Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЦВЕТОВАЯ КУЛЬТУРА ФРАГМЕНТОВ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА СОЧИ

Работа №76571

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дизайн

Объем работы131
Год сдачи2020
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
253
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 5
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ЦВЕТОВОЙ КУЛЬТУРЫ………………... 8
1.1 Психофизиология восприятия цвета……
1.2 Историко-культурный фактор в формировании цветовой культуры 12
1.2.1 Учение Демокрита о цвете 18
1.2.2 Платон. Теория цвета и света 20
1.2.3 Исследования Аристотеля в области цвета 24
1.2.4 Теория Гете о цвете 25
1.2.5 Семантическое значение цвета в предметном окружении
человека 29
1.2.6 Философские представления о цвете и цветопредпочтения как
внутренняя движущая сила цветовой культуры 33
1.3 Эмоционально-психофизиологическая функция цвета 41
1.3.1 Психофизиологические особенности восприятия цвета 44
1.3.2 Цвет как фактор психофизиологического комфорта среды 47
Выводы к 1 главе 50
ГЛАВА 2. ЦВЕТ В ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОМ ОКРУЖЕНИИ ЧЕЛОВЕКА 52
2.1 Природно-климатические особенности как фактор
формирования цветовой среды 52
2.1.1 Пространство как источник цветовой культуры дизайна 55
2.1.2 Природное окружение и цветовая среда
города 65
2.2 Цвет в организации предметного окружения
человека 66
2.2.1 Взаимосвязь психофизиологии восприятия цвета и особенностей эксплуатации объекта-цветоносителя 70
2.2.2 Современные методы формирования цветовой среды с учетом особенностей архитектурного контекста 72
2.3 Информативно-знаковая функция цвета в дизайне 81
2.3.1 Цвет как способ передачи информации о функциональных и
эргономических особенностях объекта 83
2.3.2 Цвет и информация о форме объекта 85
Выводы ко 2 главе 86
ГЛАВА 3. КОЛОРИСТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕКТОВ
ДИЗАЙНА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ ГОРОДА СОЧИ 89
3.1 Особенности полихромии городской среды Сочи 89
3.2 Дизайн-решение батутной детской игровой площадки «Соты»
в городе Сочи 94
3.3 Дизайн-решение «ЭКСПО-2050» в городе Сочи под девизом
«Цвет-сталкер современного города» 104
Выводы к 3 главе 119
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 120
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 124
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность темы диссертационного исследования. Проблема гармонизации городской среды Сочи в настоящее время требует не только расширения
объемов проектирования, связанного с программой развития курорта, но и переориентации проектной деятельности в контексте традиций цветовой культуры.
Феноменом цветовой культуры опирается на колористику как сумму знаний о
цветовой среде. Проблема колористического формирования дизайна городской
среды Сочи заключается в отсутствии цветового единства, цветовой системы,
цветовой систематизации. Формирование особого цветового языка выражается в
системе цветовых знаков, способных нести смысловую эмоциональную и эстетическую информацию.
Особенности внедрения достижений цветовой культуры в дизайн городской среды Сочи обусловлены взаимовлиянием цветовых канонов и цветовых
традиций. В проектировании фрагментов городской среды Сочи задействованы
природно-климатические особенности региона, взаимовлияние цветовых канонов и вызревание цветовых традиций. При этом модель цветовой культуры раскрывается в различных аспектах материальной и духовной жизни. Цветовой
язык, как наиболее существенный признак цветовой культуры, входящий в комплекс культуры южного региона РФ, является одновременно художественно-эстетической и функционально-утилитарной знаковой системой.
Художественно-эстетическая знаковая система преимущественно основывается на цветовой символике и семантике, т.е. закрепленными за цветом определенными образами и смысловыми знаками.
Функционально-утилитарные знаковые системы основываются на психофизиологических особенностях восприятия и реакции на цвет элементов объемно-пространственных форм, синтезирующих цвет с пространством.
