Частно-государственное партнерство как инструмент инвестиционной политики государства
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В
УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА 6
1.1 Место инвестиционной политики в системе отраслевых политик
государства (система инструментов, методов) 6
1.2 Инвестиционная политика РФ на современном этапе развития. .15
ГЛАВА 2. ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО В СИСТЕМЕ ИНСТРУМЕНТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 23
2.1 Частно-государственное партнерство в современных
экономических условиях 23
2.2 Роль частно-государственного партнерства в обеспечении
эффективной инвестиционной политики государства 29
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ПРОЕКТОВ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ 42
3.1 Проект постройки Западного скоростного диаметра (ЗСД) 42
3.2 Проект создания системы «Платон» 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В
УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА 6
1.1 Место инвестиционной политики в системе отраслевых политик
государства (система инструментов, методов) 6
1.2 Инвестиционная политика РФ на современном этапе развития. .15
ГЛАВА 2. ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО В СИСТЕМЕ ИНСТРУМЕНТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 23
2.1 Частно-государственное партнерство в современных
экономических условиях 23
2.2 Роль частно-государственного партнерства в обеспечении
эффективной инвестиционной политики государства 29
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ПРОЕКТОВ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ 42
3.1 Проект постройки Западного скоростного диаметра (ЗСД) 42
3.2 Проект создания системы «Платон» 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
Катализатором развития современных мировых экономических систем является совокупность использования частных и государственных ресурсов. История показала, что модель Адама Смита с его «невидимой рукой рынка» не может обеспечить стабильного развития общества так же, как и модель тоталитарного государства с абсолютным контролем всех сфер общественной жизни. В связи с этим комбинация государственного и частного участия в политике и экономике представляется наиболее перспективным вариантом развития общества. Одной из ключевых задач государства в этих условиях является обеспечение привлекательного инвестиционного климата внутри страны, регуляция административных барьеров, снижение бюрократизации общества. Благоприятный инвестиционный климат, стимулируя создание новых рабочих мест и облегчая условия ведения малого и среднего бизнеса в конечном счете способствует повышению уровня жизни населения. Поэтому интерес власти к формированию благоприятного инвестиционного климата очевиден, ведь при этом власть обеспечивает себе политическое доверие со стороны общества.1Масштабы, структура и эффективность использования инвестиций во многом определяют результаты хозяйствования на различных уровнях экономической системы, состояние, перспективы развития и конкурентоспособность национального хозяйства.
Российская экономика на современном этапе представляет собой экспортно-сырьевую модель экономики. Финансово-экономические кризисы последних лет показали всю несостоятельность данной модели, что привело к пересмотру стратегии экономического развития России на ближайшие годы.
Согласно «Стратегии 2020» новая модель российской экономики («постиндустриальная экономика») должна основываться на сервисных отраслях, ориентированных на развитие человеческого капитала. Для реализации данной стратегии необходимы активные действия со стороны государства по привлечению новых инвесторов как внутренних, так и внешних. Наличие санкций и «контрсанкций» всерьез осложнило данную задачу. После Олимпийских Игр в Сочи в 2014 году российская экономика должна была стать более привлекательной для инвесторов, однако события на международной не позволили этому произойти. Сейчас государство выработало новую методику взаимодействия с бизнесом, базирующуюся не просто на привлечении средств частных предпринимателей, а на совместной реализации крупных стратегических проектов по принципу частно-государственного партнерства (ЧГП). Такое сотрудничество нацелено на обеспечение баланса интересов всех задействованных сторон, на решение проблем в области социально-экономического развития страны, на достижение высокого уровня активности российских экономических и политических игроков.
Таким образом, актуальность данной темы исследования обусловлена направленностью на решение чрезвычайно сложного комплекса проблем, от успешности реализации которых во многом будет зависеть будущее российского государства, бизнеса и общества в целом.
Степень разработанности темы
Многие ученые со всего мира всегда уделяли большое внимание исследованию аспектов сотрудничества государства и частного бизнеса. Такие современные ученые, как Э. Аткинсон, Е. Балацкий, В. Бирюков, Дж. Бьюкеннен, Дж. Валлис, Ю. Винслав, Н. Газизуллин, Р Гринберг, Д. Осборн., Н. Петраков, Д. Стиглиц, К. Яновский раскрывают различные стороны данного партнерства.
Вопросами становления ЧГП в России занимаются О.С. Белокрылова, Е.И. Бухвальд, В.Г. Варнавский, А.Г. Зельднер, М.А. Дерябина, В.А. Кабашкин, В.Н. Мочальников, Л.И. Цедилин.
