Введение 3
1.. Теоретические аспекты формирования и развития деловой активности предприятия 6
1.1. Сущность и понятие деловой активности субъекта 6
1.2. Факторы формирования системы управления развитием деловой
активности предприятия 14
1.3. Методика анализа деловой активности коммерческой организации и
показатели ее расчета 25
2. Анализ деятельности ООО «ГРИН» 32
2.1. Организационно-экономическая характеристика 32
2.2. Диагностика финансово-хозяйственной деятельности 41
2.3. Диагностика деловой активности ООО « ГРИН» и перспективы
нивелирования проблем в финансово-хозяйственной деятельности 48
3. Разработка и формирование мероприятий развития деловой активности предприятий сервиса 54
3.1. Обоснование мероприятий повышения деловой активности 54
3.2. Экономическое обоснование внедрения программного продукта 65
Заключение 70
Список использованных источников 73
Приложения
Актуальность. В частности, понятие деловой активности предприятия включает в себя характеристику его коммерческой и производственно- хозяйственной деятельности. Поскольку российской экономической науки понятие «деловая активность» характеризуется относительной новизной, ее терминология в настоящее время до конца не изучена и не исследована. Проблем заключаются в размытости самой дефиниции, ее формулировке в различных авторских подходах. Следовательно, на основе изучения литературных источников, обобщения данных, используемых ведущими специалистами, понятие «деловая активность предприятия» можно конкретизировать и определить масштаб его применения в условиях современного рынка.
Значимость анализа деловой активности организаций сферы сервиса определяется выявлением зависимости, между тем, что имеем в результате анализа, и между тем, что можем получить, в результате стратегических мероприятий и программ в вопросах обеспечения наиболее совершенного уровня деловой активности организации.
Управление деловой активностью основано на анализе действующего бизнеса и проводится с помощью форм бухгалтерской отчетности, как по качественным, так и по количественным показателям. За основу берется метод управления деловой активностью как диалектический подход, организованный на проведение исследования предприятия в движении, развитии и изменении, где методика определяется определенной последовательностью действий, действие которых направлено на комплексность и всесторонность исследования. Установление комплекса способов оценки - завершающий этап алгоритма управления деловой активностью предприятия.
Сущность понятия деловой активности и определения её показателей рассматриваются в трудах таких ученых-экономистов: Э.Дж. Долана [3], Д.
Линдсея [4], В.В. Бочарова [1], Ю.С. Цал-Цалко [17], В.В. Ковалева [9], Г.В. Савицкой [16], Л.О. Коваленко, Л.М. Ремневой [10], О.О. Заикиной [6], В.О. Мец [12], О.А. Гарасюку, М.Ю. Игнатенко [2], Н.К. Моисеевой и М.В. Конышевой [14].
Согласно мнениям зарубежных авторов по анализу деловой активности, большинство ученых, таких как Стоун, К. Хитчинг, Д. Дениелс, М. Л. Ииерс, Б. Нидиз, Э. Самуэль и многие другие, считают основными показателями, характеризующими деловую активность предприятия, коэффициенты рентабельности, а также показатели прибыли. В дополнение к данной группе рассчитываются показатели оборачиваемости, остальные показатели деятельности, такие как ликвидность, финансовая устойчивость, имущественное положение считаются второстепенными.
Применяемые в России методические основы анализа деловой активности отличаются от зарубежных. Отсутствие единой методики приводит к тому, что анализ деловой активности предприятиями провидится факультативно и не является обязательным. В большинстве же развитых стран существуют компании, разрабатывающие систему критериев для оценки состояния организации и тиражирующих компьютерные программы, с помощью которых оценить деловую активность любого предприятия можно в течение нескольких минут. Тем не менее, для анализа деловой активности отечественные авторы предлагают зарекомендовавшие себя методы, позволяющие с разных подходов оценить деловую активность - предприятия независимо от его организационно-правовой формы и рода деятельности, так как чаще всего основными анализируемыми показателями выступают показатели оборачиваемости, рентабельности, ликвидности, платежеспособности, данные для расчета которых можно легко найти в бухгалтерской отчетности любого предприятия. Таким образом, аналитик, в зависимости от целей анализа и сроков его проведения, может выбрать одну из представленных выше методик, но так как все они тесно взаимосвязаны между собой, можно объединять их для более широкого и полного анализа деловой активности предприятия.
