Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования и управления ассортимента товаров на розничном торговом предприятии 6
1.1. Понятие ассортимента товаров, его характеристика и классификация 6
1.2. Свойства и показатели ассортимента товара 12
1.3. Особенности формирования ассортимента и контроль за его
состоянием 18
Глава 2. Аналитические аспекты управления процессом формирования ассортимента товаров в ПАО «Магнит» 24
2.1. Организационно-экономическая характеристика ПАО «Магнит» 24
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ПАО «Магнит» 32
2.3. Анализ формирования ассортимента товаров ПАО «Магнит» 39
Глава 3. Совершенствование процесса формирования ассортимента
товаров ПАО «Магнит» 49
3.1. Оптимизация ассортимента за счет расширения группы товаров
«кондитерские изделия» 49
3.2. Пути повышения эффективности управления ассортиментом
товаров 59
Заключение 66
Список использованной литературы 69
Приложения
Главная цель коммерческой деятельности торгового предприятия - получение прибыли через удовлетворение покупательского спроса при высокой культуре торгового обслуживания - требует гибкого реагирования на изменения, происходящие на рынке. Продавать товары надо так, чтобы любая коммерческая операция обеспечивала предельно возможный уровень рентабельности, торговый риск был сведен к минимуму, постоянно укреплялось положение торгового предприятия на рынке и росло доверие к нему со стороны деловых партнеров. Эффективная коммерческая деятельность обеспечивает устойчивое финансовое состояние предприятия, его конкурентоспособность.
Для того чтобы эта деятельность была эффективной, предприятия должны уметь выявлять все недостатки торгово -технологического и организационного процесса и устранять их. Фирмы не могут вечно полагаться на существующее состояние этого процесса, он должен постоянно совершенствоваться. Одним из составляющих этого процесса является формирование ассортимента и товарных запасов. От рациональности, полноты и устойчивости ассортимента зависит стабильность всего предприятия розничной торговли.
Стабильность торговой деятельности определяется рациональностью, полнотой и устойчивостью ассортимента товаров. От состава и обновляемости ассортимента непосредственно зависят рост товарооборота и ускорение реализации товаров. Отсутствие в торговле нужных товаров, их узкий, нестабильный или несоответствующий запросам потребителей ассортимент отрицательно сказывается на эффективности торговли.
Актуальность темы исследования определяется и тем, что процесс формирования ассортимента товаров - одно из главных направлений деятельности каждого предприятия. Особенно это направление приобретает значимость в нынешних условиях, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы с производимыми товарами зависят все экономические показатели организации и рыночная доля.
Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в управлении товарным ассортиментом и владеет методами ее реализации.
Предметом исследования является процесс управления ассортиментом ПАО «Магнит» за 2013 - 2015 гг.
Объектом исследования является торговое предприятие ПАО «Магнит».
Целью исследования является анализ теоретических и методических аспектов формирования и управления ассортиментом товаров на розничном торговом предприятии на примере ПАО «Магнит».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы формирования и управления ассортимента товаров на розничном торговом предприятии;
- изучить понятие ассортимента товаров, его характеристику и классификацию;
- рассмотреть организационно-экономическую характеристику
предприятия розничной торговли;
- проанализировать и оценить экономическую деятельность ПАО «Магнит»;
- рассмотреть способы совершенствования процесса формирования ассортимента товаров ПАО «Магнит»;
- на основе результатов проведенного исследования разработать пути совершенствования ассортимента товаров ПАО «Магнит».
Теоретической и методологической основой послужили нормативно - правовые акты РФ, научная и учебная литература в области экономики и маркетинга.
Эмпирической базой работы послужили данные бухгалтерского учета и отчетности ПАО «Магнит» за 2013-2015 гг.
Во введении раскрыты: актуальность выбранной темы работы; цель выполнения работы; задачи выполнения работы; объект и предмет выполнения работы; теоретическая и практическая основы выполнения работы.