Политико-правовые аспекты сотрудничество государства и субъектов хозяйствования нашли отражение в работах М.В. Вилисова, Е.А. Хрусталевой, В.И. Якунина, А.М. Ковалева, Л.Ю. Титова, Е.Б. Ленчук, В.Н. Лисачкина, В.М. Савельева.
Несмотря на большое количество работ в сфере частно-государственного партнерства, остается ряд областей, изучение которых началось недавно и сейчас происходит становление теоретико-методологической базы.
Объект исследования
Объектом исследования являются механизмы взаимодействия государства и бизнеса в рамках инвестиционной политики России.
Предмет исследования
Предметом данного исследования являются сущностные особенности реализации инвестиционной политики Российского государств, а также способы применения государственно-частного партнерства, как одного из главных инструментов данной политики.
Цель исследования
Цель исследования - изучить ключевые особенности инвестиционной политики РФ и рассмотреть ее реализацию на базе крупных ЧГП-проектов.
Задачи исследования
- изучение концептуальных основ инвестиционной политики;
- определение места инвестиционной политики в системе отраслевых политик России;
- выявление особенностей государственно-частного партнерства в
РФ, как одного из ключевых стимулов инвестирования; рассмотрение применения методов партнерства государства и бизнеса в сфере реализации крупных инвестиционных проектов
Российская экономика на современном этапе представляет собой экспортно-сырьевую модель экономики. Финансово-экономические кризисы последних лет показали всю несостоятельность данной модели, что привело к пересмотру стратегии экономического развития России на ближайшие годы.
Согласно «Стратегии 2020» новая модель российской экономики («постиндустриальная экономика») должна основываться на сервисных отраслях, ориентированных на развитие человеческого капитала. Для реализации данной стратегии необходимы активные действия со стороны государства по привлечению новых инвесторов как внутренних, так и внешних. Наличие санкций и «контрсанкций» всерьез осложнило данную задачу. После Олимпийских Игр в Сочи в 2014 году российская экономика должна была стать более привлекательной для инвесторов, однако события на международной не позволили этому произойти. Сейчас государство выработало новую методику взаимодействия с бизнесом, базирующуюся не просто на привлечении средств частных предпринимателей, а на совместной реализации крупных стратегических проектов по принципу частно-государственного партнерства (ЧГП). Такое сотрудничество нацелено на обеспечение баланса интересов всех задействованных сторон, на решение проблем в области социально-экономического развития страны, на достижение высокого уровня активности российских экономических и политических игроков.
Таким образом, актуальность данной темы исследования обусловлена направленностью на решение чрезвычайно сложного комплекса проблем, от успешности реализации которых во многом будет зависеть будущее российского государства, бизнеса и общества в целом.
Степень разработанности темы
Многие ученые со всего мира всегда уделяли большое внимание исследованию аспектов сотрудничества государства и частного бизнеса. Такие современные ученые, как Э. Аткинсон, Е. Балацкий, В. Бирюков, Дж. Бьюкеннен, Дж. Валлис, Ю. Винслав, Н. Газизуллин, Р Гринберг, Д. Осборн., Н. Петраков, Д. Стиглиц, К. Яновский раскрывают различные стороны данного партнерства.
Вопросами становления ЧГП в России занимаются О.С. Белокрылова, Е.И. Бухвальд, В.Г. Варнавский, А.Г. Зельднер, М.А. Дерябина, В.А. Кабашкин, В.Н. Мочальников, Л.И. Цедилин.
Политико-правовые аспекты сотрудничество государства и субъектов хозяйствования нашли отражение в работах М.В. Вилисова, Е.А. Хрусталевой, В.И. Якунина, А.М. Ковалева, Л.Ю. Титова, Е.Б. Ленчук, В.Н. Лисачкина, В.М. Савельева.
Несмотря на большое количество работ в сфере частно-государственного партнерства, остается ряд областей, изучение которых началось недавно и сейчас происходит становление теоретико-методологической базы.
Объект исследования
Объектом исследования являются механизмы взаимодействия государства и бизнеса в рамках инвестиционной политики России.
Предмет исследования
Предметом данного исследования являются сущностные особенности реализации инвестиционной политики Российского государств, а также способы применения государственно-частного партнерства, как одного из главных инструментов данной политики.
Цель исследования
Цель исследования - изучить ключевые особенности инвестиционной политики РФ и рассмотреть ее реализацию на базе крупных ЧГП-проектов.
