламита // История и археология средневекового Крыма. М: АН УССР, 1958. 188 с.
4. Веймарн Е. В. «Пещерные города» Крыма // Проблемы истории «пещерных городов» в Крыму. Симферополь: Таврия, 1992. 223 с.
5. Гармаш П.°Е. Севастополь. Очерк-путеводитель. 2-е изд., испр. и доп. Симферополь: Крым, 1969. 168 с.
6. Герцен А. Г., Махнева О. А. «Пещерные города» Крыма. Симфе-рополь: Таврия, 1989. 104 с.
7. Голубинский Е. Е. История русской церкви. М.: [Б. и.], 1901. Т. 1.
Ч. 1. 793 с.
8. Грибоедов А. С. Избр. произведения / Путевые заметки. 1825. Москва: Мир книги Литература, 2005. 431 с.
9. Гуськов А. А. Атлас пещерных городов Крыма. Путешествие к строителям и обитателям пещер. Харьков: Курсор, 2007. 195 с.
10. Дермедведь-Эрбаш Е. Н. Крым: по следам забытых путешествий. Заметки по литературно-историческому краеведению. Симферополь: Бизнес-Информ, 2013. 184 с.
11. Дорогой тысячелетий: Очерки о древнем Крыме. Симферополь: Крым, 1969. 151 с.
12. Закалдеев Н. В. Пешком по Крыму или Крымские тропы. Симферополь, 2003. 199 с.
13. Иванов Е. Э. Севастополь и его окрестности: Херсонес, Малахов курган, Братское кл., Учкуевка, Георгиевский монастырь, Балаклава, Инкерман, древнейший Херсонес, храм св. Климента и Херсонесский маяк. Севастополь: Спиро, 1894. 46 с.
14. Измайлов В. А. Православный Крым. Знаменитые святыни. М: Эксмо, 2015. 189 с.
15. История Крыма / [Спивак И.А., Хапаев В.В., Бойцова Е.Е. и др.]; Российское военно-историческое общество. М: Олма Медиа Групп, 2015 [т. е. 2014]. 461 с.
16. Катунин Ю. А. Христианство в истории и культуре народов Кры¬ма в I-XVIII веках // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». Т. 24. 2013. С. 130-141.
17. Киселев Д. В. Крым: путеводитель. 5-е изд., испр. и доп. М: ЭКСМО, 2014. 352 с.
18. Крым: Путеводитель / [Д. Ершов]. 2-е изд., испр. и доп. М., 2010. 336 с. (Оранжевый гид).
19. Кулаев К. В. Экскурсионная деятельность: теоретические и мето-дологические основы. М.: Турист, 2004. 96 с.
20. Ливанова Л. М. Крым: православные святыни: путеводитель. Симферополь: «Рубин», 2003. 384 с.
21. Марков Е. Л. Очерки Крыма: картина крымской жизни, истории и природы. Киев: Издательский дом «Стилос», 2009. 512 с.
22. Могаричев Ю. М. Инкерманский пещерный монастырь // Право¬славные монастыри. Симферопольская и Крымская епархия Украин¬ской Православной Церкви Московского Патриархата. Симферополь: Сонат, 2007. 407 с.
23. Могаричев Ю. М. «Пещерные города» в Крыму. Симферополь: СОНАТ, 2005. 192 с.
24. Путеводитель. Крым. М.: Вокруг света. 2011 164 с.
25. Святые древнего Крыма / Митрополит Иоанн (Вендланд). Яро-славль: Отчий дом, 1998. 136 с.
26. Статистико-хронологическо-историческое описание Таврической епархии: Общий и частный обзор / Сост. прот. Михаил Родионов. Сим¬ферополь. 1872. 269 с.
27. Струков, Дмитрий Михайлович // Юбилейный справочник Им-ператорской Академии художеств. 1764-1914 / Сост. С. Н. Кондаков. — СПб.: Т-во Р Голике и А. Вильборг, 1914-1915. Т. 2: Список русских художников к Юбилейному справочнику Императорской Академии ху¬дожеств. С. 190. 272 с.
28. Таврическая и Крымская епархия. Архипастыри Крыма за 2000 лет. Из серии Мартиролог Украинской Православной Церкви ХХ столе¬тия. / [Валякин В. А.] Симферополь: Родное слово, 2013. 416 с.
29. Тур В. Г. Православные монастыри Крыма в XIX - начале XX вв. 2-е изд., перераб. и доп. Киев: Издательский дом «Стилос», 2006. 247 с.
30. Фадеева Т. М. Тайны горного Крыма. Симферополь: Бизнес-Ин- форм, 2002. 256 с.
31. Харитонов С. В. «Пещерные города» Крыма: Путеводитель. Одесса: Бровкин А. В., 2005. 248 с.
32. Хартахай Ф. А. Христианство в Крыму. М: ГПИБ, 2003.
33. Храпунов И. Н. Древняя история Крыма: Учебн. пособие. Изд. 3¬е, стер. Симферополь: ДОЛЯ, 2007. 269 с.
34. Чехов С. М. Крым: Справочник-путеводитель. Москва: Изд-во Ц. С. Освода, 1934. 116 с.
35. Шавшин В. Г. Балаклава. Путеводитель. Симферополь: Таврия, 1990. 111 с.
36. Якушева Е., Нижура А. Пещерные города Крыма. Путеводитель. Симферополь: Таврия, 1972. 96 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