Введение 3
Глава 1. Теоретические особенности досуговой деятельности молодежи 8
1.1 Сущность и формы досуговой деятельности 8
1.2 Современные институты досуговой деятельности:
характеристика, классификация, формы 20
Глава 2. Антикафе как социальный институт и форма досуга 32
2.1 Антикафе как форма досуга 32
2.2 Антикафе в пространстве города Владивостока 49
Заключение 54
Список источников и литературы
Актуальность исследования, обусловлена тем, что в нашем динамично развивающемся мире жизнь человека разделяется на две стороны: работа и отдых. Проводя большую часть своей жизни на рабочем кресле видно, что большинство людей отдает все меньше времени и сил на развлечения и отдых. А ведь досуг - это не просто свободное от работы время, можно сказать, что это противоядие от усталости и круговорота будничных дней, производством которого занималась целая индустрия. Качество отдыха и доступность развлечений для человека, является показателем его социального статуса и качества жизни, а для общества - показателем прогресса экономики государства в целом, и ее социально - культурной сферы в том числе. Развлечения - одна из заглавных сфер повседневной жизни человека, способствующая существенно воздействовать на состояния социума. Нужда в развлечении появляется мгновенно после удовлетворения первичных потребностей. Досуговая деятельность по большей части воспринимается исключительно как рекреативная, она обладает неповторимой значимостью. Ну а досуг является ведущей сферой жизнедеятельности.
Антикафе ( тайм-кофе, третье место) по природе своей предстают перед нами как стартапы, которые изначально появились в Москве в 2011 году и за последнее время расползлись не только по всей России, но и по всему миру. Вопреки своей популярности, достаточно много антикафе прекращают свою деятельность, так и не достигнув места на рынке. Подоплекой является зачастую небрежное отношение к гостям и недостаток досугово - развлекательной программы. Рассмотрев схему развития антикафе как одной из форм городского досуга, мы сможем гораздо больше и глубже понять деятельность этого пространства, а также определить место антикафе в многообразной системе городских форм досуга и определить значимость антикафе для жителей города.
Степень научной разработанности проблемы. Городское пространство образует особую структуру, созданную при движении социальных объектов, институтов и сфер городской жизни. В этой связи социологическая концепция социального пространства составляет важнейший элемент изучения городского пространства. Проблемы социального пространства обстоятельно разработаны в социально - философской литературе и представлены трудами П.Бурдье, Э.Дюркгейма, Т.Парсонса, П.Сорокина. Среди отечественных исследований исходные теоретические предпосылки анализа многообразных феноменов социального пространства содержатся в работах В.Виноградского и Е.Ярской- Смирновой.
Методологические основания исследования социологических проблем городского пространства были заложены М.Вебером, представителями чикагской школы урбоэкологов Р.Парком и П.Бурдье, которые подходят к идее организации социального пространства с позиций взаимодействия трех типов капитала: экономического, культурного, социального.
Кроме того, необходимо изучить наиболее популярные на сегодняшний день формы досуга и их связь с социокультурной ситуацией в городском пространстве в целом. В зарубежной и отечественной социологии исследование досуга и свободного времени описаны такими учеными, как Б.Л. Грушин, Ж. Дюмазедье, А.С. Орлов и др. Именно они заложили стрежневые подходы к изучению досуга и свободного времени.
Оценивая уровень исследований, посвященных социальным аспектам досуговой активности, мы отмечаем, что при общем обилии научных трудов и публикаций остается не раскрытым комплексный анализ влияния пространственности на формирование досуговых потребностей, обусловленность досугового поведения особенностями территориального фактора, выявление механизмов воздействия процессов городской пространственной сегрегации на образ жизни и досуговую активность горожан, поэтому данная тематика оказалась в фокусе исследовательского внимания.
Объектом исследования выступают досуговые городские пространства, в частности, антикафе.
Предмет исследования - особенности досуговых практик как способа реализации досуговых потребностей населения на примере пространства антикафе.
Целью исследования является социокультурное изучение особенностей антикафе как досугового пространства в городской структуре.