Задачи исследования
- изучение концептуальных основ инвестиционной политики;
- определение места инвестиционной политики в системе отраслевых политик России;
- выявление особенностей государственно-частного партнерства в
РФ, как одного из ключевых стимулов инвестирования; рассмотрение применения методов партнерства государства и бизнеса в сфере реализации крупных инвестиционных проектов
В рамках данной работы изучены концептуальные основы инвестиционной политики. Определено, что инвестиционная политика является одной из основных отраслевых политик в системе государственного управления. Во многом именно благодаря успешной реализации данной формы политики происходит успешное как экономическое, так и политическое развитие государства. В работе рассмотрены основные методы реализации инвестиционной политики. К их числу относятся создание нормативно-правовых актов, государственное планирование, программирование, партнёрство, субсидии и льготы, кредитование, осуществление социальных и экономических программ. Государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет совокупность политических подходов и решений, закрепленных законодательством для установления рамок деятельности инвесторов. Рассмотрев, опыт реализации инвестиционной политики в различных странах мира, можно сделать вывод о том, что нет универсальных методов реализации, для каждой экономико-политической системы подходят свои уникальные методы. Одной из основных современных тенденций развития инвестиционной политики является её регионализация: все больше мер по улучшению инвестиционного климата федеральный центр старается передать органам власти субъектов федерации. Предполагается, что они должны быть более компетентны во многих вопросах, касающихся инвестиционного климата региона, тогда как федеральные органы власти будут заниматься реализацией проектов более крупного, общероссийского масштаба.
В работе доказана гипотеза о том, что частно-государственное партнерство является одним из наиболее эффективных методов инвестиционной политики в целом и наиболее подходящим для привлечения инвестиций в российскую экономику на современном этапе её развития. В современном мире механизм партнерства государства и бизнеса позволяет привлечь в экономику страны дополнительные ресурсы, перераспределить риски, направить деятельность частных бизнес-структур на обеспечение социально-экономического благополучия общества. Так как прогрессивное развитие страны напрямую связано с инновациями, то необходимо отметить, что формирование национальной и региональных инновационных систем основывается именно на принципе ЧГП, которое включает в себя взаимодействие государства, бизнеса и научно-образовательных организаций. Установление партнёрских отношений с бизнесом способствует более эффективному и качественному выполнению основных функций государства. Формы и методы реализации ЧГП могут существенно отличаться в зависимости от сферы применения, национальных и территориальных особенностей.
Проанализировав мировой опыт применения элементов ЧГП, можно сделать вывод, что с каждым годом количество и разнообразие программ, реализуемых с помощью механизмов ЧГП, растет ввиду того, что они доказывают свою эффективность. Экономические модели развитых стран мира направлены на поощрение частной инициативы, на перекладывании части социальной ответственности с государства на частные предприятия.
Особую эффективность механизмы партнерства приобретают в кризисные и посткризисные для государства периоды. Ослабленные политические институты не всегда могут справиться с удовлетворением всех имеющихся запросов общества, экономические субъекты также могут испытывать определенные трудности ввиду спада производства и понижения покупательной способности потребителей. В данном случае кооперация - это то, что поможет решить проблемы обоих субъектов.
Реализация проекта ЗСД посредством частно-государственного партнерства оказалась наиболее эффективным способом как с точки зрения финансовых потоков, так и с точки зрения социально-политической эффективности. Сотрудничество частного капитала и государственного оказалось наиболее подходящим в сложных экономических условиях, в которые попала стройка проекта. Именно благодаря этому механизму удалось спасти компании-застройщики от банкротства и обеспечить город поочередным введением объектов транспортной инфраструктуры в пользование.
Проект создания платежной системы «Платон» оказался более проблематичным. Финансово-экономическая сторона вопроса была хорошо проработана и запущена в использование. Однако, социально-политическая сторона явно было недооценена. Власти не были готовы к такому количеству забастовок дальнобойщиков. Стоит отметить, что для введения такой системы необходимо создание определенных конструктивных предпосылок, чтобы она не стала губительной для представителей бизнеса. Необходим апробационный запуск данной системы для выявления проблем и недостатков.
На данный момент инвестиционная политика России переживает тяжелые времена. Ввиду сложной экономической и политической ситуации, внешнеполитических обострений, низких цен на энергоресурсы, нестабильностью национальной валюты инвестиционные потоки в экономику страны сократились на 92%. Основными проблемами инвестиционной политики остаются падение доверия международных кредитных организаций к российским акциям, дефицит ликвидности внутри России, снижение динамики производства в важнейших отраслях российской экономики, падение уровня ВВП, бюрократизированность экономико-политической системы, отсутствие прозрачности при проведении конкурсных отборов, высокие ставки налогообложения во многих отраслях.