В первой главе работы «Теоретические основы формирования и управления ассортимента товаров на розничном торговом предприятии» раскрыты: понятие ассортимента товаров, его характеристика и классификация; исследованы свойства и показатели ассортимента товара; изучены принципы, этапы формирования ассортимента и контроль за его состоянием в организациях розничной торговли.
Во второй главе работы «Аналитические аспекты управления процессом формирования ассортимента товаров в ПАО «Магнит» раскрыты следующие аспекты: организационно-экономическая характеристика предприятия
розничной торговли; проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ; рассмотрен анализ формирования ассортимента товаров ПАО «Магнит».
В третьей главе работы «Совершенствование процесса формирования ассортимента товаров ПАО «Магнит»» раскрыты: мероприятия по
совершенствованию процесса формирования ассортимента товаров .
В заключении работы представлены итоговые выводы по результатам ее выполнения.
Стабильность торговой деятельности определяется рациональностью, полнотой и устойчивостью ассортимента товаров. От состава и обновляемости ассортимента непосредственно зависят рост товарооборота и ускорение реализации товаров. Отсутствие в торговле нужных товаров, их узкий, нестабильный или несоответствующий запросам потребителей ассортимент отрицательно сказывается на эффективности торговли.
Под ассортиментом товаров понимают набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков. Различают два основных вида ассортимента товаров - промышленный и торговый.
Торговому ассортименту присуще такое понятие, как
сбалансированность. Сбалансированным является ассортимент, сочетающий различные виды и разновидности товаров в группе и разные группы товаров в торговом предложении.
Предметом исследования данной работы являлся процесс управления ассортиментом ПАО «Магнит» за 2013-2015 гг. Объектом исследования выступало торговое предприятие ПАО «Магнит».
Анализ экономической деятельности предприятия показал, что за период с 2013 по 2015 годы его деятельность была нестабильной. Чистая прибыль ПАО «Магнит» в 2014 году возросло почти в 3 раза с 13073967 тыс. руб. до 37098811 тыс. руб. С 2014г. до 2015 г. чистая выручка изменилась незначительно - увеличилась на 438015 тыс. руб. или на 1,2%. В основном чистая выручка состоит из доходов от участия в других организациях.
Выручка от продаж ПАО «Магнит» имеет варьирующую тенденцию, так если в 2014 году она уменьшилась на 1%, то в следующем году она возросла на 10,5% и составила 344 604 тыс. руб.
Прибыль от продаж в 2015 году снизилась на 9,3% по отношению к предыдущему году.
В 2015 году среднегодовая стоимость дебиторской задолженности увеличилась на 86,4% и на конец года составила 16298 374 тыс. руб.
Среднегодовая стоимость кредиторской задолженности в 2015 году имела тенденцию к увеличению, но незначительную по отношению к предыдущему году на 0,1% или на 5489 тыс. руб.
Уровень издержек обращения в 2014 году уменьшился на 1,2% по отношению к 2013 году. В 2015 данный показатель уменьшился на 1,7%.
Себестоимость продукции на протяжении всего исследуемого периода снижалась: в 2014 году она снизилась на 808 тыс. руб. или на 1,4%; в 2015 году себестоимость продукции снизилась на 3851тыс. руб. или на 6,7%. С уменьшением себестоимости уменьшилась и прибыль от продаж с 11560 тыс. руб. до 83204 в 2014 году, и с 83204 тыс. руб. до 7734 тыс. руб. в 2015 году.
Из анализа ликвидности баланса ПАО «Магнит» за 2013-2015 гг. следует, что недостаточная ликвидность баланса свидетельствует о неустойчивости финансового состояния предприятия. Все это говорит о том, что предприятию необходимо выискивать резервы для улучшения платежеспособности.