Исходя из поставленной цели, были сформированы следующие задачи исследования:
1. изучить понятие и формы досуговой деятельности ;
2. изучить современные институты досуговой деятельности:, их характеристики, классификации и формы;
3. рассмотреть антикафе как досуг и досуговую деятельность
4. рассмотреть виды, функции и формы антикафе в городском пространстве г. Владивостока
Источниковая база исследования
Основными источниками для данного исследования послужили материалы, собранные в ходе полевых исследований досуговых пространств (антикафе) города Владивостока.
Теоретико-методологические основы исследования
Так как антикафе - это, в первую очередь, городское досуговое пространство, то для наиболее полного понимания данного феномена, его особенностей и механизмов функционирования, нам необходимо обратиться к исследованиям, изучавшим город как специфическую форму организации социального пространства. Подобными вопросами занимались такие отечественные исследователи как З.Голенкова, Е.Игитханян, А.А. Нещадин и Н. И. Горин.
Теоретической основой исследования также послужили концепции организации социального пространства Э.Дюркгейма, Г.Зиммеля, Т.Парсонса, П.Сорокина.
Кроме того, необходимо обратиться к исследованиям досуга и свободного времени. Исследования И.Бутенко, Л.Михайловой, В.Патрушева, Я.Рощиной послужили методологическим ориентиром при обсуждении вопросов, касающихся тенденций использования свободного времени.
В исследовании были использованы следующие методы: метод терминологического анализа - для определения понятий «досуг», «досуговое пространство», «досуговая деятельность»; метод теоретического анализа - для определения места антикафе в структуре досуговой деятельности, его специфических особенностей, внутреннего содержания, зависимости от многочисленных факторов; социологические методы, в частности, метод стандартизированного интервью - для определения степени востребованности антикафе среди населения.
Структура и объем работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает по 2 параграфа, заключения, списка использованных источников и литературы.
Город является особым типом социальной общности, функционирующей на основе интеграции социально обособленных групп населения. Досуг в системе институализированных досуговых практик выступает одной из характеристик развития городского сообщества, средством свободной самореализации его членов, достижения социальной интеграции и общественной стабильности. В рамках индивидуальной досуговой деятельности создается значительная часть личностного потенциала, реализующегося затем в структуре образа жизни горожанина.
Досуг - это один из видов социальной активности человека, который осуществляется в свободное от работы и основных социальных обязанностей время. Досуг напрямую связан с реализацией различных потребностей индивида: духовных, физических и др. и предполагает осознанный выбор вида активности. Досуговая деятельность в высшей степени зависит от социальных и культурных условий жизни человека и обусловлена, с одной стороны, уровнем культурного развития самой личности, что проявляется в системе запросов и целевых установок, а с другой стороны, теми возможностями, которые общество предоставляет человеку для реализации его интересов.
Досуг в равной степени значим и для личности, и для общества, поскольку органично сочетает в себе жизненно важные установки, ценности, паттерны современной культуры, отражает духовные интересы и потребности, обеспечивает демократические права и свободы человека. В социокультурном отношении досуг располагает богатыми возможностями реализации духовно-нравственного, художественно-эстетического, творческого и рекреативного потенциала личности, социальной группы, общества. Таким образом, опираясь на современное понимание предназначения досуга, культурно-досуговую деятельность можно определить, как систему профессиональной и общественной деятельности, стимулирующую социально-культурную активность, духовное развитие личности и социума в условиях свободного времени. В более широком контексте культурно-досуговая деятельность представляет собой общественно-значимый способ активного отношения личности и социума к действительности, проявляющийся в производстве, распространении, потреблении ценностей культуры в сфере досуга.
В рамках данного исследования было выявлено значение понятия «досуговая деятельность», выявлены основные её формы и характеристики. Кроме того, были выявлены основные факторы, влияющие на характеристики досуга: половозрастной состав индивидов, уровень дохода, климат и пр.
Также нами был проведён анализ современных институтов досуговой деятельности, были выявлены основные их характеристики и формы.