На данный момент перед Россией стоит ряд целей и задач, которые необходимо выполнить уже в самом ближайшем будущем для того, чтобы страна смогла приблизиться к развитым державам по показателю благоприятности внутреннего инвестиционного климата.
В работе доказана гипотеза о том, что частно-государственное партнерство является одним из наиболее эффективных методов инвестиционной политики в целом и наиболее подходящим для привлечения инвестиций в российскую экономику на современном этапе её развития. В современном мире механизм партнерства государства и бизнеса позволяет привлечь в экономику страны дополнительные ресурсы, перераспределить риски, направить деятельность частных бизнес-структур на обеспечение социально-экономического благополучия общества. Так как прогрессивное развитие страны напрямую связано с инновациями, то необходимо отметить, что формирование национальной и региональных инновационных систем основывается именно на принципе ЧГП, которое включает в себя взаимодействие государства, бизнеса и научно-образовательных организаций. Установление партнёрских отношений с бизнесом способствует более эффективному и качественному выполнению основных функций государства. Формы и методы реализации ЧГП могут существенно отличаться в зависимости от сферы применения, национальных и территориальных особенностей.
Проанализировав мировой опыт применения элементов ЧГП, можно сделать вывод, что с каждым годом количество и разнообразие программ, реализуемых с помощью механизмов ЧГП, растет ввиду того, что они доказывают свою эффективность. Экономические модели развитых стран мира направлены на поощрение частной инициативы, на перекладывании части социальной ответственности с государства на частные предприятия.
Особую эффективность механизмы партнерства приобретают в кризисные и посткризисные для государства периоды. Ослабленные политические институты не всегда могут справиться с удовлетворением всех имеющихся запросов общества, экономические субъекты также могут испытывать определенные трудности ввиду спада производства и понижения покупательной способности потребителей. В данном случае кооперация - это то, что поможет решить проблемы обоих субъектов.
Реализация проекта ЗСД посредством частно-государственного партнерства оказалась наиболее эффективным способом как с точки зрения финансовых потоков, так и с точки зрения социально-политической эффективности. Сотрудничество частного капитала и государственного оказалось наиболее подходящим в сложных экономических условиях, в которые попала стройка проекта. Именно благодаря этому механизму удалось спасти компании-застройщики от банкротства и обеспечить город поочередным введением объектов транспортной инфраструктуры в пользование.
Проект создания платежной системы «Платон» оказался более проблематичным. Финансово-экономическая сторона вопроса была хорошо проработана и запущена в использование. Однако, социально-политическая сторона явно было недооценена. Власти не были готовы к такому количеству забастовок дальнобойщиков. Стоит отметить, что для введения такой системы необходимо создание определенных конструктивных предпосылок, чтобы она не стала губительной для представителей бизнеса. Необходим апробационный запуск данной системы для выявления проблем и недостатков.
На данный момент инвестиционная политика России переживает тяжелые времена. Ввиду сложной экономической и политической ситуации, внешнеполитических обострений, низких цен на энергоресурсы, нестабильностью национальной валюты инвестиционные потоки в экономику страны сократились на 92%. Основными проблемами инвестиционной политики остаются падение доверия международных кредитных организаций к российским акциям, дефицит ликвидности внутри России, снижение динамики производства в важнейших отраслях российской экономики, падение уровня ВВП, бюрократизированность экономико-политической системы, отсутствие прозрачности при проведении конкурсных отборов, высокие ставки налогообложения во многих отраслях.
На данный момент перед Россией стоит ряд целей и задач, которые необходимо выполнить уже в самом ближайшем будущем для того, чтобы страна смогла приблизиться к развитым державам по показателю благоприятности внутреннего инвестиционного климата.
Подобные работы
- Частно-государственное партнерство как инструмент инвестиционной политики государства
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016 - ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК СК-ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2016 - Формирование механизмов частно-государственного партнерства развития
бизнеса в сфере туризма муниципальных образований региона
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Государственно-частное партнерство как инструмент повышения инвестиционной активности региона (Московский университет имени С.Ю. Витте)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2021 - Государственно-частное партнерство как инструмент реализации социальных программ (Государственный Университет Управления)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - МЕЖДУНАРОДНЫЕ САНКЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4560 р. Год сдачи: 2016 - ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017



