Введение
1 Аналитический раздел
Содержание
1.1 Анализ видов беспилотных летательный аппаратов
1.2 Виды двигателей, используемых в беспилотных летательных аппаратах.... 11
1.3 Возможность применения композиционных материалов
1.4 Способы изготовления беспилотных летательных аппаратов
1.5 Существующие решения в области эвакуации людей
1.6 Задачи, решаемые для безопасного и автономного пилотирования
1.7 Патентный поиск
2 Проектно-конструкторский раздел
2.1 Структурно-функциональная схема
2.2 Подбор комплектующих для БПЛА
2.3 Подбор комплектующих для эвакуационной капсулы
2.4 Проверочный расчет болтовых соединений
2.5 Предварительная оценка стоимости конструкции
3 Математическая модель
3.1 Кинематические уравнения
3.2 Динамические уравнения
3.3 Модель для управления
4 Интеллектуальная программа распознавания объектов для беспилотного
летательного аппарата
4.1 Постановка задачи 60
4.2 Программа для подготовки данных 61
4.3 Программа для обучения ИНС 66
4.4 Результаты: обучения 69
4.5 Программа для тестирования ИНС 70
Заключение 75
Список использованных источников 77
Приложения
Своевременно оказанная медицинская помощь имеет решающее значение для сохранения здоровья, жизни и ее качества пострадавшему. Периодически во время чрезвычайных ситуаций на дорогах возникают проблемы, не дающие машинам скорой помощи вовремя приехать и увезти пострадавших. В свою очередь использование вертолётов не всегда доступно в некрупных городах, чтобы использовать их в составе чрезвычайных служб. Помимо этого, иногда случаются инциденты при экспедиционных, туристических путешествиях людей по экстремальным маршрутам (высокогорье, близлежащие к водопадам зоны). В таких случаях одним из вариантов спасения жизни может быть использование специализированного беспилотного летательного аппарата, который благодаря габаритным размерам и специальному оснащению может в полуавтоматическом режиме зафиксировать и доставить пострадавшего на более комфортную площадку для пересадки в специальное транспортное средство, тем самым, спасая человеческую жизнь.
В настоящее время беспилотные воздушные судна могут выполнять различное множество задач: начиная от доставки продуктов или посылок и заканчивая эвакуацией пострадавших людей.
Беспилотные воздушные судна являются многофункциональными устройствами, но при обнаружении нескольких пострадавших возможно оказание помощи только в определенной последовательности. В медицине катастроф существует понятие «золотой час» - время, в течение которого оказанная пострадавшему первая медицинская помощь или оперативная доставка его в медицинское учреждение гарантирует ему максимальные шансы выжить и наименьший риск осложнений. Попадая в экстремальную ситуацию, человеческий организм моментально включает компенсаторные и защитные механизмы на максимальный уровень, для поддержки жизнедеятельность в течение часа. Потом происходит уменьшение тока крови в главных органах: сердце и мозге, и шансы на спасение стремятся к нулю.
После получения травмы у пострадавшего есть 30 минут, чтобы ему оказали экстренную медицинскую помощь. По статистике осложнения возникают в 2 раза реже у лиц, которые вовремя получили медицинскую помощь. В случае, если произошла остановка дыхания, данное время сокращается до 5-10 минут. По данным Всемирной организации здравоохранения каждый двадцатый из ста погибших, в результате несчастных случаев в мирное время, мог быть спасен, при оказании ему экстренной медицинской помощи непосредственно на месте происшествия. Вовремя оказанная медицинская помощь позволяет гарантировать сохранение жизни и здоровья пострадавшим, снижая инвалидности и летальности.
Статистика некоторых чрезвычайных ситуаций (ЧС) техногенного характера в Российской Федерации за 2016-2018 годы приведена в таблице 1.
Использование беспилотных воздушных судн (БВС) целесообразно, т.к. напрямую доставить пострадавшего до мест госпитализации быстрее и может спасти жизни.
Проблема использования беспилотников в эвакуации людей заключается в том, что с увеличением массы целевой нагрузки изменяются следующие характеристики полета:
1. Возможность находится в воздухе составляет 15-20 минут (увеличение массы целевой нагрузки на каждые 6 килограмм уменьшает время полета в 3 раза).
2. Дальность полета уменьшается до максимум 1,5 километра.
3. Высота полета уменьшается до 2 километров.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы требуется разработать беспилотный летательный аппарат для эвакуации людей из труднодоступных мест на базе мультикоптера, со следующими характеристиками:
1. Нахождение в воздухе более 30 минут - примерное время нахождения пострадавшего и его эвакуации в безопасное место.