Цвет в руках дизайнера - это мощный инструмент, позволяющий решать
сложные социально-пространственные задачи.
На сегодняшний день достаточно детально исследованы вопросы архитектурно-дизайнерской колористики. Колористическая организация предметного6
наполнения среды города до сих пор еще остается без должного внимания. При
этом объекты дизайна в среде города несут сегодня, зачастую, основную часть
функциональной информации, во многом определяя и ее образ, и комфортность
в целом.
Цель диссертационного исследования: Разработка дизайн-объектов городской среды Сочи на основе применения природно-климатических, психологических и историко-культурных факторов, влияющих на формирование цветовой
культуры.
Задачи:
1. Исследовать специфику цветовой культуры.
2. Исследовать колорит как средство художественно-дизайнерской выразительности городской среды.
3. Разработать принципы колористической организации элементов дизайна
городской среды Сочи.
Магистерская диссертация построена на материалах научных трудов по
цветоведению, дизайну и цветовой культуре.
Объектом исследования: является естественно-природная и городская
среда в условиях совершенствования экологического потенциала курорта.
Предмет исследования: принципы цветовой организации фрагментов городской среды в контексте избирательности в отношении какого-либо цвета или
группы цветов.
Границы исследования определяются: рассмотрением дизайна городской
среды в контексте географического ареала и историко-культурных традиций периода развития.
Гипотеза исследования: настоящее исследование исходит из гипотезы о
том, что цветовая культура является составляющей культуры, опирается на психофизиологию восприятия и колористику как сумму знаний о цветовой среде.
При этом в неограниченной палитре цветовой среды раскрывается ее индивидуально-когнитивный угол преломления, смена сложившихся стереотипов в
дизайне городской среды.7
Методическим ориентиром исследования является: эстетические,
культурологические и эвристические подходы, раскрывающие проблемы колористического формирования дизайна городской среды Сочи.
Научная новизна и практическая значимость исследования.
Впервые городская среда курорта Сочи рассматривается в контексте цветовой
среды, раскрывается в объектах дизайна.
Апробация работы: Результаты исследования использованы при разработке дизайн-решений объектов городской среды Сочи. Результаты исследования положены в основу дизайн-решений, апробированы в дизайн-проектах:
1. Особенности полихромии городской среды Сочи.
2. Дизайн-решение батутной детской игровой площадки «Соты» в г. Сочи.
3 Дизайн-решение «ЭКСПО-2050» в городе Сочи под девизом «Цвет-сталкер
современного города».
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения,
трех глав и заключения, списка использованной литературы и иллюстративного приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Колористическое формирование дизайна городской среды Сочи опирается
на цветовую систематизацию. Формирование особого цветового языка выражается в системе цветовых знаков, способных нести смысловую эмоциональную и
эстетическую информацию.
Особенности внедрения достижений цветовой культуры в дизайн городской среды Сочи обусловлены взаимовлиянием цветовых канонов и цветовых
традиций. В проектировании фрагментов городской среды Сочи задействованы
природно-климатические особенности региона.
Функционально-утилитарные знаковые системы основываются на психофизиологических особенностях восприятия и реакции на цвет элементов объемно-пространственных форм, синтезирующих цвет с пространством.
Объекты дизайна в среде города несут основную часть эмоциональной информации, во многом определяя и ее образ, и комфортность в целом.
Выполнена цель диссертационного исследования: разработаны дизайнобъекты городской среды Сочи на основе применения природно-климатических,
психологических и историко-культурных факторов, влияющих на формирование
цветовой культуры.
Решены задачи:
1. Исследована специфика цветовой культуры.
2. Исследован колорит как средство художественно-дизайнерской выразительности городской среды.
3. Разработаны принципы колористической организации элементов дизайна городской среды Сочи.
Впервые городская среда курорта Сочи рассматривается в контексте цветовой
среды, раскрывается в объектах дизайна.
Результаты исследования использованы при разработке дизайн-решений
объектов городской среды Сочи. Результаты исследования положены в основу
дизайн-решений, апробированы в дизайн-проектах:
1. Особенности полихромии городской среды Сочи.121
2. Дизайн-решение батутной детской игровой площадки «Соты» в г. Сочи.