Цель исследования - исследование деловой активности и перспектив развития предприятий сервиса.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка организационно-экономического обоснования развития предприятия на основе активизации деловой активности.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- исследовать теоретические аспекты определения деловая активность;
- сформировать систему управление развитием деловой активности предприятия
- дать оценку деловой активности организации;
- разработать механизм повышения деловой активности предприятия и экономически их обосновать.
Объект исследования. Деятельность предприятия ООО «ГРИН» в экономической системе Российской Федерации.
Предмет исследования. Организационно-методическое обеспечение развития ООО «ГРИН» на основе мероприятий по повышению деловой активности.
Методология исследования включает системный, экономический, структурно-динамический, статистический анализ; методы экономической теории, системного анализа, сравнений, обобщений, аналогий.
Практическая значимость. Рассмотренные теоретические аспекты и реализация обоснованного организационно-методического обеспечения развития деловой активности ООО «ГРИН» позволят повысить конкурентный статус компании и укрепить свои позиции на рынке недвижимости.
Структура и объем выпускной квалификационной работы состоит из: введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
На основе проведенного исследования ООО «ГРИН», его аналитической и практической деятельности, можно сделать ряд выводов и порекомендовать ряд мероприятий по повышению деловой активности компании и на этой основе выработать эффективное коллегиально-управленческое решение, которое будет обеспечивать решение всех поставленных задач.
Так, применяемые в России методические основы анализа деловой активности отличаются от зарубежных. Отсутствие единой методики привело к тому, что анализ деловой активности предприятиями проводится факультативно и не является обязательным.
В большинстве же развитых стран существуют компании, разрабатывающие систему критериев для оценки состояния организации и тиражирующих компьютерные программы, с помощью которых можно оценить деловую активность любого предприятия в течение нескольких минут. Тем не менее, для анализа деловой активности отечественные авторы предлагают зарекомендовавшие себя методы, позволяющие с разных подходов оценить деловую активность предприятия независимо от его организационно-правовой формы и рода деятельности, так как чаще всего основными анализируемыми показателями выступают показатели оборачиваемости, рентабельности, ликвидности, платежеспособности, данные для расчета которых можно легко найти в бухгалтерской отчетности любого предприятия. Поэтому, аналитик, в зависимости от целей анализа и сроков его проведения, может выбрать одну из представленных выше методик, но так как все они тесно взаимосвязаны между собой, можно объединять их для более широкого и полного анализа деловой активности предприятия. Из чего следует, что если компания владеет ситуацией на рынке недвижимости и анализирует факторное влияние внешней и внутренней среды, тем более эффективной может быть деятельность компании. Проводя предварительный анализ, составляя план маркетинга и претворяя его в жизнь, менеджеры используют разнообразную информацию о клиентах, конкурентах, поставщиках и о прочих участниках рынка. Благодаря маркетинговым исследованиям фирма решает вопрос о продвижении на рынке.
Формирование основных критериев/основ развития бизнес-площадки компании ООО «ГРИН» основано на выработанной и применяемой в рамках ведения бизнеса эффективной модели бизнес-планирования, которая подразделяет плоскость функционирования и ведения бизнеса в рамках компании, на внутреннюю и внешнюю среду.
Компания ООО «ГРИН» отличается эффективностью использования всех видов ресурсов и характеризуется качественной системой управления, разбитой по связям и задачам, возможностям экономического роста и достаточностью капитала организации для ведения бизнеса, т.е. чем лучше ООО «ГРИН» владеет ситуацией на рынке недвижимости и анализирует факторное влияние внешней и внутренней среды, тем более эффективной может быть деятельность компании. Проводя предварительный анализ, составляя план маркетинга и претворяя его в жизнь, менеджеры используют разнообразную информацию о клиентах, конкурентах, поставщиках и о прочих участниках рынка. Благодаря маркетинговым исследованиям фирма решает вопрос о продвижении на рынке.