2. Дальность полета более 2 км.
3. Высота полета до 2 км
4. Грузоподъемность более 2 кН - примерный вес мультикоптера со всей оснасткой и вес человека.
Габариты эвакуационной капсулы не менее 2000х900х700 мм - примерные габариты среднестатистического человека с необходимыми элементами для оказания элементарной медицинской помощи.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были проанализированы виды беспилотных летательных аппаратов и выбран наиболее подходящий, была изучена информация по грузовым беспилотным воздушным суднами с целью применения их для эвакуации пострадавших при различных ЧС.
Грузовые дроны не являются экзотикой, их используют для решения различных задач. Широкое применение квадрокоптеры с большой грузоподъемностью на данный момент находят в сельском хозяйстве, в кинематографе. В перспективе они появятся в курьерских службах. Стоимость таких беспилотников достаточно высока, но это необходимо для увеличенной надежности и грузоподъемности.
Главными препятствиями для того, чтобы использовать дроны для чего-то важного в нашей стране являются вовсе не высокая стоимость и затянутая окупаемость проекта. Основные проблемы внедрения - преступность и проблемы законодательной базы. Полноценной законодательной базы коммерческой для передачи грузов при помощи мультикоптеров и прочих беспилотных летательных аппаратов не существует нигде.
Дополнительным ограничением является то, что в отличие от полноразмерных воздушных суден дроны могут летать далеко не на всех территориях. И основным препятствием в этом являются вовсе не объекты общего гражданского пользования, а именно частные охраняемые территории, такие как объекты недвижимости, принадлежащие высокопоставленным чиновникам. Эта проблема усложняется тем, что для подобных летательных аппаратов уже созданы специальные системы, сбивающие курс дрона, перенаправляющие его и ликвидирующие беспилотный объект.
Для разработки есть ряд ограничений, одним из которые является принятый 27 сентября 2019 года в Российской Федерации закон об учете и регистрации беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).
Согласно закону о беспилотных летательных аппаратах, учету подлежат дроны массой от 250 грамм до 30 кг. Беспилотникам разрешено летать на высоте до 150 метров и вдали от людей — на расстоянии от 50 метров.
Беспилотники массой от 30 килограмм нужно регистрировать в том же порядке, что и пилотируемые воздушные суда. За сутки до полета нужно согласовать план передвижения. За два часа до вылета - сообщить о готовности, после взлета - о факте вылета, после приземления - о завершении полета. Полеты возможны только вне диспетчерских зон. Нельзя проводить полеты и съемку в запретных зонах и зонах ограничения полетов.
БПЛА для эвакуации пострадавших из труднодоступных мест может быть использован в медицинских учреждения, в районах с потенциально опасными географическими зонами, подразделениях МЧС и в армейский подразделениях Российской Федерации, что, возможно, нивелирует ограничения недавнего закона.
1. Амелин, К.С. Метод ориентирования сверхлегкого БПЛА при редком обновлении данных о его местоположении // Стохастическая оптимизация в информатике. - 2014. - №10 (2). - С. 3-14.
2. Анненкова, Ж.Е. Разработка мехатронного дыхательного аппарата при реабилитации пациентов с нарушениями дыхательной функции / Ж.Е. Анненкова, А.В. Горин, В.В. Романов // Перспективы отраслевого взаимодействия в комплексной реабилитации: материалы II Международной научно-практической конференции (24¬25 октября 2019 года, г. Орёл). - 2019. - С. 10-13.
3. Гурьянов, А.Е. Моделирование управления квадрокоптером // Электронный научно-технический журнал Инженерный вестник. - 2014. - №8 - С. 522-534.
4. Егоров, О. Д. Мехатронные модули. Расчет и конструирование: Учебное пособие / О. Д. Егоров, Ю. В. Подураев. - М.: МГТУ «СТАНКИН», 2004. - 360 с.
5. Каршов, Р.С. Классификация беспилотных летательных аппаратов // Проблемы Науки. - 2016. - №11 (53). - С. 38-40.
6. Мартынов, А.К. Экспериментальная аэродинамика / А.К. Мартынов. - Москва: Государственное издательство оборонной промышленности, 1950. - 479 с.
7. Сенюшкин, Н.С. Применение композиционных материалов в конструкции БПЛА / Н.С. Сенюшкин, Р.Р. Ямалиев, Л.Р. Ялчибаева // Молодой ученый. - 2011. - №4. Т.1. - С. 59-61.