3 Дизайн-решение «ЭКСПО-2050» в городе Сочи под девизом «Цвет-сталкер
современного города».
1 . Цвет в предметной среде имеет знаковый характер, он может нести различные
значения: цвет - символ (как духовное порождение всего человечества), цвет -
аллегория и метафора (как духовное порождение данного народа или социальной
группы), цвет – образ ( как результат индивидуального творчества художника),
цвет - знак (как условное кодирование). Однако применительно к профессиональной деятельности дизайнера мы можем говорить в-первую очередь о «цветеобразе» и «цвете-знаке». Эти семантические значения опираются в некоторых
случаях на высшие значения - символы- как например, в средневековой геральдике или используемых в современном течении «постмодернизм» - аллегории и
метафоры. Это связано с полисемантичностью цвета - т.е. его способностью принимать на себя и передавать не только конкретные значения, но и значения отвлеченные, относящиеся к духовной сфере, эмоционально окрашенные.
2. Используя исследования в области влияния индивидуальных свойств человека
на восприятие цвета (особенности нервно-психического склада субъекта, субъективное восприятие цвета), можем констатировать, что субъективные цветопредпочтения в формировании цветовой среды проявляются двояко: через мастерство дизайнера, художника, в творчестве которых воплощаются элементы
художественной культуры, и через ассоциации зрителя, базирующиеся на индивидуальных свойствах личности. Причем, эти индивидуальные особенности
необходимо учитывать при определении целевой аудитории при формировании
цветовой среды конкретного функционального назначения. С помощью же творчества проектировщика в цветовую среду привносятся элементы профессиональной цветовой культуры и признаки современной художественной культуры -
цветовой моды.
3. Цветовая культура общества имеет выражение в характере предпочтительных
цветовых контрастов и цветовых сочетаний в цветовой среде, субъективные122
предпочтения и мода вносят современность в характер их профессиональной интерпретации.
4. Палитра, структура и динамика полихромии природного окружения являются
важной составляющей гармоничного цветового окружения человека. Создание творчески обоснованного контраста или нюанса искусственно созданной
среды с природным окружением невозможно без всестороннего учета ее компонентов - как цветового фона (почва, степень и характер озелененности, цветность
водных поверхностей и небосвода, сезонная изменчивость природного окружения).
5. Цвет объектов дизайна городской среды воспринимается реципиентом не
только психофизиологически, но и эмоционально и эстетически. Выделены цветовые ассоциации:
- опирающиеся на психофизиологические особенности восприятия цвета, связанные с ощущениями визуального характера (конкретные объекты и явления); -
опирающиеся на психофизиологические особенности восприятия цвета, связанные с ощущениями не визуального характера (весовые, температурные, фактурные, акустические, пространственные, вкусовые и др. ассоциации);
- опирающиеся на психофизиологические особенности восприятия цвета, связанные с ощущениями эмоционального характера (позитивные, негативные,
нейтральные ассоциации);
- связанные с абстрактной идеей, этические («добро-зло», «сильный-слабый»,
«жизнь- смерть», «мужское-женское», «телесное-духовное» и др.);
- топологическими (ориентация по сторонам горизонта, верх-низ, правое-левое,
центр-периферия).
6. Основным объектом деятельности дизайнера при колористическом формообразовании является цветовая форма, причем ее палитра и структура строится как
система цветовых контрастов различной сложности.
7. Полихромия способна активно влиять на восприятие формы, выражать на
своем языке ее свойства, но может их иллюзорно, целенаправленно изменять.
Причем, при взаимодействии цветовой формы:123
- с линейной формой, как правило, активно выявляется цветовой контраст
между объектом и фоном;
- с плоскостной формой, цветовые контрасты выполняют композиционнодекоративную роль, организуя в первую очередь структуру палитры цветовой
гармонии;
- с объемной формой, цветовые контрасты выявляют или визуально деформируют форму-цветоноситель; выявляют в ней главные элементы и ослабляют
второстепенные;
- с ансамблем, цветовые контрасты объединяют формы или расчленяют их
на родственные группы, устанавливают соподчиненность между ними; обеспечивают цвето-предметную целостность ансамбля.