Критерии развития компании определяются в большей степени тремя основными требованиями, к производственной сферы внутренней среды, во- первых, это максимизация эффективности предлагаемых услуг и объем продаж, во-вторых, минимизации затрат во внутренней среде, и, в-третьих, удовлетворение потребностей запросов клиентов и максимально ориентированный уровень объема продаж объектов. Данный процесс носит цикличных характер с обратной связью. И как показывает практика, это довольно хорошо организованный процесс с минимальными затратами. Рассматривая деловую активность ООО «ГРИН» в контексте формирования концептуальных основ и системного управления развитием, следует, что организации необходимо обратить внимание на обеспечение успешного функционирования хозяйствующей системы в разрезе использования показателей как количественной, так и качественной оценки. Кроме того, в концептуальный механизм управления развитием деловой активностью необходимо включить и рассмотреть с точки зрения экономического механизма, нивелирование воздействия частных факторов на экономику предприятия, включая разработку экономической модели, учитывающей внутренние и внешние взаимосвязи и взаимозависимости.
к наиболее значимым направлениям мероприятий повышения деловой активности следует отнести:
1) повышение доли прибыли в обороте. Основанием является контроль над формированием издержек обращения для понижения их уровня. К числу особо значимых средств контроля, как предполагается, относится процесс бюджетирования расходов и, конечно же, отрицательный денежный поток, т.е. отток средств;
2) процесс ускорения оборачиваемости активов. Основная цель - рост рентабельности, или нейтрализация процесса отрицательного воздействия рентабельности в отсутствие возможности роста доли прибыли в обороте. Поскольку мы знаем, что деловая активность предприятия в части финансов определяется оборачиваемостью оборотных средств, то, следовательно, финансовый анализ определяется и проводится анализом динамических показателей оборачиваемости. При этом, эффективность характеризующаяся оборачиваемостью и рентабельностью средств плюс их источник формирования, то тогда все показатели деловой активности, которые все- таки определяют оборачиваемость капитала, следует отнести к показателям эффективности коммерческой организации. Кроем того, ООО «ГРИН» имеет собственные пути и методы увеличения рентабельности, включая увеличение объема продаж, эффективное повышение и рациональное использование оборотных и необоротных активов.
1. Российская Федерация. Государственная Дума. Гражданский кодекс Российской Федерации. [Текст] Части первая, вторая и третья: по состоянию на 1 февр. 2012 г : офиц. текст / М-во юстиции Рос. Федерации. - М. : Юрайт, 2012. - 480 с. - (Правовая б-ка).
2. Российская Федерация. Государственная Дума. Налоговый кодекс Российской Федерации. [Текст] Части первая, вторая и третья: по состоянию на 12 февр. 2012 г : офиц. текст / М-во юстиции Рос. Федерации. - М. : Юрайт, 2012. - 524 с. - (Правовая б-ка).
3. Ансофф, И. Бизнес и рынок [Текст] : учеб. пособие / И. Ансофф. - М. : ЗАО «Бизнеском», 2010. - 342 с.
4. Баринов, В. А. Экономика предприятия и его деловая активность [Текст] : учебник / В. А. Баринов, В. Л. Харченко. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 237 с.
5. Белоцерковский, С.М. Использование сбалансированной системы показателей как инструмент оценки развития [Текст] / С.М. Белоцерковский,
В. И. Горяинов // ТулГУ. - 2008. - № 5. - С. 250-265.
6. Бердникова, Т. Б. Анализ и диагностика финансово¬
хозяйственной деятельности предприятия [Текст] : учеб. пособие / Т.Б. Бердникова. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 215 с.
7. Бондаренко, О.Н. Управление компанией на основе сбалансированной системы показателей [Текст] / О.Н. Бондаренко // Российское предпринимательство. - 2011. -№ 11. - С. 18-22.
8. Боташева, Л.С. Комплексная стратегия предприятия. [Текст] / Л.С. Боташева // Аудит и Финансовый анализ. - 2008. - № 6. - С. 6-8.
9. Богуславская, С.Б. Системное стратегическое управление компанией: подходы и этапы постановки [Текст] : учебник / С.Б.
Богуславская. - СПб. : Политехнический университет, 2011. - 170 с.
10. Гершун, А.М. Разработка сбалансированной системы показателей [Текст] : учебник / А.М. Гершун, Ю. С. Нефедьева. - М. : ЗАО «Олимп- Бизнес», 2009. - 128 с.
11. Горский, М.А. Золотые страницы. Лучшие примеры внедрения сбалансированной системы показателей [Текст] : учеб. пособие / М.А. Горский, А.М. Гершун. - М. : ЗАО «Олимп-Бизнес», 2010. - 416 с.