Анализ показателей рентабельности ПАО «Магнит» за 2013-2015 гг. показал, что отчетном периоде эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия по ряду показателей рентабельности снизилась, а по ряду возросла. Показатель общей рентабельности в 2015 году снизился на 1,3%
Рентабельность продаж в 2014 году возросла на 21,4% по отношению к
2013 году, а в 2015 году данный показатель снизился на 22,9% по отношению к
2014 г. В данном случае, рентабельность продаж имеет тенденцию к понижению, что свидетельствует о снижении конкурентоспособности продукции на рынке и о сокращении спроса на продукцию.
Чистая рентабельность предприятия в 2014 году увеличилась на 77,4% по отношению к предыдущему году, а в 2015 году этот показатель пош ел на снижение и снизился на 10%, что является отрицательной тенденцией и говорит о снижении эффективности деятельности предприятия.
Структура товарооборота ПАО «Магнит» состоит из 14 основных товарных групп. За 2015 год наибольший удельный вес в структуре товарооборота заняли такие товарные группы, как: кондитерские изделия (20,5%); непродовольственные товары (10,9%); хлеб и хлебобулочные изделия (11,5%); прочие продовольственные товары (9,6%).
Наименьший удельный вес в структуре приходится на такие группы товаров, как: мороженое (3,5%); табачные изделия (3,5%); пиццы (2,4%);
плоды, фрукты, ягоды (4,2%).
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что
покупатели магазинов розничной сети «Магнит» уменьшили потребление мяса, птицы и рыбы, взамен чего увеличили покупки колбасных изделий. Причиной уменьшения потребления данных видов товаров связано с увеличением средних цен по России в 2015 году.
На основе проведенного XYZ-анализа ассортиментных групп товаров ПАО «Магнит», было выявлено, что группа товаров «Кондитерские изделия» характеризуется средним стабильным уровнем объёма продаж и требует расширения номенклатуры товаров.
Расширить ассортимент группы товаров «Кондитерские изделия» было решено за счет добавления таких видов продукции как: 1) пряники ООО УК «Объединенные кондитеры»; 2) бисквитные рулеты ЗАО «Русский бисквит»; 3) вафли ООО «Сладонеж»; 4) печенье ТД «Сласти в дом»; 5) торты фирмы «Хэлла».
Таким образом, затраты на расширение ассортимента кондитерских изделий ПАО «Магнит» составят 291216 руб., а выручка от реализации товаров составит 349459,2 руб.
1. Абдукаримов, И. Т. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций (анализ деловой активности) [Текст] : Учебное пособие / И. Т. Абдукаримов. - М. : НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 320 с.
2. Аверина, О. И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст] : Учебник / О. И. Аверина, В.В. Давыдова, Н.И. Лушенкова. - М. : Кнорус, 2012. - 432 с.
3. Алексеева, А. И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст] : Учебное пособие / А. И. Алексеева - М. : Кнорус, 2016.
- 92 с.
4. Арутюнова, Д. В. Стратегический менеджмент [Текст] : Учебное
пособие / Д. В. Арутюнова - М. : ТТИ ЮФУ, 2010. - 122 с.
5. Архипов, И. А., Клишин, В. Ф. Товароведение [Текст] : Учебное пособие / И. А. Архипов, В. Ф. Клишин. - М. : Экономика, 2012. - 560 с.
6. Балабанов, И. Т. Финансовый анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта [Текст] Учебник - 2-е издание / И.Т. Балабанов. - М: Инфра-М, 2013. - 496с.
7. Бариленко, В. И. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст] : Учебное пособие / В. И. Бариленко. - М. : ФОРУМ, 2012.
- 463 с.
8. Басконов, В. В. Экономика предприятия оптовой торговли и сферы услуг [Текст] : Учебник для ВУЗов / В. В. Басконов. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 560 с.
9. Басовский, Л. Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст] : Учебное пособие / Л. Е. Басовский. - М : ИНФРА-М, 2015. - 78 с.