Нами также была подробно рассмотрена концепция «третьих мест», разработанная Р. Ольденбургом, и включающая в себя основные характеристики нового типа досуговых пространств, актуальных для современного общества. Труд «третьих мест» отвечает просьбам возрастающей социальной мобильности, из этого вытекают и появляются новые виды занятости - фриланс, малые формы бизнеса, дистанционный труд, заметное исчезновение границ между отдыхом и работой, запросы на интеллектуальный досуг и достаточно мощная конкуренция на рынке свободного времени и развлечений.
Кроме того, в данном исследовании были выделены базовые составляющие антикафе, как одной из форм «третьего места», существующих в современной системе городских досуговых пространств. Антикафе выполняет множество функций, а именно рабочую, позволяющую комфортно работать удалённо; развивающую, так как на территории антикафе проводятся различные тренинги, мастер -классы, лекции и прочее; развлекательную и коммуникативную. Данные функции принципиально отличают антикафе от других видов досуговых пространств и делают их одними из наиболее востребованных в современном мире.
Кроме того, нами была рассмотрена история возникновения концепции «антикафе» в России и мире. Выявлена история становления и популяризации третьих мест в системе досуговых учреждений. Также был проведён сравнительный анализ антикафе, функционирующих на данный момент в городе Владивостоке. Выявлены основные их функции и механизмы влияния на социокультурные настройки для современного молодого поколения, способы формирования норм поведения и влияния на облик современного городского пространства.
1.1. Источники опубликованные
1. Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (с изменениями от 23 июня 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г., 31 декабря 2005 г., 3 ноября, 29 декабря 2006 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 19 ноября 1992 г., №46, ст. 2615
2. Решение Коллегии Минкультуры РФ от 29.05.2002 N 10 "О некоторых мерах по стимулированию деятельности муниципальных учреждений культуры" (вместе с "Примерным положением о государственном и муниципальном учреждении культуры клубного типа", "Примерным положением о клубном формировании культурно-досугового учреждения") // Документ опубликован не был. - Доступ из СИС «Консультант Плюс»
3. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года. : (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и № 8 - ФКЗ) // СПС «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
2. Литература
2.1 Книги (исследования) и авторефераты
4. Акимова, Л.А. Социология досуга. М., 2003. — 123 с.
5. Бабосов Е.М. Прикладная социология. Мн.: ТетраСистемс, 2000. - 264 с.
6. Бергер,П., Лукман,Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995. - 456 с.
7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М., 1988. - 567 с.
8. Болгов В.И. Социологический анализ новых форм социокультурной жизни // Социс. 2003. - 175 с.
9. БурдьеП.Структуры, Habitus, Практики / Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. //Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1995. - 545 с.
10. Виноградский В.Г. Социальная организация пространства./ М.: Наука,
1988. - 376 с.
11. Вишняк, А.И., Тарасенко, В.И. Культура молодежного досуга. К., 1999. -72 с.
12. Грицанов А. А. Энциклопедия социологии. / М.: Книжный Дом., 2003.
- 465 с.
13. Грушин Б. Свободное время. Актуальные проблемы / М.: Мысль 1967,
- 200 с.
14. Денисов Н. Субъекты социокультурного развития для XXI века. Краснодар. 1999. - 364 с.
15. Дюмазедье Ж. На пути к цивилизации досуга / Дюмазедье Ж. - М.: Вестн. МГУ 1993, - 160 с.
16. Зиммель Г. О социальной дифференциации. Социологические и психологические исследования / М.: Наука, 1890.- 381 с.
17. Зборовский Г. Е. Общая социология. / М.: Гардарика, 2004. - 340 с.
18. Зборовский Г.Е. Социология досуга и культуры. -М., 2006. - 284 с.
19. Каплан M. Досуг в Америке / Нью-Йорк. Изд. Вилли, 1960. - 367 с.
20. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М., 2004. - 432 с.
21. Киселева Т.Г. Теория досуга за рубежом. Курс лекций. М., 1992. - 321 с.
22. Лаврецова, С.В.Пути реализации культуросозидающего потенциала досуга./ СПб, 2004. - 236 с.
23. Мискевич, А.Б. Человек в свободное время. Минск, 1989. - 120 с.
24. Михеева, Н.А. Управление социально-культурной средой. СПб., 2005. -217 с.
25. Мяло, К.Г. Время выбора: молодежь и общество в поисках альтернативы. М.: Прогресс, 1991.- 253 с.