8. Цвет являясь знаковым содержанием цветовой формы, определенным «сигналом» - несущим смысловую информацию об объекте дизайна, связанную с функционально - эргономическими и эксплуатационными особенностями объекта
(указательная, предупредительно-защитная и социально-знаковая информация);
конструктивно-технологическими особенностями (тектоника объекта); особенностями построения формы.


Аитов P.P. Формирование цветовой среды современных сельских населенных мест: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата архитек¬туры. - М., 1986.-48 с.
3. Александрова Е.Н. Вклад архитектуры модерна в цветовую среду Москвы / Александрова Е.Н. - Текст : непосредственный // Колористика города : Матери¬алы международного семинара - Москва :1990.- с.147-155.
4. Алексеев С.С. Цветоведение для архитекторов. / Алексеев С.С. Теплов Б.М., Шеварев П.А.-М.; Л.: Изд-во ГОНТИ, 1938.-158 с. - Текст : непосредственный.
5. Альбер-Ванель М. Цветовые ансамбли и их использование в архитектуре / Альбер-Ванель М. -Текст пер. с франц: непосредственный // Колористика го¬рода: Материалы международного семинара - Москва :1990.- с.252-265.
6. Анищенко, И. Г. Семиотика искусства: история и онтология : учебное пособие / И. Г. Анищенко, В. Н. Вагин - Москва : Издательство Московского универси¬тета, 2013. - 680 с.- ISBN 978-5-19-010803-3 - Текст : непосредственный.
7. Аристотель. О душе : сочинения / Аристотель - в 4 т. - М. : Мысль, 1975. - Т. 1. -371-448 с. - Текст : непосредственный.
8. Аристотель. Физика :сочинения / Аристотель- в 4 т. - М. : Мысль, 1981. - Т. 3. -59-262 с. - Текст : непосредственный.
9. Аристотель. Метафизика. Книга I : Сочинения / Аристотель -в 4 т. - М. : Мысль, 1975.- 65-93 с. - Текст : непосредственный.
10. Баскин, М.П. Об эстетических теориях европейского средневековья / М.П. Баскин - сб. ст.. - Москва: Академия СССР, 1961.- 256-281 с. - Текст : непосред¬ственный.
11. Беленький Л.И. Задачи технического цветоводения. / Беленький Л.И. - Текст: Цвет.Материалы. Дизайн.- Москва, 1989.- с.71-75.
12. Беляева Н.М. Восприятие цвета в интерьере./ Беляева Н.М.,Дозорцева Т.Б.,Юдин Л.П.- Текст: непосредственный // Цвет. Материалы. Дизайн. - Москва, 1989.- с.68-71.
13. Беляева Н.М. Проектирование цвета в интерьере на основе методологии при¬кладного системного анализа./ Беляева Н.М., Хазин В., Юдин Л. - Текст : непо¬средственный // Колористика города : Материалы международного семинара - Москва :1990. - с.223-230.
14. Блисс Э.К. Искусство, цвет, архитектура: их синтез. / Блисс Э.К.- Текст пер. с англ : непосредственный // Колористика города : Материалы международного семинара - Москва :1990.- с.15-25.
15. Булев Т. Цвет в современной среде городов Болгарии./ Булев Т. -Текст пер. с англ : непосредственный // Колористика города : Материалы международного семинара - Москва :1990.-с.166-171.
16. Воробьев Г. Колористы: кто они и как их готовить?/ Воробьев Г. - Текст: непосредственный // Цвет. Материалы. Дизайн. - Москва, 1989. - с.289-294.
17. Гайдук Т.Ф. Цвет и стандартизация в индустриальном домостроении./ Гайдук Т.Ф. - Текст: непосредственный // Цвет. Материалы. Дизайн. - Москва, 1989. - с.39-43.