12. Горский, М.А. Диагностика сбалансированной системы показателей: Поддерживая максимальную эффективность [Текст] : учебник / М.А. Горский, П. Нивен. - М. : Баланс Бизнес Наук, 2011. - 256 с.
13. Естехина, И.В. Инструментарий оценки эффективности
интегрированной компании на основе сбалансированной системы показателей [Текст] И.В. Естехина // Экономика, предпринимательство и право. - 2012. -№ 3 (14). - С. 29-42.
14. Жемчугов, А.М. Инновационный подход к сбалансированной системе показателей [Текст] / А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов // Российское предпринимательство. - 2010. - № 6. - С. 86-90.
15. Кандалинцев, В.Г. Сбалансированное управление предприятием [Текст] : учебник / В. Г. Кандалинцев. - М. : КНОРУС, 2016. - 224 с.
16. Каплан, Р. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию [Текст] : учебник / Р. Каплан, Д. Нортон. - М. : ЗАО «Олимп- Бизнес», 2008. - 227 с.
17. Калинина, Л.Е. Государственная политика в сфере бизнеса: деловая активность и мониторинг [Текст] / Л.Е. Калинина // ЗАО «Олимп- Бизнес»: право и экономика. - 2014. - № 5. - С. 63-90.
18. Карелина, М.В. Особенности применения сбалансированной системы показателей как инструмента управления развитием компании [Текст] М.В. Карелина // Омский Государственный Университет. - 2010. - №2.- С. 23-30.
19. Катькало, В.С. Исходные концепции стратегического управления и их современная оценка [Текст] / В.С. Катькало // Российский журнал менеджмента. - 2010. - № 1. - С. 7-10.
20. Киселев, А.В. Разработка и применение сбалансированной системы показателей на предприятиях [Текст] / А.В. Киселев // Российское предпринимательство. - 2012. - № 10 (208). - С. 81-86.
21. Кощеева, Е.С. Эффективность применения сбалансированной системы показателей [Текст] / Е.С. Кощеева // Экономика, управление, финансы. - 2011. - № 2. - С. 40-41.
22. Коновалова, Л.В. Применение сбалансированной системы показателей в стратегическом управлении [Текст] / Л.В. Коновалова // Креативная экономика. - 2010. - № 2. - С. 102-110.
23. Кобяк, М.В. Международный опыт оценки деловой активности коммерческой организации [Текст] / М.В. Кобяк // Научный вестник МГИИТ. - 2009. - № 1. - С. 78-84.
24. Крылов, С И. Сбалансированная система показателей как аналитический инструмент стратегического управления в условиях современной рыночной экономики [Текст] / С И. Крылов // Омега-Л. - 2006. - № 6. - С. 267.
25. Кучугин, Н Л. Методы стратегического анализа [Текст] : учеб. пособие / Н. Л. Кучугин. - М. : МЭСИ, 2010. - 71 с.
26. Лазебная, Н.В. Преимущества и недостатки применения системы сбалансированных показателей при планировании [Текст] / Н. В. Лазебная // Российское предпринимательство. - 2017. - № 3. - С. 37-39.
27. Лаврова, Т.А. Недвижимость и ее значение в отраслевой структуре экономики России [Текст] / Т.А. Лаврова // Вестник Национальной академии экономики. - 2010. - № 4 (8). - С. 34-40.
28. Максарова, Е. М. Основные направления реализации принципов устойчивого развития бизнеса [Текст] / Е.М. Максарова // Санкт- Петербургский университет экономики и финансов. - 2008. - № 2. - С. 23-25.
29. Мейер, М. Оценка эффективности бизнеса. Что будет после Balanced Scorecard? [Текст] : учебник / М. Мейер, А.О. Корсунский. - М. : ООО «Вершина», 2009. - 272 с.
30. Мескон, М.Х. Основы менеджмента [Текст] : учеб. пособие / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - 3-е изд., пер. с англ. - М. : Дело, 2008. - 672 с.
31. Нивен, П. Сбалансированная система показателей для государственных и неприбыльных организаций [Текст] : учебник / П. Нивен. - Днепропетровск. : Баланс Бизнес Букс, 2009. - 322 с.