26. Наркулов, Д. Культура быта и свободное время. Ташкент, 1989. - 231 с.
27. Нещадин А.А., Горин Н.И. Феномен города: социально¬
экономический анализ. М.: Изограф. 2001. - 239 с.
28. Омельченко, Е.Л. Молодежь: открытый вопрос. Ульяновск, 2004. - 296 с.
29. Орлов А.С. Социология рекреации. - М.: Наука, 1995. - 354 с.
30. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1997. - 456 с.
31. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1997. - 338 с.
32. Пименова В.Н. Свободное время в социалистическом обществе. М.: Мысль, 1974. - 365 с.
33. Пруденский Г. Проблемы рабочего и внерабочего времени. М.: Наука, 1972. - 215 с.
34. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. / Пер. А.Ю. Согомонова./ М.: Политиздат, 1992.- 489 с.
35. Соколов, A.B. Феномен социокультурной деятельности / A.B. Соколов // СПб. 2003. - 321 с.
36. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени. М.: Инфра-М, 1991. - 473 с.
37. Ферхнем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. — СПб.: Питер, 2001. - 376 с.
38. Фрейд З. Толкование сновидений. М.: Азбука Классики. 2003. - 453 с.
39. Шопенгауэр А.А. Афоризмы житейской мудрости. М.: Мысль, 1990. - 543 с.
40. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория: монография. М., 2000. - 129 с.
41. Ярская-Смирнова Е. Спациальное и темпоральное измерение нетипичности // Пространство и время в современной социологической теории / Под ред.
42. Ю.Л.Качанова.-М.: Изд-во Института Социологии РАН, 2000, - 587 с.
2.2 Статьи
43. Алисов, Д.А. Социокультурный облик городской молодежи в условиях «перестройки» и современных реформ //Вестник Омского университета. №3. 1996. - 134 с.
44. Бабаян И. В, Любимова А. Д, Русакович Е. Ф. «Быть самим собой»: социокультурное пространство антикафе в контексте города // Вестн. Саратовского гос. техн. ун-та. 2014. Т. 4, № 1. - 217 с.
45. Башева С. И. Инновационные форматы организации молодежных // Сервис в России и за рубежом. 2013. — № 5. - 187 с.
46. Большакова, О.А. Современные приоритеты в повседневной жизни студенческой молодежи: учеба в вузе и оплачиваемая работа. М.: ИС РАН,
2004. - 156 с.
47. Бочарова, О., Лернер, А. Особенности образа жизни подростков //Мониторинг общественного мнения. 1998. № 6. - 197 с.
48. Бутова, Т.Г. Маркетинговые исследования культурного досуга // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. - №3. - 234 с.
49. Вебер М. Класс, статус, партия // Социальная стратификация. Выпуск
1. Сборник статей под. ред. Е.В.Шокина. Москва. 1991. - 453 с.
50. Голенкова З.Т., Игитханян ЕД. Процессы интеграции и дезинтеграции в социальной структуре российского общества//Социс, 1999, № 9, - 123
51. Головин, В.В., Лурье, М.Л. Идеологические и территориальные
сообщества молодежи: мегаполис, провинциальный город, село //
Этнографическое обозрение. 2008. № 1. - 254 с.
52. Донецкова Я. Феномен Антикафе как инновация в досуговых услуг. ЕСУ №5 (14). 2015. - 283 с.
53. Дубин, Б. Группы, институты и массы: Культурная репродукция и культурная динамика в сегодняшней "России // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 1998. № 4. — 186 с.
54. Дюркгейм Э. «Ценностные» и «реальные» суждения // Социологические исследования. 1991, № 2. - 489 с.
55. Дюмазедье, Ж. На пути к цивилизации досуга / Ж. Дюмазедье // Вестн. МГУ. - 1993. - № 1. - 234 с.
56. Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) №5 (14). 2015. - 241 с.
57. Зубок, Ю.А., Чупров, В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. РАН. Институт социально-политических исследований М., 2000. - 195 с.
58. Логинова Н. А. Антикафе как новое пространство для культурно-досуговой деятельности и творческой реализации личности // Человек в мире культуры. 2014. — № 4. - 154 с.