10. Брагин, Л. А. Торговое дело - экономика и организация [Текст] : Учебник для ВУЗов / Л. А. Брагин. - М: ИНФРА- М, 2014. - 278 с.
11. Вартанов, А. С. Экономическая диагностика деятельности предприятия: организация и методология [Текст] : Учебное пособие / А. С. Вартанов. - М. : Финансы и статистика, 2014. - 126 с.
12. Виноградова, С. Н. Коммерческая деятельность [Текст] : Учебник / С. Н. Виноградова. - Минск. :Выш. шк., 2012. - 121 с.
13. Вытовтов, А. А. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров [Текст] : Учебник / А. А. Вытовтов. - М. : НИЦ ИНФРА- М, 2013. - 176 с.
14. Голубенко, О. А. Товароведение непродовольственных товаров [Текст] : Учебное пособие / О. А. Голубенко, В. П. Новопавловская, Т. С. Носова. - М. : Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 336 с.
15. Гранаткина, Н. В. Товароведение и организация торговли продовольственными товарами [Текст] : Учебное пособие для начального профессионального образования / Н. В. Гранаткина. - М. : ИЦ Академия, 2013. - 256 с.
16. Данильчук, Ю. В. Товароведение и экспертиза мясных товаров. Лабораторный практикум [Текст] : Учебное пособие / Ю. В. Данильчук. - М. : ИНФРА- М, 2013. - 174 с.
17. Дубцов, Г. Г. Товароведение продовольственных товаров [Текст] : Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Г. Г. Дубцов. - М .: ИЦ Академия, 2012. - 76 с.
18. Ендовицкий, Д. А. Комплексный экономический анализ деятельности управленческого персонала [Текст] : Учебное пособие / Д. А. Ендовицкий. - М. : КноРус, 2016. - 211 с.
19. Жебелева, И. А. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров: Методические рекомендации по подготовке и защите выпускной квалификационной работы [Текст] : Учебное пособие / В. И. Криштафович, И. А. Жебелева, В. И. Заикина; Под ред. В. И. Криштафовича. - М. : Дашков и К,
2012. - 184 с.
20. Жилина, Е. В. Анализ динамики и структура товарооборота розничной сети «Магнит» [Текст] / Е. В. Жилина, В. Е. Корытова // «Экономика и социум». - 2016. - №4(23). - С 3 - 7.
21. Земедлина, Е. А. Товароведение и экспертиза товаров [Текст] : Учебное пособие для средних специальных учебных заведений / Е. А. Земедлина. - М. : ИЦ РИОР, 2013. - 156 с.
22. Иванов, И. Н. Экономический анализ деятельности предприятия [Текст] : Учебник / И. Н. Иванов. - ИНФРА- М, 2016. - 168 с.
23. Калачев, С. Л. Теоретические основы товароведения и экспертизы [Текст] : Учебник для бакалавров / С. Л. Калачев. - М. : Юрайт, ИД Юрайт,
2013. - 263 с.
24. Калинина, А. П. Анализ затрат, финансовых результатов и деловой активности коммерческих организаций [Текст] : Учебное пособие / А. П. Калинина, В. П. Курносова. - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2013. - 96 с.
25. Качковский, С. В. Содержание и задачи экономического планирования и анализа деятельности предприятия [Текст] : Учебник / С. В. Качковский. - М. : Экономист. - 2012. - 29-34 с.
26. Ковалев, В. В. Финансовый анализ [Текст] : методы и процедуры / В. В. Ковалев. - М : Финансы и статистика, 2013. - 3 с.
27. Коник, Н. В. Товароведение продовольственных товаров [Текст] : Учебное пособие / Н. В. Коник. - М. : Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 94 с.
28. Лисовский П. Т. Управленческие перспективы планирования ассортимента в розничной сети [Текст] / П. Т. Лисовский // Справочник экономиста. - 2012. - № 7. - С. 54 - 66.