18. Датчук Ю. Автоматизация и проектирование колористики./ Датчук Ю. - Текст : непосредственный // Колористика города : Материалы международного семинара - Москва :1990.- с.277-283.
19. Десомбр П. Цвет и рабочее окружение./ Десомбр П. - Текст : непосредствен¬ный // Колористика города : Материалы международного семинара - Москва :1990.- с.235-240.
20. Елизаров В.Ж. Региональные аспекты колористики предметно-простран¬ственной среды. / Елизаров В.Ж. - Текст: непосредственный // Цвет. Матери¬алы. Дизайн. - Москва, 1989. - с.32-35.
21. Елизаров В. Региональный контекст и цветовая концепция города / Елизаров В.Ж. - Текст: непосредственный // Цвет. Материалы. Дизайн. - Москва, 1989.- с.199-205.
22. Ефимов A.B. Цвет в предметной среде. / Ефимов A.B. - Текст : непосредствен¬ный // Актуальные проблемы. Техническая эстетика- 1988.-№12- с. 1-3.
23. Ефимов A.B. Колористика города. / Ефимов A.B. - М.: Стройиздат, 1990. - 272 с.- Текст : непосредственный.
24. Железняк О. Цвет как ценность и норма жизнедеятельности / Железняк О. - Текст : непосредственный // Колористика города : Материалы международного семинара - Москва :1990.-с.84-92.
25. Жильсон, Э. Разум и откровение в средние века / Э. Жильсон // Богословие в культуре средневековья: сб. ст. / под ред. Л. Лутковский. - Киев: Христианское братство «Путь к истине», 1992.-108с.- Текст : непосредственный
26. Зайцев A.C. Цвет в изобразительном искусстве и его изучение. / Зайцев A.C. - Текст: непосредственный // Цвет. Материалы. Дизайн. - Москва, 1989.- с.55-59.
27. Иттен И. Искусство цвета. / Иттен И - М.: Изд. Д.Аронов, 2000. -96 с ; ил.- Текст : непосредственный
28. Иноземцева А. Зеленые насаждения в формировании цветового образа Города / Иноземцева А. - Текст : непосредственный // Колористика города : Ма¬териалы международного семинара - Москва :1990.- с.205-210.
29. Кириенко И.П. Преемственность в системе непрерывной подготовки буду¬щих дизайнеров. Метод «Ключ» / Кириенко И.П., Новиков А.И. - Текст : непо¬средственный // 4 Научный форум дизайнеров. Сборник статей. -Москва: 2013.¬. № 1. -С. 114-115.
30. Кондаков И.В. Цвет в природе и искусстве./ Кондаков И.В. - Текст : непо¬средственный // Человек-природа-искусство. Л.: 1986.- с. 88-101.
31. Константинов В.Ф. О влиянии технологических источников света на цвет поверхностей производственной среды. / Константинов В.Ф. - Текст: : непосред¬ственный // Цвет. Материалы. Дизайн. - Москва: 1989.- с.43-46.
32. Коплстон, Ф.Ч. История средневековой философии / Ф.Ч. Коплстон ;пер. с англ. И. Борисовой. - Москва. : Энигма, 1997.-494 с.
33. Кричевский М.Е. Цветовое решение интерьеров КАМАЗа. Принципиальная цветовая схема. /. Кричевский М.Е. - Текст: непосредственный // Техническая эстетика. -М: 1978. - №7 - с. 13-16.
34. Кричевский М.Е. Производственный интерьер: архитектурно-колористиче¬ская концепция. / Кричевский М.Е. - Текст: непосредственный //Техническая эс¬тетика. -М: 1990 - №3 - с. 13-16.
35. Лемешев С.К. Колористическое средообразование в традиционных Культурах. / Лемешев С.К. - Текст: : непосредственный // Цвет. Материалы. Ди¬зайн. - Москва: 1989, с.28-32.