59. Носкова Н.А. Инновационная деятельность в сфере услуг: Современные научные исследования и инновации, 2012. -№ 6. - 172 с.
60. Осадчая, Г.И. Стиль жизни молодых горожан: трансформация и региональная дифференциация// Социс.- 2002.- №10. - 143 с.
61. Ольденбург, Р. Третье место: кафе, кофеини, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества / пер. с англ. А. Широкановои. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. - 195 с.
62. Парк Р.Э. Человеческая миграция и маргинальный человек // Социальные и гуманитарные науки. Социология. Серия 11. №3. 1998, - 178 с.
63. Парк Р. Социология, сообщество и общество (фрагменты) // Социальные и гуманитарные науки. РЖ. Серия 11 .Социология. 2000. № 3. - 161 с.
64. Пестова. А. Человек в мире культуры. Региональные культурологические исследования. № 2. 2017. - 184 с.
65. Пименова В. Н. Вестник МГЛУ. Выпуск 19 / 2012. - 193 с.
66. Помыткина Л. Антикафе: возможности и перспективы.
Международный научный журнал «Символ науки» №4. 2017. - 194 с.
67. Рощина Я.А. Пространственная поляризация и переориентация // Куда идет Россия? Трансформация социокультурной сферы и социальная политика / Под общ. ред. Т.И.Заславской. М.: 1998. - 235 с.
68. Цветкова. Е. Функциональный ресурс коммуникационных институтов культуры. // Вестник НГТУ им. Р. Алексеева. М.: 2003. - 354 с.
69. Чаплашкин Н. Фриланс как социальное явление. // Человек и труд. № 7, 2012. - 175 с.
70. Якушина Е.В. Подростки в Интернете: специфика информационного воздействия // Педагогика. 2001. - №4. - 165 с.
2.3 Электронные ресурсы (удаленного доступа и CD)
71. Богачева Е.А. Специфика применения рекламных коммуникаций в социальных сетях: Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. - режим доступа:www.scienceeducation.ru/118-14478
72. Носкова Н.А. Инновационная деятельность в сфере услуг: Современные научные исследования и инновации, 2012. - № 6 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// web.snauka.ru/issues/2012/06/15039
73. Статья «Коворкинг: 18 месяцев спустя» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://habrahabr.ru/
74. История первого в России антикафе. Секретами делится его создатель Иван Митин // [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://novabiz.ru/articles/istoriya-pervogo-v-rossii-antikafe-sekretami-delitsya-ego-sozdatel-ivan-mitin.html
75. Что такое антикафе? [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://neocafe.ru/articles/chto-takoe-antikafe
76. Антикафе «Отдел культуры», официальная группа ВКонтакте [Электронный ресурс]. - режим доступа:https://vk.com/welcome vl
77. Антикафе «Третье место», официальная группа ВКонтакте
[Электронный ресурс]. - режим доступа: https://vk.com/3place vl
78. Антикафе «Gallery&More», официальная группа ВКонтакте
[Электронный ресурс]. - режим доступа: https://vk.com/ galleryandmore
2.5 Справочная литература
79. Жаркова, C. Деятельность учреждений культуры: учеб. Пособие / C.
Жаркова. 3-е изд. Испр. и доп. - М.: МГУКИ, 2003. - 342 с.
80. Осипов Г. Российская социологическая энциклопедия. М., Норма- Инфра-М, 1998. - 280 с.
81. Российская социологическая энциклопедия / Ин - т соц. - полит. исслед. РАН; Под. общ. ред. Г. В. Осипова. - М.: НОРМА - АНФРА-М, 1998. - 386 с.
82. Учебное пособие. «Культурно-досуговая деятельность. / под редакцией В.М.Чижикова и А.Д.Жаркова 1998. - 468 с.
83. Фролов С. С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. Раздел III. Социальные взаимосвязи. Глава 3. Социальные институты. М.: Наука, 1994. - 654 с.
84. Новикова, И.А. Организация досуга подрастающего поколения в США. Учебное пособие по специализации "Культурно-просветительская работа среди детей и подростков". СПб: СПГИК, 1991. — 356 с.