29. Лысенко, Д. В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст] : Учебник / Д. В. Лысенко. - М : ИНФРА- М, 2016. - 81 с.
30. Маркарьян, Э. А. Экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст] : Учебное пособие / Э. А. Маркарьян. - М : КноРус, 2014. - 251 с.
31. Матюхина, З. П. Товароведение пищевых продуктов [Текст] : Учебник для начального профессионального образования / З. П. Матюхина. - М. : ИЦ Академия, 2012. - 146 с.
32. Нечитайло, А. И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст] : Учебное пособие / А.И. Нечитайло. - М : Феникс, 2014. - 56 с.
33. Одинцов, В. А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст] : Учебное пособие для нач. проф. образования / В. А. Одинцов. - М. : Академия, 2013. - 85 с.
34. Памбухчиянц, О. В. Технология розничной торговли [Текст] : Учебник / О. В. Памбухчиянц. - М : Дашков и Ко, 2012. - 41 с.
35. Панкратов, Ф. Г. Коммерческая деятельность [Текст] : Учебник / Ф. Г. Панкратов, Н. Ф. Солдатова. - 13-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и Ко,2012. - 75 с.
36. Раицкий, К. А. Экономика организации (предприятия) [Текст] : Учебник / К. А. Раицкий. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и Ко, 2013. - 122 с.
37. Райкова, Е. Ю. Теоретические основы товароведения и экспертизы [Текст] : Учебник для бакалавров / Е. Ю. Райкова. - М : Дашков и К, 2013. - 232 с.
38. Родина, Т. Г. Товароведение однородных групп продовольственных товаров [Текст] : Учебник для бакалавров / Л. Г. Елисеева, Т. Г. Родина, А. В. Рыжакова; Под ред. Л. Г. Елисеева. - М. : Дашков и К, 2013. - 534 с.
39. Русакова, Е. В. Комплексный экономический анализ деятельности предприятия [Текст] : Учебное пособие / Е. В. Русакова. - М. : Питер, 2016. - 64 с.
40. Сандракова, И. В. Практический подход к оценке ассортимента розничной торговой сети [Текст] / И. В. Сандракова, Л. А. Стратиенко // Практический маркетинг. - 2012. - № 3. - С. 31 - 35.
41. Сосненко, Л. Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст] : Учебное пособие / Л. Н. Сосненко. - М. : КноРус, 2016. - 182 с.
42. Толпегина, О. А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности в 2-х частях. Часть 2. Учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] : Учебное пособие / О. А. Толпегина. - М. : Юрайт, 2016. - 256 с.
43. Устинов, А. В. Ассортиментная политика торговых сетей [Текст] / А. В. Устинов // Управление продажами. - 2012. - № 3. - 216 - 219.
44. Чечевицына, Л. Н, Анализ финансово-хозяйственной деятельности [Текст] : Учебник / Л. Н. Чечевицына, К. В. Чечевицын. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 268 с.
45. Шишмарев, Е. М. Управление ассортиментом продукции в условиях изменяющего спроса [Текст] / Е. М. Шишмарев // Финансы и кредит.
- 2012. - № 16. - С. 56 - 59.
46. Ярымовский, В. И. Методика оптимизации товарного ассортимента [Текст] / В. И. Ярымовский // Маркетинг услуг. - 2012. - № 2. - С. 47 - 55.
47. ЗАО «Русский Бисквит» Официальный сайт [Электронный ресурс].
- Режим доступа: www.biskvit.ru.
48. ООО УК «Объединенные кондитеры» Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.uniconf.ru.
49. ООО «ТПК «Сладонеж» Официальный сайт [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://sladonezh.ru.
50. ПАО «Магнит» Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://magnit-info.ru.
51. ТД «Сласти в дом» Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://slastivdom.ru/price.html.
52. Фирма «Хэлла» Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://torty-voronezh.ru/brand/hella.