36. Лосев, А.Ф. Историческое значение Ареопагитик / А.Ф. Лосев - Текст: : непо¬средственный // Вопросы философии- Москва.: Изд. Академиздатцентр "Наука", 2000. - № 3 .- с.71-82
37. А.Ф.Лосев. История античной эстетики, том III / А.Ф.Лосев - Москва : "Ис¬кусство", 1974 - 257 с.- Текст : непосредственный.
38. Лосский, Н.О. Мир как осуществление красоты. / Лосский, Н.О. - М.: Про¬гресс-Традиция, 1998 - 280 с. ил. .- Текст : непосредственный.
39. Люшер М. Цветовой тест Люшера / Люшер М. - М. : Эксмо, 2005-193 с.- SBN: 5-699-11508-60 - Текст : непосредственный.
40. Маилов С. Цвет и свет в архитектуре Армении и Грузии. / Маилов С. - Текст : непосредственный // Колористика города : Материалы международного семи¬нара: М., 1990 -с.162-166,
41. Мельников Л,Н. Цвет: что стоит за этим понятием / Мельников Л,Н. - Текст: : непосредственный // Цвет. Материалы. Дизайн. - Москва: 1989 -с.64-68.
42. Миронова Л.Н. Цветоведение. / Миронова Л.Н. - Минск: Вышэйшая школа, 1984. - 287 с. - Текст : непосредственный.
43. Миронова Л.Н. Пространство и цвет в истории культуры. / Миронова Л.Н. - Текст : непосредственный //Техническая эстетика - М: 1988 - №«12» - с. 5-9.
44. Миронова Л.Н. Семантика цвета / Миронова Л.Н. -Текст: : непосредственный // Цвет. Материалы. Дизайн. - Москва: 1989 - с.11-16
45. Правоторова А.А. Социально-культурные основы архитектурного проектиро¬вания: учебное пособие./ Правоторова А.А. -СПб. : Издательство «Лань», 2012. -288 с. - Ил. -ISBN 978-58114-1389-8 - Текст: : непосредственный
46. Пронина И. А. К вопросу о роли цвета в предметном и архитектурном про¬странстве./ Пронина И. А. -Текст: : непосредственный // Цвет. Материалы. Ди¬зайн. - Москва: 1989. - с.16-21.
47. Пономарева Е.С. Проблема методов в анализе воздействия цвета на человека / Пономарева Е.С. - Текст: : непосредственный // Цвет. Материалы. Дизайн. - Москва: 1989.- с.21-25.
48. Рогге Ф. Цветовой облик площади Рынок в Веймере. - Текст : непосредствен¬ный // Колористика города : Материалы международного семинара - Москва :1990.- с.108-121.
49. Савинова С. В. Подходы к определению свойств и функций визуальных ком¬муникаций и их классификация / .Савинова С. В., Харунжева А. А. // Научно¬методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 18. - С. 139-146.- URL: https://e-koncept.ru/ (дата обращения 18.05.2020). -Текст : электронный
50. Сивик Л, Оценка цвета в естественной и искусственной среде. - Текст : непо¬средственный // Колористика города : Материалы международного семинара-М.: 1990 - с. 171-175
51. Соколов Н.Б. Сочи-Мацеста (очерк архитектуры). / Соколов Н.Б. - М.: Госу¬дарственное издательство архитектуры и градостроительства, 1950. - 18-21 с. - Текст: : непосредственный
52. Семенова Т.С. Цвет в городе. / Семенова Т.С. — М.: Tikkurila Paints Oy, 2007.
- 120 с. -Текст: : непосредственный
53. Соловьев, В.С. Философия искусства и литературная критика / В.С. Соловьев.
- М.: Искусство, 1991.- 702 с.-Текст: : непосредственный
54. Степанов H.H. Цвет в интерьере. / Степанов H.H. - К.: Вища школа, 1985. - 184 с. -Текст: : непосредственный
55. Сырьщева Н.В. Семантика колористического строя предметно- простран¬ственной среды традиционного азербайджанского жилища / Сырьщева Н.В. -

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