8. Шутин, Д.В. Повышение энергоэффективности беспилотных летательных аппаратов за счет применения новых подходов в проектировании и изготовлении корпусных изделий / Д.В. Шутин, В.В. Романов, Н.В. Токмаков // Энерго- и ресурсосбережение - XXI век.: материалы XVII международной научно¬практической конференции (2 - 4 декабря 2019 г., г. Орёл). - 2019. - С. 226-229.
9. Пат. RU 139238 U1, МПК: A62B 99/00. Беспилотный летательный комплекс первой помощи / Богомолов А.В., Алёхин М.Д., Русскин А.В.; патентообладатель
Богомолов А.В., Алёхин М.Д., Русский А.В. - № 2013151121/12; заявл. 18.11.2013; опубл. 10.04.2014 Бюл. № 10. - С. 10.
10. Пат. RU 2694528 C1, МПК: A62B 99/00. Способ проведения поисково-спасательных работ / Шерстнев В.В., Бодин О.Н., Безбородова О.Е. и др.; патентообладатель Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Кардиовид". - №2018139491; заявл. 07.11.18; опубл. 16.07.19, Бюл. № 20. - С. 31
11. Пат. RU 2658466 C1, МПК: A61B 5/04. Переносной и транспортируемый изолируемый роботизированный эвакуационный медицинский модуль / Садовничий В.А., Соколов М.Э., Подольский В.Е., и др.; патентообладатель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" (МГУ). - № 2017144637; заявл. 19.12.2017; опубл. 21.06.2018, Бюл. № 18. - С. 37.
12. Пат. RU 2698893 C1, МПК: A62B 99/00, B64C 39/02. Способ проведения поисково-спасательных работ / Борисов Е.Г., Талан А.С., Типикина К.С., Киртянова О.Н.; патентообладатель Общество с ограниченной ответственностью "ТехноСтандарт" (ООО "ТехноСтандарт"). - № 2018146345; заявл. 24.12.2018; опубл. 30.08.2019, Бюл. № 25. - С. 19.
13. Пат. RU 2706765 C1, МПК: B64C 27/08, B64C 39/02. Модульный
многовинтовой беспилотный летательный аппарат вертикального взлета и посадки и способ управления им / Галимов М.М., Афанасьев И.М., Данилов И.Ю., Липатов А.Н.; патентообладатель Автономная некоммерческая организация высшего образования "Университет Иннополис". - № 2018123436; заявл. 27.06.2018; опубл. 20.11.2019, Бюл. № 32. - С. 30.
14. Пат. RU 2657164 C1, МПК: G08G 5/00, G05D 1/00, B64C 39/00. Система
удалённого наблюдения и управления беспилотными летательными аппаратами / Разроев Э.А.О., Спинко В.Е; патентообладатель Общество с ограниченной ответственностью "Аэроксо". № 2016152047; заявл. 27.12.2016; опубл.
08.06.2018, Бюл. № 16. - С. 14.
15. Пат. US 2019/0283874 A1, МПК: B64C 27/08, B64C 39/02. Passenger carrying unmanned aerial vehicle powered by a hybrid generator system / Long N. Phan,
Samir Nayfeh, Eli M. Davis; патентообладатель Top Flight Technologies, Inc. - № 16/416,344; заявл. 20.05.2019; опубл. 19.09.2019. - С. 34.
16. Пат. JP 2017-210078 A, МПК: B64C 39/02, B64C 13/20, B64C 27/08, B64D 47/08, B64D 1/22. Human life rescue device / Yuichiro Niizaki, Yunito Niizaki. - № 2016-103893; заявл. 25.05.2016; опубл. 30.11.2017. - С. 9.
17. Пат. JP 2017213951, МПК: B64C 39/02, B64C 13/18, B64C 25/58.
Unmanned aircraft, rescue system and rescue method / Yusuke Sekine, Shinya Sano, Chisato Iwakiri, Ryota Yamane. -№2016-107764; заявл. 30.05.2016; опубл.
07.12.2017. - С. 24.
18. Пат. CN 108216606, МПК: B64C 27/08, B64D 47/00, B64D 47/08. A kind of high-rise fire rescues search unmanned plane temporarily / Wang Zhicheng. - № 201810098994.3; заявл. 31.01.2018; опубл. 29.06.2018. - С. 8.
19. Alderete, T.S. Simulator Aero Model Implementation - NASA Ames Research Center, Mof-fett Field, California. - p. 1-21.
20. Luukkonen, T. Modelling and Control of Quadcopter // School of Science - 2011. - P. 26.