32. Ольве, Н. Оценка эффективности деятельности компании. Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей [Текст] : учебник / Н. Ольве. - М. : Издательский дом «Вильяме», 2015. - 304 с.
33. Парахина, В. Н. Стратегический менеджмент [Текст] : учебник /
B. Н. Парахина, Л. С. Максименко, С. В. Панасенко. - М. : Кнорус, 2015. - 208 с.
34. Радушев, Д.А. Использование концепции Balanced Scorecard для разработки системы показателей управления предприятием [Текст] / Д. А. Радушев // Российское предпринимательство. - 2012. - № 8. - С. 70-74.
35. Рамперсад, Х.К. Индивидуальная сбалансированная система показателей: путь к личному счастью, гармоничному развитию и росту эффективности организации [Текст] : учебник / Х.К. Рамперсад. - М. : ЗАО «Олимп-Бизнес», 2013. -176 с.
36. Рой, С. Баланс между стратегией и контролем [Текст] : учебник /
C. Рой, К. Петри, Н. Олве. - СПб. : Питер, 2014. - 320 с.
37. Русинова, А.И. Стратегический анализ - основа стратегического менеджмента организации [Текст] / А. И. Русинова // Пермский институт экономики и финансов. - 2011. - № 1. - С. 134.
38. Саранский, С.В. Проблемы применения сбалансированной системы показателей в отечественной практике управления предприятием
[Текст] С.В. Саранский // Российское предпринимательство. - 2016. - № 9. -
С. 78-82.
39. Савчук, В.П. Финансовая диагностика и мониторинг деятельности предприятия [Текст] : учебник / В П. Савчук. - Киев. : Наука, 2011. -153 с.
40. Сироткин, С А. Финансовый менеджмент на предприятии [Текст] : учебник / С А. Сироткин, Н Р. Кельчевская. - М. : Юнити-Дана, 2009. - 352 с.
41. Скульчес, Д В. Сбалансированная система показателей как развитый инструмент управления потенциалом предприятия [Текст] / Д В. Скульчес // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2008. - № 3. - С. 82-94.
42. Тамбовцев, В Л. Базовые понятия стратегического менеджмента [Текст] / В Л. Тамбовцев // Российский журнал менеджмента. - 2010. - № 4. - С. 13-15.
43. Торинец, К.А. Сбалансированная система показателей как метод реализации стратегии [Текст] / К. А. Торинец, Л.Н. Масюк // Российское предпринимательство. - 2010. - № 12. - С. 12-16.
44. Фридаг, Х. Р. Сбалансированная система показателей: руководство по внедрению [Текст] : учебник / Х.Р. Фридаг, В. Шмидт. - М. : Омега-Л, 2016. - 267 с.
45. Шеховцева, Л. С. Стратегический менеджмент [Текст] : учеб. пособие / Л.С. Шеховцева. - Калининград. : Пресса, 2015. - 153 с.
46. Шматько, Л.П. СЕРВИС настоящее и быдущее [Текст] : учеб. пособие / Л.П. Шматько. - М. : ИКЦ Март, 2014. - 352 с.
47. Шихкеримова, И.А. Методика оценки конкурентоспособности компаний на основе сбалансированной системы показателей [Текст] / И. А. Шихкеримова // Российское предпринимательство. - 2010. -№ 2. - С. 62-68.
48. Яковлев, В.Ю. Система сбалансированных показателей как инструмент формирования стратегии развития организации [Текст] : учеб.
Пособие В.Ю. Яковлев. - М. : ИКЦ Март, 2011. - 352 с.
49. Яковлев, В.Ю. Преимущества и недостатки применения сбалансированной системы показателей в условиях российского бизнеса [Текст] / В.Ю. Яковлев // Российское предпринимательство. - 2012. - № 2. - С. 78-81.
50. Kenneth, W. Making Conflict Management a Strategic Advantage [Text] / W. Kenneth // Psychometrics Canada Ltd. - 2016. - № 10. - P. 23-29.
51. Nair, M. Essentials of Balanced Scorecard [Text] / M. Nair. - John Wiley & Sons, Inc., Hoboken, New Jersey, 2014. - 269p.
52. Teece, D. Dynamic capabilities and strategic management [Text] / D. Teece, G. Pisano // Strategic Management Journal. - 2010. - № 10. - P. 63-66.